Костина А. А. Видеопроект «Был на свете мой солдат» // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 175-178.
Видеопроект «Был на свете мой солдат» представляет собой реализацию идеи создания видеоархива о родственниках – участниках войны силами школьников с привлечением материалов семейных архивов и содержит рекомендации по выполнению этой работы.
Kлючевые слова: видеопроект, видеоархив, фотоматериалы, диктофон, материалы семейных архивов.
VIDEO PROJECT “THE STORY OF MY SOLDIER”
Anna A. Kostina
The video project “The story of my soldier” is the implementation of the idea to create a video archive of relatives who participated in the war by forces of schoolchildren involving the materials of family archives and contains recommendations for the implementation of this work.
Keywords: video project, video archive, photos, voice recorder, materials of family archives.
В 2015 г. отмечался 70-летний юбилей Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Важно, чтобы каждый житель нашей страны понимал значение этой победы, осознавал собственную неразрывную связь с поколением победителей. Это становится еще более значимым в современных условиях, когда предпринимаются попытки пересмотреть вклад нашего народа в победу во Второй мировой войне. Персонификация истории войны, восприятие ее через призму истории своих родственников – участников, детей войны – лекарство от забвения и равнодушия. Молодое поколение, которое бережно хранит память о прошлом, способно выбрать правильные, нравственные ориентиры для построения будущего. Нам представляется символичным и значимым то обстоятельство, что именно выпускники 2015-го, юбилейного для истории нашей страны года, выступят инициаторами идеи создания видеоархива воспоминаний о своих родственниках – участниках войны. Ведь современное поколение 17–18-летних юношей и девушек – практически последнее, которое застало живых свидетелей самой страшной войны в истории нашего народа, да и всего мира. В процессе работы над проектом его участники обратились к фотоматериалам семейного архива, проанализировали письменные источники, которые хранятся в семье (письма, дневниковые записи), систематизировали устные рассказы старших родственников об участниках войны. Думается, что с течением времени важность хранения информации в форме видеоархива будет возрастать как для участников проекта, так и для будущих исследователей истории войны.
Цель проекта: создать видеоархив воспоминаний старшеклассников о родственниках – участниках войны, детях войны.
Задачи проекта:
– создать и записать видеообращение к старшеклассникам;
– собрать и систематизировать материал о родственниках – участниках и детях войны;
– подготовить собранный материал для видеозаписи (сообщение и фотография);
– смонтировать отснятый материал.
Методы: практико-ориентированный; поисковый; аналитический; интервьюирование.
Формы работы: сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Методическое сопровождение проекта:
1. Мотивация учащихся: для успешной реализации данного проекта необходимо подчеркнуть значимость сохранения воспоминаний об участниках войны – родственниках школьников именно в формате видеоархива (наглядность информации, компактность, эмоциональность восприятия, доступность информации для всех интересующихся, возможность неоднократного обращения, социальная значимость проекта). Особого внимания при создании условий мотивации заслуживает идея преемственности – юноши и девушки с гордостью рассказывают о своих родственниках – участниках войны, тружениках тыла, детях войны.
2. Условия реализации проекта: организация учебного процесса в одну смену (так как запись видео осуществлялась в учебном кабинете); традиции образовательного учреждения по патриотическому воспитанию (участие в проектах «Колокола Памяти», «Наша победа», систематические классные часы, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны с приглашением ветеранов, участие школы в несении Вахты памяти на Посту № 1); общая благоприятная обстановка в образовательном учреждении для реализации социально значимых проектов; активная жизненная и гражданская позиция старшеклассников – участников проекта (большинство ребят во время несения Вахты памяти на Посту № 1 были в составе командного состава, участие ребят в реализации регионального проекта «Лидер 2020»; участие режиссера проекта в школьном пресс-центре).
3. Техническое оснащение проекта: видеокамера, штатив для видеокамеры; программа Pinnacle Studio 14.
4. Ресурсное оснащение проекта: материалы семейных архивов (фотографии, письма, дневники, устные воспоминания участников войны и их близких); интернет-ресурс «Подвиг народа»[1].
5. Технологии, используемые при реализации проекта: коммуникативные, информационные, поисковые, социально-воспитательные.
6. Возможные трудности при реализации проекта и советы по их преодо-лению:
– отсутствие материалов в семейных архивах. В данном случае рекомендуется расширить круг лиц, способных предоставить необходимую информацию (обращение к двоюродным родственникам, дальним родственникам и т. п.), обратиться к материалам сайта podvignaroda.mil.ru. (возможны и другие способы решения проблемы);
– нежелание родственников обращаться к теме воспоминаний о войне в связи с глубокими психологическими травмами, вызываемыми данной информацией. В таком случае можно предложить интервьюируемым изложить интересующую информацию в письменном виде, в виде записи на диктофон, а затем обращаться к респонденту только в случае необходимости уточнения деталей информации;
– отсутствие семейных архивов как таковых (из-за смены места жительства, утраты семейных архивов в результате переезда из горячих точек, разрыва родственных связей, невозможности восстановить информацию на данном этапе и т. п.). При такой ситуации учащемуся можно предложить принять участие в проекте в качестве помощника организации сопроводительной части проекта (поиска стихов для видеообращения, чтеца или помощника учителя при создании паспорта видеопроекта).
Этапы работы над проектом:
1. Представление проектного задания (не менее чем за две недели до начала видеосъемки). На этом этапе учащиеся совместно с учителем определяют цели проекта, обсуждают варианты его реализации. Учитель информирует участников проекта о возможных трудностях и способах их преодоления. Ученики совместно с учителем создают обращение к потенциальным участникам проекта.
2. Обеспечение самостоятельной плодотворной работы над проектом. Учащиеся работают с материалом семейных архивов, берут интервью, анализируют фотодокументы и письменные источники, работают с интернет-ресурсами, готовят информацию для записи видео, распечатывают фотографии. На данном этапе учитель оказывает необходимую консультативную помощь.
3. Организация видеосъемки проекта (составление графика съемки, регламентация времени и т. п.)
4. Работа режиссера над монтажом проекта.
5. Составление паспорта видеопроекта.
6. Представление видеопроекта.
Информация о реализации проекта:
Видеопроект «Был на свете мой солдат» был создан учащимися 11 «А» класса МОУ СШ № 93 Советского района Волгограда (классный руководитель и автор идеи проекта – А. А. Костина) в январе 2015 г. в рамках подготовки к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. В основу проекта легли воспоминания, собранные старшеклассниками о своих близких – участниках войны, детях войны, солдатах, попавших в плен, гражданах, оказавшихся в оккупации. На данный момент в видеопроекте содержится двенадцать историй-воспо-минаний. Видеопроект впервые был представлен на открытом классном часе 2 февраля 2015 г. На этом мероприятии участвовали ученики 10–11 классов МОУ СШ № 93 Советского района Волгограда, а также была приглашена Людмила Сергеевна Куминова – член ассоциации «Дети военного Сталинграда», бабушка одного из участников Сергея Николаевича Васюхнова, – это одна из двенадцати историй, представленных в видеопроекте. Впоследствии видеопроект был выложен на сайте школы в рамках мероприятий, посвященных юбилею Победы[2]. Он вызвал большой интерес родителей выпускников, оценивших важность сохранения информации о своих близких в данном формате видеопроекта. Уникальность проекта «Был на свете мой солдат» заключается в том, что он может быть продолжен всеми желающими сохранить информацию о своих близких, через чью судьбу прошла война. Для этого, пользуясь нашими советами, надо снять видео и разместить его на видеопортале[3].
Интернет-источники:
Картинки [Электронный ресурс]. URL: http://36spb.edusite.ru/p207aa1.html (дата обращения: 28.01.2015).
Картинки [Электронный ресурс]. URL: allday2com/index.php?newsid=393569 (дата обращения: 29.01.2015).
Картинки [Электронный ресурс]. URL: fotozvezda.my1.ru/news/2012-05-07 (дата обращения: 28.01.2015).
Картинки [Электронный ресурс]. URL: cs3.prosto-foto.ru/photolife/article/2150 (дата обращения: 30.01.2015).
Электронный банк документов «Подвиг народа» [Электронный ресурс]. URL: podvignaroda.mil.ru (дата обращения: 27.01.2015).
[2] URL: http://sch93.ru/index/70_let_pobedy/0-38.
[3] URL: https://www.youtube.com/user/shkola93.