«Дар слова – важнейший дар, дающий
возможность постигнуть радость познания и общения»
К.Д. Ушинский.
На сегодняшний день проблема социально-коммуникативного, речевого развития современных дошкольников особенно актуальна и обсуждается многими специалистами, которые имеют непосредственное отношение к ней – это педагоги, психологи, социологи. Изучением данной области занимались многие известные отечественные педагоги и психологи прошлых лет: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, А. В. Запорожец, Г. М. Андреева. Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. И здесь, немаловажную роль играет общение, наличие коммуникативных навыков, умение вести диалог.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, акцентирует внимание на использовании новых современных технологий, что положительно влияет на весь образовательный процесс, а также на большее вовлечение в него детей и родителей.
Изучение научно-методической литературы позволило остановить выбор на технологии детской журналистики, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. С помощью данной технологииглавным участником педагогического процесса становится ребенок, получающий информацию непринужденно, в игровой интересной для него форме. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.
Многие педагоги зачастую задают себе вопросы:
-Как эффективно использовать различные виды детской деятельности для развития навыков коммуникативного и личностного взаимодействия детей друг с другом, взрослыми и социумом?
-Как поддерживать изначально заложенную в ребенке потребность в общении?
-Какова роль общения в развитии личности ребенка?
Ответы на эти вопросы, наш коллектив нашел в модернизации содержания образовательной работы с воспитанниками – включение комплекса эффективных педагогических технологий.
В нашем детском саду с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста творческой группой педагогов разработан инновационный образовательный проект «Детская журналистика» как средство повышения речевой, познавательной и социально-коммуникативной компетентности дошкольников». Мы считаем, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста усилит
речевую мотивацию к созданию условий для умения ставить вопросы и построению детьми самостоятельныхвысказываний и рассуждений. Приобщение дошкольников к миру медиа станет эффективным фактором развития их познавательного интереса.
Целью данного проекта является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.
Для развития речи и коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами журналистики необходимым условием является активное их участие в процессе игровых занятий, совместный с взрослым творческий поиск, решение поставленных задач и совместный выбор оптимальных путей относительно основных этапов работы.
Рассмотрим способы формирования конкретных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами детской журналистики.
1. Умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта.
Для развития данного коммуникативного умения в образовательной деятельности подойдет использование формы интервью, а также издание групповой газеты. В процессе данных форм работы дети учатся выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми, составлять необходимые вопросы для интервью в зависимости от того, с кем оно проводится. Работа над издательством групповой газеты также способствует развитию данного вида коммуникативных умений, так как дошкольники могут потренироваться в составлении приветственного слова к читателям, научится общаться с читателями. В процессе работы над издательством групповой газеты важно совместно с детьми разработать план выпуска газет с указанием тем, выбрать ответственных и определить сроки издания.
Каждый этап должен преследовать определенные цели. Развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в процессе работы важно особое внимание уделять развитию этих процессов. Для этого педагог может предложить детям следующие игры журналистской направленности: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и др.
2. Умение поддерживать и завершать диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога.
В развитии данного умения средствами журналистики помимо проведения подгрупповых занятий (например, с составом редакции: корреспондентами, журналистами, художниками и т.д.), педагог должен проводить также индивидуальную работу: беседовать на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделировать разнообразные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка). В процессе этих бесед помимо развития умения отвечать на вопросы и задавать их, дошкольники также узнают такие журналистские термины, как «интервью», «речь», «репортаж», «диалог», «корреспонденция» и др. Ожидаемым результатом данной работы можно считать подготовку грамотных потребителей СМИ, которые смогут в случае необходимости фильтровать получаемую информацию.
Для развития умения отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога также хорошо подходят коммуникативные игры по теме «Детская журналистика». Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (Н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, предложить дидактические игры «Что лишнее?», «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия», «Не ошибись» и т.д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в области смежных с ней. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.
Перед интервью с ребятами старшей группы можно предложить детям вспомнить себя малышами, что их тогда интересовало, в какие игры они играли и т.д. С группой журналистов необходимо тщательно подобрать вопросы, их содержание, последовательность. Затем попробовать взять интервью друг у друга, у родителей.
3. Умение слушать собеседника.
Развитию данного коммуникативного умения способствует то, что дети старшего дошкольного возраста учатся слушать ответ того, кто отвечает на вопросы, в зависимости от этих ответов выстраивать новые вопросы, соблюдать последовательность при описании произошедших событий, вести диалог. Также использование формы интервью положительно влияет на развитие умения слушать собеседника, так как дети при этом учатся выделять смысловые звенья, слушая ответы.
Одним из главных педагогических условий при этом является использование на занятиях наглядных, практических и словесных методов обучения. Занятия должны быть построены на коммуникативно-познавательной основе, это позволит проявить детям творческую самостоятельность. Помимо воспитания самостоятельно мыслящей, творческой личности журналистика развивает речь, словесно-логическое мышление, память и фантазию дошкольников.
Основополагающим направлением занятий журналистикой с детьми старшего дошкольного возраста может выступать стремление помочь детям ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми, включенной в систему коммуникации общения.
При знакомстве с основами журналистики педагогом должны учитываться основные педагогические принципы: оптимизм, гуманизм и направленность на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, а также терпимости к мнению собеседника. В этом случае занятия журналистикой помогут не только развивать коммуникативные умения детей, но и убедят их в том, что мысли, чувства и поведение в процессе общения имеют между собой очень тесную связь. При условии организации правильного педагогического процесса у детей происходит активное формирование интереса к окружающей действительности, удовлетворяются потребности дошкольников в самовыражении.
Действия дошкольников при занятиях журналистикой могут заключаться в выполнении работы сотрудников редакции журнала и строятся педагогом индивидуально с помощью методической литературы, собственного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.
Занятия журналистикой с детьми старшего дошкольного возраста могут включать в себя разнообразные познавательные темы (природа вокруг нас, различные профессии, наш город, страны, праздники и т.д.), происходит активное развитие связной речи в процессе беседы по выбранной теме, составляются новостные анонсы, придумываются вопросы для интервью, пишутся статьи.
Таким образом, технология «Детская журналистика» является средством повышенияуровня речевой, познавательной и коммуникативнойкомпетентности воспитанников. В результатеданной деятельности дошкольники смогутнаучиться ориентироваться и продуктивновзаимодействовать с информационной средой иокружающим социумом.
В реализации проекта «Детская журналистика» взаимодействие с родителями является неотъемлемым условием по решению задач проекта. При взаимодействии с родителями необходимометодическое сопровождение по вопросам развития диалогической речи, организации общения, речевого этикета. Мы знали, что если мы увлечём детей этой деятельностью, они сумеют «зажечь» родителей. В проекте родитель – участник творческого процесса, который вместе с ребенком создает статьи, берет интервью, описывает происходящие события, набирает тексты, размещает материал на страницах, верстает газету.
Созданная нами инновационная образовательная среда обеспечит полноценное развитие личности ребенка. А ядром медиа образования станет Детский «Пресс-центр».
В качестве примера представляем образовательный маршрут реализации творческого проекта: «Юный журналист».
Задача
|
Образовательное взаимодействие педагога с детьми в различных видах детской деятельности |
Организация предметно- развивающей среды |
Взаимодействие с семьей воспитанника |
Октябрь |
|||
По страницам Детских журналов
История создания газеты, книги, журнала.
Современные детские издания |
Познавательная деятельность: - «Как появился журнал и газета». - Детские журналы: «Мурзилка», «Веселые картинки» и др. - Что мы можем узнать о журнале, рассматривая обложку? (название, номер, год, для кого предназначен) Исследовательская деятельность: - Знакомство с разными свойствами бумаги. - Какую бумагу надо взять для производства журнала и почему? - Обследование журнала (из каких частей состоит). Восприятие художественной литературы: - Скороговорки, поговорки о журналах, книгах и газетах Конструирование из различных материалов: - Изготовление макета журнала о природе и о транспорте. |
- Подбор детских журналов и газет - Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки- галстуки, микрофоны. |
- Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель. - Составление кроссворда по названиям детских журналов и газет |
Самостоятельная детская деятельность Оборудование и атрибутика к сюжетно-ролевым играм «Фотосалон», «Звукооператор» «Библиотека» |
|||
Итоговое мероприятие |
Литературная викторина «Произведения, опубликованные в детских журналах». |
||
Ноябрь |
|||
Газетные жары на языке дошкольников:
Что такое интервью?
Статья? Письмо? Публикация? |
Познавательная деятельность: - «Что такое интервью»; - Письмо от Незнайки «О чем можно узнать по заголовку?» Детский тренинг: - «Лучший вопрос», «Пересказ по кругу», «Детектив», «Ключевое слово». Коммуникативные игры: - «Интервью по мнемотаблице», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно», « Испорченный телефон». Восприятие художественной литературы: - Чтение разных газетных жанров - Заучивание стихотворений, загадок, скороговорок Моделирование Макета детского журнала - Оформление газеты «Детские Вести ». Подбор иллюстраций к материалу. Техника фотографий. |
- Подбор иллюстраций, детских журналов и газет
- Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки- галстуки, микрофоны . |
- Домашняя игротека «Игры по журналистике».
- Встречи с представителями различных профессий.
-Участие в сборе материалов для мини-музея. |
Самостоятельная детская деятельность Развитие дикции: темпа и силы голоса Посредством использования различных форм фольклора: Скороговорки и потешки |
|||
Итоговое мероприятие |
Театрализованная постановка «Жизнь Юного корреспондента» |
||
Декабрь |
|||
Выбираем рубрики для детского журнала
«Зоркий репортер»
«Фантазеры»
«Хочу все знать»
«Мой город»
«Наблюдая, размышляем» |
Познавательная деятельность: - «Что такое рубрика в газете». - Рубрику ведет писатель «О чем можно узнать по названию рубрики?» Коммуникативные игры: « Угадай рубрику по содержанию», «Что ты знаешь о родном городе», Заметка: «Скоро в школу», « Письмо другу» Восприятие художественной литературы - Чтение и рассматривание иллюстраций газетных рубрик - Заучивание стихотворений, загадок, скороговорок Изобразительная деятельность «Рисование сюжета для рубрики «Детский сад» Подбор иллюстраций к материалу. Техника фотографий. Режиссёрская игра «Говорит и показывает Брусничка» (совместно с детьми). |
- Подбор иллюстраций, детских журналов - Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки- галстуки, микрофоны . |
- Художественная мастерская: участие в оформлении рубрик на темы; - «Правила пожарной безопасности», - «Природа нашего города », - «Город будущего» |
Самостоятельная детская деятельность Оборудование и атрибутика Центра « Юный журналист» Игры в центрах « Социологи» « Фантазеры» |
|||
Итоговое мероприятие |
Развлечение «Создание журнала для жителей Леса» (с участием родителей) |
Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.Использование системного подхода по реализации проекта позволяет формировать у детей такие качества как инициативу, самостоятельность, развивать способность к самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на его целостном развитии.
Литература
А.Ю. Дейкина. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001 г.
О.М. Князева, Р. Б. Стеркина. Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы». - Москва: «Дрофа», 1999 г.
О.С. Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – Москва: «Сфера», 2006 г.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов России. /– Москва.: Педагогика, 2016. – 600 с.
Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.;
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.