Технологии деятельностного типа - основная цель и результат их применения не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.
Проект - дидактический метод, который представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную и осознанную самими детьми, потому что им интересно найти пути ее решения.
Разработкой проектных технологий занимались:
Полад Е.С. (виды проектов)
Евдокимова Е.С.(уровни развития проектной деятельности)
Селевко Г.К. (классификация технологий деятельностного типа)
Свирская Л.
Поддьяков А.Н.
Савенков А.И.
Веракса Н.Е.
Деркунская В.А.
Пахомова Н.Ю.
Виды проектов
(по характеру доминирующей в проекте детской деятельности)
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Уровни развития проектной деятельности (по Евдокимовой Е.С.)
Возрастные особенности детей |
Методика проектной деятельности |
Подражательно-исполнительский (от 3,5 до 4, 5 лет) |
|
не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей; активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников; осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. |
интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей постановка цели проекта, его мотивация; привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана; совместное движение взрослого и детей к результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. |
Развивающий (конец 5 года жизни) |
|
могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь;
способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности; |
выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон; совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта |
Творческий (коней 6, 7 год жизни) |
|
способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей |
постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу; обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; определение перспективы развития опыта. |
Этапы
Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
Постановка проблемы.
Постановка цели.
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
Промежуточное обсуждение полученных данных.
Защита проектов.
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Мотивационная составляющая сотрудничества (три типа мотивации):
Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций - удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений.
1 тип мотивации – ИГРОВАЯ.
Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.
Игровая мотивация для решения интеллектуальных, умственных задач
2 тип мотивации – мотивация ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ.
Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.
3 тип мотивации – мотивация ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ.
Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.
Продукты детской проектной деятельности
альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето» и др.);
«временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»);
выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея и др.);
выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг («Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» (об истории создания бытовых приборов) и др.);
изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений);
проспекты (например, «Наши меньшие братья» (о домашних животных), «Наши лесные друзья» (о диких животных), «Военная техника», «Автомобили» и др.);
макеты;
коллажи.
Алгоритм
Шаг 1
Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.
Шаг 2
Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).
Шаг 3
Заполнение карты детских идей.
Для проекта практической направленности
ЧТО? |
ИЗ ЧЕГО? С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? |
КТО? |
|
|
|
Для проекта информационной направленности
Что уже знаем? |
Что хотим узнать? |
Где найдем информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать? |
|
|
|
Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.
Шаг 4
Составление плана проекта.
В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле проекта вместе с картой идей.
Планирование
В календарно-тематических планах прописывается:
Создание соответствующей предметно-развивающей среды через наполнение образовательных центров.
Предполагаемая работа с родителями в рамках реализации проекта. Важно! Работа носит адресный характер (именной) и заключается не только в просьбах о помощи.
В первый день в блоке ОДРМ прописывается мотивационная ситуация, в блоках НОД и ОДРМ образовательная и совместная деятельность, связанная с реализацией проекта.
НОД |
ОДРМ |
Понедельник |
Мотивационная ситуация |
Пятница |
Итоговое мероприятие |
Важно! В планах должна фиксироваться индивидуальная (подрупповая) работа детей над проектом.
Проект должен пройти через все виды детской деятельности, для этого может быть составлена карта коллективных видов деятельности:
Игровая |
Двигательная |
Коммуникативная |
Познавательно-исследовательская |
Продуктивная |
Трудовая |
Музыкально-художественная |
Чтение художественной литературы |
Шаг 5
Проживание темы проекта (реализация проекта).
Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.
Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов!
Шаг 6
Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:
Анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).
Обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.
Создание момента эмоционального переживания полученных результатов.
Организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.
Презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).
ВАЖНО! Полученный продукт помещается на видное место и используется детьми в самостоятельной деятельности.
Главное:
Научить детей мыслить.
Находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей действительности.
Уметь предвидеть результат.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь:
Увидеть проблему.
Обозначить задачу.
Наметить пути её решения.
Пройти этот путь.
Получить удовольствие от результата.
Желаю творческих успехов в освоении проектных технологий!
При разработке памятки были использованы материалы курса «Проектирование педагогического процесса в условиях реализации ФГТ: методический аспект» (Институт дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская гуманитарная академия образования»)