Не каждому даже крупному ученому удается создать новое направление в науке. Эдуарду Сальмановичу Кульпину это удалось. Мне посчастливилось наблюдать и участвовать в процессе создания и развития социоестественной истории от идеи до четкой методологии и практических исследований, весьма продуктивных.
Благодаря методологии социоестественной истории (СЕИ) не только известные исторические события обретали более глубокое, многоцветное истолкование, иногда неожиданно новое, но оказалось возможным объяснить явления, которые никаким другим образом не объяснялись.
Возникновение смежной дисциплины на стыке нескольких наук всегда процесс сложный, вызывающий настороженность приверженцев традиционных направлений, в него вовлеченных. То, что социоестественная история, открытая Э. С. Кульпиным, состоялась и успешно развивается, в первую очередь заслуга ее создателя, его энтузиазма, неиссякаемой энергии и трудолюбия. Он не только неутомимо вовлекал представителей естественно-научного и гуманитарного знания в область социоестественных исследований (понимая необходимость такой коэволюции для развития современной науки), но и был открыт для любой критики и часто даже просил ее. Всегда был терпелив и благожелателен, даже по отношению к авторам непозитивных наскоков.
Лично мне методология СЕИ позволила по-иному взглянуть на некоторые философские проблемы, способствуя более продуктивному их осмыслению, что отражено в материалах ежегодных конференций по проблемам СЕИ.
Э. С. Кульпин, занимаясь межэтническими отношениями, с удивительным научным благородством и стремлением к максимально возможной объективности пытался понять и объяснить мотивы поведения той и другой стороны взаимодействия, не исключая конфликтного. Так, он оригинально рассмотрел историю Золотой Орды, тюркского влияния на становление российской государственности и многое другое, снискав при этом своей точке зрения не только вдумчивых сторонников, но и активных противников. В научной полемике он всегда был корректен, спокоен и убедителен, проявляя обширные и разнообразные знания.
Это был очень обаятельный человек, бесконечно преданный науке, не утерявший детской жадности к постоянному познанию мира. Он умел заражать своими идеями, щедро делился собственными находками в исследовательской сфере.
Э. С. Кульпин был выдающимся ученым, полностью поглощенным своим делом, которому он честно служил, не заботясь о соискании благ и наград. Его жизнелюбие, любовь к природе и людям, исключительно гуманистическое мировоззрение всегда останутся примером для нас, его друзей.
Судьба СЕИ очень волновала и тревожила его. И хотелось бы, чтобы его дело продолжили такие же неравнодушные и талантливые люди, тогда Э. С. Кульпин останется не только в нашей памяти, но и в самом главном для него – в развитии социоестественной истории, которой он отдал все свои знания, силы и душу.