В статье описана практика реализации волгоградской модели восстановительного правосудия в отношении детей. Этот оригинальный опыт может быть полезен специалистам органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, включая администраторов, педагогов, воспитателей, социальных педагогов и педагогов-психологов школ, а также специалистов других воспитательных и социо-защитных учреждений и структур, действующих в интересах детей.
Kлючевые слова: воспитание, образование, правосудие, дружественное к ребенку, профилактика правонарушений несовершеннолетних, восстановительная медиация, школьные службы примирения, разрешение кон-фликтов.
THE DEVELOPMENT OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF COMMISSIONS ON JUVENILE AFFAIRS AND DEFENCE OF THEIR RIGHTS WITH SCHOOL CONCILIATION SERVICES ON IMPLEMENTATION OF RESTORATIVE JUSTICE IN THE CASE OF CHILDREN OF VOLGOGRAD REGION
Irina S. Malovichko
The article considers the practice of realization of Volgograd model of restorative justice in the case of children. This experience will be useful for the specialists of the system of crime prevention with respect to children including administrators, teachers, educators, social teachers, education psychologists as well as specialists of other fostering institutions and agencies which serve the interests of children.
Keywords: education, child-friendly justice, preventing juvenile delinquency, restorative mediation, school conciliation services, conflict mitigation.
Приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков, являются некоторые деформации человеческого общения, такие как отсутствие чуткости, сострадания, конфликтность, агрессивность, культ насилия, и другие глубинные явления (например, социальные сети). Актуальной задачей обучения и воспитания становится создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей (включая школьников) в системе ценностей дружественного к ребенку правосудия. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем это проявится в виде конфликтов, правонарушений, попыток суицида, примыкания к группировкам и пр. Помочь детям в профилактике неблагополучия может восстановительная медиация, реализованная в форме школьных служб примирения (медиации). Развитие школьных служб примирения (медиации) как одной из форм реализации правосудия, дружественного к ребенку, является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования [Рекомендации… 2013: 2].
Концепция восстановительного правосудия, а шире – восстановительного подхода, разрабатывается сегодня в мире и в России как набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, конфликта, в обстоятельствах всплеска насилия, иными словами, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, обрывающими возможность взаимопонимания. Тем самым, восстановительное правосудие выступает за «восстановление социальной ткани», разрушенной в результате конфликтов и преступлений. Восстановительные программы используются в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка и применяются как в реагировании на криминальные деяния несовершеннолетних, так и в более широком ареале конфликтных ситуаций в детской среде.
Организационными формами, в которых нашла воплощение новая практика восстановительного подхода, стали территориальные и школьные службы примирения (или службы школьной медиации). Школьные службы примирения реализуют восстановительный подход в образовательных и воспитательных организациях (в том числе гимназиях, колледжах, лицеях, детских домах, спецшколах и т. п.). Школьные службы примирения представляют собой команду подготовленных медиаторов - педагогов и детей-волонтеров, владеющих технологией восстановительной медиации, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации [Стандарты… 2009].
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Школьные службы примирения действует на основе добровольного участия конфликтующих сторон и помогают им в освоении навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для учащихся материале собственных конфликтных и криминальных ситуаций. Школьные службы примирения являются каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми через самих детей; и при этом часть детей (медиаторы) становится проводниками таких норм, используя их в ходе разрешения конфликтных и криминальных ситуаций.
В Волгоградской области движение за развитие правосудия, дружественного к ребенку, в части внедрения восстановительной медиации в Волгоградской области имеет десятилетнюю историю (с 2004 г.). Инициатором и внедряющей организацией является Волгоградская региональная общественная организация «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», действующая под методическим руководством Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа». Наиболее заинтересованными партнерами в развитии этого движения в Волгоградской области выступают областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП), Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области, органы управления образованием. Также в Волгоградской области сложилось активное и сплоченное сообщество практиков восстановительной медиации. Благодаря сотрудничеству всех участников этого движения в Волгоградской области, удалось укоренить восстановительные практики в сфере образования, где в настоящее время устойчиво функционирует сеть из более ста Школьных служб примирения (медиации) (далее ШСП).
Сильной стороной деятельности ШСП в Волгоградской области является то, что часть из них (около 25 %) накопили богатый опыт и профессиональное мастерство, и это позволяет им, в отличие от большинства ШСП России, браться за урегулирование не только мелких школьных конфликтов, но и ситуаций криминального характера, а именно уголовных преступлений и общественно-опасных деяний несовершеннолетних, обучающихся в данной школе. Эта счастливая особенность волгоградских школьных служб примирения позволила развернуть в области оригинальный эксперимент по налаживанию межведомственного сотрудничества в деле развития восстановительного правосудия с опорой на имеющиеся ресурсы - сеть школьных служб примирения.
В рамках этого эксперимента в Волгограде в 2015 г. была проведена серия обучающих, дискуссионных и проектных семинаров, в результате которых были спроектированы механизмы взаимодействия КДНиЗП и школьных служб примирения в Волгоградской области, с учетом сложных моментов выстраивания отношений между различными ведомствами и специалистами. В итоге был разработан «Порядок межведомственного взаимодействия КДНиЗП и школьных служб примирения Волгоградской области по реализации восстановительного правосудия в отношении детей» (далее «Порядок») [Вестник 2015: 190].
Суть волгоградской региональной модели заключается в том, что КДНиЗП сопровождает случай на всем протяжении восстановительной работы, которую организует школьная служба примирения при поддержке КДНиЗП. В начале КДНиЗП направляет запрос в действующую школьную службу примирения и самостоятельно связывается со сторонами, предлагая им принять участие в программе примирения. А школьная служба примирения организует проведение одной или нескольких восстановительных программ по заглаживанию вреда, также дополнительную реабилитационную работу с пострадавшим и обидчиком, если это необходимо. Результаты восстановительной работы передаются в КДНиЗП и приобщаются к материалам дела. Решение о дальнейшей судьбе правонарушителя принимает КДНиЗП или суд с учетом его действий по заглаживанию вреда.
В марте 2015 г. в Волгоградской области была определена территориальная площадка эксперимента деятельности по модели – городской округ - город Волжский. Город Волжский был выбран в связи с тем, что в нем имелись необходимые условия для реализации эксперимента: команда специалистов КДНиЗП хорошо знакома с ценностями и технологиями восстановительного правосудия, а в большинстве школ города устойчиво действуют школьные службы примирения (19 ШСП или 80 % от общего числа школ города), кураторами в которых работают опытные медиаторы.
В ходе подготовки работы в связке КДНиЗП – школьные службы примирения на экспериментальной площадке г. Волжского был доработан и утвержден ранее разработанный проект «Порядка», включив в круг участников дополнительно суды и следственные органы. В итоге КДНиЗП г. Волжского вынесено постановление «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – город Волжский Волгоградской области, служб медиации (примирения), действующих на территории города, Волжского городского суда, а также городских субъектов профилактики, по реализации восстановительного правосудия в отношении детей». После чего была начата практическая работа на площадке эксперимента. Координатором экспериментальной работы от КДНиЗП г.Волжского выступила ответственный секретарь комиссии И. В. Чугунова.
Подбор случаев проводили специалисты КДНиЗП в ходе изучения материалов, поступивших в комиссию, в соответствии с утвержденным «Порядком» и критериям. Особое внимание уделялось изучению материалов преступлений, по которым получены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности - общественно-опасным деяниям (ООД). По каждому из более 40 дел ООД специалист КДНиЗП провел анализ возможности организации восстановительной программы. К сожалению, по большинству дел такая возможность не была найдена, в первую очередь из-за отсутствия в образовательной организации (школе, училище, колледже) службы примирения, способной организовать и провести восстановительную программу, а также из-за трудностей с установлением пострадавшей стороны (случаи мелких хищений, порчи общественного имущества, хулиганства и др.) В итоге были отобраны шесть случаев ООД, по которым была организована восстановительная работа в связке КДНиЗП – школьная служба примирения. Это были случаи, где обеими сторонами дела выступали школьники от 11 до 13 лет, из них 4 случая касались драк в школе, 1 случай касался кражи сотового телефона, 1 случай касался непреднамеренного выстрела из травматического оружия. Также аналогичная восстановительная работа была организована еще двум случаям преступлений, которые подошли по критериям, но имели другой (не школьный) характер: преступление 17-летней несовершеннолетней в отношении взрослого охранника магазина и насилие со стороны взрослого (матери) в отношении девочки 13 лет. Таким образом, всего за 10 месяцев (с мая 2015 г. по февраль 2016 г.) в ходе эксперимента в КДНиЗП г. Волжского была проведена восстановительная работа по восьми случаям. Более подробные описания случаев приведены в Приложении к данной статье.
Специалисты КДНиЗП взяли на себя организацию и координацию восстановительной работы в рамках эксперимента. Они передавали информационные письма о возможности участия в восстановительных программах участникам конфликта - правонарушителю и потерпевшей стороне и их законным представителям, а также заявку в образовательную организацию, в которой планировалось провести восстановительную программу.
Всего в эксперименте участвовали медиаторы из школьных служб примирения 7- ми школ г. Волжского (МБОУ СШ № 2, 3, 6, 17, 27, 28, 32). Кураторы (медиаторы) этих ШСП, администрация образовательных организаций конструктивно реагировали на заявки из КДНиЗП, от дел не отказывались и не выказывали неуверенности перед сложной работой по криминальным случаям. Напротив, кураторы школьных служб примирения (медиаторы) проявили высокую заинтересованность в сотрудничестве с КДНиЗП, приложили все свои знания и опыт, нашли дополнительные возможности (в ком числе и путем консультаций и кооперации с более опытными коллегами из сообщества медиаторов), чтобы восстановительные программы прошли максимально эффективно.
Медиаторы школьных служб примирения руководили проведением восстановительных программ. Они лично приглашали законных представителей и непосредственных участников двух стороны конфликта, обговаривая время, место и условия встречи. В большинстве случаев (6 из 8-ми) несовершеннолетние и их законные представители охотно согласились участвовать в примирительных встречах. В одном случае (драка в школе с повреждением живота) мама длительное время не соглашалась, а ребенку было безразлично, но потом и они дали свое согласие. В одном случае (драка с охранником в магазине) девочка-право-нарушитель категорически не согласилась участвовать в программе примирения. Таким образом, восстановительная работа была начата по всем восьми случаям, так как по ним были проведены неоднократные индивидуальные встречи со сторонами.
В большинстве случаев (7 из 8-ми) после проведения индивидуальных встреч состоялись встречи сторон (медиация) и программы были успешно завершены. В 6-ти случаях для мирного разрешения ситуации потребовалась одна встреча сторон (медиация) с одновременным участием детей и их родителей (законных представителей). В одном случае (кража телефона) были проведены две раздельные медиации для детей и для родителей. В двух случаях были дополнительно проведены восстановительные программы «Круг сообщества» и «Школьная конференция». В нескольких случаях была оказана дополнительная психологическая помощь жертвам, социальная и психологическая помощь неблагополучным родителям с привлечением других специалистов образовательных организаций, возможностей учреждений системы социальной защиты населения. Таким образом, всего по 7-ми завершенным случаям было проведено 9 восстановительных программ, а также 5 реабилитационных психологических программ и 3 программы социальной помощи.
В подавляющем большинстве случаев восстановительные программы закончились примирениям сторон с подписанием примирительного договора, заглаживанием морального вреда, возмещением материального вреда. В одном случае (драка в школе с повреждением живота) обидчик не признавал свою ответственность за последствия лишь частично и согласился возместить материальный ущерб, но не принес своих извинений. В одном случае (насилие со стороны матери) мать не примирилась с дочерью и не принесла своих извинений, хотя дочь ее простила. В большинстве случаев психологическое состояние пострадавших улучшилось, прошла обида, отношения между сторонами нормализовались. Контроль выполнения условий достигнутого примирительного договора проведен по 5 случаям. Во всех случаях обидчики в поле зрения КДНиЗП, а также полиции больше не попадались. Результаты проведения восстановительных программ во всех случаях были учтены в КДНиЗП, а в 2-х случаях были учтены при рассмотрении дела в Волжском городском суде. В итоге в 87 % случаев восстановительная работа привела к примирению сторон, заглаживанию вреда, улучшению состояния пострадавших, смягчению наказания для правонарушителей и восстановлению разрушенных враждой отношений между сторонами и в их социальном окружении.
Результаты работы на площадке эксперимента в г. Волжском показали, что инновационная модель, разработанная в Волгоградской области, где Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сопровождают криминальный случай на всем протяжении восстановительной работы и совместно со школьной службой примирения организуют восстановительную программу, по оценке специалистов, является самой эффективной из всех ранее действующих моделей профилактики правонарушений несовершеннолетних. Эта модель обладает новизной не только для Волгоградского региона, но и для всей России.
Определяющим значением в успехе эксперимента стало то, что работу возглавила заинтересованная и мотивированная КДНиЗП г.Волжского, поскольку именно Комиссия является координатором всех учреждений профилактики, в комиссию поступает информация о совершенных подростками, или в отношении подростков преступлений и правонарушений и только комиссия имеет полномочия внедриться в ситуацию, подключить к работе школы, а также муниципальные, государственные и общественные организации. Также важным положительным фактором стало заинтересованное внимание Волжского городского суда к использованию восстановительных программ для заглаживания вреда, причиненного преступлением.
Вторым определяющим фактором успеха стала высокая чувствительность школьных служб примирения к конфликтам криминального характера, а также гражданское мужество и высокий профессионализм кураторов школьных служб примирения (в основном, имеющих специальную подготовку педагогов-психологов) по мирному урегулированию данных неблагоприятных ситуаций.
Методическая сторона эксперимента была достаточной для организации этой работы и пока не требует доработки, так как в ней достаточно четко описаны критерии отбора дел для проведения восстановительных программ, алгоритм действий при проведении процедуры примирения, регламентирующая документация и др. Специалисты также согласились, что без научного, методического, аналитического и практического сопровождения со стороны экспертов Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» и центра «Судебно-правовая реформа» экспериментальная работа не смогла бы состояться на должном уровне.
При этом все специалисты подчеркнули, что главным в межведомственной работе является «человеческий фактор» – заинтересованное и неформальное, ответственное и профессиональное отношение к делу непосредственно задействованных специалистов из КДНиЗП и школьных служб примирения, их взаимное уважение, поддержка и кооперация в решении всех – организационных, методических, содержательных и других вопросов (часть из которых, на первый взгляд, выглядела совершенно тупиковыми). Это было особенно важно на первоначальном этапе организации восстановительной работы со случаем.
Однако на этапе реализации эксперимента возникли и определенные трудности. К сожалению не все задуманное получилось реализовать, не по всем случаям правонарушений несовершеннолетних удалось провести восстановительные программы. В основном это связано с тем, что случай некому было направить, так как в городе Волжском (как и в регионе в целом) недостаточно качественно работающих служб примирения в школах и отсутствуют остро необходимые службы примирения в других образовательных и социальных учреждениях системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, например в профессиональных училищах, колледжах и реабилитационных центрах, где находятся пострадавшие дети и дети-правонарушители.
Для преодоления указанных трудностей рекомендуем продолжить работу по созданию, профессиональному становлению и развитию сети школьных и других служб примирения в г. Волжском и в регионе в целом. Алгоритмы развертывания сети школьных служб примирения в Волгоградском регионе отработаны и проверены десятилетней практикой, обучение и методическое сопровождение обеспечивается внедряющей организацией ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» и ее партнерами. Все информационно-методические ресурсы, необходимые для развития сети школьных служб примирения, открыты для изучения, заинтересованные организаторы и специалисты легко могут получить доступ к этой информации.
Выводы. В указе президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия» [Указ… 41–46] есть и такие, как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении» [Там же: 43].
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, образования, а также в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка, станет каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми через самих детей; и при этом часть детей (медиаторы) станут проводниками таких норм, используя их в ходе разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. В сфере образования работа школьных служб примирения будет способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции
Эксперимент на территории городского – округа город Волжский полезен и эффективен. Он помог скоординировать межведомственное взаимодействие образовательных учреждений и структур городской системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Деятельность школьных служб примирения получила высокую оценку, поскольку социальные результаты их деятельности очевидны и реально меняют к лучшему ситуацию в школе и местном сообществе. Работу, направленную на реализацию восстановительного правосудия в отношении детей в связке Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - Школьная службой примирения необходимо продолжать. Областная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее партнеры предполагают распространение работы по модели на другие территориальные образования (муниципальные районы) Волгоградской области в 2016–2017 гг. по мере создания на местах необходимых условий.
Приложение. Описание случаев.
Случай 1. В школу № 17 г. Волжского из КДНиЗП передана заявка и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Правонарушитель – девочка, 12 лет, обучающаяся МБОУ СОШ № 29 причинила телесные повреждения девочке из школы № 17, которой 10 лет. Родители пострадавшей подали заявление в полицию. Был заведен материал уголовного дела. В комиссию поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Ситуация осложнялась тем, что вскоре после происшествия, между детьми этих школ сложились враждебные отношения и надежда на примирение была слабой. В рамках проекта сторонам было предложено принять участие в программе примирения, на что они согласились. В связи с тем, что в СОШ № 29 нет Школьной службы примирения (и директор не поддержал идею проведения ВП), восстановительную программу проводили медиаторы школы № 17 (где учится жертва). Была проведена программа примирения между девочками и их родителями (совместно). Обидчица и ее родители принесли извинения пострадавшей стороне, возместили материальный вред (деньги на лечение), подписали примирительный договор, где указали, что претензий друг к другу не имеют. По итогам проведения программы состоялось примирение. Вражда между детьми школ сошла на нет. На учет в КДНиЗП и ПДН девочка поставлена не была.
Случай 2. Во время учебных занятий на уроке физкультуры произошел конфликт между двумя одноклассницами 11 и 12 лет, после чего они стали наносить друг другу удары по различным частям тела, причинив тем самым друг другу телесные повреждения в виде «кровоподтеков и ссадин нижней губы и кровоподтеков на плечевом суставе». Одна из девочек находится под опекой. Законные представители несовершеннолетней обратились с заявлением в полицию. В ходе изучения ситуации установлено, что конфликт между девочками тянется еще с начальной школы. В действиях обеих несовершеннолетних усмотрены признаки состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ. В комиссию поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При рассмотрении дела на заседании комиссии подросткам рекомендовано было обратиться в ШСП. Девочки и их законные представители прошли процедуру примирения, подписали примирительный договор. С детьми в классе была дополнительно проведена восстановительная программа «школьная конференция». В настоящее время конфликт исчерпан. На учет в КДНиЗП и ПДН девочки поставлены не были.
Случай 3. В сентябре 2015 г. в отдел полиции № 2 Управления МВД России поступило заявление от законного представителя 13-летнего мальчика с просьбой привлечь к ответственности 12-летнего подростка, обучающегося в этой же школе, который причинил телесные повреждения в виде «ушиба мягких тканей грудной клетки, головы, лица и брюшной стенки» его несовершеннолетнему сыну. Несколько дней назад мальчик вышел из школы и направился в сторону дома, к нему подошел учащийся старшего класса и стал выражаться в его адрес нецензурной бранью. Подросток на данные слова не реагировал и продолжал движение. Когда мальчики сравнялись около магазина, то один схватил другого за шею и нанес удар коленом правой ноги в нос, затем в область живота, отчего несовершеннолетний испытал сильную физическую боль. После чего подросток отпустил потерпевшего и тот пошел домой. Полиция оценила причиненные телесные повреждения у несовершеннолетнего как легкий вред здоровью. В его действиях усмотрели признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ. Дело был закрыто за недостижением возраста уголовной ответственности. В ходе рассмотрения дела на комиссии законному представителю и подростку было рекомендовано обратиться в ШСП МБОУ СШ № 32 для прохождения программы примирения. Программа примирения была проведена. Дети и родители примирились и подписал примирительный договор. В настоящее время дети находятся на списочном учете в КДНиЗП.
Случай 4. В ноябре 2015 г. в полицию поступило сообщение из ГБУЗ «Городская детская больница г. Волжского» о том, что к ним поступила 11-летняя девочка с диагнозом: «Ушиб органов брюшной полости». В этот же день поступило заявление законного представителя девочки с просьбой привлечь к ответственности 10-летнего мальчика, который в здании МБОУ СОШ № 28, во время перемены, причинил телесные повреждения ее малолетней дочери. На перемене между детьми произошел словесный конфликт, в ходе которого, мальчик толкнул девочку и от толчка несовершеннолетняя ударилась головой о стену, после чего мальчик еще и вдобавок ударил один раз кулаком в живот. От удара девочка испытала сильную физическую боль, после чего она была доставлена в ГБУЗ «Городскую детскую больницу г. Волжского» с диагнозом: «Ушиб органов брюшной полости». После того, как девочку привезли в больницу и ее осмотрели врачи установлено, что недавно девочке сделали операцию по удалению аппендицита, однако после нее не прошел месяц. Шов, оставшийся после операции, у девочки разошелся, вероятно после удара в живот. Сотрудники полиции формально усмотрели признаки состава преступления, предусмотренного ст. 115 ч. 1 УК РФ, однако, согласно ст. 20 УК РФ, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении малолетнего мальчика, поскольку он не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности. Комиссией было рекомендовано обратиться в ШСП МБОУ СОШ № 28 для прохождения программы примирения. Мама обратилась. Программа была проведена, в ходе которой ни мама, ни мальчик свою ответственность не признали, однако, возместили материальный ущерб потерпевшей стороне, выплатив деньги, потраченные на лечение. Комиссия по делам несовершеннолетних посетила семью в ходе межведомственного рейда. Маме и мальчику выдано направление в отделение психологической помощи ГКУ «Волжский комплексный центр социального обслуживания населения», однако, мама с ребенком туда до настоящего времени так и не обратилась.
Случай 5. В ШСП МБОУ СОШ № 3 г.Волжского из КДНиЗП передана заявка на проведение восстановительной программы, а также материалы уголовного дела. Правонарушение – кража сотового телефона. Потерпевшей девочке 11 лет, правонарушительнице тоже. Обе девочки обучаются в данном образовательном учреждении. Родители пострадавшей подали заявление в полицию. В комиссию поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В рамках проекта сторонам было предложено принять участие в программе примирения, на что они согласились. Были проведены 2 программы примирения (медиации) между девочками и их родителями (отдельно). Обидчица и ее родители принесли извинения пострадавшей стороне, телефон был возвращен без повреждений, стороны подписали договор и указали, что претензий друг к другу не имеют. С обидчицей дополнительно работал психолог, т.к. она плохо осознавала опасные последствия своего поведения. Также в отношении семьи обидчицы (малообеспеченная, неблагополучная семья) была проведена дополнительная социальная работа (выделена материальная помощь, семью стал курировать социальный педагог и др.) По итогам проведения программы состоялось примирение. В классе, где обучаются девочки, была проведена восстановительная профилактическая программа «Круг сообщества». В настоящее время правонарушительница находятся на списочном учете в КДНиЗП.
Случай 6. 11 летний ученик школы № 2 г. Волжского принес с собой из дома пневматический пистолет, который решил показать свои одноклассникам на перемене в раздевалке после урока физкультуры. Одноклассники не поверили, что пистолет настоящий и мальчик нажал на курок. Произошел выстрел, пуля попала в стену, отлетела и попала в плечо другому мальчику, который сидел на лавочке. Ребенка доставили в больницу города Волгограда, где ему сделали операцию – достали пулю из плеча. Через 2 дня ребенок вернулся домой. У родителей мальчика, а также у него самого вначале была обида на виновника происшествия, а также на его законных представителей (так как они держали в доме пистолет). Социальный педагог вышла совместно с инспектором ПДН, классным руководителем в одну и другую семью, родителям предложили обратиться в ШСП. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рекомендовала администрации школы провести программу медиации, после чего к работе подключилась детская школьная служба примирения МБОУ СОШ № 2. Медиатор провела встречу сторон (медиацию), после которой мальчик, совершивший преступление и его родители попросили прощение у потерпевшей стороны, вторая сторона конфликта приняла извинения. Примирительный договор был подписан и передан в отдел полиции. Ранее подготовленное заявление в полицию родители потерпевшего несовершеннолетнего подавать не стали. Уголовное дело не было возбуждено.
Случай 7. В Волжский городской суд передано уголовное дело в связи с совершением 17-ти летней несовершеннолетней преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ (Применение насилия в отношении представителя власти - полицейским), ст.116 УК РФ (нанесла побои охранникам ТЦ «ВолгаМолл»). Эта девочка 17 лет, проживающая в г. Волжском и обучающаяся в профессиональном училище г. Краснослободска, состояла на учете в комиссии и в отделе полиции с 2013 года. На протяжении нескольких лет совершает преступления и правонарушения. Осуждена по ст. 116 УК РФ. Находится под опекой у своей бабушки. Семья поставлена в Единый городской банке данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении в связи с тем, что подросток неоднократно совершает антиобщественные деяния. Комиссия выехала по месту жительства девочки, провела беседу с несовершеннолетней и ее законным представителем и предложила пройти процедуру примирения в ШСП МБОУ СОШ № 27, где ранее училась девочка. Они дали свое согласие. Ответственный секретарь комиссии встретилась с судьей, рассматривающей дело. Судье предложен вариант, что девочка пройдет процедуру примирения с потерпевшими. Судья была заинтересована в этом и пояснила, что если несовершеннолетняя примирится с потерпевшей стороной, то это зачтется при вынесении приговора. На суде ответственный секретарь ходатайствовала о применении ст. 92 УК РФ (Освобождение от наказания несовершеннолетних) и помещении в специальное учебно-воспи-тательное учреждение закрытого типа. Суд согласился, отложил рассмотрение дела, поставив условия пройти процедуру примирения. Однако, несовершеннолетняя так и не обратилась в ШСП, процедуру примирения не прошла. Суд приговорил к ее 2 года лишения свободы, применил ст. 73 УК РФ (условное осуждение) и дал наказание в виде 1 года 7 месяцев условно.
Случай 8. В июле 2015 г. в комиссию обратилась девочка в возрасте 13 лет с письменным заявлением, в котором она указывала, что отказывается от своей матери в связи с жестоким обращением с ней со стороны законного представителя. По словам девочки, мать оскорбляла ее, унижала человеческое достоинство, наносила ей телесные повреждения (ставит свою дочь в угол на всю ночь с 8 часов вечера и до 7 утра, и не разрешает ни сесть, ни лечь, ни сходить в туалет и др.). Несовершеннолетняя категорически отказывалась от встречи с мамой. Ситуация усложнилась тем, что мама, после того как узнала, что дочь написала отказ от нее, стала вести агрессивно, на контакт с дочерью не шла, обвиняла во всем свою дочь. К разрешению проблемы подключилась ШСП МБОУ СОШ № 27, в которой обучалась несовершеннолетняя. Объединив все усилия медиатора, психолога школы, классного руководителя, комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав, отдела по опеке и попечительству, инспектора ПДН, которые неоднократно проводили беседы с каждой стороной конфликта отдельно, выходы на дом к матери и к девочке (несовершеннолетняя временно проживала у своей бабушки) удалось организовать встречу мамы с дочерью. Стороны смогли высказать свои претензии друг другу, а у несовершеннолетней прошла обиду на собственную мать. Ее слова «Я маму простила» стоили дорогого. К сожалению, мать не смогла «переступить» через себя и затаила обиду на собственную дочь. Мать сказала: «Раз она от меня отказалась, то мне такая дочь не нужна! Пусть живет, где хочет». В связи с тем, что несовершеннолетнюю поместили в ГКУ «Волжский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», то дальнейшую работу с ребенком осуществляли психологи центра, мать отказалась приезжать в центр для проведения с ней реабилитационной работы. Весь период с июля по октябрь девочку старались поддержать психологи центра, социальные педагоги, специалисты комиссии и отдела опеки и попечительства. Ответственный секретарь комиссии для того, чтобы хоть немного загладить причиненную матерью психологическую травму несовершеннолетнему ребенку, ежедневно звонила девочке, интересовалась ее делами, посещала в больнице и в центре, совместно с бабушкой отвозила в полицию, в больницу, реабилитационный центр, выступала в качестве свидетеля на суде. Органы социальной защиты населения направили несовершеннолетнюю в санаторий. 156 статью УК РФ сотрудники полиции в действиях мамы не усмотрели, в связи с отсутствием свидетелей, однако, материалы дела, предоставленные в суд, сыграли огромную роль13 октября 2015 г. маму ограничили в родительских правах. Но девочка на заседаниях вела себя уже спокойно, чувство своей вины в том, что произошло, у нее ушло. После решения суда девочку передали бабушке и в настоящее время их сопровождает отдел по опеке и попечительству.
Литература
Библиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа». URL: http:// www.sprc.ru/library.html. Журнал Вестник восстановительной юстиции. – Вып. 1–13.
Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа / под ред. Л. М. Карнозовой. – М., 2001. URL: www.sprc.ru.
Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики / Под общ. ред. Н. Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Под общ. ред. Л. М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012 (3-е изд.). URL: www.sprc.ru.
Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con ventions/childcon.shtml.
Карнозова Л. М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). – М.: Проспект, 2014.
Коновалов А. Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под ред. Л. М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. URL: www.8-926-145-87-01.ru.
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации. URL: http://government.ru/dep_news/14111.
Максудов Р. Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011.
Максудов Р. Р., Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения: идея и технология. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (от 1 ию-ня 2012 г.). URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d3f27d00fa8152b3f1.pdf.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях. Минобрнауки России № ВК-54/07вн от 18.11.2013 г. Стр. 2.
Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 7. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. URL: www.sprc.ru.