Савенкова Е. В. Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 97-105.
Статья посвящена раскрытию опыта работы по патриотическому воспитанию школьников в дополнительном образовании на базе лицея № 8 «Олимпия». Рассматриваются виды проектов. Большое место в работе занимает описание сценариев фильмов, снятых обучающимися, приведены фрагменты творческих проектов.
Kлючевые слова: патриотизм, проектная деятельность, видеофильмы.
PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION
Elena V. Savenkova
The article describes the experience of patriotic education within extracurricular activities at the Lyceum № 8 ‘Olympia’. It also discusses the types of projects. Special attention is paid to description of film scenarios created by the students, there are given some fragments of their creative projects.
Keywords: patriotism, project work, videos.
Федеральный Закон РФ гласит: «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [Официальные…].
«Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [Там же].
«Где прошло детство, там и начинается Родина», – говорил белорусский писатель Кузьма Чорный [Жемчужины…]. Наша задача – наполнить это детство ценным содержанием.
Невозможно вырастить патриота, если он не будет знать своей Родины, ее истории, своих корней, своей религии. В нашем объединении «Стезя» мы изучаем родной край, его святых и святыни. Ученики не оставили без внимания и своих родственников – прабабушек и прадедушек: во что они верили и что любили, как защищали свою землю?
Находить ответы на все вопросы нам помогает проектная методика. Метод проектов основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных компетенций – умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности: поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Наши проекты бывают индивидуальными и групповыми, также мы создаем:
– исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования;
– творческие проекты, не имеющие детально проработанной структуры деятельности участников (участника), которая развивается, подчиняясь конечному результату;
– информационные (ознакомительно-ориентированные): предполагающие сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Примером исследовательских работ могут послужить работы: «Храм святителя Николая Чудотворца в Сарепте», «Священномученик Николай Попов» – о святом нашего края, «Православие в Сталинграде в годы Великой Отечественной войны», «Дубовский женский монастырь».
Творческих проектов много больше, и в них ребята говорят о святых и святынях, о подвигах, о добрых людях. Остановлюсь на двух работах.
1. «Письмо снайперу Зайцеву». Автор письма, Никита Егоров, обращаясь к герою войны, рассказывает о том, что его в нашем городе помнят, любят и благодарны за его подвиг, и добавляет:
«Уважаемый Василий Григорьевич! Очень хочу рассказать Вам о своей семье. Во время Сталинградской битвы моему дедушке, Виктору Петровичу, было всего два года. Он с мамой и сестрами находился в Сталинграде. Весь кошмар бомбежки 23 августа и всех других трудных дней они испытали на себе. Вот что случилось с моим дедушкой Виктором. Он, маленький, почти не говорил, а его сестры часто пели песню “Катюша”, и он запомнил слово “Катюша” и еще два, часто повторяемых иностранных слова, – “Гитлер капут”. Мама устроилась посудомойкой к немцам (надо же было как-то кормить детей), а сынок Витя часто сидел у нее под столом. И вот однажды немцы, которые были приставлены надзирателями, сжалились и бросили мальчишке под стол кусок сахара. Маленький дедушка быстро его съел. Потом он выбрался из-под стола и вместо “спасибо” сказал немцам: “Гитлер капут!” Кто сейчас может себе представить, какой ужас охватил тогда его маму! За такие слова могли просто всех расстрелять!
Слава Богу, все обошлось. Немцы переглянулись и решили мальчишку не трогать. Действительно, Бог уберег. Думаю, что слова малыша можно образно сравнить с выстрелом снайперской винтовки. Возможно, немцы подумали, что страну, где даже малые дети по-своему “сражаются с врагами”, им никогда не одолеть!»
2. «На кого я хочу быть похож». Максим Никифоров пишет: «В декабре 41 года в Сталинграде у бабушки родилась дочь, моя двоюродная бабушка Лариса. А летом 1942 была страшная бомбежка и они эвакуировались. Когда были в безопасности, прабабушка оставила дочку на свою мать и других родственников и вернулась в Сталинград. Все двести дней Сталинградской битвы она провела здесь, спасая раненых. Прабабушка работала в госпитале, который находился в школе № 8 (сейчас лицей № 5). Днем и ночью были бесконечные операции, перевязки, кровь. Весь ужас войны прошел перед ее глазами. Часто прабабушка вспоминала первые дни сражений. Однажды, делая операцию, хирург прикрыл собой больного от начавшейся бомбежки. В окно влетел осколок, и хирург был убит. Что было делать бабушке? Дрожащими руками, вся в слезах, она оттащила убитого доктора и сама доделала операцию раненому бойцу.
А потом была похоронка – мужа убили. И снова бои, раненые, убитые...
Наша бабуля, военный хирург, была награждена орденом и медалями. Они хранятся у нас дома».
Такие творческие работы очень объединяют семьи и, конечно, патриотические чувства прививаются детям. Обучающиеся из «Стези» выступают перед другими классами со своими исследовательскими, проектными, творческими рабо-тами.
Это традиционные формы работы. Чтобы поддерживать интерес детей в создании полезных продуктов, мы решили снимать ознакомительно-ориентиро-ванные видеофильмы. Темы определяли все вместе. Приоритетными стали темы, интересные для всех. Мы не прибегали к помощи профессионалов, абсолютно все было сделано руками участников кружка. Поэтому понимаем, что работы несовершенны. Старшей группой творческого союза «Стезя» были созданы три проекта:
1. «Экскурсия по храму Свято-Духова монастыря». Экскурсоводами были сами ребята, они брали интервью у отца Владимира, рассказывали о святых и иконах.
2. «Святые источники родной земли». Речь идет о трех источниках: святого Серафима Саровского, Иоанно-Богословского источника и святого источника в поселке Максима Горького (съемки проходили на Крещение).
3. «Воспоминания». Воспоминания о Сталинградской битве тех, кто был в то страшное время в городе. Обращает внимание факт, что в фильме сняты и современные второклассники, которые рассуждают о том, почему нам не нужна война.
В этом учебном году младшая группа сняла небольшой фильм о храме преподобного Сергия Радонежского в нашем городе и сделала презентацию посещения храма. И фильм, и презентацию мы показываем другим ученикам на уроках и классных часах. Ребята из объединения во время просмотра дают свои комментарии и делают пояснения. При монтаже фильма четвероклассники воспользовались помощью профессионального монтажера.
Видеофильм «Познакомьтесь со Свято-Духовым монастырем»
Сценарий
В настоящее время среди школьников наблюдается повышение интереса к изучению православной культуры. Это мы могли наблюдать, когда ездили в паломнические поездки по святым местам города и области: в наших автобусах не было свободных мест.
Мы посещаем занятия по основам православной культуры с первого класса и стараемся не пропускать ни одной паломнической поездки. Наблюдая за малышами, мы видели, что им небезразлична история нашего края и те святыни, которые есть в нашем городе и области. «А что если снять серию учебных фильмов по православной культуре для малышей, в которых экскурсоводами будут старшеклассники?» – подумали мы и начали работу над сценарием фильма, планом наших действий, и прежде всего попросили благословение у отца Владимира.
Фильм сняли своими силами без помощи профессиональных операторов. Конечно, есть и недостатки, но хочется отметить, что все ребята работали с большим желанием и приобрели знания и определенный опыт. Наш руководитель будет показывать фильм на занятиях ребятам начальной школы. Надеемся, что фильм принесет пользу и им.
Актуальность работы заключается в том, в наши дни сформировался и окреп устойчивый интерес обучающихся к жизни Русской православной церкви как носительницы традиционной культуры.
Цель работы: ознакомление обучающихся с храмом Святой Троицы Свято-Духового монастыря города Волгограда.
Основные задачи, способствующие достижению цели:
– рассказать обучающимся о храме и монастыре;
– побеседовать со священником о том, зачем нужно посещать храм;
– познакомить обучающихся с некоторыми иконами и историями их со-здания.
Экскурсия по храму Свято-Духова монастыря
Лена: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы постараемся рассказать вам о Свято-Духовом монастыре. Монастырь находится на улице имени Чапаева (недалеко от кинотеатра «Родина»). Вот сейчас мы стоим на паперти, иначе говоря, на крыльце перед входом в храм монастыря. Это храмовая икона (показывает). Храм освящен в честь Святой Троицы. (Участвующие в проекте входят в храм.) А теперь мы в притворе, самой западной части храма. Как принято у православных, перед началом доброго дела мы просим благословить нас отца Владимира (благосло-вение).
Лена: Батюшка, ответьте, пожалуйста, на несколько наших вопросов.
1-й вопрос: Некоторые люди считают, что Бог должен быть в душе у человека и для того, чтобы верить в него, совсем необязательно ходить в храм. Можно молиться дома, перед домашними иконами, затеплив свечу, и этого достаточно. Правы ли эти люди?
2-й вопрос: С какого возраста дети могут посещать храм?
3-й вопрос: Какие молитвы необходимо знать и детям, и взрослым?
4-й вопрос: Есть ли специальные молебны для детей?
5-й вопрос: Сколько лет монастырю? Расскажите, пожалуйста, немного об истории монастыря.
Благодарим Вас, отец Владимир, за интересный и такой нужный рассказ.
Лена: Что мы можем увидеть в храме? Иконы, на которых изображены наш Спаситель, Пресвятая Богородица, святые. Вот здесь можно набрать святую воду, которую верующие принимают ежедневно натощак. На подсвечники можно поставить свечи о здравии своих близких, учителей. На этот прямоугольный подсвечник ставят свечи, поминая умерших людей, то есть за упокой их душ.
Никита: Знаете, кто такие «чудотворцы»?
– Чудотворцами называют святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним. Особенно среди чудотворцев почитается Николай Угодник, или, как мы к нему чаще обращаемся, Николай Чудотворец.
– За что же его так почитают? Какие чудеса творит Николай Угодник?
– Свои чудеса Николай начал творить еще при жизни. Наиболее известен случай воскрешения святым Николаем моряка, сорвавшегося с корабельной мачты. Николай Чудотворец считается заступником детей, купцов, мореплавателей и всех путешественников. Также он известен как защитник оклеветанных: во время своей жизни он останавливал казни невинно осужденных, избавлял их от темницы.
– В какое время жил Николай Чудотворец?
– Он жил в III–IV вв. нашей эры. Родился в греческой колонии римской провинции Ликии. В Ликии он изучил Божественное Писание и стал священником.
– Творил ли Николай исцеления?
– Да, творил. Слепые прозревали, хромые – обретали возможность беспрепятственно передвигаться, глухие получали возможность слышать, немые – дар слова.
– Продолжаются ли чудеса после окончания земной жизни Николая?
– Конечно, продолжаются. Святой Николай всем является во всякой нужде помощником, заступником и защитником. Всех его чудес невозможно исчислить точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения.
– Интересен факт, что Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза: раньше от имени этого святого детям вручались подарки.
Саша: (У иконы святого благоверного князя Александра Невского.)
– Кто такой ангел-хранитель?
– Да, это Божий посланник, который передает Божью волю человеку и охраняет человека всю его жизнь. У каждого есть свой ангел-хранитель, у меня – святой Александр Невский.
– А как вы думаете, у городов есть ангел-хранитель?
– Да, есть! А у нашего города есть ангел-хранитель?
– Правильно, есть! (Показывает на икону.) Вот ангел-хранитель нашего го-рода.
– Может, кто-нибудь из вас знает имя этого святого?
– Да, это святой блаженный князь Александр Невский. А как можно общаться с ангелом-хранителем?
– Как с самым дорогим другом. С ним можно разговаривать как своими словами, так и словами молитвы. Можно рассказать ему все свои тайны и просить его, чтобы в нашем городе все было хорошо.
А теперь внимательно посмотрите на эту икону. Этот святой помогает учащим и учащимся, зовут его – преподобный Сергий Радонежский. Родился он давно, в XIII в. и совсем недалеко от нас – возле города Ростова, в селе Варницы. Теперь там Троицко-Варницкий мужской монастырь.
Будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Когда человек становится монахом, то ему дается другое имя. Так Варфоломей через много лет стал Сергием.
А пока семилетнего Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались, сам же он со слезами молился, но учеба вперед не продвигалась. И тогда случилось одно чудесное событие.
Однажды по заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел старца, похожего на ангела, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот закончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Поклонившись, с глубоким душевным волнением, мальчик рассказал старцу о своем горе и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «…отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей упросил его посетить дом его родителей, и старец согласился. Уходя, он сказал, что сын их построит обитель Святой Троицы и многих приведет к Богу.
Обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Ра-донеж.
Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «…братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Когда он похоронил отца и мать, которые, следуя распространенному в то время на Руси обычаю под старость стали монахами в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа, он тоже стал монахом Сергием.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра).
Преподобному Сергию молятся словами молитвы и своими собственными словами, и он всегда помогает.
(У иконы Казанской Божьей Матери.)
Саша: Посмотрите внимательно на эту икону. Видите, младенец Христос стоит на ножках? Это икона Казанской Божьей Матери. У нее очень интересная история…
(Рассказывает историю про девочку Матрону и икону Божьей Матери.)
– Маршал Жуков, защитник нашего Сталинграда в годы Великой Отечественной войны, всегда носил с собой маленькую икону Казанской Божьей Матери.
Лена: Ребята, все вы знаете, что на иконах обычно изображают Господа, Богородицу или святых. А на этой иконе вы увидите грешного человека. Вот он, стоит на коленях.
Это чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», и образ Богородицы возник под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном святителем Димитрием Ростовским. Один человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы (то есть раны) Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о том, кто же виноват в том, что Богомладенец снова страдает, и получил ответ, что это грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют Ее, Богородицу, плакать и скорбеть от их горьких дел. И тут грешник понял, что и он сам виноват в страданиях Спасителя и Его Пречистой Матери, и стал настойчиво просить Богородицу помиловать его и помолиться об этом ее Сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал Ее моление о прощении грешника. Поцеловав раны Богомладенца, грешник пришел в чувство, и видение исчезло. Димитрий Ростовский пишет, что после этого грешник исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название иконе.
Лена: История этой чудотворной иконы Богоматери неразрывно связана с Почаевским монастырем (Украина). На горе, где расположена Успенская Почаевская лавра, в XVI в. поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошел к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на нее и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь.
После того как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Ее правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов, и не перетекает. Очень много исцелений происходит по молитвам к Богородице Почаевской.
Даша: В храме находятся мощи священномученика Николая Попова. Батюшка принял мученическую смерть, когда на Дону разгорелась Гражданская война. В 1918–1919 гг. отец Николай самоотверженно служил Богу и людям, совершая церковные службы, исповедуя и причащая людей, несмотря на войну и страшные болезни. Позже он был арестован и приговорен к смертной казни. 17 июля 2006 г. батюшка был причислен к Собору новомучеников и исповедников российских XX в.
Лена: Это преподобный Серафим Саровский. Когда батюшка жил и молился в маленьком домике в лесу, к нему приходили дикие звери. Они не обижали друг друга, не кусались, и хищники не старались съесть кого-нибудь. Ядовитые змеи никого не жалили, а огромный бурый медведь ел хлебушек прямо с ладони батюшки. Вспомните, где еще было такое место, где всем было очень хорошо? Правильно, в раю. Вот каким добрым был отец Серафим, и его любви хватало на всех.
Заключение.
Скажите, ребята, зачем же люди ходят в храм? …Помолиться и попросить Господа и святых о чем-то важном и не забыть поблагодарить их. Еще – поставить свечи о здравии и упокоении, покаяться о своих грехах и причаститься, то есть стать причастным Богу.
Мы не смогли рассказать еще о многом, но теперь вы сами, со своими родителями сможете приехать сюда и постепенно обо всем узнать. Желаем вам всем Ангела-Хранителя.
«Воспоминания»
Краткий сценарный план фильма
Мы, ученики лицея № 8 «Олимпия», помним о Великой Отечественной войне и не хотим, чтобы война повторилась. Поэтому мы составили фильм из воспоминаний людей, бывших в Сталинграде во время блокады города, чтобы младшие братья и сестры смотрели его и не забывали о войне.
Это воспоминания Олега Николаевича Трубачева, Лидии Васильевны Серебряковой, Анатолия Николаевича Курышова, воинов, мирных жителей. Фильм снимали возле Музея-панорамы Сталинградской битвы, возле дома Павлова и в лицее, на уроке во 2 «А» классе, посвященном Великой Отечественной войне.
Нам важно было узнать ответы второклассников на вопрос: «Почему нам не нужна война?» Их высказывания вы тоже можете увидеть в фильме.
«Воспоминания» сняли своими силами без помощи профессиональных операторов, монтажеров.
«Cвятые источники родной земли»
Краткий сценарный план фильма
Чем славен край родной? Защитниками Отечества, военной историей, композиторами, певцами, художниками, тружениками…
Есть в родном краю и удивительные уголки, о святости которых знают немногие. Мы сняли небольшой видеофильм о трех святых источниках, находящихся недалеко от нашего лицея. Это Иоанно-Богословский источник, источник преподобного Серафима Саровского и святой источник деда Тарана.
Из фильма вы узнаете, где они находятся. Кто захочет испить святой воды и узнать ее чудесную силу, смогут сами посетить эти святые места. Очень советуем, и каждому будет по вере его.
«В храм преподобного Сергия»
Краткий сценарный план фильма
– Мы решили посетить храм и выбрали храм, освященный в честь покровителя учащих и учащихся – преподобного Сергия Радонежского. И вот мы едем. Выяснили, что в храме можно покаяться и причаститься. В храме крестят и венчают, просят Бога о чем-то важном и благодарят Его; ставят свечи и заказывают особые молитвы. Сам Господь сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Вот люди и собираются, чтобы помолиться вместе с Господом. Каждому есть о чем попросить, поблагодарить Христа. Ребята хотят поставить свечи и купить иконы.
(Далее ребята рассказывают о том, что видели и что узнали в храме.)
Мы покупаем кирпичики и нам дают документ, подтверждающий это. Теперь на стене храма есть и наши имена. Очень хорошо, что о нас будут теперь молиться. Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!
И какие бы нам не пришлось пройти дороги, переплыть реки или перейти горы, мы постараемся не забыть о преподобном Сергие и его храме, в котором возносится молитва о каждом из нас, а наши имена написаны на его стенах.
Так мы стремимся познавать свой край, свою религию, свои корни. Познавая, любя и передавая знания и любовь другим, наши ребята, хочется думать, становятся патриотами.
Литература
Иванов С. М., игумен Елисей (Фомкин). Свято-Духов мужской монастырь в истории Царицына – Сталинграда – Волгограда / под ред. В. И. Супруна. – Волгоград: ВГИПК РО, 2007. – 88 с.
Иванов С. М., Супрун В. И. Храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: ВГИПК РО, 2003. – 239 с.
Егорова Г. В., Соколова Е. А. Сталинградское детство. 23 августа 1942 года… – Волгоград: Царицынская полиграфическая компания, 2010. – 133 с.
Панкеев И. Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 240 с.
Опрышко Н. А. Православные святые. Почитание и прославление. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 303 с.
Брылев В. А., Самусь Н. А., Славгородская Е. Н. Родники и реки Волгоградской области: монография; ВОКМ. – Волгоград: Михаил, 2007. – 200 с.
Интернет-источники:
Официальные периодические издания: информационно-аналитический ежемесячник «Федеральный патриотический вестник» [Электронный ресурс]. URL: http:// fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/proekt-fz-o-patrioticheskom-vospitanii/ (дата обращения: 12.10.2015).
Жемчужины мысли: цитаты Кузьмы Чорного [Электронный ресурс]. URL: http:// жемчужины-мысли.рф/цитаты/по%20авторам/Кузьма%20Чорный.html (дата обращения: 9.10.2015).