Вопросы развития межкультурной коммуникации студентов в процессе глобализации высшего образования


скачать Автор: Шермухаммадов Б. Ш. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(49)/2024 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2024.01.08

Шермухаммадов Баходиржон Шермухаммадович – д. пед. н., профессор, ректор Ферганского государственного университета (Республика Узбекистан).

В статье рассматриваются мировые тенденции в высшем образовании, влияние академических обменов между странами на эффективность реформ в данной сфере. Также анализируются необходимость вхождения в процесс глубокой международной интеграции высшего образования и тот факт, что академические обмены в условиях глобализации создали потребность в развитии межкультурной коммуникативной компетенции у студентов, а также функции ее развития. Проанализированы интегративный, аксиологический, психологический и организационный аспекты педагогической деятельности.

Ключевые слова: образование, глобализация, межкультурная коммуникация, психологический фактор, социальные группы, монокультура, поликультура.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION OF STUDENTS IN THE PROCESS
OF GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Bakhodirzhon Sh. Shermukhammadov – Dr. Ped. Sciences, Professor, Rector of Fergana State University (Republic of Uzbekistan).

The article considers global trends of higher education, the impact of academic exchanges between countries on the development and effectiveness of reforms in this field. It also analyzes the necessity of entering the process of deep international integration of higher education, the fact that academic exchanges in the context of globalization have created the need for the development of intercultural communicative competence among students, as well as the functions of its development. The integrative, axiological, psychological and organizational aspects of pedagogical activity are analyzed.

Keywords: education, globalization, intercultural communication, psychological factor, social groups, monoculture, multiculture.

Введение


Процесс глобализации, носящий объективно-исторический и многоаспектный характер, затрагивает изменения во всех сферах жизни современного человечества, что проявляется и в сфере образования. В мире расширяется международное сотрудничество по академическим обменам и исследовательским программам с зарубежными высшими учебными заведениями, тем самым создавая возможность интернационализации высшего образования. В связи с этим глобализация образования расширяется в результате деятельности Tempus, Erasmus Mundus, Немецкой службы академических обменов (DAAD), международных образовательных программ США, консульства Великобритании, Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA) и политики интернационализации высшего образования во всем мире. За последний 41 год количество иностранных студентов в мире увеличилось в 8,3 раза и достигло почти 5 млн человек. По прогнозам ЮНЕСКО к 2025 г. число иностранных студентов достигнет 7 млн человек. Тот факт, что за последнее десятилетие доход от обучения иностранных студентов в США составляет около 20 млрд американских долларов, также показывает, насколько глобализация и интернационализация образования приносят экономические выгоды. Однако в результате этого процесса обостряются и проблемы, связанные с культурной коммуникацией.

Высшее образование постепенно становится полноценным субъектом рыночных отношений, функционирующим на основе принципа безграничного образования. И это побуждает его активно менять масштабы и структуру своей деятельности и задач, приобретать новые источники финансирования, искать новые методы обучения, экспортировать и импортировать студентов, контролировать знания. Расширяются деятельность высших учебных заведений, студенческие и образовательные обмены с другими странами, сотрудничество, методический обмен, возможности установления культурных связей.

На основе реформ в сфере образования, проведенных в Узбекистане в последние годы, стало возможным направить молодежь в зарубежные страны и создать для нее условия для получения качественного образования, организовать образовательные гранты, наладить отношения сотрудничества с развитыми зарубежными высшими учебными заведениями, обмен с ними студентами, развитие познавательного туризма. В таких условиях, помимо возможностей действующих в нашей стране высших учебных заведений, возникают задачи повышения эффективности использования опыта ведущих университетов развитых стран в подготовке современных кадров.

В связи с необходимостью интернационализации высшего образования в новой стратегии развития Узбекистана, дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров, повышения квалификации и прохождения практики в рубежных ведущих вузах, научных центрах и других организациях обмена студентами с развитыми международными вузами, осуществляется создание образовательных программ. В этом процессе в результате расширения масштабов и возможностей межкультурного общения возрастает потребность в разработке методики педагогической деятельности по развитию навыков межкультурного общения у нашей молодежи. Это делает разработку новых способов, технологий и механизмов развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов актуальной задачей в условиях глобализации образования [Чумаков 2013].

Ведь представители разных наций и народов, культур и религий уже много веков мирно живут на нашей древней и щедрой земле. Гостеприимство, доброта, щедрость сердца и буквальная терпимость всегда были свойственны нашему народу и составляют основу его менталитета. Около 140 национальных культурных центров играют ведущую роль в развитии этнической идентичности и дальнейшей гармонизации межкультурных отношений. Одной из неотложных задач остается добиться того, чтобы они развивали свою культуру, язык, обычаи и традиции, народные промыслы, вносили весомый вклад во взаимообогащение разных культур, укрепляя чувство единой многонациональной семьи в каждом из нас [Мирзиёев 2021: 305–307].

Указы Президента Республики Узбекистан № ПФ-60 от 28 января 2022 г. «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.», № ПФ-5847 от 8 октября 2019 г. «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г.», Постановление № PQ-3775 от 5 июня 2018 г. «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших учебных заведениях и обеспечению их активного участия в комплексных реформах, реализуемых в стране» имеют большое значение в развитии высшего образования Республики Узбекистан.

Количество узбекских студентов, обучающихся за рубежом, достигло почти 86 тыс. человек. В этом отношении Казахстан является лидером в регионе, а Китай – лидером в мире. По данным Госкомстата, на начало 2021/2022 учебного года количество иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях нашей республики, составляло 5100 человек. В 2021 г. по данным Института статистики ЮНЕСКО количество узбекских студентов, обучающихся за рубежом, составило 85,9 тыс. человек.

За год количество узбекских студентов, обучающихся в зарубежных странах, увеличилось почти на 33 тыс. человек. По этому показателю Республика Казахстан лидирует в регионе с 90,3 тыс. студентов. В мире Китайская Народная Республика имеет абсолютное лидерство по количеству обучающихся за границей студентов – 1,1 млн человек. К началу 2022/2023 учебного года количество иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Узбекистана, составляло 5 тыс. человек.

В 2016 г. количество вузов в Узбекистане составляло 77, по программе бакалавриата обучались более 58 тыс. студентов, в магистратуре – 5 тыс. Шесть лет назад студентов обучали 24 тыс. 368 профессоров и 7 тыс. 766 преподавателей с учеными степенями. К 2022 г. указанные выше цифры значительно выросли. За этот период количество вузов в стране увеличилось на 122, и общее их количество теперь составляет 199. В частности, в Ташкенте действует 86 вузов, в других регионах – 113. Из них количество государственных вузов достигло 114, негосударственных и иностранных – 85.

В целях повышения качества и эффективности образования в высших учебных заведениях по состоянию на сентябрь 2022 г. привлечено 1035 зарубежных ведущих ученых, специалистов-практиков и высококвалифицированных преподавателей для проведения учебных занятий по соответствующим специальностям бакалавриата, магистратуры и мастер-классов для специалистов различных отраслей. В программах взаимного сотрудничества и грантовых программах отечественных и зарубежных вузов в 2021 г. принимали участие 1345 профессоров, а в 2022 г. в зарубежные высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения на стажировку было направлено 2,5 тыс. профессоров.

Подобные образовательные обмены дают молодежи возможность познакомиться с образовательной системой и методикой развитых стран, получить там образование, усовершенствовать свои знания и навыки. Они смогут ознакомиться с последними новшествами науки, достижениями научно-технического развития, безграничными возможностями информационных технологий. При общении молодежи, приехавшей учиться из разных стран в развитые государства, иногда могут возникать разные конфликтные ситуации, связанные с различиями в мировоззрениях. Необходимость усвоения правил межкультурного общения с представителями разных национальностей и народов, верований и слоев, а также культурных особенностей требует развития у учащихся компетенции межкультурного общения.

В условиях межкультурного общения люди часто меняют свои коммуникативные модели поведения и подстраиваются под коммуникативную модель своих собеседников. В этом случае смена способа общения происходит быстрее, чем при непринужденной, свободной беседе или при отсутствии существенной разницы между собеседниками [Фалькова 2007: 53–54].

Материалы исследования, методология

В условиях глобализации образования целесообразно разделить уровень проработки данной темы о развитии межкультурной коммуникативной компетенции у студентов на три такие части, как исследования в странах Запада, странах СНГ и Узбекистана.

Д. Грин, М. Ли, Р. Сколлан, Д. Фейлдс, Г. Бланшар, И. Бендер, Н. Джексон, Х. Лэнд, Дж. Метюсиц, Ф. Рубин исследуют научно-педагогические аспекты процесса межкультурного коммуникации и культурные связи на Западе; Дж. Спендолини, М. Заири, Д. Хенс, С. Маргинсон, М. Венде, З. Саригил, Э. Каракоч, А. Робинсон – проблемы развития межкультурной коммуникации в странах СНГ;
З. Азимова, О. Мусурмонова, Д. Розиева, З. Салиева, Б. Ходжаев, М. Куронов, Т. Эгамбердиева, Н. Эгамбердиева – научно-педагогические, общественно-политические и экономические аспекты процесса межкультурной коммуникации в Узбекистане.

Результаты исследования

Обеспечение интернационализации управления высшим образованием становится одной из актуальных задач университетов в новом тысячелетии. По словам нашего соотечественника Азамата Акбарова, профессора Пусанского университета иностранных языков Южной Кореи, «привлекательность системы высшего образования подтверждается степенью интернационализации. За последний 41 год количество иностранных студентов в мире увеличилось в 8,3 раза и достигло почти 5 млн человек. По прогнозам ЮНЕСКО к 2025 г. число иностранных студентов достигнет 7 млн человек. Интернационализация высшего образования приносит максимальную экономическую выгоду за короткий промежуток времени и укрепляет геополитические позиции страны.

Например, в 2013–2014 учебном году Франция получила в 1,5 раза больше денег, чем было выделено на привлечение иностранных студентов: на стипендии и субсидии было потрачено 3,5 млрд долларов, а на проживание, проезд и командировочные расходы иностранных студентов – 5,4 млрд долларов. За 2014–2015 гг. иностранные студенты заплатили за обучение в вузах Великобритании 4,8 млрд долларов, дополнительно потратив 5,4 млрд долларов на различные товары и услуги, было создано 207 тыс. рабочих мест» [Akbarov 2019].

Особое внимание азиатские страны также уделяют интернационализации высшего образования, учреждений и развитию студенческого туризма. Иностранные студенты приносят пользу экономике страны, при этом происходят образовательный обмен, межкультурная коммуникация и образовательная трансформация. «К 2020 г. Китай планирует стать самым привлекательным местом в Азии для иностранных студентов – по плану правительства в китайских вузах должно обучаться 500 тыс. иностранных студентов. В мае 2017 г. Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам была утверждена задача утроить количество иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах: с 220 тыс. студентов в 2017 г. до 710 тыс. в 2025 г. В Турции 115 тыс. иностранных студентов» [Ibid.]. Однако тот факт, что Турция планирует увеличить количество студентов из зарубежных стран до 350 тыс.
в последующие годы, показывает, насколько неотложной задачей стала интернационализация образования.

Увеличивается количество филиалов зарубежных вузов, действующих в Узбекистане. В частности, были открыты филиалы Вебстерского университета (США) и Технологического института Ёджу (Республика Корея), Кремского университета (Австрия), Уральского государственного экономического университета (Россия), Университета Амити, Университета Шармы (оба – Индия).

Почему в разных странах существует большое желание привлекать иностранных студентов в глобальном масштабе? Вполне естественный вопрос. Причина этого проста. В развитых странах экспорт образовательных услуг приносит миллиардные расходы на обучение и другие расходы в период обучения за границей. Экспорт образовательных услуг создает новые высокооплачиваемые рабочие места и увеличивает государственные доходы. В 2010 г. доход от обучения иностранных студентов в США составил около 20 млрд долларов США. В Великобритании объем поступлений от этого сектора в государственный бюджет превышает долю автомобильной промышленности и даже финансовых услуг. А в Австралии доход от образовательных услуг, оказываемых иностранным студентам, немного отстает от золотодобычи и занимает третье место [Краснова 2014].

В целях развития толерантности в межкультурном общении в Узбекистане регулярно организуются образовательные или культурные мероприятия в сотрудничестве с культурными центрами разных стран или на основе проектов многих стран. В частности, Министерство инновационного развития создало возможность для студентов, обучающихся в вузах страны, принять участие в этом международном мероприятии в рамках проекта “Creative Spark” Британского совета. “Creative Spark” – пятилетняя программа, направленная на расширение международных связей между университетами и учебными заведениями Великобритании и стран Центральной Азии для развития активных сфер предпринимательства. Поскольку креативная экономика является новинкой для республики, Министерство инновационного развития активно поддерживает продвижение этих навыков среди студентов местных вузов путем проведения тренингов, учебно-практиче-
ских занятий, мастер-классов.

Предполагается, что на занятиях студенты приобретут практические навыки ведения активной предпринимательской деятельности и в будущем внесут свой вклад в социально-экономическое развитие страны. В ходе проекта были организованы тренинги по подготовке активных бизнес-проектов с участием сотрудников Университета Лондон Метрополитен и специалистов партнерских организаций. Студенты, активно участвующие в тренингах, представляют свои стартап-проекты специальной комиссии [Вы студент? 2019]. В таких мероприятиях важно, чтобы межкультурная коммуникация была хорошо организована, а у молодежи формировалась толерантность к культурным отношениям. В общем основной целью межстрановых культурных мероприятий является дальнейшее развитие, улучшение и сближение межкультурного общения и отношений наряду с достижением обмена культурными ценностями. В таком процессе большое значение имеет развитие межкультурной коммуникативной компетенции молодежи каждой страны.

Международное сотрудничество по академическим обменам и исследовательским программам с зарубежными высшими учебными заведениями является достижением интернационализации высшего образования. В этом отношении была проделана ценная работа с Tempus, Erasmus Mundus, Германской службой академических обменов (DAAD), консульством Великобритании, Корейским агентством международного сотрудничества (KOICA) и др. Развитие международных связей в сфере образования происходит в результате финансирования международных научно-исследовательских центров и фондов. Сумма грантов, полученных из средств зарубежных научно-исследовательских центров и средств высших учебных заведений Узбекистана, составляет 27,8 % от общей суммы расходов на финансирование научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений.

Обсуждение

Мы считаем мнение профессора П. Лутфуллаева об отождествлении интернационализации высшего образования с транснациональным образованием противоречивым. В этом смысле ташкентский Международный Вестминстерский университет, филиалы Московского государственного университета (МГУ), Сингапурского института управления, Туринского политехнического университета, действующие в Узбекистане, не могут быть примерами транснационального образования. Транснациональное образование по своей природе является масштабным, предполагается, что оно оказывает образовательные услуги не одной стране, а целому ряду стран мира [Лутфуллаев 2014: 75]. Таким образом, система образования стала массовой формой бизнеса, начав предоставлять свои услуги разным странам мира. Роль качественного высшего образования в социальном развитии и экономической стабильности стран мира возрастает. Сегодня мировое сообщество возлагает большие надежды на высшее образование и требует от него выполнения масштабных задач, способствующих росту экономики и формированию общества знаний. Помимо традиционной образовательной, исследовательской и инновационной деятельности, высшие учебные заведения призваны активно участвовать в развитии страны и обеспечивать непрерывный рост своего интеллектуального и инновационного потенциала.

В условиях глобализации образования во многих странах особое внимание уделяется вопросам повышения компетентности будущих специалистов на основе поднятия содержания высшего образования на международный уровень, организации модульного обучения, внедрения передовых методов обучения. В частности, появление таких интеграционных процессов и программ, как Европейское пространство высшего образования, показывает, что в настоящее время высшее образование не может развиваться в рамках одной страны [de Wit 2007].

Кроме того, подведены итоги работы ЮНЕСКО по выводу высшего образования на новый уровень, а в заявлении «Высшее образование: уроки опыта» признана необходимость увеличения инвестиций в образование в странах со средним уровнем дохода, налаживания студенческого обмена, создания возможности для обучения на стипендиальной основе тех, кто хочет учиться в других странах. Необходимо также принять срочные меры для вложения средств в высшее образование. В этом заявлении подробно рассматривается важность высшего образования для мирового развития, сокращения бедности, подчеркивается необходимость экспериментировать с образовательными стратегиями, предлагаемыми научно-исследовательскими институтами. В нем основное внимание сосредоточено на вопросах создания вузов мирового уровня, повышения конкурентоспособности высшего образования, влияния глобальной образовательной среды на развитие страны.

Правительства и академические круги разных стран, стремясь занять лидирующие места в списке лучших высших учебных заведений мира, стали пытаться вырабатывать новые представления о предназначении и месте образования в современном мире. Сегодня некоторые страны стремятся подчеркнуть, что их не устраивает их система образования, которая служит только местным или национальным интересам. Для развития высшей школы все большее значение приобретают показатели, позволяющие их сравнивать.

Сегодня вузы мирового уровня – это не только высшие учебные заведения, дающие качественное образование и развивающие интеллект и культуру; они стали предметом гордости, поскольку страны оценивают статус своих учебных заведений, сравнивая их с учебными заведениями других стран.

В последнее десятилетие термин «глобальные образовательные учреждения» стал синонимом не только для повышения качества преподавания и исследований, но и, что более важно, для приобретения, адаптации и расширения студенческого обмена на глобальном рынке образования. Парадокс вузов мирового масштаба заключается в том, что «все хотят создавать такие образовательные учреждения, но никто не знает, что это такое и как это организовать» [Altbach 2004]. В настоящее время молодые люди стремятся поступить в лучшие школы, которые являются для них экономически выгодными, а правительства – максимизировать отдачу от своих инвестиций в образовательные учреждения. Наиболее эффективным способом для этого является развитие образовательных грантов в международном масштабе и привлечение большего количества студентов из зарубежных стран.

В результате глобализации образования высшие учебные заведения превращаются в «базы науки» и «учреждения общей культуры» [Махаматов, Касимова 2021]. Согласно новым подходам, форма высшего образования черпает свою легитимность из культуры, синтезирующей обучение и исследования, процесс и ре-зультат, институциональность и индивидуальность [Гельмгольц 2003]. В то же время глобализация образования становится сферой возникновения межкультурных противоречий. Поэтому сегодня перед вузами стоят серьезные задачи: популяризация образования; коммерциализация и приватизация науки и образования; можно включить сюда также глобализацию рынка услуг в сфере образования. Массовость образование сначала получило в результате революции в системе среднего образования, а затем этот процесс распространился и на систему высшего образования. Образовательная революция представляет собой беспрецедентное увеличение числа учащихся на всех уровнях образования. Это привело к увеличению числа студентов, приходящихся на одного преподавателя вуза, и серьезно затруднило межличностное общение внутри учебных заведений.


Рис. Статус высших учебных заведений в условиях глобализации образования

Сегодня в результате «академической глобализации» высшие учебные заведения поощряются к активному участию в борьбе за контрактников из зарубежных стран. Прежде чем изучать новые механизмы регулирования, созданные высшими учебными заведениями в новой конкурентной среде, целесообразно рассмотреть особенности существующей системы регулирования и причины ее реформирования. С глобализацией образования обучаться в зарубежных странах стало намного проще. Это расширило возможности для глобального студенческого обмена и сотрудничества, привело к расширению культурных связей, необходимости развития у учащихся определенных навыков межкультурного общения. В то же время во многих странах предоставляются гранты и финансовые стимулы для обучения студентов за рубежом. Принимаются меры по расширению доступа к финансированию обучения за границей. В Скандинавских странах, Австрии, Греции и Нидерландах были внедрены или внедряются системы помощи студентам, которые учатся по программе получения степени за границей. Во Фландрии предоставляется государственная помощь по программам, предлагаемым признанными голландскими высшими учебными заведениями.

Заключение

Взаимодействие между представителями разных культур, общение, при котором применяется опосредованная форма общения (язык, речь, письмо, электронное общение), считается межкультурным. Помимо культурных различий на процесс межкультурной коммуникации влияют возраст, пол, профессия и социальный статус собеседников, а также их терпение, настойчивость и личный опыт.

В современных условиях культурные связи проявляются в различных сферах жизни человека – туризме, спорте, личных отношениях и студенческом обмене в результате глобализации образования. В межкультурных отношениях, особенно в многонациональных государствах, участвуют как большие, так и малые народы, имеющие административно-государственные формы, регулирующие национальный состав, и не имеющие таких форм. В этом случае имеющие численное большинство и культурно сформированные нации смогут влиять на процесс взаимодействия больше, чем малые нации [Чумаков 2018].

Исторические процессы в мире издавна характеризовались двумя противоречивыми, но взаимно необходимыми и имеющими равное основание тенденциями – с одной стороны, тягой культур к общению и близким отношениям, а с другой стороны, стремлением к сохранению своей этнокультурной самобытности и защите от внешних воздействий. В наше время эти традиции принимают противоречивый вид, что опасно. На данном этапе развития глобализации, то есть неоглобали-зации, ученым и специалистам необходимо находить золотую середину решения этого феномена, разработать варианты избежания крайностей во взаимоотношениях социума на научной основе, а властям – иметь политическую волю и мудрость при решении таких вопросов.

Сегодня, в ситуации, когда в жизни каждой нации происходят такие процессы, как поликультурализм, полиэтничность, монокультурализм, межкультурный диалог, никто не может гарантировать, что в межкультурном общении не возникнет противоречий, недопонимания, конфликта интересов и т. п. Основной целью межстрановых культурных мероприятий является улучшение межкультурного общения и сближение отношений, а также достижение обмена культурными ценностями. В таком процессе большое значение имеет развитие межкультурной коммуникативной компетенции молодежи каждой страны. Потому в настоящее время высшие учебные заведения мирового уровня – это институты, не только дающие качественное образование, но и развивающие интеллект и культуру общения с носителями других культур.


Литература

Вы студент? // Kun.uz. 2019. 17 января.

Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. 2003. № 6(15). С. 29–33.

Краснова Г. Российское образование на экспорт [Электронный ресурс] : ТАСС. 2014. 8 октября. URL: https://tass.ru/opinions/1597477.

Лутфуллаев П. Особенности интернационализации высшего образования: международный опыт // Перспективы развития высшего образования. Ташкент : Vita color, 2014.

Махаматов Т. М., Касимова З. Г. Глобальная цивилизация и эффективность культурной политики как «мягкой силы» // Век глобализации. 2021. № 4(49). С. 90–103.

Мирзиёев Ш. М. Новая стратегия Узбекистана. Ташкент : Узбекистан, 2021.

Фалькова Е. Г. Межкультурная коммуникация и основные понятия и определения. Методическое пособие. СПб. : Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.


Чумаков А. Н. Теоретико-методологические основания исследований процессов глобализации // Век глобализации. 2013. № 2(12). С. 23–37.

Чумаков А. Н. Культурно-цивилизационные исследования: их роль и ценность в глобальном мире // Вестник Московского университета. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2018. № 1 (январь – март). С. 30–44.

Akbarov A. Oliy ta’lim vaziriga ochiq xat // Daryo. 2019. 22 iyul.

Altbach Ph. G. The Costs and Benefits of World-Class Universities [Электронный ресурс] : Academe. 2004. Vol. 90 (1, January-February). URL: http://www.aaup.org/AAUP/pubsres/academe/2004/JF/Feat/altb.htm (дата обращения: 19.01.2024).

De Wit H. 2007. European Integration in Higher Education: the Bologna Process towards a European Higher Education Area // International Handbook of Higher Education / ed. by J. J. F. Forest, P. G. Altbach. Dordrecht : Springer. DOI: 10.1007/978-1-4020-4012-2_23.




* Для цитирования: Шермухаммадов Б. Ш. Вопросы развития межкультурной коммуникации студентов в процессе глобализации высшего образования // Век глобализации. 2024. № 1. С. 103–112. DOI: 10.30884/vglob/2024.01.08.

For citation: Shermukhammadov B. Sh. Issues of Development of Intercultural Communication of Students in the Process of Globalization of Higher Education // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2024. No. 1. Pp. 103–112. DOI: 10.30884/vglob/2024.01.08 (in Russian).