Программа по истории русской философии


скачать Авторы: 
- Маслин М. А. - подписаться на статьи автора
- Богатов В. В. - подписаться на статьи автора
- Косичев А. Д. - подписаться на статьи автора
- Кувакин В. А - подписаться на статьи автора
- Павлов А. Т. - подписаться на статьи автора
- Шкуринов П. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1/1998 - подписаться на статьи журнала

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса

История русской философии как предмет изучения. Полисемантичность понятия «история русской философии». Русская философия как объективный духовный процесс, культурно-историческая ценность и область научного изучения. Теоретико-методологические основания, принципы и критерии периодизации истории русской философии. Современные дискуссии об общих чертах, своеобразии и месте русской философии в мировой цивилизации. Изучение истории русской философии в России и за рубежом. «Онтологическая» (В. В. Зеньковский) и «гносеологическая» (Н. О. Лосский) версии предмета истории русской философии. Соотношение «специализированных» и «неспециализированных» источников истории русской философии. Проблема этногенеза русского народа в ее отношении к истории русской философской мысли. Соотношение богословского, философского и конкретно-научного материала в истории русской философии на различных этапах ее развития.

РАЗДЕЛ 2. НАЧАЛО РУССКОЙ

ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (XI–XVII вв.)

Тема 2. Философская мысль

эпохи Киевской Руси (XI–XIII вв.)

Понятие «древнерусская философия» и «русская средневековая философия». Язычество в культуре Древней Руси. Византийские и югославянские (болгарские) влияния на древнерусскую культуру. I и II болгарские влияния. Кирилло-мефодиевская традиция. Принятие христианства в X в. как предпосылка становления древнерусской философской мысли. Принципиальные мировоззренческие различия славяно-русского язычества и христианства. Проблема «двоеверия». Формирование философской терминологии.

Философское содержание в «Слове о законе и благодати» Илариона. «Изборник 1073 г.» и «Изборник 1076 г.»: распространение идей античной философии в древнерусской культуре. «Повести временных лет» Нестора и становление народного и государственного самосознания. «Послание» Климента Смолятича. «Поучение» Владимира Мономаха. Кирик Новгородец и его «учение о числах». Влияние византийского богословия на древнерусскую мысль: экзегетическая традиция. Деление философии на «внешнюю» и «внутреннюю». Традиции торжественной гимнографии и ораторской прозы: Кирилл Туровский. Элементы психологии и гносеологии в «Послании» Никифора. «Моление» и «Слово» Даниила Заточника. Изложение идей Аристотеля, Платона, Гиппократа в древнерусских апокрифах. Философские идеи «Толковой Палеи» и «Пчелы». Проблема соотношения души и тела, Вселенной и четырех «стихий» в «Диоптре». «Зерцало» Филиппа Пустынника. Распространение на Руси «Источника знаний» Иоанна Дамаскина и других переводных сочинений.

Тема 3. Философская и социальная мысль эпохи

Московской Руси (XIV–XVII вв.)

Социально-этическая мысль эпохи, возвышение Московского княжества. «Задонщина» Софония Рязанца. Агиографическая (житийная) литература: Епифаний Премудрый («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского»). Тема Троицы в литературе и искусстве Древней Руси. Афонская традиция исихазма и ее рецепция на Руси. Сергий Радонежский и Нил Сорский как виднейшие представители исихазма. «Устав» Нила Сорского. Политические, религиозно-моральные и философские споры «иосифлян» во главе с Иосифом Волоцким (1440–1515) и «нестяжателей», возглавляемых Нилом Сорским (1433–1508). Учение Филофея «Москва – третий Рим». Идея «странствующего» Рима в средневековой философской мысли Европы и Руси. Эволюция средневековой историософии от теории «казней Божиих» до идеи «Третьего Рима».

Максим Грек (ок.1475–1556) – крупнейший мыслитель эпохи Московской Руси. Преломление традиций античной и византийской философской мысли в наследии Максима Грека. Этические идеи «Домостроя». Этические и социальные идеи переписки Ивана Грозного (1520–1584) и Андрея Курбского (1538–1583). Еретические учения в России в XIV–XVI вв., их идейная и политическая направленность. Еретические выступления Матвея Башкина, Феодосия Косого, Артемия. Пантеистические мотивы в «Голубиной книге» и «Прении живота и смерти».

Проникновение в Россию стиля барокко и постепенное высвобождение духовной культуры от средневековых канонов: жанр «Азбуковников», их философское содержание. Андрей Белобоцкий и его комментарий к книге Раймонда Луллия «Великая и предивная наука». Симеон Полоцкий (1629–1680). философские идеи в его труде «Вертоград многоцветный». Юрий Крижанич (ок. 1617 – ок. 1682), философские и социальные идеи в его труде «Политика». Идея славянского единства («религиозно-культурного панславизма») в творчестве Крижанича. Реформа Никона и раскол русской церкви. «Житие» протопопа Аввакума (1620–1682), мировоззренческие аспекты. Димитрий Ростовский и развитие идей исихазма в XVII в.

Роль Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий и шкалы боярина Ф. М. Ртишева в становлении философского образования в России и нового типа философствования. Становление светскою знания. Развитие естественных наук.

РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ XVIII в.

 Тема 4. Философия в эпоху петровских преобразований

Наука и культура в России первой половины XVIII века. Основание Академии наук и Московского университета. «Ученая дружина Петра I»: В. Н. Татищев (1686–1750), Ф. Прокопович (1681–1736), А. Д. Кантемир (1708–1744). Проблемы мироздания и человека в их трудах. Разработка вопросов логики, онтологии и гносеологии. Вопрос о двойственности истины. Классификация наук, разработка философской терминологии. Теория естественного права. Социологические идеи. Проблема государства и сущности власти.

«Философия сердца» Г. С. Сковороды (1722–1794). Учение Сковороды о «двух натурах» и «трех мирах». Понятие «сродности» и «несродности» в философии Сковороды. Философия Сковороды как позднесредневековый и проторенессансный тип философской мысли.

И. Т. Посошков (1652–1726). Иден общественных преобразований. Д. Е. Тверигинов как религиозный вольнодумец.

 Тема 5. М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов (1711–1765) как основоположник светской философии в России. Характеристика философских взглядов М. В. Ломоносова. Понимание бытия и природы. Специфика деизма М. В. Ломоносова. Проблема научного метода. Понятия материи, вещества, тела, движения. пространства. Трактат «О причинах теплоты и холода...», работа «О слоях земных». Корпускулярная философия Ломоносова. Вопросы философии языка и теории познания. Философско-исторические и социальные воззрения. Место М. В. Ломоносова в истории русской культуры.

 Тема 6. Русские просветители

 второй половины XVIII и начала XIX веков

Философия Просвещения в России. Национально-исторические особенности русского Просвещения, его идейная связь с французским и немецким Просвещением. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Роль Московского университета в становлении философского образования в России. Социальная философия русского Просвещения: Н. И. Новиков (1744–1818), А. П. Куницын (1783–1840), В. Ф. Малиновский (1765–1814). Проблемы онтологии, теории познания и логики в творчестве Я. П. Козельского (1727 – ок. 1794), Д. С. Аничкова (ок. 1733–1788); А. С. Лубкина (1770–1815) и Т. Ф. Осиповского (1765–1832). Вопросы религиоведения в трудах Д. С. Аничкова. Философия права С. Е. Десницкого (ок. 1740–1789). Выступление П. С. Батурина (1740–1803) против мартинизма в «Исследовании книги о заблуждениях и истине». Разработка этических проблем просветителями. «Духовное Просвещение» в России: Платон (Левшин) (1737–1812), Паисий Величковский (1722–1794), Тихон Задонский (1724–1794).

 Тема 7. Идеализм в России второй половины XVIII века

Вольфианская философия в России: Г. Теплое (1711–1779), М. М. Щербатов (1733–1790), их роль в пропаганде вольфианства. Философские взгляды масонов – И. Лопухина, И. Елагина, Н. Трубецкого, И. Шадена, И. Шварца и др. Масонство как противовес «вольтерьянству». И. В. Лопухин (1756–1816) и идея «внутренней церкви». Масонская антропология. Общественно-политические воззрения масонов. Консервативная утопия М. М. Щербатова (1733–1790). Щербатов о «повреждении нравов в России».

 Тема 8. А. Н. Радищев

Философская антропология А. Н. Радищева (1749–1802). Его гносеологические идеи. Научно-философские воззрения Радищева на природу и географическую среду. Политическая философия Радищева, его революционное просветительство. Идеи добродетели и свободы личности.

 РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–XX вв.

Тема 9. Просветители и декабристы

Идеалистическая философия и просветительство в России в начале XIX в. Философские кружки «архивных юношей» и «любомудров». Феномен «русского шеллингианства»: Д, В. Веневитинов (1805–1827), И. И. Давыдов (1794–1863), Д. М. Велланский (1774–1847), М. Г. Павлов (1793–1840). Идеалистическая антропология А. И. Галича (1783–1848).

Социологические идеи декабристов. Теория естественного права и общественного договора. Критическое усвоение декабристами философии просвещения XVIII века. Конституционные проекты – «Русская правда» П. И. Пестеля (1793–1826), «Проект конституции» Н. М. Муравьева (1796–1843), «Манифест» С. П. Трубецкого (1790–1860). Философские идеи декабристов. Идеалистическое (В. К. Кюхельбекер, М. С. Лунин, М. А. Фонвизин), материалистическое (П. И. Борисов, И. Д. Якушкин, Н. А. Крюков, В. Ф. Раевский) и деистическое (П. И. Пестель, Н. И. Тургенев, В. И. Штейнгель) направления в среде декабристов. Проблема человека и его свободы. Проблема русского национального самосознания. «Обозрение истории философских систем» М. А. Фонвизина (1788–1854). Атеистические идеи А. П. Барятинского (1798–1844). Роль идей декабризма в последующем развитии русской философии.

 Тема 10. Философия славянофилов

Исторические и теоретические истоки славянофильства. Философские и социологические взгляды К. С. Аксакова (1817–1856), И. В. Киреевского (1806–1856), А. С. Хомякова (1804–1860), Ю. Ф. Самарина (1819–1876). Проблема соотношения науки и веры. Концепция «цельного знания» И. В. Киреевского и «живого знания» А. С. Хомякова. Философия истории славянофилов, проблема Востока и Запада. Учение о крестьянской общине. Концепция «негосударственности» русского народа. Идея «земли» и «государства» в социальной философии славянофилов. Христианская философия славянофилов. Концепция «соборности» А. С. Хомякова. Понятия «кушитства» и «иранства» в «Записках о всемирной истории» А. С. Хомякова. Мессианские мотивы в учении ранних славянофилов. Влияние славянофилов на развитие русской философии.

 Тема 11. Рационалистические и просветительские идеи начала XIX в.

Интеллектуальная биография П. Я. Чаадаева (1794–1856): основные вехи. Его «Философические письма»: история публикации и последующая судьба. Философия русской истории. Проблема Востока и Запада. Проблемы онтологии, теория познания и самопознания. Проблема души. Идея Провидения и ее мистико-религиозное обоснование. Чаадаев о путях истории цивилизации. Социология и этика Чаадаева. Чаадаев и западничество. Влияние Чаадаева на развитие русской философии и культуры. Чаадаев и славянофильство.

Н. В. Станкевич (1813–1840), его философско-этические воззрения, его понимание задач философии. «Кружок Станкевича» в Московском университете и его значение.

Т. Н. Грановский (1813–1855) и его роль в развитии исторической и социологической мысли в России. Эволюция мировоззрения Грановского. Развитие им идей историзма, диалектики и детерминизма. Борьба Грановского с теорией официальной народности и славянофильства.

 Тема 12. Философия и социология революционных демократов

В. Г. Белинский (1811–1848), его идейная эволюция. Тема «бунта личности против мировой гармонии» в творчестве В. Г. Белинского. Отношение Белинского к философии Гегеля и Фейербаха, к идеям утопического социализма Сен-Симона. «Письмо к Гоголю» и его идейное влияние. Философские взгляды Белинского: диалектика и материализм, антипозитивизм, критика агностицизма и скептицизма. Социально-политические, этические и эстетические взгляды Белинского. Критика теории «чистого искусства». Философское обоснование социализма.

А. И. Герцен (1812–1870). Философские труды Герцена «Опыт бесед с молодыми людьми». «Дилетантизм в науке». «Письма об изучении природы» и их значение. Герцен о предмете и задачах философии, о взаимоотношении философии и естествознания. Проблемы бытия и мышления, природы и сознания, логического и исторического, содержания и формы. Диалектика Герцена, его теория познания. Разработка им вопросов истории философии. Социологические взгляды Герцена. Критика Герценом западной цивилизации. Проблема исторической необходимости и критика фатализма. Личность и общество. Концепция «русского социализма» и идея всемирности культурно-исторического процесса. Герцен и народничество. Эстетические воззрения Герцена.

Н. П. Огарев (1813–1877), его философские и социологические взгляды. Теория русского крестьянского социализма.

Философские и социологические воззрения петрашевцев. Философское обоснование социализма М. В. Буташевич-Петрашевским (1821–1866). Кружок М. В. Петрашевского. Философская проблематика «Карманного словаря иностранных слов». Отношение петрашевцев к философии французских материалистов, Канта и Фихте.

 Тема 13. Н. Г. Чернышевский и его философская школа

Н. Г. Чернышевский (1828–1889). Становление философских и политических взглядов. «Эстетика жизни» Н. Г. Чернышевского. Понимание предмета философии как «теории решения общих вопросов науки». Критика философского «иллюзионизма» и теория познания Чернышевского (по работе «Характер человеческого знания»). Социологические воззрения Чернышевского. Истолкование гегелевского закона отрицания отрицания как «закона вечной смены форм». Философское обоснование социализма. Теория разумного эгоизма Философская школа Чернышевского: М. А. Антонович, Н. А. Серно-Соловьевич, Н. В. Шелгунов Чернышевский и русский марксизм.

Философские и социально-политические взгляды Н. А. Добролюбова (1836–1861) и Д. И. Писарева (1840–1868).

 Тема 14. Духовно-академическая философия

Развитие философии в стенах российских духовных академий: в Москве, Киеве, Петербурге, Казани и Харькове. Ф. А. Голубинский (1797–1854) как родоначальник школы московской академической философии. Учение Голубинского о «непосредственном знании» (вере). Философская система «трансцендентального монизма» В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828–1891). «Синтетическая философия» В. Н. Карпова (1798–1867). Философско-мистическая концепция Ф. Ф. Сидонского (1805–1867). «Философский лексикон» С. С. Гогоцкого (1813–1889). «Философия сердца» П. Д. Юркевича (1826–1874). Работа Юркевича «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». Работа Юркевича «Из науки о человеческом духе» и философская полемика с Н. Г. Чернышевским. Отношение представителей духовно-академической философии к платонизму и немецкой философской классике.

 Тема 15. Философия и социология народников

Возникновение народничества и этапы его развития. Социальные и теоретические истоки идеологии народничества.

П. Л. Лавров (1823–1900), его философская система: механическая теория мира, философия в знании, философия в творчестве, философия в жизни. Его отношение к антропологизму, эволюционизму, позитивизму. «Исторические письма» Лаврова. Разработка им «субъективного метода» в социологии, становление субъективной школы в русской социологии. Его взгляды на самобытность общественного уклада в России. Проблемы социальной революции, государства и нравственности. Отношение Лаврова к Гегелю и марксизму.

П. Н. Ткачев (1844–1885) – идеолог народничества бланкистского направления. Философские и социологические идеи Ткачева, его «экономический материализм». Взгляд Ткачева на крестьянскую общину.

М. А. Бакунин (1814–1876) – идеолог народничества анархистского направления. Труды Бакунина «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм, антитеологизм».

П. А. Кропоткин (1842–1921) как виднейший теоретик анархизма. Философские идеи в работах «Современная наука и анархия», «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» и их позитивистская направленность.

Н. К. Михайловский (1842–1904) как теоретик либерального течения в народничестве. Оценка Михайловским русской крестьянской общины. Позитивизм Михайловского. Теория «героев» и «толпы». Понимание сущности и природы общественного прогресса и государства. Субъективная социология Михайловского.

 Тема 16. Философия Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

Проблема типизации их философских воззрений. «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского (1821–1881) и «Не могу молчать» Л. Н. Толстого (1828–1910). Философские, религиозно-этические и эстетические идеи, выраженные в «Братьях Карамазовых» Достоевского и «Исповеди» Толстого. Идеи богоборчества. Проблема свободы и ответственности. Универсальный гуманизм Достоевского. Его влияние на развитие мировой философии. Эпилог «Войны и мира» Л. Н. Толстого, его философское содержание. Сущность «истинной религии» Л. Н. Толстого. Идея нравственного совершенствования и «непротивления злу насилием». Философско-историческая концепция Толстого и толстовство.

 Тема 17. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев

Работа Н. Я. Данилевского (1822—1885) «Россия и Европа» и теории локальных цивилизаций XX века (О. Шпенглер, А. Тойнби). Критика европоцентризма Н. Я. Данилевским. Соотношение народного и общечеловеческого. Сравнение славянского и романо-германского культурно-исторических типов. Философия истории Данилевского.

Идейная эволюция К. Н. Леонтьева (1831 —1891). Политический консерватизм и «обращение» Леонтьева. Эстетика истории Леонтьева: три фазы культурно-исторического развития (первоначальная простота, цветущая сложность и упростительное смешение). К. Н. Леонтьев и Н. Я. Данилевский: сходство и различие концепций культурно-исторических типов. К. Н. Леонтьев и А. И. Герцен как критики современной им европейской цивилизации. Идея «византинизма» и ее религиозно-философский смысл. Влияние К. Н. Леонтьева на развитие русской религиозной философии.

 Тема 18. Философские течения в российских университетах

Характерные черты позитивистской философии в России. Основные представители «первого» позитивизма: К. Д. Кавелин (1818–1885), М. М. Троицкий (1835–1899). Философия «монодуализма» Н. Я. Грота (1852–1899). Эволюция позитивизма и распространение философии эмпириокритицизма. В. В. Лесевич (1837–1905) как один из первых крупных представителей эмпириокритицизма в России.

Б. Н. Чичерин (1828–1904) и Н. Г. Дебольский (1842–1918) – представители консервативного гегельянства, истолкование Б. Н. Чичериным диалектики: «Тетрада» Б. Н. Чичерина.

Полемика Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева по проблемам этики. «Философия феноменального формализма» Н. Г. Дебольского.

А. И. Введенский (1856–1925), Г. И. Челпанов (1862–1936) – представители университетского неокантианства в России. Пропаганда ими кантианских идей в логике, гносеологии и психологии.

Персонализм и спиритуализм А. А. Козлова (1831–1901) и Л. М. Лопатина (1855–1920). Теория «панпсихизма» А. А. Козлова. Концепция «монистического плюрализма» А. А. Козлова. «Конкретный спиритуализм» Л. М. Лопатина. Философия Декарта и Лейбница как источники русского спиритуализма.

 Тема 19. Философия русского марксизма

Проникновение философских идей марксизма в Россию в 40– 70-е годы XIX века (П. В. Анненков, Г. М. Толстой, Н. И. Сазонов). Критический анализ идей марксизма В. П. Боткиным (1811–1869) и П. В. Анненковым (1813–1887). Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями и ее значение в развитии общественной мысли в России. Оценка «Манифеста Коммунистической партии» русскими общественными деятелями. Дискуссии вокруг «Капитала» Маркса в России. Роль Н. И. Зибера в пропаганде экономического учения К. Маркса. Народничество и марксизм (письмо К. Маркса к В. И. Засулич).

Группа «Освобождение труда». Философские взгляды Г. В. Плеханова (1856–1918) и его роль в распространении и развитии марксизма. Труды Плеханова «К вопросу о монистическом взгляде на историю», «О роли личности в истории». Борьба Плеханова и В. И. Ленина против народничества и обоснование философии исторического материализма. Понимание марксизма как научного (а не философского) учения об обществе российскими эмпириокритиками (Богданов, Луначарский, Валентинов, Юшкевич и др.). Критика В. И. Лениным (1870–1924) эмпириокритицизма. «Философские тетради» Ленина. Защита Лениным философского своеобразия марксизма и целостности его составных частей – философии, политэкономии и учения о социализме. Разработка Лениным вопроса о роли субъективного фактора в истории: интересов и настроений различных социальных групп, перехода от стихийности к сознательности и организованности, стратегии и тактике политических действий. Ленин как историк русской философии. Партийно-политический характер ленинских оценок русской мысли XIX—XX вв.

Течение легального (неокантианского) марксизма в России: П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, М. И. Туган-Барановский. Движение от «марксизма к идеализму».

Философия эмпириокритицизма и марксизм. Работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и ответ на нее А. А. Богданова. «Тектология» А. А. Богданова.

 Тема 20. Философия всеединства

Философия всеединства В. С. Соловьева (1853–1900). Концепция «положительного всеединства». Онтология и гносеология «цельного знания», синтез эмпиризма, рационализма и мистицизма. Концепция «русской идеи». Нравственная философия (по работе «Оправдание добра»). Антропология «богочеловечества», учение о «вселенской теократии». Эсхатология Соловьева позднего периода.

«Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого (1862–1905). С. Н. Трубецкой как историк философии. Учение о «соборном сознании». С. Н. Трубецкой о связи античности и христианского «Логоса».

Е. Н. Трубецкой (1863–1920) – ближайший последователь и крупнейший исследователь философии В. С. Соловьева. Учение о смысле жизни.

Религиозная философия С. Н. Булгакова (1871–1944). Трансцендентализм в понимании религии и религиозного сознания. Софиология Булгакова. Апофатическая (отрицательная) интерпретация Абсолюта. Мир и слово: «философия имени». Иерархия бытия: от ничто до Божественной Абсолюта. Социальная проблематика в творчестве Булгакова.

Универсальный характер мировоззрения П. А. Флоренского (1882–1937). Антиномическая диалектика как метод и стиль мышления. Идея Бога как живой личности и триипостасного единства. Иррационалистическая трактовка познания и истины. Эстетические воззрения Флоренского. Флоренский как историк философии.

Философия всеединства С. Л. Франка (1877–1950). Попытка построения «единой теории знания и бытия». Единство субъекта и объекта перед лицом Абсолютного бытия. Познание и знание как интуиция.

Социальная философия С. Л. Франка по работе «Духовные основы общества». Философская антропология С. Л. Франка.

Концепция абсолюта как всеединства и совпадения противоположностей в философии Л. П. Карсавина (1882–1952). Проблема «Я и Бог» как религиозно-философская проблема. Философия истории: иерархический характер исторического бытия. Учение о «симфонической личности».

Тема 21. Философия богоискательства

 и «нового религиозного сознания»

В. В. Розанов (1856—1919) как философ. Специфика мышления и философской психологии Розанова: иррационализм, субъективизм, волюнтаризм. Религиозно-мистический пансексуализм как ядро онтологических представлений Розанова. Идея потенциальности и органичности бытия. Отношение В. В. Розанова к христианству и иудаизму.

Философские идеи в творчестве Д. С. Мережковского (1865—1941). Его антипозитивизм, символизм, эстетизм и мистицизм. Проблема индивида и интеллигенции. Культурологическая проблематика: синтез язычества и христианства, духа и плоти, церкви и общества. Понятие «нового религиозного сознания». Философия истории: идея «мистической революции» и «христианской общественности».

 Тема 22. Н. О. Лосский

«Мистический эмпиризм» Н. О. Лосского (1870—1965). Работа Лосского «Обоснование интуитивизма». «Координационная» теория восприятия. Понятие идеального реализма и интеллектуальной интуиции (умозрения). Идея конкретной субстанциальности — основа персонализма Лосского. «Динамическая» теория материи. Этическая концепция Н. О. Лосского в работе «Условия абсолютного добра». Лосский как историк русской философии: его «гносеологическая» ориентация в противоположность «онтологизму» В. В. Зеньковского.

 Тема 23. Экзистенциальная философия в России

Персонапистический экзистенциализм Н. А. Бердяева (1874–1948). Метафизика свободы как безосновности и божественной рациональности. Личность – «тоталитарное» существо. Учение об объективации и творчестве. Этика творчества. Эсхатологическая философия истории. «Русская идея» в интерпретации Бердяева. Эволюция Н. А. Бердяева от «легального марксизма» к религиозному идеализму. Учение о свободе, объективации и творчестве.

Мировоззрение Л. И. Шестова (1866–1938). Трансцендентное как сокрытость, всевозможность и несказанность. Проблема пограничных ситуаций. Истина как самоочевидность, чудо и тайна. Природа и человек: обыденные и возможные отношения. Антиномизм истины и общения.

 Тема 24. Философия русского космизма

Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова (1829–1903). Понимание им философии, науки и культуры. Космизация деятельности и идеалов человека. Идеи «регуляции природы», «воскрешения». Федоров и христианство. Этика «супраморализма». Косморелигиозный гуманизм Федорова.

К. Э. Циолковский (1857–1935) и его «космическая философия»: монизм, панпсихизм, идея «атомов» Вселенной. «Космическая этика». Космогония и космоэволюционный процесс.

Концепция живого вещества Вселенной В. И. Вернадского (1863–1945). Идея ноосферы. Мировая эволюция и будущее человечества. Проблемы науки, философии и религии. Социальные воззрения ученого.

 Тема 25. Философские идеи в русском естествознании

И. М. Сеченов (1829–1905) как представитель естественнонаучного материализма и основатель «объективной психологии». Скептико-материалистическая концепция объективной реальности. Детерминизм и свобода воли. Рефлекторно-аффективная теория морали и воспитания. Учение о рефлексах, проблема чувственного познания, мышления и памяти в работах Сеченова и И. П. Павлова (1849–1936). Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах.

Д. И. Менделеев (1834–1907) как мыслитель. Методологические и гносеологические принципы творчества ученого: эмпиризм, рациональность, элементы диалектики. Три принципа реализма: вещество (материя), сила (энергия), дух. Атомистические идеи.

К. А. Тимирязев (1843–1920) – крупный представитель дарвинизма. Критика Тимирязевым витализма, спиритизма и интуитивизма.

Тема 26. Философия языка, герменевтика,

 философия культуры

Идеи герменевтики, феноменологии, философии языка в творчестве Г. Г. Шпета (1879–1937). Изложение, интерпретация и критика Шпетом философии Э. Гуссерля в работе «Явление и смысл». Работа «История как проблема логики». Проблемы этнической психологии, этнофафии, народоведения и краеведения. Шпет как историк русской философии («Очерк развития русской философии»). Учение Шпета о слове как принципе культуры, социальном знаке.

Философия языка и культуры А. Ф. Лосева (1893–1988) и М. М. Бахтина (1895–1975).

 Тема 27. Евразийство

Евразийство как первое постреволюционное философско-культурологическое течение русского зарубежья. Идея «Евразии» и ее русские источники (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, В. И. Ламанский и др.). Новое решение проблемы Востока и Запада в сборнике евразийцев «Исход к Востоку». П. Н. Савицкий (1895–1968) о роли пространственно-географического фактора в социальных науках («месторазвитие»). Н. С. Трубецкой (1890–1938) как критик европоцентризма. Его идея «языкового союза». Культурологическая концепция евразийцев и учение о «туранском элементе». «Кламарский раскол» и эволюция евразийства. Л. Н. Гумилев (1912–1992) как «последний евразиец». Концепция «пассионарности» и «этногенеза» Гумилева.

 Тема 28. Философия в СССР

Философские дискуссии 20–30-х гг. «Механисты» и «диалектики». Работа Н. И. Бухарина (1888–1938) «Теория исторического материализма». Работа Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Развитие философии в СССР с середины 50-х годов.

 ЛИТЕРАТУРА

Авдеева Л. Р. Русские мыслители: А. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. М., 1992.

Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1982.

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4. 2; 1972. Т. 4.

Антонович М. А. Избр. философ, соч. М., 1945.

Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Избр. философ, труды. М., 1969. Т. 1.

Бабий А. И. Дмитрий Кантемир. М., 1984.

Бакунин М. А. Избр. философ, соч. и письма. М., 1987.

Бакунин М. А. Поли. собр. соч. М., 1919. Т. 1.

Беленкова Л. П. Д. И. Писарев как историк философской и общественно-политической мысли. М., 1983.

Белинский В. Г. Избр. философ, соч. М., 1948. Т. 1, 2.

Белов П. Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей. М., 1970.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. М., 1972.

Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1989.

Богданов А. А. Вопросы социализма. М., 1990.

Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVTII в. М., 1986.

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990.

Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996.

Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.

Булгаков С. Н. Философия имени. Париж, 1953.

Ванчугов В. В. Очерки истории философии «самобытно-рус-ской». М., 1994.

Васецкий Г. С. Мировоззрение М. В. Ломоносова. М., 1961.

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л, Шпет Г. Г. Русская философия: Очерки истории. Свердловск, 1991.

Век просвещения в России. М., 1991.

Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М., 1988.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вехи. Из глубины. М., 1991.

Волк С. С. Карл Маркс и русские общественные деятели. Л., 1969.

Володин А. И. Герцен. М., 1970.

Воронкова Л. П. Мировоззрение П. А. Флоренского//Вестник МГУ, сер. «Философия». – 1989. – № 1.

Гайдадым Э. Л. Феникс, или Забытая статуя Галатеи? Философия истории русского неортодоксального теизма XIX – начала XX вв. Донецк, 1990.

Гайденко П. П. Антиномическая диалектика С. Н. Булгакова. Антиномическая диалектика П. А. Флоренского против закона тождества // Критика немарксистских концепций диалектики XX века. М., 1988.

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX–XIX вв. Л., 1970.

Герцен А. И. Избр. философ, соч. М., 1946. Т. 1, 2.

Голлербах Э. В. В. Розанов. Личность и творчество. Пг., 1918.

Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI – начала XII вв. Киев, 1988.

Григорьев Ап. Соч. М., 1990.

Григорьев Ап. Эстетика и критика. М., 1980.

Громов М. Н. Максим Грек. М., 1986.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII вв. М„ 1990.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

Гумилев Л. Н. Заметки последнего евразийца // Наше наследие. – 1990. – № 3.

Данилевский Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование. СПб., 1885–1889. Т. 1–2.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Данилевский Н. Я. Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890.

Дело петрашевцев. М.; Л., 1937–1951.

Добролюбов Н. А. Избр. философ, соч. М., 1945–1948. Т. 1, 2.

Достоевский Ф. М. в русской критике. М., 1956.

Достоевский Ф. М. Собр. соч. М., 1956. Т. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.

Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.

Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

Замалеев А. Ф. Философские идеи в средневековой Руси. Л., 1987.

Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI– XVI вв.). Л., 1987.

Западав А. В. Новиков. М., 1968.

Записки сенатора И. В. Лопухина. М., 1990.

Зеньковский В. В. История русской философии. М., 1991. Т. I–IV.

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные искания XVTI века. М., 1995.

Изборник. М., 1969.

Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952.

Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951–1952. Т. 1, 2, 3.

История русской философии: состояние и перспективы изуче- ния // ФН – 1989. – № 8.

Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989.

Каменский З. А. Московский кружок любомудров. М., 1980.

Каменский З. А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М„ 1980.

Кантемир А. Соч., письма и избранные переводы князя Антиоха Кантемира. СПб., 1868.

Кант и философия в России. М.. 1994.

Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в прогрессе. СПб., 1914.

Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

Карсавин Л. П. Философия истории. М., 1992.

Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1.

Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.

К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. М., 1967.

Леонтьев К. Н. Pro et Contra. СПб., 1995. Т. 1, 2.

Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985.

Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991.

Кувакин В. А. Религиозная философия в России (начало XX в.). М., 1980.

Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

Кузьмин А. Татищев. М., 1981.

Лавров П. Л. (Арнольди). Задачи понимания истории. СПб., 1903.

Лавров П. Л. Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1934–1935.

Лавров П. Л. Собр. соч. Петра Лавровича Лаврова. Пг., 1917–1920.

Лавров П. Л. Философия и социология. М., 1966.

Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. М., 1965.

Ленин В. И. Поли. собр. соч. М., 1958–1965. Т. 18; Т. 21, с. 255–262; Т. 23, с. 93-95; Т. 24. с. 333–337.

Леонтьев К. И. Записки отшельника. М., 1992.

Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. М., 1976.

Леонтьев К. Н. Цветущая сложность. М., 1992.

Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.

Ломоносов М. В. Избр. произведения. М.. 1986.

Ломоносов М. В. Избр философ, произведения. М.. 1950.

Ломунов К. Н. Лев Толстой в современном мире. М., 1975.

Лосский Н. О. Введение в философию. Пг., 1918.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

Лосский Н. О. Избранное. М., 1991.

Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1969.

Малинин В. А. Философия революционного народничества. М. 1972.

Маркс. Философия. Современность. М., 1983.

Маслин М. А. «Велико незнание России». Русская идея. М., 1992.

Масонство в его прошлом и настоящем М., 1991.

Менделеев Д. И. Соч. М.; Л., 1954. Т. 24.

Мережковский Д. С. Собр. соч. М., 1990.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993–1994. Т. I–II.

Михайловский Н. К. Соч. СПб., 1896. Т. 2.

Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе XIX – начала XX века. М., 1989.

Мочалов И. И. Вернадский – человек и мыслитель. М., 1970.

Никольский Н. М. История русской церкви. М.. 1983.

Никоненко В. С. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л., 1983.

Новиков Н. И. Избр. соч. М., 1954.

О России и русской философской культуре. Мыслители русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Павлов А. Т. От дворянской революционности к революционному демократизму: идейная эволюция А. И. Герцена. М., 1977.

Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1992. Т. 1–12.

Печурина О. А. Философия в духовных академиях // Начала. – 1993. – № 3.

Писарев Д. И. Избр. философ, и общественно-политические статьи. М., 1949.

Писарев Д. И. Поли. собр. соч. М., 1909–1914.

Писарев Д. И. Соч. М„ 1955. Т. 2, 3. 4.

Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения. М., 1956–1958. Т. 1–5.

Плеханов Г. В. Соч. М.; Л., 1926. Т. 21, 23.

Поляков Л. В. Философские идеи в культуре Древней Руси. М., 1988.

Поливанов М. К. Очерки биографии Г. Г. Шпета // Начала. – 1992. – № 1.

Полюса евразийства // Новый мир. – 1991. – № 1.

Проблемы идеализма. М., 1902.

Проблемы изучения истории русской философии и культуры // ВФ. – 1988. – № 9.

Прокопович Ф. Соч. М. Л., 1961.

Пустарнаков В. Ф. «Капитал» К. Маркса и философская мысль в России (конец XIX – начало XX в.). М., 1974.

Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

Радищев А. Н. Избр. философские и общественно-политические сочинения. М., 1952.

Розанов В. В. Соч. М., 1990.

Розанов В. В. Собр. соч. М., 1994–1995.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

Русская идея. М., 1992.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Русская философия первой половины XIX в. Хрестоматия. Свердловск, 1987.

Русская философия. Конец ХIХ – начало XX века. СПб., 1993.

Русская философия. Словарь. М., 1995.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Сапов В. В. Дело о запрещении журнала «Телескоп» // Вопросы литературы. – 1994. – Вып. 1, 2.

Сеченов И. М. Избр. философ, и психологические произведения. М., 1947.

Сивак А. Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.

Сковорода Г. С. Соч. М., 1973. Т. 1, 2.

Смирнова З. В. Социальная философия А. И. Герцена. М., 1973.

Соловьев В. С. Письма. СПб., 1908–1923. Т. 1–4.

Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., 1911–1914.

Соловьев В. С. Соч. М., 1989.

Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952.

Становление философской мысли Киевской Руси. М., 1984.

Старченко Н. Н. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского. М., 1991.

Сто русских философов. Биографический словарь. М., 1995.

Сухов А. Д. Русская философия. Пути развития. М., 1989.

Татищев В. Н. Избр. произведения. Л., 1979.

Тимирязев К. А. Соч. М., 1938–1939. Т. 5, 8, 9.

Тихонова Е. Ю. Мировоззрение молодого В. Г. Белинского. М., 1983.

Ткачев П. Н. Соч. М., 1975.

Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 6, 7, 16, 17.

Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989.

Уткина И. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.

Уткина Н. Ф. М. В. Ломоносов. М., 1987.

Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982.

Федосов И. А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М., 1967.

Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1991–1992. Т. 1–2.

Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985.

Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953.

Флоренский П. А. Соч. М., 1990.

Флоренский П. А. Автореферат // Вопросы философии. – 1988. – № 12.

Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Франк С. Л. Соч. М., 1990.

Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. М., 1994.

Хрестоматия по древнерусской философии. М., 1986.

Цимбаев Н. Н. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986.

Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1989.

Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. и избр. письма. М., 1991. Т. 1–2.

Чернышевский Н. Г. в воспоминаниях современников. М., 1982.

Чернышевский Н. Г. Избр. философ, соч. М., 1950. Т. 1, 2, 3.

Шахматов Б. М. П. Н. Ткачев. М., 1981.

Шестов Л. Соч. М., 1993.

Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964.

Щипанов И. Я. Философия и социология русского народничества. М., 1983.

Щипанов И. Я. Философия русского Просвещения. Вторая половина XVIII века. М„ 1971.

Шкуринов П. С., А. Н. Радищев. Философия человека. М., 1988.

Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX в. М., 1980.

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.

Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. М., 1991.

Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989.

Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912.

Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.

Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма. М., 1951.