Город как место развития интереса жителей к созданию центров по сохранению художественного наследия в конце XIX – начале XX века: на материалах Иркутской губернии


скачать Автор: Ткачев В. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №4(54)/2024 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2024.04.03

Ткачев Виталий Викторович – исследователь, преподаватель-исследователь, педагог-организатор отдела краеведения и музейной работы ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», руководитель Научно-исследовательского центра «Иркутская историческая школа интеллигентоведения». E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru.

В статье рассматривается проблема представления города как места развития интереса жителей к созданию центров по сохранению художественного наследия Иркутской губернии в конце XIX – начале XX в. В процессе проведения исследования прослеживается просветительская работа творческого сообщества в контексте изменения отношения к проведению мероприятий и сбору предметов искусства. Отмечается, что в период модернизации городской среды, усиления социокультурных связей между населенными пунктами, строительства дорожной сети, при сотрудничестве художников с коллекционерами открываются центры сохранения и изучения живописных собраний. Городская среда является пространством для взаимодействия участников процесса информационного обмена, передачи знаний о достижениях в мировых и отечественных интеллектуальных преобразованиях. Изменение отношения к городу как центру сохранения художественного наследия определяло и стремление к объединению сил иркутской интеллигенции в работе по сбору материалов и созданию помещений для размещения живописных полотен. На основе документальных свидетельств изучается комплексный подход деятелей искусства, коллекционеров и представителей научного сообщества в работе с посетителями в рамках описания и демонстрации произведений. В результате обращения к архивным собраниям были определены материалы, которые восстанавливают историю создания площадок и центров сохранения, системного изучения художественных коллекций, формировавшихся ценителями произведений искусства. В работе прослеживается деятельность сотрудников учреждений культуры и образования, деятелей искусства в период создания пространств взаимодействия с художественным наследием в городах Иркутской губернии.

Ключевые слова: история Сибири, Восточная Сибирь, городская культура, городское общество, художественная жизнь, художественная интеллигенция, интересы общества, общественное мнение.

The city as a place of development of the inhabitants’ interest in the creation of centers for the preservation of the artistic heritage in the late 19th – early 20th centuries: based on materials from the Irkutsk province

Vitaly V. Tkachev. 

The article examines the problem of the presentation of the city as a place for the development of the interest of the inhabitants in the creation of centers for the preservation of the artistic heritage of the Irkutsk province in the late 19th – early 20th centuries. The research traces the educational work of the creative community in the context of changing attitudes to the organization of events and the collection of art objects. It is noted that during the period of modernization of the urban environment, strengthening of socio-cultural ties between settlements, construction of a road network, in collaboration with artists and collectors, centers for the preservation and study of painting collections are opened. The urban environment is a space for interaction between participants in the process of information exchange, transfer of knowledge about achievements in global and domestic intellectual transformations. The change in the attitude towards the city as a center for the preservation of the artistic heritage also determined the desire to unite the forces of the Irkutsk intelligentsia in the work of collecting materials and creating premises for the exhibition of paintings. The comprehensive approach of artists, collectors and representatives of the scientific community to work with visitors in describing and demonstrating works is studied on the basis of documentary evidence. As a result of access to archival collections, materials have been identified that reconstruct the history of the creation of sites and conservation centers, as well as the systematic study of art collections that were formed by connoisseurs of works of art. The work traces the activities of employees of cultural and educational institutions, artists in the period of creation of spaces for interaction with artistic heritage in the cities of the Irkutsk province.

Keywords: history of Siberia, Eastern Siberia, urban culture, urban society, artistic life, artistic intelligentsia, public interests, public opinion.

Город в дореволюционный период становится местом, где появилась возможность знакомства с произведениями искусства, которые находились в музеях и галереях. Характерно то, что в момент усвоения знаний о художественных ценностях в обществе появляются начинающие художники, ценители отечественных и мировых живописных школ. Они являются инициаторами передачи знаний об искусстве, изменений взглядов на сюжеты в работах художников. Понимание содержания идей, которые передавались в известных картинах, побуждало посетителей и зрителей мероприятий к проявлению интереса к достижениям изобразительных школ, мастерских и других существующих организаций. Участники процесса знакомства с творчеством выдающихся мастеров обращали внимание на создание живописных произведений, уникальных предметов, которые постепенно входили в жизнь горожан многих отдаленных территорий Российской империи. Становление известных представителей сибирской художественной интеллигенции возможно проследить в городской среде, в период, когда происходили значимые изменения в основных сферах: науки, образования, просвещения и воспитания.

Город становится местом, где жители могли изучать и осваивать художественное наследие разных периодов развития творческих сообществ. В результате модернизации органов управления и работы важных структурных элементов системы взаимодействия представителей общественности во всех сторонах городской жизни происходило постепенное изменение культурно-пространственной среды и, соответственно, художественного пространства. Многие деятели из культурного сообщества обращались к сфере искусства, когда увлекались творчеством художников, собирали картины, рисунки, скульптуру. Они находили связь между произведениями, ценности для общества, его воспитания, образования и просвещения. В создаваемых культурных формированиях появлялись центры, которые производили оценку проведенных мероприятий, членами обсуждались вопросы по сохранению выдающихся живописных полотен, работ, представляющих интерес настоящего общества.

В результате развития городской среды и появления новых выставочных пространств появлялась возможность создавать художественные центры, где жители постепенно знакомились с произведениями мастеров. Можно заметить, что к концу XIX в. деятели искусства Иркутской губернии объединяются в работе по созданию общества передвижных выставок. В соответствующих мероприятиях принимали участие разные специалисты, которые имели большой опыт включения произведений искусства в собрания музеев, понимали основные принципы построения пространства для показа уникальных предметов. Увеличилось количество издаваемых работ по вопросам сохранения художественного наследия, которые разбирали выявленные и подробно проанализированные документальные свидетельства о том, как складывались мнения о значимости музейного дела для современного общества (Шахеров 2013б: 27–31). Творческое сообщество, которое участвовало в распространении знаний об отечественном искусстве, организовывало пространства для взаимодействия с другими представителями городского общества в Иркутской губернии (Дамешек 2019: 34).

Сообщество художников и коллекционеров конца XIX – начала XX в. в Иркутской губернии ориентировалось на общие тенденции в построении работы в регионе, которые были востребованы в крупных городах Российской империи. В данный период статьи в периодической печати сообщают, что в частных собраниях и общественных, государственных музеях проводились художественные мероприятия: от встреч с известными художниками до отведения отдельных помещений во время демонстрации произведений. Происходил подъем интереса посетителей к предметам искусства, который был важен для определения направленности работы музеев в настоящее время. С одной стороны, внимание сосредотачивалось на построении экспозиций, выделении ценных предметов и раскрытии их через документальные и изобразительные материалы. С другой стороны, необходимо было донести исторический процесс, взаимосвязь автора-исследователя с действующими в картинах фигурами (Ткачев 2022, 2023).

В исследовании анализируются материалы фонда Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии. Используются летописи художественной жизни Иркутской губернии из Государственного архива Иркутской области и материалы о музейных сотрудниках в фондах художественного музея Иркутска. Разбор содержательных сторон воспоминаний, впечатлений мастеров в документах дают понимание того, как создавались новые художественные связи между деятелями искусства и коллекционерами Иркутской губернии.

Основные подходы в объединении сил деятелей искусства и коллекционеров Иркутской губернии в едином обществе передвижных выставок, сосредоточение направления по развитию совместных научных исследований и представление результатов на общедоступных мероприятиях были изложены сибирскими историками (Сукачев 1891: 14; Чирков 2014: 25–28). Исследователи продолжают изучать вопросы развития городов в дореволюционный период, выделяя полученные результаты за прошедшее время (Кошман 2011, 2015; Стась 2020). Экономические, культурные основы в формировании купеческого сословия, участие коллекционеров в процессе изучения художественного наследия, материалов, которые собирали ученые в результате научных экспедиций, рассматривали многие историки (Шахеров 2013а, 2022). Сюжеты из истории создания выставочных пространств, особенности передачи знаний о существующих ведущих художественных школах, работу деятелей искусства в музеях и галереях прослеживали в своих исторических трудах исследователи разных научных направлений (Туманова 2008: 16–19).

Отношение общества к музеям и музейному делу изменялось постепенно, что подтверждают исследования сибирских историков. Из множества литературы, которая в настоящее время доступна, стоит выделить группу, которая обращается к сюжетам, где описывается влияние предметов искусства на жизнь горожан. Достаточно обозначить, что ученые обращаются к изучению не только истории создания музейного собрания, но и процесса взаимодействия с разными категориями населения (Фатьянов 1993; 1995: 16–19). Создание среды в рамках приобщения жителей к искусству, собраниям художественных произведений рассматривают и в области получения художественного образования в Российской империи.

Истории музейного дела в Иркутской губернии посвящены отдельные труды (Шелегина 2019, 2021). Они дают представление о том, как формировались понимание места определения предмета в экспозиции, музейные решения, ценности и важность сохранности памятников. Также в статьях и разделах монографий поднимаются вопросы о выделении особенностей выставочной направленности музейной работы деятелей искусства (Лыхин 2002: 17). Приведенные труды дают возможность по отдельным сюжетам восстановить историю создания сибирских музеев, появление первых собраний произведений искусства в Иркутской губернии. С одной стороны, в последнее время проводятся научные конференции, где сотрудники художественных центров описывают музейную работу в дореволюционный период. С другой стороны, исследованиям не хватает глубины осознания, понимания происходящих процессов в музейной среде. В полной степени не рассматриваются явления, которые влияли на изменчивость во взаимодействии музейного сообщества с художниками и коллекционерами.

Таким образом, сибирские исследователи изучают работу деятелей искусства в музеях, представления горожан о музейном пространстве, отношение жителей к предметам искусства, историю создания художественных выставок. Рассматривая известные труды историков и исследователей модернизации дореволюционной городской среды, можно отметить, что значимая для общества часть сюжетов, связанных с процессом построения просветительской работы в регионе, включение предметов из музейного собрания и частных коллекций в состав экспозиций конца XIX – начала XX в., не изучены, представлены современными отечественными исследователями. Настоящая статья, анализируя новые, выявленные архивные материалы, определяет процесс организации работы деятелей искусства по привлечению жителей Иркутской губернии к процессу сбора произведений отечественного и мирового искусства для музеев, научных объединений и художественных центров городских пространств. Рассматриваются события, которые влияют на изменение отношения творческого сообщества и ценителей искусства к городу как месту по созданию условий для сохранения художественного наследия.

Документальные сведения о работе деятелей искусства и коллекционеров, которые стремились создать условия для показа произведений сибирских мастеров в Иркутской губернии в конце XIX – начале XX в.

В процессе изучения истории становления художественного пространства городов дореволюционного периода современному историку необходимо знать и понимать труды, которые создавались редакторами, искусствоведами о проходящих художественных событиях. Авторы активно занимались составлением статей для существующих в городе газетных изданий, которые постепенно публиковали материалы о создании выставочных пространств в городе Иркутске конца XIX – начала XX в.

Особенности построения просветительской деятельности и взаимодействия посетителей с произведениями искусства влияли на общий результат мероприятий, их эффективность, получение знаний об истории региона. Документальные свидетельства, которые сохранились в архивах Иркутска, дают представление о том, как организаторы сообществ художников и коллекционеров определяли направления просветительской деятельности по созданию и поддержанию образовательных пространств. Так, на протяжении дореволюционного периода возможно проследить обращение к мероприятиям, которые были сосредоточены на внимании зрителя к актуальным социальным, экономическим, политическим изменениям, происходившим в связи с ростом численности населения городов, появлением благоустроенных пространств, развитием художественных образов административных, учебных и других зданий. Создаются выставочные проекты, объединяющие творческие сообщества сибирских регионов, ученых, художников, коллекционеров, педагогов и других представителей общественности, которые собирали и понимали содержание произведений отечественных мастеров. Подобные направления в музейной работе изложены в документальных свидетельствах.

Существующие архивные материалы можно объединить в следующие группы: описывающие процесс создания выставок, обозначающие деятельность общества передвижных выставок, раскрывающие музейную работу. Каждая группа определяется особенной структурой и содержанием в передаче основных сведений о появлении центров сохранения художественного наследия. Так, стоит отметить, что в материалах можно встретить описание как событий, так и непосредственно участников данных мероприятий, организаторов выставочных площадок, создателей центров сохранения и изучения художественного наследия.

Первая группа источников раскрывает события, которые описывают создание выставочных пространств в рамках работы общественных объединений. Так, в архивах Иркутска сохранились документы, которые свидетельствуют о том, как общественность заботилась о благоустройстве творческих площадок в городах. Этим занимались М. И. Педашенко-Третьякова, М. В. Сукачева, В. В. Матэ, А. И. Менделеева, Е. М. Бем, А. А. Киселев, Э. О. Визель, А. Орлов и П. Самойлов (ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 13). Вторая группа источников раскрывает историю деятельности общества передвижных выставок. На страницах периодических изданий «Сибирь», «Иркутские губернские ведомости» были представлены основные этапы создания и проведения передвижных художественных выставок в городах. Так, в газете «Сибирь» от 1910 г. подробно изложено, как общественность поддерживала мероприятия и просветительскую деятельность первых творческих объединений: «В страну холода и ссылки стали проникать лучи чистого искусства. За последние 13 лет в Иркутске было около 10 художественных выставок. В первой половине 1880-х гг. В. П. Сукачев в здании музея устроил выставку картин русских художников. Затем, через 6 лет, В. П. Сукачев повторил эту выставку, дополнив ее целой серией новых картин – В. В. Верещагина, К. А. Трутовского, И. А. Вельца, Г. И. Семирадского и др. В 1909 г. на пасхальные недели было разом три художественные выставки: местных художников в музее, А. Ф. Лытнева в здании мужской гимназии и Г. И. Гуркина в здании 5-тиклассного училища, последняя имела крупный и заслуженный успех» (Там же. Д. 162. Л. 17).

Процесс проведения первой передвижной выставки, которая была основана на произведениях сибирских мастеров, был представлен в следующей статье: «Теперь на осьминой неделе 1910 г. открылась у нас в Иркутске “первая сибирская передвижная выставка”. Эта выставка с полным правом может именоваться сибирской, так как в ней громадное большинство картин писано на сибирские темы. Сибирь давно ждет своих художников, и уже пора запечатлеть красками на полотне и природу, и человека этой обширной страны» (ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 2. Л. 18). На страницах сибирских газет можно было встретить как специальные тематические рубрики по отдельным художественным школам или событиям, так и подробные описания выставок, на которых были представлены живописные полотна мастеров. Группа документов, описывающих музейную работу, подробно отражает то, как сотрудники собирали экспонаты для учреждения. Так, в одном отчете раскрываются принципы отбора предметов и их изучение: «Библиотека к началу 1881 г. достигла численности 984 названий в 3694 книгах, брошюрах, картах; из этого числа в минувшем году поступило 4 названий в количестве 2577 номеров; большая часть из имеющегося в библиотеке поступила в виде пожертвований от ученых обществ и учреждений и частных лиц, или в обмен за высылаемые номера “Известий”. Из частных лиц наиболее ценные пожертвования сделаны действительными членами: Высокопреосвященным Вениами-ном и господами: И. С. Боголюбским, Н. А. Гребницким, Н. Н. Синицыным, М. Я. Писаревым и другими» (Там же. Ф. 197. Оп. 1. Д. 4. Л. 15).

Становление просветительских центров для знакомства с художественным наследием в Иркутской губернии в конце XIX – начале XX в. и их влияние на развитие интересов жителей в искусстве

В городском пространстве особое значение имело создание культурных, научных учреждений, деятельность которых была направлена на становление и поддержание прочных связей между разными представителями общественности. Просветительские центры являлись местами для изучения и сохранения художественного наследия. Для того чтобы понять основные принципы построения работы в рамках включения произведений искусства в жизнь горожан, необходимо подробно изучить историю пополнения музейных собраний уникальными и редкими предметами. Известно, что музеи становились ведущими исследовательскими организациями. Так, музей при Восточно-Сибирском отделе Императорского Русского географического общества и Иркутской губернской мужской гимназии, городская картинная галерея В. П. Сукачева не только активно занимались просветительской деятельностью (проводили лекции и экскурсии), но и изучали собранные документальные свидетельства, коллекции в рамках создания выставочных проектов и организации учебного процесса (Романов 1993: 46–49; 1994: 28–34).

Проводился поиск материалов по творчеству первых сибирских мастеров и участников научных экспедиций, описывались художественные элементы предметов народного и декоративно-прикладного искусства (ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 2. Л. 18). Музеи выполняли важные функции по развитию образовательного, научного потенциала региона. Они становились центрами по распространению знаний об искусстве, развития научных исследований в Сибири. Для того чтобы понять процесс организации музейной работы, необходимо изучать и разбирать рукописные собрания сотрудников учреждений, коллекционеров и других представителей общественности, которые отражают с разных сторон особенности взаимодействия жителей с произведениями искусства. Выявленные в разных областях изучения предметы описывались, по ним составляли каталоги и публиковали статьи в местных журналах. Также по результатам экспедиций проводились конференции, круглые столы, лекции и отдельные встречи с учеными. При планировании международных и региональных мероприятий многие материалы отбирали для экспозиций, чтобы продемонстрировать их научному сообществу. Так, уникальные и ценные экспонаты музеев можно было увидеть на площадках научно-промышленных выставок. В процессе включения предметов искусства и музейных экспонатов в жизнь горожан, знакомства посетителей с уникальными произведениями, которые были подробно представлены на выставках, происходил процесс формирования у жителей представления об истории региона. Данные события влияли на работу деятелей искусства в Иркутской губернии, таких как И. Н. Дроздов, поэтому важно изучить его отношение и влияние на художественную жизнь, представив в отдельной статье.

Важность сохранения и изучения архивных материалов для восстановления исторических событий понимали многие ученые, деятели искусства Иркутска и Иркутской губернии. Значимую роль в сохранении художественного наследия в архивах, коллекциях можно отвести исследователю церковного дела, истории искусства, священнику И. Н. Дроздову. Он не только постепенно продолжал собирать документы о первых мастерах в Иркутской губернии, но и взаимодействовал с административными структурами, использовал возможности для создания комиссий по систематизации собраний документов и совершенствования архивного дела в Иркутске. Так, протокол заседания архивной комиссии по Иркутской губернии сообщает следующие сведения: «Из протокола заседания 6 мая 1912 г. видно, что священник И. Н. Дроздов высказал желание о том, чтобы в нашу комиссию были направляемы для просмотра описи и дела, хранящиеся в архивах не одной лишь Иркутской губернии, но и других сибирских, где нет архивных комиссий; для осуществления же этого надлежит снестись с начальниками всех вообще сибирских губерний. Постановлено предложенное о. И. Н. Дроздовым привести в исполнение» (ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 13. Л. 14). В дальнейшем документы сообщают о необходимости создания выставочных пространств в рамках сохранения художественного наследия, выявления предметов искусства, которые находились в домах жителей Иркутской губернии: «Тогда же председатель выразил необходимость образовать “редакционный комитет” для рассмотрения им рукописей и вообще для редактирования этого сборника. В состав такого комитета были избраны свящ. И. Н. Дроздов, свящ. А. В. Азлецкий, А. А. Романовский, И. В. Собакарев и Д. М. Хрусталев. Затем председатель предложил устроить в сентябре текущего года выставку таких предметов древности, которые сохранились в самом Иркутске и этой губернии. Приняв такое предложение, комиссия признала необходимым, в ближайшем своем заседании, избрать лиц для детальной разработки плана и правил, относящихся к такой выставке. Вскоре после этого, а именно 12 мая 1912 г., из числа наших членов было выбрано шестеро в состав так называемого “выставочного комитета”, которому будет поручено устройство осенью выставки тех предметов сибирских древностей, которые находятся у некоторых жителей Иркутска» (Архив ИОХМ. Личное дело Н. И. Верхотурова. Л. 12).

И. Н. Дроздов проводил подробное изучение основных этапов проектирования и строительства, признаваемых экспертным сообществом историков и художников, деревянных и каменных памятников Иркутской губернии. Настоящие объекты отражали изменчивость стилей, приемов обработки природных материалов, использование декоративных элементов и многие другие приемы. В архивах Иркутска сохранились материалы о том, как историки постепенно собирали документы по истории строительства зданий для учебных заведений, государственных служб. Приведем в качестве примера то, как исследователь церковного дела описывал архитектурные объекты, происхождение и борьбу за сохранение уникальных элементов. В одном докладе автор описывает события, которые влияли на включение памятников в основной список для поддержания состояния (Архив ИОХМ. Дело по истории Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Л. 9).

И. Н. Дроздов сообщал подробные сведения о состоянии Московских триумфальных ворот: «В Иркутске существуют на берегу реки Ангары так называемые “Московские ворота”. Они являются весьма ценным архитектурным памятником эпохи Александра I. До самого последнего времени они были в более или менее удовлетворительной сохранности и утилизировались городом в качестве места для хранения архива. Теперь, благодаря неудовлетворительности фундамента, они наклонились к реке Ангаре, дали во многих местах серьезные трещины и вообще внушают опасения, что в одно время могут рухнуть. Ввиду этого городским самоуправлением не раз поднимался вопрос об их ремонте и реставрации. Особенно этот вопрос стал наиболее жгучим в последние 4 года. Начиная с 1909 г. не проходило ни одного года, чтобы этот вопрос не поднимался. В настоящее время вопрос о ремонте их является неотложным» (Архив ИОХМ. Дело по истории художественной жизни в Иркутской губернии. Л. 16).

Заключение

Таким образом, городская среда в Иркутской губернии являлась пространством для взаимодействия участников процесса информационного обмена, передачи знаний о достижениях в мировых и отечественных интеллектуальных преобразованиях. В рамках знакомства с материалами, которые возможно было встретить в местах сосредоточения творческого сообщества, можно было наблюдать постепенное понимание посетителями основных сюжетов представляемых произведений и стремление к сотрудничеству с дру-гими представителями городского общества. Изменения отношения к городу как центру сохранения художественного наследия определяло и стремление к объединению сил иркутской интеллигенции в работе по сбору материалов и созданию помещений для размещения живописных полотен в конце XIX – начале XX в. В Иркутской губернии активно просветительской деятельностью занимались творческие и научные общественные организации.

Города становятся местами для создания центров сохранения художественного наследия. Работа деятелей искусства и коллекционеров была направлена на приобщение жителей Иркутской губернии к процессу сбора предметов искусства в дореволюционный период, что было отражено в документах архивов Иркутской области. Представленная деятельность творческих организаций подтверждает, что художники проявляли интерес к изучению и освоению художественного наследия региона. Выявленные материалы, сохранившиеся в архивах Иркутска, представляют основные подходы в создании стабильных контактов между разными представителями творческого и научного сообщества на протяжении всего периода развития городского пространства.

Вопросы взаимодействия деятелей искусства, коллекционеров и всего творческого сообщества в период модернизации городской культурной среды необходимо продолжать изучать, поскольку в настоящее время не существуют подробные работы о том, как художественная интеллигенция участвовала в преобразовании пространств и создании центров сохранения художественного наследия. Настоящая работа доказала, что город становится местом сосредоточения внимания исследователей к формированию бережного отношения жителей к живописным полотнам, которые находились в частных и музейных собраниях.

Литература

Дамешек, Л. М. (науч. ред.). 2019. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX – начала XX веков. Иркутск: Оттиск.

Кошман, Л. В.

2011. Город на рубеже столетий: лаборатория и хранитель культуры. Очерки русской культуры конца XIX – начала XX в. Т. 1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во МГУ. С. 17–78.

2015. Власть и город. К вопросу о самоорганизации общественности в российских городах. Конец XIX – начало XX в. Исторический журнал: научные исследования 4: 56–64.

Лыхин, Ю. П. 2002. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: Тальцы.

Романов, Н. С.

1993. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во.

1994. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во.

Стась, И. Н. 2020. Исследования городских идентичностей в исторической урбанистике Сибири. QUAESTIO ROSSICA 8(5): 1807–1821.

Сукачев, В. П. 1891. Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири: очерк. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К.

Ткачев, В. В.

2022. Влияние сибирской интеллигенции на развитие интереса жителей Иркутской губернии к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX в. История и современность 1 (43): 61–73.

2023. Общественное значение музеев в городском пространстве Иркутской губернии и отношение к предметам искусства на рубеже XIX–XX вв. История и современность 2 (48): 86–100.

Туманова, А. С. 2008. Общественные организации и русская публика в начале XX века. М.: Новый хронограф.

Фатьянов, А. Д.

1993. Воспитанники петербургской Академии художеств в Иркутске. Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции «Сукачевские чтения – 1990». Вып. II. Иркутск.
С. 11–15.

1995. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во.

Чирков, В. Ф. 2014. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв.: словарь-указатель в 2-х т. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска».

Шахеров, В. П.

2013а. Культурная среда городов Байкальской Сибири в XVIII – первой половине XIX в. Сибирский город XVIIIXX веков: сб. статей. Вып. 9. Иркутск: Изд-во Иркутской высш. шк. МВД России. С. 7–22.

2013б. Социокультурные процессы в городской среде Байкальской Сибири ХVIII – первой половины ХIХ в. : монография. Иркутск: Изд-во ИГУ.

2022. Становление коллекционирования и музейного дела в Иркутске в XVIII – первой половине XIX вв. «Музей – художник – город»: сб. материалов Международной научно-практической конференции «Сукачевские чтения – 2022», 22–24 сентября 2022. Иркутск: Изд-во ИОХМ. С. 6–14.

Шелегина, О. Н.

2019. Наследие – основа формирования и развития музейного мира Сибири. Мировые тренды и музейная практика в России: сб. статей международной научной конференции. М.: РГГУ. С. 148–157.

2021. Взаимодействие государства и общества в процессе развития музейного пространства Сибири. Гуманитарные науки в Сибири 28(4): 31–36.

Архивы

ГАИО – Государственный архив Иркутской области.

Архив ИОХМ – Архив Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева.

 

 




* Для цитирования: Ткачев, В. В. 2024. Город как место развития интереса жителей к созданию центров по сохранению художественного наследия в конце XIX – начале XX в.: на материалах Иркутской губернии. История и современность 4: 35–48. DOI: 10.30884/iis/2024.04.03.

For citation: Tkachyov, V. V. 2024. The City as a Place of the Development of the Inhabitants Interest in the Creation of Centers for the Preservation of Artistic Heritage
in the Late 19th – Early 20th Centuries: Based on Materials from the Irkutsk Province. Istoriya i sovremennost’ = History and Modernity 4: 35–48 (in Russian). DOI: 10.308 84/iis/2024.04.03.