Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства патриотизма, сопереживания, ответственности, гражданственности.
Актуальность темы исследования обуславливается возросшим интересом отечественной науки к осмыслению формирования социальной структуры российского общества, социальной истории. До сих пор в историографии отсутствует комплексный подход к рассмотрению провинциальной России как сложного социокультурного образования.
Период перехода одного из крупнейших регионов к капиталистическим производственным отношениям в такой сельскохозяйственной стране, как Россия, всегда приковывал к себе пристальное внимание историков, экономистов и политиков, но основное внимание исследователей было приковано к экономическому развитию региона. Культурно-образовательное развитие освещалось весьма скудно.
Изучение провинциальной культуры уездных городов в условиях реализации задачи сохранения культурного наследия в этой связи занимает особо значимое место. Отражение естественноисторического развития общественного уклада пореформенной России, динамики ее развития невозможно без учета таких обстоятельств, как совершенствование структуры учебных заведений, изменение профессионального состава населения в соответствии с потребностями рынка. Научная ценность подобных исследований заключается в том, что многие проблемы, и в частности, экономические, имевшие место в прошлом, созвучны с нашими сегодняшними.
История развития промышленности дореволюционной России во взаимосвязи с развитием системы образования - это, по сути, малоисследованная тема, тем более с позиции объективных закономерностей экономического развития общества.
При малой сохранности архивных источников, наиболее ценным источником для нашей темы является газета «Саратовские губернские ведомости», которая не доступна для изучения местных исследователей, так как ближайшие экземпляры хранятся в Саратове, Москве в Российской Государственной библиотеке и в Санкт-Петербурге в Российской Национальной библиотеке, в отделах периодической печати.
Социальные и культурные вопросы развития уездных городов Саратовской губернии в разные исторические периоды привлекали внимание исследователей.
Численность, социальный состав, как отдельных категорий, так и всего населения Саратовской губернии рассматривали И.Н. Кокшайский, А.А. Мальков (Кокшайский И.Н. Предварительные данные переписи населения г. Саратова и его пригородов, произведенной в 1916 г. Саратов., 1916; Мальков А.А. Естественное движение населения Саратовской губернии за период 1941-1925 гг. Саратов., 1926; Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губерни. Т. 1, вып. 1, Саратов, 1898; Горбунова О.Л., Горюнова З.А., Дмитриева О.Н. Благотворители и меценаты Саратовского края (история и современность)/ Саратовское Поволжье в панораме веков. История, традиции, проблемы. Саратов, 2000), изучая население не только Саратова, но и его уездных городов. Работа Т.В. Платоновой (Платонова Т.В. Провинциальное дворянство в н. XVIII первой половине XIX в. (по материалам Саратовской губернии). Саратов, 2002) посвящена саратовскому дворянству первой половины XIX в. В ней автор рассматривает деятельность сословных дворянских органов, роль дворянства в социокультурной среде губернского города. Национальный состав губернии и уровень образованности рассматривали в своих работах Н.А. Смирнова, С.В. Фарфоровский, С.А. Харизометов (Смирнова Н.А. Материалы о татарском населении Саратовской губернии./ Труды Саратовского областного музея краеведения. Вып. № 4 Саратов 1996; Фарфоровский С.В. Социальный состав калмыков// Труды СУАК. Т.4. Вып. 25. Саратов, 1909), уделяя внимание особенностям появления отдельных наций в крае, их образу жизни, роду занятий. Изучению истории немцев Поволжья, а именно проблемам духовной культуры, образования посвящены работы Н.Э. Вашкау (Вашкау Н.Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования. 1764-1914 г. дисс. док. ист. наук. Саратов, 1998)
Изучению начального образования в Царицынском уезде посвящено исследование Н.А. Арчебасовой (Арчебасова Н.А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861-1914 гг. Волгоград, 2000) в котором автор приходит к выводу, что идеи всеобщего начального образования основывались на синтезе образовательных и санитарно-гигиенических требований к условиям жизни учащихся детей и учителей, что позволило достигнуть высокого уровня начального образования в уезде к началу Первой мировой войны. Рассмотрению школ Царицына посвящена работа В. С. Колесниченко (Колесниченко В. С. Царицынские школы. История и опыт 1773-1917. Волгоград., 1989) и Попова В.М. (Попов В.М. Среднее образование в дореволюционном Царицыне. Волгоград, 1973 г)
Подробного анализа требует содержание работ краеведа Г.Н. Адриановой (Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда. Волгоград., 1991), отличающихся эмоциональностью, популярным стилем. Изучение духовной культуры, театральной жизни, досуга рассматриваются в работах А.В. Материкина, С.Л. Мухиной (Материкин А.В., Вопросы культуры и образования в материалах и документах деятельности Царицынской Городской Думы (1797-1887). Волгоград, 2003; Мухина С. Л Беседа о славной старине. Волгоград, 1989).
Анализ научной литературы XIХ – ХХ вв., посвященной истории развития образования и культуры провинциальной России и изучению уездных городов Саратовской губернии, позволяет сделать выводы о том, что, большинство исследований носило описательный характер, историками был накоплен большой фактический материал. Однако в работах не раскрыты во всей полноте вопросы развития историко-культурной территории как фактора образовательного процесса в регионе, особенностей культурно-образовательной среды в исторической ретроспективе, их воздействия на педагогическую сферу. Мало изученными остаются вопросы организации досуга городского населения, создания городской инфраструктуры.
Все эти работы и исследования представляют значительный интерес, но, ни один из указанных авторов практически не использует «Саратовские губернские ведомости» в качестве источника.
История нашей страны, области немыслима без истории населенных пунктов, без истории района и села.
Особенно привлекательной чертой социальной истории является применение микроисторического подхода. Изучение исторических процессов на уровне отдельных личностей, семей, малых социально-профессиональных групп позволяет оживить историческое познание, пополнить его неуловимыми при обобщенном взгляде чертами.
Актуальное научное значение имеет применение в исторических исследованиях современных компьютерных технологий, широко использованных и в данной работе.
Отмена крепостного права являлась первым и решающим шагом на пути всестороннего преобразования России. За крестьянской последовали земская, судебная, военная и другие реформы.
1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Впервые в истории России были образованы всесословные выборные органы самоуправления «для заведования местными делами». Ранее самоуправление организовывалось по сословиям: для крестьян - община, мир; для дворян - губернские и уездные дворянские собрания; для горожан - органы городского самоуправления на основе «Наказа» Екатерины II. По новому закону создавались на выборных началах органы самоуправления в губерниях и уездах - земские собрания.
Главные заботы земских учреждений - устройство школ, больниц, помощь инвалидам и престарелым, улучшение крестьянского хозяйства, повышение культурного и образовательного уровня жителей.
В 1864 году «для радения о местных пользах и нуждах» в России стали вводиться земства, которым удалось создать по существу новый тип школы: земско-общественные.
Содержались земские школы на средства земств и сельских обществ. Земство выплачивало заработную плату учителям, а сельские общества брали на себя хозяйственные и учебные расходы: отопление, освещение, приобретение учебников и учебных пособий.
Статистические данные о Царицыне, опубликованные в «Саратовских губернских ведомостях» за 1861 год, повествовали о застойном характере экономической жизни города: «в городе всего лишь 9 немощёных улиц и переулков, 3 немощёных площади, 6 каменных церквей, всего 10 каменных домов, а деревянных 907. В числе этих домов нет ни одного сколько-нибудь большого здания»[1].
Царицын, несмотря на своё давнишнее существование, очень малолюден. Основанный на рубеже русского царства, для охранения границ от кочующих азиатских орд, Царицын не мог привлекать в себя пришлого населения, как, например, Дубовка, географические условия которой были более благоприятны. Сначала как жалкая «крепостца»[2], Царицын населён был только людьми, способными нести военную службу: городское промышленное и торговое население не прибывало с течением лет, потому что, в сущности, торговать было нечем и не с кем, местность же, далеко не плодородная, не представляла никаких выгод и не привлекала никого на этот бесплодный берег Волги.
По своему положению у реки, город давал жителям возможность заниматься рыбной ловлей; другие обыватели производили мелочный торг съестными припасами; иные работали на пристани или на шерстяных мойках купцов Воронина и Бочкарёва; в последнее же время многие из обывателей Царицына занимались ломкою камня для Волго-донской железной дороги.[3]
Жителей в Царицыне к 1861 году считалось …. 7.846 душ обоего пола.[4]
Сведения об образовательных учреждениях города следующие: «К 1861 году в Царицыне, в доме уездного училища, была открыта праздничная мужская школа. Был принят устав школы. Высказывалось сожаление, что, школа разрешена лишь для мужского пола, хотя учредители ходатайствовали об «открытии школы для обоих полов вместе»[5], так как «в Царицыне нет никакой женской школы, и потому не только в бедном классе, но в классе людей зажиточных женщины не знают грамоты»[6]. Желающих учиться явилось 23 человека, из них:
5 - солдат от 28 до 40 лет;
3 – по 15 лет (из них 2- немцы);
остальные – дети от 7 до 11 лет включительно.
Между ними неграмотных было 10, а прочие все малограмотные. Безграмотных занимала система Золотова, по которой преподавали преимущественно частные лица.
30 ноября 1862 года на заседании совета Царицынской мужской бесплатной школы приняли решение об открытии в Царицыне будничной бесплатной женской школы «для обучения грамоте лиц женского пола всех возрастов и сословий».[7] Помещение для школы отводится в квартире уездного училища и открыто два раза в неделю по средам и субботам с 12:00 до 15:00.[8]
Но решение это так и осталось на бумаге. В одном из номеров газеты «Саратовские губернские ведомости» помещена статья Мокшанцева «Беглый взгляд на благоустройство г. Царицына»[9], в которой говорится: «наряду со всеми недостатками города входит и то, что в нём после сгоревшего в 1856 г. уездного училища нет особого дома и для него нанимают квартиры, которых по удобству в Царицыне найти весьма трудно, а прекрасное казённое обгорелое каменное двухэтажное здание до сих пор не исправляется»[10], а отчёт о состоянии приходских училищ Саратовской дирекции за 1863-1864 гг., помещённый в № 103 1864 года, показывает: «в Царицыне - приготовительные классы при уездном училище. Средства существования от городской думы – 171 руб. и отопление натурой; и от почётного блюстителя 150 руб. Законоучитель 1 чел., учитель 1 чел., мальчиков 149 чел., девочек – ни одной»[11].
Такой же отчёт за 1865 год даёт информацию, что «в Царицыне нет ни одного женского училища. Квартира, отведённая думой для царицынского приготовительного класса, не удобна тем, что ученики помещаются в двух комнатах, чем затрудняется преподавание и надзор учителя за ними. Сверх того, теснота помещения ставит училищное начальство в необходимость отказывать многим из желающих поступить. В библиотеке 8 книг и учебных пособий»[12].
Весьма интересна заметка «О сельских школах у временно-обязанных крестьян-собственников Саратовской губернии», которая позволяет сделать вывод, что Царицынский уезд намного отставал по количеству школ:
Аткарский уезд. Всего школ 38, учителей 38, учеников: мальчиков 671, девочек – 30.
Балашовский уезд. Всего школ 13, учителей 13, учеников: мальчиков – 325, девочек – 1.
Вольский уезд.Всего школ 14, учителей 14, учеников: мальчиков – 148, девочек – 37.
Саратовский уезд. Всего школ 24, учителей 24, учеников: мальчиков – 497, девочек 24.
Царицынский уезд. Всего школ 4, учителей 4, учеников: мальчиков – 160, девочек – нет.[13]
Посад Дубовка[14]. Всего школ 6, учителей 6. Имеется одно приходское училище.
Да и самому городу была дана весьма нелестная оценка: «город построен в центре малопроизводительной местности, окрестности его не богаты никакими естественными продуктами; в нём не может быть ни своей хлебной торговли, так как хлеба, производимого Царицынским уездом, очень немного, но проводимая Волжско-Донская железная дорога от Царицына до Калача-на-Дону, действительно может дать новую жизнь этому городу»[15].
Поскольку город не имел развитой местной торговли и промышленности, то и доходы городские были скудные. Так, городской бюджет в 1861 году не превышал 16 тыс.руб.[16]. Основными источниками городского дохода служили налоги.[17]
Однако, уже в 1862 году, после пуска Волго-Донской железной дороги, картина начинает меняться: по данным статистического комитета, опубликованным в «Саратовских губернских ведомостях», «оптовая торговля в Царицыне довольно обширна»,[18] вот только благоустройство Царицына оставляло желать лучшего: «город до сих пор не имеет удобных съездов к реке Волге и даже тротуаров, также в городе до сего времени не имеется моста через реку Царицу, разделяющую город … и до того тесные улицы, что не дай Бог случая пожара и сильного ветра. Соборная площадь вымощена безобразно и не ровно». [19]
Таким образом, картина города Царицына самая унылая. Так как город находится около степей – на песке и земле солонцеватого свойства никакой растительности и «ничего изящного»[20]… ни хорошей архитектуры церквей и никаких капитальных общественных строений, равно как и благотворительных заведений,[21] …садов в Царицыне было не много, да и те «весьма незначительные»[22]. На улицах совершенно не было фонарей, поэтому осенью и зимою Царицын не освещался[23].
Лишь в 1871 году в «Саратовских губернских ведомостях» появляются статьи, свидетельствующие о значительных изменениях, происходящих в городе: «Царицын настоящим своим положением в значительной степени обязан устройству в нём пристани Волго-Донской железной дороги, основание которой положено 11 лет назад. С тех пор Царицын стал быстро возрастать: население его из 6 тыс. душ в последнее время достигло 13-14 тысяч»[24].
Подобное развитие Царицына обеспечивалось в большей мере устройством Грязе-Царицынской железной дороги и введением нового городового положения, утверждённого 16.07.1870 года. «Саратовские губернские ведомости» тогда писали: «Город этот крайне нуждается во внешнем благоустройстве: ему нужно новое урегулирование, так как старый городской план, утверждённый 50 лет назад, не удовлетворяет более своему назначению. Необходимо новое освещение улиц и устройство мостовых со съездами к Волге, и набережной для складки товаров, и, наконец – что всего важнее – нужно хорошее водоснабжение».[25]
К середине 70-х годов XIX века система народного образования предусматривала четыре ступени: низшую - приходские училища (в селах и городах); промежуточную - уездные училища (по одному в каждом уезде); среднюю - гимназии (в каждом губернском городе) и высшую - университет в каждом учебном округе. Все ступени были преемственно связаны между собой: каждая предшествующая ступень являлась основой для перехода на новую образовательную ступень.
Материалы газеты показывают, что содержались земские школы на средства земств и сельских обществ. Земство выплачивало заработную плату учителям, а сельские общества брали на себя хозяйственные и учебные расходы: отопление, освещение, приобретение учебников и учебных пособий. Количество школ было крайне невелико – становление образования шло медленно. Обучались в основном мальчики, девочек было очень мало либо не было вовсе.
Следовательно, можно сделать следующий вывод: реформа 1861 года и ряд последующих преобразований оказали стимулирующее воздействие на экономическое развитие региона, в связи с чем возросла потребность в совершенствовании системы образования.
На развитие системы образования в Царицынском крае в первом десятилетии пореформенного времени XIX века, оказали влияние предпосылки общероссийского масштаба: проводимые социально-экономические реформы и железнодорожное строительство.
Источники и литература:
Вашкау Н.Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования. 1764-1914 г. дисс. док. ист. наук. Саратов, 1998.
Горбунова О.Л., Горюнова З.А., Дмитриева О.Н. Благотворители и меценаты Саратовского края (история и современность)/ Саратовское Поволжье в панораме веков.
Кокшайский И.Н. Предварительные данные переписи населения г. Саратова и его пригородов, произведенной в 1916 г. Саратов., 1916.
Мальков А.А. Естественное движение населения Саратовской губернии за период 1941-1925 гг. Саратов, 1926.
Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губерни. Т. 1, вып. 1, Саратов, 1898.
Саратовские губернские ведомости, 1861 г., Саратов.
[1] СГВ.1861.№ 23.10 июня, суббота.
[2] Там же
[3] СГВ.1861.№ 23.10 июня, суббота.
[4] Там же.
[5] СГВ,1861, № 9, 4 марта, суббота. С.79.
[6] Там же.
[7] СГВ,1862,№10, 10 марта, суббота.
[8] Там же.
[9] СГВ. 1862, №41, 13 октября, суббота.
[10] СГВ,1862, №41, 13 октября, суббота. С.417.
[11] СГВ,1864, № 103, 29 декабря, вторник.
[12] СГВ, 1866, № 24, 26 февраля, суббота.
[13] СГВ, 1865, № 51, 8 мая, среда.
[14] СГВ.1871.№223, 20 октября, среда.
[15] СГВ.1861.№25, 24 июня, суббота.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] СГВ.1862.№48, 1 декабря, суббота.
[19] СГВ.1862.№ 39, 29 сентября, суббота
[20] Там же.
[21] СГВ.1862.№ 40, 6 октября, суббота.
[22] СГВ.1862.№ 41, 13 октября, суббота.
[23] СГВ.1862.№ 41, 13 октября, суббота.
[24] СГВ.1871.№79, 22 апреля, четверг.
[25] СГВ.1871.№79, 22 апреля, четверг.