«Спортивный лабиринт» как метод запоминания правописания слов в начальной школе


скачать Автор: Борисов М. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2023 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

В настоящее время проблема в обучении детей правописанию приобретает особую важность. Наиболее полно и отчетливо ребенком запоминается, то, что было ему интересно. Знания, полученные без интереса, не становятся полезными и со временем забываются.

Основная цель спортивного лабиринта – помочь ученикам запомнить орфографию слов в игровой форме.

Задачи:

  1. Обучение правильному написанию слов

  2. Развитие пространственного мышления

  3. Развитие мотивации учебной деятельности

  4. Самостоятельное добывание знаний

  5. Развитие внимания и памяти

  6. Учиться находить и исправлять орфографические ошибки

  7. Развитие коммуникации

Пришла идея взять за основу спортивное ориентирование и соединить его с правописанием. Спортивное ориентирование – это вид спорта, где спортсмену необходимо при помощи спортивной карты и компаса пройти заданный маршрут, собрав поочередно все контрольные пункты и успешно добраться до финиша. В спортивном ориентировании органично сочетаются физическая и умственная деятельность. Данный вид спорта развивает реакцию, умение думать на ходу и навык ориентирования на местности. Вместо контрольных пунктов ученикам предстоит находить буквы и составлять из них слова.

Первым этапом реализации идеи стала беседа с педагогическим коллективом и сбор информации, по словарным словам, которые вызывают сложность при написании. Слова были упорядочены по возрастам для 2, 3 и 4 классов. Таблица 1.

 

2 класс

3 класс

4 класс

герой

деревня

воробей

молоко

обед

овощи

посуда

сосед

овёс

молоток

топор

сейчас

солдат

огород

огурец

опушка

матч

перрон

обида

отечество

комета

конверт

район

секунда










Вторым этапом стала зашифровка слов в лабиринте. Рис. 1

Треугольником на карте изображен старт. Круги с буквами (контрольные пункты). Они представляют из себя конусы с наклеенными буквами, которые расставлены по залу в соответствии с картой. Данная карта составляется для учителя, и ученики её не видят.

Далее были составлены индивидуальные маршруты для учеников разных классов, в которых были зашифрованы словарные слова. Задача заключается в том, чтобы пройти заданный маршрут от треугольника (старта) до последнего пункта и составить слово. На карте контрольные пункты, которые необходимо найти обозначены цифрами по количеству букв в слове и соединены линиями. Самих букв на карте учеников нет. Рис. 2

Сложность заключается в том, что помимо своих контрольных пунктов в зале находятся «ложные» пункты с совершенно другими буквами (пустые круги без цифр). После успешного прохождения маршрута ученик записывает расшифрованное слово в карточку участника (Таблица 2) и переходит к следующему варианту. Ответы на все маршруты находятся у учителя, который сверяет их с теми словами, которые записаны у детей в карточке.

Рис. 2

Таблица 2

Фамилия, Имя

№ 1

 

№2

 

№3

 

№4

 

№5

 

№6

 

№7

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики, которые справились со всеми заданиями без ошибок, могут сами составить маршрут для своих одноклассников. Им будут предложены чистые карты Рис. 3 и фломастеры. Необходимо составить слово из букв, которые написаны на конусах и перенести этот маршрут на карту.

Рис. 3

Постепенно задания усложняются. Маршруты составляются с ошибками в словах, которые детям необходимо найти и исправить.