Цель занятия: создание условий для формирования чувства гражданственности и патриотизма, готовности к защите Родины; развитие интереса к историческому, культурному, религиозному наследию многонациональных народов России; чувства гордости за достижения страны.
Задачи
Личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к истории, понимание значения единства и сплочённости.
Метапредметные:
познавательные: расширять знания детей об исторических событиях России;
коммуникативные: совершенствовать умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
регулятивные: развивать умение ставить перед собой цель и добиваться результата.
Предметные:
Сценарий занятия
1. Организационный момент
-Добрый день, ребята!
-Здравия желаем!
- Учитель читает стихотворение «Родина моя милая»
Родина моя милая,
Отчизна моя любимая…
Славное у тебя прошлое,
Светлое впереди и хорошее!
Имя полное кротости
Я произношу с гордостью!
2. Подготовка к основному этапу
- Предположите, ребята, о чём будем говорить на занятии? (О нашей Родине, о её истории)
На доске размещается макет корзины, в которой дата 4 ноября 1612 года «Корзина идей»
- Что вам известно об этом событии? (Дети высказывают информацию по данному событию).
3. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта воспитанников
К «корзине идей» прикрепляются фотографии:
1) День народного единства;
2) День Казанской Божией Матери;
3) Памятник Минину и Пожарскому на фоне храма Казанской Божией Матери в Москве.
1-я группа в команде готовят пояснения:
День народного единства – это день, когда все народы объединились для защиты нашего государства. День свободы и национального единства.
- Что значит единство? (Дом, семья, друзья, дружба)
Единство — это когда все люди вместе работают и живут вместе, делятся своими мыслями и идеями, чтобы достичь общей цели. Когда люди единодушно соглашаются, это значит, что они все думают и чувствуют одинаково.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова есть пояснение этого слова
«Единство – это неразрывность, __________, взаимная ______».
Слова для справок: сплоченность, связь.
- Вставьте слова по смыслу.
- Кто делает наш народ единым и непобедимым? (Вера, семья, Родина, помощь друг другу, дружба).
- Какие пословицы сложил народ о единстве, сплочённости?
Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.
Наша сила — в цели единой!
Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена.
2-я группа в команде готовят пояснения
День Казанской Божией Матери
Википедия поясняет: «Празднование Казанской иконе совершается
8 (21) июля в честь обретения иконы в Казани в 1579 году и
22 октября (4 ноября) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году, так как в этот день ополчение Минина и князя Пожарского вступило в Китай-город с Московским списком этой иконы».
Именно эта икона была оберегом в период самых грозных испытаний для русского народа. Священнослужители чтят память иконы в знак благодарности за изгнание с русской земли поляков.
История Казанской иконы Пресвятой Богородице возвращает нас в далёкое прошлое к 21 июля 1579 года. В те времена, в Казани, бушевали пожары, которые уничтожили многие районы города. Однажды дочери купца Онучина Матроне приснился сон, что под развалинами сгоревшего дома спрятан святой лик Богородицы. Именно там нашли эту икону. Вскоре на этом месте был построен женский монастырь.
22 октября (4 ноября) 1612 года Казанская икона Божией Матери стала оберегом русского войска. Перед штурмом Москвы русские воины усердно молились перед её образом.
После победы Дмитрий Пожарский построил в центре Москвы Казанский собор, в который в 1636 году был размещён чудотворный образ, поддерживающий русских воинов в сражении.
В дальнейшем Казанская икона Божией Матери стала символом помощи русским воинам в борьбе с захватчиками. Перед ней молились царская семья Романовых, М. И. Кутузов в 1812 году, в годы Великой Отечественной войны верующие жители блокадного Ленинграда крестным ходом просили о решимости выдержать столь тяжёлое испытание.
-Чем является Казанская икона Божией Матери для русского народа?
-Икона Казанской Божией Матери является испокон века заступницей Руси, оберегом, символом помощи русским воинам.
3-я группа в команде готовят пояснения
Памятник Минину и Пожарскому на фоне храма Казанской Божией Матери в Москве
Википедия поясняет: «Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.»
Это первый памятник в Москве в благодарность народным героям. Композиция выражает как доблесть, патриотизм двух героев, так и героизм, мужество, стойкость всего русского народа.
Как всё начиналось? В 1803 году инициативное Вольное общество Санкт-Петербурга выступило с предложением собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года, где главным героем должен был стать нижегородский земской староста Кузьма Минин и установить его в Нижнем Новгороде.
В 1808 году прошел конкурс проекта памятника, где победила работа Ивана Мартоса. Средства собирали по всей России и планировали установить в 1812 году к 200-летию победы над польскими интервентами, но Отечественная война с Наполеоном помешала реализовать эти планы. Победа России над французами вызвала новую волну патриотизма.
- Что символизирует памятник Минину и Пожарскому?
– Памятник выражает народную любовь к Героям Второго народного ополчения 1612 года; стойкость русского народа в период тяжёлых испытаний.
4. Изучение новых знаний
1-я группа готовит ответы на вопросы:
1. Что значит Смутное время?
2. Что значит семибоя́рщина?
День народного единства - это праздник победы над самыми страшными угрозами для жизни народа и государства, внутренней смуты и внешнего врага. Это праздник единства силы и доблести народа России. Это память о человеческой стойкости и небесном чуде, спасшем, стоявшей на грани гибели Россию и приведшему к новому величию. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в XVII веке.
-Что значит Смутное время?
Владимир Иванович Даль даёт такое пояснение в словаре: «смута - это тревога, переполох, возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью, замешательство, неурядица, непорядок, расстройство дел».
Российское государство распадалось, повсеместно процветали грабежи и разбой, воровство. К разрухе, пьянству добавились неурожай и голод. Власть в Москве захватила семибоярщина, вскоре призвав на царство католического королевича Владислава.
В Википедии — свободной энциклопедии даётся такое пояснение: «Семибоя́рщина — принятое историками название правительства русского государства периода 1610—1612 годов, состоявшего из семи бояр».
2-я группа готовит ответ на вопрос:
1.Кто такой Гермоген?
2. Какую роль сыграл в защите Отечества?
В Москве обосновались поляки. Многим казалось, что произошло окончательное разорение Московского государства. Враги торжествуют. В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призывает русских людей хранить верность своей земле, своей вере, не сдаваться, гнать захватчиков своей Родины. Патриарха заключили в темницу и уморили голодом. Но его грамоты читали во всех церквях, их рассылали по всей Руси. Слово патриарха звало к освобождению земли русской от поляков. Гермоген – это защитник православной веры и государственности.
Одна из его грамот попала в Нижний Новгород, где особо пробудила патриотические и национальные чувства народа.
3-я группа готовит ответы на вопросы:
1. Кто такой Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
2. Какую роль они сыграли в защите Отечества?
Новгородский земский староста Кузьма Минин стал призывать простых людей, купцов, ремесленников, крестьян собирать деньги на ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский, согласившейся быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который бы начальствовал над казной ополчения. Выборным человеком стал Минин. Так во главе ополчения стали два человека, избранные народом и облечённые его полным доверием – впервые в русской истории. Под знамёнами Минина и Пожарского собралось по тем временам огромное войско – более 10 тысяч поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. В ополчение из Казани был прислан чудотворный образ Пресвятой Богородицы, с которым 4 ноября 1612 года взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы. В память об этом событии царём Алексеем Михайловичем было установлено празднование 4 ноября одной из почитаемых православных святынь иконе Казанской Божьей матери.
Учитель. Этот праздник ежегодно отмечали до 1917 года, около 270 лет. В 2004 году митрополитом Кириллом, а ныне Патриархом Московским и всея Руси была высказана идея восстановления данного праздника. В декабре 2004 года президент РФ Путин В. В. подписал закон, восстанавливающий этот праздник, объединяющий наше прошлое, настоящее и будущее.
«День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник, отмечаемый 4 ноября начиная с 2005 года. В этот день установлен день воинской славы России. 4 ноября является выходным днём»,- читают дети в Википедии
- Нам есть чем гордиться. Мы - наследники великой истории великого народа. В этом наша сила.
Ученик читает стихотворение Натальи Майданик «Призывная»
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
5. Первичная проверка понимания изученного
Битва за Москву закончилась победой русского народа. Эта победа стала символом первого Дня народного единства. Этот праздник напоминает о том, что наш народ способен на чудеса, когда он объединяется и борется за свое будущее. Мы понимаем, что сила нашей большой страны - в единении многонациональных народов страны, имеющих свою историю, язык, традиции и верования. Мы вместе преодолеваем все невероятно сложные испытания ради общих целей. Если народ един, он непобедим.
- Кто призывал русских людей хранить верность своей земле, своей вере, не сдаваться, гнать захватчиков своей Родины?
- Патриарх Гермоген - защитник православной веры и государственности.
- Кто сумел объединить народ на защиту от польских захватчиков в далёком XVII веке?
-Князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин встали во главе народа и собрали дружину.
В данном сражении народ совершил героический подвиг, проявил стойкость, решительность, доблесть, патриотизм и пронёс веру в православную святыню - икону Казанской Божией Матери, заступницу Руси, оберег, символ помощи русским воинам.
Ф. И. Тютчев писал:
«Умом Россию не понять, |
6. Применение новых знаний, обобщение, систематизация
День народного единства в России – это праздник, который объединяет свыше 190 народов, проживающих на её территории, в едином стремлении жить в сильной и процветающей стране.
- Что же такое символы единства?
Общие исторические события, культура каждого народа символизируют наше единство, потому что мы всё отстояли, отвоевали её существование и защитили от врагов. Стремление передать историю, обычаи, традиции потомкам – символ единства.
У нас есть и важные государственные символы, которые символизируют историческое прошлое нашего многонационального народа.
1-я группа Ученик читает стихотворение
Флаг России – триколор (И. Агеева)
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
Группа раскрашивает флаг по шаблону
Вывод. Наш флаг объединяет культуру всех народов: белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность, совершенство. Синий – это символ нашей веры, верности и постоянства. Красный символизирует энергию, силу и кровь, пролитую в сражениях за свободу нашего Отечества
2-я группа Ученик читает стихотворение
О Гербе РФ (Е. Горшкова)
Государству каждому символы нужны.
Это и величие, и престиж страны.
Хоть идут неспешно годы и века,
А Россия наша все так же велика.
На Гербе России ярко-алый щит,
И орел двуглавый всех нас защитит.
Он единства наций лавровый венок,
Зорко охраняет он Запад и Восток.
Георгий побеждает на Гербе дракона,
Свободную Россию венчают три короны.
Скипетр с Державой – власти апогей,
Великою Победой гордимся мы своей.
И обычный школьник, и ученый муж,
И в жару, и в пору леденящих стуж
Знает, что Россия, что его страна,
Храбростью и верой сынов своих сильна!
Группа составляет аппликацию герба
Вывод. Герб – символ нашего единства. Три золотых короны – это государственный суверенитет. Скипетр-знак торжества закона. Держава – символ единения народов. А Георгий Победоносец символизирует торжество Добра над Злом.
3-я группа Ученик читает стихотворение
Гимн России
Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна — знак особый.
И нам не стоит забывать —
При звуке Гимна
Надо встать.
(А. Александров)
-Мы воспеваем многовековой союз наших народов, преемственность поколений и веру в счастливое будущее, когда поём все вместе наш гимн.
Все дети исполняют гимн
Вывод. Важно беречь историческую память, традиции и обычаи родного народа, помнить прошлое, почитать решительных, доблестных героев своей Родины, гордиться родной землёй, её культурным наследием, совершать благородные дела в настоящем, приносить пользу, быть трудолюбивым, честным, смелым – это долг каждого гражданина страны.
Это наши общие ценности, наша культура и символы нашей Родины, которые мы с гордостью несём в своих сердцах.
3. Творческие задания
1) - Прочитайте, подготовьте чтение по ролям или проинсценируйте.
Басня «Отец и сыновья» Л. Н. Толстой
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
- Почему Л.Н. Толстой назвал это произведение басней?
- В нём есть нравоучение и мораль.
- В какой момент сыновья поняли, что нельзя ссориться, что надо жить в согласии?
-Сыновья не смогли сломать веник и легко сломали отдельные прутики.
- Чему учит басня?
- Жить в согласии, мире, уметь договариваться между собой.
- В чём мораль басни?
Сила семьи и народа – в единстве. Если все дружны, то не страшны никакие проблемы.
- Таким мудрым советом воспользовались граждане России в Смутные времена, именно сплочённость, решительность, мужество, патриотизм народа помогли отстоять Родину от польских захватчиков. Если народ един, он непобедим.
7. Подведение итогов занятия, рефлексия
- Какие открытия сделали для себя?
- Что затронуло? Что взволновало и восхитило на занятии?
- Какие качества хотелось бы развивать в себе? Какой вывод сделали для себя?
Россия – огромная и уникальная страна. Её главное богатство – люди, проживающие на территории Великой Державы. Нас объединяют история, традиции, культура, забота о будущем страны. Мы потомки великих изобретателей и полководцев. Мы едины! Хочется вырасти умными, крепкими, мужественными, благородными, доблестными патриотами любимой страны, чтить память предков, с достоинством и честью защищать, оберегать наше Отечество.
Литература:
Даль В. И. Толковый словарь русского языка //М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012, с.313
Ожегов С. И. Словарь русского языка //М.: Русский язык, 1987, с. 159
Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]
- ru.wikipedia.org Казанская икона Божией Матери
- Памятник Минину и Пожарскому - https://www.msk-guide.ru/pamyatnik-mininu-i-pozharskomu.htm
- Семибоярщина https://ru.wikipedia.org/wiki/Семибоярщина
- Тютчев Ф. И. «Умом Россию не понять» - https://ru.wikipedia.org/wiki/Умом_Россию_не_понять
Песня «Россия, ты моя звезда» музыка и слова Ю. Тарана - https://ya.ru/video/preview/17368150042547623596
Стихи о гербе и гимне России. Символы государства. Патриотическое воспитание детей - https://zanimatika.narod.ru/RF8.htm?ysclid=lp5qpismo928390351
Майданик Н. «Призывная» Стихи про День народного единства - https://allforchildren.ru/poetry/dne04.php?ysclid=lpb45arzz3407552515
Толстой Л. Н. Басня «Отец и сыновья» - https://nukadeti.ru/basni/tolstoj-otec-i-synovya?ysclid=lp8fumou58331423635