Ускоренное развитие и расширение БРИКС на основе платформенной модели – путь к успешному становлению устойчивого и справедливого многополярного мироустройства


скачать Авторы: 
- Акаев А. А. - подписаться на статьи автора
- Мусиева Дж. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 18, номер 1/ 2024 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2024.01.03

Акаев Аскар Акаевич – доктор технических наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, научный руководитель Центра изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ. askar akaev@mail.ru.

Мусиева Джамиля Маллаевна – младший научный сотрудник Центра изучения стабильности и рисков (ФСН) НИУ ВШЭ, научный сотрудник факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова.
musdjam@mail.ru.

В статье показано, что предстоящее десятилетие (2025–2035 гг.) будет крайне нестабильным и разбалансированным периодом мирового развития, обусловленным сверхдолгосрочным циклическим цивилизационным кризисом, вызванным противостоянием восходящих цивилизаций Востока и нисходящих цивилизаций Запада, а также сменой больших кондратьевских циклов мирового экономического развития, порождающей борьбу за раздел вновь формирующихся рынков сбыта инновационных товаров и услуг. Мир будет переживать турбулентное десятилетие, наполненное локальными и региональными конфликтами и войнами. Самая главная задача прогрессивных сил в лице авангардных стран развивающегося мира – не допустить третьей мировой войны, вывести человечество из нынешнего кризиса и перевести его на траекторию устойчивого развития.

Считается, что эта задача под силу межцивилизационному объединению БРИКС+, главной целью которого является формирование равноправного и рационального устойчивого многополярного мироустройства со справедливой системой глобального управления. Авторы предлагают ускорить этот процесс путем развития и расширения БРИКС+ на основе платформенной модели с использованием цифровых инструментов и сервисов для оперативного выполнения базовых транзакций между странами-членами с наименьшими издержками. Изложено обоснование необходимости перехода к устойчивому многополярному мироустройству. Показано, что предстоящий саммит БРИКС10 в Казани (октябрь 2024 г.) под председательством России может дать мощный импульс, необходимый для дальнейшего ускоренного развития и расширения БРИКС+.

Ключевые слова: нестабильный и разбалансированный период мирового развития, сверхдолгосрочный глобальный цивилизационный кризис, нестабильность, обусловленная сменой больших кондратьевских циклов мирового экономического развития, торговые и технологические войны, прокси-войны, БРИКС+ как главная сила, способная вывести человечество из нынешнего глобального кризиса, неустойчивый однополярный и устойчивый многополярный тип мироустройства, платформенная модель для ускоренного развития и расширения БРИКС+.

Accelerated Development and Expansion of BRICS Based on the Platform Model – the Path to the Successful Establishment of Sustainable and Fair Multipolar World Order

Askar A. Akaev, Jameelah M. Musieva. 

The article shows that the coming decade (2025–2035) will be an extremely unstable and unbalanced period of world development, due to the ultra-long-term cyclical civilizational crisis caused by the confrontation between the rising civilizations of the East and the falling civilizations of the West, as well as the change of large Kondratiev cycles of world economic development, generating a struggle for the division of newly emerging markets for innovative goods and services. The world will experience a turbulent decade filled with local and regional conflicts and wars. The most important task of the progressive forces represented by the vanguard countries of the developing world is to prevent a Third World War, to bring humanity out of the current crisis and put it on the path of sustainable development.

The inter-civilizational alliance BRICS+, whose main goal is to create an equitable and rational sustainable multipolar world order with a fair system of global governance, is believed to be capable of achieving this task. The authors propose to accelerate this process by developing and expanding BRICS+ on the basis of a platform model using digital tools and services for the rapid performance of basic transactions between member countries at the lowest cost. The article substantiates the necessity of transition to a sustainable multipolar world order. It is shown that the forthcoming BRICS10 summit in Kazan (October 2024), chaired by Russia, may provide a powerful impetus for further accelerated development and expansion of BRICS+.

Keywords: unstable and unbalanced period of world development, ultra-long-term global civilizational crisis, instability caused by the change of large Kondratiev cycles of world economic development, trade and technological wars, proxy wars, BRICS+ as the main force capable of leading humanity out of the current global crisis, unstable unipolar and stable multipolar world order, platform model for accelerated development and expansion of BRICS+. 


Введение

Мир сегодня переживает нестабильный и разбалансированный период своего развития, обусловленный процессами дестабилизации на всех уровнях общества и Мир-Системы (Гринин 2023). В указанной работе дана классификация процессов дестабилизации, изучены типы, формы и причины дестабилизации. Отмечено, что дестабилизация – очень важный фактор смены мирового порядка. Прогнозируется, что нынешний турбулентный период мирового развития продлится порядка 10–20 лет (Там же: 24) и он может включать в себя вооруженные конфликты, а также возрастающие угрозы большой войны, до которой, как надеется автор, дело не дойдет. Это станет своего рода переходной эпохой к более устойчивому новому мировому порядку, становление которого будет н-простым. В качестве примеров локальных вооруженных конфликтов, связанных с изменением мирового порядка, автор приводит войну Израиля против Палестины на Ближнем Востоке и прокси-войну Запада и НАТО против России на Украине (Там же: 24). В настоящей работе мы рассмотрим мир-системные (глобальные) кризисы, обусловленные разрушением существующего однополярного миропорядка и борьбой за мировые рынки в формирующейся цифровой экономике, а также пути выхода из этих кризисных явлений.

1. Мир переживает сверхдолгосрочный цивилизационный кризис

После распада СССР и мировой системы социализма в 1990-е гг. возникла опасная тенденция монополизации глобального управления в руках США и их союзников в интересах наиболее богатых стран «золотого миллиарда», навязывания системы западных ценностей другим государствам и цивилизациям, причем с широким применением средств насилия, вплоть до использования военной мощи. Возникла угроза столкновения цивилизаций, что нашло отражение в нашумевшей тогда монографии американского политолога Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка» (Huntington 1996). В ответ на эту угрозу по инициативе президента Ирана М. Хатами ООН объявила 2001 г. Годом диалога между цивилизациями. Однако, по иронии судьбы, именно в 2001 г. резко усилилось противоречие между цивилизациями, что нашло свое проявление в трагических событиях 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и взрывном росте международного терроризма. Все это стало прямым следствием попытки установления однополярного мироустройства при принуждении и диктате США, с навязыванием другим странам и цивилизациям западной системы ценностей, включая демократизацию государственной жизни по западным образцам.

С другой стороны, с конца ХХ в. мир вступил в эпоху исторического разлома, длительного и глубокого глобального кризиса, обусловленного сменой сверхдолгосрочных цивилизационных циклов – закатом 200-летней индустриальной цивилизации и становлением гуманистически-ноосферной интегральной мировой цивилизации, переходом от 500-летнего четвертого поколения локальных цивилизаций при доминировании Запада к пятому поколению при лидерстве Востока (Яковец, Акаев 2016). Одним из проявлений глобального кризиса является резкое обострение геополитических противоречий между восходящими державами во главе с Китаем и Россией, закладывающими основы прогрессивной интегральной цивилизации, и мировыми державами во главе с США и Евросоюзом, стремящимися сохранить обреченную на уход с исторической сцены индустриальную цивилизацию и установить однополярное мироустройство при гегемонии США.

Однако попытки установления однополярного мироустройства противоречили естественному ходу исторического процесса и развития цивилизаций, а потому были обречены на провал, что и наблюдалось в последнее десятилетие (Акаев 2023). США были настроены весьма агрессивно ко всему остальному миру в связи с начавшимся процессом неизбежной утраты статуса единоличного глобального лидера, который оказался столь кратковременным. Неудивительно, что США в первую очередь ополчились против России и Китая, которые осмелились бросить вызов их авантюристическому доминированию в мире. Особенно раздражает США всемерное укрепление дружбы и сотрудничества России и Китая, которое весьма развернуто выражено в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами» (Совместное… 2024). Поэтому американцы и их европейские союзники оказывают беспрецедентное давление на Россию и Китай. Прокси-война на Украине, навязанная России коллективным Западом, нацелена на ее ослабление, чтобы «выбить» РФ из числа великих держав. Против Китая Запад развернул торговые войны и санкции, ограничивающие доступ к критически важным технологиям, также постепенно провоцируя Тайвань на отделение от континентального Китая, неотъемлемой частью которого он является в соответствии с международным правом. Однако все эти действия коллективного Запада только ускорили движение России и Китая по пути к политическому, экономическому и технологическому суверенитету (Акаев, Мусиева 2023).

История человечества свидетельствует о том, что в периоды цивилизационных кризисов усиливается противоборство и столкновение цивилизаций, а в периоды устойчивого развития преобладают диалог и партнерство цивилизаций, и наоборот, когда идет активный диалог и налаживается плодотворное партнерство цивилизаций и ведущих государств, тогда наблюдается устойчивое мировое развитие (Яковец, Акаев 2016). Особо важное значение партнерство цивилизаций приобретает в периоды выхода из цивилизационного кризиса и перехода к сравнительно устойчивому развитию. Сегодня мир переживает как раз такой период, который, вероятнее всего, продлится еще одно десятилетие, вплоть до середины 2030-х гг. Все это выдвинуло перед авангардом развивающегося мира необходимость ускоренного формирования нового справедливого миропорядка на базе диалога и партнерства цивилизаций при их равноправии и учете взаимных интересов. Ответом на эти вызовы и стало создание межцивилизационных и межгосударственных объединений нового типа – БРИКС и ШОС, инициированных Россией и Китаем.

В работе (Яковец, Акаев 2016) было показано, что, во-первых, XXI в. – это век локальных цивилизаций, которые становятся основными действующими игроками на геополитической арене вместо «концерта наций», игравших ключевую роль в XIX и XX вв. Число национальных государств в настоящее время приближается к 220, тогда как локальных цивилизаций насчитывается всего 12, и это число с учетом возможной дифференциации мусульманской цивилизации может увеличиться до 15 к середине XXI в. (Яковец, Акаев 2016; Яковец 2015; Акаев 2015).

Во-вторых, межцивилизационное объединение БРИКС является центром кристаллизации нового справедливого глобального и регионального многополярного мироустройства при ведущей роли ООН. Отношения государств внутри объединения исключительно демократические и равноправные. Страны БРИКС изначально выступают против вмешательства во внутренние дела других государств, не навязывают свои идеологические стандарты и не экспортируют цветные революции (Акаев 2023; Акаев, Мусиева 2023). Именно поэтому БРИКС как глобальное геополитическое объединение, нацеленное прежде всего на равноправную экономическую интеграцию стран-участниц, обеспечивающее справедливые условия торговли без ограничений и санкций, на сегодня является наиболее привлекательным форматом для развивающихся стран. Поэтому и неудивительно, что в очереди стран, желающих присоединиться к БРИКС, сегодня стоят более 30 государств.

В-третьих, рост среднего класса в странах БРИКС+ станет определяющей тенденцией в мировой экономике на ближайшие 30 лет на фоне деградации и сокращения среднего класса в странах Запада (Акаев, Мусиева 2023). БРИКС стал мировым лидером по темпам экономического роста, инвестициям в основной производственный капитал, в производстве высокотехнологичной и высококачественной продукции. Кроме того, именно странами БРИКС закладываются основы интегрального экономического и социокультурного строя, основанного на равноправном диалоге и партнерстве государств и цивилизаций и идущего на смену уходящей в историю индустриальной хищнической капиталистической цивилизации (Яковец, Акаев 2016). Таким образом, БРИКС становится естественным локомотивом устойчивого роста развивающегося мира и развития всей мировой экономики.

В 1990-е и 2000-е гг. экономики стран БРИКС сильно зависели от импорта инновационных технологий Запада для производства качественных товаров широкого потребления, а также от потребительского спроса среднего класса развитых стран на эти товары. В последнее десятилетие, как мы видели выше, ситуация кардинально изменилась – резко вырос внутренний спрос в странах БРИКС (Акаев, Мусиева 2023). Авангардные страны БРИКС, и в первую очередь Китай, убедительно показали, что они способны оседлать базисные технологии Четвертой промышленной революции – цифровые технологии и искусственный интеллект – и создать конкурентоспособную цифровую экономику (Акаев, Мусиева 2023). А самое главное, страны БРИКС показали, что они способны поддерживать долговременное устойчивое экономическое развитие даже в условиях геополитической нестабильности и геоэкономической фрагментации последнего десятилетия. Они продемонстрировали это как в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., так и во время пандемии COVID-19.

2. Нестабильность, обусловленная сменой больших кондратьевских циклов мирового экономического развития

Кроме того, в настоящее время человечество переживает переходный период, связанный с завершением пятого большого мирового экономического цикла Кондратьева (БЦК 1982–2018 гг.) и началом повышательной волны шестогого БЦК (2018–2050 гг.), первые 12 лет которой будут сопровождаться жесточайшими экономическими и торговыми войнами между ведущими державами за раздел формирующегося мирового рынка инновационных товаров и услуг грядущей цифровой эпохи (Акаев 2022). Большие циклы экономической конъюнктуры Кондратьева (Кондратьев 1925) продолжительностью около 36 лет в XXI в. и связанные с ним циклы эволюции мировой политической системы позволяют прогнозировать общие тенденции и переломные моменты глобального политического и экономического развития на десятилетия вперед (Акаев, Пантин 2012). Согласно теории Н. Д. Кондратьева, переход от одного БЦК к другому сопровождается ярко выраженной экономической и социально-политической дестабилизацией во всем мире (Кондратьев 1925), что мы в последние годы и наблюдаем. Поэтому можно прогнозировать нарастание социально-экономической, геополитической и военной дестабилизации в ведущих государствах и горячих точках мира на протяжении 2020-х гг.

Такая глобальная дестабилизация является закономерной, она всегда имеет место при переходе от одного цикла Кондратьева к другому, поскольку при этом происходит весьма трудный для общества переход от одного технологического и социального уклада к другому (Акаев, Пантин 2012). Причем переломными точками, в которых ожидается изменение вектора мирового развития, станут 2024–2025 гг. и 2029–2030 гг., как предсказывает В. И. Пантин в работе (Пантин 2023: 113). Именно в этих точках, по утверждению Пантина, будет наблюдаться дальнейшая резкая дестабилизация и деградация мировой финансово-экономической системы, разгорятся новые локальные вооруженные конфликты и прокси-войны. США и их союзники по НАТО не желают терять своего господства над миром и готовы даже ввергнуть человечество в третью мировую войну с уничтожением большинства населения планеты. Противостоять этой угрозе могут лишь авангардные страны Востока, объединив усилия «мирового большинства» вокруг объединения БРИКС+. Таким образом, период до 2030 г. является во многих отношениях переломным, от него зависит будущее человечества.

В работе (Акаев, Пантин 2012), исходя из теории БЦК, нами была рассмотрена связь между финансово-экономическими кризисами и геополитическими сдвигами, а также дан общий прогноз развития геополитической ситуации вплоть до 2030 г. Ряд наших прогнозов, в частности о дальнейшей масштабной дестабилизации обстановки в регионе Ближнего Востока и о неизбежности поражения и ухода США из Афганистана сбылись, что свидетельствует о правильности положенной в основу прогноза циклической концепции. В той же работе мы отмечали, что США всегда удается серьезно ослабить своих ближайших союзников – Японию и ведущие страны Евросоюза, но не Китай, который проводит самостоятельную и независимую политику. Мы исходили из того факта, что США не церемонятся со своими союзниками-вассалами и всеми зависимыми от них государствами. И сделали вывод, что если России также удастся сохранить свой реальный суверенитет, то у нее будут шансы пережить, подобно Китаю, современные и грядущие кризисы и потрясения с наименьшими потерями. Так оно и случилось. И сегодня позиции России на международной арене сильны как никогда, а ее экономика развивается лучше, чем многие развитые экономики. Это еще раз свидетельствует о принципиальной важности того, что БРИКС создавался как форум суверенных государств, и страны, претендующие на членство в этом объединении, должны иметь достаточно политической воли для принятия самостоятельных решений и определения своей судьбы.

3. Становление нового справедливого многополярного мироустройства на основе БРИКС

В ХХ в. развитие мировой экономики определяли наиболее развитые страны Запада во главе с США, которые в свое время объединились в группу G7. Они же определяли долговременное устойчивое развитие на глобальном уровне. Но теперь, во второй четверти XXI в., лидерство переходит к объединению БРИКС. Важно, что экономический потенциал стран БРИКС в последние годы растет в значительной мере за счет увеличения товарооборота и взаимных инвестиций между странами – членами объединения. Это крайне важно в связи с тем, что США создали из числа своих союзников «коллективный западный блок», который отгораживается высокой стеной таможенных пошлин и санкций от всех развивающихся стран, желающих избавиться от жесткого американского контроля и руководствоваться своими собственными интересами. Поэтому развивающихся стран, вступающих в БРИКС, объединяет желание не зависеть от идеологических и других прихотей США и их союзников по G7, которые доминируют в традиционных международных финансовых и торговых организациях – ВБ, МВФ и ВТО.

Таким образом, постепенно БРИКС из неформального международного форума, созданного на полях Санкт-Петербургского экономического форума в 2006 г., превратилось в весьма авторитетное межцивилизационное объединение, которое начинает оказывать существенное воздействие на расширяющиеся процессы справедливой глобализации и становления многополярного мироустройства. БРИКС уже стало прочной основой для формирования несущих опор будущего справедливого мирового порядка. Как говорят математики, точка бифуркации пройдена и этот глобальный процесс после 2022–2023 гг. принял необратимый характер. Растет также роль БРИКС как глобального консолидирующего центра, в частности в «Большой двадцатке», противостоящего попыткам США и G7 с помощью грубой силы и агрессии сохранить глобальное доминирование Запада и его системы цивилизационных ценностей, не отвечающих дальнейшему поступательному развитию человечества. В этих условиях развивающимся странам остается только теснее сплотиться вокруг БРИКС и принять активное участие в формировании справедливого многополярного мироустройства на благо всего человечества. Тогда БРИКС имеет все шансы стать локомотивом устойчивого мирового развития во второй четверти XXI в.

Утверждения относительно БРИКС, которые приведены в последнем абзаце, основаны на следующих фактах и предложениях.

Во-первых, 2022 г. стал переломным для объединения БРИКС – доля ВВП стран объединения достигла 31,5 % мирового ВВП и впервые превысила долю ВВП группы развитых стран G7, которая снизилась до 30,7 % (Акаев 2023; Акаев, Мусиева 2023).

Во-вторых, в 2023 г. на XV саммите в Йоханнесбурге (ЮАР) к БРИКС присоединилась первая волна стран-участниц из пяти государств, что значительно расширило геополитические возможности объединения. Совокупный ВВП БРИКС10 поднялся до 36 % мирового ВВП, а общая численность населения стран объединения составила уже 46 % населения Земли. А взрывной рост числа стран, желающих присоединиться к БРИКС, достигшего уже 30, свидетельствует о невероятно возросшем авторитете объединения на международной арене и его привлекательности для развивающихся государств.

В-третьих, 2024 г. под председательством России, по ожиданиям мирового экспертного сообщества, может стать исторической вехой в судьбе БРИКС. Россия проводит саммит под девизом укрепления многосторонности для справедливого глобального развития. Россия планирует сделать все, чтобы новые члены БРИКС почувствовали его преимущества перед другими международными объединениями. Россия намерена также углублять диалог и взаимодействие в области культуры, спорта и молодежных обменов. Однако приоритетными будут вопросы, касающиеся активизации экономических связей: повышение роли БРИКС в международной финансовой системе; развитие платежной сферы с наращиванием взаиморасчетов в национальных валютах; содействие налоговому и таможенному сотрудничеству между странами – членами БРИКС.

Новая модель многополярного мироустройства, основанная на развитии и расширении БРИКС, должна быть ориентирована на диалог и партнерство цивилизаций и ведущих государств в ответ на реальные глобальные вызовы XXI в. Именно такую международную политику проводят президент Российской Федерации В. В. Путин и министр иностранных дел С. В. Лавров. Естественно, возникает вопрос: почему именно многополярное мироустройство должно лежать в основе устойчивого развития человечества в XXI в.? Это вытекает из опыта двух разрушительных мировых войн, которые человечество испытало в ХХ в., и последующего полувекового относительно мирного и благополучного развития. Важно также, что Россия и Китай, две великие державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, выступают гарантами процесса формирования такого мироустройства, о чем сказано в принятом 16 мая 2024 г. в Совместном заявлении РФ и КНР: «Как независимые центры формирующегося многополярного мира Россия и Китай будут в полной мере использовать потенциал двусторонних отношений в целях равноправного и упорядоченного продвижения этого процесса и демократизации международных отношений, консолидировать усилия на построении справедливого и рационального многополярного мироустройства» (Совместное… 2024).

На состоявшейся в октябре 2016 г. VII Международной конференции в Ялте, организованной журналом «Международная жизнь» при участии МИД РФ, мы совместно с профессором Ю. В. Яковцом выдвинули предложение о разработке новой модели устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций (Ялтинский мир – 2), создание для этого Ялтинского клуба ученых и дипломатов. Ялтинский клуб был создан 22 декабря 2016 г. на Учредительном собрании, состоявшемся в Институте экономических стратегий (ИНЭС), в соответствии с предложением Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева (МИСК), одобренным на VII Международной конференции в Ялте 19 октября 2016 г. На первом же заседании Ялтинского клуба был представлен и обсуждался научный доклад «Перспективы становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций», подготовленный Ю. В. Яковцом и А. А. Акаевым с изложением контуров новой модели многополярного мироустройства (Яковец, Акаев, 2016). Ниже вкратце излагается суть нашего предложения.

4. Формирование и основное содержание Ялтинского мира

Вторая мировая война привела к формированию партнерства трех великих держав – США, CCCP и Великобритании против угрозы стремительного распространения агрессивного партнерства Берлина, Рима и Токио, захватившего Европу и значительную часть Азии.

В центре внимания Ялтинской конференции 4–11 февраля 1945 г. были вопросы послевоенного мироустройства. Основные предложения по послевоенному мироустройству и созданию ООН были рассмотрены на совещании министров иностранных дел трех держав. От Советского Союза в этом совещании участвовали нарком иностранных дел В. М. Молотов, его заместитель И. Э. Майский и посол СССР в США А. А. Громыко. Предложения этого совещания были рассмотрены на встречах Сталина, Рузвельта и Черчилля, в результате которых и состоялось подписание итоговых документов. Там же было решено созвать 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско Международную конференцию для разработки устава ООН, который был подписан 26 июня и вступил в действие 24 октября 1945 г.

Таким образом, Ялта стала местом определения основ послевоенного многополярного мироустройства и создания ОOH, определившим сравнительно устойчивый миропорядок почти на пять десятилетий. В основу Ялтинского мира была положена необходимость поддержания баланса послевоенного мироустройства с учетом интересов основных геополитических сил и государств-победителей с тем, чтобы не допустить возникновения новой мировой войны и обеспечить устойчивый миропорядок. Хотя широко распространено мнение о двуполярном мироустройстве послевоенных десятилетий, однако фактически это было многополярное мироустройство. Наряду с двумя сверхдержавами, возглавлявшими экономические и военно-политические объединения, независимую самостоятельную политику проводили Китай, Индия и другие державы, объединившиеся в рамках ООН в «Группу 77».

При формировании ООН был принят за основу принцип единогласия и права вето пяти постоянных членов Совета Безопасности – США, СССР, Великобритании, Франции и Китая, что не давало возможности навязывать свою волю всему миру ни одному из союзов западных государств. С началом холодной войны и возникновением ряда локальных конфликтов (Корейская война, война во Вьетнаме, Карибский кризис, война в Афганистане) ООН продолжала сохранять методы диалога и поиска компромисса между ведущими державами, что позволило избежать третьей мировой войны. По инициативе ООН решались многие вопросы послевоенного мироустройства, происходило разрешение конфликтов, крупных мировых проблем. Разрабатывались десятилетние программы развития, была обоснована стратегия устойчивого развития и экологической безопасности, многочисленные организации ООН оказывали существенное влияние на мировое развитие.

Плодотворная роль ООН в поддержании миропорядка отмечалась лидерами ведущих держав на 70-й Юбилейной сессии организации в сентябре 2015 г.

5. Разрушение Ялтинского мира

Однако с конца ХХ в. роль ООН в регулировании мирового порядка значительно ослабла, были подорваны и разрушены основы Ялтинского мироустройства. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, развитие глобализации по неолиберальной модели при диктате транснациональных корпораций и банков, поддержанных международными финансово-экономическими организациями (Международный валютный фонд, Всемирный банк), которые,
в свою очередь, действовали в интересах США и их союзников, привело к стремлению ослабить международный контроль над их деятельностью.

Во-вторых, распад СССР и мировой системы социализма привел к ослаблению держав, противостоявших американскому диктату, и породил у правящих кругов США иллюзию об установлении однополярного мироустройства, их исключительном праве на определение нового мирового порядка. Это нашло наиболее полное отражение в книге Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска» (Бжезинский 1998).

В-третьих, США и НАТО, не имея возможности преодолеть самостоятельную политику и право вето России и Китая в Совете Безопасности, стали осуществлять агрессивные действия в обход ООН. Это проявилось в бомбардировке Югославии, агрессии в Ираке, разрушении Ливии, разжигании гражданской войны в Сирии.

Все это подорвало геополитическое равновесие в мире и возможность решения крупных проблем на основании учета интересов разных стран и цивилизаций и породило новый геополитический кризис, который особенно усилился после инициированного США и их союзниками государственного переворота на Украине и применения санкций к России в 2014 г. В дальнейшем США и их союзники, опираясь на националистические силы, превратили Украину в плацдарм для ведения прокси-войны против России с целью ее ослабления.

Таким образом, на протяжении четверти века, после отказа от принципов Ялтинского мира, усиливается политическая напряженность, нарастают геополитические конфликты и угрозы столкновения цивилизаций. Это потребовало выработки новой модели глобального многополярного мироустройства, адекватного условиям и соотношению сил в XXI в. и позволяющего ослабить угрозы реанимации холодной войны и возникновения третьей мировой войны – самоубийственного столкновения цивилизаций (Акаев 2004).

Президентские выборы в США в ноябре 2016 г. стали отправной точкой для усиления предпосылок формирования новой модели мироустройства, ориентированной на учет интересов различных государств и цивилизаций и использование механизмов диалога и партнерства для ответа на вызовы XXI в. Эта тенденция будет проявляться постепенно, демонстрируя отрыв правящих кругов западных держав от реальных интересов народов этих держав. Тем самым создаются предпосылки для становления в перспективе новой модели устойчивого многополярного мироустройства, отвечающего реалиям XXI в.

6. Объективные основы перехода к перспективной модели многополярного мироустройства

При определении перспектив формирования новой модели устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций (Ялтинский мир – 2) следует учитывать глубокие трансформации, которые происходят и будут происходить в мире цивилизаций в XXI в. Эти трансформации исследованы в трудах и научных докладах лидеров современной российской цивилизационной научной школы за последнюю четверть века (Яковец 2013).

В чем состоят эти глубокие трансформации?

Во-первых, с конца XX в. завершается жизненный цикл 200-летней индустриально-капиталистической мировой цивилизации, которая берет свое начало с промышленной революции конца XVIII – начала XIX в., а также 500-летнего четвертого поколения локальных цивилизаций при доминировании Запада. Это является главным содержанием глобального цивилизационного кризиса конца ХХ – первой четверти XXI в.

Во-вторых, с начала XXI в. в авангардных странах (прежде всего в Китае) закладываются основы интегральной мировой цивилизации; практически сформировалось более дифференцированное и активное пятое поколение локальных цивилизаций при лидерстве Востока. Эти процессы получат более полное развитие во второй четверти XXI в. Начинается сдвиг исторического маятника с Запада на Восток, который станет более очевидным во второй четверти века. Вместе с тем будет происходить дальнейшая дифференциация мира локальных цивилизаций, которые становятся основными игроками на геополитической арене. В долгосрочной основе возможно увеличение их числа в результате дифференциации мусульманской цивилизации на несколько локальных цивилизаций.

В-третьих, меняется соотношение факторов прогресса цивилизаций. Если в прежней эпохе решающими факторами были увеличение численности населения и занятых в экономике, а также вовлечение в воспроизводство новых, более дешевых естественных ресурсов, то в XXI в., в связи с развитием депопуляции, истощением ряда природных ресурсов и увеличением экологических расходов, демографические и природно-экологические факторы становятся ограничителями экономического роста, на первое место выходят инновационно-технологические и социокультурные факторы.

В-четвертых, ускоренный процесс интеграции и глобализации приводит к тому, что центр тяжести в определении судеб цивилизаций переносится на надгосударственный уровень – на уровень локальных цивилизаций и их объединений и на глобальный уровень. Именно здесь находятся узлы противоречия, которые определяют исторические тенденции будущего развития.

В-пятых, геополитические и геоцивилизационные отношения второй четверти XXI в. будут определять лидеры поколения 2020-х гг. Наблюдается растущий разрыв между поколениями и угроза потери значительной части накопленного научного, культурного и социально-политического наследия при смене поколений. Это выдвигает на первый план проблему методов передачи цивилизационного наследия новым поколениям.

В-шестых, накопленный уровень ядерных и других средств массового уничтожения и быстрое совершенствование вооружений практически делает невозможным применение использовавшихся в прежние исторические эпохи методов разрешения межцивилизационных и геополитических противоречий с помощью войн. Жизненно необходимыми становятся разработка глобальным сообществом способов демилитаризации экономики и общества, исключение войн и терроризма из геополитической практики и переход к другим методам разрешения противоречий в интересах мира цивилизаций и государств. Это делает особо актуальными проблемы использования накопленного военно-технического потенциала для преодоления последствий природных и технологических катастроф и формирования глобальной системы регулирования этих процессов при ведущей роли ООН и ослаблении роли или роспуска агрессивных военных союзов типа НАТО.

Все эти факторы делают необходимым построение новой модели многополярного мироустройства (Ялтинский мир – 2) на иных принципах, с учетом опыта построения Ялтинского мира и новых объективных условий и тенденций цивилизационного развития.

7. Принципы формирования Ялтинского мира – 2

Можно определить следующие основные принципы построения и функционирования новой модели многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций.

Во-первых, эта модель носит цивилизационный характер. Она исходит из того, что XXI в. – это век локальных цивилизаций, которые становятся основными действующими лицами на геополитической арене, оттеснив ключевую роль национальных государств и крупных держав, которые были основными игроками в ХХ в. Число суверенных государств (признанных и непризнанных) в настоящее время приближается к 220. Они включают как государства-гиганты по численности населения, превышающей 1 млрд человек (Китай, Индия), так и немалое число мельчайших государств с численностью населения в несколько десятков или сотен тысяч человек, не имеющих возможности самостоятельно обеспечивать условия воспроизводства для своего населения.

В настоящее время мы имеем дело с 12 локальными цивилизациями пятого поколения: три цивилизации Европы (западноевропейская, восточноевропейская, евразийская), шесть цивилизаций Азии и Африки (китайская, индийская, японская, буддистская, мусульманская, африканская) и три отпочковавшиеся от Запада цивилизации Америки и Океании (североамериканская, латиноамериканская и океаническая).

В перспективе к середине века в результате дифференциации мусульманской цивилизации может произойти ее разделение на пять или шесть локальных цивилизаций: арабскую, персидскую (Иран), индо-мусульманскую, тихоокеанско-мусульманскую, евро-мусульманскую и, возможно, афро-мусульманскую южнее Сахары. Шести цивилизациям христианского мира будут противостоять пять или шесть цивилизаций мусульманского мира (Акаев 2015). Можно также определить две цивилизации индуистско-буддистского мира (индийскую и буддистскую) и две цивилизации конфуцианско-даосистского мира (китайскую и японскую).

Каждый из этих миров будет включать как государства, входящие в состав локальных цивилизаций, так и их анклавы в других цивилизациях и диаспору по всему миру. Будет развиваться дальнейший процесс смешения цивилизаций и усиление цивилизационных противоречий не только на межцивилизационной основе, но и внутри отдельных цивилизаций, как это сейчас наблюдается в Западной Европе (Яковец 2015).

Поэтому главной перспективной проблемой мироустройства, которую нужно решать, является нахождение оптимальных условий рациональных отношений между локальными цивилизациями с исключением возможности их столкновения, которое при использовании современных средств массового уничтожения может стать гибельным для всего человечества (Моисеев 2003).

Во-вторых, при определении взаимоотношений между цивилизациями в долгосрочной перспективе необходимо исходить из принципа многополярности, равноправия и учета разнообразия интересов и разрешения возникающих противоречий на основе компромисса и консенсуса. Попытки построить однополярный или двуполярный мир при гегемонии ведущих цивилизаций (сверхдержав) весьма опасны и обречены на провал. Будущее за принципом равенства и учета особенностей и интересов каждой цивилизации при сохранении их разнообразия. Нужно учитывать, что локальные цивилизации значительно различаются как по территории, так и по численности населения, по составу и размерам природных ресурсов, экономическому и социально-политическому строю, уровню развития науки и культуры, религиозным и цивилизационным ценностям. Жизнестойкость глобальной цивилизации зависит от сохранения, обогащения и передачи следующим поколениям этого цивилизационного разнообразия и учета противоречивых интересов при решении вопросов взаимодействия между ними и разрешении неизбежно возникающих противоречий и локальных конфликтов на основе учета их особенностей и консенсуса.

В-третьих, возросшие риски в развитии цивилизаций, прежде всего экологические и технологические, требуют радикального решения на глобальном уровне и оптимального распределения компетенции между тремя уровнями – глобальным (ООН и другие международные организации), региональным (интеграционные и цивилизационные объединения) и национально-государственным. При повышении роли и ответственности регионального и глобального уровней и сохранении суверенитета национальных государств, число которых в перспективе будет увеличиваться, нужно избежать ошибок, допущенных при развитии Европейского союза, где была осуществлена жесткая интеграция и чрезмерно усилена компетенция руководства ЕС. В то же время повышение взаимозависимости и рискованности глобального развития требует повышения роли и ответственности глобальных органов и прежде всего ООН как центрального звена, представляющего интересы всего человечества, всех цивилизаций и государств. Это потребует дальнейшей реорганизации ООН и повышения ее роли в новой модели многополярного мироустройства (Акаев 2004) вплоть до трансформации в Организацию Объединенных Цивилизаций (ООЦ).

В-четвертых, необходимо повысить управляемость в противоречивых процессах динамики на всех трех уровнях цивилизационно-государственной динамики. Необходима разработка и последовательная реализация долгосрочных научно обоснованных прогнозов и стратегий глобального цивилизационного развития и тесной увязки между различными уровнями принятия решений – глобальным, региональным и национально-государственным. Потребуется повысить компетентность и ответственность лиц, принимающих решения на всех уровнях.

В-пятых, необходимо усилить контроль гражданского общества над деятельностью региональных и глобальных органов управления, транснациональных корпораций и банков, а также над развитием процессов преодоления постоянно возникающих рисков. В этих условиях в перспективе теряет свой смысл существование НАТО и других локальных военно-политических объединений, провоцирующих гонку вооружений и обострение межцивилизационных противоречий. В то же время понадобится выработка глобальной системы обеспечения безопасности и поэтапного снижения угрозы возникновения военных конфликтов при определяющей роли Совета Безопасности ООН.

В-шестых, учитывая сложность долгосрочных противоречивых процессов цивилизационного развития, необходимо повысить наукоемкость регулирования глобальных цивилизационных процессов. Наблюдающийся в настоящее время отрыв органов власти на разных уровнях от науки чреват потерей стратегического видения эффективности управления. Первый шаг повышения наукоемкости – создание научно-консультативного совета при Генеральном секретаре ООН. Необходимо создание системы активного участия ученых в разработке долгосрочных и сверхдолгосрочных прогнозов и обоснование стратегических приоритетов на всех уровнях – глобальном, региональном и национально-государственном. Этому будет способствовать выработка учеными новой парадигмы общественных наук, отвечающей реалиям ХХI в. Такая парадигма активно разрабатывается российскими научными школами с участием ученых из других цивилизаций. Одним из примеров дальнейшего научного видения является обоснование российскими учеными перспективной модели устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций.

В-седьмых, важнейшим условием обеспечения устойчивого многополярного мироустройства является преодоление чрезмерной пропасти в уровне экономического, социального и энерго-экологического развития между различными цивилизациями, странами, социальными слоями и поколениями, что является глубинной причиной геополитических противоречий, нарастания миграционных потоков. Это должно стать центральной задачей OOH, интеграционных объединений и национальных государств при обеспечении равных условий жизни и развития на всей территории планеты Земля.

8. Этапы формирования и развития многополярного мироустройства на основе БРИКС

Очевидно, что процессы радикальной трансформации сложившейся системы геополитических отношений, имеющих многовековые традиции, не могут быть осуществлены в короткое историческое время. Это потребует нескольких десятилетий и поэтапного подхода к реализации изложенных выше принципов формирования устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций, разрешения накопившихся узлов противоречий. Этому процессу будет способствовать смена поколений национальных и международных лидеров.

Можно выделить следующие этапы формирования и развития предложенной модели многополярного мироустройства (Яковец, Акаев 2016) на основе расширения и развития БРИКС. Используя широко распространенную сегодня платформенную модель сетевого взаимодействия и сотрудничества государств (Моазед, Джонсон 2019; Срничек 2021), можно существенно ускорить процесс расширения и развития БРИКС. Анализ развития БРИКС в период с 2006 по 2024 г. показывает, что это объединение по существу является платформенной моделью для формирования равноправного рационального многополярного мироустройства и справедливой глобальной системы управления. В 2022 г. завершился первый этап развития объединения БРИКС, поскольку оно к этому времени, если использовать термины платформенной модели (Стрелец 2018), набрало критическую массу: во-первых, оно достигло экономического паритета с группой развитых стран G7, а во-вторых, на XIV саммите в КНР базовые транзакции получили прорывные дополнения. Юбилейный XV саммит БРИКС, прошедший в Йоханнесбурге (ЮАР) в августе 2023 г., стал самым представительным и историческим: в его работе приняли участие представители более 40 стран и впервые объединение дополнилось целой группой государств. В БРИКС вступили сразу пять стран из неспокойного региона, расположенного на стыке Ближнего Востока, Персидского залива и Северной Африки: Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Консолидировавшись, они могут сыграть исключительную роль в стабилизации геополитической обстановки в регионе и трансформировать его в один из полюсов устойчивого развития. Можно сказать, что в 2023 г. начался второй этап развития БРИКС – этап расширения.

9. Этап ускоренного расширения БРИКС+ на основе платформенной модели

Мы считаем, что БРИКС, чтобы идти в ногу с эпохой, должно и далее развиваться по платформенной модели и строить платформенную инфраструктуру с цифровыми инструментами и сервисами для обслуживания транзакций между странами – членами БРИКС+. Платформа БРИКС должна обеспечивать своим участникам возможность оперативно связываться между собой, чтобы обмениваться товарами, услугами и информацией без лишних барьеров и при минимальных издержках. Платформы, как известно (Срничек 2021), порождают «сетевые эффекты» и опираются на них: чем больше пользователей у платформы, тем более ценной она становится. Правильный выбор цели и пути развития платформы чрезвычайно важен с самого начала, так как первые ее участники главным образом и определяют дальнейшую траекторию ее роста (Моазед, Джонсон 2019). В случае с БРИКС все это получилось наилучшим образом, его основали авангардные страны развивающегося мира, обладающие полным суверенитетом и отстаивающие равноправие в международных отношениях. Для развивающихся стран крайне важно то, что они сохранили ценности традиционной культуры во всем ее многообразии и с уважением относятся к национальным особенностям модели развития.

Эволюция базовых транзакций платформы БРИКС также прошла два этапа развития. На первом этапе становления БРИКС его члены начали с двух базовых транзакций: налаживания равноправного диалога и партнерства ведущих держав и цивилизаций в целях поддержания мира и стабильного развития, а также поиска путей обеспечения взаимной торговли и инвестиций, исключающих ограничения и санкции, которыми Запад обложил авангардные страны Востока. Эти базовые транзакции в 2017 г. во время саммита в Ся-мене (КНР) были официально утверждены как модель транзакции «три столпа» для продвижения плодотворного партнерства в трех основных сферах: геополитика и безопасность; экономика, торгов-
ля и финансы; культурные и гуманитарные обмены. В 2022 г. на XIV саммите в Китае были приняты прорывные дополнения к вышеуказанным базовым транзакциям:

1. Совместное заявление БРИКС по укреплению многосторонней торговли, реформированию ВТО.

2. Первая Стратегия сотрудничества стран БРИКС в области продовольственной безопасности.

3. Создание Сети БРИКС в области передачи технологий широкого применения (ТШП).

4. Рамочное соглашение о партнерстве БРИКС в формировании цифровой экономики (Пекинская декларация XIV саммита БРИКС 2022).

После «арабских революций» 2011 г., которые потрясли практически все страны Ближнего Востока и Северной Африки, проблемы продовольственной безопасности стали первостепенными для всех развивающихся стран, желающих стабильного и устойчивого развития. Стратегия сотрудничества стран БРИКС в области продовольственной безопасности является «спасательным кругом» для развивающихся стран Глобального Юга. Создание Сети БРИКС в области передачи ТШП особенно ценно, поскольку большинство развивающихся стран раньше надеялись получить ТШП из развитых стран, которые зачастую обставляли этот процесс неприемлемыми условиями. Более того, вдвойне ценно то, что это решение принято по инициативе Китая, который уже становится технологическим лидером мира, обогнав США по ряду ключевых технологий цифровой эпохи, включая технологии искусственного интеллекта (Акаев, Мусиева 2023). Крайне важным также представляется предложение России о дополнении Сети передачи ТШП центрами технологических компетенций в странах БРИКС+, что облегчит развивающимся странам как доступ к ТШП, так и их освоение и практическое использование. Все это делает весьма привлекательным для развивающихся стран также рамочное соглашение о сотрудничестве стран БРИКС+ в формировании цифровой экономики, поскольку авангардные страны БРИКС успешно осуществляют цифровизацию своих экономик.

Сегодня деструктивными действиями США и их союзников мир расколот на противостоящие блоки: G7 и «коллективный Запад»; БРИКС и Глобальный Юг. Произошла фрагментация мировых рынков, что привело к торможению мировой экономики в последнее десятилетие. США никак не могут примириться с потерей роли мирового гегемона и привыкнуть к реальной роли лидера одного из полюсов силы формирующегося многополярного мира. Этому мешают комплекс американской исключительности и привычка силового, а не политико-дипломатического решения глобальных и локальных проблем, приобретенная после Второй мировой войны. Поэтому США будут и далее дестабилизировать геополитическую ситуацию в мире и сеять хаос повсюду. В этой связи для того, чтобы эффективно сдерживать агрессивные дестабилизирующие действия коллективного Запада и способствовать устойчивому развитию стран Глобального Юга, БРИКС+ необходимо в среднесрочной перспективе динамично развиваться и расширяться за счет ежегодного пополнения пятью-шестью странами, чтобы к 2030 г. иметь в своем составе около 40 ключевых стран из развивающегося мира. А авангардные страны БРИКС+ к тому времени должны добиться не только экономического, но и технологического лидерства. Всего этого вполне возможно достичь, если БРИКС+ будет развиваться по платформенной модели.

В мировом большинстве сегодня есть понимание того, что именно БРИКС+ сможет сыграть решающую роль в переходе человечества на траекторию глобального устойчивого развития:

– как главная сила, способная вывести мир из текущего глобального цивилизационного кризиса;

– локомотив мирового экономического развития;

– основа для плодотворного диалога и партнерства цивилизаций и ведущих держав в целях обеспечения устойчивого развития человечества;

– основа для формирования нового равноправного рационального многополярного мироустройства и справедливой архитектуры глобального управления;

– основа для трансформации ООН в дальней перспективе в Организацию Объединенных Цивилизаций (ООЦ).

В этой связи в международной экспертной среде существуют огромные ожидания дальнейшего прорыва в развитии и расширении БРИКС в результате саммита в Казани (октябрь 2024 г.), который пройдет под председательством России. Действительно, саммит БРИКС10 в Казани может дать мощный импульс, необходимый для дальнейшего ускоренного развития и расширения БРИКС+. Этому будут способствовать разрабатываемые Россией эффективные механизмы и технологии, намного облегчающие финансово-экономическое и торговое сотрудничество, а также передачу ТШП и их успешное использование в низкотехнологичных развивающихся странах. Этому также способствовало бы пополнение БРИКС+ второй волной стран, играющих ключевые роли в своих регионах и цивилизациях, таких как Алжир, Индонезия, Казахстан, Мексика, Нигерия, Таиланд и Турция.

10. БРИКС+ как локомотив устойчивого развития стран Глобального Юга

Другая мировая проблема заключается в противостоянии Севера и Юга. Разрыв в экономическом и технологическом развитии, разраставшийся на протяжении двух последних веков, а также международная экспансия Запада породили мир, разделенный на богатый Север и бедный Юг, или, как еще говорят, благополучный Запад и неблагополучный Глобальный Юг. Поддержание существенного экономического неравенства между Севером и Югом в сочетании с демографическим дисбалансом приводит к жесткому противостоянию между богатыми и стареющими странами Северной Америки, Европы, а также Японией и Южной Кореей, с одной стороны, и бедными развивающимися азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами, относящимися к Глобальному Югу, с другой стороны. Поскольку все это стало результатом хищнической колониальной политики Запада, который разбогател, выкачивая дешевые природные ресурсы и богатства стран Глобального Юга, то задача БРИКС+ состоит в том, чтобы оградить их теперь от политики неоколониализма Запада и содействовать их ускоренному росту и развитию, а также помочь им в преодолении бедности и нищеты.

Экономические лидеры БРИКС+ Китай и Индия проявляют решительную готовность к взаимовыгодному сотрудничеству со странами Глобального Юга и оказанию помощи в их развитии. Китай активно участвует и объединяет свои усилия с другими странами в продвижении реформы и развитии системы глобального управления, чтобы сделать международный порядок более справедливым и равноправным, что крайне важно для устойчивого развития стран Глобального Юга. Что же касается Индии, амбициозный индийский лидер Нарендра Моди намерен вернуть развивающемуся миру стратегию ускоренного роста и развития. С этой целью он провел 11–13 января 2023 г. онлайн-саммит «Голос Глобального Юга» (1st Voice of Global South Summit 2023) с участием более 120 государств Афро-азиатского и Латиноамериканского континентов. Премьер-министр Н. Моди особенно отметил времена совместной успешной антиколониальной борьбы в ХХ в., которую вновь готова возглавить Индия, чтобы способствовать созданию нового справедливого миропорядка, который обеспечит устойчивое развитие и благополучие Глобального Юга.

Авангардные страны БРИКС, обладающие уникальным и свежим опытом борьбы с бедностью и проблемами развития, способны оказать непосредственное позитивное влияние на ситуацию в развивающемся мире. Богатый опыт в этом отношении имеет Россия, активно продолжающая широкомасштабную помощь в экономическом развитии бедных стран, унаследованную от СССР. Впечатляющие достижения развивающихся стран, получивших экономическую самостоятельность при целенаправленной помощи СССР, общеизвестны. Достаточно назвать Китай и Индию, входящие
в состав БРИКС. А сегодня уже Китай стал локомотивом развития мировой экономики, особенно для экономик развивающихся стран, многие из которых поддерживаются исключительно благодаря торговле с Китаем и инвестициям из КНР. С другой стороны, Китай уже расстается с производствами, работающими в наиболее трудоемких секторах, в пользу развивающихся стран, они переносятся во Вьетнам, Лаос, Камбоджу и другие страны Азии и Африки. Сам Китай поднимается выше по технологической цепочке, осваивая наукоемкую высокотехнологичную продукцию, переходя на инновационную модель развития. Быстрый рост торговли и инвестиций между странами БРИКС и развивающимися странами способствует перемещению производств в менее развитые страны.

В недавние годы депрессии (2010–2018 гг.) от возросшего экспорта дешевых товаров из Китая выиграли прежде всего торговые партнеры из развивающихся стран. Для КНР же это в значительной мере компенсировало ослабление спроса со стороны развитых стран. Индийские фирмы поставляют недорогие лекарства, медицинское оборудование, а также продукты и услуги информационно-коммуникационной технологии в африканские страны. Компании из Бразилии, России и ЮАР оказывают аналогичное воздействие. Страны БРИКС и другие растущие страны, таким образом, становятся полюсами роста и локомотивами экономических связей и новых отношений, которые создают для менее развитых стран возможность ликвидировать отставание и открывают им путь в более благополучный мир. Они также предоставляют помощь как на двусторонней основе, так и по линии региональных фондов развития. Авангардные страны БРИКС также выступают в качестве естественных центров по освоению технологий и разработке новой продукции. Технологический трансферт из этих стран не требует дорогостоящей адаптации и более подходит для практического внедрения в экономики развивающихся стран.

Заключение

1. Мир сегодня переживает нестабильный и разбалансированный период своего развития, обусловленный сверхдолгосрочным цивилизационным кризисом, вызванным резким обострением геополитических противоречий между восходящими цивилизациями и ведущими державами Востока во главе с Китаем и Россией, закладывающими основы прогрессивной интегрально-гуманистической цивилизации будущего и справедливого многополярного мироустройства, с одной стороны, и США и коллективным Западом, стремящимися сохранить обреченную на уход с исторической сцены хищническую капиталистическую цивилизацию и установить однополярное мироустройство при гегемонии США для осуществления политики неоколониализма – с другой. Поэтому неудивительно, что США и их союзники проводят политику дестабилизации и сеют хаос по всему миру, ведут прокси-войну на Украине против России, а также торговые и технологические войны против Китая с провоцированием конфликтов, особенно вокруг Тайваня.

Кроме того, с началом 2020-х гг. человечество переживает нестабильный период, связанный с завершением пятого большого информационного цикла Кондратьева мирового экономического развития (1982–2018 гг.) и началом повышательной волны шестого цифрового БЦК (2018–2050 гг.), первые 12 лет которых будут сопровождаться экономическими и торговыми войнами между ведущими мировыми державами за раздел формирующегося глобального рынка инновационных товаров и услуг цифровой эпохи. Таким образом, мир будет переживать турбулентное десятилетие (2025–2035 гг.), наполненное локальными и региональными конфликтами и войнами. Самая главная задача прогрессивных сил мира в лице авангардных стран развивающегося мира – не допустить третьей мировой войны, вывести человечество из нынешнего кризиса и перевести его на траекторию устойчивого развития. Итак, предстоящее десятилетие (2025–2035 гг.) является во многих отношениях переломным, от его исхода зависит будущее человечества.

2. Для выхода из глобального цивилизационного кризиса и перехода на траекторию устойчивого развития человечеству необходимо начать активный равноправный диалог и налаживать плодотворное партнерство на уровне цивилизаций и ведущих мировых держав. В качестве исторического примера подобного решения вопроса можно привести Ялтинский мир 1945 г., результат партнерства трех великих держав – СССР, США и Великобритании, определивший устойчивый миропорядок на целых полвека. К великому сожалению, начиная с 1990-х гг. он был разрушен деструктивными действиями США и их союзников, а также расширением агрессивного блока НАТО на Восток. Для эффективного сдерживания дестабилизирующих действий США и коллективного Запада необходимо ускоренное развитие и расширение БРИКС+, чтобы уже к началу 2030-х гг. оно состояло из более 40 ключевых стран развивающегося мира. А страны – лидеры БРИКС+ должны добиться технологического суверенитета. Все это возможно только при том условии, что БРИКС+ будет строиться и развиваться на основе платформенной модели с использованием сетевых эффектов. В этом случае потенциал БРИКС+ уже в ближайшие годы намного превзойдет потенциал G7 и коллективного Запада, что будет способствовать успешному сдерживанию дестабилизирующих действий последних и устойчивому развитию человечества. Последнее произойдет во многом благодаря тому, что БРИКС+ поможет модернизировать экономики стран Глобального Юга и окажет им помощь в преодолении бедности и нищеты.

3. Саммит БРИКС10 в Казани (октябрь 2024 г.) под председательством России может дать мощный импульс, необходимый для дальнейшего ускоренного развития и расширения БРИКС+. Этому будут способствовать разрабатываемые Россией эффективные механизмы и технологии, намного облегчающие финансовые, экономические и торговые транзакции между странами – членами ТШП, и их успешное использование в низкотехнологичных экономиках развивающихся стран. Этому также будет способствовать пополнение БРИКС10 второй волной стран, играющих ключевые роли в своих регионах и цивилизациях, таких как Алжир, Индонезия, Казахстан, Мексика, Нигерия, Таиланд и Турция.

Литература

Акаев, А. А.

2004. Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве. М.: Международные отношения.

2015. Мусульманский мир в XXI веке: возвращение в средневековье или прорыв в будущее? Стратегические приоритеты 3(7): 29–33.

2022. Эпохальные открытия Николая Кондратьева и их место в современной экономической науке. Alter Economics 1: 11–39.

2023. Процесс зарождения справедливого многополярного мироустройства и перспективы его становления. Век глобализации 3: 3–18.

Акаев, А. А., Мусиева, Дж. М. 2023. БРИКС вступает в качественно новый этап развития. Мир перемен 3: 130–144.

Акаев, А. А., Пантин, В. И. 2012. Прогноз геополитических сдвигов и основных угроз стабильности в мире. Геополитика и безопасность 2: 28–40.

Бжезинский, З. 1998. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения.

Гринин, Л. Е. 2023. Дестабилизация и мировой порядок: некоторые вопросы теории. История и современность 4: 3–31.

Кондратьев, Н. Д. 1925. Большие циклы конъюнктуры. Вопросы конъюнктуры 1: 28–79.

Моазед, А., Джонсон, Н. 2019. Платформа: Практическое применение революционной бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер.

Моисеев, Н. Н. 2003. Быть или не быть… человечеству? М.: Тайдекс Ко.

Пантин, В. И. 2023. Циклы и волны истории: Природа, человек, общество, культура. М.: Политическая энциклопедия.

Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства
и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. 2024. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6132.

Срничек, Н. 2021. Капитализм платформ. М.: Изд. дом ВШЭ.

Стрелец, И. А. 2018. Сетевая экономика и сетевые рынки. М.: МГИМО Университет.

Яковец, Ю. В.

2013. Научные основы преодоления цивилизационного кризиса и выхода на траекторию глобального устойчивого развития. М.: МИСК.

2015. Мусульманские цивилизации в мире цивилизаций. М.: МИСК.

Яковец, Ю. В., Акаев, А. А. 2016. Перспективы становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций. М.: МИСК.

1st Voice of Global South Summit. 2023 URL: https://www.mea.gov.in/voice-of-global-summit.htm.

Hungtington, S. P. 1996. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon&Schuster.

 




* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № 23-18-00535 «Борьба за новый мировой порядок и усиление дестабилизационных процессов в Мир-Системе»).

Для цитирования: Акаев, А. А., Мусиева, Д. М. 2024. Ускоренное развитие и расширение БРИКС на основе платформенной модели – путь к успешному становлению устойчивого и справедливого многополярного мироустройства. Историческая психология и социология истории 1: 78–104. DOI: 10.30884/ipsi/2024.01.03.

For citation: Akaev, A. A., Musieva, J. M. 2024. Accelerated Development and Expansion of BRICS Based on the Platform Model – the Path to the Successful Establishment of Sustainable and Fair Multipolar World Order. Istoriсheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii = Historical Psychology & Sociology 1: 78–104 (in Russian). DOI: 10.30884/ipsi/ 2024.01.03.