DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2024.02.11
Береговая Оксана Александровна – д. филос. н., доцент, заведующая НИЛ «Глобального образования» Сибирского института управления – филиала РАНХигС. E-mail: zaroza@mail.ru.
Ерохин Алексей Константинович – к. филос. н., заведующий кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Дальневосточного юридического института (филиала) ГКОУ ВО «Университет прокуратуры РФ». E-mail: alker@list.ru.
В статье представлен взгляд на кризисные явления глобализации образования, затронувшие страны Африканского континента, и поиск выхода из них. Авторы обратились к анализу концепции африканской философии убунту в контексте осмысления воздействия глобальных процессов на образование и культуру народов Африки. Цель статьи – показать гармонизирующую роль концепции убунту на африканское общество и образование. Понятие «убунту» символизирует человеческое существо, обладающее такими важными человеческими добродетелями, как гуманизм, сострадание и человечность, взаимосвязь людей в окружающей среде, бога и предков. Концепция убунту подчеркивает ценность коллективного существования в сообществе в противоположность индивидуальной ценности. В ней заключено коллективное африканское мировоззрение, основанное на солидарности (коммунитаризме), которая имеет центральное значение для выживания и оптимальной организации жизни африканских сообществ. В результате авторы пришли к выводу, что при успешном использовании убунту может стать основой для понимания опыта разнообразия и модернизации и даже помочь Африканскому континенту выйти из тени, безболезненно войти в процесс глобализации, дать достойный ответ на ее вызовы.
Kлючевые слова: убунту, африканская философия образования, глобализация, традиционализм, постколониальные исследования, образование.
THE CONCEPT OF UBUNTU AS AN ANSWER OF AFRICAN PHILOSOPHY OF EDUCATION TO THE CHALLENGES OF GLOBAL CHANGE
Oksana A. Beregovaya – Dr. Phil., Associate Professor, Head of the Research Laboratory of “Global Education” of the Siberian Institute of Management – branch of RANEPA. E-mail: zaroza@mail.ru.
Aleksey K. Erokhin – Ph.D., Head of the Department of General Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Far Eastern Law Institute (branch) of the State Educational Institution of Higher Education “University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation”. E-mail: alker@list.ru.
The article presents a view on the crisis phenomena of globalization of education that have affected the countries of the African continent, and the search for a way of out of them. The authors turned to the analysis of the concept of African philosophy Ubuntu in the context of understanding the impact of global processes on the education and culture of African peoples. The purpose of the article is to show the harmonizing role of the concept of Ubuntu on African society and education. The concept of Ubuntu symbolizes a human being who possesses such important human virtues as humanism, compassion and humanity, the relationship of people in the environment, God and ancestors. The Ubuntu concept emphasizes the value of collective existence in a community as opposed to individual value. It contains a collective African worldview based on solidarity (communitarianism), which is of central importance for the survival and optimal organization of the life of African communities. As a result, the authors conclude that the successful use of Ubuntu can become the basis for understanding the experience of diversity and modernization and even contribute to the greater ability of the African continent to come out of the shadows, to enter the globalization process smoothly, and to respond to its challenges.
Keywords: Ubuntu, African philosophy of education, globalization, traditionalism, postcolonial studies, education.
Введение
Во второй половине ХХ в. в научной литературе наблюдается всплеск интереса к африканской философии и одной из ее фундаментальных основ – убунту. Хотя многие исследователи находят практическое воплощение философии убунту в социальной жизни африканских общин на протяжении многих столетий, ее актуальность и популярность значительно возросли в связи с использованием в борьбе против апартеида, особенно в эпоху так называемого «африканского ренессанса» на рубеже XX–XXI вв. Концепция убунту повсеместно использовалась в жизненном опыте африканцев и достаточно применима и популярна в настоящее время. Также обращение к ней важно и в плане развернувшегося на континенте процесса деколонизации образования как ответа на вызовы глобализации.
Концепция убунту предлагается современными африканскими авторами в качестве альтернативы существующим (западным) этическим подходам для оценки глобальных социальных и политических норм. Однако литература, посвященная данной философии, часто противоречива и характеризуется рядом конкурирующих интерпретаций. Исследование не является попыткой заново изобрести убунту. Цель статьи – показать гармонизирующую роль концепции убунту на африканское общество и ее роль в ответе на вызовы глобализации образования в Африке.
Сущность концепции убунту
Убунту – одна из ведущих философских концепций в африканской мысли (преимущественно южноафриканской), в основе которой лежит глубокая вера в универсальную связь всего человечества. М. Рамосе утверждает, что убунту является корнем африканской философии и источником онтологических и эпистемологических оснований африканской философии [Ramose 2002: 21–23]. Пред-метом пристального изучения на континенте и за рубежом философия убунту стала недавно. Ей в последние годы посвящено большое количество трудов. Ее основные принципы раскрываются в работах К. А. Аппиа [Appiah 1998], К. Виреду [Wiredu 1980], М. Летсеки [Letseka 2012; 2013], Ф. Хиггса [Higgs 2003], Э. Вентер [Venter 2004], К. Хорстхемке [Horsthemke 2017], М. Рамосе [Ramose 2002], Д. Туту [Tutu 1999] и др.
Впервые понятие убунту было задокументировано в 1800-х гг. в Южной Африке. Как считают многие исследователи, например ученые из Зимбабве Дж. Му-гумбате и А. Ньянгуре, южноафриканские ученые М. Мньяка и М. Мотлхаби, слово убунту происходит от лингвистической группы нгуни [Mugumbate, Nyanguru 2013; Mnyaka, Motlhabi 2005; Shutte 2001]. Эквивалентными понятиями являются бото или хунху [Horsthemke 2017]. Слова с аналогичным значением встречаются по всей Африке к югу от Сахары, например bumuntu в Танзании, bomoto в Конго, gimuntu в Анголе, umundu в Кении, umuntu в Уганде, umunthu в Малави, vumuntu в Мозамбике и т. д. Это слово используется несколькими языками банту – зулу, коса, ндебеле; botho – эквивалент Sotho и hunhu на языке шона [Колесников 2008: 22].
Независимо от языковых оттенков слово убунту символизирует человеческое существо, обладающее такими важными человеческими добродетелями, как гуманизм, сострадание и человечность, взаимосвязь людей в окружающей среде, бога и предков. К. Хорстхемке проводит некоторые параллели между убунту и древнеегипетскими представлениями о справедливости, законе и миропорядке, воплощенными в культе богини Маат [Horsthemke 2017]. Дж. Мокгоро замечает, что из-за языковых ограничений африканская концепция убунту не может быть адекватно переведена и, значит, не может быть объяснена в точном ее смысле [Mokgoro 1998: 15]. Эта трудность хорошо отражена в контрастных определениях, предлагаемых разными словарями. Согласно словарю английского языка Коллинза, это существительное, описывающее гуманность или чувство товарищества [Collins’…], в то время как Оксфордский словарь описывает убунту как деятельность, характеризующуюся сочувствием, вниманием к другим, состраданием или доброжелательностью [Oxford…]. Но вопрос не только в неадекватности переводов. Как указывает Б. Нуссбаум, «серьезное недопонимание природы многих африканских конструктов при переводах на европейские языки является результатом устной природы традиционной культуры Африки и отсутствия письменных комментариев к убунту, а также негативного изображения африканского общества в западных СМИ» [Nussbaum 2003: 21–22].
Убунту концептуально связано с принципом укама (ukama), что подчеркивает взаимосвязь людей, окружающей среды, бога и предков. Смысл концепции связывают с принципом umuntu ngumuntu ngabantu, то есть «человек является человеком через других людей» [Shutte 2001: 46]. Это может быть интерпретировано как правило поведения. Основная идея заключается в том, что индивид и его благополучие в значительной степени зависят от сообщества, понимаемого здесь как «сеть отношений» [Sitoto, More 2002]. Философия убунту утверждает, что существуют общие связи или понимание между всеми людьми и другими формами творения [Mubangizi, Kaya 2015]. В большинстве африканских языков это выражение стремится подчеркнуть важность себя из-за других [Mugumbate, Nyanguru 2013].
Таким образом, концепция убунту подчеркивает ценность коллективного существования в сообществе в противоположность индивидуальной ценности. Принципы убунту перекликаются с универсальными ценностями уважения личности человека и его достоинства. В нем нашли отражение такие общие для этнического взаимодействия ценности, как мир, доверие, холизм, коммунитаризм, спиритуализм и ряд других. Ценности убунту контрастируют с декартовским высказыванием «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum), которое продвигает индивидуальное чувство свободы воли и морали, тогда как философия убунту – это коллективная свобода воли и мораль [Mbigi 1997]. Дискурс этого знания представляет собой альтернативу доминирующей картезианской эпистемологии в европейской культуре и техно-рационалистическому мышлению XX–XXI вв.
Согласно М. Летсеке, убунту есть форма человеческой вовлеченности, критическое мышление, отсутствие доминирования и оптимальное развитие человеческих отношений [Letseka 2012], означающее, что гуманность каждого человека выражается в отношениях с другими. Убунту можно рассматривать как коллективное африканское мировоззрение, в котором чрезвычайно сильна коллективная солидарность (коммунитаризм), имеющая центральное значение для выживания и оптимальной организации жизни африканских сообществ. Широкая трактовка понятия убунту приводит к тому, что его используют в различных сферах социальной, политической и культурной жизни в качестве основ права, государственной политики, конституционной демократии, гражданского воспитания и образования и т. д.
Проблемы образования на Африканском континенте в условиях глобальных изменений
Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Традиции, включавшие в себя веру, обычаи, культурные образцы и образ жизни в обществе, передавались из поколения в поколение, доводя их до автоматизма. Образование охватывало как учебные, так и неучебные модели обучения, которое можно назвать формальным, неформальным и бессознательным. Для достижения этих целей использовался фольклор, сохраняемый и передаваемый в устной форме пожилыми членами общины, традиции и обычаи, а также табу, танцы, песни и т. д. В фольклоре всегда заложена значительная часть философского и образовательного материала. Целью традиционного образования было воспитать «честного, уважительного, обладающего практическими навыками, подчиняющегося социальному порядку» [Fafunwa 1974: 20]. «Традиционное образование в Африке… было культурным действием, направленным на создание установок и привычек, воспринимаемых как необходимость участвовать в историческом процессе» [Okonkwo 1985: 104]. В африканском традиционном обществе от образованного человека требовалось вести себя таким образом, чтобы заслужить своей семье хорошую репутацию.
Со времени колониального периода образование подвергалось влиянию европейского, привнесенного на континент миссионерами и колониальными правительствами. Создание образовательных учреждений находилось в руках религиозных миссий и носило децентрализованный характер. По отношению к Западу африканцы делятся на англофонных и франкофонных. И те и другие в равной степени заботятся о своей образовательной системе. В британских владениях для африканцев разрабатывались специальные программы, и начальное образование велось на местных языках. Во французских колониях начальное образование велось на французском языке и по французским программам, несколько упрощенным. Образование контролировалось государством. В результате интеллигенция в английских и французских колониях несколько разнилась [Балезин 2008: 242]. В британских колониях английский язык использовался только в образовании местной элиты. Так, Университет Восточной Африки, который обслуживал Танзанию, Кению и Уганду, в 1961 г. выпустил всего 99 выпускников при общей численности населения в 23 миллиона человек [Teferra, Altbach 2004]. Основная цель этих учреждений не имела ничего общего с социально-экономическими проблемами Африки; необходимо было воспитать африканскую элиту для колониального управления. Эта узкая цель ограничивала доступ к получению образования. Самым разрушительным следствием этой системы образования было то, что она вводила африканцев в новый, непонятный ему мир знаний, не востребованных в повседневной практике, разрушала его привычный образ жизни и привычных отношений, заставляла чувствовать себя неуверенно, особенно когда африканец сталкивался с ситуациями, требующими его независимых внезапных решений. Указанные противоречия привели в конечном итоге к «кризису идентичности» [Forster 2006].
Проблема школьного и высшего образования в регионе Субсахары связана с деконструкцией унаследованного колониального образования. Сегодня на континенте доминируют академические институты, сформированные колониализмом и организованные в соответствии с европейской или американской моделью. Внедрение западной модели образования подрывает африканские культурные ценности. В системе образования недооценивается культурный контекст. Например, когда под эгидой ЮНЕСКО во многих африканских странах создавались школы для ликвидации безграмотности, «значительные трудности возникли в обучении африканских детей арифметике. За основу были взяты аналогичные учебники для школ США и некоторых европейских стран. И дети не могли усвоить поначалу такие теоретические понятия, как “мера”, “число” или “количество”. Однако, помогая родителям при сборе урожая или в торговле на рынке, они очень успешно решали все задачи, связанные с “мерой”, “числом” или “количеством”, когда они были представлены наглядно: две корзины сорго можно обменять на кувшин молока или количество воды надо измерять ведрами» [Сулейманян 2018].
Африканский континент обладает огромным человеческим капиталом. В мире к 2050 г. прогнозируется прирост населения на 2 млрд человек, из которых 1,5 млрд придется на страны к югу от Сахары. Демографический рост на континенте остается самым высоким в мире [United… 2019]. Молодое население «студенческого возраста» составляет более половины от общей численности, и оно будет стремительно увеличиваться. К 2063 г. охват высшим образованием населения Африки должен достигнуть 50 % [Monitor 2019].
Проблемы образования заключаются в отсутствии оборудования и инфраструктуры (транспорт, электроснабжение и жилье для студентов), библиотек и доступа в Интернет, гигиенических удобств (туалетов) и классных комнат. Но к ним добавляются не менее важные, культурные.
В Африке создалась противоречивая ситуация: наблюдается устойчиво высокий уровень неграмотности с резким ростом числа молодых людей, стремящихся получить более качественное образование. Несмотря на то что высшее образование остается недоступным для большого количества молодых жителей африканских стран (его имеет 1 % населения континента), происходит лавинообразный рост интереса к высшему образованию. Данное обстоятельство противоречит рекомендациям Всемирного банка, который нацеливает африканские страны на предоставление доступа населения к среднему и начальному образованию.
Экономические проблемы спровоцировали массовую «утечку мозгов» сотрудников университетов в более богатые страны Глобального Севера и частично в пределах Африки (сначала в Нигерию, затем в Южную Африку). Большая часть мобильных студентов приходится на ЮАР. Более 80 % – это выходцы из других африканских стран. По данным на 2017 г. их насчитывалось 45 тыс. человек [Education… 2020]. Использование колониальных языков (английского, французского, португальского) ускорило «утечку мозгов».
Наблюдается явление «трайбализма» (повсеместно распространенный механизм социальных отношений при наборе нового персонала). Например, в Университете Камеруна сотрудники последнего предпочитают родственные отношения, особенно когда речь заходит о назначении докторантов и ассистентов преподавателей [Schamp 2018: 512]. Африканский союз в январе 2016 г. принял Континентальную образовательную стратегию 2016–2053, в которой заложены ведущие принципы развития высшего образования [Continental…]. В контексте данного исследования необходимо обратить внимание на шестой принцип: «…реализация межафриканской мобильности и академической интеграции посредством региональной кооперации». Однако возможности международной мобильности ограничены из-за региональных приоритетов и африканизации образовательных программ. Ф. Хиггс отмечает возникшую проблему в связи с глобализацией высшего образования и использованием знаний коренных народов в ЮАР: игнорирование локального компонента [Higgs 2003].
А. Квадво пишет, что «традиционные лидеры, администраторы, педагоги “оплакивают” быстрое разрушение и ожидаемую гибель их богатой культуры и импорт западных культур вместо нее. Следует иметь в виду, что культурный империализм более катастрофичен, чем политическая колонизация, поскольку последняя входит в первую с сопутствующими ей бедами экономического господства» [Kwadwo 2003: 95]. Несмотря на то что после падения колониальной системы прошло несколько десятилетий, актуальными вопросами в сфере образования остаются сохранение самобытной африканской культуры, аутентичность воспитания, воспроизводство идентичности.
Концепция убунту в африканском образовании – ответ на глобализацию
Практика философии убунту открывает возможности африканской культуры в интересах построения и сохранения сообществ, основанных на справедливости и общности. При успешном использовании убунту может стать основой для интерпретации опыта разнообразия и модернизации и даже помочь Африканскому континенту выйти из тени, занять свое место в процессах глобализации [Msengana Nontobeko 2006: 83]. А. Шатт [Shutte 2001] и Дж. Брудрик [Broodryk 2002] утверждают, что убунту следует экспортировать в остальной мир как уникальный дар Африки человечеству.
Убунту способствует аутентичному человеческому существованию. Южно-африканский исследователь М. В. Макгоба подчеркивает уникальность философии убунту по нескольким причинам. Первая заключается в ее духовности, примирении других культур, обладании невидимой силой объединения разных народов Африки. Вторая: по Макгобе, философия убунту имеет универсальное значение [Makgoba 1997]. Данные идеи согласуются с глобальными проблемами, поразившими многие системы образования: отход от воспитания, духовного просвещения в противовес сосредоточенности на рационализации, технократизме и прагматизме.
Ученые из ЮАР считают, что приходится пересматривать систему ценностей с учетом политических, социальных и экономических проблем, с которыми жители африканских стран сталкиваются в современном мире из-за воздействия вестернизации. Предметы, преподаваемые в школе, должны иметь отношение к реальным жизненным вопросам и соответствовать контексту общества учащихся. С другой стороны, образование также должно соответствовать мировым тенденциям в экономике и современных технологиях. Важную роль в этом движении играют передовые технологии, разработанные на Западе. Но, используя их, Африка находится в мучительном процессе переосмысления культурного потенциала западных практик обучения и образования.
Исследователь М. Б. Рамосе задается вопросом: готовы ли народы, говорящие на языке банту, к диалогу и замене «смертоносной догмы экономического фундаментализма» логикой многовековой практики коллективизма, которая ставит во главу угла сохранение человеческой жизни? Справедливо поставить также вопрос: может ли ubuntu philopraxis быть одним из ответов на современный экономический фундаментализм в форме глобализации? [Ramose 2002.] Рамосе делает попытку ответить на эти вопросы: «…народы, говорящие на языке банту, должны оставаться открытыми для сотрудничества со всеми людьми во всем мире, которые полны решимости заменить смертоносную догму экономического фундаментализма живительной логикой, ставя во главу угла сохранение человеческой жизни» [Ramose 2002]. Мкабела и Лутули отмечают, что воспитание для жизни в обществе будет корениться в заботе о благосостоянии, приоритете сообщества и уважении к личности [Mkabela, Luthuli 1997: 18]. Забота включает в себя обмен информацией с людьми и оказание им помощи.
Разрешение противоречия между коллективным и индивидуальным, глобальным и локальным африканские философы видят в создании так называемой прогрессивной модели образования, охватывающей общинность как основной принцип культурных ценностей многих африканских народов и стандарты глобального образования. Когда обе противоположности будут включены в модель прогрессивного образования, они позволят школам и вузам обучать граждан социальной справедливости, примирить интересы африканских народов с глобализацией и в конечном итоге гарантировать социальные и политические изменения, когда это необходимо.
Заключение
Единого определения убунту в литературе не выработано, но есть общее представление о принципах данного понятия, включающих общность, взаимоуважение, взаимопомощь. Включение этих принципов в систему образования дает основание африканским философам претендовать на создание уникальной, самобытной философии образования и практики обучения, способной адаптироваться к процессам глобализации и при этом сохранить жизненно важные социальные и моральные ценности африканских обществ. Ее сторонники используют данную концепцию в качестве контраста западному индивидуализму, заранее предполагая, что западные идеалы эгоистичны и не связаны с благом других. Но и они вынуждены признать, что глобальная экономика ставит перед Африкой новые проблемы и вызовы, с которыми традиционные способы мышления не всегда могут справиться.
Что дает концепция убунту всему человечеству? Ее универсальное значение состоит в том, что она несет принципы заботы, сопереживания, гуманного отношения ко всему и показывает условия коллективного выживания.
Литература
Балезин А. С. Колониализм и встреча культур в Тропической и Южной Африке: основные области и результаты. Африка: континент и диаспора в поисках себя в ХХ веке. М. : ИВИ РАН, 2008. C. 232–248.
Колесников А. С. Африканская философия в поисках идентичности // Хора. 2008. № 2. С. 4–29.
Сулейманян А. Г. Возможна ли культурно-историческая парадигма в психологии образования при глобализации? (Опыт Африки.) // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 92–96.
Appiah K. A. African Ethical Systems. Routledge Encyclopedia of Philosophy / ed. by E. Craig. London : Routledge, 1998 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/ethical-systems-african/v-1 (дата обращения: 05.01.2023).
Broodryk J. Ubuntu: Life Lessons from Africa. Pretoria : Ubuntu School of Philosophy, 2002.
Collins’ English Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/ubuntu (дата обращения: 28.01.2023).
Continental Education Strategy for Africa 2016–2025 [Электронный ресурс]. URL: http://www.au.int (дата обращения: 22.01.2023).
Education at a Glance 2020 : OECD Indicators. Paris : OECD Publishing [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2020_69096873-en#page233 (дата обращения: 22.01.2023).
Fafunwa B. A. History of Education in Nigeria. London : George Allen and Unwin, 1974.
Forster D. Identity in Relationship: The Ethics of Ubuntu as an Answer to the Impasse of Individual Consciousness // The Impact of Knowledge Systems on Human Development in Africa / ed. by C. W. Du Toit. Pretoria : Research Institute for Theology and Religion, University of South Africa, 2006. Pp. 245–289.
Higgs P. African Philosophy and the Transformation of Educational Discourse in South Africa // South African Journal of Education. 2003. Vol. 30. No. 1. Pp. 5–22.
Horsthemke К. African Philosophy and Education // The Palgrave Handbook of African Philosophy / ed. by A. Afolayan, T. Falola. New York, NY : Palgrave Macmillan, 2017. Pp. 683–701.
Kwadwo A. Okrah Nyansapo (The Wisdom Knot). Toward an African Philosophy of Education. New York, NY; London : Routledge, 2003.
Letseka M. In Defence of Ubuntu // International Journal on Studies in Philosophy and Education. 2012. Vol. 31. No. 1. Pp. 47–60.
Letseka M. Educating for Ubuntu // Open Journal of Philosophy. 2013. Vol. 3. No. 2. Pp. 337–344.
Mbigi L. Ubuntu, the African Dream in Management. Randburg : Knowledge Resources, 1997.
Mkabela N. Q., Luthuli P. C. Towards an African Philosophy of Education. Pretoria : Kagiso Publishers, 1997.
Mnyaka M., Motlhabi M. The African Concept of Ubuntu/Botho and its Socio-Moral Significance // Black Theology. An International Journal. 2005. Vol. 3. No 2. Pp. 215–237.
Makgoba M. W. Mokoko: The Makgoba Affair – a Reflection on Transformation. Florida Hills, R.S.A. : Vivilia, 1997.
Mokgoro Y. Ubuntu and the Law in South Africa // Buffalo Human Rights Law Review. 1998. Vol. 4. No. 15. Pp. 15–23.
Monitor. Africa’s Pressing Need for Targeted Skills Training. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://monitor.icef.com/2019/07/africas-pressing-need-for-targeted-skillstraining/ (дата обращения: 22.01.2023).
Msengana Nontobeko W. The Significance of the Concept “Ubuntu” for Educational Management and Leadership During Democratic Transformation in South Africa. Ph.D. Dissertation. N. p., 2006. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/37319167.pdf (дата обращения: 05.01.2023).
Mubangizi J. C., Kaya H. A. African Indigenous Knowledge Systems and Human Rights: Implications for Higher Education, Based on the South African Experience // International Journal of African Renaissance Studies – Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2015. Vol. 10. No 2. Pp. 125–142.
Mugumbate J., Nyanguru A. Exploring African Philosophy: The Value of Ubuntu In Social Work // African Journal of Social Work. 2013. Vol. 3. No 1. Pp. 82–100.
Nussbaum B. Ubuntu : Reflections of a South African on Our Common Humanity. Reflections [Электронный ресурс] : The Sol Journal. 2003. Vol. 4. No. 4. Pp. 21–26. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.464.5175&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 05.01.2023).
Okonkwo C. E. Education and the African Novel : Perceptions of a Culture in Crisis // Journal of African Studies. 1985. Vol. 12. No. 2. Pp. 103–110.
Oxford Advanced Learner's Dictionary. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/ubuntu?q=ubuntu (дата обращения: 28.01.2023).
Ramose M. B. African Philosophy Through Ubuntu. Harare : Mond Books Publishers, 2002.
Schamp E. W. The Nonmetropolitan University’s Regional Engagement in the African Context: The Case of Cameroon // Geographies of University. Vol. 12. Knowledge and Space / ed. by P. Meusburger, M. Heffernan, L. Suarsana. Cham : Springer International Publishing AG, 2018.
Shutte A. Ubuntu : An Ethic for a New South Africa. Pietermaritzburg : Cluster Publications, 2001.
Sitoto T., More M. P. African Ethics. Handbook for the Code of Professional Ethics. Scottsville : The Unilever Ethics Centre University of Natal, 2002.
Teferra D., Altbach P. G. African Higher Education : Challenges for the 21st Century // Higher Education. 2004. Vol. 47. No. 1. Pp. 21–50.
Tutu D. No Future without Forgiveness. London : Rider Random House, 1999.
United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Prospects 2019: Highlights. ST/ESA/SER.A/423 [Электронный ресурс]. URL: https://population.un.org/wpp/Publications/Files/WPP2019_Highlights.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
Venter E. The Notion of Ubuntu and Communalism in African Educational Discourse // Studies in Philosophy and Education. 2004. Vol. 23. No. 2–3. Pp. 149–160.
Wiredu K. Philosophy and African Culture. Cambridge : Cambridge University Press, 1980.
* Для цитирования: Береговая О. А., Ерохин А. К. Концепция убунту как ответ африканской философии образования на вызовы глобальных изменений // Век глобализации. 2024. № 2. С. 141–150. DOI: 10.30884/vglob/2024.02.11.
For citation: Beregovaya O. A., Erokhin A. K. The Concept of Ubuntu as an Answer of African Philosophy of Education to the Challenges of Global Change // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2024. No. 2. Pp. 141–150. DOI: 10.30884/vglob/2024.02.11 (in Russian).