Несколько вводных слов
Общепризнано, что современная социальная философия переживает острый «кризис фрагментации», проявляющийся в чрезвычайно широком разбросе мнений по ее ключевым проблемам.
Предметом полемики являются прежде всего концептуальная природа социально-философской теории, возможность или невозможность считать ее формой научного взгляда на мир. Идет острая полемика между сторонниками «классической» модели обществознания, ориентированной на эссенциалистскую стратегию познания, поиск устойчивых воспроизводимых, необходимых связей социальной реальности, и представителями постмодернистского обществознания, отвергающими такой подход.
Самые серьезные расхождения существуют внутри самой «классической парадигмы». Так, в исходном вопросе о сущности человеческого общества полемизируют сторонники номиналистического и универсалистского подходов, сторонники «социоцентристской» ориентации, считающие сущность человека производной от безличных структур взаимодействия, социальных ролей и институтов, и сторонники «антропоцентризма», считающие эти структуры объективацией универсальной родовой природы человека и т. д. и т. п.
Серьезные разногласия существуют в такой важнейшей сфере социально-философского познания, как философия истории, где сталкиваются различные представления об исторической законосообразности, разные типологии исторического процесса, противоположные представления о направленности человеческой истории и т. д.
Констатируя сам факт подобных разногласий, современные философы расходятся в вопросе о их принципиальной преодолимости. Кто-то считает «кризис фрагментации» естественным состоянием философской рефлексии; кто-то надеется на возможность «теоретического синтеза», который придаст большую связанность социально-философским дискуссиям.
Придерживаясь последней точки зрения, автор настоящей программы исходит из идеи универсального проблемного поля, присущего рефлективной социальной философии, наличия фундаментальных вопросов, мимо которых не проходит ни один философ, обращающийся к анализу общества и истории.
Поэтому главной целью курса является систематизация ключевых проблем социальной философии, связанных между собой отношениями логической субординации и координации. Лишь установив подобные тематические инварианты, мы можем перейти к рассмотрению конкурирующих между собой способов их рассмотрения, оценке большей или меньшей адекватности предлагаемых решений, их возможной взаимодополнительности.
В основу курса положены несколько основных принципов:
1. Признание двух исторически сложившихся типов социального философствования и возможности их сочетания в рамках единого целостного курса.
Одним из таких типов является рефлективная философия, которая стремится к истине, пытается понять общество, историю и человека в собственной логике их развития, дать верифицируемые ответы на вопрос об универсальных алгоритмах их существования. Другим – валюативная социальная философия, которая адресуется к миру не истин, а ценностных ориентаций, обсуждает смыслы человеческого бытия в истории, пытается оценивать ее события как должные и недолжные, благие и пагубные и т. д. Мы согласны с тем, что положения валюативной философии, представляющей собой не столько анализ реально существующего общества, сколько воззрение о том, каким ему следует быть, не поддаются гносеологической верификации, как и любые ценностные суждения, связанные с конечными целями человеческого существования в мире.
Мы считаем бессмысленной взаимную конфронтацию этих течений, попытки перечеркнуть право на существование друг друга. Это значит, что в противоположность посылкам сциентизма мы должны признать законность валюативной философии Кьеркегора, Ницше, Ясперса и других мыслителей, которых невозможно считать учеными, на полноправное существование, ее важнейшее место в человеческой культуре, ценностным самосознанием которой эта философия выступает. Однако сторонники такого типа философствования не должны ставить под сомнение правомерность существования иной, идущей от Аристотеля, а не Сократа, философской традиции, которую интересует не только должное, но и сущее как объект дискурсивного познания.
Соответственно философ, изучающий общество, имеет полное право на нетривиальные суждения о смыслах человеческого существования в истории. Но следует помнить, что эти суждения поднимутся над уровнем обыденного морализирования лишь в том случае, если, рассуждая, к примеру, о «цене революции», философ будет знать, что такое революция, сможет опереться на понимание существенных регулярностей, воспроизводимых в истории любой страны и любого народа.
2. Отдавая приоритет дискурсивной социальной философии, мы полагаем, что она может и должна строиться по принципу взаимодополнения концепций, конкурирующих в рамках единого проблемного поля. Это означает, что по некоторым вопросам научному сообществу придется выбирать между аргументацией Маркса и Хайека, Арона или Ортеги-и-Гассета. Но во многих других случаях идеи различных мыслителей могут взаимодополнять друг друга, как дополняют друг друга, к примеру, формационная типология Маркса, которая указывает на существенные различия в жизни допромышленной и капиталистической Японии, и цивилизационная типология Тойнби, объясняющая нам, почему при любых условиях экономического бытия японец остается японцем, сохраняет социокультурную идентичность, менталитет, не дающий ему превратиться во француза.
3. Мы исходим из приоритета проблемного изложения материала над историко-философским. Взгляды крупнейших теоретиков должны излагаться и комментироваться не в порядке их хронологического появления, а в связи с основными проблемами, конституирующими предмет социальной философии.
В рамках данного курса выделяются пять таких проблем:
природа социально-философского познания, его место и роль в системе обществознания;
способ существования социальной действительности, социум как надорганическая реальность, связь и соподчинение социального и природного;
общество как организационная форма воспроизводства социального. Проблема универсальных законов строения, функционирования и развития общественных систем;
история как процесс развития и взаимодействия реальных стран, народов и цивилизаций. Проблема типологических характеристик исторического процесса (включая сюда аксиологическую проблематику смысла и направленности человеческой истории);
историософия XX века и исторические судьбы России.
4. Предлагаемый курс социальной философии строится на принципах субстанциально-деятельностного подхода, согласно которому любое из явлений общественной жизни выступает как модус, атрибут или акциденция деятельности, образующей универсальный способ существования человека и общества. Подобный подход позволяет нам рассматривать проблемы социальной философии в их логической последовательности, методом восхождения от абстрактного к конкретному, который мы считаем универсальным методом рефлексивного изложения любой ставшей теории, позволяющим избежать повторов и логических перескоков в ее преподавании.
Автор выражает особую благодарность Российскому гуманитарному научному фонду, поддержавшему работу над данной программой.
ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
Раздел 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема 1. Кому и зачем нужна социальная философия?
Философствование как потребность человека в символическом освоении мира. Основные этапы развития философии общества. Смена философских приоритетов в кризисные и «спокойные» эпохи человеческой истории. Стимулы философской рефлексии в конце XX века.
Опыт социального философствования в современной западной культуре. «Антропологический поворот в философии XX века» и его влияние на социально-философскую теорию. Социальная философия в свете «неклассических моделей рациональности», постмодернистской критики «классического обществознания».
Плюсы и минусы прагматического подхода к социальной философии. «Социальная инженерия» как альтернатива философской рефлексии общества.
Тема 2. Состояние и перспективы отечественной социальной философии
Судьбы социальной философии в России. Российский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности по М. Веберу. Можно ли говорить об «идеократическом» характере отечественной истории? Октябрь 1917 и проблема «насилия идеи над жизнью». Проблема «пагубной самонадеянности» разума (Ф. Хайек) в российской истории.
Кризис отечественной социальной философии и пути выхода из него. Полемика вокруг социальной теории К. Маркса. Отброшен ли исторический материализм опытом современной истории: аргументы «за» и «против». Возможен ли плодотворный синтез Маркса с классиками западноевропейской социальной философии? Значение русской религиозной философии для развития современных социально-философских идей.
Социальная философия и поиски «общенациональной идеи» для России.
Раздел 2. ВОЗМОЖНА ЛИ НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА?
Тема 1. Сциентистская и аитисциентистская трактовка философии
О «философствовании» в бытовом и категориальном смысле термина. Критерии научности и их применимость к философскому познанию. Возможна ли верификация философских утверждений? «Софийная» и «эпистемная» традиции в философии: «прикосновение к тайнам бытия» и дискурсивный анализ универсума.
Полемика вокруг научного статуса социальной философии: конфликт «сциентистского» и «антисниентистского» подходов. Общие принципы соотношения «истинностных» и «ценностных» суждений. М. Вебер и требование «свободы от оценки». Совпадает ли праксеологическая общезначимость ценностей с объективностью истин?
Цели и задачи «валюативной» социальной философии: поиск «смыслов» человеческого бытия в истории. Философия как «социальное проповедничество» – аргументы «за» и «против». Место «валюативной» философии в европейской культуре, связь с религией, моралью, искусством. Философия как саморефлексия культуры. Философия как системообразующее основание социокультурных суперсистем (П. Сорокин).
Оправдана ли абсолютизация валюативной модели философствования? Действительно ли философия возможна лишь как рефлексия судьбы, а «мыслящий категориями судьбы не ведает» (О. Шпенглер)? При каких условиях философия может рассматриваться как строгая, «подлинно универсальная наука»?
Тема 2. Предмет и понятийное строение рефлективной философии общества
Цели и задачи рефлективной философии. Гносеологическая модель рефлективной философии как «работы по систематическому прояснению познавательных способностей человека» (Э. Гуссерль), универсальной науки о предельных основаниях человеческого мышления. Антропологическая модель рефлективной философии как науки об универсальных основаниях не только гносеологического, но и аксиологического, и праксиологического отношения человека к миру.
Субстанциальная модель рефлективной философии, справедливость ее критики постмодернистскими противниками метафизики. Действительно ли устарел субстанциальный взгляд на мир? Имеет ли реальный смысл проблема единства мира, рассмотренного в аспекте его субстанциальной всеобщности и интегративной целостности? Универсум и «царства бытия»: задача атрибутивной конкретизации всеобщего и ее значение для естественных и гуманитарных наук.
Сущность и существование социальной реальности как предмет рефлективной философии общества. Широкое и узкое значение категории общества: социум как подсистема окружающего и охватывающего нас мира и организационные формы воспроизводства социальности.
Соотношение социальной философии и социологии в интерпретации О. Конта, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Н. Бердяева, С. Франка, П. Сорокина. Проблема предметного пересечения социальной философии и общей социологии. Концепция К. Маркса: принцип бинарности исторического материализма как философско-социологической теории.
Общество и история. Рефлективная социальная философия как единство философии общества и философии истории.
Методологические функции рефлективной социальной философии в системе научного обществознания. К чему ведут попытки «философского самообеспечения» конкретных социальных наук: социологические, политологические, историографические иллюстрации.
ЧАСТЬ 2. СОЦИУМ
Раздел 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СУБСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО
Тема 1. Социальное и природное: поиск линий демаркации
Всегда ли человек выделял себя из мира природы? Антропоморфизм и его пережитки в современном мышлении. Трактовка социального как мира артефактов, созданных «неприродным человеком»: границы ее применимости. Проблема «искусственного» и «естественного» в мире общественных явлений.
Проблема качественной выделенности социального в истории философской мысли: вопрос о взаимосводимости «мира природы» и «мира культуры».
Субстанциональный подход к пониманию социума, его отличие от субстратного и функционального подходов. Категории субстанции, модусов, атрибутов в понимании Спинозы, Гегеля, Маркса. Субстанциональность как способ существования качественно самодостаточных систем «sui generis» с органическим типом целостности.
Субстанция общественной жизни: постановка проблемы. Деятельность как способ существования общественного человека. Деятельность и проблема внешних границ социального. Деятельность и проблема единства многообразных внутренних проявлений социума.
Тема 2. Деятельность в ряду иных форм движения
Классификация «царств бытия» в современной философии.
Специфика движения в неживой природе: спонтанное преобразование вещества и энергии. Понятие активности как самодвижения информационных, адаптивных, саморегулирующихся негэнтропийных систем.
Принцип «снятия» в соотношении различных «царств бытия». Субстратные (вещественно-энергетические) измерения человеческой деятельности и проблема физикалистских редукций. Современные варианты «физикализма». Синергетика и ее применимость к анализу общественных процессов.
Деятельность как разновидность информационно направленной активности адаптивных систем. Логика «организмичес- ких» теорий социального (на примере концепций Г. Спенсера,
Р. Вормса). Плюсы и минусы современной «социобиологии».
Тема 3. Феномен сознания
Философский смысл категории сознания. Субстанциальные характеристики сознания, его место в окружающем нас мире. Сознание и материя. Сознание и идеальное. Сознание и информация. Сознание и воление – современная критика ленинской теории отражения.
Специфика информационных механизмов человеческой деятельности. Сознание как способ эвристического знакового моделирования мира. Абстрактно-логическое мышление человека и наглядно-действенное «мышление» животных – проблема пороговых характеристик.
Сознание и психика. Узкий и широкий смысл категории «сознание» (рефлексивное мышление или вся совокупность информационных процессов, присущих человеку). Сознание и «бессознательное» в информационном поведении человека. З. Фрейд о природе человеческого подсознания. Надсознательное в информационном поведении человека: феномен интуиции.
«Разумность» человека как способность к нестандартному поведению в нестандартных ситуациях. Интерпретация культуры как способа внесоматической трансляции социальной информации.
Тема 4. Адаптивная специфика деятельности. Феномен труда
Специфика адаптивных механизмов человеческой деятельности. Деятельность как «адаптивно-адаптирующий» процесс. Категория «труд» в интерпретации различных социально-философских школ. Широкое и узкое значение категории «труд». Орудийность как атрибут человеческой деятельности. Протоорудийная активность животных и проблема биологической специализации.
Проблемы становления социальной деятельности в теории антропосоциогенеза. Был ли человеком «Хомо хабилис»? Стимулы и механизмы становления сознания. Современная полемика вокруг «трудовой теории» антропосоциогенеза и концепции «двух скачков».
Информационно-коммуникативная гипотеза генезиса человека.
Раздел 2. ВСЕОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧАЛА И СВОЙСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 5. Понятие социального действия
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод познания общества и способ рефлективного изложения полученных результатов. Субстанция и ее «элементарная клеточка». Гегель и К. Маркс об элементарном бытии субстанциального целого. «Элементарная клеточка» и «элементы» социального целого. П. Сорокин о проблеме простейшего родового социального явления.
Действие как элементарное целостное бытие деятельности. Соотношение действия и взаимодействия: проблема генетической и логической первичности. Модели социального действия в концепциях М. Вебера, Т. Парсонса, в феноменологической социологии, теориях интеракционизма.
Тема 6. Структура социального действия
Субъект и объект человеческих действий – правомерна ли постмодернистская критика «субъект-объектной парадигмы» как «сугубо условной дихотомии»?
Философский и социально-философский смыслы категории «субъект». Отличие социального субъекта от субъекта гносеологического. Субъект как носитель деятельностной способности, инициирующая сторона деятельности.
Объект как инициируемая сторона деятельности. Проблема «активности» объекта. «Ситуативность» категории объекта. Социальный объект и социальный предмет.
Существует ли субъект без объекта? Связь взаимоположен- ности, взаимопересечения и взаимопроникновения в субъект- объектном опосредовании. Распредмечивание и опредмечивание как категории социальной философии.
Тема 7. Как и почему действуют люди?
Проблема функциональных подсистем деятельности: диалектика целепостановки и целереализации.
Причиняющая подсистема. Деятельность и среда деятельности. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Потребность как свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым условиям существования. Потребность и предмет потребности. Потребность и нужда: состояния актуализированной и неактуализированной потребности. Общие принципы типологии потребностей: классификационные схемы П. Сорокина, А. Маслоу, Б. Малиновского и др. Устойчивость потребностей и проблема «родовой природы» их носителя. Интересы субъекта, их взаимосвязь с потребностями. Понимание интереса как «ситуативного» проявления потребности.
Идеально-регулятивная подсистема деятельности. Идея «целевой причинности» в современной социальной философии. Концепция целерационального действия М. Вебера, ее эвристическое значение для функционального анализа деятельности. Фазы и механизмы целепостановки. Понятие мотива деятельности. Система мотивов деятельности. Факторы устойчивой мотивации: система установок действующего субъекта.
Операциональная подсистема деятельности. Понятие средства деятельности. Проблема соотношения целей и средств деятельности в истории социальной мысли. Гегелевская концепция перетекания «идеального в реальное» и ее значение для современной социальной философии. Проблема значимости и ценности объектных средств деятельности. Природа ценностей в интерпретации Г. Риккерта и Э. Дюркгейма.
Результативная подсистема деятельности. Понятие результата деятельности. Субъектная и объектная проекции результата. Формы связи реального результата с целями действующего субъекта.
Тема 8. «Свобода воли» как проблема социальной философии
Проблема роли сознания в жизнедеятельности людей: философские альтернативы. Категории «материального», «идеального», «реального» в свете современных философских дискуссий.
Идея «первичности-вторичности» в соотношении потребностей, интересов и целей. Согласуется ли социально-философский материализм с принципом «свободы воли», сознательным выбором субъектом своих жизненных ориентиров? Степени свободы сознания, «ранжирующего» потребности и интересы субъекта.
Категории «стихийного» и «планомерного» в деятельности людей. П. Сорокин о функциональных фазах деятельности – концепция «синтез – объективация – социализация».
Тема 9. Формы и механизмы социальной детерминации
Детерминизм и индетерминизм в истории социально-философской мысли.
Специфика причинно-следственных связей в целенаправленной деятельности людей. «Витязь на распутье» как модель информационной причинности.
Необходимость и случайность как категории социально-философского исследования.
Вероятность как проблема социальной философии. Суть концепции «пробабилизма».
Понятие социального закона. Законы общества и законы природы. Проблема «действия» социального закона. Закон и законосообразность.
Проблема субординации детерминационных зависимостей: доминанты и детерминанты человеческой деятельности. Монизм и плюрализм как течения социальной философии.
Тема 10. Пространство и время социальной деятельности
Общефилософская и социально-философская трактовка категорий пространства и времени.
Концепции «социального пространства» в современной социальной философии. Неметрические трактовки «социального топоса» («места») – аргументы «за» и «против».
Концепции «социального времени» в современной социальной философии.
Проблема пространства и времени как континуального поля социальной деятельности.
Тема 11. Специфика социального познания
Проблема познаваемости общественных явлений в истории социально-философской мысли.
Натурализм и редукционизм как стратегии социального познания.
В. Дильтей о «понимании» и «объяснении» как альтернативных методах познания. Герменевтика как метод социальной философии. Интуитивизм в социальной философии.
Г. Риккерт о различии «наук о природе» и «наук о культуре». Номотетический и идиографический методы познания. «Отнесение к ценности» как метод наук о культуре.
Принципы «понимающей социологии» М. Вебера, аргументы «за» и «против». Метод идеализации и границы его применимости.
Теория социального познания бихевиоризма.
Классическая «субъект-объектная парадигма» социального познания и ее критика феноменологической социологией. Проблема «естественной установки» познания и феноменологической редукции в социальной философии. Критика «эссенциалист- ской» стратегии социального познания и ее справедливость.
Проблема возможности и пределов социального прогнозирования.
ЧАСТЬ 3. ОБЩЕСТВО
Раздел 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Что называть «обществом» в человеческой истории?
Многозначность понятия «общество»: проблема отсечения некатегориальных смыслов. Соотнесенность понятия с терминами «страна», «народ», «нация», «государство». Уровневые соотношения в трактовке общества: диалектика реалий и универсалий.
Различные интерпретации общества в истории социальнофилософской мысли. Номиналистическая и реалистическая модели общества: проблема надындивидуальных интегралов социального. Общество как интегративный субъект: следует ли «очеловечивать» матрицы социального взаимодействия? Концепция «социального универсализма» на примере теоретических моделей Э. Дюркгейма, С. Л. Франка и других. Концепция «методологического индивидуализма» на примере теоретических моделей М. Вебера, К. Поппера и других.
Тема 2. Общество как организационная форма совместной деятельности людей
Общество как реальная самодеятельная группа. Понятие «реальных» групп, их отличие от «номинальных» и «как бы организованных» (П. Сорокин) социальных групп. Можно ли рассматривать социально стратифицированные общества в качестве реальной группы? Совместима ли интегральная самодеятельность общества с наличием в нем социальных противоречий? Модели «конфликтного взаимодействия» и «конфликтного противодействия» социальных групп в интерпретации К. Маркса, Э. Дюркгейма, П. Сорокина.
Общество как реальная самодостаточная группа людей. Т. Парсонс о функциональной самодостаточности как необходимом признаке общества. Была ли самодостаточной средневековая крестьянская община или сводится ли «хомо сапиенс» к «хомо экономикус»? Являлось ли обществом семейство Лыковых из «Таежного тупика»? Сохраняются ли в современной истории самодостаточные социальные коллективы?
Раздел 2. «АНАТОМИЯ» ОБЩЕСТВА
Тема 3. Философские основания «социальной статики»
Проблемы строения общества в истории социальной мысли. Основные принципы «социальной статики» в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса. Причины структурных «сбоев» в социальной философии марксизма, противоречивая локализация «общественного бытия», «базиса», «надстройки» и пр.
Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества. Общество как система «органического» (Гегель) типа, в которой целое «предпослано» взаимоположенным частям. Принципы структурного анализа систем «sui generis». Проблема выделения организационных модусов деятельности: как отличить «части» общества от присущих им свойств и состояний? Принцип иерархии уровней структурной организации – как отличить подсистемы общества от его компонентов и элементов. Принцип «апельсина» и принцип «краюхи хлеба» в структурном исследовании общества.
Тема 4. «Кирпичики» социального целого
Элементы общества и принцип их неделимости. Элементы общества как простейшие «части» человеческой деятельности.
Субъект как элемент общественной организации. Как понимать элементарность «человеческого микрокосма»?
Предметные элементы общества. Формы социальной предметности в коллективной деятельности людей. «Вещи» как предметы практического назначения, служащие целенаправленному изменению действительности. «Символы» или «знаки» как предметные носители информации, служащие изменению человеческих представлений о действительности. Композиционные пересечения «вещей» и «символов». Различие «духовных значений» и «материальных проводников» в концепции П. Сорокина, ее эвристическое значение для социальной философии.
Реляционные «элементы» общества. Субъект-объектные, объект-объектные и субъект-субъектные связи в структуре общества. Общественные отношения как устойчивые статусные связи субъектов коллективной деятельности. Общественные отношения как форма и продукт социального взаимодействия. Интерпретация общественных отношений в социальной философии К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса.
Тема 5. Подсистемы общества – сферы общественной жизни
Проблема общественных подсистем в истории социальной мысли. Принципы «субъектного» подхода к выделению подсистем: членение общества на «гражданскую» и политическую подсистемы. Сущность «реляционного» подхода к выделению подсистем на примере марксовой концепции «базиса и надстройки». Принципы деятельностного подхода к типологии «сфер общественной жизни». Основные типы общественно необходимой деятельности как основания сферного членения. Органическая связь подсистем общества с его элементами.
Подсистемы общества как сферы общественного воспроизводства:
«материальная» сфера общественной жизни как сфера специализированного производства «вещей»;
«социальная» сфера как сфера производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни. Общественное производство человека и его самовоспроизводство в сфере быта;
«организационная» сфера общественной жизни как сфера специализированного производства общественных отношений. Коммуникативная и регулятивная деятельность. Политика как форма регулятивной деятельности людей;
«духовная» сфера общественной жизни как сфера специализированного производства информации. Виды духовного производства.
Принцип композиционного пересечения сфер общественной жизни: производство людей, вещей, идей и связей как условие любого конкретного вида человеческой деятельности.
Тема 6. Строение общественных сфер – уклады общественной жизни
Понятие укладов общественной жизни. Уклады как внутренняя характеристика сфер, отражающая статусные соотношения субъектов деятельности. Проблема типологии укладов общественной жизни, их связь с типами общественных отношений.
Экономический уклад общественной жизни: статусные зависимости в системе отношений собственности. Что такое собственность и что такое экономика? Несинонимичность понятий «экономика» и «материальное производство». Экономические измерения социальной, организационной и духовной сфер общественной жизни.
Социальный уклад: статусные соотношения в системе производства непосредственной жизни. Дифференциация людей по «качеству жизни» в отличие от способа общественной деятельности.
«Политический» уклад общественной жизни: статусные связи в системе отношений властвования. Социально-философские концепции власти – полемика М. Вебера с К. Марксом и современные споры. Власть и авторитет. Власть и влияние.
Духовный уклад общественной жизни – дифференциация людей по принадлежности к сложившимся системам ментальности. Культура как взаимосоотнесенность символических программ поведения. П. Сорокин о различии культурных и социальных систем. Основные посылки современной культурологии.
Тема 7. Социальные группы как «субкомпоненты» общества
Социально-философские основания социологической теории групп и организаций. Учение Г. Зиммеля о «материи и форме» социального взаимодействия. Деятельностная, реляционная и субъектная логика истории: сущность процесса институциализа- ции деятельности. Отличие «занятий» от «профессий».
Основные принципы типологии несамодостаточных групп. Различие исторических общностей и социальных организаций.
Понятие общественного разделения труда и виды профессиональных групп. Горизонтальное и вертикальное измерения профессиональной дифференциации.
Экономическое основание типологии групп: первичное понятие социальных страт и классов.
Политическая организация общества. Отличие политической стратификации от дифференциации людей по степени влияния на общественные события и процессы. Понятие элиты.
Культурологическое основание типологии социальных групп.
Раздел 3 . ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА
Тема 8. Философские основания «социальной физиологии»
Предмет функционального анализа: воспроизводство целостных структур, причины, механизмы, фазы «воссоздания» социальной целостности, взаимоопосредование частей, их свойств и состояний.
Функциональный анализ обществ в истории социальной мысли: от «социальной физиологии» к концепциям структурного функционализма. Основные ориентации функциональных исследований. Концепции «тотальной функциональности» обществ, их критика в теории «дифференциальной кондуктивности» П. Сорокина.
Проблема направленности функциональных связей в истории социальной мысли. Идея «координационной» природы социальных взаимодействий в концепциях социально-философского плюрализма. Субординация социальных взаимодействий как посылка монистических концепций социальной философии. «Жесткая» и «мягкая» интерпретация идеи «определяющих факторов общественного изменения». Проблема пространственно-временной локализации «определяющих факторов» общественной жизни. Р. Арон о «материалистическом понимании истории» как недопустимой «универсализации» локальных субординаций.
Проблема уровней социального функционирования: различие функциональных связей на разных «этажах» социальной структуры. Недопустимость смешения разноуровневых моделей функционирования (на примере полемики о соотношении «общественного бытия и общественного сознания» в советской социальной философии).
Тема 9. Воспроизводство общественной жизни
Социально-философский смысл категории «производство», ее связь с категорией «деятельность». Производство и труд. Производство и нетрудовые формы социальной активности.
Концепция «всеобщего производства» К. Маркса и ее эвристическое значение для социальной философии. Общество как субъект и продукт всеобщего производства. Основные типы необходимой деятельности как сферы всеобщего производства. О правомерности термина «непроизводственные сферы общественной жизни».
Фазы общественного производства: собственно производство – распределение – обмен – потребление. Потребление как «момент» и как «конечный пункт» производства. Деятельностный характер распределения. Распределение готовых продуктов и распределение условий, средств и субъектов их производства. Обмен как коммуникативная деятельность. Обмен готовых продуктов в отличие от обмена «деятельностями и способностями» в процессе их создания.
Альтернативные оценки марксовой концепции «всеобщего производства» в современной социальной философии. Ее критика П. Сорокиным, Р. Ароном и др.
Тема 10. Взаимосвязь общественных сфер
Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли. Концепции, исходящие из определяющей роли сферы духовной жизни (на примере учения П. Сорокина о типах социокультурной духовности). Концепции, исходящие из определяющей роли политической сферы общественной жизни.
Полемика вокруг марксовой концепции определяющей роли материального производства. Адекватность ее трактовки Ф. Энгельсом. Возможны ли отношения «первичности-вторичности» между необходимыми для общества видами всеобщего производства? Нарушает ли идея первичности материального производства принцип имманентности в развитии иных общественных сфер? Детерминация «толкающего» и детерминация «смещающего» типа. Подтверждает ли современная история идею актуализированной потребности общества в вещественно-предметных средствах деятельности? Соотношение материального и духовного производств в эпоху превращения науки в непосредственную производительную силу, принцип функционального первенства науки. Соотношение материального производства и политической регуляции в условиях «первенства политики». Соотношение материального производства и производства человека в условиях приоритета социальных целей общества. Является ли энгельсовская концепция «производства и воспроизводства непосредственной жизни» отступлением от «материалистического монизма» Маркса? Р. Арон об исторических пределах проявления определяющей роли материального производства. Современные варианты «теории факторов». Сохраняется ли функциональная обособленность подсистем общества в условиях его развития «в направлении целостности»? Перспективы обратной «синкретизации» общественных сфер.
Тема 11. Взаимосвязь укладов общественной жизни
Генезис общественных отношений и система «статусных» зависимостей в обществе. Проблема субординационной зависимости между практическим и духовным укладами общественной жизни. Культура как фактор функционирования обществ. Взаимосвязь культуры с экономическим, социальным и политическим укладами жизни. Социально-философский смысл и исторические уроки спора Ленина с Сухановым: возможна ли культурная революция политическими средствами?
Субординационные зависимости укладов практической жизни. Проблема функциональной связи собственности и власти в истории социальной мысли. Всегда ли власть является функцией собственности? Современная критика марксовой концепции «базиса и надстройки».
Дисперсия экономических структур в сферы нематериального производства, ее социальные последствия в современной истории. Проблема функциональной зависимости между экономическим и социальным статусом субъекта: всегда ли «богатство» и собственность на средства производства связаны прямо пропорционально?
Раздел 4. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Тема 12. Источники и механизмы социокультурного изменения
Проблема источников социокультурного изменения. Экстернальные объяснения: развитие общества как результат внесоциальных импульсов. Логика натуралистических объяснений (на примере различных школ «географического детерминизма»). Традиция трансцендентных объяснений общественного развития (учение А. Тойнби о «вызовах и ответах», концепция Н. Бердяева). Теории имманентного объяснения социокультурных изменений: множественность подходов. Философия эпохи Просвещения:
саморазвитие человеческого разума как причина социальных изменений. «Закон трех стадий» О. Конта. К. Маркс: возвышение потребностей как источник социокультурной динамики, фактор самовозрастания производительных сил. П. Сорокин: закон циклической флуктуации форм социокультурной духовности. Смена представлений о характере интегральной реальности как источник общественных изменений.
Проблема механизмов социокультурного изменения. Взаимодействие условий и факторов человеческой деятельности: результативная подсистема «старой» деятельности в качестве «объективно-предпосылочной» подсистемы новой. Законы динамического взаимодействия между сложившейся системой общественных отношений и генерируемой в них деятельностью. Альтернативные решения проблемы.
К. Маркс: «закон соответствия» производственных отношений уровню и характеру производительных сил как механизм изменения общественных форм. Критика марксовой концепции П. Сорокиным: «закон ограниченных возможностей социокультурного изменения» как основной механизм развития общества. Возможен ли синтез обоих подходов? Иные решения проблемы. Г. Тард: «подражание» как механизм социальной трансформации.
Тема 13. Формы социальной динамики
«Движущие силы» развития общества. Проблема инициирующего субъекта в социокультурном развитии. Альтернативные решения проблемы: креативная роль экономических классов (К. Маркс), поколений (X. Ортега-и-Гассет). Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии.
Проблема форм социокультурного изменения. Понятие социальной революции. Различие инновационной социально-преобразующей деятельности людей и стихийного процесса социальной трансформации: революция как деятельность в отличие от радикальной смены качества в процессе социальной эволюции.
Диалектика взаимодействия и противодействия социальных групп. Революция как форма социального конфликта. Проблема революционных изменений в сфере экономики. Условия и факторы политической революции. Социальный смысл «революций сверху», их отличие от социальных реформ. Проблема сравнительной креативности революционной и эволюционной форм общественного развития. Революционаризм и реформизм как типы политического менталитета. Проблема революции в теории «социальной мобильности» П. Сорокина, в концепциях Р. Дарендорфа, Л. Козера и др.
ЧАСТЬ 4. ИСТОРИЯ
Раздел 1 . ИСТОРИЯ КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Тема 1. Понятие истории. Специфика исторического познания
Правильно ли ограничивать историю прошлым человечества? История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций. «Презентизм» и проблемы бытия истории как онтологической реальности.
Проблема законосообразности исторического процесса. Повторяемость в истории: диалектика «событий» и «структур». Причинные и функциональные связи в историческом процессе. Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе.
Историческая вероятность и социально-философские концепции «пробабилизма». «Законы-предписания» и «законы-ограничения» в историческом развитии. Многовариантность исторического развития: спектр вариантов и факторы их реализации. Фаталистична ли идея «естественно-исторического» развития человечества?
Философия истории и специфика исторического познания. «Коммуникабельны» ли исторические эпохи? «Понимание» и «объяснение» в истории: герменевтика В. Дильтея и ее значение для философии истории.
Номотетический и идиографический методы в познании истории. Модели исторического объяснения Г. Нагеля и У. Дрей- ка. Историзм как метод философского мышления. Полемика вокруг идеи «нищеты историцизма» К. Поппера.
Тема 2. Существуют ли законы в истории?
Проблема собственных законов истории, отличных от законов функционирования и развития типологически взятых обществ. Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия. Война и мир. Понятие исторической корреляции. Проблемы трансмиссии социокультурных ценностей: отношение «доноров» и «реципиентов» в истории. Концепция «исторических» и «неисторических» народов, ее соответствие реалиям истории. Проблема «осевого времени» в философии истории К. Ясперса.
Проблема целостности истории. Субстанциональный аспект целостности: родовая природа человека и инварианты социальной организации. Функциональный аспект целостности: рост интенсивности исторического взаимодействия и взаимовлияния обществ, становление всемирной истории человечества. Проблема автаркии в истории. Идея всемирности исторического процесса в философско-исторической концепции «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «суперсистемных флуктуаций» П. Сорокина.
Тема 3. Субъекты реальной истории
Отличие исторического субъекта от субъекта социального. Проблема субъекта истории в европейской социальной философии. Номиналистическая и реалистическая интерпретации исторического субъекта.
Историческое бытие реальных социальных групп. Понятие этнической общности людей. Этнические общности как самодостаточные социальные группы. Отличие этнических общностей от этнических общин. Альтернатива социологического и культурологического подходов к анализу этнических групп. Следует ли считать типологическим признаком этносоциальной общности интеграцию экономической жизни? Реален ли признак «территориальной интеграции»?
Политическая интеграция как признак этнической общности. Что означает общность духовной жизни, следует ли считать ее системообразующим основанием этнических групп? Социально-философские проблемы современной этнопсихологии. Традиционные и нетрадиционные подходы к современной этнологии: полемика вокруг концепции Л. Н. Гумилева.
Наиболее общие механизмы этногенеза. Исторические типы этнических общностей. Перспективы исторической эволюции этносов. Причины этнических конфликтов и способы их локализации.
Семья как историческая общность людей. Философско-исторические проблемы возникновения семьи: диалектика экономических и этнокультурных факторов. Схема Моргана в оценке современной науки. Исторические типы семьи и перспективы семейной организации.
Классы как историческая реальность. Разделение труда и возникновение классов: философско-исторические проблемы классогенеза. Классы и касты. Классы и сословия. Классы и страты.
Философско-исторические проблемы генезиса государства. Возможно ли возникновение государства до возникновения классов? Государство и бюрократия. Бонапартизм как историческое явление. Тоталитаризм, деспотизм, демократия в истории человечества.
Человек как субъект истории. Возможности и границы индивидуальной деятельности людей. Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии. Современные концепции элит.
Тема 4. Проблемы типологии истории
Общее, особенное, единичное и отдельное в историческом процессе. Соотношение реалий и универсалий как проблема философии истории. Концепция «идеальных типов» М. Вебера и ее эвристическое значение для философии истории.
Проблемы типологии народов и цивилизаций в истории социально-философской мысли. Типологические концепции Вико, Сен-Симона, Гердера, Гегеля, Конта: поиск оснований исторической таксономии.
Суть формационного подхода к типологии истории. Концепция экономики как системообразующего основания, вызывающего существенные сходства в образе жизни сопоставляемых обществ. Понятие общественно-экономической формации в соотнесении с категориями «общество», «социальный организм», «историческая эпоха*. Социокультурная вариативность истории с позиций формационного подхода. Основания стадиальной и региональной дивергенции формаций: категории формационной стадии и формационного региона. Основные ступени развития истории с позиций формационного подхода. Идея «первичной» и «вторичной» формации у К. Маркса. Споры вокруг «пятичленной» схемы формационного развития. Проблемы формационной типологии докапиталистических обществ. Идея «азиатского способа производства» и ее эвристическое значение. Формационная типология в оценке крупнейших историков XX века. Связь формационной типологии с «технологическими» типологиями Р. Арона, У. Ростоу, Д. Белла, концепциями «постиндустриального», «технотронного» и пр. общества.
Тема 5. Цивилизация как историческое бытие культуры
Понятие цивилизации: альтернативные подходы. Цивилизация как этап исторической эволюции человечества. Цивилизация как «овеществление» культуры. Цивилизация как совокупность «ценностей как средств». Цивилизация как пространственно-временная локализация исторического процесса. Цивилизационный подход к исторической типологии. Культура как ось цивилизационной интеграции.
Типы цивилизации в человеческой истории. Традиционные общества и техногенная цивилизация как два исторически сформировавшихся типа цивилизационного развития. Особенности традиционных обществ.
Предпосылки техногенной цивилизации: культура античного типа и христианского средневековья. Основные установки техногенной культуры, ее представления о природе, человеке, обществе, свободе и др.
История человечества как взаимодействие различных типов цивилизационного развития. Проблема догоняющих модернизаций. Возникновение «гибридных» форм общества. Отношение «Запад–Восток» как проблема философии истории. Перспективы интеграции цивилизаций: природа универсализирующих импульсов. Европоцентризм как проблема философии истории.
Отношения цивилизационной и формационной парадигм: альтернативность или взаимодополнение? Возможен ли синтез Маркса с Тойнби? Типологическая концепция «социокультурных суперсистем» П. Сорокина, эвристический смысл различения «идеациональной», «сенсатной», «идеалистической» суперсистем культуры.
Тема 6. Направленность исторического процесса. Гипотеза общественного прогресса
Проблема смысла истории в европейской социальной философии.
Возможен ли ответ на вопрос: «зачем» осуществляется человеческая история? Целенаправленность социальной деятельности и спонтанность исторического процесса. Эсхатологические концепции против идеи спонтанной истории. Провиденциализм в социальной философии. Н. Бердяев о «смысле истории». Разрешима ли проблема надындивидуальных смыслов бытия?
Идея общественного прогресса в истории социальной мысли. Еще раз о диалектике аксиологического и гносеологического в социальном познании: возможна ли научная концепция истории как прогресса (регресса)? Теория «социального изменения» (Л. фон Визе): против экспансии ценностных суждений в социальную теорию. Р. Арон о возможности «позитивной» концепции прогресса: прогресс как количественное прибавление результатов человеческой деятельности. Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни: возможен ли прогресс в экономике, политике, искусстве, морали?
«Кибернетические» интерпретации прогресса как оптимизации социального функционирования, повышения адаптивных возможностей общества, степеней свободы в его саморазвитии.
Правомерность гуманистической интерпретации прогресса. Презумпция самоценности индивида: человек как единственная в мире «ценность как цель». Идея свободы как субстанции общественного прогресса. Свобода как освобождение: преодоление многообразных форм отчуждения человека в истории. Процесс гуманизации общественной жизни – проблема критериев измерения. «Качество жизни» как проблема социальной философии.
Идея цикличности истории в европейской социальной философии. П. Сорокин: трехфазный ритм флуктуации социокультурных суперсистем как антитеза концепции общественного прогресса. Идея восходящего развития в концепции «локальных цивилизаций» А. Тойнби: умирание цивилизаций и эстафета мировой истории. Концепции исторического регресса. «Закат Европы» О. Шпенглера и проблема социального пессимизма. Проблема «прогресс-регресс» в концепции «восстания масс» X. Ортеги-и-Гассета.
Раздел 2. ИСТОРИОСОФИЯ XX ВЕКА
Тема 7. Глобальные проблемы современной цивилизации
Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории. Новое качество жизни как итог техногенного развития.
Проблема пределов роста. Как защитить «Хомо сапиенс» от «Хомо фабер»? Возникновение глобальных кризисов во второй половине XX века. Проблема выживания, экологический, антропологический кризис. Актуален ли ныне Мальтус? Формы отчуждения в современном мире и перспективы их преодоления. Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм – критика основ западной цивилизации и ее актуальность.
Типологические ориентиры современной истории. Существует ли ныне капитализм? Частная собственность в современной истории. Существует ли эксплуатация труда в век информационных технологий? Идея социализма в современной истории. Концепции «государственного», «синдикалистского», «муниципального» и пр. социализма. Идея социализма и практика «реального социализма» в XX веке. Природа современного политаризма: типологические характеристики обществ советского типа.
Тема 8. Исторические судьбы России
Историософия России как философская дисциплина. Особенности социокультурного развития России. Экономическая история России: диалектика форм собственности. Феномен крепостничества и его влияние на русскую историю. Природа общинной собственности. Специфика российского политаризма: экономическая роль государства в русской истории. Гражданское общество в России: муки становления. Природа российского этатизма: гипертрофия власти как альтернатива «инстинкта государственности»? Мораль и право в становлении российской государственности. Роль идей в российской истории: «идеокра- тизм» как антитеза западного прагматизма.
Судьбы России в XX веке. Альтернативные оценки Октября 1917: этап мировой истории или национальная катастрофа? Исторические причины большевистского витка российской истории. Н. Бердяев: идея коммунизма и мессианские черты российского менталитета. «Правда» и «истина» в российской ментальности: гражданская война как вид «правдоискательства»? Сталин в истории российского этатизма. Объясним ли сталинизм с позиций «теории насилия»? Перестройка в череде российских «революций сверху». Демократия и «демократизация».
«Рекапитализация» России: исторический смысл и перспективы приватизации. «Русская идея» и современность. Современные споры «западников», «славянофилов», «евразийцев». Исторические перспективы России в XXI веке: либеральная, национальная, социалистическая и прочие альтернативы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы к разделу 1
1. Становление философского взгляда на общество: от социальной мифологии к теории.
2. Место социальной философии в структуре общественного сознания, ее соотношение с религией, искусством, моралью.
3. Проблема востребованности социальной философии в современной западной цивилизации.
4. Судьбы социальной философии в России. Кризис современной отечественной философии и перспективы выхода из него.
5. Сциентистское и антисциентистское направления в социальной философии.
6. Предмет рефлективной философии общества.
Вопросы к разделу 2
1. Проблема качественной выделенности социального в истории философской мысли.
2. Субстанциальный подход в социальном познании.
3. Деятельность как способ существования социального, ее соотношение с процессами живой и неживой природы.
4. Информационная специфика деятельности: соотношение целесообразности и целенаправленности. Феномен сознания.
5. Адаптивная специфика деятельности. Трудовая активность животных и труд человека.
6. Дискуссионные проблемы антропосоциогенеза.
7. Субъект и объект деятельности.
8. Потребности, интересы, цели, средства и результаты деятельности.
9. Проблема «свободы воли» и ее интерпретации различными философскими школами.
Вопросы к разделу 3
1. Коллективность как условие и форма общественной жизни.
2. Проблема реального существования общества: полемика «социального атомизма» и универсализма.
3. Следует ли рассматривать общество в качестве интегративного субъекта?
4. Общество как реальный самодостаточный коллектив людей.
5. Принципы «социальной статики»: системный взгляд на строение общества.
6. Элементы общественной жизни.
7. Подсистемы общества – сферы общественной жизни.
8. Компоненты общественной жизни.
9. Общественное разделение труда и основания профессиональной дифференциации социальных групп.
10. Экономическое основание социальной дифференциации. Классы и страты.
11. Власть как основание социальной дифференциации.
12. Духовные основания дифференциации социальных групп.
13. Принципы «социальной физиологии»: системный взгляд на функционирование общества.
14. Монизм и плюрализм как течения социальной философии.
15. Взаимосвязь и взаимовлияние сфер общественной жизни.
16. Взаимосвязь и взаимовлияние укладов общественной жизни: соотношение собственности и власти.
17. Механизмы саморазвития общества: альтернативные подходы.
18. Формы саморазвития общества: соотношение революции и эволюции.
19. Направленность общественного развития: гипотеза общественного прогресса.
Вопросы к разделу 4
1. Понятие истории. Социальная философия и философия истории.
2. Проблема законосообразности исторического процесса.
3. Специфика исторического познания.
4. Проблема субъекта истории. Роль личности в истории.
5. Этнические измерения истории. Нации и национальные отношения.
6. Единство и многообразие человеческой истории. Проблема всемирной истории.
7. Принципы типологии и периодизации исторического процесса.
8. Полемика вокруг формационной типологии истории.
9. Цивилизации и цивилизационный подход к типологии истории.
10. Глобальные проблемы современной цивилизации. Проблема «конца истории».
11. Дискуссионные проблемы историософии России.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература к части 1
«ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ»
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии//Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2.
Бауман 3. Философия и постмодернистская социология//Вопросы философии. 1993. № 3.
Бауман 3. Спор о постмодернизме//Социологический журнал. 1994. № 4.
Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания//Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре// Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке//Избранные произведения. М., 1990.
Гадамер. Истина и метод. М., 1992.
Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1993.
Дюркгейм Э. Метод социологии//Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция//Структура и развитие науки. М., 1978.
Лиотар Ж. Ф. Переписать современность//Ступени. Философский журнал. 1994. № 2.
Межуев В. М. Философия истории и историческая наука//Вопросы философии. 1994. № 4.
Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.
Момджян К. X. Социум. Общество. История. М., 1994.
Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1908.
Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1919.
Сорокин П. А. Программа преподавания социологии//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Степин В. В. Философское познание в динамике культуры//Человек в системе наук. М., 1989.
Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Франк С. Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1992.
Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект//Вопросы философии. 1992. № 2.
Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках//Американская социологическая мысль. М., 1994.
Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
Литература к части 2 «СОЦИУМ»
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы//Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса//Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени//Вопросы философии. 1988. № 1.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.
Берталанфи Л. История и статус общей теории систем//Системные исследования. М., 1973.
Богданов А. А. Тектология. М., 1989.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологи и//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. Основные социологические понятия//Избранные произведения. М., 1990.
Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М., 1989.
Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904.
Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. М. – Л., 1929.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1995.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
Дюркгейм Э. Метод социологии//Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
Зиммель Г. Проблема социологии//Новые идеи в социологии. СПб., 1913.
Зиммель Г. Проблемы философии истории. Этюд по теории познания. М., 1898.
Касирер Э. Опыт о человеке. М.//Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994.
Лоренц К. Агрессия. М., 1993.
Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М, 1972.
Маркс К. Философско-экономические рукописи 1844 года//Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления. Тб., 1973.
Мид Дж. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль. М., 1994.
Медников Б. М. Аксиомы биологии. 1982.
Мизес Л. Запланированный хаос. М., 1993.
Момджян К. X. Категории исторического материализма: системность, развитие. М., 1986.
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Современная американская социологическая мысль. М., 1994.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Ч. 2. М., 1992.
Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1973.
Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (фрагменты)//Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. М., 1989.
Спенсер Г. Общество есть организм//Зомбарт В. Социология. Л., 1926.
Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1919.
Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. М., 1989.
Тард Г. Социальные законы//Зомбарт В. Социология. Л., 1926.
Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
Файнберг Л. А. У истоков социогенеза. М., 1980.
Философские проблемы деятельности (материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 1985. № 2–5.
Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Шелер М. Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Шерозия А. Е. Психика, сознание, бессознательное. Тб., 1979.
Штомпка П. Временное измерение общества: социальное время//Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
Литература к части 3 «ОБЩЕСТВО»
Аутвейт У. Действие, структура и философия реализма//Социологос. М., 1991.
Бхаскар Р. Общества//Соииологос. М., 1991.
Беккер Д. В обществе – об обществе//Соииологос. М., 1991.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.
Блумер Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль. М., 1994.
Булгаков С. Философия хозяйства.
Вебер М. Основные социологические понятия//Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии//Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923.
Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М., 1989.
Власть. Очерк современной социально-политической философии Запада. М., 1989.
Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры. М., 1985.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
Дюркгейм Э. Метод социологии//Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
Ковалевский М. М. Социология. СПб., 1910.
Конт О. Основные законы социальной динамики//Зомбарт В. Социология. Л., 1926.
Н. Луман. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества//Социологос. М., 1991.
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Раздел 1. Л. Фейербах//Соч. Т. 3.
Маркс К. Письмо Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846 г.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27.
Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Т. 1. М., 1981.
Момджян К. X. Социум. Общество. История. М., 1994.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение//Современная западная теоретическая социология. М., 1994.
Сорокин П. А. Структурная социология//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Социология революции//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Социокультурная динамика//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. О так называемых факторах социальной эволюции//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903.
Толстых В. И. Социально-философские проблемы теории общественного производства//Вопросы философии. 1982. № 4.
Уорд Л. Социальная статика//Зомбарт В. Социология. Л., 1926.
Франк С. Л. Духовные основы общества//Русское зарубежье. Л., 1991.
Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.
Хомманс Дж. Возвращение к человеку//Американская социологическая мысль. М., 1994.
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
Литература к части 4 «ИСТОРИЯ»
Бердяев И. Смысл истории. М., 1990.
Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
Бердяев Н. Философия неравенства//Русское зарубежье. Л., 1991.
Блок М. Апология истории. М., 1973.
Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986.
Вдовин А. Н. Российская нация. М., 1995.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избранные произведения. М., 1990.
Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Соч. Т. 8.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/Переводы с английского и французского. М., 1990.
Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1993.
Губман Б. Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М, 1991.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука//Вопросы философии. 1990. № 4.
Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории//Вопросы философии. 1990. № 11.
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума//Вопросы философии. 1988. № 4.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
Зиммелъ Г. Проблемы философии истории. М., 1898.
Карсавин Л. П. Введение в историю (теория истории). Пг., 1920.
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980.
Лефевр А. Бои за историю. М., 1991.
Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.
Межуев В. М. Национальная культура и современная цивилизация//Освобождение духа. М., 1991.
Межуев В. М. Философия истории и историческая наука//История как предмет философского знания. М., 1990.
Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. М., 1911.
Новая технократическая волна на Западе. М., 1991.
Панарин А. С. «Возвращение в цивилизацию» или Формационное одиночество//Философские науки. 1991. № 10, 11.
Печчеи А. Человеческие качества. М. 1985.
Поппер К. Нищета историцизма//Вопросы философии. 1991. № 8, 9, 10.
Ранке Л. Об эпохах новой истории. М., 1898.
Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908.
Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
Самосознание европейской культуры XX века (М. Хайдеггер, И. Хейзинга, О. Шпенглер и др.). М., 1991.
Сорокин П. А. Историческая необходимость//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Социология революции//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Социокультурная динамика//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Философия и политика в современном мире. М., 1989.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
Фукуяма Ф. Конец истории//Вопросы философии. 1990. № 3.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1923.
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.