Чистякова Е. В., Лохтякова Н. М. Российско-австрийский мост // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 130-135.
В статье рассказано об опыте работы школы в рамках патриотического воспитания. Одна из форм проведения работы в данном направлении – долгосрочный проект, направленный на укрепление международной дружбы между подростками России и Австрии.
Kлючевые слова: патриотическое воспитание, межнациональное сотрудничество, формирование активной гражданской позиции школьников.
THE RUSSIAN-AUSTRIAN BRIDGE
Elena V. Chistyakova and Natalia M. Lohtiakova
The article describes the experience of school activities within the framework of patriotic education. One of the forms of work in this direction is a long-term project aimed at strengthening the international friendly relations between Russian and Austrian adolescents.
Keywords: patriotic education, international cooperation, forming active civil position of schoolchildren.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов.
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Наша школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен тем, что после установки в 1996 г. памятника «Всем жертвам войны» школа стала сотрудничать с австрийской организацией «Черный крест». Помимо традиционных мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников, школа столкнулась с необходимостью организации встреч гостей из Австрии.
Первоначально взаимодействие школы и «Черного креста» носило не постоянный характер, а по мере приезда гостей. Всем известно, что для участия в данных мероприятиях выбираются дети, которые хорошо учатся, могут достойно представить свое образовательное учреждение. В результате основная часть учеников «оставалась за бортом» данной деятельности. В 2009 г. педагоги нашей школы столкнулись с тем, что, несмотря на всю проводимую работу в данном направлении, у нас есть ребята, которые отрицательно воспринимают сотрудничество школы с австрийской организацией. Во время проведения школьного конкурса сочинений на тему «Мое любимое памятное место» ученица 9 класса написала, что у нее есть нелюбимое памятное место – это австрийский памятник. Девочка рассуждала о том, что памятники нашим советским солдатам зачастую находятся в плачевном состоянии, их не реставрируют, а вот памятник нашим врагам, с которыми воевали наши бабушки и дедушки, защищая свою Родину, не нуждается в реставрации, за ним постоянно следят, еще и школьники взяли шефство над памятником наравне с братскими могилами, которые находятся на территории села. Педагогический коллектив пришел к выводу, что нужно что-то менять в организации работы в гражданско-патриотическом направлении; в результате в школе появился долгосрочный проект «Российско-австрийский мост», авторами которого стали мы – учитель биологии Е. В. Чистякова и учитель начальных классов Н. М. Лохтякова. Данный проект направлен не только на воспитание патриота своей страны, но и на формирование у школьников толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения к чужой культуре и истории. Проект реализуется пятый год в рамках внеурочной деятельности, направлен на возрастную категорию детей 7–14 лет.
Состояние межнациональных отношений в нашей многонациональной стране оставляет желать лучшего, что не только грозит конфликтами на национальной почве, но и угрожает безопасности государства, его социальному и экономическому благополучию. От того, как несовершеннолетние относятся сейчас к проблемам межнационального общения, зависит, как они будут реагировать на это в дальнейшем. Поэтому работу по профилактике межнациональной вражды необходимо начинать со школьного возраста, ведь в нашей школе обучаются дети семи национальностей: русские, украинцы, азербайджанцы, армяне, цыгане, аварцы, молдаване.
Практический опыт нашей деятельности показывает, что принципы межнациональной и международной дружбы и сотрудничества наиболее эффективно усваиваются детьми и молодежью не только через беседы и лекции, но и через совместную практическую деятельность по преодолению различных трудностей. Такой подход значительно повышает понимание детьми и молодежью принципов межнационального сотрудничества. Самым оптимальным способом решения этой задачи являются проведение межнациональных встреч, акций, круглых столов, организация социального туризма.
Основные принципы нашей работы:
– Принцип системности, последовательности и преемственности в воспитании. Для формирования сознания, выработки навыков и привычек поведения нужна система определенных последовательных воспитательных задач. Такие качества человеческой личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс будет представлять собой случайный набор воспитательных мероприятий, которые будут иметь эпизодический, а не системный характер. Реализация принципа предполагает, что в зависимости от возраста и уровня развития учеников педагог подбирает содержание и методику воспитательной работы с ними. С возрастом изменяется педагогическое руководство детским коллективом, детям предоставляется больше самостоятельности.
– Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность школы должна ориентировать учащихся на согласование их жизнедеятельности с жизнью общества, посильное участие в нем. Этому способствует использование в воспитательной работе краеведческого материала, ознакомление учащихся с общественно-политическими событиями в стране, привлечение их к участию в общественной и исследовательской работе. Приобщаясь к активной жизни, школьники усваивают опыт старших поколений, формируют в себе моральную и практическую готовность к общественной деятельности.
Цель работы: формирование у школьников не только активной гражданской позиции, но и толерантного отношения к представителям других народов путем конструктивного международного взаимодействия
Задачи:
– снизить распространение межнациональной вражды;
– изучить героические и трагические страницы истории нашей страны и малой Родины через организацию патриотических мероприятий и акций;
– воспитать толерантность через социальное взаимодействие с общественными организациями, ветеранами и жителями села;
– способствовать сохранению традиций межнациональной и международной дружбы посредством организации совместных мероприятий.
Отличительные особенности данного проекта заключаются в том, что в результате у школьников формируется не только активная жизненная позиция патриота своей страны, но и толерантное отношение к представителям других народов путем живого общения с представителями австрийской организации «Черный крест», родственниками воевавших под Сталинградом солдат 134-го пехотного австрийского полка, австрийскими подростками, что ведет к плодотворному сотрудничеству между странами.
Методы работы:
– интервьюирование;
– анкетирование;
– сбор информации;
– анализ и систематизация собранной информации;
– коллективное творческое дело.
Формы работы:
– краеведческая деятельность учащихся; привлечение их к работе по возрождению, сохранению, приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей своей малой Родины. Изучение культуры и истории других стран, так или иначе влияющих на историю нашей страны;
– патриотическая, научно-просветительская работа среди учащихся, изучение исторического прошлого;
– формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Родины; формирование нравственной позиции.
Формы проведения занятий:
• викторины по истории России и Австрии;
• концертные программы для ветеранов ВОВ;
• конкурсы рисунков, чтецов, песен, сочинений;
• литературно-музыкальная гостиная;
• социально-значимые акции «Милосердие» и «Поздравительная открытка»;
• круглый стол;
• познавательная беседа;
• агитбригада;
• диспут;
• работа в фокус-группе;
• вечера встреч;
• строевой смотр.
Приемы активизации работы
Работа в гражданско-патриотическом направлении ведется последовательно в течение всего года, не только во время значимых дат. Школьники постоянно собирают исторический материал, беседуя со стариками села, ведут краеведческую работу по изучению истории возникновения и развития села, изучают национальный компонент в истории малой родины.
Предложенная нами воспитательная система по развитию гражданско-патриотических компетенций школьников в рамках проекта открытая, что позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.
Воспитательная система предполагает 3 этапа развития
1 этап – подготовительный:
ü аналитико-диагностическая деятельность;
ü поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования;
ü определение стратегии и тактики деятельности;
ü разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания воспитанников, выявление потенциала школьников;
ü разработка плана работы по данному направлению.
2 этап – практический:
ü отбор и апробация методов, методик, инновационных форм гражданско-патриотической работы, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания;
ü апробация и использование в работе класса личностно ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
ü вовлечение учеников в практическую деятельность гражданско-патриоти-ческой направленности, расширение внутреннего и внешнего партнерства;
ü отслеживание инновационных процессов, анализ состояния.
3 этап – заключительный:
ü обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика;
ü обработка и интерпретация данных за 5 лет;
ü соотношение результатов реализации программ с поставленными целью и задачами.
Результативность
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках школьного проекта продолжается 5-й год. Е. В. Чистякова является классным руководителем седьмого класса. Когда дети из начальной школы перешли в среднее звено, ею как классным руководителем было проведено педагогическое исследование в группе своих учеников с целью определения уровня развития знаний, умений и навыков по вопросам гражданско-патриотического воспитания. Результаты показали, что знания у учащихся по данному вопросу сформированы достаточно хорошо, так как в начальной школе классный руководитель Н. М. Лохтякова вела работу по гражданско-патриотическому воспитанию также в рамках школьного российско-австрийского проекта. Школьники с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях: акциях, концертах, единых классных часах и т. д. В прошлом году ученики Е. В. Чистяковой стали вовлекаться в исследовательскую деятельность, связанную с историей малой родины. Во время очередной встречи делегации из Австрии учащиеся данного класса рассказали о своей деятельности, провели круглый стол. Представители «Черного креста» с удовольствием общались с детьми, попросили поделиться нашими исследованиями, одну исследовательскую работу мы подарили австрийцам. Австрийцев очень заинтересовала наша деятельность, они предложили разработать и внедрить международный проект, в котором будут участвовать не только ученики нашей школы, но и школьники из Австрии.
В сентябре 2015–2016 учебного года с учениками 5 класса также проведено исследование, которое показало, что данный класс имеет высокий уровень знаний, умений и навыков по вопросам гражданско-патриотического воспитания, учителем в данном классе в начальной школе также была Н. М. Лохтякова.
Так как наш долгосрочный проект находится на завершающей стадии, мы планируем в мае 2016 г. проведение ряда мероприятий: встречу делегации из Австрии, 20-летие установки памятного знака «Всем жертвам войны», обсуждение с Советом старшеклассников плана работы после завершения проекта, анализ проделанной работы с учениками и педагогическим коллективом. Ученики нашей школы выступили с инициативой составления экскурсионного маршрута по памятным местам села Песчанка, для того чтобы познакомить с историей и значимыми местами гостей из Австрии. Лучший экскурсионный маршрут был представлен на городском конкурсе мультимедийных экскурсий «Любимый город», результаты еще не подведены. Считаем целесообразным совместно с австрийской организацией запустить новый международный проект, подготовкой к которому стала поездка наших учеников в марте 2015 г. в Австрию.
В данной работе сделана попытка описать педагогический опыт учителей МОУ ОШ № 114 в работе гражданско-патриотической направленности в рамках патриотического проекта «Российско-австрийский мост».
В работе определены и охарактеризованы формы и методы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Описан опыт по формирова- нию гражданско-патриотических качеств учеников МОУ ОШ № 114, а именно: содержание и подходы к организации и проведению внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации школьников, демонстрацию ученикам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
– используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности школы эффективен для формирования в учениках качеств гражданина и патриота;
– учащиеся проявляют интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
– воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов, и для классных руководителей, и для школы в целом.
Литература
Ионов Е. П. Венок славы. Т. 9. – М., 1989.
Книга памяти. Т. 27. – М., 2002.
Шилин Н. К. Депо: История локомотивного депо станции имени Максима Горького Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. – 32 с.
Интернет-ресурсы:
Максимка [Электронный ресурс]. URL: www.maksimka-38.ucoz.ru (дата обращения: 05.09.2012).
Волга-медиа [Электронный ресурс]. URL: http://vlg-media.ru/society (дата обращения: 10.10.2013).
URL: http://otiskal.ruin/rossiisko_avstriiskoe_obshestvo (дата обращения: 10.10.2013).