DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2024.03.03
Карабущенко Павел Леонидович – д. ф. н., профессор кафедры востоковедения и политических наук Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева. E-mail: Pavel_karabushenko@mail.ru.
Подвойский Леонид Яковлевич – к. ф. н., доцент кафедры философии, культурологии и социологии Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева. E-mail: leonid.podv@gmail.com.
Длительное время западная цивилизация позиционировала себя не просто как мирового лидера, а как фактически единственную полноценную цивилизацию, у которой нет и не может быть никаких конкурентов. Но крушение неоколониализма выявило токсичность этого типа цивилизации. Выяснилось, что демократия на Западе носит формальный и имитационный характер, что по своему содержанию она является скрытой олигархией. Отсюда ее милитаризм и экспансия. В настоящее время Запад стал спекулятивен и торгует воздухом. Его стратегическая задача – подчинить весь мир своим правилам и заставить всех обслуживать свои финансовые системы. Других элегантных решений у него просто нет. Его финансовыми махинациями уже никого не удивить, а уровень доверия к его проектам со стороны мирового большинства оставляет желать лучшего.
Конкуренция цивилизаций – это борьба экспансий за наибольшую эффективность и успех продвигаемого образа будущего. Отвергая гегемонию одного, сообщество цивилизаций утверждает диалог равных, суверенных и самодостаточных систем, производящих востребованные многими ценности. Именно эти ценности и определяют их узнаваемость, их самобытность и уникальность. В настоящей работе авторы намерены рассмотреть изменения, происходящие в процессе трансформации однополярного миропорядка в многополярную систему, понимаемую как сообщество равноправных цивилизаций.
Ключевые слова: цивилизация, гегемония, элиты, ценности и идеалы, суверенитет, диалог культур, конфликт цивилизаций, экспансия.
FROM HEGEMONIC CIVILIZATION
TO THE COMMUNITY OF CIVILIZATIONS
Pavel L. Karabushchenko – Dr. Phil., Professor of the Department of Oriental Studies and Political Sciences, Astrakhan State University named after V. N. Tatishchev. E-mail: Pavel_karabushenko@ mail.ru.
Leonid Ya. Podvoisky – Ph.D., Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology, Astrakhan State University named after V. N. Tatishchev. E-mail: leonid. podv@gmail.com.
For a long time, Western civilization positioned itself not just as the world’s leader, but as actually the only fully-fledged civilization that does not and cannot have any rivals. However, the collapse of neocolonialism has revealed the toxicity of this type of civilization. It turned out that democracy in the West is formal and imitative in nature, that in its content it is a hidden oligarchy. Hence its militarism and expansion. Currently, the West has become speculative and sells the air. The strategic task of the West is to subordinate the whole world to its rules and to force everyone to serve its financial systems. They simply have no other elegant solutions. Their financial frauds no longer surprise anyone and the level of trust of the majority of the world in their projects leaves much to be desired.
The competition of civilizations is the struggle of expansion for the greatest efficiency and success of the promoted image of the future. Rejecting the hegemony of one, the community of civilizations affirms a dialogue of equal, sovereign, and self-sufficient systems that produce values demanded by a good many. It is these values that determine their recognition, originality, and uniqueness. In this paper, the authors intend to consider the changes that are taking place in the process of transforming the unipolar world order into a multipolar system understood as a community of equal civilizations.
Keywords: civilization, hegemony, elites, values and ideals, sovereignty, dialogue of cultures, conflict of civilizations, expansion.
Введение
Над миром вновь зазвучал знакомый с XIX века лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Только под «пролетариями» в настоящее время понимаются те страны и цивилизации, которые ранее находились в подавленном гегемонией западной цивилизации состоянии. Они эксплуатировались западной цивилизацией, которая стала вершиной неоколониализма. Но времена изменились. В насто-ящее время «колонии» обрели суверенитет и субъектность и заявили о своем новом месте в сфере мировых отношений.
В 2020-е гг. мир стал стремительно суверенизироваться. В сообществе наций появилась своя повестка дня, в которой нет места для гегемонии США. Англосаксонский гегемон стал «сдуваться» и приходить в негодность. Западный мир был основан на пиратских правилах и законах. Запад научился успешно себя рекламировать. Он всегда выдавал желаемое за действительное. Мир, основанный на пиратских правилах, стал витриной коллективного Запада.
Кризис западной цивилизации проявляется в том, что на геополитическом уровне коллективный Запад стал все чаще путаться в своих целях и задачах; он постоянно рождает ложные императивы и требования, моделируя несуществующие вызовы и угрозы. На практике он перепутал трусость с осторожностью: осторожность сдерживает нас от ненужных поступков, а трусость заставляет отвергать необходимость. Все это свидетельствует о системном кризисе западной цивилизации, о нивелировке ее базовых ценностей, размывании целей и идеалов. На этом фоне усиление таких цивилизаций, как Китай, Индия, Россия, Иран, свидетельствует о смене вектора глобального развития, указывает на появление нового концепта сообщества цивилизаций и уход с гегемонистских позиций «единственно правильной» цивилизации. Западная цивилизация все больше удаляется от своих идеалов, превращая их в свою противоположность. Англо-американский истеблишмент в своей природе имеет слишком много тайного, скрытого от публики, что уводит их в мир различных конспирологических историй [Квигли 2021].
Современные мировые тенденции указывают на происходящую перестройку глобальной системы – переход от цивилизации – гегемона монополярного мира
к многополярности в виде сообщества цивилизаций. И роль России в этой трансформации настолько заметна, что вызывает весьма острую болезненную реакцию со стороны уходящего гегемона.
Россия – государство-цивилизация
В марте 2023 г. в России была принята новая «Концепция внешней политики Российской Федерации», в которой она впервые была официально определена как государство-цивилизация. «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и язы-ковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы (курсив наш. – Авт.), сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» [Концепция… 2023: п. I.40]. Данное доктринальное утверждение опирается на тысячелетнюю политическую историю России. В основе его лежат значительные ресурсы России во всех сферах ее жизнедеятельности [Там же: п. I.5]. Это и определяет ее самодостаточность, субъектность, суверенитет и возможность проводить многовекторную политику. При этом Россия мыслит себя как ответственное «за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях» [Там же: п. I.6] государство-цивилизацию.
Кремль видит происходящие в мире революционные перемены, связанные с фор-мированием «более справедливого, многополярного мира. Необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счет присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африке и Западном полушарии. Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров» [Там же: п. II.7]. Сама Россия мыслит себя в качестве консервативной сверхдержавы, которая утверждает принцип многообразия внешнего мира через сохранение традиционных национальных культур.
Москва выступает против злоупотребления отдельных государств своим доминирующим положением, против усиления фрагментации мировой экономики и неравенства в развитии государств. Право сильного разрушает мировые договоры о коллективной безопасности, что приводит мир к стратегической нестабильности [Там же: п. II.10–11].
Впервые в доктринальных документах России дана новая классификация государств: «союзники», «партнеры» и «недружественные государства» [Концепция… 2023: п. V.49, 2, 3, 6]. С каждой группой стран Москва планирует выстраивать свои особые отношения. Россия выступает за неделимость международной глобальной и региональной безопасности и стремится к ее обеспечению для всех и на равноправных основаниях. Здесь нет никого привилегированного или второстепенного. «Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями» [Там же: п. IV.24].
Особое внимание В. В. Путин уделяет проблеме суверенитета. Для него «суверенитет – это свобода национального развития, а значит, и каждого человека в отдельности: технологическая, культурная, интеллектуальная, образовательная состоятельность государства – вот что это такое. И, безусловно, важнейшая составляющая суверенитета – ответственное, деятельное и национально мыслящее, национально ориентированное гражданское общество» [Путин 2022].
С. В. Лавров заявлял, что на внешнеполитическом фронте у России «четко определены ориентиры на развитие отношений с теми, кто готов это делать на равноправной, взаимовыгодной, взаимоуважительной основе через откровенный диалог, переговоры, нацеленные на поиск баланса интересов, а не решений, отвечающих исключительно чьим-то односторонним эгоистичным планам, как это в подавляющем большинстве случаев проявляется в дискуссиях, в которых участвует Запад во главе с Соединенными Штатами» [Выступление... 2024].
Заявляя о себе как о государстве-цивилизации, Россия ставит себя в один ряд с другими такими же равными ей по качеству странами и объединениями (Китай, Индия, США, Иран, ЕС и др.). И естественно возникает вопрос: что собой представляет данный концепт?
Согласно цивилизационной модели американского профессора истории Кэрролла Квигли (1910–1977), в мире существует всего лишь шесть полноценных цивилизаций. В своей книге «Трагедия и надежда: история мира в наши дни» (1966 г.) он как идеолог и теоретик цивилизационного подхода выделял Россию в качестве основы православной цивилизации. Для него Россия – это цивилизация, и США должны бороться с ней исключительно цивилизованными средствами [Quigley 1966].
Для К. Квигли цивилизация обладает важным фактором – наличием производящего общества, обладающего необходимым инструментом для экспансии. Исторически цивилизацию нельзя не заметить, потому что главное занятие цивилизации – это экспансия. Только распространяя свое влияние (военное, экономическое, религиозное) на окружающие пространства, общество может стать «более протяженным объектом», просуществовать многие века и оставить значимый след в истории. Сделать это цивилизация может, лишь располагая соответствующим инструментом. «Производящее общество» обладает следующими признаками: 1) коллективная безопасность; 2) организация взаимодействия; 3) материальное благосостояние; 4) дружеские отношения; 5) уверенность в правильности своего образа жизни; 6) понимание окружающего мира. Им соответствуют шесть видов общественной деятельности – военная, политическая, экономическая, социальная, религиозная и интеллектуальная. «Инструменты» – это те возможности, которые позволяют решать проблемы с большей эффективностью [Quigley 1966].
Экспансия западной цивилизации вылилась в систему колониальной эксплуатации, в требование преференций и привилегий, отстаивание своего привилегированного статуса («бремя белого человека»). Это иерархическое отношение господина и раба, которое устраивало только англосаксонских джентльменов. Все, кто противостоял этому диктату, автоматически попадали в разряд врагов демократии и либерализма. И главным непримиримым критиком западного колониализма всегда была и остается Россия. Именно поэтому противостояние русского и англосаксонского мира приобрело откровенный экзистенциальный характер [Ели-шев 2023]. Россия реально угрожает западной гегемонии, ее мировой экспансии.
Мир, основанный на международном праве и резолюциях ООН, – это мир суверенных государств, тогда как мир, основанный на неких правилах (которые создаются в процессе большой политической игры), – это мир транснациональных корпораций, которым международное право не нужно и не нужны суверенные государства. Именно к этому и пришла в своем развитии западная цивилизация, возглавляемая США. В настоящее время Соединенные Штаты Америки являются разрушителями миропорядка, тогда как такие страны, как Китай, Индия, Россия, напротив, созидают его новую архитектуру.
Крушение однополярного миропорядка
Мир подошел к концу одной эры и к началу другой. Параметры нового все еще уточняются и могут быть скорректированы в интересах ведущих мировых игроков. Собственно они и формируют эту архитектуру нового миропорядка. Современный мир интенсивно перестраивается, и прежний гегемон (США) уже не успевает контролировать все происходящие в этой «перестройке» процессы. Неоколониальные практики США уже никого не устраивают в мире и не решают ни одной серьезной проблемы. Мир устал от гегемонии американцев**.
История США – это история обмана. Обмана, что они демократы, либералы и па-цифисты. По сути это авторитарная олигархия с откровенно милитаристской империалистической начинкой. Западная цивилизация подошла к пределу своего гегемонизма. Это фактически империалистическая гегемония, которая, кроме опережающего насилия, планировать уже ничего не может. И главная цель такой системы – обеспечение процветания олигархических кругов западной цивилизации [Головин, Головина 2020; Кудряшова 2021]. Западная цивилизация и есть торжество олигархии за счет колониального ограбления всего остального мира.
США потеряли авторитет. И эти их имиджевые утраты свидетельствуют об углублении их системного кризиса. Причем этот упадок начался еще с упадка гегемонии Британской империи. Это общий кризис англосаксонского мира [Брендон 2010]. И самым ярким проявлением этого кризиса является усиление и распространение среди правящих элит карнавальной политической культуры. Диагнозом нашего времени стали моральная и интеллектуальная деградация, резкое падение профессиональной компетенции западных элитных группировок [Карабущенко 2022]. Политические лидеры стран коллективного Запада демонстрируют стойкое непонимание происходящего процесса.
Западное экспертное сообщество иногда выступает с критикой проводимой ее элитами политики. Но сама эта критика остается без внимания со стороны правящих кругов. О том, что «идеалы западной демократии» вредно нести другим народам, говорит классик современной американской исторической социологии Майкл Манн [2023]. Давно уже бытует мнение, что демократия есть диктатура самих демократов. Еще одной горячей темой является стремление переосмыслить и придать более гуманистический вид современному империализму. Так, основатель и бессменный руководитель с 1971 г. Давосского международного экономического форума профессор Клаус Шваб является в настоящее время пропагандистом «нового трансгуманистического мирового порядка» при «транснациональном управлении». Он утверждает, что современный империализм работает на глобальную экономику, которая в свою очередь работает на прогресс, людей и планету [Schwab 2021]. Запад стремится «восстановить доверие» (rebuilding trust), но только все больше себя дискредитирует.
Западная элитократия не в состоянии справиться с вызовом своего времени. Единственное, что им остается, – это карнавальное политическое словоблудие. С точки зрения политической герменевтики, такие элитократические группы не представляют никакого смыслового интереса. Они – откровенные пустышки [Карабущенко, Гайнутдинова 2020]. Попытки создания новых для США геополитических стратегий тоже не приносят желаемого результата [Kissinger 2022]. Западная цивилизация оказалась в своем историческом тупике. Более того, выяснилось, что западные политические элиты живут не по средствам. «Государственные затраты и налоги растут быстрее, чем уровень производства» [Аттали 2014: 247]. И все это указывает на паразитический характер политических элитных групп, которые все делают ради себя и ничего ради общества (народа).
Глобализм задумывался англосаксами как логическое развитие американского гегемонизма. С точки зрения глобалистских элит, обязательным (sine qua non, «без чего невозможно») элементом такого миропорядка должна быть гегемония «сияющего града на холме» (США). Но в 2010-е гг. инициативу перехватил Китай. Поднебесная заявила о том, что она тоже готова возглавить этот проект, но уже на своих условиях. И эти условия не просто ограничивали власть мирового гегемона, но и исторически ликвидировали их. В то же время, чтобы в полной мере реализовать себя в качестве нового мирового центра, Китай должен предложить какой-то проект планетарного масштаба. Но этого пока нет, поскольку КНР все еще развивается в русле идеологии интровертного типа, которая фактически обращена только к китайцам.
Глобализация – слишком серьезный процесс, который требует постоянного философского осмысления и научного сопровождения [Чумаков 2021]. Его ни в коем случае нельзя отдавать на откуп политикам или финансистам. Он должен постоянно находиться в «треугольнике равновесия»: наука – политика – экономика. Причем первая должна играть все-таки определяющую и решающую роль, а не предоставлять формальную экспертную оценку.
Западная цивилизация все чаще понимается как некий «коллективный Запад» во главе с США. Но последние перестали быть страшными, потому что стали смешными. Политические элиты Запада поразил вирус карнавальной политической культуры [Лисянский 2022]. Внутри элитных сообществ возник и развивается мощнейший системный кризис их профессиональной компетентности [Невмержицкая 2022]. Западная цивилизация становится все более токсичной. Она идет на открытый конфликт с другими цивилизациями, которые перестали признавать ее гегемонию.
Этот американоцентричный порядок («Pax Americana») подразумевал наличие мирового гегемона, оккупационный корпус которого находится в нужных для его процветания колониях. Это был порядок, придуманный этим гегемоном. Западная цивилизация зарекомендовала себя в качестве успешного колонизатора. И в первую очередь от ее колониализма пострадали те страны и цивилизации, с которыми в настоящее время она отказывается выстраивать равноправный диалог.
Идеологи и апологеты либерального тоталитаризма утверждают, что их миру свободного и открытого общества угрожают евразийские автаркии (Китай и Россия). «Репрессивные режимы сейчас на подъеме, а открытые общества находятся в осаде. Сегодня Китай и Россия представляют наибольшую угрозу открытому обществу» [Лапин 2022].
В современном мире фактически борются две стратегии: англосаксонская и российская. Первая утверждает, что есть только одна правильная линия (и это их линия) и все должны быть на их стороне, даже если такая политика вредит их национальным интересам. Вторая утверждает, что есть альтернатива и есть добровольный ее выбор и участие в этом альтернативном проекте ровно настолько, насколько это отвечает собственным национальным интересам. Линия потребления и линия компромисса.
В этой связи В. В. Путин отмечал: «Безусловно, необходим отдельный разговор о такой модели, о нашем видении будущего, о повестке, которая бы объединяла, а не разъединяла человечество... на мой взгляд, главным является многополярность. Хочу подчеркнуть, что многополярность в нашем понимании – это прежде всего свобода. Свобода стран и народов, их естественное право на свой путь развития, на сохранение своей самобытности и уникальности (курсив наш. – Авт.). В такой модели мироустройства не может быть места диктату, навязанным кем-то шаблонам, идеям исключительности отдельных стран или каких-то даже блоков» [Путин 2022].
Западные политические элиты фактически не желают слышать голос Москвы. Их реакция на любую инициативу России всегда отрицательная. «Такая ситуация выявила стремление наших западных партнеров вести дела не на основе равноправия, принципов Устава ООН, включая принцип уважения суверенного равенства государств, а на основе диктата и своей непоправимой убежденности в том, что они имеют предназначение управлять миром. Сейчас концепция однополярности продвигается полным ходом. Будем продолжать отстаивать принципы международного права и Устава ООН, нарушаемые сейчас нашими западными коллегами. Вместо международного права они выдвинули концепцию “миропорядка, основанного на правилах”. В соответствии с этой концепцией Запад решает все. При этом НАТО играет роль глобального полицейского (никакой это не оборонительный альянс). НАТО “обеспечивает” глобальную безопасность, в том числе, как они говорят, в Индо-Тихоокеанском регионе, открыто объявляя о необходимости сдерживания КНР и России. Концепция “порядка, основанного на правилах”, предполагает, что доминирование Запада происходит при главенстве США над всем (курсив наш. – Авт.)» [Выступление … 2022].
Известный французский социолог Эммануил Тодд, еще в 1976 г. предсказавший распад СССР, утверждает, что Европе после ухода США будет только лучше. США как глобальная империя должны будут уйти и из Европы, и из Азии. Они уже проиграли свою борьбу за мир. Статистика убедительно говорит об этом. А он как историк и антрополог привык оперировать только фактами. «В последние десятилетия в США сформировалась единая точка зрения: угроза их мировому лидерству – их идее фикс – исходит с двух направлений: от Китая и от потенциального альянса Россия – Германия / Европа. Германия, локомотив Евросоюза, наивно полагала, что может получать от России дешевые энергоресурсы и одновременно находиться под американским военным зонтиком. Но такой вариант не устраивал США, которые подталкивали Укpaину на конфликт с Россией в расчете на разрыв по его итогу потенциальной связки Россия – Германия (Евросоюз). После устранения таким образом первой угрозы США могли спокойно переключиться на главную – Китай» [Devecchio 2023]. И далее Э. Тодд делает вывод: «Когда стало ясно, что расчет Запада на обрушение экономики России не оправдался, когда для всех стало очевидным, что Россия справилась с санкциями, мир понял, что “встать на сторону России куда менее опасно, чем считалось ранее”. И противостояние Запад – Россия переросло в глобальное: Запад – Незападный мир, что никак не входило в планы американцев» [Ibid.].
Кризис западной цивилизации проявляется и в застое самой западной науки. За последнее время в западном общественном экспертном сообществе не появилось ни одной новаторской теории, ни одной фундаментальной теории. Символом западной науки стал Ф. Фукуяма, которого сегодня критикуют все. На идеологической свалке истории оказались и многие теории С. Хантингтона, Д. Белла, З. Бжезинского и даже Г. Алмонда и В. Парето. Все устарело. Все стало достоянием истории политических учений…
На этом фоне всеобщего упадка западные аналитики готовы даже отменить и саму демократию. Так, в январе 2024 г. Клаус Шваб на Международном экономическом форуме в Давосе призвал исключить представителей широкой общественности из избирательных процессов, утверждая, что избирателей может заменить искусственный интеллект (ИИ). По его мнению, современные цифровые технологии обладают аналитической силой. Жизнь общества нужно направить в русло директивного режима, и это означает, что политикам даже не обязательно больше проводить выборы, потому что ИИ уже может предсказывать дальнейшее развитие общества (определять и назначать направление развития). А раз известен будущий результат, предсказанный ИИ, то зачем нужны выборы? [ВЭФ… 2024].
Сообщество цивилизаций
Гегемония западной цивилизации выдает скрывающийся за ее якобы демократическим фасадом откровенный тоталитаризм. Концепт сообщества цивилизаций, отвергая какую-либо гегемонию, утверждает принципы равноправия, плюрализма и диалога культур и цивилизаций. По своему духу оно (сообщество) является подлинной демократией. Это не строго иерархическая система, а сетевое сообщество. Если гегемон настаивает на монологе и диктате свой исключительной воли, то сообщество нацелено на диалог и компромиссы. Но самое главное в том, что в сообществе цивилизаций нет места для элитарной исключительности одного и неполноценности другого. Идеализм? Но, судя по заявлениям политиков, представляющих собой блок цивилизаций сообществ, они именно к этому и стремятся. Мировое большинство движется именно к этой модели мироустройства – многополярность, демократия, эгалитаризм, плюрализм.
В научной литературе и публицистике все чаще можно встретить точку зрения о том, что мировой центр смещается с Запада Евразии на ее Восток. Если в прошлом Евразия была объектом западной геополитики, то в настоящее время она стала уже полноценным субъектом мировых отношений. Евразия – континент цивилизаций. На этом континенте наибольшая концентрация цивилизаций, которые притягивают к себе все остальные. И именно здесь и получил свое развитие концепт сообщества цивилизаций.
В «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 31 марта 2023 г. прямо говорится, что «Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания» [Концепция… 2023: п. V.54]. Достижение этой цели Москва видит в формировании широкого интеграционного контура «Большого Евразийского партнерства» как некой открытой для всех «сети партнерских организаций в Евразии» [Там же: п. V.54, 2].
В прошлом союз Китая и России понимался как союз мастерской и кладовой. И он должен был научиться защищать себя от западного экстремизма. Запад всегда навязывал всем свои правила, которые выгодны только им. Но Пекин и Москва выступают за равноправный диалог культур, а не за конкуренцию конфликтных цивилизаций.
Президент России В. В. Путин, выступая 17 ноября 2023 г. на пленарном заседании Форума объединенных культур, проходившем в Санкт-Петербурге, оптимистично заявил: «Мы верим в стремление творчески мыслящих, просвещенных людей строить справедливый, устойчивый и безопасный мир, верим в то, что это искреннее стремление к улучшению ситуации в мире. Мир во всех значениях, которые это слово имеет в русском языке. Мир как согласие, мир как общество, мир как все человечество, вся планета» [Снегова, Мухаметшина 2023].
Для сообщества цивилизаций принципиальную важность имеет концепт диалога культур. Так, на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2024 г. вице-премьер Китая Лю Хэ призвал страны к улучшению дипломатических отношений – мир должен отказаться от менталитета холодной войны и стремиться к укреплению международного сотрудничества [Саможнева 2024]. Тогда же премьер Госсовета Китая Ли Цян заявил о том, что для Поднебесной первостепенную важность имеют торговля и дипломатия: Пекин за свободную торговлю, честную конкуренцию, открытость, сотрудничество и диалог культур [Премьер… 2024].
Особенностью сообщества цивилизаций является то, что все они считают себя демократиями, которые, в отличие от западной цивилизации, не навязывают свой вариант демократии другим. В их диалоговых отношениях существует реальный плюрализм. В свою очередь западная демократия все чаще понимается как либерализм по форме и авторитаризм по содержанию. За фасадом демократии там прячется откровенная олигархия с ее глобалистскими элитами. Прекрасной политической иллюстрацией мировой олигархии стали 25-й президент Франции Э. Макрон (который является откровенным ставленником мировых банковых структур и был менеджером в банке Ротшильда) и 79-й премьер-министр Великобритании Риши Сунак (работал в Сити). Именно крупные финансовые центры и формируют элитарное лицо современной западной демократии. И для мирового сообщества это уже перестало быть секретом, перестало быть конспирологической сакральностью их колониальной власти.
При этом трансформация однополярного миропорядка в многополярную систему не означает отрицание и исключение из этого нового системного диалога прежнего мирового гегемона. Она предлагает его включение в эту новую систему на общих для всех основаниях. Никаких привилегий и преференций. Именно против этого и выступает уходящий с мировой исторической арены гегемон.
Что-то уже стали понимать и в самом Вашингтоне. Помощник президента США по безопасности Джейк Салливан заявил на Давосском форуме 2024 г., что в мире формируется новый миропорядок, который будет определяться бескомпромиссным соперничеством за право устанавливать новые правила игры. Главной отличительной чертой нового миропорядка является стратегическая конкуренция в эпоху взаимозависимости [Строкаль 2024]. Все тот же Э. Тодд отмечает, что истина нынешнего момента «такова, что вся гегемония США с их колоссальным государственным долгом строится исключительно на доминировании доллара в мировой торговле, с крахом которого разрушатся и США. Создание полюса притяжения Россия – Китай – Индия ставит под угрозу лидерство США в мире: как только сформируется ось Москва – Пекин – Дели, настанет конец США» [Devecchio 2023].
Порядок, основанный на правилах США, устраивает только сами США и их вассалов. Другие государства-цивилизации выступают против него, и этот их протест стал объединяющим началом для их сообщества. В настоящее время это одна из важнейших политических скреп складывающейся системы сообщества цивилизаций.
Заключение
Итак, сообщество цивилизаций претендует на то, чтобы быть подлинно демократическим мировым сообществом. Но, в отличие от западного мира, оно не присваивает себе исключительного права быть одной единственно правильной демократией. Речь идет о многообразии демократии, а не о ее догматическом однобоком истолковании. И самое главное – вместо войны и насилия сообщество цивилизаций предлагает дипломатию и равноправное экономическое сотрудничество.
Политическая история западной цивилизации показывает, что она стала торжеством империализма, ограбившего весь мир во имя своего процветания. Она несет благо только для себя одной. Это эгоцентрическая система, в недрах которой до сих пор есть место для расизма, нацизма и неоколониализма.
Трансформация мировой системы от доминации одной цивилизации-гегемона к сообществу равноправных цивилизаций сопровождается планомерным наступлением последних и отчаянным сопротивлением первого. Уходит в прошлое евроцентризм. И Европа весьма болезненно реагирует на потерю внимания к себе как ведущей мировой силе и на утрату своего центрального местоположения в мире. У западной цивилизации есть только один позитивный выход из этой патовой ситуации – на равных правах влиться в систему сообщества цивилизаций, а не конфликтовать с ней, ибо эффективно противостоять этому новому тренду она уже не в состоянии.
Литература
Аттали Ж. Краткая история будущего. Мир в ближайшие 50 лет. СПб. : Питер, 2014.
Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781–1997. М. : АСТ, 2010.
ВЭФ призывает заменить избирателей искусственным интеллектом, так как выборы уже не нужны. 2024. 18 января [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Zaj6Gsp9cBZHmdTU?experiment=948519 (дата обращения: 29.04.2024).
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2023 году (Москва, 18 января 2024 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1926392/ (дата обращения: 30.04.2024).
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Королевства Бахрейн А. Л. Аз-Зайяни по итогам переговоров (Манама, 31 мая 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1815430/ (дата обращения: 29.04.2024).
Головин В. Г., Головина Е. Е. Транснациональные элиты в системе геополитических координат // Вопросы элитологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 63–87. DOI: 10.465139/ elit.v2i1.52.
Елишев С. О. «Большая игра»: противостояние русского и англосаксонского мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2023. № 29(4). С. 44–87. DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-4-44-87.
Карабущенко П. Л. Карнавальная политическая культура: монография / П. Л. Карабущенко. М. : ИНФРА-М, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=395290 (дата обращения: 26.04.2024).
Карабущенко П. Л., Гайнутдинова Е. В. Политическая герменевтика и современная элитократия // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 58–68. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-4-58-68.
Квигли К. Англо-американский истеблишмент. М. : Наше завтра, 2021.
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.). 2023. 31 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586 (дата обращения: 29.04.2024).
Кудряшова Е. В. «Сверх-богатые» как новый тип политического актора в странах Запада: на примере США // Вопросы элитологии. 2021. Т. 2. № 2. С. 82–104.
Лапин Т. Сорос говорит о возможном начале третьей мировой войны из-за событий на Украине [Электронный ресурс] : Finversia. 2022. 25 мая. URL: https://www.fin-versia.ru/publication/soros-govorit-o-vozmozhnom-nachale-tretei-mirovoi-voiny-iz-za-... (дата обращения: 30.04.2024).
Лисянский И. Н. Карнавальная политическая культура США: элиты и лидеры в гротескном свете общественной критики // Вопросы элитологии. 2022. Т. 3. № 4. С. 52–64. DOI: 10.46539/elit.v3i4.12.
Манн М. Темная сторона демократии. СПб. : Питер, 2023.
Невмержицкая Ю. П. Современные британские элиты и системный кризис управления // Вопросы элитологии. 2022. Т. 3. № 3. С. 13–26. DOI: 10.46539/elit.v3i3.114.
Премьер Госсовета КНР предложил ЕС облегчить экспорт технологичной продукции [Электронный ресурс] : ТАСС. 2024. 17 января. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19745219 (дата обращения: 30.04.2024).
Путин В. В. Форум АСИ «Сильные идеи для нового времени». 2022. 20 июля [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69039 (дата обращения: 30.04.2024).
Саможнева А. Вице-премьер Китая посоветовал в Давосе отказаться от менталитета холодной войны [Электронный ресурс] : Российская газета. 2024. 17 января. URL: https://rg.ru/2023/01/17/vice-premer-kitaia-posovetoval-v-davose-otkazatsia-ot-mentaliteta-holodnoj-....
Снегова Д., Мухаметшина Е. Что говорил Путин деятелям культуры на Санкт-Петербургском форуме (17 ноября 2023 г.). Главное [Электронный ресурс] : Ведомости. 2023. 17 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/11/17/1006436-chto-govoril-putin-deyatelyam (дата обращения: 29.04.2024).
Строкаль С. Разобщение по интересам. Всемирный экономический форум проходит в расколотом мире [Электронный ресурс] : Коммерсант. 2024. 17 января. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6455252 (дата обращения: 29.04.2024).
Чумаков А. Н. Путь в философию. Работы разных лет. М. : Проспект, 2021.
Devecchio A. Emmanuel Todd: La Troisième Guerre mondiale a commencé [Электронный ресурс] : Le Figaro. 2023. 12 janvier. URL: https://www.lefigaro.fr/vox/monde/emmanuel-todd-la-troisieme-guerre-mondiale-a-commence-20230112 (дата обращения: 30.04.2024).
Kissinger H. A. Leadership: Six Studies in World Strategy. New York : Penguin Books Ltd., 2022.
Quigley C. Tragedy and Hope: A History of the World in Our Time. New York : Macmillan Publishers, 1966.
Schwab K. Stakeholder Capitalism: A Global Economy that Works for Progress, People and Planet. Hoboken, NJ : Wiley, 2021.
* Для цитирования: Карабущенко П. Л., Подвойский Л. Я. От цивилизации-гегемона к сообществу цивилизаций // Век глобализации. 2024. № 3. С. 28–39. DOI: 10.30884/vglob/2024. 03.03.
For citation: Karabushchenko P. L., Podvoisky L. Ya. From Hegemonic Civilization to the Community of Civilizations // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2024. No. 3. Pp. 28–39. DOI: 10.30884/vglob/2024.03.03 (in Russian).
** Здесь мы вновь сошлемся на главу МИД РФ С. В. Лаврова: мировая политическая реальность убедительно показывает «неприятие манер, традиционных для западного гегемона, полностью опирающихся на свой корыстный интерес и не учитывающих мнение всех остальных. Да, 500 лет править всем миром, не иметь практически на протяжении почти всего этого периода (за исключением, может быть, советского периода) каких-то серьезных конкурентов, наверное, способствует привыканию к роли гегемона. Но жизнь движется вперед, появляются и уже окрепли новые центры экономического роста, финансовой мощи, политического влияния, существенно опережающие по своему развитию те же Соединенные Штаты и другие западные страны» [Выступление… 2024].