DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2024.02.05
Алешковский Иван Андреевич – к. э. н., директор Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: aleshkovski@yandex.ru.
Борисенко Елена Алексеевна – советник директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». E-mail: borisenko@institutdetstva.ru.
Гаспаришвили Александр Тенгизович – к. ф. н., зам. директора Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры социологии РУДН имени Патриса Лумумбы, с. н. с. Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. E-mail: gasparishvili@yandex.ru.
Крухмалева Оксана Валерьевна – к. соц. н., зав. отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры социологии РУДН имени Патриса Лумумбы. E-mail: kruhoks@yandex.ru.
Москаленко Лидия Сергеевна – специалист аналитического отдела ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». E-mail: moskalenko@institutdetstva.ru.
Савина Наталья Евгеньевна – научный сотрудник Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: savina.opinio@yandex.ru.
В статье представлены результаты исследования современного состояния и возможностей продвижения русского языка и образования на русском языке в африканских странах. Рассмотрены особенности взаимодействия с 13 африканскими странами и выявлены исторические, социальные, экономические предпосылки развития образовательного сотрудничества. Оценены наиболее перспективные направления взаимодействия России с каждой страной по продвижению русского языка и образования, исходя из ее конкретных особенностей и потребностей, а также интересов России в этой стране. Показано, что, несмотря на значительную временную паузу в двусторонних контактах, на Африканском континенте российское образование имеет конкурентные преимущества. По результатам исследования предложены меры по реализации потенциала русского языка и образования как «мягкой силы» России в Африке и в мире в целом.
Ключевые слова: русский язык, образование, Россия, Африка, «мягкая сила», взаимодействие, глобальная конкуренция, ресурсы, партнерство, гуманитарные контакты.
PROMOTION OF THE RUSSIAN LANGUAGE
AND RUSSIAN EDUCATION IN AFRICA IN NEW REALITIES
Ivan А. Aleshkovsky – Ph.D. in Economics, Director of the Center for Education Development Stategy of Lomonosov Moscow State University. E-mail: aleshkovski@yandex.ru.
Elena A. Borisenko – an advisor to the Director of the Institute for the Study of Childhood, Family and Education. E-mail: borisenko@institutdetstva.ru.
Alexander Т. Gasparishvili – Ph.D., Deputy Director of the Center for Education Development Strategy of Lomonosov Moscow State University, Associate Professor at RUDN University, Senior Researcher at Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of Russian Academy of Sciences. E-mail: gasparishvili@yandex.ru.
Oksana V. Krukhmaleva – Ph.D. in Sociology, Head of the Department of the Center for Education Development Strategy of Lomonosov Moscow State University, Associate Professor at RUDN University. E-mail: kruhoks@yandex.ru.
Lidiya S. Moskalenko – specialist of Analytical Department of Institute for the Study of Childhood, Family and Education. E-mail: moskalenko@institutdetstva.ru.
Natalya E. Savina – research fellow of the Center for Education Development Strategy of Lomonosov Moscow State University. E-mail: savina.opinio@yandex.ru.
The article presents the results of a study of the current state and opportunities for the promotion of the Russian language and education in Russian language in African countries. The peculiarities of interaction with 13 African countries are examined and the historical, social, and economic prerequisites for the development of educational cooperation are identified. The most promising areas of Russia's cooperation with each country to promote the Russian language and education based on its specific characteristics and needs, as well as on Russia's interests in this country are evaluated. The authors show that despite a significant temporary pause in bilateral contacts, the Russian education on the African continent has competitive advantages. Based on the results of the study, measures were proposed to realize the potential of the Russian language and education as Russia's ‘soft power’ in Africa and in the world as a whole.
Keywords: Russian language, education, Russia, Africa, ‘soft power’, interaction, global competition, resources, partnership, humanitarian contacts.
Введение
В современных геополитических реалиях
Россия демонстрирует выраженный интерес к поиску новых путей и форм разностороннего
взаимодействия со странами Африки, Азии и Латинской
Америки. На Африканском континенте особенно важным является опыт сотрудничества,
накопленный в советский период, наличие «поколенческой памяти» о советских специалистах
и помощи в становлении государственности африканских стран. Развитие экономических
и торговых связей, активизация гуманитарных контактов, в том числе изучение русского
языка
и обучение африканских студентов, является одним из наиболее перспективных направлений
развития сотрудничества [Африка… 2023].
Язык является важнейшим инструментом человеческого взаимодействия. Это не только средство коммуникации, в нем отображается духовная культура народа, многовековая история каждой нации [Мид 2009; Гришаева 2018]. Вместе с тем язык в современном обществе – это социальное явление, которое неразрывно связано с существующими социальными отношениями, это действенный инструмент «мягкой силы» [Nye 2021], средство политического давления и решения геополитических задач, один из наиболее сильных и эффективных инструментов в межнациональном взаимодействии, в том числе как определенный элемент санкционного давления на страну и ее экономику [Клячко 2020; Gauttam et al. 2023].
В этой связи русский язык и образование в полной мере реализуют свой потенциал «мягкой силы», формируя современное поколение африканцев, интересующихся Россией и разделяющих ее ценности, приобщающихся к ее традициям. Поскольку в процессе обучения формируется картина мира, то использование образовательной сферы – наиболее благоприятное поле деятельности не только для формирования представлений о мире, но и для продвижения идей России о новом справедливом миропорядке.
Обозначенная актуальность рассматриваемой темы позволила сформулировать проблемную ситуацию исследования – поиск путей и форм гуманитарного сотрудничества России и Африки с учетом имеющегося опыта и особенностей каждой отдельной страны-партнера и интересов России в стране. Целью статьи является анализ современных возможностей реализации продвижения русского языка и российского образования на примере африканских стран.
Методологическая основа исследования
Методологическая основа исследования имеет комплексный характер. В качестве основных элементов анализа в исследовании выделялись экономические, политические, территориальные, природные, логистические, финансовые, социальные и культурные показатели, характеризующие каждую страну. Для поиска необходимой информации использовался метод анализа документов[1]. В данной статье основной акцент сделан на рассмотрении языковых и образовательных факторов. Исследование носило пилотный характер. В выборку проекта были включены 13 стран Африканского континента – дружественные или нейтральные, с которыми РФ развивает экономические и гуманитарные контакты. Отобранные страны представляют практически все регионы (за исключением Южной Африки): Северная Африка – Тунис; Восточная Африка – Кения, Мозамбик, Танзания, Замбия, Уганда; Средняя Африка – Ангола, Демократическая Республика Конго, Республика Конго; Западная Африка – Гана, Кот-д’Ивуар, Мали, Сенегал. Перечень и основные характеристики стран представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные характеристики стран, отобранных для анализа
Страна |
Официальный(-ые) язык (-и) |
Членство |
Возрастная структура населения |
||
0–14 лет |
15–64 лет |
65 лет |
|||
Демократическая Республика Конго |
французский |
Франкофония[3] |
45,99 |
51,52 |
2,49 |
Объединенная
Республика |
суахили,
|
Содружество наций[4] |
41,5 |
55,15 |
3,35 |
Республика
|
португальский |
Лузофония[5] Содружество наций (статус кандидата) |
47,18 |
50,49 |
2,33 |
Республика
|
английский |
Франкофония (статус наблюдателя) Содружество наций |
37,72 |
57,92 |
4,36 |
Республика
|
английский |
Содружество наций |
42,49 |
54,77 |
2,74 |
Республика
|
английский, суахили |
Содружество наций |
36,45 |
60,26 |
3,28 |
Республика
|
французский |
Франкофония |
40,44 |
56,15 |
3,41 |
Республика Кот-д’Ивуар |
французский |
Франкофония |
36,65 |
60,4 |
2,95 |
Республика
|
до
2023 г. – французский, |
Официально вышла из Франкофонии в 2023 г. |
47,05 |
49,88 |
3,07 |
Республика
|
португальский |
CPLP – Лузофония |
45 |
52,1 |
2,9 |
Республика
|
французский; статус национального языка имеют также |
Франкофония |
41,19 |
55,46 |
3,34 |
Тунисская
|
арабский |
Франкофония |
24,77 |
65,26 |
9,98 |
Республика
|
английский |
Содружество наций |
47,3 |
50,31 |
2,39 |
Программа исследования предполагала определение общих и специфических (отличительных) факторов, которые оказывают влияние на особенности развития взаимных гуманитарных контактов и способствуют / затрудняют продвижение русского языка и образования на континенте и в каждой отдельно взятой стране.
Среди общих факторов были выделены:
1. Историческое прошлое и связь с бывшими метрополиями. Все 13 стран являются бывшими колониями Франции, Великобритании или Португалии. По разным оценкам, на континенте говорят на 2000 языков [Африка… 2023: 33], но практически все страны признают в качестве государственного один из европейских языков. Среди выделенных стран исключением является Республика Мали, которая в 2023 г. официально разорвала отношения с Францией, вышла из Франкофонии и перешла на национальные языки (бамбара и др.), а также Тунисская Республика, в которой официальным языком является арабский (с 2000 г.). Языковые особенности, отражающие их исторические связи с бывшими метрополиями, во многом определяют конкурентную ситуацию в приобщении к другим языкам, особенно в сфере образования.
2. Значительное преобладание в структуре населения детей и молодежи (за исключением Туниса) [см. табл. 1]. Следовательно, для таких стран особенно важно развитие образовательного сектора, в том числе с привлечением негосударственных ресурсов, фондов и объединений.
3. Все страны имеют достаточно низкие показатели в образовательной сфере и находятся на этапе построения собственной модели образования. Наиболее благополучная ситуация в образовательной сфере наблюдается в Тунисе и существенно отличает его от других стран в выборке. По данным международных сравнительных исследований, страны Африки, особенно к югу от Сахары, имеют самый низкий уровень охвата образованием в мире. «В 2019 г. около 105 млн детей начального и среднего школьного возраста в Африке не посещали школу, что составляло 41 % от общемирового числа таких детей. Лишь 41 % начавших обучение получают неполное среднее образование, а полное – 23 %. Отдельно стоит отметить вероятность достижения последнего класса начальной школы, которая для стран Африки к югу от Сахары составила только 56 % в 2021 г. [Африка… 2023: 22]. Поэтому страны Африки заинтересованы не только в привлечении ресурсов в образовательную сферу, но и в расширении других образовательных сегментов – повышении квалификации отраслевых специалистов, организации дополнительного образования, подготовке педагогических кадров, расширении сети неформального образования.
4. Налаженные и долговременные исторические связи с Россией (СССР) в экономической, гуманитарной, военной сферах. Положительный опыт сотрудничества и наличие в странах людей, которые учились в СССР, имеют социальные и личные связи с Россией.
5. Заинтересованность большинства стран в развитии контактов с Россией, в том числе в образовательной сфере, принятие конкретных шагов по сближению с РФ и наличие взаимных договоренностей о совместной деятельности на разных уровнях (правительственном, ведомственном, отдельных компаний и организаций).
В качестве специфических факторов обозначены следующие:
1. Интерес к русскому языку и культуре в стране.
2. Наличие представительств российских организаций, занимающихся гуманитарными контактами (представительств фонда «Русский мир» и Россотрудничества), а также местных обществ дружбы, объединений выпускников российских вузов и т. д.
3. Образовательные потребности стран в контексте отдельных отраслей экономики, уровней образования и форм подготовки.
4. Налаженное взаимодействие вузов России с образовательными организациями страны.
5. Возможности организации очного и дистанционного обучения в стране, подготовительных курсов, частных школ, филиалов вузов.
6. Конкурентная среда в области образования и языка со стороны других государств (Китая, США, Франции, Великобритании, Германии, Португалии, Турции, Индии, ОАЭ, Японии), активно работающих в Африке.
Особенности взаимодействия России и Африки в образовательной сфере
В исторической ретроспективе
Россию и Африку связывают долгие и многосторонние отношения. Трудно переоценить
роль СССР в освобождении стран Африканского континента от колониальной зависимости.
Как российские [Петрик 2007; История… 2010], так и зарубежные авторы [Nkuna,
ShaiSouth 2021] отмечают
планомерную и целенаправленную политику СССР на континенте после Второй мировой
войны и вплоть до середины 1980-х гг. В период с 1950 г. до конца 1980-х гг. в вузах СССР получили образование около
80 тыс. африканцев [Россия… 2019]. Студенты из Африки в этот период
составляли в российских вузах более 20 % иностранных учащихся [Академическая… 2016].
Об успешности реализации
экспортного потенциала образования свидетельствует тот факт, что
к 1990 г. СССР занимал третье место
в мире (после США и Франции) по привлечению иностранных студентов (11 % от общей
численности иностранных студентов).
В программной статье президента России В. В. Путина к форуму «Россия – Африка 2023» отмечается, что «партнерские связи нашей страны с Африкой имеют прочные, глубокие корни и во все времена отличались стабильностью, доверием и доброжелательностью. Мы последовательно поддерживали африканские народы в их борьбе за освобождение от колониального гнета, оказывали содействие в становлении государственности, в укреплении суверенитета и обороноспособности» [Путин 2023].
Изменения произошли в 1990-е гг., когда распад СССР и внутренние политические процессы в России привели к свертыванию государственных программ обучения иностранных студентов и, следовательно, к резкому сокращению числа иностранных студентов с 126 500 человек в 1990 г. до 39 400 человек в 1992 г. [Токарева, Дорохина 2015] в вузах страны. Динамика изменения численности иностранных студентов приведена в табл. 2 [Академическая… 2016; Арефьев 2018; 2020]. В африканских же странах отказ от экспортной образовательной политики РФ повлек фактическую утрату образовательных организаций, открытых в период СССР, или же переориентацию их деятельности на другие страны (прежде всего США и КНР), которые использовали открывшиеся возможности [Schulmann 2017; Sehoole, Lee 2021].
Таблица 2
Численность
иностранных обучающихся в вузах СССР и России за период
1950–2023 гг., в том числе доля студентов из африканских стран
Временной период |
Численность иностранных |
Численность африканских |
с 1950 по 1960 г. |
5900 |
Более 60 000 |
с 1961 по 1970 г. |
13 500 |
|
с 1971 по 1980 г. |
26 200 |
|
с 1981 по 1989 г. |
88 300 |
|
1990–1991 г. |
126 500 (из них 89 600 в РСФСР) |
20 000 |
1992 г. |
39 400 |
7800 |
2000/2001 уч. г. |
72 400 |
4282 |
2007/2008 уч. г. |
101 182 |
9000 |
2011/2012 уч. г. |
125 538 |
10 000 |
2015/2016 уч. г. |
240 000 |
12 172 |
2017/2018 уч. г. |
256 864 |
13 252 |
2018/2019 уч. г. |
282 295 |
17 580 |
2021/2022 уч. г. |
395 263 |
27 000 |
2022/2023 уч. г. |
351 127 |
28 360 |
2023/2024 уч. г. |
355 000 |
34 360 |
* Составлено авторами на основании открытых данных.
Относительно современного периода развития отношений исследователи отмечают, что растущая тенденция усиления роли Африки на международной арене открывает для России ряд новых возможностей в экономической и политической сферах. Особое значение в этом процессе имеет приоритетный проект «Экспорт образования» [Паспорт… 2018]. По планам проекта к 2025 г. количество иностранных студентов в стране должно увеличиться до 700 тыс. человек, а число слушателей онлайн-курсов – вырасти до 3,5 млн человек.
Взаимодействие России и Африки на современном этапе
Африканские студенты составляют порядка 10–11 % всех иностранных обучающихся в вузах России [Арефьев 2020; Корягина, Королев 2019]. По данным на 2020 г. на Россию приходилось только порядка 4 % всех африканских студентов, участвующих в программах мобильности.
Переходя непосредственно к рассмотрению места и роли России в странах Африки, необходимо отметить, что со всеми обследуемыми странами установлены рабочие взаимоотношения, имеющие многолетнюю историю. Несмотря на временную утрату Россией своих позиций в Африке, у правительств этих стран есть потребность и желание восстановить взаимодействие и вывести контакты на новый уровень. Проведенный анализ показывает, что в обследуемых странах не утрачен интерес к получению российского образования. В большинстве стран есть общественные силы, которые готовы способствовать развитию гуманитарных контактов – ассоциации соотечественников (Уганда, Танзания), объединения выпускников российских вузов (Тунис), женские и молодежные организации, деятельность которых направлена на сохранение русского языка и культуры в стране. Свидетельством такой работы является активное содействие в открытии Центров открытого образования на русском языке, языковых программ обучения, привлечение граждан стран к изучению русского языка и участию в различных мероприятиях по приобщению к русской культуре и образованию.
Однако охват по странам и регионам Африки неоднороден. Представительства Россотрудничества и Российские центры науки и культуры (РЦНК) (Русские дома) работают в Замбии, Республике Конго, Тунисе, Танзании, Мали. Представительство фонда «Русский мир» на континенте открыто в Танзании. Кабинеты «Русского мира» действуют в ДРК, Замбии, Кении, Республике Конго, Уганде, Танзании. В то же время по состоянию на начало 2024 г. в таких странах, как Ангола, Гана, Кения, Кот-д’Ивуар, Мозамбик, Сенегал, базовых российских организаций сотрудничества фактически нет. Гуманитарную деятельность там ведут российские посольства.
Вместе с тем необходимо отметить, что текущая ситуация по продвижению образования и языка как мягкой силы России существенно отличается от прошлого опыта времен СССР. Изменение расстановки сил на мировой арене и борьба большинства развивающихся стран за суверенитет диктуют необходимость более точечного, индивидуального взаимодействия с учетом особенностей страны, ее экономических, политических, социальных интересов [Ручкин 2019]. Кроме того, по оценкам аналитиков, именно Африка в настоящее время является крупнейшим импортером услуг образования, и эта тенденция будет сохраняться еще длительное время [Африка… 2023].
В рамках реализации курса внешней политики России на усиление взаимодействия со странами Африки в период 2021–2023 гг. инициирован целый ряд гуманитарных мероприятий: налажено системное взаимодействие вузов и научных организаций РФ с ключевыми вузами стран-партнеров; установлены научные контакты; российский бизнес, работающий на африканском рынке, вовлекается в реализацию образовательной деятельности, в повышение квалификации специалистов, в обучение их русскому языку, привлекается к участию в стипендиальной и грантовой поддержке студентов. В 2021 г. на базе 12 российских вузов и научных центров был сформирован Российско-Африканский сетевой университет, в задачи которого входит создание единого образовательного и научного пространства, развитие академической и студенческой мобильности, содействие межкультурному диалогу [Мост… 2021].
К началу 2024 г. во всех 13 странах, включенных в выборку исследования, открылись Центры открытого образования на русском языке на базе общественных организаций или кафедр университетов. Всего же планируется создание 28 таких центров в период с 2023 по 2026 г. [План… 2023]. В перспективе заложены также открытие филиалов российских вузов и создание частных школ.
В 2023 г. существенно увеличились квоты на обучение иностранных студентов в вузах России. Для студентов из стран Африки квота возросла практически в два раза – с 2300 мест в 2022 г. до 4720 мест в 2023 г. (табл. 3). Наибольшее количество бюджетных мест среди обследуемых стран получили Ангола, Республика Конго, Мали [Экспорт… 2017; Арефьев 2020].
Таблица 3
Численность студентов из обследуемых стран в РФ (чел.) по годам
Страна |
2015/2016 |
2018/2019 |
2022/2023* |
|
Демократическая Республика Конго |
415 |
495 |
259 |
|
Объединенная Республика Танзания |
127 |
114 |
Более 400 |
|
Республика Ангола |
1438 |
1335 |
1300 |
|
Республика Гана |
962 |
1148 |
Более 800 |
|
Республика Замбия |
763 |
779 |
900 |
|
Республика Кения |
234 |
243 |
121 |
|
Республика Конго |
814 |
1043 |
1500 |
|
Республика Кот-д’Ивуар |
555 |
891 |
417 |
|
Республика Мали |
123 |
173 |
Около 200 |
|
Республика Мозамбик |
140 |
179 |
150 |
|
Республика Сенегал |
78 |
283 |
Более 100 |
|
Тунисская Республика |
1065 |
1350 |
1024 |
|
Республика Уганда |
65 |
75 |
75 |
*Приводится авторами на основании открытых данных в СМИ.
Сравнительный анализ
Выделение особенностей стран, включенных в выборку исследования, позволило конкретизировать основные возможности и барьеры по продвижению в них русского языка и российского образования. Данные оценки носят рекомендательный характер и направлены на повышение эффективности реализации внешней политики России в гуманитарной сфере в этом регионе.
Республика Ангола. Страна строит свою собственную модель образования. Основные проблемы: дефицит профессиональных кадров на всех уровнях образования, недостаточное количество вузов, низкий уровень образования и грамотности населения. Вместе с тем курс руководства страны на расширение взаимоотношений с российским бизнесом диктует необходимость подготовки местных специалистов, владеющих русским языком. Для студентов из Анголы востребованными являются прежде всего инженерные и технические специальности. Поэтому перспективной является организация обучения русскому языку на их родине. Помимо русского языка необходимы курсы подготовки по математике, физике, химии, ИТ. Курсы русского языка для взрослых в формате ДПО также представляются перспективными. Применение онлайн-технологий в стране для образовательных целей пока затруднительно, соответственно, такую работу необходимо будет организовывать в очном формате (например, на базе филиальной сети российских вузов).
Республика Гана. У России и Ганы богатая история отношений, особенно в области образования, культуры и в военной сфере, и страны делают все возможное для их возрождения во многих областях, где они могут выиграть от сотрудничества. Продвижение русского языка в системе образования Ганы требует совместных усилий вузов, правительства и соответствующих организаций. Вместе с тем в стране достаточно сильны позиции других стран (Турция, Китай). Основными барьерами, влияющими на позиции русского языка в Гане, являются его слабая востребованность в деловых кругах страны и отсутствие системной методической поддержки организации обучения.
Демократическая Республика Конго. В последние годы отмечается рост интереса российских компаний к реализации проектов на территории страны. Основными ограничениями совместной работы выступают вопросы обеспечения безопасности и отсутствие благоприятных условий для ведения бизнеса. В стране имеется широкий задел со стороны НКО и общественных организаций, налажены работа российских вузов и научных организаций, взаимодействие в культурной сфере. Ведение образовательной деятельности возможно преимущественно на бесплатной основе (население не готово платить даже за базовое начальное образование). Организация дистанционного формата работы возможна на базе образовательных организаций при соответствующем оборудовании классов и выделении средств на подключение выделенной интернет-сети. В целом можно предположить, что спрос на изучение русского языка в стране будет формироваться, исходя из активности бизнес-контактов и открытия российских предприятий в стране.
Республика Замбия. Страну можно отнести к группе с наиболее благоприятными и разносторонними возможностями по взаимодействию в гуманитарной сфере. К преимуществам относятся стабильная политическая ситуация, разнообразные культурные и образовательные связи с Россией, заинтересованность бизнеса в развитии двусторонних контактов. В целом совместные проекты в экономике могут быть эффективным инструментом для продвижения русского языка. В стране активно реализуется программа цифровизации образования. Поэтому онлайн-образование в формате различных курсов и дистанционного обучения также способствует вхождению российских образовательных организаций и продвижению русского языка.
Республика Кения занимает неустойчивую позицию по отношению к связям с РФ. Однако в стране сохраняется интерес к получению российского образования и русскому языку. Кения является одной из немногих стран в Африке, где доступна сдача тестирования на владение различными уровнями языка в онлайн-формате на сайте Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) с получением сертификата государственного образца. Также страна стала фактически первым африканским государством, из которого на организованной основе привлекаются трудовые мигранты в РФ. В 2024 г. власти Кении планируют направить в Россию до 10 тыс. граждан для дальнейшего трудоустройства по рабочим специальностям. Соответственно, при положительном результате этого опыта изучение русского языка в форме ДПО будет весьма полезным и востребованным.
Республика Конго. Страна открыта к развитию отношений в любых доступных сферах. Дополнительным стимулом активизации сотрудничества является развитие применения цифровых технологий в образовании. Со времен СССР в стране сохраняется значительное количество людей, владеющих русским языком. По неофициальным оценкам, таковых насчитывается порядка 7000 человек, есть опыт подготовки учителей русского языка и разработки методических пособий для обучения.
Республика Кот-д’Ивуар. В настоящее время интерес к России, ее культуре и языку находится на стадии формирования. Наиболее активно развивается сотрудничество в вузовском секторе. За 2022–2023 гг. подписано значительное число соглашений о научном и образовательном сотрудничестве между университетами. Преимуществом страны является рост использования Интернета, в том числе в сфере образования. Это снижает образовательное неравенство, в том числе в сельских районах, и способствует вовлеченности в процесс обучения значительного числа граждан страны. По итогам второго саммита «Россия – Африка» обсуждается возможность запуска в ряде вузов Кот-д’Ивуара онлайн-платформы для изучения русского языка.
Республика Мали. Отношения двух стран отличаются долговременной и всесторонней поддержкой. В настоящее время русский язык преподается в лицеях и вузах. При содействии РУДН имени Патриса Лумумбы в стране открыты постоянные курсы русского языка на базе центров «Русское пространство». Однако нестабильная политическая ситуация в стране, высокий уровень террористической угрозы, преступности не позволяет в полной мере реализовать имеющийся потенциал. Представляется, что нужны несколько другие мотивы и стимулы для продвижения русского языка и образования в стране. Создание комфортных условий обучения будет способствовать привлечению детей к обучению. Помощь в технической оснащенности аудиторий, а также подготовка учителей будут весьма востребованы в стране и могут существенно поддержать интерес к изучению русского языка. Вместе с тем имеющийся опыт преподавания русского языка в период СССР позволяет утверждать, что население положительно реагирует на совместные образовательные проекты, а перспектива трудоустройства на предприятиях с российским участием или получение высшего образования в России выступят дополнительными стимулами к изучению языка и приобщению к культуре России.
Республика Мозамбик. В настоящее время является одним из самых перспективных регионов в Африке для России. Экономика страны остро нуждается в квалифицированных специалистах и имеет позитивный опыт их подготовки в СССР. Инвестиционная политика страны также открыта для бизнеса и сотрудничества. Освоение русского языка у населения вызывает определенный интерес. С учетом ограниченных образовательных возможностей в стране для местных абитуриентов обучение в России представляет значимый интерес в решении проблем академической мобильности. Кроме того, страна испытывает острый дефицит педагогических кадров, поэтому особенно востребована будет подготовка учителей-предметников, и российские специалисты могут оказать в этом конкрет-ную помощь.
Республика Сенегал. Интерес к русскому языку в стране (в сравнительном отношении с другими странами Африки) высокий и сохранился еще со времен СССР. В программы обучения в Сенегале был включен раздел по изучению истории и географии СССР (в 1961 г.). По оценочным данным, в настоящее время в стране около 6 000 учащихся осваивают русский язык как иностранный, работают более 100 преподавателей. Реализуется проект «Российская неделя математики, физики и компьютерных наук»[6] для старшеклассников, изучающих русский язык. В стране существует должность «государственный инспектор русского языка Республики Сенегал». Активно развивается дистанционное образование. Ограничениями для продвижения русского языка и российского образования являются отсутствие учебно-методического материала, нехватка учителей русского языка, слабое развитие контактов с учебными заведениями РФ. Еще одним важным барьером является плотная конкурентная среда с английским, немецким, китайским и арабским языками.
Объединенная Республика Танзания. Страна заинтересована в развитии и укреплении связей с РФ в различных сферах и готова обсуждать разнообразные меры для поддержки российского бизнеса. Инвестиционная политика открыта для бизнеса, предусмотрены налоговые льготы и возможность работать в государственно-частном секторе. Интерес к русскому языку в стране (в сравнительном отношении с другими странами Африки) достаточно высокий и стабильный. С 2013 г. по распоряжению правительства страны русский язык может преподаваться в вузах как иностранный наравне с другими языками. В стране есть отели с русскоговорящим персоналом, в ресторанах и кафе – меню на русском языке. В 2023 г. на саммите «Россия – Африка» обсуждалось создание образовательной платформы, на базе которой планируется сформировать кафедры русского языка в вузах Танзании. Ограничения: необходимы разработанные программы обучения русскому языку как иностранному в школах с возможностью фиксации результатов обучения в документе об образовании.
Тунисская Республика. Страна готова развивать обучение русскому языку в сегменте среднего и высшего образования, а также дополнительного образования для взрослых. Но для этого необходимы развитие учебно-методического сопровождения, подготовленные педагогические кадры, а также экономическая мотивация для изучения русского языка (совместные предприятия, торговля, обучение в России, культурное взаимодействие). В лицеях Туниса с 2003 г. русский язык получил статус третьего иностранного, который могут выбрать учащиеся. В текущем учебном году (2023/2024) русский язык в Тунисе преподается в 15 лицеях в 10 городах, а количество учеников, изучающих русский язык, составляет 1153 человека. В 2022 г. официально зарегистрирована Тунисская ассоциация преподавателей русского языка и литературы, ставшая членом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Основная проблема при таком интересе к русскому языку – это подготовка и повышение квалификации преподавателей, а также обновление методической базы с учетом современных технологий и возможностей организации образовательного процесса.
Республика Уганда. Страна заинтересована в целом ряде проектов и инвестиций со стороны России. Уже работают совместные предприятия с участием российских специалистов, налажены контакты в продвижении русского языка, есть опыт преподавания его в школах и вузах страны. В 2023 г. реализуется научно-образовательная инициатива для Уганды – проект по апробированию и использованию российских научных, научно-технических и инновационных решений и разработок. Исследования привязаны к потребностям ключевых отраслей национальной экономики Уганды, таким как сельское хозяйство и минерально-сырьевой комплекс. На уровне школьного образования и СПО обучение русскому языку может быть вполне востребовано, особенно если оно будет реализовано с улучшением существующей инфраструктуры и квалифицированными педагогическими кадрами. Ограничением является конкурентная среда со стороны других стран.
Таким образом, проведенный выборочный анализ позволяет сделать ряд выводов и предложений.
1. Интерес к русскому языку, культуре и образованию в Африке сохраняется и имеет хорошие перспективы развития.
2. При продвижении языка и образования необходимо учитывать страновые особенности политического, экономического, социального характера (безопасность, уровень жизни населения и его образовательные потребности).
3. В разных странах будут востребованы различные уровни обучения и формы подготовки – дополнительное образование, обучение школьников, подготовка абитуриентов для поступления в вузы РФ, повышение квалификации для специалистов, подготовка учителей-предметников и учителей русского языка, обучение русскому языку работников совместных предприятий и т. п.
4. При планировании работы по продвижению российского образования и русского языка необходимо учитывать наличие и насыщенность конкурентной среды в стране, предоставляемые другими странами возможности и инфраструктурное обеспечение. Германия, Франция, Великобритания, Китай, Турция, Индия ведут во многих африканских странах системную работу по продвижению своих языков и культуры, предоставляя различный спектр возможностей и программ обучения, специализации и направленности на различные цели (образовательные, профессиональные, культурно-развлекательные).
5. Необходимо активное участие российского бизнеса в гуманитарной работе – например, предоставление стипендий для студентов, организация профильной подготовки и обучения на территории страны, стимулирование работников со знанием русского языка.
6. Полезна разработка «дорожных карт» по продвижению языка и образования с учетом всех особенностей конкретной страны, а также создание современных учебных пособий, онлайн-платформ и других инструментов, которые бы способствовали увеличению доступности образования и повышению заинтересованности населения в освоении русского языка.
Литература
Академическая мобильность иностранных студентов в России [Электронный ресурс] : НИУ ВШЭ. Факты образования. 2016. Вып. 7 (июль). URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf (дата обращения: 15.12.2023).
Арефьев А. Л. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 409–435.
Арефьев А. Л. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник. Вып. 17. М. : Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2020.
Африка 2023. Возможности и риски: экспертно-аналитический справочник / под общ. ред. А. А. Маслова. 2-е изд., доп. М. : Изд. дом ВШЭ, 2023.
Гришаева Е. Б.
Язык как инструмент реализации политической власти и как объект воздействия политики
// Язык и культура. 2018. № 41. С. 55–71. DOI: 10.17223/
19996195/41/4.
История внешней политики СССР и России в 1985–1999 гг. Проблемы, решения, результаты / под ред. А. В. Торкунова. М. : Фонд современной истории, 2010.
Клячко Т. Л., Батанов А. В. Международное образование. Экспорт российского образования: мягкая
сила vs жесткие барьеры // Аккредитация в образовании. 2020.
№ 2. С. 14–21.
Корягина И. А., Королев Г. В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 170–181. DOI: 10.22394/ 2304-3369-2019-2-170-181.
Мид Дж. Г. Избранное. М. : ИНИОН РАН, 2009.
Мост в Африку: создан Российско-Африканский сетевой университет [Электронный ресурс] : Официальный сайт Минобрнауки. 2021. 24 августа. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/38986/ (дата обращения: 15.01.2024).
Паспорт Федерального проекта «Экспорт образования». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. URL: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения: 15.01.2024)
Петрик В. В. Высшее образование СССР как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки кадров специалистов (конец 1950-х – начало 1990-х годов) [Электронный ресурс] : Вестник Томского государственного политехнического университета. 2007. № 7(70). С. 132–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vysshee-obrazovanie-sssr-kak-faktor-ukrepleniya-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-oblasti-podgotovki-spetsialistov-konets-50-h-nachalo (дата обращения: 15.01.2024).
План действий Форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 годы [Электронный ресурс] : Официальный сайт Кремля. 2023. 28 июля. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5971 (дата обращения: 15.01.2024).
Путин В. В. Россия и Африка: объединяя усилия для мира,
прогресса и успешного будущего. Статья для средств массовой информации Африки в
преддверии форума «Россия-Африка 2023» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Кремля.
2023.
24 июля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71719
(дата обращения: 15.01.2024).
Россия – Африка: Общий взгляд в 2030 год. Экспертный доклад / ред. колл. А. М. Васильев, В. Ю. Зайцев и др. СПб., 2019.
Ручкин А. Б. Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Political Science. 2019. June 28. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.2.
Справочник YesTravel. Возрастная структура населения стран мира. Прогноз на 2023 год [Электронный ресурс]. URL: https://yestravel.ru/world/people/age_structure (дата обращения: 15.01.2024).
Токарева А., Дорохина О. Как иностранцы учились в СССР и России [Электронный ресурс] : Коммерсантъ. 2015. 24 апреля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2715297 (дата обращения: 15.01.2024).
Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 7. М. : Центр социологических исследований, 2017.
Gauttam P., Singh B., Singh S., Bika Sh., Tiwari R. P. Education as a Soft Power Resource: A Systematic Review // Heliyon. 2023. July 27. DOI: http://dkh.doi.org/10.2139/ssrn.4513129.
Nkuna V. M., ShaiSouth K. B. Africa’s Engagement with Russia in the Era of the “New Dawn” // Journal of Public Affairs. 2021. Vol. 21(2). e2176. DOI: https://doi.org/10.1002/pa.2176.
Nye J. S. Soft Power: the Evolution of a Concept // Journal of Political Power. 2021. Vol. 14(1). Pp. 196–208. DOI: 10.1080/2158379KH.2021.1879572.
Schulmann P. African Student Mobility: Regional Trends and Recommendations for U.S. HEIs [Электронный ресурс] : World Education News and Reviews. 2017. March 7. URL: https://wenr.wes.org/2017/03/african-student-mobility-insights-and-recommenda-tion-for-u-s-heis (дата обращения: 15.01.2024).
Sehoole Ch. T., Lee J. J. Intra-Africa Student Mobility in Higher Education Strengths, Prospects and Challenges: Strengths, Prospects and Challenges. N. p. : Palgrave MacMillan, 2021. DOI: 10.1007/978-3-030-78517-8.
* Для цитирования: Алешковский И. А., Борисенко Е. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Москаленко Л. С., Савина Н. Е. Продвижение русского языка и российского образования в Африке в новых реалиях // Век глобализации. 2024. № 2. С. 65–79. DOI: 10.30884/-vglob/2024.02.05.
For citation: Алешковский И. А., Борисенко Е. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Москаленко Л. С., Савина Н. Е. Promotion of the Russian Language and Russian Education in Africa in New Realities // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2024. No. 2. Pp. 65–79. DOI: 10. 30884/vglob/2024.02.05 (in Russian).
[1] В ходе исследования рассматривались следующие
виды информации: а) сведения, представленные на сайте МИД РФ в разделах «Сведения
о стране» и «Двусторонние отношения»;
б) информация, представленная на сайте Посольства РФ в стране в разделах «Публичные
мероприятия, новости, встречи» и «О работе школы при Посольстве»; в) публикации
в российских СМИ о стране и продвижении русского языка, культуры и образования в
ней; г) данные статистики, рейтингов; д) открытые источники данных (на иностранных
языках) в разрезе продвижения образования на иностранных языках, работы зарубежных
НКО и реализации основных международных программ в гуманитарной сфере.
[2] [Справочник...].
[3] Международная организация франкоязычных стран (l’Organisation internationale de la Francophonie).
[4] Содружество наций (Commonwealth of Nations) – добровольное межгосударственное объединение Великобритании и ее бывших колониальных владений.
[5] Содружество португалоязычных стран (CPLP – Comunidade dos Países de Língua Portuguesa, неофициальное название Lusofonia).
[6] Организаторы: Россотрудничество и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ).