DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2024.01.02
Пантин Владимир Игоревич – заведующий отделом сравнительных политических исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН. E-mail: v.pantin@mail.ru.
Лапкин Владимир Валентинович – кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН. E-mail: vvlh@politstudies.ru.
Объект исследования в данной статье – прогнозирование процессов изменения мирового порядка в период 2020–2040-х гг. Целью работы были определение и анализ наиболее вероятных сценариев дестабилизации старого и формирования нового миропорядка. Методология исследования включала применение циклически-волнового и мир-системного подходов, а также сравнительного политического анализа. Область применения результатов – анализ и прогноз изменения мирового порядка, влияния этого изменения на систему международных отношений, на развитие России и стран Запада. Дан обзор литературы по проблематике изменения мирового порядка. Определены основные сценарии дестабилизации и изменения мирового порядка, охарактеризованы ключевые вызовы международной безопасности, разработаны предварительные рекомендации по противодействию внутренней дестабилизации РФ. Особое внимание было уделено выявлению рисков, связанных с процессами дестабилизации и с быстрой нелинейной трансформацией мирового порядка. Результаты исследования могут быть использованы в рекомендациях органам государственной власти РФ, а также при разработке учебных курсов по политологии и международным отношениям. Научная и практическая значимость исследования состоит в выявлении основных вызовов безопасности для России в условиях происходящих изменений мирового порядка и в определении возможных способов противодействия внутренней социально-политической дестабилизации на территории РФ.
Ключевые слова: мировой порядок, мировая система, циклы, международные отношения, дестабилизация, центры силы, политические изменения, безопасность, Россия, США, БРИКС, ШОС.
Main scenarios of destabilization and changes in the world order
Vladimir I. Pantin, Vladimir V. Lapkin.
The subject of this article is a forecast of the processes of change in the world order in the period 2020–2040. The aim of the work is to identify and analyze the most likely scenarios for the destabilization of the old world order and the formation of a new one. The research methodology includes the use of cyclical wave and world-system approaches as well as comparative political analysis. The scope of application of the results is the analysis and forecasting of changes in the world order, the impact of these changes on the system of international relations, on the development of Russia and Western countries. The literature on the problems of changing the world order has been reviewed. The main scenarios of destabilization and changes in the world order have been identified, key challenges to international security have been characterized, and preliminary recommendations for countering internal destabilization in the Russian Federation have been developed. Special attention has been paid to identifying the risks associated with processes of destabilization and rapid nonlinear transformation of the world order. The results of the study can be used in recommendations to the government bodies of the Russian Federation, as well as in the development of training courses in political science and international relations. The scientific and practical significance of the study lies in the identification of the main security challenges for Russia in the context of the ongoing changes in the world order and in the developing of possible ways to counteract internal socio-political destabilization on the territory of the Russian Federation.
Keywords: world order, world system, cycles, international relations, destabilization, centers of power, political changes, security, Russia, USA, BRICS, SCO.
Введение
В настоящее время в российской и зарубежной научной литературе проблема определения и обоснования основных сценариев дестабилизации и изменения мирового порядка в период 2020–2040-х гг. разработана лишь фрагментарно и неполно. Во многом это связано с недостатками и пробелами существующих теорий мирового порядка и баланса сил, с доминирующим в научной литературе рассмотрением изменения баланса сил и динамики мирового порядка главным образом как линейно-поступательного и однонаправленного, а не волнообразного и многовекторного процесса. Это относится, в частности, к классическим работам и концепциям таких теоретиков политического реализма и неореализма, как Г. Моргентау (Morgenthau 1955), Г. Киссинджер (Kissinger 2014), М. Каплан (Kaplan 2005), К. Уолтц (Waltz 1979) и др. В большинстве работ западных (особенно американских) исследователей основное внимание уделено классификации и типологизации моделей мирового порядка и различных механизмов его поддержания с помощью обеспечения «баланса сил». При этом недостаточно учитывается или игнорируется постоянно меняющееся, крайне динамичное соотношение сил разных центров мировой системы, обусловленное периодическими технологическими, экономическими, геополитическими сдвигами, а также возникновение новых и деградация старых центров политической, экономической и военной силы. Во многих существующих теориях мирового порядка, особенно у американских авторов, более или менее явно присутствует ничем не обоснованная, по сути идеологическая посылка о весьма долговременной гегемонии США в качестве мирового лидера (см., например: Бжезинский 2010; Friedman 2009) и о «вечном» доминировании Запада.
Кроме того, в подавляющем большинстве работ процессы глобальной социально-политической дестабилизации и процессы изменения мирового порядка рассматриваются отдельно, изолированно друг от друга, без анализа их тесного взаимодействия, взаимовлияния и переплетения. В большинстве существующих теорий мирового порядка не учитывается циклически-волнообразный характер процессов дестабилизации и изменения мирового порядка. Соответственно, представленные в научной литературе сценарии изменения мирового порядка, как правило, основаны на линейной экстраполяции существующих тенденций мировой политики и развития системы международных отношений, например на представлениях о формировании «новой однополярности», «новой биполярности», «бесполярности» или «новой многополярности» (см., например: Тимофеев 2019; Brannon 2020), без учета нелинейного и многовекторного характера процессов дестабилизации старого и формирования нового мирового порядка. Как правило, в этих сценариях изменения мирового порядка не прослежена связь происходящих сдвигов в мировой политике и экономике с технологическими и геополитическими сдвигами, с конкретными фазами циклов эволюции мировой системы (см., например: Ежов и др. 2022); практически во всех сценариях отсутствует конкретная датировка наиболее вероятных периодов дестабилизации, а также точек поворота в развитии мировой системы и в изменении мирового порядка в 2020–2040-е гг.
В целом существующие теории мирового порядка и баланса сил имеют сравнительно низкий прогностический потенциал, на их основании крайне сложно делать верные среднесрочные и особенно долгосрочные прогнозы изменения миропорядка, поскольку эти теории, как правило, не учитывают множество факторов, приводящих к нелинейной динамике глобальных политических и экономических изменений. В результате многие события, кризисы, конфликты, потрясения рассматриваются как «абсолютно неожиданные», обусловленные случайностями или невероятным стечением обстоятельств. Отсюда, в частности, возникают представления о невероятных и принципиально непредсказуемых событиях, кризисах и потрясениях типа «черного лебедя» (Taleb 2007), о том, что международные конфликты и кризисы связаны исключительно с произвольными действиями и ошибками отдельных политиков и т. п.
В то же время в работах Дж. Арриги (Arrighi 1994), С. Хантингтона (Huntington 1996), Дж. Модельски и У. Р. Томпсона (Modelski, Thompson 1996), А. Г. Франка (Frank 1998), Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева и С. В. Циреля (Гринин и др. 2011), Р. Далио (Dalio 2021) показано, что процессы изменения мировой системы и мирового порядка носят ярко выраженный нелинейный, циклически-волнообразный характер. Кроме того, в этих и в ряде других работ (см.: Кокошин, Панов 2014) учитывается сложное и динамичное взаимодействие между разными цивилизациями и между различными государствами Запада и Востока. В частности, в работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (Huntington 1996) сделан общий прогноз о формировании в XXI в. полицентричного и многоцивилизационного мирового порядка, а также о деградации прежней неолиберальной и «униполярной» модели глобализации как наиболее вероятного сценария. Тем не менее конкретный анализ циклов и волн дестабилизации и изменения мирового порядка, позволяющий верно прогнозировать перспективы, риски и поворотные точки этого изменения в переломный и динамичный период 2020–2040-х гг., в научной литературе не разработан.
Актуальность решаемой задачи прогнозирования наиболее вероятных сценариев дестабилизации и изменения мирового порядка, а также связанных с этим рисков и вызовов социально-политической безопасности России и других государств определяется тем, что в условиях постепенного размывания и деградации прежнего «униполярного» миропорядка (см., например: Acharya 2014; Reich, Lebow 2014; Кокошин 2014), фрагментации мировой системы на отдельные, нередко противостоящие друг другу региональные и меж-региональные союзы, военно-политические коалиции и блоки возникают новые многочисленные кризисы и конфликты, которые уг-рожают как внутриполитическому и социально-экономическому развитию отдельных государств, так и международной безопасности в целом. Без научно обоснованного прогнозирования наиболее вероятных сценариев изменения мирового порядка, основных рисков и угроз, связанных с этими процессами, а также без выработки на этой основе мер по уменьшению последствий глобальной и внутристрановой дестабилизации, политика отдельных стран, союзов государств и международных организаций будет неэффективной, чреватой обострением многочисленных кризисов и конфликтов вплоть до разрушительных потрясений, опасных военных столкновений и противостояний.
Научная новизна решаемой задачи состоит в определении и обо-сновании на основе циклически-волновой модели динамики мировой системы наиболее вероятных сценариев дестабилизации и изменения мирового порядка в период 2020–2040-х гг., а также в выявле-нии, конкретизации и характеристике основных рисков и вызовов политической, социальной и экономической безопасности, возникающих в связи с изменением мирового порядка. Кроме того, новизна исследовательской задачи состоит в определении наиболее важных точек поворота в мировом развитии в переходный период 2020–2040-х гг. на основе структурно-эволюционного подхода, струк-турного подобия циклов эволюции мировой политической и экономической системы. Важным элементом научной новизны является также разработка предварительных рекомендаций по противодействию внутренней дестабилизации на территории РФ в условиях изменения мирового порядка.
Цель проведенного исследования состояла в определении и обо-сновании наиболее вероятных сценариев дестабилизации и изменения мирового порядка в переходный период 2020–2040-х гг., а также в выявлении наиболее важных вызовов безопасности в этот период для России и всего международного сообщества.
В ходе проведенной работы были решены следующие поставленные исследовательские задачи:
– обоснована взаимосвязь между процессами социально-политической дестабилизации, вызванными дисфункциями и дисбалансами сформировавшегося в 1990-е гг. «униполярного» мирового порядка, и процессами формирования нового полицентричного мирового порядка, связанного с технологическими, социальными, геополитическими сдвигами, которые привели к возникновению новых центров силы и изменению баланса сил в мировой системе;
– на основе циклически-волновой модели изменения мирового порядка даны прогноз и примерная датировка наиболее вероятных волн глобальной и внутристрановой социально-политической дестабилизации, которые будут наблюдаться в период 2020–2040-х гг.;
– спрогнозированы основные точки поворота (turning points) в развитии мировой системы в переходный период 2020–2040-х гг., которые будут определять нелинейную динамику изменения мирового порядка;
– на основе разработанного циклически-волнового подхода, а также исследования динамики экономических кризисов и социально-политических конфликтов определены и проанализированы наиболее вероятные сценарии дестабилизации и изменения мирового порядка в период 2020–2040-х гг.;
– выявлены и сформулированы ключевые вызовы политической, социальной и экономической безопасности России, связанные с процессами дестабилизации и изменения мирового порядка;
– разработаны предварительные рекомендации по противодействию внутренней дестабилизации на территории РФ в период 2020–2040-х гг.
1. Циклы эволюции мировой системы как основа прогнозирования сценариев изменения мирового порядка
На основании анализа долговременных циклически-волновых тенденций развития мировой политической и экономической системы, а также анализа динамики международной дестабилизации нами показано, что современные процессы изменения мирового порядка являются объективным и неизбежным результатом предшествующей (1980–2010-е гг.) волны информационной, финансовой, экономической и политической глобализации. Процессы глобализации, в том числе перенос многих важных производств в Японию, Китай, Индию, Бразилию и ряд других стран, а также глобальные демографические, технологические и экономические сдвиги способ-ствовали формированию и развитию новых мировых и региональных центров экономической, политической и военной силы. В свою очередь, появление новых мировых и региональных центров привело к изменению баланса сил в мировой системе и послужило триггером дестабилизации и изменения мирового порядка.
Нами обосновано положение о том, что происходящее формирование нового мирового порядка тесно связано с процессами дестабилизации прежнего «униполярного» (моноцентричного) миропорядка. Показано, что процессы экономической и социально-политической дестабилизации являются необходимым условием и движущей силой перехода к новому мировому порядку, поскольку они заставляют основных политических, социальных и экономических акторов менять свою стратегию и тактику развития, адаптироваться к меняющимся в результате дестабилизации внутренним и международным условиям. Конкретные явления и процессы современной дестабилизации были вызваны и усилены социально-политическими последствиями глобального финансового и экономического кри-зиса 2008–2009 гг., затем последствиями кризиса 2020–2021 гг., связанного с пандемией COVID-19, а также с обострением в период 2010–2020-х гг. долговременных демографических (разные фазы и неравномерность демографического перехода в разных странах и связанные с этим демографические дисбалансы), миграционных, энергетических, продовольственных, экологических, долговых проблем, трудностей в сфере здравоохранения и обеспечения безопасности как в развитых, так и в развивающихся странах. Отсюда следует, что характер, динамика и глубина дестабилизации прежнего миропорядка в значительной мере определяют основные траектории, этапы и способы формирования нового мирового порядка, включая основные точки поворота, которые будут наблюдаться в пе-риод 2020–2040-х гг.
На основе разработанного и адаптированного к современным условиям циклически-волнового подхода к анализу эволюции мировой политической и экономической системы определены некоторые ключевые факторы и механизмы, приводящие к глобальным сдвигам в мировой системе и к периодическому изменению мирового порядка. Данный подход, основанный на структурном подобии циклов эволюции мировой политической и экономической системы, обладает большими прогностическими возможностями и помогает довольно точно прогнозировать кризисы, периоды дестабилизации и точки поворота в мировом развитии[1]. Характеристика структуры этих циклов и связанных с ними тенденций позволяет также определить наиболее вероятные сценарии дестабилизации и изменения мирового порядка, которые приведены и проанализированы во втором разделе данной статьи. При этом под изменением мирового порядка понимаются радикальные сдвиги в соотношении сил между наиболее мощными и влиятельными державами или союзами государств (центрами политической, экономической и военной силы), включающие переход всей международной системы в новое состояние с новой иерархией центров силы и новой организацией глобального управления.
Показано, что начиная с эпохи промышленной революции и перехода к индустриальному обществу (конец XVIII – первая половина XIX в.) периодически и закономерно происходило изменение мирового порядка, связанное с технологическими переворотами и с масштабными геополитическими и геоэкономическими сдвигами, причем эти периодические изменения описываются циклами эволюции мировой системы. Такие изменения мирового порядка, связанные с технологическими революциями, имели место:
1) в начале XIX в. (в технологическом и экономическом
плане – технологическая революция, основанная на использовании парового
двигателя и развитии крупной текстильной промышленности;
в геополитическом плане – разрушение основ феодального порядка в Западной
Европе в результате Наполеоновских войн, образование Священного союза,
формирование Венской системы международных отношений);
2) во второй половине XIX в. (в технологическом и экономическом плане – революция в средствах транспорта и связи: строительство железных дорог, развитие пароходства, распространение телеграфа и др.; в геополитическом плане – Крымская война, гегемония Великобритании, Гражданская война в США и быстрое развитие этой страны, объединение Германии и Италии);
3) в первые десятилетия XX в. (в технологическом и экономическом плане – технологическая революция, связанная с электричеством и двигателем внутреннего сгорания, внедрение систем Тейлора и Форда, развитие неорганической химии; в геополитическом плане – Первая мировая война, распад Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской империй, революции в России, Китае и Турции, начало перехода мирового лидерства от Великобритании к США, формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и Лиги Наций);
4) в 1940–1950-х гг. (в технологическом и экономическом плане – технологическая революция, связанная с бурным развитием автомобилестроения и авиастроения, использованием ядерной энергии, реактивного двигателя, развитие органической химии, распространение новых средств связи; в геополитическом плане – Вторая мировая война, разгром Германии и Японии, обретение независимости Индией и Китаем, формирование Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, создание Организации Объединенных Наций, становление биполярной модели мирового порядка);
5) в конце XX в. (в технологическом и экономическом плане – развитие микроэлектроники и мобильной связи, массовое производство персональных компьютеров, развитие сети Интернет и распространение социальных сетей; в геополитическом плане – распад Организации Варшавского договора и СССР, политические реформы в Китае и подъем этой страны, формирование однополярной [«униполярной»] модели мироустройства);
6) в 2020–2040-х гг. (в технологическом и экономическом пла-не – развитие биотехнологий, нанотехнологий и робототехники, создание новых материалов с заданными свойствами, массовое про-изводство сланцевой нефти и сжиженного газа, беспилотных летательных аппаратов, разработки в области квантовых компьютеров и гиперзвукового оружия; в геополитическом плане – рост влияния Китая и Индии как мировых центров силы, расширение БРИКС и ШОС, формирование полицентричной модели мирового порядка).
Существенно отметить, что выявленные и перечисленные выше периоды изменения мирового порядка практически полностью совпадают с фазами технологической революции (технологического переворота) и с фазами революции мирового рынка (геополитической и геоэкономической революции) описанных ранее циклов эволюции мировой политической и экономической системы (Пантин, Лапкин 2014). Примерная датировка фаз технологической революции и революции мирового рынка (геополитической и геоэкономической революций) этих эволюционных циклов приведена ниже.
1-й цикл эволюции мировой системы:
Фаза технологической революции (~ 1789–1813 гг.).
Фаза революции мирового рынка (~ 1849–1873 гг.).
2-й цикл эволюции мировой системы:
Фаза технологической революции (~ 1897–1921 гг.).
Фаза революции мирового рынка (~ 1945–1969 гг.).
3-й цикл эволюции мировой системы:
Фаза технологической революции (~ 1981–2005 гг.).
Фаза революции мирового рынка (~ 2017–2041 гг.).
При этом наиболее радикальные и глубокие изменения мирового порядка происходят в фазах революции мирового рынка (геополитической и геоэкономической революции); в результате этих радикальных изменений устанавливается более долговременная и относительно более стабильная система международных отношений, чем в результате изменений в фазах технологической революции. Так, в результате революции мирового рынка, имевшей место примерно в 1849–1873 гг., возникла система международных отношений, просуществовавшая до Первой мировой войны. В результате революции мирового рынка 1945–1969 гг. возникли биполярная система международных отношений и мировой порядок, просуществовавшие до начала 1990-х гг. Во многом это объясняется тем, что в фазах технологической революции формируются условия для резкого изменения баланса сил, что влечет за собой нарушение сложившихся интеграционных связей и откат глобализации (прежней стадии [волны] глобализации), в то время как в фазах революции мирового рынка, несмотря на все потрясения и конфликты, напротив, постепенно создаются условия для будущей волны глобализации на более широкой экономической, геополитической и культурно-цивилизационной основе в результате более широкого (глобального) распространения нового технологического уклада. То, что волны подъема глобализации и интеграции наблюдались именно после революции мирового рынка 1849–1873 гг. вплоть до Первой мировой войны, а также после революции мирового рынка 1945–1969 гг., а волны «отката» глобализации (глобальной дезинтеграции), сопровождавшиеся тяжелыми депрессиями и потрясениями, – после технологической революции 1789–1813 гг., технологической революции 1897–1921 гг. и технологической революции 1981–2005 гг., подтверждается конкретными исследованиями (см., например: Синцеров 2000; Валлерстайн 2001; James 2002).
В связи с этим можно полагать, что в результате начавшейся революции мирового рынка (геополитической и геоэкономической революции) в период 2020–2040-х гг. возникнет новый мировой порядок, способный в перспективе сформировать новую волну глобализации примерно в 2040–2060-х гг. на более широкой и стабильной основе (подробнее об этом см. во втором разделе данной статьи).
Отсюда сделан вывод, что во всех перечисленных случаях изменения
мирового порядка наблюдается следующая закономерность. Технологические сдвиги в
фазах технологической рево-
люции и в фазах революции мирового рынка приводят к неравномерному внедрению
новых технологических и организационных достижений и инноваций и, как следствие, к неравномерному технологическому,
экономическому и военно-политическому развитию разных государств и/или их
союзов, к неравномерному изменению ресурсной и технологической базы
региональных и мировых центров силы, к изменению прежнего баланса сил. В свою
очередь, эти изменения технологической и ресурсной базы с временным лагом около
10–15 лет ведут к изменению соотношения сил между основными (старыми и новыми)
центрами силы; прежний мировой порядок в
результате возникающих внутренних и международных конфликтов дестабилизируется,
деградирует, и возникает новый мировой порядок, соответствующий
изменившемуся балансу сил в мировой экономике и политике. Важно отметить, что
при каждом изменении мирового порядка происходит становление и развитие новых
региональных и мировых центров силы: в начале XIX в. – становление Пруссии и США сначала
как региональных дер-жав, а в конце XIX – начале XX в.
– образование США и Германии как мировых центров силы; в 1930-е гг. –
превращение Японии и Советского Союза в мировые центры силы; в 1950–1960-е гг. – формирование Китая
и Индии как региональных центров силы; в конце XX в. – образование Европейского союза как мирового
центра силы; в 2020–2040-е гг. – превращение Китая и Индии в мировые центры
силы, окончательное формирование Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Бразилии,
ЮАР как региональных центров силы.
Исходя из структурного
подобия рассмотренных периодов изменения мирового порядка, а также из анализа
конкретных тенденций международного развития, сделан прогноз о высокой вероятности
и, по сути, неизбежности целого ряда волн глобальной экономической и
социально-политической дестабилизации, которые будут иметь место в 2020–2040-х
гг. Первая такая волна соответствует временному интервалу 2021–2025 гг., вторая волна, вероятнее всего, будет соответствовать
интервалу 2027–2031 гг., третья – временному интервалу 2033–2037 гг., и четвертая волна – интервалу 2039–2043 гг. (границы временных
интервалов приведены с точностью до одного года – двух лет). Отсюда также
вытекает, что переломными, поворотными точками (с точностью до одного года)
в динамике мировой системы и в изменении мирового порядка (помимо пройденной
точки поворота 2020–2021 гг.) будут
следующие: 2024–2025 гг., 2027–2028 гг., 2030–2031 гг., 2033–2034
гг., 2037–2038 гг., 2039–2040 гг. и 2043–2044 гг. Такая
высокая концентрация точек поворота в 2020–2040-х гг. объясняется переходным
характером этого периода, совпадающего с фазой революции мирового рынка (то есть
геополитической и геоэкономической революции); в процессе этого перехода
происходит глубокое изменение мирового порядка со множеством неизбежных
кризисов, конфликтов и потрясений.
Приведенная датировка наиболее вероятных волн дестабилизации и точек поворота в мировом развитии следует из конкретной динамики процессов изменения мирового порядка, а также из структурного подобия фаз революции мирового рынка (геополитической и геоэкономической революции) циклов эволюции мировой системы, которые неоднократно переживала мировая система. Для наглядности ниже приведены волны дестабилизации в фазах революции мирового рынка (геополитической и геоэкономической революции) XIX–XXI вв.
1-й цикл эволюции мировой системы
(изменение мирового порядка в период революции мирового рынка)
1849 – 1853 – 1857 – 1859 – 1863 – 1865 – 1869 – 1871 – 1875 гг.
1-я волна 2-я волна 3-я волна 4-я волна
2-й цикл эволюции мировой системы
(изменение мирового порядка в период революции мирового рынка)
1945 – 1949 – 1953 – 1955 – 1959 – 1961 – 1965 – 1967 – 1971 гг.
1-я волна 2-я волна 3-я волна 4-я волна
3-й цикл эволюции мировой системы
(изменение мирового порядка в период революции мирового рынка)
2017 – 2021 – 2025 – 2027 – 2031 – 2033 – 2037 – 2039 – 2043 гг.
1-я волна 2-я волна 3-я волна 4-я волна
Первая волна дестабилизации 2021–2025 гг. в рассматриваемый период 2020–2040-х гг. проявляется в виде экономического кризиса, связанного с энергетическими и долговыми проблемами, с последствиями глобальной эпидемии COVID-19, в виде резкого обострения гибридной войны между Западом и Россией, вооруженного конфликта на территории Украины с участием многих стран мира, а также в форме общей дестабилизации на Большом Ближнем Востоке.
Вторая волна дестабилизации 2027–2031 гг., вероятнее всего, будет связана с обострением противостояния между США и Китаем, а также с социально-экономическими кризисами и потрясениями в целом ряде стран – на Ближнем Востоке, на постсоветском пространстве, в Юго-Восточной Азии, в Африке, в странах ЕС.
Третья волна дестабилизации (около 2033–2037 гг.) может проявиться в виде распада прежней мировой финансовой системы на отдельные региональные и межрегиональные блоки с разными валютами, в виде общей хаотизации системы международных отношений и сопровождаться регионализацией и переформатированием мировой системы с усилением роли таких межрегиональных объединений, как БРИКС, ШОС, НАТО, AUKUS и др.
Наконец, четвертая волна дестабилизации, которая, вероятно, будет иметь место примерно в 2039–2043 гг. (то есть волна дестабилизации, по-видимому, немного выйдет за пределы периода революции мирового рынка 2017–2041 гг.), скорее всего, будет сопровождаться крупными геополитическими и геоэкономическими сдвигами, формированием нового полицентричного мирового порядка и новой иерархии центров силы. Данный прогноз о наличии и примерных временных интервалах четырех волн дестабилизации в период 2020–2040-х гг. в настоящее время представляется наиболее вероятным, но может быть скорректирован и детализирован в ходе дальнейшего исследования.
Конкретный ход событий и глубина (амплитуда) волн дестабилизации в период 2020–2040-х гг. во многом будут зависеть от действий основных экономических, социальных и политических субъектов и акторов, включая транснациональные корпорации (ТНК), международные финансовые структуры, медиаимперии, контролирующие социальные сети ИТ-корпорации, региональные и мировые центры силы. Тем не менее существует общая структура и последовательность процессов дестабилизации старого и формирования нового миропорядка, которая выражается, в частности, в приведенных выше волнах дестабилизации. Эта общая структура и последовательность этапов переформатирования мирового порядка задает определенные рамки действий основных субъектов и акторов, существенно ограничивая их возможности и ресурсы на каждом данном этапе, вынуждая учитывать сложившийся баланс сил и общее направление его изменения. Приведенная датировка волн дестабилизации в период 2020–2040-х гг. имеет большое значение не только для прогнозирования изменения мирового порядка, но и для выработки способов противодействия РФ наиболее разрушительным последствиям внутренней и международной дестабилизации.
2. Наиболее вероятные сценарии изменения мирового порядка
На основании
изложенного выше анализа циклически-волново-го
характера дестабилизации и изменения мирового порядка, а также
исследования динамики кризисов и конфликтов на региональном
и глобальном уровнях нами определены и сформулированы наиболее вероятные сценарии деградации старого и
формирования нового мирового порядка в период 2020–2040-х гг. Эти
сценарии различаются прежде всего разными темпами, разным характером и разной
глубиной экономической и социально-политической дестабилизации мировой системы и ее ведущих центров. Кроме того, различия в приведенных сценариях состоят в разном протекании и в разных последствиях приведенных выше волн
дестабилизации для динамики мировой системы в период 2020–2040-х гг.
Первый сценарий основывается на возможности ускоренной, глубокой и неуправляемой экономической и социально-политической дестабилизации, которая станет необратимой уже к началу 2030-х гг. и затронет все регионы мира и все ведущие центры силы, включая США, ЕС, Китай, Индию, Россию. Этот сценарий может реализоваться при условии неспособности США и других мировых и региональных держав достаточно быстро адаптироваться к динамично меняющейся ситуации, к быстрому изменению соотношения сил и ресурсов в мире, а также в результате неспособности проводить гибкую политику, направленную на предотвращение хаоса в международных отношениях, «войны всех против всех» и глобального военно-политического противостояния. Следствием такой катастрофической и неуправляемой дестабилизации прежнего мирового порядка станут глубокие кризисы и потрясения, внутренние и международные конфликты на ценностной, культурно-цивилизационной и социально-экономической основе, хаотизация системы международных отношений, раскол всего мира на противостоящие друг другу блоки с последующим глобальным военно-политическим столкновением между ними. С учетом значительной инерции гегемонистских тенденций и стремления сохранить прежний «униполярный», моноцентричный мировой порядок в ряде западных стран вероятность такого сценария является довольно высокой и может составить около 30–40 % (здесь и далее вероятность каждого из трех сценариев не является точной и определенной, она приведена лишь в качестве оценки возможной реализации данного сценария).
Результатом реализации такого сценария может стать ослабление практически всех мировых и региональных центров силы, включая ЕС, США, Китай и Россию, а также быстрый слом прежнего мирового порядка с весьма тяжелыми и долговременными экономическими, демографическими, социально-политическими последствиями. В то же время при реализации этого сценария США в период 2020–2030-х гг. временно могут сохранить свою относительную, хотя и пошатнувшуюся гегемонию в мире. Однако в конце 2030-х – начале 2040-х гг. неизбежно произойдет слом этой гегемонии из-за глубоких ценностных, идеологических, межэтнических, социально-экономических расколов внутри американского общества и в американской элите, из-за сокращения демографической и ресурсной базы США, а также из-за накопившихся нерешенных проблем в мировой политике и экономике, конкуренции со стороны других, вновь укрепившихся центров силы.
На основании анализа тенденций внутриполитического и международного развития сделан вывод, что в реализации первого сценария заинтересованы прежде всего глобалистские группы транснациональных элит, опирающиеся на американские и международные финансовые структуры, ТНК и военно-промышленный комплекс США и ряда других западных стран. Такая заинтересованность в ре-ализации весьма рискованного и чреватого хаосом сценария объясняется прежде всего нарастанием дисфункций и кризисных явлений в прежней «американоцентричной» глобальной политической, финансовой и экономической системе, а также усиливающимися политическими, ценностными, идеологическими разделениями и рас-колами в обществе и в элитах США и других западных стран. В то же время Китай, Индия, Россия, ряд региональных центров силы, напротив, не заинтересованы в быстрой и радикальной дестабилизации прежнего мирового порядка, поскольку для их экономического, социального и политического развития предпочтительной является глобальная и региональная стабильность, постепенное и эво-люционное изменение мирового порядка. Столкновение этих различных, во многом противоположных тенденций и интересов будет иметь место при любом сценарии изменения мирового порядка, но их соотношение и последствия будут разными при различных сценариях деградации прежнего и формирования нового миропорядка.
В основе реализации второго, альтернативного первому сценария лежит более плавная, ступенчатая и контролируемая дестабилизация мирового порядка, которая позволяет ведущим субъектам и акторам международных отношений адаптироваться к меняющейся экономической и политической ситуации в мире. В рамках такого сценария возможным и необходимым становится сосуществование элементов, структур и международных организаций старого, утвердившегося в 1990-е гг., и нового, нарождающегося мирового порядка. Существует определенная, хотя и небольшая вероятность, что такое сосуществование (точнее, переходное состояние) может продлиться на протяжении 2020–2030-х гг. Предпосылки данного сценария относительно «плавного», «эволюционного» перехода к новому мировому порядку состоят в существующей глубокой экономической и отчасти политической взаимозависимости между основными мировыми центрами политической, экономической и военной силы – США и Китаем, ЕС и Россией, Индией и Китаем, а также во взаимозависимости между региональными центрами силы, не заинтересованными в радикальной социально-политической дестабилизации. Подобная взаимозависимость, сформировавшаяся в период глобализации 1980–2000-х гг., сохраняется и в период 2020–2040-х гг., несмотря на все противоречия и конфликты между ведущими мировыми центрами силы. Однако происходящие в фазе геополитической и геоэкономической революции 2020–2040-х гг. быстрые технологические, демографические, экономические, социальные и политические сдвиги способствуют постоянному изменению соотношения сил и формируют новые факторы нестабильности, конфликтов и противостояний между ведущими центрами. Отсюда вытекают существенные ограничения для реализации плавного и эволюционного перехода к новому мировому порядку, которые обусловливают менее высокую (поряд-ка 10–20 %) вероятность второго сценария по сравнению с первым и особенно третьим сценарием.
Третий сценарий основан на тенденции формирования гибких, динамичных сообществ,
объединений и коалиций государств (Гринин 2016), способных противостоять
быстрой и радикальной дестабилизации, а также на высокой вероятности проведения
в период 2020–2040-х гг. системных политических, экономических и социальных реформ как внутри отдельных стран, так и на международном уровне.
В рамках такого сценария, благодаря формированию гибких, подвижных коалиций и
объединений государств типа БРИКС, ШОС, G20 и других, не заинтересованных во всеобщей
хаотизации и в полном разрушении, радикальной фрагментации системы
международных отношений, будут снижены риски прямого глобального военного
столкновения различных блоков,
а также риски проведения чрезмерно опасной, авантюристической политики одной
сверхдержавы-гегемона, не имеющей противовеса в мировой системе. Более того,
развитие таких гибких международных объединений и коалиций, вероятнее всего,
будет способствовать менее разрушительному и более постепенному переходу к новому полицентричному мировому порядку с новой иерархией центров
политической, экономической и военной силы. В силу этого процессы
дестабилизации и реструктуризации мирового порядка не будут носить чрезмерно
радикальный и разрушительный характер, они будут происходить через целый ряд
этапов, что позволит большинству субъектов международных отношений, включая ведущие мировые и региональные центры силы,
адаптироваться к про-исходящим глобальным изменениям.
Более того, при реализации данного сценария в 2020–2040-е гг., наряду с неизбежными процессами регионализации, будут закладываться основы новой волны глобализации, базирующейся на более широкой межрегиональной, социально-политической и культурно-цивилизационной основе. Такая новая ступень (или форма) глобализации будет более устойчивой, чем форма глобализации во время волны 1980–2000-х гг., так как ее опорой станет не доминирование одного центра силы в лице США, а новая иерархия мировых и региональных центров силы с участием США, Китая, России, Индии, Бразилии, ЮАР и др., но с новым разделением функций и с более глубоким взаимодействием между этими центрами силы. Разумеется, и такая новая форма глобализации не будет свободна от противоречий, кризисов и конфликтов, которые возникнут в результате технологических, экономических, финансовых, политических сдвигов в период 2020–2040-х гг. и связанного с ними изменения соотношения сил. Однако при этом возникнет возможность более гибко, более своевременно и динамично решать проблемы и противоречия мирового развития, которые станут особенно явными в конце 2030–2040-х гг. и которые невозможно будет решить в рамках «униполярной» модели мирового порядка.
В то же время в случае реализации третьего сценария не удастся избежать следующих друг за другом кризисов, конфликтов, социальных и политических потрясений, чреватых длительным балансированием на грани глобальной войны с угрозой применения тактического и стратегического ядерного оружия. В рамках этого сценария вместо глобального военно-политического конфликта будут иметь место целый ряд крупных региональных конфликтов. Вероятнее всего, эти конфликты, помимо территории Украины и, возможно, Молдовы, охватят такие регионы, как Ближний Восток, Закавказье, Балтийский регион, Юго-Восточная Азия, Корейский полуостров, Северная и Тропическая Африка. Тем не менее при рассматриваемом сценарии эти региональные конфликты, благодаря более гибкому взаимодействию разных коалиций и относительно быстрой переориентации ведущих центров силы на другие направления, не перерастут в глобальный конфликт.
При этом кризисы и конфликты будут играть одновременно и роль разрушителей прежнего мирового порядка, и роль факторов, стимулирующих изменения и преобразования как на уровне отдельных государств, так и на уровне мировой системы. Дело в том, что в существующих условиях внутренние и международные кризисы, внутренние и региональные конфликты, социальные и политические потрясения играют роль одной из главных движущих сил проведения необходимых реформ и преобразований на внутригосударственном и международном уровнях. Без такого рода турбулентных и кризисных явлений движение мировой системы неизбежно будет происходить по инерционной траектории. Однако такое движение мировой системы может привести (и, вероятнее всего, приведет) в итоге к катастрофам и глобальным конфликтам, которые станут результатом множества нерешенных проблем и критической массы накопившихся противоречий, дисбалансов, диспропорций. В связи с этим в рамках рассматриваемого третьего сценария из-за формирования гибких объединений и коалиций, которые препятствуют перерастанию региональных конфликтов в гло-бальное военно-политическое противостояние, как ни парадоксаль-но, кризисы и социально-политические потрясения будут играть также и позитивную роль, способствуя проведению назревших реформ в ведущих государствах мира и на международном уровне.
При этом из анализа циклов эволюции мировой системы (Пантин, Лапкин 2014: 281, 414) вытекает вывод о том, что внутренняя и международная дестабилизация, вероятнее всего, достигнет критического значения к концу 2020-х – началу 2030-х гг., стимулируя более быстрое развитие новых институтов, союзов и коалиций, а также ускоренное проведение необходимых реформ как во внутренней, так и в международной политике и экономике. За счет этого может быть обеспечена более быстрая адаптация основных политических и экономических субъектов и акторов к меняющимся условиям. Таким образом, рассматриваемый третий сценарий изменения мирового порядка предполагает перелом во внутреннем и международным развитии в конце 2020-х – начале 2030-х гг., после которого, благодаря рассмотренным выше факторам (формированию гибких объединений и коалиций, взаимозависимости между основными центрами силы, проведению назревших реформ и преобразований), удастся избежать глобальной войны и полной хаотизации системы международных отношений.
Более высокая (условно говоря, порядка 50–60 %) вероятность третьего сценария по сравнению с первым и вторым обусловлена тем, что всеобщая хаотизация международных отношений, чреватая неуправляемыми, катастрофическими по своим последствиям конфликтами и противостояниями (первый сценарий), не выгодна подавляющему большинству субъектов и акторов мировой политики и экономики, а плавный эволюционный переход к новому мировому порядку и длительное сосуществование элементов старого и нового миропорядка (второй сценарий) неизбежно будут сталкиваться с ярко выраженными противоречиями и волнообразными процессами внутренней и международной дестабилизации, характерными для фазы геополитической и геоэкономической революции 2020–2040-х гг. и вызванными постоянно меняющимся соотношением сил в международной системе. В силу этого рост влияния новых гибких объединений, сообществ и коалиций государств (типа G20, БРИКС, ШОС и др.), играющих стабилизирующую роль и обеспечивающих хотя и конфликтный, но управляемый переход к новому полицентричному мировому порядку (о последнем см., на-пример: Murray, Brown 2012), представляется наиболее вероятным некатастрофическим сценарием. Само же возникновение, развитие и рост влияния этих гибких объединений и коалиций обусловлены существующей глубокой экономической и политической взаимозависимостью между основными центрами силы, между разными мировыми регионами и локальными цивилизациями.
Тем не менее, учитывая
множество неизбежных волн дестабилизации и точек поворота в переходный период
2020–2040-х гг. (см. первый раздел данной статьи), для России, как и для большинства
других государств, в этот период будет возникать множество внутренних и внешних
вызовов, а также угроз социальной, экономической и политической безопасности,
способных вызвать внутреннюю дестабилизацию на территории страны. В период
2020–2040-х гг. для России, являющейся значительным по территории, полиэтничным
и поликонфессиональным государством, окруженным не слишком дружественными соседями, такими вызовами и угрозами, вероятнее всего, станут: 1) внутренние межэтнические
противоречия и конфликты, сепаратизм, которые будут усиливаться в случае общего
ослабления государственной власти в центре и в регионах, а также неконтролируемого роста инокультурной миграции; 2) демографические
и связанные с ними социально-эконо-
мические проблемы, вызванные уменьшением рождаемости и убылью коренного
населения, массовым притоком инокультурных мигрантов;
3) резкое имущественное и социальное расслоение, высокая доля бедных в
населении страны; 4) ценностные, внутриполитические
и идеологические расколы внутри российского общества и внутри правящей
элиты; 5) информационно-психологические войны, использующие существующие в
российском обществе разделения для провоцирования и эскалации внутренних
конфликтов; 6) длительные и тяжелые внешние военно-политические конфликты со странами Запада с угрозой потери части населения и
территории; 7) экономические кризисы и
потрясения, связанные как с глобальными экономическими кризисами, так и
с неэффективной внутренней финансовой,
технологической и экономической политикой в са-мой России.
Важно подчеркнуть, что эти вызовы и угрозы на территории нашей страны тесно связаны с глобальными демографическими, политическими и экономическими процессами, вызванными дестабилизацией и изменением мирового порядка. Можно прогнозировать, что особенно серьезными перечисленные вызовы внутренней стабильности России станут в точках поворота 2024–2025 гг. (президентские выборы в РФ, выборы президента и в Конгресс США в 2024 г., проведение и результаты которых могут дополнительно усилить внутреннюю и внешнюю дестабилизацию), а также в 2029– 2030 гг. (накануне и в ходе следующих президентских выборов в России, а также в результате социально-политических сдвигов и демографических изменений внутри российской элиты и российского общества).
Соответственно, предварительные рекомендации по противодействию внутренней дестабилизации на территории России состоят в следующем:
1. Центральные и региональные органы государственной власти в России должны осуществлять постоянный мониторинг и контроль ситуации в области межэтнических отношений, включая процессы в национальных республиках Северного Кавказа и Поволжья. В крупных городах крайне важно осуществлять контроль над процессами в диаспорах. Такой контроль необходим для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других крупных городов, где велика доля трудовых и иных иммигрантов, а также людей из бывших республик СССР, недавно получивших российское гражданство.
Для постоянного мониторинга и регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений в мегаполисах и в национальных республиках – субъектах РФ целесообразно сформировать временные оперативные мониторинговые группы и штабы с участием представителей центральных и региональных органов власти, авторитетных представителей основных диаспор и конфессий в данном регионе, специалистов по межнациональным (межэтническим) отношениям, социологов, психологов, ИТ-специалистов. Эти группы и штабы должны не только осуществлять мониторинг ситуации в регионе перед президентскими выборами в марте 2024 г. и после них, но и в случае необходимости разрешать конфликтные ситуации, объяснять представителям диаспор и конфессий причины и методы враждебной деятельности и антироссийской пропаганды, направленных на обострение межэтнических и межконфессиональных отношений.
2. Крайне важно существенно улучшить и повысить эффективность различных каналов коммуникации между населением и органами государственной власти. В период перед выборами президента РФ (март 2024 г.) и после них важно проводить более частые и регулярные личные встречи и онлайн-общение руководителей регионов или их представителей с населением (группами активных граждан) с целью обсуждения текущей ситуации в регионе и учета региональными властями возникающих наиболее острых социальных проблем.
3. В критически важный для РФ период 2024–2030 гг. необходимо уделить особое внимание проблеме молодежной безработицы в России (особенно в республиках Северного Кавказа), а также уменьшению существующих межпоколенческих идейно-политических и ценностных разделений, обеспечению преемственности в культурном, социальном и политическом развитии российского общества. С этой целью необходимо создавать условия для получения молодыми людьми востребованной экономикой профессиональной подготовки, способствовать вертикальной и горизонтальной социальной мобильности молодежи, существенно повысить качество обучения, профессиональной подготовки и воспитания в системе начального, среднего и высшего образования, развивать систему исторического и политического просвещения. Целесообразно более широко использовать молодежные волонтерские инициативы и одновременно предпринимать более активные и эффективные меры по противодействию антироссийской пропаганде в социальных сетях, телеграм-каналах и других интернет-ресурсах.
4. Требуется упорядочить контроль над миграционными потоками, усилить борьбу с преступностью среди иммигрантов, более эффективно бороться с коррупцией в миграционной службе, МВД, на таможне. Крайне важно проводить не эпизодическую, а постоянную работу федеральных и региональных органов власти с диаспорами на территории России для предотвращения и профилактики межэтнических конфликтов и столкновений.
5. Важно осуществить меры, направленные на постепенное выправление демографической ситуации и повышение рождаемости среди коренного населения России, включая формирование экономической заинтересованности в сокращении числа абортов, пропаганду среди молодежи здорового образа жизни и крепкой семьи, организацию курсов материнства, детства и правил ухода за ребенком в старших классах средней школы и в вузах, увеличение размеров пособий на детей, предоставление льгот многодетным семьям и др.
6. Необходимо уменьшить имущественное и социальное неравенство в России: индекс Джини не должен превышать 0,34–0,36 (в РФ в 2016–2022 гг., по разным оценкам, он составлял около 0,39–0,41); децильный коэффициент не должен превышать 10–12, поскольку при значении этого коэффициента выше 10 резко повышается вероятность социальных беспорядков (в РФ в 2018–2022 гг., по разным оценкам, он составлял около 13–17). Кроме того, важно сократить неравенство в развитии разных российских регионов и в уровне жизни их населения (межрегиональное неравенство), предпринять шаги по сокращению доли бедного и беднейшего населения, которая до сих пор остается слишком высокой.
7. В условиях дестабилизации и изменения мирового порядка важной составляющей гибридной войны является информационно-психологическая война, которая воздействует на сознание значительной части населения России, особенно молодежи. Поэтому одной из ключевых задач в сфере противодействия внутренней дестабилизации на территории РФ в период 2024–2030 гг. является эффективная и адресная, ориентированная на разные слои населения и на разные поколения контрпропаганда, формирование общероссийской идентичности, а также разоблачение многочисленных фейков, вбросов и прямой дезинформации в социальных сетях и на других информационных ресурсах. Для повышения эффективности этой работы необходима организация и координация работы соответствующих центров информационной безопасности и контрпропаганды, в которых проводилась бы совместная работа социологов, психологов, политологов, специалистов по информационным войнам.
8. Для противодействия внутренней экономической и финансовой дестабилизации на территории РФ целесообразно принять неотложные меры по постепенному ограничению и регулированию вывоза капитала из России за рубеж путем усиления государственного контроля за деятельностью банков, других финансовых структур, крупных госкорпораций.
Заключение
Результаты проведенного исследования состоят в следующем:
1. Нами показана и обоснована непосредственная связь между процессами дестабилизации «униполярного» мирового порядка, возникшего в начале 1990-х гг., и процессами формирования нового полицентричного мирового порядка. Сама дестабилизация прежнего «униполярного» миропорядка связана с тем, что ни одна, даже самая мощная, сверхдержава не в состоянии решать накопившиеся проблемы и противоречия, регулировать многочисленные конфликты и обеспечивать поступательное развитие всей мировой системы. Сделан вывод, что процессы социально-политической дестабилизации в различных странах и регионах мира вызваны многочисленными дисфункциями и дисбалансами в мировой политической и экономической системе, возникшими в результате демографических и технологических сдвигов, глобального финансового и экономического кризиса 2008–2009 гг., длительного обострения миграционных, продовольственных, долговых, энергетических проб-лем, глобальной эпидемии COVID-19 и ее социально-экономиче-ских последствий, формирования новых мировых (Китай, Индия) и региональных (Бразилия, Саудовская Аравия, Иран, Турция, ЮАР) центров силы. Изменение соотношения и баланса сил в мировой системе стало причиной и движущей силой дестабилизации прежнего и формирования нового мирового порядка.
2. На основе циклически-волновой модели динамики мировой системы нами определены и спрогнозированы наиболее вероятные точки поворота в мировом экономическом и политическом развитии (точки обострения кризисов и конфликтов, ведущих к изменению соотношения сил основных международных акторов), а также основные волны дестабилизации в период 2020–2040-х гг. Как следует из модели, наиболее важными точками поворота в мировом развитии и в развитии РФ станут 2024–2025, 2027–2028, 2030–2031, 2033–2034, 2037–2038, 2039–2040 и 2043–2044 гг. Подобная высокая концентрация точек поворота в мировом развитии на относительно небольшом временном промежутке связана с переходным характером периода 2020–2040-х гг. и с повышенной нестабильностью мировой системы в этот период. В этих следующих друг за другом точках поворота мирового развития потребуются быстрые и решительные изменения внутренней и внешней политики России в связи с динамичными изменениями глобальной экономической и политической ситуации, а также с изменениями внутренней социально-политической ситуации в РФ. Волны внутренней и международной социально-политической дестабилизации наиболее вероятны в периоды 2021–2025 гг., 2027–2031 гг., 2033–2037 гг. и 2039– 2043 гг.
3. На основе разработанного циклически-волнового подхода определены и проанализированы наиболее вероятные сценарии дестабилизации и изменения мирового порядка в период 2020–2040-х гг. Первый сценарий предполагает процессы ускоренной, глубокой и неуправляемой экономической и социально-политической дестабилизации, которая затронет все регионы мира и все ведущие центры силы. Результатом реализации такого сценария может стать ослабление практически всех мировых и региональных центров силы, включая США, ЕС, Китай, Индию и Россию, а также быстрый слом прежнего мирового порядка с весьма тяжелыми и долговременными экономическими, демографическими, социально-политическими последствиями. Такой катастрофический по своим последствиям сценарий может реализоваться в силу сохраняющейся инерции развития в рамках прежнего «моноцентричного» миропорядка и гегемонистских устремлений глобалистских групп транснациональных элит.
Второй сценарий основан на постепенном и эволюционном развитии дестабилизационных процессов и переходе к новому мировому порядку. Предпосылкой этого сценария является существующая и сохраняющаяся, несмотря на все конфликты и противоречия, глубокая технологическая, экономическая, финансовая и информационная взаимозависимость между основными мировыми и региональными центрами силы, а также между другими субъектами и акторами мировой политики и экономики. В то же время, как показывает проведенный анализ, вероятность реализации такого сценария постепенной и эволюционной дестабилизации мирового порядка относительно мала из-за постоянно меняющегося соотношения сил между ведущими державами и их союзами или объединениями, вызванного бурными технологическими, экономическими, социальными и геополитическими сдвигами в период 2020–2040-х гг.
Третий, по экспертной оценке, наиболее вероятный, основанный на учете текущих тенденций международного политического развития сценарий предполагает в качестве главной движущей силы изменения мирового порядка формирование гибких и динамичных объединений и коалиций мировых и региональных центров силы. Эти коалиции и объединения, как следует из проведенного анализа, способны смягчать последствия дестабилизации, не допускать перерастания региональных конфликтов в глобальный военно-политический конфликт и, главное, инициировать проведение в период 2020–2040-х гг. назревших глубоких политических, экономических и социальных реформ внутри отдельных стран и на международном уровне. В рамках такого сценария, благодаря формированию гибких, подвижных коалиций и объединений государств типа БРИКС, ШОС, G20 и др., не заинтересованных во всеобщей хаотизации и полном разрушении системы международных отношений, будут уменьшены риски масштабного столкновения противостоящих друг другу военно-политических блоков государств, а также риски проведения чрезмерно опасной политики одной сверхдержавы-гегемона, не имеющей противовеса в мировой системе. Развитие таких гибких международных объединений и ко-алиций будет способствовать менее разрушительному и более постепенному переходу к новому полицентричному мировому порядку с новой иерархией центров политической, экономической и военной силы. Тем не менее при этом третьем сценарии будет происходить череда крупных региональных конфликтов (на территории Украины, Молдовы, на Ближнем Востоке, в Закавказье, в Балтийском регионе, в Юго-Восточной Азии, на Корейском полуострове, в Северной и Тропической Африке), которая, однако, не приведет к глобальному и катастрофическому военному конфликту.
При реализации третьего сценария в 2020–2040-е гг. будут заложены основы для развития после 2040-х гг. новых процессов глобализации и международной интеграции, базирующихся на более широкой, чем в 1980–2000 гг., межрегиональной, социально-политической и культурно-цивилизационной основе. Таким образом, в перспективе новая волна (ступень) глобализации, которая наступит, вероятнее всего, в период 2040–2060-х гг., будет опираться на более широкие социально-политические и культурно-цивилизационные основания и потому будет более устойчивой, чем волна глобализации периода 1980–2000-х гг. Основанием и предпосылкой новой волны глобализации станет не доминирование одного центра силы, а новая иерархия мировых и региональных центров силы с участием США, ЕС, Китая, России, Индии, Бразилии, ЮАР и др., но с новым разделением функций и с более глубоким взаимодействием между этими центрами силы. При этом возникнет возможность более гибко и динамично решать проблемы и противоречия мирового развития, которые станут особенно явными в конце 2030–2040-х гг. и которые невозможно решить в рамках «униполярной» модели мирового порядка, поскольку ни один центр силы, включая США, не способен в одиночку обеспечить глобальное управление.
4. На основе анализа динамики кризисных явлений и международных конфликтов сделан вывод, что при реализации любого из этих трех сценариев будут возникать серьезные вызовы внутренней экономической, социальной и политической стабильности России, ее государства и общества. Эти вызовы связаны в первую очередь с неизбежными процессами внутренней и международной дестабилизации и обострением региональных конфликтов при переходе к новому мировому порядку, которые будут оказывать существенное влияние на развитие такой полиэтничной и поликонфессиональной страны с огромной территорией и природными ресурсами, как Российская Федерация. В связи с этим для России крайне важным является тесное взаимодействие и координация с мировыми и региональными центрами силы в рамках БРИКС, ШОС, G20 и в других международных форматах.
5. Определены наиболее
важные вызовы и угрозы социальной, экономической
и политической безопасности России, связанные с де-мографическими,
технологическими, экономическими сдвигами,
с изменением мирового порядка и способные вызвать внутреннюю дестабилизацию на
территории РФ. К числу таких вызовов и угроз в период 2020–2040-х гг.
относятся: 1) внутренние межэтнические противоречия и конфликты, сепаратизм,
которые будут усиливаться в случае общего ослабления государственной власти в
центре и в регионах, а также в случае неконтролируемого роста инокультурной миграции;
2) демографические и связанные с ними социально-экономические проблемы,
вызванные уменьшением рождаемости и убылью
коренного населения; 3) сохраняющееся значительное имущественное и
социальное расслоение, слишком высокая доля бедных в населении России; 4)
ценностные, внутриполитические и
идеологические расколы внутри российского общества и внутри правящей элиты; 5) ведущиеся странами Запада информационно-психологические
войны, использующие существующие в российском обществе различия для
провоцирования и эскалации внутренних конфликтов; 6) длительные и тяжелые
внешние военно-политические конфликты с западными странами с угрозой потери
части населения и территории; 7) экономические кризисы и потрясения, связанные
как с мировыми, глобальными экономическими кризисами, так и с недостаточно
эффективной финансовой, технологической и экономической политикой в самой
России.
6. Разработаны некоторые предварительные рекомендации по противодействию внутренней дестабилизации на территории России в условиях происходящих процессов изменения мирового порядка и возникновения новых вызовов безопасности РФ. Эти рекомендации включают следующие меры:
1)
в период 2024–2040 гг. для постоянного
мониторинга и пре-дотвращения серьезных межэтнических и межконфессиональных
конфликтов в мегаполисах и в национальных республиках – субъектах РФ целесообразно
сформировать временные оперативные мониторинговые
группы и специальные штабы с участием представителей власти, авторитетных
представителей основных диаспор
и конфессий в регионе, специалистов по
межнациональным (межэтническим) отношениям, социологов, психологов,
ИТ-специалистов;
2) с помощью изменений в системе школьного образования, а также через СМИ и другие информационные ресурсы необходимо всемерно способствовать формированию надэтнической общероссийской государственно-гражданской идентичности – соотнесения себя гражданами прежде всего с Россией, ее историей и культурой, с российским государством как с высшей ценностью, а не только и не столько с той или иной этнической группой. Через систему образования, через СМИ и социальные сети важно проводить идею, что само выживание и развитие той или иной этнической группы (национальности) невозможно без существования и укрепления единого российского государства.
3) крайне важно улучшить и повысить эффективность основных каналов коммуникации между населением и органами государственной власти, включая улучшение работы по разъяснению населению предпринимаемых властями действий. В период перед выборами президента РФ (март 2024 г.) и после них целесообразно проводить регулярные личные встречи и онлайн-общение руководителей регионов или их представителей с населением (группами активных граждан) для обсуждения текущей ситуации в регионе и учета региональными властями возникающих наиболее острых социальных проблем.
4) в период 2024–2030 гг. необходимо уделить повышенное вни-мание проблеме молодежной безработицы в России (особенно в рес-публиках Северного Кавказа), а также уменьшению существующих межпоколенческих идейно-политических и ценностных разделений, обеспечению преемственности в культурном, социальном и политическом развитии российского общества, поскольку именно безработная или низкооплачиваемая молодежь, а также идеологически дезориентированные, потерявшие социальную и культурную преемственность студенты являются главной движущей силой политических переворотов и «цветных революций». С этой целью необходимо создавать условия для получения молодыми людьми востребованной экономикой профессиональной подготовки, способствовать вертикальной и горизонтальной социальной мобильности молодежи, существенно повысить качество обучения, профессиональной подготовки и воспитания в системе начального, среднего и высшего образования. Целесообразно более широко использовать молодежные волонтерские инициативы и одновременно предпринимать более активные и эффективные меры по противодействию антироссийской пропаганде в социальных сетях, телеграм-каналах и других интернет-ресурсах;
5) с помощью методов государственного регулирования своевременно
противодействовать опасному для политической стабильности росту социального и
имущественного неравенства в Рос-
сии, росту цен на жизненно важные продукты, росту стоимости жилищной ипотеки; с
помощью льгот для малоимущих категорий населения и поддержки семей с детьми
осуществлять постепенное и сбалансированное уменьшение существующего социально-экономического неравенства в российском обществе и между регионами России;
6) для эффективного противодействия информационно-психоло-гическим войнам против России необходимо более четко организовывать и координировать работу соответствующих центров инфор-мационной безопасности и контрпропаганды с участием социологов, психологов, политологов, специалистов по информационным войнам, создавать новые информационные ресурсы, специально предназначенные для ведения современной информационно-психологической войны и для противодействия информационным атакам, имеющим целью дестабилизировать внутреннюю ситуацию в РФ;
7) важно провести назревшие изменения в системе школьного и высшего образования и воспитания, возродить и развить систему исторического просвещения и политики исторической памяти, способствовать уменьшению существующих между различными поколениями российского общества идейно-политических и ценностных разделений, обеспечению преемственности в культурном, социальном и политическом развитии российского общества. Крайне важно способствовать возрождению и развитию современного российского кинематографа, театра, музыкального образования с целью привлечь молодежь и людей среднего возраста к российской культуре, с помощью «мягкой силы» воспитать у них уважение к России, российской культуре и истории, к традиционным российским ценностям.
Поставленные задачи исследовательской работы выполнены в полном объеме. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в рекомендациях органам государственной власти России, в информационно-просветительской работе в СМИ и на интернет-ресурсах, а также в учебных курсах по международным отношениям, политологии, социологии, глобалистике, политическому прогнозированию.
Литература
Бжезинский, З. 2010. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения. 262 с.
Валлерстайн, И.
2001. Мир, в который мы вступаем: 2000–2050 гг. Россия и современный мир 1: 64–75.
2003. Конец знакомого мира: Социология XXI в. М.: Логос. 368 с.
Гринин, Л. Е. 2016. Мировой порядок в прошлом, настоящем и будущем. История и современность 1: 20–63.
Гринин, Л. Е., Коротаев, А. В., Цирель С. В. 2011. Циклы развития современной Мир-Системы. М.: ЛИБРОКОМ. 248 с.
Ежов, Д. А., Жаркова, Е. С., Филимонова, К. Р. 2022. Мировой порядок после 2022 года: сценарии трансформации. Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки 4: 10–16.
Кокошин, А. А. 2014. Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. Тенденции на 2020–2030-е годы. Полис. Политические исследования 4: 38–62.
Кокошин, А. А., Панов, А. Н. 2014. Макроструктурные изменения в системе мировой политики до 2030 года. М.: URSS. 328 с.
Пантин, В. И. 2016. Факторы циклического развития экономики: технологические и финансовые сдвиги. Проблемы теории и практики управления 6: 87–92.
Пантин, В. И., Лапкин, В. В.
2006. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. Дубна: Феникс+. 446 с.
2014. Историческое прогнозирование в XXI веке: циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна: Феникс+. 454 с.
Синцеров, Л. М. 2000. Длинные волны глобальной интеграции. Мировая экономика и международные отношения 5: 56–64
Тимофеев, И. 2019. Новая анархия? Сценарии динамики мирового порядка. Российский совет по международным делам 2 августа. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-anarkhiya-stsenarii-dinamiki-mirov...
Acharya, A. 2014. The End of American World Order. Cambridge: Polity Press. 157 pp.
Arrighi, G. 1994. The Long Twentieth Century: Money, Power, and the Origins of Our Times. London; New York: Verso. 432 pp.
Brannon, S. 2020. Four Scenarios for Geopolitical Order in 2025–2030: What Will Great Power Competition Look Like? Center for Strategic & International Studies 16 сентября. URL: https://www.csis.org/analysis/four-scenarios-geopolitical-order-2025-2030-what-will-great-power-comp....
Dalio, R. 2021. Principles for Dealing with the Changing World Order: Why Nations Succeed and Fail. New York: Simon & Schuster. 576 pp.
Frank, A. G. 1998. ReOrient. Global Economy in the Asian Age. Berkeley: University of California Press. 416 pp.
Friedman, G. 2009. The Next 100 Years: A Forecast for the 21st Century. New York: Knopf Doubleday Publishing Group. 288 pp.
Huntington, S. P. 1996. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon & Schuster. 367 pp.
James, H. 2002. The End of Globalization: Lessons from the Great Depression. Cambridge: Harvard University Press. 260 pp.
Kaplan, M. A. 2005. System and Process in International Politics. Colchester, UK: ECPR Press. 260 pp.
Kissinger, H. 2014. World Order. New York: Penguin Books. 432 pp.
Modelski, G., Thompson, W. R. 1996. Leading Sectors and World Powers: The Coevolution of Global Economics and Politics (Studies in International Relations). Columbia, SC: University of South Carolina Press. 282 pp.
Morgenthau, H. J. 1955. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. 2nd ed. New York: Alfred A. Knopf. 489 pp.
Murray, D., Brown, D. (eds.). 2012. Multipolarity in the 21st Сentury: A New World Order. New York: Routledge. 224 pp.
Reich, S., Lebow, R. N. 2014. Good-Bye Hegemony! Power and Influence in the Global System. Princeton; New York: Princeton University Press. 208 pp.
Taleb, N. N. 2007. The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. New York: Random House. 480 pp.
Waltz, K. N. 1979. Theory of International Politics. New York: McGraw-Hill. 251 pp.
* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект № 23-18-00535 «Борьба за новый мировой порядок и усиление дестабилизационных процессов в Мир-Системе»).
Для цитирования: Пантин, В. И., Лапкин, В. В. 2024. Основные сценарии дестабилизации и изменения мирового порядка. История и современность 1: 27–57. DOI: 10.30884/iis/2024.01.02.
For citation: Pantin, V. I., Lapkin, V. V. 2023. Main Scenarios of Destabilization and Changes in the World Order. Istoriya i sovremennost’ = History and Modernity 1: 27–57 (in Russian). DOI: 10.30884/iis/2024.01.02.
[1] На основании этого подхода были спрогнозированы не только глобальные экономические кризисы 2008–2009 гг. и 2020–2021 гг., но и последствия социально-политической дестабилизации в виде радикальной конфронтации стран Запада и России после 2013 г., включая военно-политический конфликт на Украине после 2021 г., конфликты на Ближнем Востоке, обострение отношений между США и Китаем и др. (Пантин, Лапкин 2006: 315, 318, 412, 435; 2014: 281, 394, 405, 407, 409; Пантин 2016: 91).