DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2023.03.08
Хамов Андрей Вадимович – студент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. E-mail: andrew.khamov@mail.ru.
В последнее десятилетие Гватемала переживает не самые спокойные времена в своей истории: в 2015 г. в стране на фоне коррупционных скандалов началась серия протестов, которая привела к отставке действующих президента и вице-президента. В 2017 г. с протестной активностью столкнулся уже следующий президент страны. Подобная гражданская активность носила выраженный молодежный характер и начала постепенно формироваться после закончившейся в 1996 г. гражданской войны.
Ключевые слова: Гватемала, гражданская война, революционная эпоха, протесты, революция, Отто Перес Молина, Джимми Моралес, коррупция.
Guatemala: The revolutionary events of 2015–2017
Andrey V. Khamov.
Over the past decade, Guatemala has experienced far from the calmest times in its history: in 2015, amid corruption scandals, a series of protests began in the country, leading to the resignation of the then incumbent president and vice-president. In 2017, the country’s next president faced protest activity. This civic activity has been particularly strong among young people and has gradually taken shape since the civil war, which ended in 1996.
Keywords: Guatemala, civil war, revolutionary era, protests, revolution, Otto Perez Molina, Jimmy Morales, corruption.
Республика Гватемала – крупнейшая по численности населения из центральноамериканских республик – вошла в XXI в. измученной недавно окончившейся затяжной гражданской войной. Начиная с 1960-х гг. государство воевало с левыми повстанцами, которые пользовались широкой поддержкой у коренных народов майя, крестьян и бедных слоев населения. Проблемы заключались в несправедливом распределении земли и широком социальном неравенстве. Только в 1994 г. было признано, что после 30 лет войны победа над повстанцами остается невозможной, начались переговоры, были достигнуты соглашения о реформах в сферах прав человека, экономики, конституции и избирательной системы. В 1996 г., после подписания мирного договора, был положен конец 36-летней гражданской войне. Революционная эпоха, которая в ряде отношений напоминала эпоху смут, в стране закончилась[1]. Государство было истощено, население страны устало от репрессий и кровопролития, а многие цели гражданской войны были достигнуты, что в совокупности привело к естественному отмиранию протестных настроений и гражданской политической активности. Таким образом, начало XXI в. стало для Гватемалы постконфликтным периодом сравнительного спокойствия. Однако уже к середине 2010-х гг. ситуация начала меняться, произошел рост заинтересованности населения (особенно молодежи) в политической жизни страны, что, в свою очередь, привело к новой волне протестов и серии революционных событий последних лет. При этом возникает важный вопрос: насколько сильно новая неспокойная эпоха связана с прежней? Ответ тут двоякий. С одной стороны, многие проблемы, вклю-чая коррупцию, так и остались нерешенными. Но с другой – лозунги и цели революции существенно изменились.
Революция 2015 г.
Тип события: революция.
Длительность: среднесрочная. Основные события происходили с апреля по сентябрь 2015 г.
Повод: представление общественности непосредственных доказательств коррумпированности вице-президента и президента.
Причины: коррупция в правительстве, недовольство социальной политикой государства.
Политические силы (лидеры) во главе события: Джимми Моралес.
Вмешательство (помощь) извне: комиссия CICIG, участвовавшая в расследовании коррупционных схем в правительстве, была создана при поддержке ООН.
Результат: успешный. Отставка действующих президента и ви-це-президента.
Вооруженное или невооруженное выступление: невооруженное.
Количество жертв: данных о жертвах нет.
Революционные события в Гватемале в 2015 г. начались с протеста, вспыхнувшего на фоне коррупционных скандалов в правительстве. Протест носил ярко выраженный молодежный характер и представлял собой серию демонстраций против президента Отто Переса Молины и вице-президента Роксаны Бальдетти. В конечном счете это привело к отставке обоих политиков.
Лидеры и активисты новой протестной волны были рождены в самом конце (или даже после) насильственных гражданских конфликтов, которые происходили в Гватемале на протяжении 30 лет и закончились только в 1996 г. (Wayland, Kuniholm 2016). Новое поколение не сталкивалось с насильственными репрессиями и расправами, память о которых еще хранили их родители, что создало фундамент для описываемых событий (Flores 2019).
В то же время коррупция на протяжении десятилетий считалась неотъемлемой частью гватемальского государства (Andrés 2016): мало кто сомневался в коррумпированности правительства, но политическая и экономическая элита страны оставалась безнаказанной. Ситуация изменилась в 2015 г., когда генеральный прокурор в сотрудничестве с Международной комиссией по борьбе с безнаказанностью в Гватемале (CICIG) представил непосредственные доказательства вовлеченности вице-президента в сложную схему по краже государственных средств. Записи разговоров и документы также указывали на то, что в деле был замешан и сам Молина.
Последний вступил в должность в 2012 г. (по законам Гватемалы – на четырехлетний срок без возможности переизбрания), представляя консервативную Партию патриотов. Эта партия, скомпрометированная коррупционными скандалами, к 2015 г. сохранит лишь 4 % поддержки населения и будет ликвидирована по решению суда в 2017 г.
Разоблачение масштаба коррупции возмутило население страны и особенный отклик нашло среди молодежи. Активисты начали размещать приглашения на демонстрации в социальных сетях и рас-пространять хэштеги #RenunciaYa («немедленно в отставку»). Спер-ва протесты охватили столицу Гватемалы, но затем распространились и на другие города. Главными требованиями протестующих стали отставка президента и вице-президента, а также искоренение коррупции.
Исследователи считают (Flores 2019), что внезапный всплеск протестной активности явился следствием комбинации двух факторов. Во-первых, для формирования фундамента будущего протеста необходимы развитие гражданского общества и повышение гражданского участия в политической жизни страны. В конце XX в. гражданская война и кровопролитие воспрепятствовали развитию такого общества, однако к 2015 г. прошло достаточно времени, чтобы выросло новое поколение, не хранившее память о насильственных репрессиях. Во-вторых, несмотря на всеобщую уверенность в коррумпированности правительства, именно непосредственное доказательство вовлеченности в преступные схемы главных лиц государства смогло стать катализатором протестного настроения. Совпадение времени и яркого события вывело людей на улицы.
25 апреля 2015 г. на акции протеста в Гватемале вышло более 35 тыс. человек, затем выступления не прекращались почти 20 суббот подряд (их не остановила даже отставка вице-президента). Кульминацией протестной активности стала демонстрация 27 августа, когда больше 250 тысяч недовольных присутствовало на центральной площади столицы, в то время как десятки тысяч человек собирались на площадях других городов. Длительное время продолжалась и общенациональная забастовка с требованием ухода президента. Наконец, 1 сентября 2015 г. Конгресс единогласно лишил Переса Молину неприкосновенности (President… 2015), а на следующий день президент подал в отставку. Голосование 132-0 стало следствием бурных пяти месяцев протеста на улицах столицы и других городов. Снятие неприкосновенности позволило привлечь президента к ответственности за совершенные преступления.
Как сообщалось в прессе (Guatemala… 2015; Guatemalan… 2015), регулярные протесты со временем переросли в событие, объединившее несколько поколений и выведшее на улицы представителей самых разных классов, этнических и социально-экономических слоев.
Опросы, проведенные после окончания протестов, показали, что гражданская мобилизация не опиралась на конкретную политическую идеологию. Напротив, на улицы выходили сторонники самых разных взглядов, всего политического спектра (Mendoza 2018). Отдельные движения вливались в разгоревшийся протест, откладывая существовавшие разногласия и специфические призывы, чтобы вместе требовать отказа от коррупции (Bennet 2015).
Таким образом, события, произошедшие в 2015 г. в Гватемале, имеют все характеристики революции. Это было массовое народное движение, преследовавшее идеи социального благополучия – отказа от коррупции. Участники демонстраций поставили перед правительством конкретные цели и добились своего – замешанные в коррупции президент и вице-президент ушли в отставку. Были проведены новые выборы, на которых победил Джимми Моралес, представитель правой политической партии, активно использовавший антикоррупционные лозунги в своей кампании. Эта революция имеет значимые признаки цветной, а именно: активное вмешательство и активизация событий извне (о цветных революциях см.: Гринин, Коротаев 2023)[2].
Однако на событиях 2015 г. история не закончилась ни для Международной комиссии по борьбе с безнаказанностью в Гватемале (CICIG), ни для самих гватемальцев.
Протестное движение 2017 г.
Тип события: революционный эпизод.
Длительность: среднесрочная. Основные события происходили с января по сентябрь 2017 г.
Повод: падение популярности президента в связи с коррупционным расследованием и попыткой его остановить.
Причины: коррупция в правительстве, недовольство социальной политикой государства.
Политические силы (лидеры) во главе события: Джимми Моралес.
Вмешательство (помощь) извне: комиссия CICIG, участвовавшая в расследовании коррупционных схем в правительстве, была создана при поддержке ООН. Такие комиссии без активного воздействия США не создаются.
Результат: президент остался у власти.
Вооруженное или невооруженное выступление: невооруженное.
Количество жертв: данных о жертвах нет.
В январе 2017 г. старший брат и близкий советник президента Джимми Моралеса, а также один из сыновей президента были арестованы по обвинениям в коррупции и отмывании денег. Новый глава государства, бывший телевизионный комик, выигравший президентские выборы благодаря обещанию искоренить коррупцию, сам оказался замешан в коррупционном скандале. Популярность Моралеса упала, на улицах начались многотысячные протесты с требованиями отставки действующего президента (Thousands… 2017).
После начатого CICIG расследования в отношении самого президента Джимми Моралес прекратил сотрудничество с организацией и в сентябре 2017 г. приказал иностранным сотрудникам покинуть страну в течение следующих 24 часов (Guatemala… 2017).
Это решение привело к повторной эскалации конфликта между президентом и гватемальцами. Конституционный суд отменил решение о высылке. Несколько министров в знак протеста подали в отставку (Showdown… 2017), а граждане Гватемалы в очередной раз вышли на улицы. 20 сентября тысячи протестующих заблокиро-вали главную магистраль на западе страны, в то время как у здания Конгресса собравшиеся выражали протест президенту и 107 членам законодательного органа, которые до этого поддержали принятие закона на заседании (Guatemalans… 2018). Протестующие добивались позволения CICIG продолжать работать в Гватемале, а некоторые требовали от президента уйти в отставку, однако тот отказался.
Коррупционные скандалы продолжали преследовать Моралеса и в дальнейшем, однако протестная активность оказалась недостаточной, чтобы привлечь президента к ответственности.
В целом данные события можно оценить как революционный эпизод, не увенчавшийся успехом, поскольку, несмотря на заметную и многочисленную протестную активность, противники Моралеса не сумели добиться выполнения своих требований. Президенту удалось сохранить свой пост до конца срока (переизбрание в Гватемале конституционно запрещено), а также сохранить иммунитет, позволивший ему избежать расследования.
Литература
Гринин, Л. Е., Коротаев, А. В. 2023. Теория революции и методология анализа в приложении к революционным событиям XXI в. История и современность 3: 5–27. DOI: 10.30884/iis/2023.03.01.
Andrés, A. 2016. Guatemala y Los Límites de La Lucha contra La Corrupción. Pueblos: Revista de Información y Debate 69 Junio 14. URL: http://www.revistapueblos.org/blog/2016/04/26/g-u-a-t-e-m-a-l-a-y-los-limites-de-la-lucha-contra-la-....
Bennet, I. 2015. “Guatemala Woke Up”. A Study about the Social Protests in Guatemala City 2015. Institute of Latin American Studies June 20. URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:919077/FULLTEXT01.pdf.
Flores, W. 2019. Youth-Led Anti-Corruption Movement in Post-Conflict Guatemala: “Weaving the Future”? IDS Bulletin 50(3). URL: https://bulletin.ids.ac.uk/index.php/idsbo/article/view/3048.
Goldstone, J. A., Grinin, L., Korotayev, A. 2022. Introduction. Changing yet Persistent: Revolutions and Revolutionary Events. In Goldstone, J. A., Gri-nin, L., Korotayev, A. (eds.), Handbook of Revolutions in the 21st Century: The New Waves of Revolutions, and the Causes and Effects of Disruptive Poli-tical Change. Cham: Springer. Pp. 1–33.
Grinin L., Grinin A. 2022. Revolutionary Waves and Lines of the 20th Century. In Goldstone, J. A., Grinin, L., Korotayev, A. (eds.), New Waves of Revolutions in the 21st Century – Understanding the Causes and Effects of Disruptive Political Changes. Cham: Springer. Pp. 315–387.
Guatemala Protests: Thousands Call for President Otto Pérez Molina to Resign. 2015. CNN June 11. URL: https://edition.cnn.com/2015/08/27/ameri-cas/guatemala-protests/index.html.
Guatemala Protests after President Morales Shuts Anti-Corruption Unit. 2017. Euronews October 20. URL: https://www.euronews.com/2019/01/13/gua-temala-protests-after-president-morales-shuts-anti-corruptio....
Guatemalan President Faces Growing Threat of Impeachment amid Scandal. 2015. The Guardian August 27. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/aug/27/guatemala-president-impeachment-threat-protest.
Guatemalans Step up Protests of President’s Attacks on Anti-graft Body. 2018. Reuters November 2. URL: https://www.reuters.com/article/us-guatemala-politics-idUSKCN1LR2CX.
Mendoza, C. 2018. Es Ideológica La Lucha Contra La Corrupción en Guatemala. Diálogos Junio 12. URL: https://www.dialogos.org.gt/blog/es-ideo-logica-la-lucha-contra-la-corrupcion-en-guatemala.
President Otto Pérez Molina is Stripped of Immunity in Guatemala. 2015. The New York Times September 1. URL: https://www.nytimes.com/2015/09/02/world/americas/guatemala-votes-to-strip-its-president-of-immunity....
Thousands of Protesters in Guatemala Demand President’s Resignation. 2017. Reuters October 27. URL: https://www.reuters.com/article/us-guatemala-corruption/thousands-of-protesters-in-guatemala-demand-....
Showdown in Guatemala over Investigation of President. 2017. The New York Times August 28. URL: https://www.nytimes.com/2017/08/28/world/americas/guatemala-corruption-morales.html.
Wayland, J., Kuniholm, M. 2016. Legacies of Conflict and Natural Resource Resistance in Guatemala. Extractive Industries and Society 3(2): 395–403.
* Для цитирования: Хамов, А. В. 2023. Гватемала: революционные события 2015–2017 гг. История и современность 3: 116–122. DOI: 10.30884/iis/2023.03.08.
For citation: Khamov, A. V. 2023. Guatemala: Revolutionary Events of 2015–2017. Istoriya i sovremennost’ = History and Modernity 3: 116–122. DOI: 10.30884/iis/
2023.03.08 (in Russian).
[1] Революционная эпоха – «длительная полоса перемен, в которой происходят революции, революционные изменения, контрреволюции, различные революционные эпизоды, которые связаны с борьбой различных политических и социальных сил за политический/социальный курс, власть и прочее» (Гринин, Коротаев 2023: 12; см. также: Goldstone et al. 2022; Grinin L., Grinin A. 2022). Однако за революцией может наступить не новый (или прежний) порядок, а период, когда в стране надолго ослабляется значение центральной власти. Эта ситуация называется эпохой смут и революций (Гринин, Коротаев 2023: 17–18).
[2] Стоит сравнить лозунги и признаки таких революций с той, что имела место в Гватемале, чтобы увидеть значимые сходства. Как правило, лозунгами цветных революций являются: (а) демократизация страны, выборов и т. п.; отставка автократа, который долго занимает свою должность; (в) обвинение власти в коррупции (как правило, справедливое) и требование обновления; (г) обвинение в подтасовке выборов (Гринин, Коротаев 2023: 22).