Подземные коммуникации в теневой торговле Австрии, Венгрии и Чехословакии в эпоху холодной войны в 1950–1989 гг.: аспекты восприятия проблемы в слоях населения государств


скачать Автор: Шеврифович Д. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 17, номер 1/ 2023 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2023.01.07

В статье изложена специфика влияния подземных коммуникаций Австрии, Венгрии и Словакии на развитие теневой экономики европейского субрегиона, определившего черты исторической психологии вовлеченных в индустрию кластеров народов данных государств, с оценкой роли западных спецслужб, имевших свои интересы в замалчивании информации о данном канале связи и торговом пути во времена холодной войны.

Ключевые слова: подземные коммуникации, теневая экономика, теневая торговля, Австрия, Венгрия, Чехословакия, западные спецслужбы, холодная война, железный занавес, страны соцлагеря.

Underground communications in the shadow economy of Austria, Hungary and Czechoslovakia during the Cold War, 1950–1989

Dushitsa M. Shevrifovich.

The article outlines the peculiarities of the influence of underground communications in Austria, Hungary and Slovakia on the development of the shadow economy of the European sub-region, which determined the characteristics of the historical psychology of the ethnic groups of these states involved in the industry, with an assessment of the role of Western intelligence services, which had their own interests in concealing information about this communication channel and trade route during the Cold War.

Keywords:  underground communications, shadow economy, shadow trade, Austria, Hungary, Czechoslovakia, Western intelligence services, Cold War, Iron Curtain, socialist countries.

Введение

Проблемы теневой экономики на границах блоков капиталистических стран и государств соцлагеря 1950–1980-х гг. – комплексный предмет международных правовых отношений, который затрагивает разнообразные отрасли, помимо экономической сферы и уголовного права. Рассматриваются побудительные мотивы участников с обеих сторон: идеология, национальный менталитет и его совместимость с иными народами, культурная общность, инженерная составляющая логистики поставок и др.

Впервые в российской историографии роль подземных коммуникаций через призму тайных каналов ЦРУ и МИ-6 была освещена по авторитетным австрийским, английским и венгерским источникам в работе «Влияние национальных триггеров на формирование и противостояние институтам теневой экономики в Венгрии 1990–2022 гг.» (Захарьев 2023). В ней были показаны способы подготовки почвы и вербовки из кластеров прозападных слоев венгерского и словацкого населения, которые впоследствии стали участниками антисоветских восстаний в Венгрии и Чехословакии.

Однако, помимо спецслужб Запада, данные коммуникации активно использовались местным населением для ведения теневой торговли (Там же), обусловленной железным занавесом и невозможностью доставлять нужный объем линеек разнообразных товаров по открытым легальным каналам. Следует отметить и проблемы логистики в доинтернетную эру, которые также снижали объем открытых поставок через таможенные барьеры, включая аспект объемов конфиската с обеих сторон в Австрии, Чехословакии и Венгрии.

Цель исследования: на основе авторитетных источников[1] отразить роль подземных коммуникаций в теневой торговле Австрии, Венгрии и Чехословакии в эпоху холодной войны в 1950–1989 гг. в контексте ее исторического восприятия поколениями граждан государств, на территориях которых действовали данные схемы теневой экономики.

* * *

Подземные коммуникации – совокупность сооружений в виде разнообразных линий технического и стратегического значения, созданные в период австрийской монархии ХVIII – начала ХХ в. и имеющие комплексное значение для функционирования городских и промышленных агломераций Австрии, Венгрии и Словакии, которые частично перестраивались или были заброшены в первой половине 1950-х – 1980-х гг. Они представляют собой протяженные туннели, не только имеющие функцию водоотведения и сохранения части электрических сетей, но и позволяющие беспрепятственно перемещаться в сопряженные страны (Захарьев 2023; Blanton, Byrne 2006; Cser et al. 2006; Dujmovic 2007; Sciolino 1989; Cordesman 2002; Puddington 2003; Weiner 2007).

В эпоху холодной войны данные коммуникации не только давали возможность вербовки прозападных кластеров в странах социалистического лагеря, но и служили тайной теневой торговой базой, позволявшей скрывать товар и реализовывать его под землей без страха и рисков надзора с обеих сторон – и капиталистического, и социалистического блоков (Захарьев 2023).

Виды эксплуатации подземных коммуникаций

1. Непосредственный: под технические задачи с вариантами реконструкций и перестроек объектов с 1900-х по 1980-е гг.

2. Теневая торговля: перевозка товаров по ним и осуществление сделок.

3. Перемещение групп лиц западного блока: агентуры МИ-6 и ЦРУ, а также сотрудничавших с данными разведслужбами граждан Венгрии и Чехословакии, чья эвакуация была необходимостью.

Черты использования подземных коммуникаций

1. На 95 % связь с рекой Дунай и городами по ее течению.

2. Односторонний канал исключительно для западных спецслужб; не использовался советской, венгерской и чешской разведками.

3. Стабильный канал теневых поставок грузов двустороннего формата из капиталистических стран в социалистические и наоборот (1950–1980-е гг.).

4. Мультивалютные двусторонние операции теневого рынка с использованием денежных единиц Австрии, Венгрии и Чехословакии.

5. Различные проблемы единства и деления туннелей: от обвалов до интервалов наземной перевозки грузов при отсутствии единой системы, ведущей в сопредельные страны.

6. Игнорирование Веной под давлением ЦРУ и МИ-6 проблем неограниченного перемещения лиц в туннелях на территории Австрийской Республики.

Структура теневого экспорта в туннелях

Из Венгрии в Австрию поставлялись разнообразные редкости в виде антикварного имущества австрийских дворян из замков и дворцов, уцелевших после Второй мировой войны, предметы роскоши, серебряные и золотые клады черных копателей, которые позже были выданы за обнаруженные запасники музеев Вены, хотя все ценное по факту было утрачено еще при аншлюсе 1938 г. Но на это никто не обращал внимания.

Тогда как из Австрии в Венгрию шли разнообразные денежные средства в мультивалютной корзине для поддержки антисоветской оппозиции: доллары, форинты, некоторые реликвии мадьярских дворян, золотые монеты, медикаменты, находящиеся в дефиците у венгров в 1950–1980-е гг.

При этом туннели 1950–1980-х гг. обеспечивали теневые денежные потоки для контролировавших их преступных элементов от ЦРУ и МИ-6, агенты которых на материальной основе свободно передвигались по маршрутам из стран соцлагеря в Австрию и наоборот. Также агенты без каких-либо проблем вывозили по туннелям определенный контингент словаков, чехов и венгров: ученых, диссидентов, представителей прозападной национальной интеллигенции, ценных информаторов западной агентуры и иных лиц, оказавшихся за железным занавесом.

Психологические аспекты восприятия подземных коммуникаций людьми из капиталистического и социалистического лагерей[2]

Вовлеченными гражданами Чехословакии и Венгрии данные туннели воспринимались как надежный, стабильный инструмент теневого дохода без рисков облав и контроля властей, что было прекращено к 1990-м гг., когда страны вошли в НАТО и ЕС.

Спецслужбам ЦРУ и МИ-6 данные коммуникации также давали идеальные возможности трансфера и вербовки новых агентов в вышеуказанных странах соцлагеря (Захарьев 2023).

Более сложная картина наблюдалась в Австрии: граждане республики, задействованные в теневых операциях, относились к системам идентично чехам, словакам и венграм, так как эта система работала на их стабильный теневой доход.

Граждане-подростки, которые в 1950–1980-х гг. случайно оказывались там в процессе игр (99 % – мальчики и юноши), делились своими воспоминаниями годами позже, оценивая полученный опыт как некое приключение[3].

Власти и спецслужбы Австрийской Республики, на которых оказывали давление МИ-6 и ЦРУ (Захарьев 2023), смотрели сквозь пальцы на все виды операций в туннелях и незаконно находящихся там граждан своей страны и стран соцлагеря. Информация об австрийских туннелях и прочих подземных коммуникациях, связанных прямо или через интервалы с венгерскими (Захарьев 2023) и чехословацкими, публиковалась, только если речь шла о бытовых несчастных случаях в районах Венской агломерации 1950–1980-х гг., и не на передовицах ведущих австрийских газет3. Власти делали все, чтобы привлечь как можно меньше внимания титульного боль-шинства общества к проблеме.

Ситуация изменилась в 1990–2010-х гг., когда в рамках новых проектов экологического развития были приняты решения о реконструкции данной инфраструктуры. Однако к тому времени все туннели находились под жестким контролем властей, а сама теневая торговля после вступления в НАТО и ЕС Чехии, Словакии и Венгрии утратила всякий смысл.

В результате всего вышеперечисленного австрийцы массово воспринимают сеть туннелей в начале 2020-х гг. лишь как объект городской инфраструктуры, пусть даже так или иначе связанный с другими странами ЕС.

Встречи бывших контрабандистов

«Бойцы вспоминают минувшие дни и стоки, где славно торговлю вели». В социальных сетях можно найти профили потомственных диггеров, чьи деды и отцы вели данную торговлю. Места их встреч по интересам (внуков – по экстриму, дедов и отцов – по ностальгии) есть в Братиславе, Вене и Райке[4].

По разным оценкам в настоящее время о туннелях знает более 10 тыс. человек, которые сами или через родственников разных возрастов вовлечены в контекст исторической роли этих объектов в 1950–1980-е гг.[5]

Археологические изыскания

Туннели, построенные в период 1700–1915 гг., представляют собой предмет исследований для археологов национальных музеев Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии. Отсутствие единой карты объектов подземной инфраструктуры и периодические обрушения стен с обнаружением замурованных ранее проходов или природных пустот обусловливают проведение более скрупулезных работ: от реконструкций и внесения поправок в существующие карты до капитального ремонта сооружений после проведения там научных экспедиций. Существуют также определенные конфликты интересов. Так, на словацкой территории не дозволяется без ряда разрешений вести работы чешским археологам. Венгры крайне неохотно пускают австрийцев. Чехи имеют претензии к словакам по квотам в разрешенных к исследованиям участках и др. Помимо этого, туннели являются зонами повышенной сложности и опасности, ввиду чего график ряда экспедиций смещается по срокам, фронтам работ из-за бюрократических обстоятельств и иных проблем, в частности финансовых. Бюджет НИИ всех стран часто ограничен. Ведущим организациям куда более выгодно профинансировать массовые раскопки на открытом грунте в предместьях Вены, Эстергома, Братиславы, нежели затрачиваться на оборудование, страховки, вспомогательный персонал, вести дела с властями и решать прочие проблемы.

Заключение

Подземные коммуникации субрегиона сыграли важную комплексную роль в международных отношениях Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии. Изначально служившие теневой торговой базой и каналом связи западных спецслужб США и Англии, данные объекты инфраструктуры получили трансформацию в восприятии слоев населения, вовлеченного в теневые операции: некогда опасный бизнес стал своего рода аттракционом для спортсменов-экстремалов и туристов, городской легендой, а также общим (для вовлеченных) позитивным прошлым для контрабандистов и их потомков во всех указанных государствах.

Впоследствии в ЦРУ использовали опыт покровительства и дав-ления по данному вопросу на Вену, но уже в Прибалтике 1990–2010-х гг., когда через порты Латвии, Литвы и Эстонии проходило огромное количество неучтенных грузов. Правда, единой транспортной артерией служил уже не Дунай, а юго-восточное побережье Балтийского моря трех республик (Захарьев 2021; Жизнь… 2018).

Несмотря на то что сейчас туннели утратили ценность для активной контрабанды, а власти стран ЕС унифицировали стандарты контроля, жизнь в них продолжается. Теневая торговля изменила свои ключевые направления и объемы перевозок, однако не ушла из коммуникаций. С 1990-х гг. это место скорее территория экстремалов, нежели контрабандистов. Нет данных о том, кто еще может использовать эти площади под дополнительные нужды: коммунальные службы, военные, археологи, иные категории граждан.


Рис. Район подземных коммуникаций Венгрии, Австрии и Чехословакии (белая линия)[6]


Литература

Жизнь преступная: какой город Прибалтики самый криминальный? 2018. Baltnews 14 ноября. URL: https://baltnews.lt/vilnius_news/20181114/1018566461/Europe-Pribaltika-goroda-kriminal-reiting.html.

Захарьев, Я. О.

2021. Теневая экономика стран Прибалтики: почему Европейский союз сворачивает программы сотрудничества в регионе. Теневая экономика 5(4): 285–294. DOI: 10.18334/tek.5.4.113669.

2023. Влияние национальных триггеров на формирование и противостояние институтам теневой экономики в Венгрии 1990–2022 гг. Теневая экономика 7(1): 73–84. DOI: 10.18334/tek.7.1.117085.

Сагомонян, А. А., Кремер, И. С., Хазанов, А. М. 2009. История международных отношений в XX – начале XXI века: СНГ и российско-украинские отношения. М.: Рема.

Blanton, T., Byrne, M. (eds.). 2006. CIA had Single Officer in Hungary 1956: “No Inside Information” and “Little Outside Information”. National Security Archive Electronic Briefing Book 206. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB206/index.htm.

Cordesman, A. H. 2002. Trends in Real Hungarian Defense Spending: 1984–2001. In Cordesman, A. H., Moravitz, J. K., Western Military Balance and Defense Efforts. A Comparative Summary of Military Expenditures; Manpower; Land, Air, Naval, and Nuclear Forces. Washington, p. 113.

Cser, F., Bogsányi, D., Fodor, A. 2006. 50th Anniversary of the 1956 Hungarian Freedom Fight: Questions and Answers. Melbourne: Committee for the Commemoration, pp. 4–18.

Dujmovic, N. 2007. Review of “Legacy of Ashes: The History of CIA”. Studies in Intelligence September 10. URL: https://www.economicsvoodoo.com/wp-content/uploads/2007-09-10-CIA-Review-of-Legacy-of-Ashes-The-Hist....

Puddington, A. 2003. Broadcasting Freedom: The Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty. Lexington: The University Press of Kentucky, pp. 100–203.

Sciolino, E. 1989. C.I.A. Defector to Soviets Is Permanently Expelled From Hungary. New York Times December 1. URL: https://www.nytimes.com/1989/12/01/world/cia-defector-to-soviets-is-permanently-expelled-from-hungar....

Weiner, T. 2007. Legacy of Ashes. The History of the CIA. New York: Doubleday, pp. 34–95.




* Для цитирования: Шеврифович, Д. М. 2023. Подземные коммуникации в теневой торговле Австрии, Венгрии и Чехословакии в эпоху холодной войны
в 1950–1989 гг.: аспекты восприятия проблемы в слоях населения государств. Историческая психология и социология истории 1: 93–100. DOI: 10.30884/ipsi/ 2023.01.07.

For citation: Shevrifovich, D. М. 2023. Underground Communications in the Shadow Trade of Austria, Hungary and Czechoslovakia during the Cold War Era in 1950–1989: Aspects of Perception of the Problem among the Population of the States. Istoriсheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii = Historical Psychology & Sociology 1: 93–100 (in Russian). DOI: 10.30884/ipsi/2023.01.07.


[1] См.: Захарьев 2023; Сагомонян и др. 2009; Blanton, Byrne 2006; Cser et al. 2006; Dujmovic 2007; Sciolino 1989; Cordesman 2002; Puddington 2003; Weiner 2007. Данные получены также на основе анализа подшивки номеров газет «Kronen Zeitung», «Kurier», «Wiener Zeitung» за 1950–1989 гг.


[2] См.: Захарьев 2023; Сагомонян и др. 2009; Blanton, Byrne 2006; Cser et al. 2006; Dujmovic 2007; Sciolino 1989; Cordesman 2002; Puddington 2003; Weiner 2007. Данные получены также на основе анализа подшивки номеров газет “Kronen Zeitung”, “Kurier”, “Wiener Zeitung” за 1950–1989 гг.


[3] Данные получены на основе анализа подшивки номеров газет “Kronen Zeitung”, “Kurier”, “Wiener Zeitung” за 1950–1989 гг.


[4] Данные получены из групп в социальных сетях, от членов клубов диггеров, проводивших встречи в 2010-х – начале 2020-х гг. в разных городах Венгрии, Австрии и Словакии, в рамках личных бесед на правах анонимности диггеров и их родственников, вовлеченных в теневые операции в 1950–1980-х гг. (Austriandiggers.com, magiarminerdig.hg, slovakdigger.com).


[5] Данные получены из групп в социальных сетях, от членов клубов диггеров, проводивших встречи в 2010-х – начале 2020-х гг. в разных городах Венгрии, Австрии и Словакии, в рамках личных бесед на правах анонимности диггеров и их родственников, вовлеченных в теневые операции в 1950–1980-х гг. (Austriandiggers.com, magiarminerdig.hg, slovakdigger.com).


[6] Составлено автором.