(23 мая 1930 года – 5 мая 2019 года)
Скончалась Юлия Леонидовна Щапова – выдающийся ученый и замечательный преподаватель, доктор исторических наук, Заслуженный профессор Московского университета, лауреат Ломоносовской премии, крупный специалист в области славяно-русской археологии, истории стекла и древних производств, морфологии древностей и теории археологической науки – мультидисциплинарной археологии.
Ю.Л. Щапова с отличием окончила исторический факультет МГУ (1953). Учителя: А.В. Арциховский, Д.А. Авдусин, В.Д. Блаватский, А.П. Богоявленский. Кандидатская диссертация: «Стеклянные изделия древнего Новгорода» (1961), докторская диссертация: «История стеклоделия в древности и Средневековье (по материалам долины Нила, Ближнего Востока, Средиземноморья и Европы» (1982).
Вся трудовая жизнь Ю.Л. Щаповой была связана с кафедрой археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где Юлия Леонидовна прошла путь от лаборанта до профессора, и где до последних своих дней вела активную научную и преподавательскую работу.
С первых лет работы на кафедре, освоив спектральный анализ стекла, Ю.Л. Щапова обратилась к исследованию этого материала и создала свою методику его изучения в первую очередь с производственной точки зрения. Рассматривая его химический состав, она предложила свои принципы интерпретации результатов анализов стекла. Ею были определены ранги концентрации различных химических веществ в стекле, позволяющие отделить их сознательное использование от случайных примесей, предложены обоснованные количественные критерии для определения видов щелочного и щелочно-земельного сырья и деления древних стекол на химические типы и классы. На этой основе она предложила свою версию происхождения стекла. Ю.Л. Щапова ввела понятие «мир древнего стекла», выявила, классифицировала и исследовала закономерности его становления и развития.
Юлия Леонидовна стала признанным в мире авторитетом в изучении истории стекла, она ставила и решала проблемы выделения древних производственных школ и эволюции стеклоделия в мировом масштабе. Она была членом международной ассоциации истории стекла (L’Association Internationale pour L’Histoire du Verre, Liege) и принимала участие в работе конгрессов этой ассоциации. Её доклады на V, VII, VIII, IX конгрессах опубликованы в трудах (Annales) этих конференций.
Закономерным продолжением этой работы стало создание упорядоченной системы описания стеклянных изделий. Ю.Л. Щапова входила в состав авторского коллектива (СССР - Польша), разработавшего принципы описания изделий из стекла (Principes de description des verres vanciens depuis les temps les plus recules jusqu’au XIII siecles (D’après l’analyse materiel archeologique du Centre, de lEst et du Sud-Tst de l’Europe et de la Transcfucasie)» / Redige har Maria Dekuwna et Jerzy Olczak. Warszawa-Torun: Wyd. DiG, 2002. 218 p.+ J. Scapova et B. Kwasnik. ATLAS DES COULEURS 14 p.).
На основе опыта работы в этом коллективе и собственных наработок Ю.Л. Щапова предложила свою версию принципов описания древних стеклянных изделий, дополнив её методикой изучения состава древнего стекла (Щапова, 1989). Книга состояла из словарей-классификаторов для описания формы различных предметов, их декора, размеров, технологии и химического состава. В отличие от “Principes…” словари-классификаторы были представлены не в виде дерева, а в матричной форме, что значительно облегчило их использование. Как закономерный итог этой работе можно рассматривать предложение Ю.Л. Щаповой взглянуть на всё, связанное со стеклом, как на единую систему. По её мнению, древнее стеклоделие – не механическое соединение случайных находок, а целостная система со взаимосвязью частей.
Как естественное продолжение исследования стекла можно рассматривать обращение Ю.Л. Щаповой к проблемам изучения древних вещей. Можно сказать, что она вернула права вещеведению – научному исследованию артефактов, заложила основы нового направления – системного изучения предметов, вышедших из рук человека, обосновала возможность исследования морфологии древностей вне зависимости от материала, из которого они сделаны, и древних материалов и технологий вне зависимости от формы предметов. Кроме того, она обосновала новый подход к изучению вещей с использованием методик естественных наук и компьютерных технологий.
Эти идеи были положены в основу созданного Юлией Леонидовной в 1988 г. научного семинара «Морфология древностей», проработавшего на кафедре археологии почти 20 лет. Результаты его деятельности отражены в серии коллективных монографий, написанных Юлией Леонидовной в соавторстве с учениками, представителями созданной ею научной школы («Морфология древностей» (1990), «Сосуды» (1991), «Проникающие орудия и оружие» (1995), «Морфология украшений» (2007)).
Отметим также её постоянное внимание к терминологии, точности употребления терминов. Начиная практически каждую свою работу с определения основных понятий, Юлия Леонидовна прививала своим ученикам внимание к слову. Она утверждала, что происхождение слова указывает на путь идеи, им обозначенной – отсюда ее внимание к этимологии терминов, которую Юлия Леонидовна стремилась разыскать в разных языках. Высокая лингвистическая культура позволяла Ю.Л. Щаповой делать настоящие открытия, уточняя значение слов – от выявления нового смысла в понятии homo habilis до нового перевода известного высказывания Гельвеция. Ею были обоснованы и введены в жизнь новые понятия, для которых Юлия Леонидовна удачно подыскивала терминологические обозначения: «рецептурная норма», «школа в стеклоделии», «морфология вещи» и множество других. Продуманная и умелая апелляция к словарям (как лингвистическим, так и специальным) была нормой её работы, и нередко труды Юлии Леонидовны сопровождались авторскими словарями. Обращая внимание археологического научного сообщества на необходимость терминологической работы, Ю.Л. Щапова подчеркивала: «От терминологически согласованного текста до фундаментального знания – всего один шаг».
Закономерным стало обращение Ю.Л. Щаповой к проблемам общей хронологии развития производства, а тем самым и общей истории человечества. Поскольку самая длительная часть этого процесса происходила в дописьменную эпоху, она предложила говорить об «археологической эпохе» в целом как о древнейшей части общей истории человечества. Ю.Л. Щапова идентифицировала структурную организацию, хронологию и периодизацию археологической эпохи в терминах гармоничного «ряда Фибоначчи» (введя в него размерность тысяч лет до н. э.) и предложила её модель в форме многоступенчатой «лестницы внахлёст Щаповой». Мультидисциплинарный характер этих работ сделал возможным создать (в соавторстве с д.т.н. С.Н. Гринченко) шкалу абсолютной хронологии археологической эпохи.
Юлия Леонидовна была не только выдающимся ученым, но и замечательным, ярким, незабываемым преподавателем. Студенты многих выпусков обучались и обучаются по учебным пособиям Ю.Л. Щаповой «Естественнонаучные методы в археологии» (1988), «Древнее стекло: морфология, технология, химический состав» (1989), «Введение в вещеведение» (2000). Под ее руководством были защищены десятки дипломных работ, подготовлено 17 кандидатов исторических наук.
Ю.Л. Щапова была действительным членом Российской академии естественных наук и членом ряда научных сообществ: Московского общества испытателей природы, Ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени, Международной ассоциации по применению методов физических и технических наук в археологии, Международной ассоциации «История и компьютер».
Научная деятельность Ю.Л. Щаповой нашла отражение в многочисленных публикациях. Она автор более 250 научных работ: монографий, учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных научных изданиях. Среди них монографии:
Учебные пособия:
Светлая память о коллеге и учителе навсегда останется в наших сердцах.
С.Н. Гринченко, д.т.н.
Ю.Г. Кокорина, д.филол.н.
Ю.А. Лихтер, к.и.н.
Е.К. Столярова, к.и.н