Есть ли выбор у Зеленского?

16 января 2024

Л. Е. Гринин, М. Л. Гринин

Введение

В начале 2024 г. видны серьезные изменения в расстановке и балансе сил в специальной военной операции России на Украине (СВО)[1]. Однако до решающего перелома на фронте еще далеко. В этой статье мы рассмотрим ситуацию прежде всего с политической точки зрения, как бы с позиции Зеленского, его возможностей оставаться у власти. Почему? Потому, что уход Зеленского от власти сразу обрушит мотивацию значительной части политической элиты и большинства населения Украины к продолжению войны. Тем более что вопрос о том, надо ли Украине продолжать войну, истребляя собственное население и разрушая собственную страну, активно обсуждается. Зеленский – упорный и активный враг России. Но врага нельзя недооценивать, как мы несколько раз убеждались в 2022 г. Как бы ни относиться к личности Зеленского, надо признать, что временные успехи Украины в 2022 г., мощный поток вооружения туда во многом именно его заслуга. Для долгосрочных интересов Украины война самоубийственна. Однако для Зеленского и его окружения она единственная возможность оставаться у власти и привлекать к себе внимание США и Европы. Поэтому он убежденный сторонник войны до последнего. Неожиданно для всех он оказался стойким противником, реально сплотившим украинское население в 2022–2023 гг. и все еще продолжающим его сплачивать, хотя раскол в элите и изменение настроения населения уже налицо. Таким образом, смена любым способом президента на Украине будет означать перелом в отношении к войне и переговорам с Россией (а соответственно и уступкам ей). Поэтому смена Зеленского на посту президента была бы явно на руку России. Но возможна ли она?

1.  Украина и Запад

Кто же, кроме России, может быть заинтересован в изменении военного курса Украины (не считая, конечно, населения, которое с тревогой и ужасом ожидает расширения мобилизации)? Это украинская оппозиционная политическая элита, стремящаяся за счет лозунгов мира улучшить свое положение, а то и прийти к власти на место партии Зеленского. И, конечно, что особенно важно, это западные, прежде всего американские, политические лидеры, которые уже не хотят столь активно, как раньше, поддерживать Украину с учетом уменьшения ее шансов на значимую победу. Теперь, по их мнению, лучше всего зафиксировать ситуацию, заморозить конфликт, оставив Россию, находящуюся под санкциями, в подвешенном состоянии, то есть свои усилия и издержки сократить, но продолжить держать Россию на украинском крючке. Интересы Украины для западных игроков имеют второстепенное значение. При этом надо понимать, что западные лидеры отнюдь не едины в своих подходах: имеется широкий спектр политических мнений как среди глав разных государств, так и среди представителей разных политических сил в рамках одной страны. И эти мнения, их авторитетность и вариативность меняются достаточно быстро. При этом часть политических западных элит хорошо понимает, что время сейчас играет на руку России, поэтому затягивание конфликта уменьшает их шансы на реализацию указанного плана по заморозке конфликта без западных гарантий РФ и какого-то мирного договора. Правда, если конфликт сильно затянется, то остается заметный шанс на то, что западный ВПК раскрутится и сможет активнее помогать Украине. Запад, конечно, был бы не против, чтобы конфликт продолжался долго, славянские народы ослабляли друг друга, а возможности РФ были резко ограничены. Но для этого требуется постоянная и большая помощь Украине, которую по политическим, выборным, технологическим и некоторым иным причинам США и Европа не могут оказывать в прежнем объеме. Поэтому более влиятельное западное мнение заключается в следующем: конфликт надо замораживать, чтобы подать это населению как победу Запада, который смог остановить агрессию России. Вот почему они усиливают давление на Зеленского. С учетом такого расклада мы и рассмотрим возможности Зеленского, а через эту призму и Украины на продолжение войны.

Главный вывод 2023 г.: надежды Украины на заметные успехи на фронте, чтобы выгодно представить ситуацию на Западе или в переговорах, радикально уменьшились. В 2024 г. не видно реальных возможностей для Украины организовать сколько-нибудь крупное наступление, не говоря уже о крупной победе. В целом Зеленскому и Ко остается надеяться только на какой-то счастливый случай для Украины (каким теоретически мог быть мятеж Пригожина) вроде смерти или тяжелой болезни Путина или на что-то подобное. Но такого рода случай не предугадать, а вне такой ситуации шансов на победу практически нет. Есть только шанс на более или менее успешную оборону, на оборону, которая может длиться много месяцев и даже годы без глубоких прорывов фронта. Прошлый год в целом демонстрировал возможности такого рода обороны. Приобретения обеих сторон в территориальных измерениях незначительные, зато они густо политы кровью. Но такая оборона требует больших человеческих ресурсов и поставок оружия. Первые на Украине еще есть (там пока не трогают молодежь), хотя мобилизовывать людей стало намного труднее (и будет все сложнее). Зато со вторым, похоже, большая проблема. С одной стороны, налицо уменьшение желания и возможностей США и Запада, которые не только не готовы увеличить объем помощи, но и, скорее всего, сократят ее. С другой стороны, каких-то видов вооружения и амуниции (особенно снарядов) просто нет в достаточном количестве, а их производство выйдет на необходимый уровень еще очень нескоро. В такой ситуации возможности для глухой обороны сильно ограничены по времени: по нашему ощущению, от нескольких месяцев до года – в зависимости от объема помощи (но во второй половине 2024 г. ощущение сильно возросших возможностей наступления России, думаем, станет весьма зримым).

Проницательные аналитики, вроде известного британского историка и политолога Нила Фергюсона, понимают это. Он в частности пишет: «Даже если помощь США останется в подвешенном состоянии, прорыв России вдоль линии фронта в ближайшие несколько месяцев остается маловероятным. Тем не менее Россия сможет подавить боеспособность Украины. Ко второй половине 2024 г. ситуация может стать опасно нестабильной». Для США, в принципе, было бы достаточно, если бы фронт был более или менее устойчивым до выборов (то есть до ноября 2024 г.). Тогда, как мы уже говорили, избирателей можно было бы уверять, что политика Америки в отношении Украины правильная, она твердо стоит на ногах, Россия сделать ничего не может. Но для этого надо так или иначе поддерживать украинцев, помогая деньгами и особенно оружием.

2.  Какой выбор есть у США и Европы?

В такой обстановке полезно посмотреть, какие варианты выбора есть у Зеленского. Но сначала обозначим, какой выбор есть у США, Евросоюза, Великобритании. Последняя будет подталкивать Украину на различные провокации, поставлять какие-то виды вооружения (типа морских дронов), но в целом ее помощь не может как-то серьезно повлиять на ситуацию на фронте. Тем не менее Великобритания отлично исполняет роль провокатора в этой войне, постоянно подталкивая украинцев к кровавым и все более отчаянным актам, а европейцев к поддержке Украины до конца. Совсем недавно министр обороны Великобритании Грант Шаппс (Grant Shapps) заявил: «Мы должны объединиться, чтобы помочь Украине в конфликте, который определит судьбу Европы на десятилетия, как техникой, так и моральной поддержкой и лидерством» (Браун 2023).

Правда, нет смысла подталкивать украинское командование к провокациям. В этом отношении украинцы могут дать всем сто очков вперед. «Горячие» и «отмороженные» головы там в постоянном поиске славы и «перемог», в мечтах о получении поддержки в случае организации удачной крупной или средней провокации, в которой можно будет обвинить Россию. Но самостоятельно подготовить и осуществить эту провокацию тайно, без сучка и задоринки не так просто, и в итоге, вероятнее всего, западные кураторы сделают выговор и «сольют», а камни полетят не в Путина, а в Зеленского. Вот почему помощь Великобритании для Украины особенно важна.

Надевропейская элита и часть национальных элит в Европе в принципе готовы поддерживать Украину долго, даже в случае прихода к власти Трампа и прекращения американской помощи Украине. Сейчас их план таков: затянуть российско-украинский конфликт до 2025 г. и далее в надежде измотать Россию и увеличить объем военного производства в Европе в ближайшие годы. Но с учетом сложной системы устройства Европейского Союза, уменьшения желания у избирателей поддерживать войну, им все труднее обеспечивать единство действий. Поэтому при заметном и длительном уменьшении поддержки со стороны США, очевидно, будет наблюдаться разлад и торпедирование идеи поддержки Украины со стороны все большего числа государств – членов ЕС. С учетом слабости военного потенциала Европы, нежелания таких стран, как Германия, передавать Украине оружие дальнего действия можно говорить о том, что реальная поддержка со стороны Европы будет слабеть. Только очень сильное давление со стороны Америки могло бы на время сохранить высокий объем помощи Украине. Но тут США сами должны показывать пример, чего в ближайший год (не исключено, что и вообще) ожидать трудно. Поэтому давление США на ЕС будет, но оно не окажет такого же сильного эффекта, какой оказывало ранее.

Однако наиболее серьезным и, не исключаем, успешным может оказаться требование разморозить активы РФ в пользу Украины. Европейцы очень этому противятся по причине боязни репутационных издержек для евро и авторитета Европы (и без того сильно упавшего), а также по причине возможных ответных мер со стороны России. Зато у Великобритании и части американской элиты есть огромное желание «скушать большой и вкусный бутерброд» в виде этих активов. Тем более, что США рискуют намного меньше Европы, так как заморозили всего 5 млрд долларов российских активов. Поэтому США могут решить, что им выгодно подчинить себе Европу, получить легкие деньги для поддержки Украины (и своего ВПК) на длительное время, не зависеть в этом плане от позиции республиканцев, а заодно еще более ослабить Европу и окончательно закрыть возможности для восстановления сотрудничества Европы с Россией. США традиционно «подминают» союзников в своих интересах уже много десятилетий (вспомним отказ США от золотого стандарта в 1970-е гг., договор в отеле «Плаза» о ревальвации (удорожании) немецкой марки и японской йены в 1985 г., в результате чего американский экспорт сильно возрос, а также недавний отказ Европы от российского газа в пользу американского). Таким образом, вероятность передачи замороженных российских активов Украине зависит от твердости европейских лидеров. А поскольку мы знаем, какова их твердость на деле, такая передача становится вполне возможной. Однако, если это случится, не стоит думать, что деньги передадут непосредственно Украине, тем более во всем объеме. Ни американцы, ни европейцы не собираются спускать Зеленского с короткого поводка. Деньги будут передаваться Украине, но сравнительно небольшими порциями (часть их сразу будет передаваться в США в качестве уплаты за услуги и оружие).

Тем не менее, если решение о передаче денег все же будет принято, это станет огромной моральной поддержкой Украины, большой победой Зеленского («Я же говорил: Запад нас не бросит, Запад с нами, у нас теперь будут огромные ресурсы» и т. п.). Его авторитет на какое-то время вновь поднимется. И для американцев это еще один аргумент за то, чтобы решиться на передачу денег. Никакие доводы о том, что нельзя нарушать право собственности, на котором было основано их собственное государство и которое являлось одним из оснований прежнего мирового порядка (его остатков), их, разумеется, не остановят. Единственное, что могло бы американцев остановить, это информация о том, что избиратели выступают против такого решения. Но нам почему-то кажется, что решение отобрать российские активы и передать их Украине понравится американцам. Добавим тут, что если решение о передаче денег будет положительным, скорее всего, сначала европейцев уговорят передать несколько миллиардов накопившейся прибыли (существует несколько юридических вариантов передачи), а потом уже начнут рвать тело замороженных активов. Но любой вариант передачи денег поддержит авторитет Зеленского. На какое-то время такое решение станет главным событием. Однако деньги оружия не заменят.

Несмотря на ослабление политической воли и возможностей по оказанию военной помощи Украине (и вне зависимости от того, будут ли использованы для этого российские активы), можно полагать, что определенная помощь деньгами и оружием со стороны как Европы, так и США всё же будет оказана. И это тоже станет событием, которое поддержит авторитет Зеленского. Недаром он так старается, чтобы не сдать Авдеевку и Крынки до решения союзников о помощи. Наиболее важными для Украины являются средства ПВО, они, может быть даже важнее снарядов. Сейчас одной из главных стратегий ГШ ВС РФ является систематическое выведение из строя вражеских систем ПВО. Определенные успехи тут наблюдаются. Если новых поставок ПВО не будет, возможности обороны и в целом сопротивления Украины сильно уменьшатся. Думаем, что поставки ПВО возобновятся вместе с возобновлением общей помощи в начале 2024 г.

В 2024 г. стратегия США в отношении Украины будет строиться, как понятно, вокруг выборов. Лучшим вариантом для США стало бы начало переговоров между Украиной и Россией. Тогда можно было бы говорить, что сопротивление Украины наконец заставило Путина сесть за стол переговоров. Почему Америка так уверена, что Путин согласится на переговоры, не совсем ясно. Возможно, поддерживаются какие-то тайные контакты, по результатам которых делаются такие выводы. И во время этих контактов американцы что-то обещают России. Но нам думается, что тут, скорее, либо просто надежда на то, что стоит Зеленского склонить к каким-то переговорам с реальными условиями, как Путин тут же согласится, либо, в случае отказа Путина от переговоров, будет возможность обвинить его в том, что на самом деле он не желает мира. В любом случае американцы думают, что это пойдет им на пользу. Либо США надеются в очередной раз перехитрить РФ и «кинуть» Путина, отказавшись от обещаний. Так или иначе, поворот к мирным переговорам Байден надеется продать избирателям как свой успех. Поэтому американцы хотели бы, чтобы Зеленский пошел на переговоры (естественно, они бы пообещали Зеленскому поддержку и защиту). Тогда можно было бы сказать, что территориальные уступки России – это решение Украины, США не могут вмешиваться в это решение, но могут не признавать такое перемирие или мир с Россией (как они успешно делали это много раз, в частности в отношении вхождения Прибалтики в СССР). А если Зеленский будет артачиться, то найти ему более послушную замену (тут вступил бы в действие вариант выборов президента Украины). А впоследствии демократично избавиться от Зеленского через публикацию материалов, содержащих компромат на его окружение. Но американцам придется иметь дело с украинской кликой, хитрой и изворотливой, в лучших традициях украинских элит, поэтому исход такого противостояния неочевиден и ответ на вопрос, кто просидит дольше на своем месте: администрация Байдена или администрация Зеленского, тоже неочевиден. Однако оба варианта оказалось сложно осуществить.

3.  Непокорный вассал. Что с ним можно сделать?

Пока не удается заставить украинцев пойти на переговоры на условиях территориальных уступок. Для Зеленского это вообще начало его конца. Поэтому, мы думаем, до выборов переговоры начать не удастся. Украинцы будут всячески затягивать конфликт, совершать провокации, которые будут препятствовать возможностям переговоров. Кроме того, поскольку Рада приняла соответствующий закон об отмене переговоров, Зеленский будет ссылаться на Раду. А затянуть решение любого вопроса в Раде не составит большого труда.

Почему Зеленский не готов и не может пойти на переговоры? Есть, по крайней мере, две главные причины. Во-первых, Зеленский и по его серьезному убеждению, и как актер настолько вошел в роль спасителя Украины и сэра Галахада, сражающегося с авторитарным российским монстром за демократию и свободу, что выйти из этого образа для него просто невозможно. Фактически он сам искренне поверил (насколько актер и политик может искренне верить) в свою миссию и продолжает в нее верить. Это очень сильно помогало ему и Украине в 2022 г. и почти до конца 2023 г. Но сейчас это очень сильно мешает ему трезво взглянуть на вещи и сесть за стол переговоров. Второй (еще более важный) момент: Зеленский и особенно его окружение во главе с Ермаком понимают, что переговоры – это конец их власти. Она начнет сыпаться. А отстранение от власти угрожает возможными уголовными делами. На Украине возбуждение уголовных дел в отношении ушедших от власти политических противников уже стало традицией. Зеленский, с учетом сказанного о его вере в свою миссию, не настолько гибкий политик, чтобы «переобуться в кульбите». Обстоятельства, конечно, могут заставить его объявить о готовности к реальным переговорам, но этими обстоятельствами могут стать серьезные поражения на фронте, его обрушение или полное прекращение помощи со стороны Запада (например, отключение Starlink). Просто давления США, кажется, будет недостаточно. Тем более, что Зеленский еще верит в свою звезду. Вот когда он засомневается в ней всерьез, тогда может быть. Но это случится, к сожалению, не скоро. Да и тогда объявление о возможности переговоров без нереальных условий (границы 1991 г. и т. п.) будет, скорее, попыткой затянуть время.

Кстати сказать, всякие представления Зеленского наркоманом-идиотом, клоуном и т. п. только мешают глубже понять ситуацию. Зеленский не гений, конечно, но он и не дурак, а главное, по характеру он, как оказалось, достаточно сильный человек, и в этой силе густо намешаны злобность, злопамятность, мстительность, упрямство и мощные самолюбие, тщеславие и экзальтированность. В общем, букет еще тот, букет, свойственный фанатикам, готовым принести в жертву своим амбициям весь мир. Именно поэтому мы говорим, что изменение поведения Зеленского или его уход от власти резко поменяют ситуацию на фронте.

Разумеется, американцам не нравится, что их сателлит игнорирует требования. А кому понравится? Теоретически кажется, что им сравнительно легко можно заставить Зеленского пойти на переговоры. Но на деле все не так просто. Представим, что могли бы сделать американцы? Отключить Starlink или сократить информацию по разведке? Но тогда фронт может посыпаться раньше, чем пройдут выборы. А это будет большой минус для кандидата в президенты Байдена. И этот минус (второй Афганистан: в очередной раз предали союзника) может стоить демократам победы. Ермак и Зеленский уверены, что до выборов у демократов связаны руки, что реально они не слишком много могут сделать Зеленскому и его окружению. И это так. Что еще? Пустить компромат против Зеленского? Но, во-первых, подрыв авторитета Зеленского может выйти демократам боком: «А! Значит, вы знали все время, но продолжали поддерживать такого-сякого, давать деньги коррупционерам» и т. п. Республиканцам же это может помочь в предвыборной гонке. Во-вторых, вероятно, в руках у Зеленского факты по делу о коррупции вокруг компании «Burisma». Факты, которые могут оказаться смертельными для политической карьеры Байдена. Недаром украинские эмиссары начали заигрывать с республиканцами. Убить Зеленского? Это совсем не просто. Организовать это сложно. Не стоит сбрасывать со счетов возможности украинских спецорганов. Да и слишком круто это, рискованно. Конечно, можно переложить вину на Путина, но вдруг что-то пойдет не так. И потом, смена Зеленского может плохо отразиться на ситуации на фронте. Организовать заговор военных? Также очень сложно. Да и времени не так много. Такие вещи готовят иногда годами. И Залужный вряд ли годится на роль диктатора. А военный заговор – это неизбежный путь к диктатуре. Иначе как объявить о тотальном переходе к войне: не объяснив военный переворот, нет даже смысла его организовывать. К диктатуре страна и элита явно не готовы. Все может пойти вкривь и вкось. Нельзя забывать, что выборы в США – главное для политиков. А военный переворот вряд ли хорошо воспримется в разгар предвыборной гонки в Америке. Что еще? Устроить майдан? Но организовать майдан из-за переговоров невозможно. Лидеров такого майдана нет на горизонте, а «попасть в лапы» СБУ мало желающих. Реально организовать майдан могут только военные (но это будет фактически тот же переворот или военная революция, что еще хуже) либо националисты. Но с ними американцам и вовсе не по пути.

Таким образом, хотя американцы будут искать способы склонить Зеленского к переговорам, но мы видим, что реальных возможностей у них на самом деле не так много и потребуется напряжение ресурсов. Внутренние выборы сильно связывают им руки. Полностью приостановить помощь они также не могут по ряду причин: как бы они ни третировали союзников, единогласия нет даже среди демократов, но вовсе устраниться от помощи выглядит некрасиво, позорно; поражение Украины до выборов не в интересах демократов. После выборов – это в целом терпимо.

Но если американцы не могут заставить Зеленского пойти на переговоры, что они будут делать? В идеале (для Украины и в целом для Запада) это должно было быть наращивание любой ценой помощи Украине всеми видами и способами, с тем чтобы она могла сопротивляться как можно активнее и дольше. Чем активнее и дольше, тем выгоднее для Запада. Но, к счастью для нас, на Западе, во-первых, давно нет таких харизматических лидеров, а во-вторых, там не воспринимают эту войну как собственную. Население же просто устало от нее. Как верно замечает Нил Фергюсон, свойство американцев (и, соответственно, избранных ими политиков) – терять интерес к любому предприятию за рубежом, на реализацию которого уходит больше года, а тем более несколько лет (Ferguson 2023). Фергюсон показывает, как упал интерес населения и медиа к Украине. Ранее 7 октября 2023 г. конфликт на Украине составлял около 8 % телевизионного освещения событий CNN. После 7 октября доля упала ниже 1 % (Там же). Однако провал США на Украине вполне может вновь вывести эту тему в лидирующие посредством республиканцев. Отсюда и политика демократов вырисовывается: помогать Украине, чтобы ситуация на фронте не стала катастрофической, но помогать не слишком сильно, чтобы не обострять дискуссии с республиканцами по этому поводу. Словом, в настоящий момент для демократов тема Украины становится весьма токсичной, не плюсом, а минусом.

Думается, основной план на 2024 г. в целом уже обозначен и в Америке, и в Европе. Он выглядит так: «Гораздо проще сохранить Украину в обороне, чтобы она могла защитить достигнутые успехи, чем переходить в наступление» (Браун 2023). Как сказал один из западных чиновников «Убежден, при таком раскладе мы вполне можем быть уверены в долгосрочной перспективе» (Там же). То есть в планы входит умеренная помощь Украине, чтобы фронт не развалился, но без фанатизма, без чрезмерного напряжения сил Запада.

Ситуация на фронте такова, что украинскому руководству уже не приходится надеяться на победу. Все должны понимать, что с каждым месяцем превосходство России в плане количества и качества вооружения, боеприпасов и военной техники будет увеличиваться. Поэтому переговорная позиция Украины будет слабеть. С точки зрения интересов Украины как политического образования в его нынешнем виде, с его нынешней идеологией, чем раньше начнутся переговоры, тем лучше, тем больше шансов сохранить это политическое образование. Но это не с точки зрения Зеленского (тем более с учетом вышеописанных его качеств) и его окружения. И если еще можно думать, что Зеленский и некоторые из его окружения, вроде Михаила Подоляка, продолжают верить в победу (хотя в глубине души уже сомневаются), то такие зубры, как Андрей Ермак, очевидно уже не верят.

4.  Альтернативы Зеленского

Какие же альтернативы есть у Зеленского сегодня с учетом того, что формально его полномочия в качестве главы государства прекратятся 31 марта 2024 г. и после он станет нелегитимным президентом? Свою нелегитимность Зеленский, конечно, будет игнорировать, что он уже и делает, но в будущем она ускорит его уход.

Первая возможность – уйти в отставку, сославшись на тот факт, что выборы невозможно проводить в военное время, а оставаться нелегитимным он не хочет. Передать власть Руслану Стефанчуку, председателю Верховной Рады, и умыть руки. Предварительно, конечно, договорившись с США о гарантиях безопасности для себя и своего окружения. Но ясно, что это гипотетический вариант, на который Зеленский не пойдет, по крайней мере, в 2024 г., до президентских выборов в США. Во-первых, по причине его веры в свое мессианство, во-вторых, потому, что окружение его отговорит («Украина погибнет без вас, Владимир Александрович!»). В случае прихода к власти Трампа и закручивания крана помощи от США шансов на добровольную отставку было бы больше, так как тут была бы веская причина: «Нас предали! Больше ничего не остается, как договариваться. Но пусть договариваются без меня». То есть уйти все еще на белом коне, правда, с меньшими гарантиями от Америки и с большей опасностью в итоге попасть под суд. Может быть, Зеленский и решится на такое в описанных обстоятельствах (но прежде, конечно, будет паломничество в Белый дом к Трампу с попыткой о чем-то договориться). Однако сомнительно, что окружение Зеленского будет с этим согласно. Они не столь экзальтированы, как их шеф. А там накоплено огромное количество компромата. Поэтому Зеленскому могут просто не дать уйти. Он станет заложником своей команды.

Вторая возможность – начать переговоры сегодня – уже рассматривалась выше. Если Зеленский и созреет для этого в результате поражений или прекращения помощи Запада, то для него лично это будет настолько тяжелое решение, что он может и сломаться, не справиться с задачей (тем более если он и правда употребляет кокаин). Но даже если президент Украины и его команда начнут говорить о переговорах (а не об ультиматуме Путину, как недавно выразился Михаил Подоляк), то и фронт, и тыл могут быстро начать меняться не в лучшую для обороны сторону.

Третья возможность – все-таки объявить выборы. Время уже сильно упущено, соперники готовятся к возможным выборам. А любые выборы – это жесткая критика власти, то есть Зеленского, начало публичных разговоров о бесцельности войны, необходимости мира и т. п. Подтасовать их сложно. Выборы – это устраивающий вариант для демократов в США. Выборы – это дезорганизация на фронте, даже если кандидатом в президенты станет главком В. Залужный. Выборы – это возможный провал мобилизации. Применять жесткие методы, ужесточить закон о мобилизации накануне выборов – значит потерять электорат. Победа Зеленского на выборах (если не «зачистить» соперников, а сделать это не удается) сомнительна. А издержки для Зеленского, его команды и в целом для обороны страны очень велики. В любом случае и жесткую мобилизацию, и ее провал с соответствующими последствиями на фронте поставят в вину Зеленскому. Этот вариант может быть использован, только если готовиться к бегству и затянуть время на несколько месяцев. Пока он явно не подходит Зеленскому. Кстати сказать, выборы, результаты которых устроили бы американцев, должны идти под их жестким контролем и руководством. Но не факт, что, скажем, Залужный станет послушной марионеткой и тут же начнет переговоры с РФ.

Четвертая возможность – и, как мы полагаем, наиболее вероятный вариант выбора – это плыть по течению столько, сколько можно, даже если помощь от союзников сильно сократится. Кое-какие резервы в стране еще есть. Провести мобилизацию; держать фронт, жертвуя людьми до последнего; отступать только в случае, когда сил обороняться уже не будет; строить укрепления; просить помощи везде; покупать на черном рынке оружие; пытаться закручивать гайки в отношении и оппонентов, и населения; проводить новые волны мобилизации, ужесточая ее правила (еще радикально не тронули молодежь); постоянно совершать террористические акты против России; раздувать истерию в медиапространстве и закрывать неугодные каналы; потратить валютные резервы НБУ и разогнать инфляцию и т. д. и т. п. Словом, двигаться к тотальной войне, как двигалась к ней Германия с 1942 г., правда, выйдет не по-немецки организованно (в Германии добились реального успеха в плане обеспечения оружием), а по-украински, но достаточно печально для населения. И надеяться на какой-нибудь счастливый случай, как надеялись на него в Третьем рейхе после Курской битвы. После нее у Германии хватило ресурсов еще на два года. На сколько хватит ресурсов у Украины и Запада? Думаем, что на те же два года. Поэтому надо готовиться к затяжной войне. Но, повторим, к лету или осени, а возможно, к концу 2024 г. всё станет намного очевиднее: и военный перелом, и ситуация в США после выборов.

Пятая возможность – «куля в лоб», как говорил Арсений Яценюк. В случае уже фактического поражения, скажем, когда наши войска будут реально угрожать Киеву, более вероятно, что Зеленский просто покинет Украину. Но с учетом его экзальтированности, веры в созданный им самим образ и, очевидно, употребления наркотиков нельзя отрицать и возможность самоубийства. Не все нацистские руководители сбежали. Некоторые, как Геббельс, покончили с собой и с семьей. Но в любом случае до такой ситуации надо дожить, случится она явно не завтра.

Таким образом, от выбора Зеленского сейчас очень многое зависит. Но анализ происходящего показывает, что реальный выбор Зеленского – это война до упора, несмотря на то что перспективы для Украины отсутствуют и будут ухудшаться. Поэтому не остается сомнений, что впереди очень тяжелые, затяжные военные действия, где в итоге победа будет одержана за счет истощения Украины и Запада. Будем надеяться, что России удастся избежать истощения.

5.  Заключение. К сожалению, война до последнего

Ситуация на фронте сейчас для ВСУ постепенно, хотя и медленно ухудшается. Но, как верно заметил Михаил Онуфриенко, главные проблемы для Украины не на фронте, а в внутри страны. Это верно. Дело в том, что в стране происходит брожение, критика власти усиливается, политические оппоненты и соперники смелеют, население все активнее стремится уклониться от военной службы. У солдат все меньше мотивации, они все заметнее воюют лишь под угрозой наказания. Пока это проявляется эпизодически, но все чаще и чаще. И стоит на верхнем уровне заговорить о переговорах, перемирии, как волна переосмысления пройдет и по фронту, и по тылу: «Раз мы не можем победить, зачем тогда воевать?», «Давайте договариваться с русскими!», «Зачем умирать, если решили мириться?». В начале 1917 г. русский фронт стоял крепко, хотя кое-где уже были братания с немцами и росло дезертирство. А в марте 1917 г. фронт забурлил и стал разваливаться. Сейчас именно Зеленский цементирует военную активность Украины. Но стоит ему изменить своему курсу, как все начнет разваливаться. Зеленский и компания хорошо это понимают. Поэтому они будут тянуть до последнего. Но раньше или позже и в Киеве что-то изменится, и тогда волны перемен пойдут по стране и фронту. И очень вероятно, что именно в столице и в тылу развал начнется быстрее, чем на фронте. Потому что уже никому не удастся сплотить украинцев, как это удалось сделать в 2022 г.

В заключение еще такой интересный нюанс: кому Зеленский выдаст черную метку в 2024 г.? Начиная с 2022 г. над проклятием рукопожатия Зеленского многократно шутили и делали в Сети всевозможные мемы. Но к концу 2023 г. список «жертв» еще немного пополнился. Напомним, что ряд политиков первой и второй величины, которые активно и не очень активно пытались получить дивиденды от поддержки Зеленского, покинули свои посты, существенно ослабили свои позиции и даже ушли из жизни. Среди них Керсти Кальюлайд (Эстония), Марио Драги (Италия), Кирил Петков (Болгария), Борис Джонсон и Лиз Трасс (Великобритания), Кришьянис Кариньш (Латвия), Санна Марин (Финляндия), Антониу Кошта (Португалия), Эдуард Хегер (Словакия), Синдзо Абэ (Япония, погиб в июле 2022 г. вследствие покушения). Были проблемы у Джастина Трюдо (Канада), можно сказать, что он свою отставку «подбросил» Энтони Роту, бывшему спикеру Палаты общин Канады. В этот список также вошли: Анджей Дуда (Польша), его партия потеряла большинство в парламенте; Кевин Маккарти (США), бывший спикер Палаты представителей Конгресса; Ллойд Остин (США), министр обороны, попал в больницу с онкологией. В наступившем 2024 г. в «список политической смерти» благодаря Зеленскому могут попасть еще несколько лидеров, самыми очевидными являются Олаф Шольц (Германия), которому уже вовсю прочат отставку; Риши Сунак (Великобритания) и Джозеф Байден (США).

Литература

Браун, Л. 2023. Европа намерена наращивать вооружения, чтобы помочь Украине победить Россию. URL: https://inosmi.ru/20240101/velikobritaniya--267316014.html (дата обращения 12.01.2024).

Гринин, Л. Е.

2023а. Геополитические прогнозы на 2023-й и последующие годы. Историческая психология и социология истории 1: 5–33. DOI: 10.30884/ipsi/2023.01.01.

2023б. Ускорение реконфигурации мир-системы в связи с СВО и возможные сценарии будущего. Статья 1. Как СВО влияет на реконфигурацию Мир-Системы. Век глобализации 2: 50–72. DOI: 10.30884/vglob/2023.02.06.

2023в. Ускорение реконфигурации мир-системы в связи с СВО и возможные сценарии будущего. Статья 2. Возможные сценарии реконфигурации Мир-Системы и мирового порядка. Век глобализации 3: 90–115. DOI: 10.30884/vglob/2023.03.07.

Ferguson, N. 2023. The US and Europe Risk Flunking Geopolitics 101. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2023-12-31/on-ukraine-us-and-europe-risk-flunking-geopoli... (дата обращения 12.01.2024).




* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект 23-18-00535 «Борьба за новый мировой порядок и усиление дестабилизационных процессов в Мир-Системе»).


[1] Наш анализ и прогноз на 2023 год см.: (Гринин 2023а, Гринин 2023б, Гринин 2023в).






Подписаться на новости


Возврат к списку