Теоретико-методологические основы гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Глава III. Часть 3


Автор: Седова Н. Е. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2024 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

3.3. Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента.

Целью данного параграфа является раскрытие реализации третьего условия гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Реализацию данного условия мы продемонстрируем на примере школьной дисциплины «Окружающий мир» в 1 ЭГ (4Б класс № 1, список класса см. прил. 11), Совместно с авторами диссертационного исследования и учителем 4Б класса Е.В. Коваленко была разработана система интегрированных уроков для наиболее эффективного развития компонентов модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом. Ниже будут приведены примеры интегрированных уроков по одному на каждом году обучения и дан анализ развития каждого компонента младших школьников на данных уроках.

Содержание уроков определяется: Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру [160]; Хабаровским краевым компонентом Государственного образовательного стандарта в образовательной области «Общественные и естественные науки» [159] по программе, рекомендованной МО Хабаровского края, издательство «Уссури», под редакцией А.Е. Тихоновой, программой дополнительного образования детей «Моя Малая Родина».

1 год обучения (2 класс).

Интегрированный урок по окружающему миру «Леса умеренного пояса» (содержание урока см. прил. 12).

Интеграция темы по окружающему миру «Леса умеренного пояса» и темы по краеведению «Растительность Хабаровского края».

Проанализируем данный урок согласно компонентам модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом. Во время изложения содержания главы мы будем курсивом выделять учащихся, посещающих краеведение.

Развитие когнитивного компонента проходило на протяжении всего урока. Отметим, что учитель применил педагогическую технологию проблемного изложения материала, когда учащиеся через систему вопросов (Назовите предметы, которые вы видите на подносе? Что объединяет все эти предметы? Где можно встретить эти предметы?) предположили чему будет посвящена работа на уроке. Кроме того, изложение материала проходило в постоянном сравнении с ранее изученными природными зонами. Учащиеся, применяя свои знания, попытались (используя литературные источники) выделить основные признаки зоны лесов умеренного пояса. Используя ближайшее окружение младших школьников (город) учитель рассмотрела виды лесов на примере Хабаровского края, сказав, что «в районе нашего города, в пойме Амура можно встретить леса, в которых растут только лиственные растения: берёза плосколистная, осина, клён зелёнокорый, севернее встречаются только хвойные растения: сосна обыкновенная, пихта почкочешуйная. Но есть леса, в которых растут и хвойные растения и лиственные? Кто знает, как называются такие леса? (смешанные) Или хвойно – широколиственные леса. Они расположены вдоль рек Хабаровского края - Амур, Кур, Уссури, Хор». Рассказ сопровождался показом мультимедийных кадров, а реки показывались на физической карте Хабаровского края. Таким образом, на протяжении всего урока у учащихся формировались знания о крае, его лесной зоне. Отметим, что активными участниками урока были ученики, посещающие занятия по краеведению, так как данный урок проходил в 3 четверти, а темы по краеведению «Растительный мир края», «Ярусы леса», «Экологическое равновесие в природе» изучались во 2 четверти.

Развитие процессуального компонента проходило через систему вопросов на умение учащихся анализировать, сравнивать и делать умозаключения исходя из предыдущего опыта: если зона лесов расположена южнее, чем она будет отличаться от зоны ледяных пустынь и тундры? (Зона лесов, находится в умеренном поясе, этот пояс получает больше тепла, чем холодный (Бочарникова Я.), здесь земная поверхность больше получает солнечной энергии (Емченко С.) поэтому здесь много разных растений и животных (Суриков М.)). Как вы думаете, почему зона лесов так сильно отличается от тундры, зоны ледяных пустынь? (Есть деревья, а в тундре и зоне ледяных пустынь деревьев нет (Маковская А., Копаев Р.), в тундре и зоне ледяных пустынь полярный день и полярная ночь (Гриша Д.), а в зоне лесов происходит смена времён года (Келеп Н.), в тундре и зоне ледяных пустынь и зимой и летом холодно (Алмакаев Д.).

Деятельностный компонент развивался благодаря заданию учителя, где учащимся было предложено прочитать текст о зоне умеренных лесов и, читая его, нужно было делать на полях пометки: «+» - я уже знал эти сведения; «!» - новая информация; «?» - это я не понял, у меня возник вопрос; «-» - я думал иначе. Учащиеся с удовольствием, вооружившись карандашами, читали текст, делали пометки, аккуратно вычерчивая знаки «+», «!», «?»,«-».

Развитие мотивационного компонента проходило через применение на уроке дидактических игр – «маска», «цепь питания», «найди животных лесов умеренного пояса». Учащиеся во время игр могли свободно двигаться, совещаться, дискутировать. Кроме того, игра «маска» постоянно используется на занятиях по краеведению, поэтому мы обратили внимание, что учащиеся, посещающие занятия по краеведению быстрее и четче задают вопросы, знают последовательность вопросов.

Личностный компонент развивался благодаря тому, что учитель обратила внимание учащихся на правила работы в группах: умей слушать и слышать товарищей; если критикуешь мнение другого, то предложи свой вариант; не перебивай; если споришь, то приводи аргументы; будьте взаимовежливы. Если в группе возникал спор или не рабочий шум, то учительница подходила к данной группе, делала замечание, выясняла причину шумного поведения. Кроме того, в течение всего урока учитель задавала классу много вопросов. Отвечая на вопросы, учащиеся перебивали друг друга, на что учитель реагировал следующим образом: ученики, не поднимающие руку и перебивающие друг друга, вообще не спрашивались, а проявляющие терпение и уважение к своим одноклассникам спрашивались.

Компонент саморазвития развивался через работу учащихся с текстом о зоне умеренных лесов. Ученикам необходимо было самостоятельно прочитать текст и выделить в нем известную им информацию, неизвестную, вызывающую вопросы и не понятную. Работая в группах, учащиеся также проявляли самостоятельность при выполнении задания, в котором они должны были, основываясь на свои знания определить особенности зоны леса умеренного пояса.

2 год обучения (3 класс).

Интегрированный урок по окружающему миру «Охранять природу – значит охранять Родину» (содержание урока см. прил. 13).

Интеграция темы по окружающему миру «Как нам жить в дружбе с природой» и темы по краеведению «Экологическое равновесие в природе».

Проанализируем данный урок согласно компонентам нашей модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом. Во время изложения содержания главы мы будем курсивом выделять учащихся, посещающих краеведение.

Развитие когнитивного компонента на уроке проходило через вопросы, касающиеся Хабаровского края: как называется край, в котором мы живём? (Киселев В.). Покажите его на карте (Карамышев М.); в каком тепловом поясе мы живём? (Воронова К.), в какой природной зоне? (Копаев Р.), какие леса находятся на территории края? (Плис П.), какие животные и растения встречаются на территории края? (Суриков М., Пальянов К., Васильева В., Гриша Д., Бочарникова Я.). Мы обратили внимание на количество ответивших учащихся, посещающих краеведение (8 чел.) и не посещающих (2 чел.). Во время урока учительница попросила назвать растения и животные Красной книги Хабаровского края, обратив внимание, что ученики, посещающие краеведение, заполняли кроссворд «Они нуждаются в защите». Учащиеся, посещающие краеведение старались вспомнить содержание занятий по данной теме, применяли их для выполнения задания, например на вопрос какие меры нужно применять, чтобы воздух был чище? Емченко С. ответил: «Посадить как можно больше тополей, так как его листья большие и хорошо собирают пыль в воздухе» (тема по краеведению «Растительный мир края»).

Таким образом, на уроке постоянно обращалось внимание на те знания, которые ученики получили на занятиях по краеведению.

Развитие процессуального компонента проходило через групповую работу по исследованию загрязненности воздуха, воды, почвы, причин образования оврагов, правил поведения в лесу. Учащиеся были поделены на группы детей посещающих краеведение и не посещающих с целью - обратить внимание на поведение учеников при совместной групповой работе.

Отметили, что учащиеся во всех группах вели себя шумно, перебивали товарищей, старались каждый сам сделать задание, т.е. их отношения складывались только как личностные и не входили в зону деловых взаимоотношений. Учитель остановил работу и попросил учеников перечислить правила работы в группах. Таким образом, совместными усилиями учителя и педагога ученики научаются правилам общения, умению брать ответственность на себя за результаты групповой работы и разделять ее с другими.

Развитие деятельностного компонента проходило через вопросы:

  • что можете уже вы, ребята, сделать для природы? Среди ответов большую часть (61%) составляли общие ответы: «охранять деревья и цветы в городе», «не рвать цветы», «не бросать мусор» (Келеп Н., Дубровский М., Маковская А.). Однако мы обратили внимание на более конкретные ответы учащихся, которые участвовали в начале учебного года в экологической акции «Чистый парк»: «буду собирать мусор с планеты Земля» (Киселев В.), «если увижу маленький костер в лесу, то сама затушу его» (Гриша Д.);

  • что значит быть патриотом своей Родины? Её гражданином? Учащиеся затруднились ответить на данные вопросы, так как не совсем понимали, кто такой патриот и гражданин. Поэтому учительница переформулировала свой вопрос: какого человека можно назвать патриотом страны и ее гражданином? Учащиеся отвечали односложно и в основном ответы сводились к следующему: «любит свою страну», «живет в ней долго», «уважает страну». Однако мы не услышали ответов, что патриот должен делать хорошие и полезные дела, на что учитель обратил внимание словами В.Г. Белинского «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом». Эти же слова мы использовали на занятиях по краеведению для воспитания патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Мотивационный компонент развивался благодаря практической работе в группах. Учащиеся с увлечение проводили опыты с водой, землей, воздухом, растениями. Они могли свободно общаться, двигаться. Кроме того, во время размышления над вопросами о взаимосвязях растений, животных и человека учащимся было предложено вспомнить свой опыт такого взаимодействия: «когда я болела, то бабушка давала мне три раза в день по чайной ложке меда» (Васильева В.), «мы завели кошку, потому что у нас появились мыши и все в нашем доме грызли» (Пальянов К.), «я собираю грибы в лесу, потому что они вкусные и полезные» (Дубровский М.). Из ответов видно, что ученики понимают взаимосвязь элементов в природе и свою роль в этом процессе. Отметим, что желание ответить больше проявляли ученики, посещающие краеведение, так как подобные темы изучались ими ранее. Так, у данных учеников появилась возможность показать свои знания и получить одобрение учителя, что очень важно для учеников младшего школьного возраста.

Развитие личностного компонента проходило через систематическую похвалу учителем учеников хорошо выполняющих задания в группах, что мотивировало данных учеников на дальнейшую положительную работу, либо высказывала неодобрение за шумную и не созидательную работу, но при этом направляла учеников на творчество через подсказки идей, отдельным учащимся делала замечания за пассивность в выполнении задания. Отстаивая свою точку зрения, по поводу наиболее загрязненных районов в городе Гриша Д. повздорила со своей лучшей подругой Бочарниковой Я., но не смогла ее переубедить (после урока мы объяснили Гриша Д., что, отстаивая свое мнение, необходимо научится пользоваться аргументами и доказательствами, а не просто говорить то, что тебе кажется правильным). Во время урока учитель обратила внимание учащихся при работе в группах на качества личности, которыми должен обладать гражданин и патриот: уважать других, быть ответственным, честным, полезным обществу (своей группе), целенаправленным.

Развитие компонента саморазвития проходило через самостоятельное выполнение заданий в группах по плану. Сначала учащиеся постоянно просили учителя подойти к ним и объяснить то, что они сами могли прочитать или выполнить. Тогда учитель применил педагогическую технику «ничего не вижу, ничего не слышу», когда группам дается время для самостоятельного выполнения задания, а учитель на время «теряет память», но после отведенного времени учащимся, выполнившим задание, учитель ставит дополнительные баллы, которые положительно повлияют на общую отметку за урок.

3 год обучения (4 класс).

Интегрированный урок по окружающему миру (Человек и человечество) «Общественные группы в мире людей» (содержание урока см. прил. 14).

Интеграция темы по окружающему миру «Общественные группы в мире людей» и темы по краеведению «Молодежные экологические организации».

Проанализируем данный урок согласно компонентам нашей модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом. Во время изложения содержания главы мы будем курсивом выделять учащихся, посещающих краеведение.

Когнитивный компонент развивался у всех учащихся через новый материал об обществе, как о группе людей, у которых есть общие интересы. На занятии были использованы сведения о краевом национальном парке «Анюйский» и заповедниках Хабаровского края. Учащиеся, посещающие краеведение смогли без атласов назвать два заповедника, которые находятся на хребтах – Джугджурский (Гриша Д., Копаев Р.) и Буреинский (Маковская А., Синельников Я., Бочарникова Я.), так как, изучая тему рельеф на краеведении, учащиеся учили названия хребтов и ассоциировали их с названиями заповедников. Комсомольский заповедник назвали Емченко С., Келеп Н., Соколова К., Киселев В. Оставшиеся три заповедника все учащиеся еще раз нашли на карте и запомнили их сложные названия, ассоциируя с хребтом (Большехехцирский – хр. Большехехцирский), рекой (Ботчинский – р. Ботчи) и озером (Болоньский – оз. Болонь).

Развитие процессуального компонента проходило через общение в режиме диалога, когда учащиеся научались аргументировать свои ответы: «я считаю, что необходимо создавать приюты для бездомных животных, так как есть люди, которые могут прийти туда и взять кошку или собаку к себе домой» Федин Л., «мне кажется, что лучше создавать заповедники, потому что если будут одни национальные парки, то на Земле не останется дикой природы» Васильева В. Вике возразил Емченко С., сказав, что «в национальных парках люди смогут помогать больным диким животным, тушить пожары, изучать жизнь животных и растений, а в заповедниках ничего нельзя». В диалог вступила Хандошко А. «но ведь можно же сделать пополам – половину заповедников, половину национальных парков». Видно, что учащиеся старались удержать свою позицию, но в то же время не конфликтовать.

Деятельностный компонент развивался благодаря краеведческому компоненту, когда учитель рассказала учащимся об общественной организации по охране природы города Комсомольска-на-Амуре. Кроме того, на всех городских экологических акциях, которые посещали учащиеся, занимающиеся краеведением, присутствовали представители данной организации. Ученики делились своими впечатлениями об экологических акциях. Интересно, что Маковская А. аргументировала свою позицию за создание заповедников следующим образом «если люди не будут посещать природу, то не будут там мусорить и нам не придется убирать за ними», на что Киселев В. ответил ей «мы убираем не за кем то, а мы убираем планету». Таким образом, видно, что на уроках учащиеся применяют те знания и умения, которые они получили на краеведении.

Мотивационный компонент развивался благодаря форме урока – работе в группах. Ряд учеников (из группы с высоким уровнем развития данного компонента - Васильева В., Киселев В., Копаев Р. Гриша Д. и др.) с интересом участвовали в диалоге-дискуссии, видно было, что их заинтересовала данная тема, в отличие от Синельникова Я., Шурыгина С., Плис П., которые отмалчивались в течение всего урока, полагаясь на членов своей группы. В конце урока учитель провела рефлексию, задав учащимся один вопрос - в какую общественную группу вы бы хотели вступить после нашего урока? Почему? Спрашивала учитель, в основном тех, кто мало говорил на уроке, хотя активные ученики сильно тянули руки, вставали с мест, даже выкрикивали свои ответы. Оказалось, что «молчуны» не определились с выбором и не смогли ответить на вопрос.

Личностный компонент развивался через нравственную беседу учителя и учеников во время обсуждения темы бездомных животных. Ребята сочувствовали, переживали, жалели животных («им и так плохо, а на них еще и охотятся» Маковская А., «да пусть себе бегаю, ведь все жить хотят» Мороко А.). Карамышев М. сказал, что боится собак и поэтому их нужно отлавливать. Многие ребята возразили ему, а Киселев В. привел такой аргумент «А если твоя собака нечаянно потерялась во время гуляния, и ее поймали и убили, что тогда делать будешь?!». Карамышев М. смягчил свою позицию и начал говорить о приютах для бездомных собак. Видно, что на уроке учитель старается затронуть такие качества учащихся, через которые будет происходить осмысление своих поступков – совесть, ответственность.

Развитие компонента саморазвития проходило через самоорганизацию работы в группах. В четвертом классе ученики уже хорошо усвоили правила работы в группах, тем более что правила всегда вывешены на доске. Наблюдали стремление к самостоятельному принятию решений у Киселева В. («не подсказывайте мне, я сам попробую разобраться»), Васильевой В. («да помолчите же, я не могу сосредоточиться»), хотя обычно ученики с удовольствием принимают подсказки. В конце занятия учитель проводил рефлексию, где ученикам необходимо было выбрать наиболее понравившееся им общество и сказать почему. При ответах ученики самостоятельно аргументировали свои ответы.

Таким образом, интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению способствовало их гражданскому и патриотическому воспитанию.

Однако, мы не предполагали в данном параграфе дать количественные и качественные данные о влиянии третьего условия на гражданское и патриотическое воспитание младших школьников. В силу комплексности и взаимосвязанности выделенных нами условий эффект от их применения проявится только при реализации всего комплекса выделенных условий.

*        *        *

В ходе проведения нами преобразующего эксперимента данные, которые мы получили, подтвердили нашу гипотезу о том, что выделенные нами условия, а именно: использование ближайшего окружения и витагенного опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания; применение интерактивных методов обучения, с целью придания процессу гражданского и патриотического воспитания практико-деятельностного характера; интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания способствовали гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности.

Так как выделенные нами условия взаимосвязаны и взаимозависимы, нами был осуществлён контрольный замер динамики гражданского и патриотического воспитания младших школьников согласно разработанным нами критериям и диагностическим методикам, тем же, что на констатирующем этапе эксперимента.

Исходя из полученных данных, и в 1 и во 2 экспериментальных группах улучшились результаты по всем выделенным нами показателям, особенно по деятельностному и процессуальному компонентам, что подтверждает наше мнение о важности в данном возрасте умений и навыков учащихся объяснять свои взгляды и выражать мнение относительно гражданско-патриотического поведения своего и окружающих людей; вести конструктивный диалог; ответственно подходить к учебе, как к своему гражданскому долгу и оценивать ее результаты; брать ответственность на себя и разделять ее с другими. Что касается когнитивного компонента, то мы подтвердили нашу точку зрения о таком характерном для младшего школьного возраста качестве как любознательность, которую мы активизировали с помощью интерактивных методов обучения для улучшения познавательного процесса.

Младшие школьники (38,4%) стали внимательнее относиться друг к другу, избегать открытых конфликтов, стараясь конструктивно решать свои споры, появилась заинтересованность в изучении своего края именно на практико-деятельностном уровне через написание исследовательских, творческих, социальных проектов, участии во всевозможных конкурсах, акциях, что говорит об их практической и познавательной активности, как маленьких граждан города и государства. Наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников показал, что учащиеся стали более осознанно подходить к своей роли граждан города, а также пониманию, что патриот «это человек, который делает все, что в его силах, чтобы край, в котором он живет был лучше» (Юдина А., 2ЭГ) и «это человек, который любит свою страну и делает для нее, что-то приятное» (Галустов В., 2ЭГ).

Отметим, что произошедшие изменения являются результатом одновременной реализации обозначенных нами взаимосвязанных педагогических условий, которые только в комплексе способствовали гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности.

Динамика гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности представлена в § 3.4. Математическая достоверность результатов представлена в приложении 16.