Волкорезова Н. А. Русский детский фольклор в приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 52-55.
Статья посвящена вопросу приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре своего народа. Особое внимание уделяется детскому фольклору, неразрывно связанному с народной педагогикой. Использование его разнообразных жанров помогает правильному физическому, психическому, эмоциональному развитию ребенка. Участие в народных праздниках позволяет детям почувствовать их сопричастность к миру культуры своего народа.
Kлючевые слова: традиционная культура, фольклор, народные праздники, личность.
RUSSIAN CHILDREN'S FOLKLORE AS INVOLVeMENT OF PRESCHOOL CHILDREN TO THEir native CULTURE
Natalya A. Volkorezova
The article describes the inclusion of preschool children in the traditional culture of their nation. Special attention is paid to children folklore intrinsically linked with folk pedagogy. Using its various genres helps to achieve a correct physical, mental, and emotional development of a child. Participation in national holidays helps children to feel involved in the world of their native culture.
Keywords: traditional culture, folklore, folk festivals, personality.
В современном мире произошла смена ценностных ориентиров – от духовных к материальным. Технический прогресс, средства массовой информации все более формируют человека, для которого техническая сторона жизни становится важнее его духовного начала, а изобилие материальных благ превращает наше общество в общество потребления. Распад СССР в конце XX в. привел к потере института семьи, стали стираться нормы и правила поведения у молодежи. «Благодаря» хлынувшему потоку западной культуры постепенно стиралась русская народная культура. И в повседневной жизни русских людей практически произошло отчуждение от культуры своего народа. А народ, не оставшийся в рамках своей культуры, обезличивается, стирается его информационный код.
Поэтому одной из главных задач современного образования и воспитания в российском обществе является приобщение подрастающего поколения к национальным традициям своего народа, родного края, формирование у детей интереса и уважения к своим истокам. Трудно полюбить свою Родину, не зная ее истории. Трудно стать по-настоящему образованным человеком, не зная культурных традиций своего народа.
В детском объединении – ансамбле народной песни «Горлинка», базирующемся во Дворце творчества детей и молодежи Красноармейского района г. Волгограда, для приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре своего народа используются все жанры детского фольклора, поскольку в устном народном творчестве отражаются черты национального характера, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям.
На занятиях дети усваивают русский фольклор через заклички, приговорки, песни, сказки, скороговорки, считалки и т. д. Особо любимы детьми народные игры.
Игра – основной вид деятельности дошкольников, и в их жизни она занимает исключительное положение. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Доступность и выразительность народных игр активизируют мыслительную работу ребенка, способствуют расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Игра «Волк и зайцы» – одна из любимых в объединении. Выбранный по считалке «волк» должен поймать «зайца». Перед игрой дети получают задание – относиться друг к другу бережно. Например, когда «волк» ловит «зайца», он должен только до него дотронуться, а последний – сразу остановиться (чтобы не получилось ситуации – «волк» больно схватил «зайца», а тот вырывается). В результате играющие учатся сопереживанию, бережному отношению друг к другу даже во время игры, когда в азарте можно забыть обо всем.
В традиционной культуре широкое распространение в детской среде имели заклички и приговорки. Заклички – стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (радуга, дождь, солнце и пр.), приговорки – обращения к животным, насекомым [Мельников 1987: 60]. Занимаясь в ансамбле, современные дети дошкольного возраста с удовольствием проговаривают и заклички, и приговорки. Эти жанры устного народного творчества ценны тем, что доставляют радость, а также учат детей наблюдать за природой, по-доброму относиться к окружающим. Например, дети ищут средства общения с ярко окрашенными насекомыми (божьими коровками, бабочками). Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой: «Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, дам булавочку». Божью коровку поймать легко, но убить ее, по поверьям, грешно. Ребенок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела. И на этот случай есть приговорка: «Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают котлетки».
Основная деятельность в ансамбле народной песни «Горлинка» – народное песенное творчество. По мнению Г. М. Науменко, народное песенное творчество – не только собственно пение. Это синтезированное искусство, которое составляют и песня, и танец, и хоровод, и игра, и инструментальная музыка, и пантомима, и декламация. По народной традиции певцы «действуют» в песне. Они не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне. И движение, жест, непосредственно вытекающие из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении [Нау-менко 2013: 39].
Песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Например, колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Совместное же пение развивает дружеские взаимоотношения и чувство коллективизма [Картавцева 2009].
Народные песни, поющиеся участниками ансамбля, помогают развивать у них интерес к знаниям о народной культуре. Это и расширение словарного запаса (знакомство с диалектными словами, которые встречаются в песнях, например: настолешник, миткаль, карагод и т. п.), и беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных песнях, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, и «погружение» в мир народной культуры с ее традициями, обрядами, праздниками.
Большое место в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре занимают народные праздники «Масленица», «Троица», «Кузьма-Демьян», «Святки», проводимые в объединении. Праздники представляют собой театрализованные действия с наличием персонажей, героев, которых играют дети.
В процессе подготовки какого-либо народного праздника дети узнают много нового: в какое время года проводился праздник, какие ритуальные блюда готовились к нему, какие песни пелись, какие ритуалы совершались и т. д. В репетиционном процессе у детей развиваются навыки эмоционального общения между собой, способности передавать эмоции своих героев, живо отзываться на события, происходящие во время репетиций. Например, если у кого-нибудь не получается нужная интонация, многие тут же хотят показать пример. Репетиции, подготовка к праздникам проходят на эмоциональном подъеме и сопровождаются явной заинтересованностью и радостью у детей. А сколько положительных эмоций детям приносит сам праздник, когда они готовы поделиться со зрителями тем новым, что узнали сами! Участники, одетые в народные костюмы, девочки с вплетенными в косы яркими лентами, украшенный в народном стиле зал – все это помогает почувствовать себя своим в мире традиционной народной культуры, прикоснуться к ее тайнам.
После проведения народного праздника в ансамбле проводится игра-викто-рина по нему. Это помогает не только закрепить в памяти у детей новую информацию, но и активизирует их внимание.
В детских народных сказках находятся важные сведения для детей дошкольного возраста. В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело («Репка»). К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба – основа благополучия («Теремок», «Зимовье зверей»). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед («Волк и семеро козлят»). Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным («Лиса, заяц и петух») и т. п. [Мельников 1987: 70].
Эти сказки специально созданы для детей и используются для воспитательных целей на занятиях ансамбля.
Результативность работы детского объединения – ансамбля народной песни «Горлинка» выявляется в желании детей дошкольного возраста с интересом воспринимать и воспроизводить изучаемый материал, что проявляется в их участии в народных праздниках и запоминании фольклорных текстов. А с фольклорными текстами усваиваются информационные коды конкретного народа, обладающие особым психологическим воздействием (настраивание на ту или иную форму восприятия, способность к сопереживанию и др.), выполняющие социальную роль (кодирующие принципы взаимоотношений, нормы поведения в тех или иных ситуациях и др.), осуществляющие этногенетическую функцию (причастность индивида к истории, судьбе этноса, коллективной этнической памяти и сознанию) [Захарченко].
Деятельность детского объединения – ансамбля народной песни «Горлинка» нацелена на создание условий для воспитания средствами народной культуры духовно богатой, культурно образованной, гармонично развитой личности, приобщенной к культуре своего народа, способной к успешной творческой самореализации в современном обществе.
Литература
Захарченко М. В. Народная традиционная культура в системе образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104740 (дата обращения: 31.10.2015).
Картавцева М. Т. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора: автореф. … дис. д-ра пед. наук. – М., 2009. – 62 с.
Мельников М. Н. Русский детский фольклор: уч. пособ. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению. – М.: Современная музыка, 2013. – 138 с.