DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2023.01.06
Князев Ярослав Михайлович – аспирант ИВ РАН. darth.knyazev@ yandex.ru.
В данной статье приведены результаты наблюдений, полученных во время написания выпускной квалификационной работы на аналогичную тему (Князев 2023). Главной задачей этой статьи является описание влияния группы традиционных духовных практик, в рамках статьи названных духовными искусствами, на современную китайскую массовую культуру и возникновение нового жанра «сянься», а также тех изменений, которые они за собой повлекли. Из этой задачи следует необходимость обоснования указанной выше категории и выделения ее отличий от популярного термина «цигун».
Ключевые слова: китайские духовные практики, духовные практики, духовные искусства, история цигуна, история духовных практик, цигун, даосизм, Китай, культура Китая, современная культура, сянься.
The place of traditional spiritual practices in modern Chinese culture
Yaroslav M. Knyazev.
This article presents the results of observations made during the writing of a final dissertation on a similar topic. The main objective of this article is to describe the influence of a group of traditional spiritual practices, called spiritual arts in the context of this article, on modern Chinese mass culture and the emergence of a new genre of “xianxia”, as well as the changes they have brought about. This task implies the need to substantiate the above category and to highlight its differences from the popular term “qigong”.
Keywords: Chinese spiritual practices, spiritual practices, spiritual arts, history of qigong, history of spiritual practices, qigong, Taoism, China, Chinese culture, modern culture, xianxia.
Традиционные духовные практики особенно важны для китайского народа, так как являются неотделимой частью китайской культуры. Они развивались на протяжении всей истории Китая, эволюционируя и видоизменяясь вместе с культурой данной страны. Особенно сильная связь у духовных практик была с тремя традиционными учениями (даосизмом, буддизмом и конфуцианством), поэтому данные практики являются важной частью национального самосознания и общей китайской идентичности.
Хотя специфичная группа китайских духовных практик, которым посвящена настоящая статья, не имеет своего общего названия, их можно назвать духовными искусствами – по аналогии с боевыми, поскольку они зачастую имеют схожие методы передачи и формы обучения, теоретическую и практическую базу, а также изучаются и применяются совместно, дополняя друг друга.
Если боевые искусства фокусируются на развитии возможностей человеческого тела, то духовные – на совершенствовании не материальной, а духовной[1] стороны человека, к которой относятся син (性) и мин (命), иньские души по (魄) и янские души хунь (魂), а также «Три драгоценности»: цзин (精), ци (气) и шэнь (神). Во многих других источниках духовные практики довольно часто обобщают и называют цигун. На практике данный термин имеет довольно узкое применение[2] и исторически не может быть применен ко всему многообразию духовных искусств, особенно древних, ведь он появился только в начале XX в. благодаря труду Люй Гуйчжэня «Цигун ляофа шиянь» (氣功療法實驗).
В современном Китае духовные искусства не только активно практикуются, но и оказывают сильное влияние на массовую культуру. Например, под влиянием древних мифов и легенд о достижении посредством духовных практик состояния бессмертного сянь возник особый жанр сянься[3] (仙侠), посвященный духовным практикам и применяющим их. Его отражение можно найти в литературе, кино и видеоиграх. За последние несколько десятилетий данный жанр стремительно набрал популярность в современной массовой культуре и стал одним из столпов китайской индустрии развлечений, получившей бурное развитие в связи с развитием информационных технологий во время и после пандемии COVID-19, на хорошо подготовленной культурной почве (Palmer 2007).
Таким образом духовные искусства обрели новую волну популярности. Однако данное расширение аудитории привело к двум параллельным процессам: профанизации духовных искусств современного толка, по аналогии с йогой, ставшей фитнесом (Веклич 2019), и элитизации, эзотеризации более древних направлений, которые хотели подчеркнуть свою исключительность, подлинность и отделиться от современных течений. Стоит отметить, что многие группы из обоих направлений (особенно даосского толка) активно используют популярность образов духовных практик в массовой культуре для привлечения новых практикующих в свои ряды (Зубарева, Мухаметзянов 2019).
Литература
Веклич, В. Ю. 2019. Йога как часть фитнеса. Современный фитнес и гимнастика: материалы Регионального научно-практического семинара для учителей, педагогов дополнительного образования, а также преподавателей вузов и колледжей региона. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, с. 19–23.
Зубарева, Е. Д., Мухаметзянов Р. Р. 2019. Цигун как инструмент продвижения даосизма в массы. Казанский вестник молодых ученых. Т. 3. № 3. Казань: Изд-во Казанского университета, с. 77–82.
Князев, Я. М. 2023. Место традиционных духовных практик в современной китайской культуре. М.: ГАУГН.
Palmer, D. A. 2007. Qigong Fever: Body, Science, and Utopia in China. New York: Columbia University Press.
* Для цитирования: Князев, Я. М. 2023. Место традиционных духовных практик в современной китайской культуре. Историческая психология и социология истории 1: 90–92. DOI: 10.30884/ipsi/2023.01.06.
For citation: Knyazev, Ya. M. 2023. The Place of Traditional Spiritual Practices in Modern Chinese Culture. Istoriсheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii = Historical Psychology & Sociology 1: 90–92 (in Russian). DOI: 10.30884/ipsi/2023.01.06.
[1] Следует отметить, что разделение на дух и материю не свойственно китайской философии и используется в рамках статьи исключительно для возможности понимания различий и отделения одних групп практик от других с перспективы западного исследователя.
[2] Слово цигун (气功) можно перевести как «работа с ци», но многие древние и современные практики фокусируются на иных субстанциях из вышеперечисленных.
[3] Жанр, аналогичный западному фэнтези, с традиционными китайскими мотивами, отличительной особенностью которого является наличие идеи совершенствования с использованием духовных практик. Наиболее активную репрезентацию получил в массовой культуре: литературе (комиксах маньхуа), киноиндустрии (мультипликации дунхуа) и видеоиграх.