Динамика гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности представлена нами в таблице 17, приложении 4, таблица 4.2.
Таблица 17.
Распределение младших школьников по уровням сформированности гражданственности и патриотизма (в процентах).
Критерии |
Группа |
Уровни, в % |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
|||||
ДЭ |
ПЭ |
ДЭ |
ПЭ |
ДЭ |
ПЭ |
||
Когнитивный |
1 ЭГ |
37,8 |
7,9 |
59 |
62,1 |
3,2 |
30 |
2 ЭГ |
37 |
8,9 |
62 |
61,5 |
1 |
29,6 |
|
Процессуальный |
1 ЭГ |
16,4 |
- |
69,2 |
55,4 |
14,4 |
44,6 |
2 ЭГ |
18 |
- |
74,4 |
59,6 |
7,6 |
40,4 |
|
Мотивационный |
1 ЭГ |
35,4 |
7,6 |
62 |
52,6 |
2,6 |
39,8 |
2 ЭГ |
34,8 |
10,4 |
63,2 |
53,6 |
2 |
36 |
|
Деятельностный |
1 ЭГ |
27,4 |
13,2 |
71,2 |
55 |
1,4 |
31,8 |
2 ЭГ |
28,2 |
14,8 |
69,1 |
56,2 |
2,7 |
29 |
|
Личностный |
1 ЭГ |
26 |
3,6 |
56 |
68,1 |
18 |
28,3 |
2 ЭГ |
32,2 |
6,6 |
57,4 |
68,6 |
10,4 |
24,8 |
|
Саморазвитие |
1 ЭГ |
34,8 |
5,6 |
60 |
70,4 |
5,2 |
24 |
2 ЭГ |
35 |
5,9 |
62,4 |
72,6 |
2,6 |
21,5 |
Выводы по третьей главе.
Результаты проведённого нами формирующего эксперимента позволили определить педагогические условия, которые будут способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Мы предположили, что такими условиями будут:
Использование жизненного окружения и опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания.
Применение интерактивных методов обучения, с целью придания учебно-воспитательному процессу практико-деятельностного характера, направленного на развитие тех качеств личности младшего школьника, которые присущи гражданину и патриоту.
Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента как средства систематической подачи краеведческой информации с целью приобщения младших школьников к изучению родного края.
Целью преобразующего эксперимента было доказать действенность выделенных условий, и определить их воздействие на формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников.
В процессе реализации первого условия, а именно: использование жизненного окружения и опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания - мы предполагали, что последнее выступит в качестве способа включения младших школьников познавательный и деятельностный процесс для формирования у них активной жизненной позиции, становления чувства собственного достоинства, патриотической направленности действий, основанных на личном опыте и реализуемых в ближайшем окружении школьника.
При реализации второго условия - применение интерактивных методов обучения - мы определили целью придать учебно-воспитательному процессу практико-деятельностный характер, направленный на развитие тех качеств личности младшего школьника, которые присущи гражданину и патриоту.
Третье условие - интеграция общего и дополнительного образования было нацелено на разработку системы методов и приемов приобщения младших школьников к краеведению через реализацию национально-регионального компонента в общеобразовательных школах как средству их гражданского и патриотического воспитания.
Полученные в ходе итоговой диагностики результаты динамики гражданского и патриотического воспитания младших школьников (табл. 17, 18) позволяют сделать вывод о том, что обоснованные и апробированные в ходе экспериментальной работы педагогические условия можно использовать для гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о достаточности и обоснованности заявленных условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности, и что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение в процессе экспериментальной работы.
Заключение
Проблема изучения гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности является важной. Теория и практика гражданского и патриотического воспитания изучена достаточно хорошо, однако, младший школьный возраст, как наиболее подходящий для эффективного воспитания гражданственности и патриотизма, в науке не получил достаточного освещения. Таким образом, при рассмотрении данной проблемы мы обнаружили противоречия между:
признанием краеведческого принципа, как основополагающего в гражданском и патриотическом воспитании и отсутствием четких рекомендаций по его реализации;
необходимостью гражданского и патриотического воспитания в младшем школьном возрасте и отсутствием четких методических рекомендаций по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников;
системного подхода в гражданском и патриотическом воспитании и малым опытом взаимодействия общего и дополнительного образования по данной проблеме;
необходимостью деятельностного подхода в гражданском и патриотическом воспитании и рассмотрение системы дополнительного образования как «наполнителя второй половины дня» школы, основное назначение которого — «отвлечение учащихся от улицы».
Сложившаяся практика гражданского и патриотического воспитания в России сводится, в основном, к военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения – подростков. Большое количество военно-спортивных, военно-патриотических клубов занимаются военной и спортивной подготовкой будущих защитников Отечества. При этом учащиеся должны иметь хорошие физические данные, чтобы входить в ряды данных клубов. Младшему школьному возрасту уделяется намного меньше внимания, так как это возраст «игры», «начального обучения», «адаптации». Однако, многие педагоги сходятся во мнении, что именно младший школьный возраст является тем периодом жизни человека, когда можно начинать целенаправленное воспитание гражданско-правовой ответственности и нравственно-патриотической сознательности, основанные на, так называемом, «бытовом патриотизме», а не на военно-спортивном.
Разработанная модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, и система гражданского и патриотического воспитания учащихся предполагает осуществление данного процесса на основе реальной «бытовой» деятельности, через которую учащиеся осознанно будут помогать своей Малой Родине, делать для нее хорошие и полезные дела. Кроме того, реализация компонентов модели позволит систематически, целенаправленно, основываясь на краеведческом принципе осуществлять гражданское и патриотическое воспитание.
Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников через организацию краеведческой деятельности мы понимаем, как процесс активного взаимодействия младшего школьника с окружающей действительностью, направленное на всестороннее изучение родного края, с целью гражданско-правового и нравственно-патриотического развития познающего субъекта.
На основе теоретико-методологического осмысления проблемы гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности с позиций философии, психологии, педагогики нами была теоретически обоснована, разработана и апробирована авторская концепция гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Факторами, влияющими на гражданское и патриотическое воспитание младших школьников являются: внешние – семья, как среда, в которой происходит начальное формирование гражданственности и патриотизма младших школьников; содержание учебно-воспитательного процесса; субъкт-субъектные отношения в учебно-воспитательном процессе и внутренние – стремление младшего школьника к саморазвитию, самовоспитанию. Реализация гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности возможна при наличии определённых предпосылок: эмоциональная насыщенность учебно-воспитательного процесса, связанного с формированием гражданственности и патриотизма; мотивационная направленность младших школьников на развитие в себе гражданско-патриотических качеств личности, применение учащимися полученных знаний, умений и навыков по гражданско-патриотической направленности в жизни. Успешность гражданского и патриотического воспитания младших школьников возможна при наличии определённых условий: использование жизненного окружения и опыта младших школьников; применение интерактивных методов обучения и воспитания; интеграция общего и дополнительного образования. Критериями гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности являются: когнитивный, процессуальный, мотивационный, личностный, деятельностный, саморазвитие. В качестве закономерностей мы выделяем следующие: необходимость открывать перед учащимися перспективы их роста как гражданина и патриота, помогать им достигать радости успехов. Чем доверительнее складываются отношения между педагогом и воспитанником, чем эмоциональней насыщен процесс воспитания и использован жизненный опыт младшего школьника, тем большая мотивация у последнего к восприятию необходимой для его гражданского и патриотического воспитания информации; процесс гражданского и патриотического воспитания младших школьников должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности учащегося; для наиболее эффективного гражданско-патриотического воспитания младших школьников необходимо добиваться единства и согласованности усилий учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования.
Выявленные закономерности отражаются в следующих принципах: ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка; адресного подхода в формировании гражданственности и патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов взаимодействия с учетом возрастных особенностей младшего школьника; системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу по гражданско-патриотическому воспитанию общего и дополнительного образования.
Гражданское и патриотическое воспитание по разработанной нами концепции позволяет прививать младшим школьникам любовь к Малой Родине, сознательное отношение к своему городу, как к родному дому через собственный опыт учащихся, через практическую краеведческую деятельность, основанную на возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Кроме того, интеграция общего и дополнительного образования способствует приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания, через систематическую подачу краеведческой информации.
Мы разработали модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, которую успешно апробировали на практике. По данной модели возможно диагностировать младших школьников, выявляя их уровень гражданственности и патриотизма, разрабатывать для каждого уровня программу повышения гражданско-правовой компетентности, основываясь на совокупность выделенных нами педагогических условий.
Первое условие - использование жизненного окружения и опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания – способствует субъект-субъектным отношениям между младшим школьником и педагогом, когда ребенок чувствует себя гражданином объединения (класса) – учреждения дополнительного образования (школы) – города – страны, где признаются и учитываются его права и организуется выполнение обязанностей. Окружающее младшего школьника пространство дает ему информацию для восприятия, положительные и отрицательные примеры для подражания, которые ребенок пропускает через собственный опыт и поступает согласно своей гражданско-патриотической сознательности.
Второе условие - применение интерактивных методов обучения, с целью придания учебно-воспитательному процессу практико-деятельностного характера, направленного на развитие тех качеств личности младшего школьника, которые присущи гражданину и патриоту – формирует у младшего школьника инициативность, творчество, чувство собственной значимости, достоинство, гордость за себя и за других, в том числе и за свою Родину. Интерактивные методы обучения ориентированы на психологические особенности младшего школьника - любознательность, восприимчивость к яркой наглядности как одного из эффективных средств познания, эмоциональное взросление и завышенную самооценку, которую можно использовать как инструмент положительного воздействия на повышение гражданско-патриотической ответственности учащегося.
Третье условие - интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента как средства систематической подачи краеведческой информации с целью приобщения младших школьников к изучению родного края – выполняет основной принцип гражданского и патриотического воспитания - системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию младших школьников.
Таким образом, теоретическое исследование проблемы, проведенная опытно-экспериментальная работа и полученные результаты подтвердили состоятельность нашей гипотезы относительно эффективности выявленных нами педагогических условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Мы полагаем, что задачи, поставленные нами, решены. Результаты нашего исследования позволят внести некоторый вклад в развитие теории и практики гражданского и патриотического воспитания младших школьников, повысить его эффективность; могут быть использованы педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов при составлении календарно-тематических и воспитательных планов.
Вместе с тем следует отметить, что данное исследование в силу многомерности проблемы гражданского и патриотического воспитания не решает всех вопросов, связанных с поиском научно-обоснованных условий, путей и средств повышения уровня гражданственности и патриотизма младшего школьника. Дальнейшее исследование данной проблемы может быть направленно углубленное изучение соотношения гражданского и патриотического воспитания с другими видами и направлениями воспитания; изучения особенностей младшего школьника для восприятия гражданско-патриотической информации и формирования привычек гражданско-патриотической направленности.
Библиографический список
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с. - ISBN 5-244-00380-1.
Аверьянов, А.Н. О природе взаимодействия / А.Н.Аверьянов. – М., 1984. – 64 с.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М, 2006. - 365 с. - ISBN 5-7567-0274-1.
Аношина, Н.И. С любовью к родному городу / Н.И. Аношина // Начальная школа. – 2004. – №2. – с. 32-38 .
Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1993. - Т. 14. - №2. – с. 3-16.
Аристотель. Метафизика: Сочинения: В 4 томах. М., 1975 г. Т.1. С.65.
Арсеньев, А. О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк / А. Арсеньев // Развитие личности. – 2005. - № 1. – С. 43-75.
Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М.: Из-во МГУ, 1979. - 246 с.
Багаутдинова, Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., 2002. - 98 с.
Бармашова, Г. Морально-этические категории совести и стыда в контексте диалектики сознательного и бессознательного / Г. Бармашова // Философия образования. – 2006. - №2 (16). – 251-256.
Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-85 / М.М. Бахтин. – М., 1986. – С. 82-160.
Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1972. – 470 с.
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – ISBN 5-8112-1693-9.
Белинский, В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф. Смирнов. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с. - (Б-ка учителя).
Белкин, А.С. Опора на витагенный опыт в процессе интеграции психолого-педагогических знаний [Текст]: [Пед. вуз] / А.С. Белкин, Л.П. Качалова // Образование и наука. - 2000. - № 4 (6). - С. 26-39.
Белкин, А.С. "Витагенное" образование как научно-педагогическая категория [Текст] / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Образование и наука. - 2001. - № 3 (9). - С. 18-28
Белова, Т. Десять лет гражданскому образованию в России /Т. Белова // Граждановедение. – 2002. – №19. – с. 34-41.
Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 312 с. – ISBN 5 – 89502 – 013 – 5 (Московский психолого-социальный институт), ISBN 5 – 89349 – 042 – 8 (Флинта).
Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М.: «Книга», 1991. – 433 с. – ISBN 5-212-00417-9.
Бердяев, Н. А. Этическая проблема в свете философского идеализма / Н.А. Бердяев // http://www.vehi.net/berdyaev/etich.html
Бильгильдеева, Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации, автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.06 – теория и методика воспитания / Татьяна Юрьевна Бильгильдеева. - Кострома, 1999.
Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – 304 с. - (Б-ка учителя).
Божович, Л.И. Проблема формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. – ISBN 5-89395-049-6.
Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 392 с. – ISBN 5-87224-107-0.
Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. – 464 с. – (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-02327-4.
Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинников. — СПб: KAPO, 2004. - 224 с.
Бучилова, И.А. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов. – М.: Изд-во: Парадигма, Академический проект, 2005. – 288 с. – ISBN 5-8291-0563-2/5-902833-08-6.
Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А.К. Быков // Воспитание школьников. – 2006. - №5. – С. 4-7.
Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / А. Быков // Воспитание школьников. – 2005. - № 10. – с. 2-6.
Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. - №2. - С.37-42.
Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников / А.К. Быков, Г.Н. Мусс, М.В. Слабоспицкая // Воспитание школьников. – 2009. - № 7. – С. 12-17.
Быховский, Б.Э. Кьеркегор / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1972. – 238 с. - (Мыслители прошлого).
Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с. – Серия «Академия». – ISBN 5-232-01087-5.
Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ [Текст] / Е.Н. Волкова. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – 128 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. — М. Педагогика, 1991. – 480 с. – ISBN 5-7155-0358-2.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Вырщиков, А. Патриотизм на службе России / А. Вырщиков, М. Кусмарцев // Воспитание школьников. - 2006. - №3. – С. 7-13.
Вырщиков А.Н. Концептуальные основы патриотически ориентированного образования: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусманцев. — Волгоград: Авторское перо, 2004.—160 с.
Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев. - Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1955. – 296 с.
Гаврилычева, Г.Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2006. - №12. - С. 10-16.
Гаврилычева, Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.14-19.
Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. – 59 с.
Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников 2005. - №10. - С. 6-8.
Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические произведения. Т.1 / Вводная статья Н.К. Баумана и проф. Г.П. Вейсберга / И.Ф. Гербарт. – М.: Гос. уч.-пед. изд. Наркомпроса РСФСР, 1940. – 289 с.
Герцен, А.И. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев / А.И. Герцен, Н.П. Огарев. – М.: Педагогика, 1990. – 368 с. - (Педагогическая б-ка). – ISBN 5-7155-0297-7.
Гин, А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / Анатолий Гин. – Луганск: СПД Резников В.С. – 2006. – 100 с. – ISBN 966 – 8195 – 20 – 5.
Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. /А.А. Гиниятуллина // Начальная школа. – 2004. - №1. – С. 15-17.
Горелова, Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания. / Е.В. Горелова, Н.Е. Седова // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета». - №7. - 2008 г. – С. 161-168. - ISSN 1997-9886.
Горелова, Е.В. Организация летнего профильного лагеря «Агентство добрых дел» как средство гражданского и патриотического воспитания младших школьников / Е.В. Горелова // Внешкольник. Информационно-методический журнал. – 2010. - №2. – С. 50-54.
Горелова, Е.В. «Моя Малая Родина. Сборник творческих заданий по краеведению для младших школьников». В 2-х частях. Ч.1 / Е.В. Горелова. – Комсомольск-на-Амуре. – Изд. дом «Эколог», 2009. – 63 с.
Горский, В. А. Компетентностный подход в дополнительном образовании детей // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №2. - С. 5-9.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
Гревцева, Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г.Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 14-16.
Григорьева, Е.В. Реализация регионального компонента начального естественнонаучного образования в Челябинской области / Е.В. Григорьева // Начальная школа. – 2005. - №9. - С.20-22.
Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие /Д. В. Григорьев // Право и образование. -2007. - № 1. - С. 90 – 99.
Гурлитт, Л. О воспитании / Людвиг Гурлитт // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 241-252.
Гусейнов, А.А. Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М.М. Бахтин) / А.А. Гусейнов // Этическая мысль. – Вып. 2. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 3-26.
Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности. – 3-е изд., доп. и прераб. /А.А. Гусейнов. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 271 с. – ил. – (Ун-т молодого марксиста). – ISBN 5-235-00244-х.
Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка /Владимир Даль. – М.: Русский язык. – 1978. – Т.3. П. – 1980. - 555 с.
Джеймс, У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. – 368 с. – (Классики мировой психологии). – ISBN 5-7155-0402-3.
Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Начальная школа. – 2004. - №5. – С. 19-22.
Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1. – С. 55-58.
Евлампиев, И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) / И.И. Евлампиев // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия… Вып. 3. 2000.
Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина // Педагогика. - 2004. - № 7. С. 14-16.
Закон РФ «Об образовании» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 77 с. – (Образование в документах и комментариях) ISBN 5-17-011270-Х (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-02682-5 (ООО «Издательство Астрель»).
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. – ил.
Землицкая, Е. Родина – это часть тебя, а ты – часть ее / Е. Землицкая // Воспитание школьников. – 2005. - №5. - С. 61.
Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 30-34.
Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1994. – 624 с. – ISBN 5-268-01394.
Ильин, И.А. О совести / И.А. Ильин // http://bogoslov.com/files/disk3/web.knigi./o.sovesti.2/prof.Ivan.Iljin.o.sovesti.htm
Каменщикова, Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.06.06: утв. 15.12.06 / Каменщикова Евгения Николаевна. – Екатеринбург, 2006. – 168 с. – Библиогр.: с. 126-142. – 49К/51.
Кант, И. Метафизика нравов: В 2 частях / Пер. с нем., примеч. С.Я. Шейман-Топштейн и Ц. Г. Арзаканьяна; Вступ. ст. М.М. Филиппова; Примеч. А.А. Тахо-Годи / И. Кант. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400 с. - («Великие мыслители»). – ISBN 978-5-486-01153-5.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / П.Ф. Каптерев. — М., 1982. — С. 606—607.
Каргина, З. Значение дополнительного образования пока не оценивается должным образом. – 2000. - №5. – С. 27-28.
Карлейль, Карлайл Томас (Carlyle, Thomas) (1795 - 1881) Афоризмы, цитаты // http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_carlyle3.html
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.: ил. – ISBN 57155-0381-7.
Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 1976. – 303 с.
Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе: уроки изобразительного искусства /И.В., Кошкина, Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С. 82-85.
Козлов, Н.И. Формула личности / Н.И. Козлов. – СПб. Издательство Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-8046-0023-0.
Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Я.А. Коменский. – М.: Педагогик, 1982. – 656 с.
Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. – (Б-ка учителя). – ISBN 5-7155-0164-4.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (принята коллегией РФ 6 октября 2004 г.) // Воспитание школьников. – 2005. - №6. - С. 2-8.
Кузнецова, Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова // Педагогика. – 2006. - № 10. - С.95-102.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе / Авт.-сост. И.А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 287 [1]с. – (Образование в документах и комментариях) – С. 6 - 36. ISBN 5-17-020511-2 (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-07262-2 (ООО «Издательство Астрель»).
Купряшина, Н.Д. Новые подходы к пониманию патриотизма, патриотического воспитания и гражданственности / Н.Д. Купряшина // http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=2605
Левченко, В.В. Интеграционные процессы в педагогической науке /В.В. Левченко. - Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/1 (55). – С. 157-165.
Лебедева, О. В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? / О.В.Лебедева // Педагогика. – 2003. - № 9. - С.77-82.
Левинас, Э. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. - М.: 'Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 752 с. (Серия «Книга света»).
Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2001. - №2 – С. 56-66.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
Леонтьев, А.Н. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100». / А.Н. Леонтьев // Развитие личности. – 1999. - №1. – С. 40-52.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность /Д.С. Лихачев // Русская культура. - М.: Искусство. - 2000. - С.159-173.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М.: «Прогресс – Традиция», «Традиция», 1998. – 416 с. – ISBN 5-89493-011-1.
Локк, Д. Педагогические сочинения. / Д. Локк. – М., 1939. – С. 67-302.
Лузина, Л. Воспитание как со-бытие / Л. Лузина // Воспитание школьников. – 2004. - №8. – с.2 -8.
Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. - №5. - С.52-59.
Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования / И.О. Мазняк // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38308.
Макаренко, А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1988. — 256 с. - ISBN 5-250-00137-8.
Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. – М.: Просвещение. - С. 88 – 304.
Малькова, З.А. Педагогическая наука на новом этапе / З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский, В.С. Шубинский // Педагогика. -1989. -№.1. - С. 40-46.
Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: М.: «Академия», 2004. — 256 с. - 15ВК 5-7695-0877-9.
Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Начальная школа. – 2007. - №4. - С.11-12.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. - (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00616-7.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. №30-51/433/16) // Воспитание школьников. – 2002. - №8. - С.2-13
Мехонцева, Д. Объективная цель воспитания – формирование самоуправляемой и управляемой личности / Диана Мехонцева // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 16-22.
Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия /В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. - №5. – С. 2-8.
Монтессори, М. Дом ребенка: метод науч. педагогики / Монтессори М; пер. с ит. С. Г. Займовского. - М : АСТ ; Астрель , 2006. - 272 с. – ISBN 5 - 17 - 031934 - 7; ISBN 5 - 271 - 11751 – 0.
Мудрик, А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение / А.В.Мудрик. – М., 1986. – 160 с.
Национальная доктрина развития российского образования (проект) // Народное образование. – 1996. - № 7. – С. 10 - 13.
Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория / Л.И.Новикова // Педагогика. - 2000. -№6. - С. 28-35.
Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1959. – 255 с.
Овечкина, Н.Н. Краеведение в начальной школе / Н.Н. Овечкина // Начальная школа. – 2004. - №11. - С. 109-112.
Одоевский, В.Ф. Избранные педагогические сочинения / В.Ф. Одоевский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 368 с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. - 1985. – 797 с.
Олпорт, Г. Становление: основные положения психологии личности / Гордон Олпорт // http://psylib.org.ua/books/olpor01/index.htm.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: Пособие по реализации Государственной программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001 - 2005 годы» / Под ред. М.Е. Амбросимовой. - М.: АРКТИ, 2004. - 208 с.
Острогорский, А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с. – (Педагогическая б-ка).
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с: ил. - ISBN 5—7107—7304—2.
Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. – 336 с. - (Пед. б-ка).
Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону. – Издательство «Феникс», 1996. – Том 2. – 416 с. – ISBN 5-85880-159-5.
Питинова, Т.Г. Изучение родного края / Т.Г. Питинова // Начальная школа. – 2006. - №11.
Платон. Протагор. // Платон. Соч.: В 3 тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1968.
Попова, А.И. Воспитание патриота России / А.И. Попова // Начальная школа 2007. - №2. - 39 с.
Прутченков, А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков // Воспитание школьников. – 2006. - №10. – С.2-5.
Психологические исследования общения / Под ред. Ломова, Б.Ф., Беляева, А.В., Носуленко, В.Н. – М.: Издательство «Наука», 1985. – 344 с.
Раицкая, Г.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае / Г.В. Раицкая // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С. 52-55.
Райл, Э. Психоанализ, когнитивно-аналитическая терапия, психика и самость / Э. Райл, П. Фонаги // Журнал практической психологии психоанализа. – 2002. - №2.
Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы /Е.Ю. Ривкин // http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37958.php?ELEMENTID=37958&PAGEN_2=2.
Роджерс, К. О становлении личности / Карл Роджерс // http://psylib.org.ua/books/roger01/txt06.htm.
Розин, В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2009. - № 7. – с. 91-106.
Роков, Г. О выработке идеала в нравственном отношении / Г. Роков // Вестник воспитания. - 1896. - № 3. - С. 26—27.
Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. - (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00720-1.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – Серия «Мастера психологии). – ISBN 5-314-00016-4.
Рубинштейн, С. Л. Педагогика и психология (Печатается в порядке обсуждения) / С.Л. Рубинштейн // Педагогическое образование. - 1935. - № 6. - С. 16—25.
Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 /Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский /Ж.-Ж. Руссо. – М.:Педагогика, 1983. – 336 с.
Савотина, Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. - №5. - С.2-7.
Сартр, Жан Поль. Экзистенциализм - это гуманизм /Жан Поль Сартр // http://scepsis.ru/library/id_545.html.
Саяпина, Н.Г. Ознакомление младших школьников с родным краем / Н.Г. Саяпина // Начальная школа. – 2001. - №2. - С. 76-78
Свинина, Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н.Г. Свинина // Педагогика. – 2001. - № 7. – С. 27 – 31.
Седова, Н.Е. Новые подходы к подготовке учителей. В 2-х частях / Н.Е. Седова / Под ред. автора.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ун-та, 2003. Ч. 1 – 254 с., Ч. 2 – 275 с.– ISBN 5-85094-126-6.
Седова, Н.Е. Основы практической педагогики /Н.Е. Седова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – ISBN 978-5-9949-0043-7.
Седова, Н.Е. Инновационная деятельность педагогов в условиях Дальнего Востока / Н.Е. Седова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. университета, 1999. – 178 с. – ISBN 5-85094-127-4.
Седова, Н.Е. Как стать образованным человеком: Кн. для старшеклассников / Н.Е. Седова. – Петропавловск-Камчатский: ДВК, 1991. – 219 с. – ISBN 5-7440-0332-0.
Седова, Н.Е. Педагогика вокруг нас. – Петропавловск-Камчатский: А/О «Камчаткнига». – М.: ТОО «Вешки-М», 1995. – 379 с.
Сидоркин, А.М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы / А.М.Сидоркин // Педагогика. -1996. -№ 2. - С. 48-56.
Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии / В.И. Слободчиков // Развитие личности. – 2005. - №2. – С. 49-58.
Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. /А.А. Смирнов А.А. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с. – ил.
Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 1600 с. – ил.
Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. – ISBN 985-443-239-4.
Соловьев, В.С. Избранные произведения / В.С. Соловьёв. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.
Соколова, Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей. // Дополнительное образование. - 2003. - №1. – С. 54-63.
Стрелова, О.Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2002. - 367 c. - РГБ ОД, 71:03-13/84-1.
Стрелова, О.Ю. Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования: Вопросы разработки и внедрения. - Хабаровск, 2003. - 148 с.
Субач, Г.В. Патриотизм как деятельность / Г.В. Субач // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Сборник статей региональной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2005.
Суворова, А. Н. Философия Мартина Хайдеггера и экзистенциональная философия / А.Н. Суворова // http://heideger.narod.ru/von/s.html
Сухомлинский, В.А. О воспитании \ Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с. - (Б-ка учителя). – ISBN 5-7155-0145-8.
Теплов, Б.Н. Избранные труды. В 2-х т. Т.1 /Б.Н. Теплов. – Педагогика, 1985. – 360 с. – ил.
Теплов, В. П. Теоретические аспекты интеграции /В.П. Теплов // Начальная школа. – 2004. - № 3 (11). - С.20-26.
Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: “Наука”. – 1966. – 452 с.
Утков, П.О. Регионализация образования младших школьников /П.О. Утков // Начальная школа. – 2004. - №7. - С.83-86.
Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с. – ISBN 5-318-00067-3.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – М.: «Просвещение», 1968. – 559 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. – 2010. - №2. – С. 45-73.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с. - ISBN 5-7834-0118-8.
Фейербах, Л. Основы философии будущего. Издание II / Л. Фейербах. – Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 150 с.
Философская энциклопедия. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., «Советская Энциклопедия», 1967. – 592 с. – с илл.
Франк, С. Сочинения / С. Франк. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 800с. ISBN 985-433-894-0.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с. – (Классики зарубежной психологии). – ISBN 5-15-000777-3.
Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с. – (Б-ка этической мысли). - ISBN 5-250-02353-3.
Хабаровский краевой компонент Государственного образовательного стандарта. Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Общественные и естественные науки», 1996.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т.1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского / Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с. – ил.
Холл, К.С. Теории личности / С. Келвин Холл, Линдсей Гарднер // http://psylib.org.ua/books/holli01/index.htm.
Целовальникова, А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско - краеведческой деятельности (на примере городского центра детского и юношеского туризма и краеведения г. Читы) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 – общая педагогика / Анна Сергеевна Целовальникова. – Чита, 2006.
Черепанова, В.В. На уроках природоведения – о родном крае / В.В. Черепанова // Начальная школа. - 2000г. - №10. - С. 15-17.
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. - (Пед. б-ка).
Шварцман, К.А. Воспитание: Новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания / К.А. Шварцман, Л.В. Коновалов, О.Н. Крутова. – М.: Луч, 1983. – 302 с.
Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. – М.: «Народное образование», «Школьные технологии», 2002. – 304 с. ISBN 5-87953-160-0.
Штрассер, М.А. Ценностные ориентиры в становлении духовности и патриотизма в молодежной среде / М.А. Штрассер // Патриотизм. Духовность. Нравственность: Материалы науч.-практ. конф. руководителей и специалистов, работающих с молодежью (Иркутск, 8-10 октября 2001 г.) / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина. – Иркутск, 2001. – С. 34-50.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – 306 с.
Эмирбекова, Т.Э. Развитие культуры диалога младших школьников. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 – общая педагогика / Телли Эмирбековна Эмирбекова. – Ростов-на-Дону, 2007.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. / Сост. Г.Б. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 384 с. – ил..
Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
Ярошевский, М.Г. История психологии. 3-е изд. дораб. / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 585 с.
Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с. - (Мыслители XX века). – ISBN 5-250-01357-0.
Яусс, Х.Р. К проблеме диалогического понимания / Х.Р. Яусс // Вопросы философии. – 1994. - № 12. – С. 97 – 106.
Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование» / Н.Ю. Яшина // Начальная школа. - 2004. - №2. - С.39-42.