Глобализация и музейное дело: естественно- научные, экспозиционные и образовательные аспекты


скачать Авторы: 
- Снакин В. В. - подписаться на статьи автора
- Смуров А. В. - подписаться на статьи автора
- Иванов А. В. - подписаться на статьи автора
- Габдуллин Р. Р. - подписаться на статьи автора
- Колотилова Н. Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №3(51)/2024 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2024.03.12

Снакин Валерий Викторович – д. б. н., профессор, заведующий сектором Музея землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова, г. н. с. Института фундаментальных проблем биологии РАН. E-mail: snakin@mail.ru.

Смуров Андрей Валерьевич – д. б. н., профессор, директор Музея землеведения МГУ. E-mail: smr49@mail.ru.

Иванов Алексей Викторович – к. г.-м. н., с. н. с. Музея землеведения МГУ, с. н. с. Института географии РАН, доцент Тамбовского государственного технического университета. E-mail: ivanovav@igras.ru.

Габдуллин Руслан Рустемович – д. г.-м. н., доцент геологического факультета МГУ. E-mail: Gabdullin@fgp.msu.ru.

Колотилова Наталья Николаевна – д. б. н., доцент биологического факультета МГУ. E-mail: kolotilovan@mail.ru.

Рассматриваются процессы глобализации в природе и обществе и их влияние на музейную сферу. При этом музеи выступают в качестве как субъектов, так и объектов глобальных процессов. Анализируются новые аспекты деятельности музейных организаций: необходимость представления глобальных процессов в экспозиции на базе современных научных знаний, интеграционные процессы, использование интерактивных и виртуальных методов в музейном пространстве, роль музеев в современном образовании молодежи. Существенное внимание уделено инициативе организации молодежных музеев.

Ключевые слова: глобализация, глобальные природные процессы, музейное сообщество, естественно-научный музей, музейная экспозиция, палеоглобалистика, молодежный музей.

GLOBALISATION AND MUSEUM WORK:
SCIENTIFIC, EXHIBITION AND EDUCATIONAL ASPECTS

Valeriy V. Snakin – Dr. Biol., Professor, Head of the sector at Earth Science Museum at Lomonosov Moscow State University, leading research fellow at Institute for Basic Biological Problems of the RAS. E-mail: snakin@mail.ru.

Andrey V. Smurov – Dr. Biol., Professor, Director of Earth Science Museum at Lomonosov Moscow State University. E-mail: smr49@mail.ru.

Alexey V. Ivanov – Ph.D. in Geology and Mineralogy, senior research fellow at Earth Science Museum at Lomonosov Moscow State University and Institute of Geography of RAS, Assistant Professor of the Tambov State Technical University. E-mail: ivanovav@igras.ru.

Gabdullin Ruslan R. – Dr. Geol., Assistant Professor of the Faculty of Geology at Lomonosov Moscow State University. E-mail: Gabdullin@fgp.msu.ru.

Natalya N. Kolotilova – Dr. Biol., Assistant Professor of the Faculty of Biology at Lomonosov Moscow State University. E-mail: kolotilovan@mail.ru.

The processes of globalization in nature and society and their influence on the museum sphere are considered. Museums are both as subjects and objects of global processes. New aspects of museum activity are analyzed: the necessity of presenting global processes in expositions on the basis of modern scientific knowledge, integration processes, the use of interactive and virtual methods in the museum space, the role of museums in modern youth education. Considerable attention is paid to the initiative of organizing youth museums.

Keywords: globalization, global natural processes, museum community, natural science museum, museum exposition, paleoglobalistics, youth museums.

Введение

Феномен глобализации, как правило, включает многоплановые процессы всемирной экономической, политической, научной, культурной, образовательной интеграции человечества и биосферы в целом, характерной для нашего времени. Прежде всего имеют в виду всеобъемлющий рост степени регулирования экономики и социальных аспектов в мире, проявляющийся в интернационализации капитала, создании транснациональных компаний, международных правительствен-ных и негосударственных организаций, всеобщих баз данных, регламентирующих деятельность каждого человека, превращающих мир в единую глобальную систему [Philosophical… 2022]. При этом глобализация представляет собой широкий процесс планетарного масштаба, обусловленный всем ходом развития биосферы, деятельностью живого вещества, определяющей или, по крайней мере, придающей свою окраску всем природным процессам в современном мире. С естественно-исторических позиций глобализация обусловлена закономерным ростом влияния живого вещества на планете Земля, в максимальной мере проявившемся в деятельности человечества, элиминирующего все географические барьеры.

Естественно, что феномен глобализации и глобальные природные процессы играют все большую роль во всех социальных сферах, включая научную и образовательную деятельности человека, в том числе музейную сферу.

Глобалистика понимается авторами как наддисциплинарная область научного знания по широкому кругу вопросов социально-гуманитарного и естественно-научного плана, а также сфера общественной практики, охватывающая международную политику, экономику, экологию и даже идеологию [Дробот 2008; Глобалистика… 2012; Ильин 2021; Снакин 2020; Чумаков 2023]. Выделяют три основные группы предметов изучения при глобальных исследованиях: глобальные системы, процессы и проблемы. Глобальные процессы являются ключевым звеном этой триады, ибо любая глобальная система развивается во времени, а глобальные проблемы могут интерпретироваться как результат сбоев закономерного течения процессов, их несогласованности или вмешательства сил извне (например, непредсказуемые для природных процессов действия человечества). Наиболее комплексно и целенаправленно подготовка специалистов по глобалистике осуществляется на факультете глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. Естественно, что в учебный план включен курс «глобальные природные процессы», разработанный и читаемый авторами на протяжении более 10 лет. Курс синтезирует разные области глобалистического знания: от космоглобалистических аспектов (как появились и по каким законам развиваются галактики, звездные системы, планеты; как сформировались первичные глобальные природные системы и «запустились» общепланетарные процессы) до вопросов влияния природных процессов на социум и современную глобализацию [Абылгазиев и др. 2011; Ilyin et al. 2012]. Для качественного преподавания такой дисциплины будущим специалистам по глобальным процессам жизненно необходимо их вовлечение в музейное пространство, формирование учебных коллекций, использование собраний натурфактов и артефактов для выполнения квалификационных работ по ряду тематик и т. д.

В музейной сфере рассмотрение глобализационных процессов часто проводят на примере культурологических музеев [Гаврилова 2014; Мастеница 2015; Зиброва 2019 и др.]. В данной работе остановимся преимущественно на естественно-исторических аспектах глобализации и соответственно на музейных экспозициях естественно-научного профиля. Значительное внимание при этом уделено опыту работы в рассматриваемом направлении одного из крупнейших «храмов науки» – Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, где функционируют как классические факультеты, имеющие отношение к отдельным аспектам глобальных процессов – географический, биологический и др., – так и оригинальные, синтетические, по сути, научно-образовательные структуры, среди которых Научно-учебный Музей землеведения и упомянутый выше факультет глобальных процессов.

Следует отметить, что музейные коллекции и музейные естественно-научные экспозиции, среди которых прежде всего отметим музеи образовательных и научных организаций, представляют собой важный источник информации о глобальных природных процессах и проблемах для широких слоев населения и особенно необходимы для образования молодежи на основе научно достоверных экспозиций и музейных предметов [Смуров 2020].

Глобальные проблемы человечества, вызываемые как естественными природными процессами, так и постоянно расширяющимся воздействием на природу антропогенного фактора, в настоящее время, пожалуй, самые обсуждаемые вопросы. Без их обоснованного анализа и поиска решений как в фундаментально-научных кругах, так и в широкой общественной среде невозможно представить себе будущее нашей цивилизации в самых разных аспектах.

Важно отметить, что природные процессы в основе своей всегда были глобальными, по-разному проявляясь в зависимости от внешних (космических) условий и от вида и размерности рассматриваемых геосистем. Глобальная циркуляция атмосферы, глобальные течения в Мировом океане, тектоника, и все это в тесной связи с космическими факторами (потоки энергии самой разной природы, прежде всего солнечной, падение космических тел и др.) – постоянные явления в истории нашей планеты. Живое вещество планеты, непрерывно развиваясь и увеличивая свою мощь, с самого своего появления стало важным глобальным фактором, взаимодействующим со всеми сферами планеты [Вернадский 1926; 1991 и др.; Ильин 2021; Аксёнов 2023; Фомин 2024 и мн. др.]. При этом природной основой процессов глобализации является одно из основных свойств живого вещества – его безудержная экспансия (размножение в геометрической прогрессии, ограниченное лишь природными ресурсами), или так называемое давление жизни [Снакин 2019].

В зависимости от особенностей функционирования различных компонентов биосферы их интенсивность перемещения на планете (и, соответственно, «глобализирующая способность») в разные периоды истории биосферы была различной. Микромир (бактерии, археи, одноклеточные водоросли, простейшие, вирусы и др.) на планете всегда был максимально глобальным, в частности благодаря активному переносу эоловыми потоками, морскими течениями, а при дальнейшем развитии биосферы дополнительно благодаря переносу более сложными организмами (птицами, например). Активность миграции растительных видов и наземных животных была существенно ниже вследствие наличия географических барьеров, благодаря чему биоразнообразие на планете существенно возрастало, обеспечивая стабильное существование множества эндемичных видов.

Следует заметить, что знакомство с глобальными аспектами деятельности микроскопических существ микробного мира имеет большое значение для формирования представлений о природе и осознания своего положения в ней, своего места в мире. Не случайно последняя программная лекция академика Г. А. Заварзина носила название «Микробиология как центральная биологическая дисциплина» [Заварзин 2011]. Идеи Г. А. Заварзина о роли микроорганизмов в глобальных процессах в истории Земли неоднократно находили отражение во временных выставках, организованных в Музее землеведения МГУ, в частности в разделе «Про-кариотная биосфера» выставки «Из биосферы в литосферу», приуроченной к 160-ле-тию со дня рождения академика В. И. Вернадского [Иванов, Смуров и др. 2023].

Появление человека обусловило новый этап ускорения глобализации на планете. В наиболее распространенном понимании глобализация – это в первую очередь понятие, характеризующее человеческое общество. Воздействие антропогенного фактора стало столь велико, что человечество стало мощным фактором ускорения процессов взаимопроникновения самых разных экосистем на всем земном шаре!

Для детального рассмотрения глобальных коэволюционных закономерностей прошлого ряд авторов [Ilyin et al. 2012] предложили особый подраздел эволюционной глобалистики, ее временной аспект – палеоглобалистику.

Музеи как субъекты и объекты глобализация

Наряду с важнейшей и приоритетной функцией – хранением коллекций – музеи подключаются к решению целого ряда социальных задач. Предлагая циклы лекций, экскурсий, квестов, адресованных прежде всего молодежи, они приобретают роль крупных образовательных центров, в том числе в области глобальных процессов и глобалистики. Обширные экспозиции на современном научном уровне, представляющие многообразие природных явлений, в то же время показывают их единство на планете. Музеи представляют также культурное наследие народов мира во всем его разнообразии и в то же время подчеркивают единство человеческой цивилизации.

Здесь важно отметить, что природные процессы в музейной экспозиции рассматриваются в глобальном аспекте и под глобализацией преимущественно понимаются социальные процессы в человеческом сообществе. Но поскольку эти социальные процессы стали оказывать все большее влияние на природные процессы, то как в музейной экспозиции, так и в преподавании на их основе появляются новые интереснейшие аспекты и социоприродные вызовы, которые необходимо учитывать для формирования мотивированного грамотного молодого поколения.

В пространстве университетского естественно-научного музея наиболее показательно возможно отразить ряд глобалистических тематик:

·    Единство и непрерывность стрелы времени «большой истории» всех планетарных процессов от формирования Земли как небесного тела до современности. Единство планетарных процессов в прошлом, настоящем и будущем, преемственность и взаимосвязь глобальных проблем и, как наиболее концентрированного выражения, глобальных кризисов в истории Земли и человечества, единство фундаментальных закономерностей анатомии кризисных фаз в истории планеты.

·    Особенности планетарного геопространства и глобалистического осязания его человечеством – от плоской Земли к глобусу и далее до современных космических и информационных технологий, глобального мониторинга посредством дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и т. д. В этом плане интересен опыт создания авторами на площадке Музея землеведения МГУ выставки «Вокруг света на Земле и в Космосе: от Магеллана до Гагарина» [Иванов и др. 2021].

·    Механизмы взаимодействия геосфер, «коэволюционного подключения», формирующихся в процессе эволюции Земли и человечества как порождения природы новых оболочечных структур. В качестве примера глобальной арены наиболее комплексного взаимодействия всех геосфер представляется береговая зона, что эффективно отражается в музейном пространстве (выставки «Древнее Лукоморье» в Ханты-Мансийске, «Живое вещество в геосферах» в Музее землеведения [Иванов, Смуров и др. 2023] и др.). Конкретный глобальный природный процесс невозможно строго привязать к одной геосфере. Так, глобальные изменения климата (как природные, так и природно-антропогенные на стадии развития человечества) связаны не только непосредственно с атмосферой, но и с гидросферой, литосферой, а также с биосферой и социосферой (антропосферой, ноосферой). Теоретически каждый глобальный природный процесс так или иначе связан со всеми оболочками, поскольку они находятся в процессе коэволюции миллиарды лет в едином общепланетарном (геологическом) времени и пространстве. Особо важной проблематикой является влияние человечества на коэволюцию геосфер, что нашло отражение, например, в организованной авторами музейной выставке «Геологический след человека» [Иванов и др. 2019].

·    Сравнительно-планетологический аспект, подразумевающий фундаментальную взаимосвязь геоглобалистических и космоглобалистических закономерностей прежде всего в формате комплекса «планет земной группы».

·    Аспекты истории науки, памятных дат, связанных с именами и событиями геоглобалистического звучания.

К явлениям глобализации собственно музейного сообщества в определенной мере можно отнести наблюдаемое возникновение все новых музеев и значительное расширение их тематики. Примером может служить планируемая организация музея русского литературного языка в составе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Его создание ставит ряд методологических проблем, связанных с музеефикацией и экспонированием языка, решение которых далеко не однозначно и, несомненно, требует смелости. Согласно Конвенции ЮНЕСКО[1] (2003) язык определяется как «носитель нематериального культурного наследия», в то время как музейные коллекции традиционно являются собраниями материальных предметов. Вместе с тем язык как система знаков, как носитель культурной памяти и организм, развивающийся по своим законам, связанный с отдельными и социальными процессами, может быть выделен как отдельный нематериальный объект культуры, подлежащий музеефикации [Сарычева 2022]. Принципы построения столь нетрадиционной «нематериальной» экспозиции требуют смелого и продуманного новаторского решения.

Стараясь удовлетворить научно-образовательный и культурологический запросы населения, в музейной работе стали широко использовать цифровизацию и новые онлайн методы. Все большее распространение получают виртуальные музеи. В качестве примера можно привести виртуальный музей, посвященный известному геологу, вице-президенту МОИП, первой женщине – доктору геолого-минералогических наук Вере Александровне Варсанофьевой[2], организованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Знакомство с экспозицией виртуального музея позволяет не только больше узнать, увидеть облик этой удивительной женщины, но и понять возможности компьютерных технологий в создании музеев будущего.

В естественно-научных музеях прежде всего меняется подход к обновлению экспозиции, показывающей все большее единство мира и всеобщую связь природных процессов. В соответствии с достижениями научно-технического процесса система музеев становится все более взаимосвязанной. Расширение виртуальных методов общения не снижает роль прямого обмена музейными ценностями в виде временных выставок, несмотря на периодические обострения международной обстановки. Так, в организованном в Дубае филиале парижского Лувра можно насладиться оригинальными шедеврами этого, по сути, первого в мире музея в современном понимании. На территории Музея Мирового океана (г. Калининград) в 2023 г. прошла совместная выставка по материалам фотоархива Д. Н. Анучина из фондов Музея землеведения МГУ [Снакин и др. 2023].

Музеи постоянно расширяют информационную сферу на разные регионы и даже страны и обеспечивают таким образом музейную глобализацию. При этом музеи, с одной стороны, меняются в соответствии с новым реалиями, а с другой – способствуют ускорению общемировых тенденций через образование и просвещение населения, используя как новое содержание экспозиций, так и новые методы их демонстрации.

Согласно глобализационным процессам для повышения эффективности деятельности происходит укрупнение музейных организаций и объединение их в самые разнообразные союзы и общества. Интеграция музейного сообщества происходит на разных уровнях. Так, в 1946 г. был создан Международный совет музеев (ИКОМ, или ICOM) – неправительственная профессиональная организация, имеющая высший консультативный статус в ЮНЕСКО и в экономическом и социальном совете ООН. ИКОМ объединяет более 30 000 индивидуальных и коллективных членов из 152 стран мира. В его составе работают 125 национальных комитетов, в том числе Российский комитет (ИКОМ России)[3]>. В 2001 г. в России учрежден Союз музеев России – культурная сеть национального масштаба, объединяющая более 400 музеев из 75 субъектов Российской Федерации и представляющая интересы музеев страны в советах и комиссиях, образуемых при президенте и правительстве Российской Федерации. Существуют и другие музейные объединения, например Секция музеологии при Московском обществе испытателей природы (МОИП), организованная по инициативе Музея землеведения МГУ и регулярно проводящая заседания по актуальным проблемам музейного дела на базе различных музеев Москвы.

Развитие идеи комплексных молодежных музеев

Учитывая определяющую роль молодежи в ускорении глобализационных процессов и в дальнейшем развитии музейного дела, интересной представляется инициатива по разработке основ создания и функционирования комплексных молодежных музеев, в которых основную роль в подготовке экспозиций играло бы молодое поколение при консультационной поддержке опытных музееведов. Подразумевается, что важной тематикой таких образований при университетских музеях станут естествознание и история науки с выходом на глобалистические аспекты.

При этом под молодежным музеем подразумеваются экспериментальные площадки (выставочные центры и комплексы), подготовленные молодежью при участии опытных музеологов. Такие экспериментальных музейные выставки способны достичь две основные цели: повышение уровня подготовки специалистов в области музейного дела и развитие новых идей в музейной практике.

Молодежные музеи были бы полезны для решения следующих задач:

·    вовлечения студенческой молодежи в изучение истории формирования и содержания научных и прикладных исследований по профилю обучения на базе имеющихся и пополняемых с участием студентов научных, учебных коллекций и экспозиций образовательного учреждения (интерактивное формирование профессиональных компетенций);

·    вовлечения студенческой молодежи в изучение истории формирования профильной области получаемых знаний, истории образовательной организации, поиску и отражению в экспозициях исторических и сегодняшних примеров служению стране специалистов по профилю образования, студентов, преподавателей и выпускников образовательного учреждения;

·    совершенствования форм и методов учебной, воспитательной и научно- просветительской работы музейными средствами.

Молодежные социальные группы могут быть максимально эффективно вовлечены в музейную деятельность по геоглобалистически ориентированным проектам посредством ряда механизмов, в частности реализуемых согласно концепции мобильно-сетевого музея:

·    развитие при экспозиционном блоке музея системы интерактивных площадок (пилотный проект в настоящее время реализуется в формате модельного регионального узла «Молодежного музея» в кампусе Тамбовского ГТУ [Иванов, Козачек и др. 2023]);

·    стимулирование взаимодействия школьной молодежи и начинающих исследователей не только непосредственно с университетскими музеями, но и с системой научно-образовательных полигонов учебных практик, курирование мониторинга объектов геонаследия, помощь в кураторстве сообществ тематически ориентированных краеведов, коллекционеров, видеоблогеров и др.;

·    содействие участию школьников, студентов и молодых ученых в экспедиционных работах в качестве, например, научных волонтеров. Такой механизм в последние годы успешно апробируется в формате научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов», работающей под флагом Фонда В. И. Вернадского, МГУ, а также ряда ведущих университетов и академических институтов страны на территории Поволжья и Прикаспия [Иванов, Смуров и др. 2023: Иванов, Козачек и др. 2023].

Молодежные музеи как форма активного участия молодого поколения в сохранении и распространении накопленных человечеством научных знаний, культуры и техники могут сыграть большую роль в интеграции музейного общества, в развитии так необходимых в современных условиях новых междисциплинарных подходов в музейном естественно-научном и гуманитарном образовании.

Заключение

Подчиняясь современным тенденциям развития, музейное сообщество с неизбежностью становится объектом и субъектом глобализации. Музеи мира с давних пор практикуют передвижные выставки, обмен коллекциями и т. д., но сегодня культурная экспансия приобретает глобальный характер, что, несомненно, отражается в деятельности современных музеев как культурологического, так и естественно-научного плана.

В соответствии с глобализирующимся миром и новым научным материалом в музеях обновляются экспозиции, свидетельствующие о всеобщей связи природных процессов. Благодаря достижениям научно-технического прогресса растет взаимосвязанность музейных организаций всего мира, широко используются интерактивные и виртуальные методы.

В условиях меняющегося мира, важности учета мнения молодежи и перспективности привлечения молодежи к музейному строительству, повышения образовательной роли музеев плодотворным представляется стремление к развитию экспериментальных молодежных музеев, где молодое поколение смогло бы реализовать свое видение современного музея. Это направление музейного строительства было бы полезно не только для осовременивания музеев, но и для повышения эффективности просветительской функции музеев согласно классической триаде их задач: хранение – изучение – просвещение. Естественно, что создание молодежного музея – это всегда эксперимент, но этот эксперимент в случае удачи может дать новые пути развития музейного дела и музеологии.

Авторы выражают надежду, что идеи и результаты, отраженные в данной работе, станут элементами синтетической теории глобалистики и послужат делу дальнейшего развития отечественной глобалистической школы и глобальных исследований в целом.

Литература

Абылгазиев И. И., Габдуллин Р. Р., Ильин И. В., Иванов А. В., Яшков И. А. Глобальные социоприродные процессы и системы. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011.

Аксёнов Г. П. В. И. Вернадский: «Живое вещество – понятие геологическое» // Жизнь Земли. 2023. Т. 45. № 1. С. 15–26. DOI: 10.29003/m3146.0514-7468.2023_45_1/ 15–26.

Вернадский В. И. Биосфера. Ленинград : Науч. хим.-тех. изд-во, 1926.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991.

Гаврилова М. Ф. Роль современного музея в контексте глобализации // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 1. С. 41–44.

Глобалистика: Персоналии, организации, издания / под ред. И. В. Ильина, И. И. Мазура, А. Н. Чумакова. М. : Ключ-С, 2012.

Дробот Г. А. Глобализация: понятие, этапы, противоречия, оценки // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. C. 105–127.

Заварзин Г. А. Микробиология как центральная биологическая дисциплина. М. : МАКС Пресс, 2011.

Зиброва О. А. Актуальные аспекты развития музеев в эпоху глобализации // Международные отношения и диалог культур. 2019. Вып. 7. C. 7–15. DOI: 10.1870/HUM/
2304-9480.7.01.

Иванов А. В., Козачек А. В., Бредихин В. Е., Струлев С. А., Беспалько Н. Е. и др. Вернадизм в современном университете. Опыт мобильно-сетевых научно-просве-тительских проектов. М.; Тамбов : ИЦ ФГБОУ ВО ТГТУ, 2023.

Иванов А. В., Смуров А. В., Снакин В. В., Леонтович А. В., Колотилова Н. Н., Малёнкина С. Ю., Габдуллин Р. Р. Музейная выставка «Живое вещество в геосферах» к 160-летию со дня рождения В. И. Вернадского // Жизнь Земли. 2023. Т. 45. № 3. С. 441–461. DOI: 10.29003/m3560.0514-7468.2023_45_3/441-461.

Иванов А. В., Смурова Т. Г., Лаптева Е. М., Снакин В. В. Выставка «Вокруг света на Земле и в космосе: от Магеллана до Гагарина» // Жизнь Земли. 2021. Т. 43. № 2. С. 281–283. DOI: 10.29003/m2022.0514-7468.2020_43_2.

Иванов А. В., Снакин В. В., Яшков И. А., Сочивко А. В. Геологический след человека: совместная выставка Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ // Жизнь Земли. 2019. Т. 41. № 2. С. 184–196.

Ильин И. В. Основы глобалистики. М. : Изд-во МГУ, 2021.

Мастеница Е. Н. Музей в условиях глобализации // Вестник Санкт-Петербург-ского государственного института культуры. 2015. № 4(25). С. 118–122.

Сарычева К. В. К проблеме музеефикации русского литературного языка // Вопросы музеологии. 2022. Т. 13. № 1. С. 4–15.

Смуров А. В. Вузовские и академические музеи России в современном социокультурном пространстве // Жизнь Земли. 2020. Т. 42. № 3. С. 262–270.

Снакин В. В. Экологические аспекты глобализации // Век глобализации: исследование современных глобальных процессов. 2019. № 4. С. 50–62.

Снакин В. В. Экология, глобальные природные процессы и эволюция биосферы. Энциклопедический словарь. М. : Изд-во МГУ, 2020.

Снакин В. В., Максимов Ю. И., Смурова Т. Г., Матвиец П. С., Матвиец П. В. и др. Русский Север. Образы России в фотоколлекции Д. Н. Анучина. Калининград : КвадраТ, 2023.

Фомин А. А. Ускоренность биотической и тектонической эволюции: биота модулирует тектонику? // Жизнь Земли. 2024. Т. 46. № 1. С. 33–47.

Чумаков А. Н. Глобализация или деглобализация? // Век глобализации: исследование современных глобальных процессов. 2023. № 3. С. 19–34.

Ilyin I. V., Gabdullin R. R., Ivanov A. V. Paleoglobalistics // 3G: Globalistics, Global Studies, Globalization Studies: Scientific Digest / ed. by I. I. Abylgaziev, I. V. Ilyin. Moscow : MAKS Press, 2012. Pp. 68–72.

Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill, 2022.

 




* Исследование выполнено при поддержке Программы развития МГУ (проект № 23-Ш02-17).

Для цитирования: Снакин В. В., Смуров А. В., Иванов А. В., Габдуллин Р. Р., Колотилова Н. Н. Глобализация и музейное дело: естественно-научные, экспозиционные и образовательные аспекты // Век глобализации. 2024. № 3. С. 132–141. DOI: 10.30884/vglob/2024.03.12.

For citation: Snakin V. V., Smurov A. V., Ivanov A. V., Gabdullin R. R., Kolotilova N. N. Globalisation and Museum Work: Scientific, Exhibition and Educational Aspects // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2024. No. 3. Pp. 132–141. DOI: 10.30884/vglob/2023.03.12 (in Russian).


[1] Конвенция по защите нематериального культурного наследия принята ЮНЕСКО в 2003 г. и рассматривает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Данная концепция была предложена в 1990-х гг. в качестве аналога Списку всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре.


[2] URL: https://varsanofeva.ru.


[3] URL: https://museum.com/en/.