Догадина Ю. С. Формирование профессиональной культуры будущих звукорежиссеров в условиях высшей школы // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 23-28.
Потребности развивающегося общества формируют основы современного образования, которое призвано воспитать в человеке тягу к новым знаниям, повышение уровня компетентности в своей профессиональной сфере. В сфере профессионального образования особое место занимает подготовка звукорежиссеров – специальность, отличающаяся узконаправленной спецификой, которая заключается в приоритете принципов художественно-эстетического образования в комплексной методологической базе, включающей в себя также познавательное и компетентностное направления. Профессиональную культуру будущего специалиста мы рассматриваем не только как сумму профессиональных знаний, умений и навыков, а как часть общей духовной культуры, которая проявляется в профессиональной компетентности, готовности к анализу и оценке профессионально-этических проблем, принятии самостоятельных решений, коммуникативном мастерстве, сознательной готовности к самообразованию, саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию. Представлена структура профессиональной культуры, рассмотрены ведущие направления, повышающие эффективность работы со студентами в обозначенном направлении.
Ключевые слова: профессиональная культура, формирование профессиональной культуры, будущий звукорежиссер, высшее образование.
ON THE FORMATION OF THE FUTURE SOUND ENGINEERS’ PROFESSIONAL CULTURE IN HIGHER SCHOOL
Yuliya S. Dogadina
The needs of a developing society form the basis of modern education aimed to evoke the aspiration for new knowledge in people, raising the level of competence in their professional field. In the sphere of professional education training of sound-directors takes a special place – the profession with a narrowly-directed specificity, that is the priority of principles of artistic and aesthetic education in the complex methodological basis, includes also cognitive and competence directions. We consider the professional culture of a rising specialist not only as a range of professional knowledge and skills, but as a part of common spiritual culture which manifests itself in professional competence, readiness to analyze and evaluate professional and ethical issues and make independent decisions, in communicative skills, conscious willingness to self-education, in self-development and continuous professional improvement. The paper describes the structure of professional culture, the leading directions of raising the efficiency of work with students in the defined area.
Keywords: professional culture, forming of professional culture, a rising sound engineer, higher education.
Современная система образования не является константой и определяется большим количеством изменений не только в структуре и содержании системы, но и в самом подходе к образованию. Увеличение влияния гуманитарных наук и сферы искусства на воспитание личности, безусловно, меняет систему и вносит непосредственный вклад в становлении новой модели образования, во главе которой – формирование творческой индивидуальности и ее культуры.
Потребности развивающегося общества формируют основы современного образования, которое призвано воспитать в человеке тягу к новым знаниям, повышение уровня компетентности в своей профессиональной сфере. Это обусловливает свежий взгляд на специалиста и требования, которые предъявляются ему обществом, те требования, которые он предъявляет сам себе, из чего следует трансформация «образованного человека» в «человека профессиональной куль-туры».
Понятие «культура», выступая противопоставлением понятию «природа», является совокупностью достижений цивилизации, имеющих особую ценность. Культура – это построенный человечеством мир самореализации и существования, основанный на прочных связях, раскрывающие обширные стороны социальной жизни. Вместе с тем культура передается от личности к личности посредством вербального обучения или подражания (Дж. Вико, А. Гелен, Ш. Монтескье, К. Леви-Стросс, Дж. Стюард, Л. Уайт).
В нашем исследовании понятие «культура» рассматривается как более высокий уровень человеческой жизни, включающий в себя три основных направления, характеризующих взаимоотношения людей между собой:
– когнитивная культура (культура интеллекта, мышления, разума);
– коммуникативная (культура отношений, толерантность);
– эмоциональная (культура чувств, эмоций, ощущений).
Также можно выделить направления, характеризующие отношение человека к миру – экологическая, производственная, исследовательская культура и т. п., что в интегрированном виде представляет собой культуру личности, свойственную человеку.
Вместе с тем эти понятия и образуют «профессиональную культуру», которая, являясь наиболее подходящим проявлением профессиональной деятельности человека, концентрирует в себе его лучшие качества.
Многие ученые рассматривают в своих трудах понятие «профессиональная культура». Г. В. Драч пишет, что профессиональная культура есть в каждой профессии, независимо от того, в общественном или частном секторе она находится. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. На ее формирование влияют как особенности самой профессии, так и объективные: общемировые тенденции в образовании, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе; и субъективные, к которым можно отнести общую культуру, мотивацию личности к получению профессионального образования, предрасположенность к социальной практике по специальности [Драч 2006].
По мнению Н. Б. Крыловой, культуру специалиста можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она – итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Важно отметить, что профессиональная культура приобретается в процессе конкретно-направленного обучения, предполагающего достаточный уровень внутреннего контроля, стремления к саморазвитию и ответственности [Крылова 2007].
Вследствие вышесказанного наше внимание останавливается на процессе формирования, в основе которого – подталкивающий к интенсивной и творческой деятельности принцип, осуществляемый в профессионально-образовательной среде и стимулирующий компетентностные качества будущего специалиста. Не стоит забывать и о том факте, что внутренняя система профессиональной среды будет меняться под воздействием социально-культурных тенденций. На место привычной и всеми принятой системы приходят новые актуальные структуры, главное место в которых занимает компетенция.
В современном быстроразвивающемся мире в приоритете становятся не знания, как совокупность изученного материала, а их прикладной характер. То есть ценится специалист, умеющий применять эти знания на практике и владеющий методами самостоятельного развития, самосовершенствования. В настоящее время в стране сформулированы новые веяния, связанные с образованием и развитием юного поколения. На данный момент разработан ряд государственных программ, которые должны способствовать совершенствованию системы образования в целом. Среди них:
· Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг., определившая цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе;
· Федеральная программа развития образования (1999 г.);
· Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.);
· Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
В сфере профессионального образования особое место занимает подготовка звукорежиссеров – специальность, отличающаяся узконаправленной спецификой, которая заключается в приоритете принципов художественно-эстетического образования в комплексной методологической базе, включающей в себя также познавательное и компетентностное направления; особенность профессиональной компетенции звукорежиссера, базирующееся на сочетании собственно музыкальной, технической и общекультурной подготовки; разноплановый характер подготовки будущих звукорежиссеров, связанный с разнообразными видами будущей профессиональной деятельности.
Многовариантность такого сложного явления, как профессиональная культура будущего звукорежиссера, определяет множественность и разнонаправленность связанных с формированием данного качества проблем, которые исследуются учеными в различных контекстах: культуры национального менталитета Б. С. Гершунского, полифонии и диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера, Н. К. Рериха. Психологические особенности культурного развития, значимые в процессе профессиональной подготовки студентов, раскрываются в работах Д. К. Кирнарской, Л. Г. Арчажниковой и др.
Звукорежиссер в современном понимании – это личность носителя культуры, технических знаний и эстетического вкуса. При этом позиция личности звукорежиссера рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к профессиональной деятельности. Таким образом, основными составляющими профессиональной культуры звукорежиссера можно назвать следующие:
· многоуровневую структуру процесса подготовки звукорежиссера; постепенное усложнение образовательных и развивающих задач (слуховых, эмоциональных, композиционных, логико-аналитических, технических);
· постоянное совершенствование и саморазвитие;
· сохранение индивидуального подхода в подготовке звукорежиссера;
· сочетание широкого культурного подхода и исполнительской универсальности;
· высокий уровень художественно-эстетической и культурологической подготовки;
· погруженность в область творчества и культуры.
Выявленные основания профессиональной культуры будущего звукорежиссера можно сгруппировать по нескольким аспектам. Первый аспект связан с возрастными отличительными чертами освоения музыкального искусства. Он традиционно основывается на раннем приобщении к музыкальной культуре. Второй аспект связан с личностной сферой индивида, такими его качествами, как трудолюбие, самоконтроль, тяга к познанию, ответственность и обязательность, которые развиваются в процессе передачи мастерства непосредственно от учителя к ученику и исполнительской практики. Третий аспект заключается в потребности широкого культурного подхода, базирующегося на гармоничном сочетании собственно музыкальной, общекультурной, технической подготовки и универсальности исполнительской, погружении в художественно-творческую среду, питающую и стимулирующую профессиональное становление.
При изучении данной темы мы опираемся на специфику деятельностного (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и компетентностного (И. А. Зимняя, Б. С. Гершунский) подходов. Деятельностный подход ориентирует студентов на приобретение знаний, навыков, умений и опыта практической деятельности последовательным образом, а компетентностный подход направлен на приобретение актуальных компетенций, сосредоточивает их внимание на достижении значимого результата. [Зимняя 2006].
Интегративная корреляция и взаимообусловленность данных педагогических подходов базируются на том, что практико-ориентированное образование, основанное на приобретении развернутого опыта деятельности, реализуется и оценивается с помощью методов компетентностного подхода. В данных обстоятельствах процесс обучения обретает новый смысл, он преобразуется в процесс овладения надлежащими знаниями, умениями, навыками, а также (и это является определяющим) развернутым опытом практической деятельности с целью достижения профессионально и общественно важных компетенций. На сегодняшний день существует потребность не столько в ученых-теоретиках, сколько в профессионалах с большим багажом теоретических знаний, умеющих применить их на практике в условиях реальной жизни.
Важнейшим фактором, необходимым для формирования профессиональной культуры звукорежиссера, является организация профессиональной творческой атмосферы во время обучения в вузе. Здесь студенты не только овладевают профессиональным мастерством и приобретают специальные знания и умения, но и накапливают опыт социальных и профессиональных взаимоотношений, формируют определенное мировоззрение, жизненные установки и профессионально-ценностные ориентации. Наконец, в этой среде будущий звукорежиссер, приобщаясь к определенной культуре, становится ее носителем. Хорошо известно, что формирование личности человека длится в течение всей жизни, но конкретно в вузе формируется основа тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него среду профессиональной деятельности, где произойдет его дальнейшее становление как личности.
С нашей точки зрения, принципиальным условием, характеризующим успешность процесса формирования профессиональной культуры будущего звукорежиссера, является коллективная продуктивная деятельность педагога со студентами и студентов друг с другом. Эта концепция применительно к широкому взаимодействию преподавателя и студентов различных направлений образования была разработана профессором В. Я. Ляудис в ходе реализации общего психолого-педагогического исследования, проводившегося МГУ им. М. В. Ломоносова в сотрудничестве с Берлинским университетом им. В. Гумбольдта.
Метод проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной и творческой работы педагога и учащихся рассматривался и ранее. Нами же обнаружены закономерности становления профессиональной культуры звукорежиссера, которые основываются на корреляции художественного, выступающего в виде носителя целей специалиста, и технического, предполагающего воплощение данных целей в профессиональной деятельности.
Внутренняя система профессиональной сферы, изменяясь под воздействием прогрессивных веяний, выдвигает на первый план свежие актуальные методы подготовки специалистов, центральное место в которых занимает компетенция. Также содержание компетентности специалиста, трактуемой с позиций художественного образования, пересекается с содержанием современных направлений образования, обеспечивающих высокий уровень подготовленности студента, таких как реализация непрерывного образования, развитие эстетического опыта, синтез различных видов искусства, метод игрового моделирования, осуществление сотворчества педагога и учащихся.
Особенно действенным методом формирования профессиональной культуры будущего звукорежиссера считается системное взаимодействие научного, художественного и воспитательного потенциалов в образовании при господствующей роли проектно-творческих инновационных технологий, основанных на креативном общении в специфическом культурно-образовательном пространстве.
В свете выше изложенного можно полагать, что профессиональная культура будущего звукорежиссера, являясь более успешным проявлением профессиональной деятельности, концентрирует и выражает в себе его лучшие личностно-профессиональные качества. Она основывается на социокультурных устоях и имеет многоуровневую систему, содержащуюся в постепенном продвижении к важному уровню профессиональных навыков, строго логичном пошаговом усложнении образовательных и развивающих задач, личностном характере передачи мастерства, сочетании широкого культурного подхода, заключающегося в гармоничном взаимодействии музыкальной, общекультурной, технической и художественно-эстетической подготовки.
Таким образом, система непрерывного роста профессиональной культуры будущего звукорежиссера в условиях художественно-технического образования заключается как в определенной очередности образовательных процессов, так и в будущем повышении уровня саморазвития личности, производимого на практике с опорой на динамическую модель развития профессиональной культуры будущего звукорежиссера, что гарантирует востребованность молодого специалиста в современной профессиональной среде.
Литература
Грибкова О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2010.
Драч Г. В. Социальная и культурная динамика. – М., 2006.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. – М., 1996.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: уч. пособ. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
Крылова Н. Б. Культурная парадигма как основа развития современной школы // Культурная парадигма: сб. – Вып. 4. – М., 2007.