Предложены разные виды диктантов по русскому языку – выборочный, лексический, распределительный, диктант по схемам, орфографический, терминологический, творческий, диктант по памяти, словарный, а также тексты для списывания, деформированные тексты с заданиями, проверочные диктанты по всем пройденным правилам и орфограммам с заданиями в таком же формате, как это предъявляется ученику на уроке, поэтому эти виды диктантов рекомендовано выполнять с родителями или домашними педагогами. Задания подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО, можно применять к любым программам и учебникам по предмету, входящим в федеральный перечень. Текстовый материал, объём диктантов и заданий отобраны с учётом программного содержания для 2 класса и соответствуют возрасту обучающихся.
Работа с диктантами полезна на уроках русского языка и во внеурочной деятельности по предмету в качестве дидактического материала, а также для индивидуальных и самостоятельных занятий дома.
Адресовано ученикам, которые стремятся достигнуть высоких результатов в написании диктантов; предназначено педагогам, репетиторам, родителям – всем взрослым, которые заинтересованы в развитии функциональной грамотности учеников, в формировании орфографической зоркости, навыков грамотной письменной речи и от которых в целом зависит успешное обучение каждого школьника.
Ключевые слова: Диктанты; Орфография; Диагностика результатов обучения; Учитель; Русский язык; 2 класс; Списывание; Звуки и буквы; Грамотное письмо; Функциональная грамотность; Словарный; Проверка; Диктант по памяти; Тексты с заданиями.
Картинный словарный диктант
Напиши слова по названиям картинок.
Слова для справок: овощи, коньки, малина, ученик, пенал, дятел, автобус, картина, месяц, корзина, посуда, яблоко, мороженое, космонавт, лестница, лопата.
Контрольное списывание с заданием
Спиши, вставь пропущенные буквы. Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, напиши
к ним проверочные.
У л..сы н..ра тёплая. На лугу з..лёная тр..ва.
У п..нька растут гр..бы. У р..ки с..дят рыбаки. Нач..лась сильная гр..за.
Выборочный диктант
Запиши только слова, которые всегда пишутся с прописной буквы.
Собака Диксон, попугай Кеша, робот, Невский
проспект, улица Надежды, Юпитер, дядя Фёдор,
музей, соседка Ангелина, школьный товарищ,
путь на Эльбрус, Россия, надежда, бабушка Агафья, малыш, свинья Фрося, почтальон Печкин.
Лексический диктант
Определи слово по его лексическому значению и запиши.
Домашнее животное, родственное волку – _______.
Жители страны – _________.
Наследуемое семейное имя – ________.
Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения – _________.
Живое существо, которое может думать, говорить, создавать орудия труда и пользоваться ими, – ______.
Распределительный диктант
Запиши слова в два столбика (имена собственные, остальные слова).
Река Енисей, Австралия, девочка Ксения, Саянские горы, парк Дружбы, Аравийское море, Павел Львович Дегтярёв, известная фамилия, город Новый Уренгой, щенок Оскар, Комсомольский сад, доктор Силантьев.
Письмо по памяти с заданием
Памятка
Прочитай текст.
Найди в словах изученные орфограммы, вспомни правило и объясни написание этих слов.
Обрати внимание на знаки препинания и на расположение строк в стихотворном тексте.
Выучи текст наизусть.
Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая по слогам каждое слово.
Закрой текст листом и напиши.
Проверь себя. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом.
Тихо дремлет река. ________________
Тёмный бор не шумит. ________________
Соловей не поёт, ________________
И дергач не кричит. ________________
(С. Есенин)
Орфографический диктант
Подбери к каждому слову проверочное, изменяя слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делает? Подчеркни
в корне безударную гласную, которую можно проверить,
выдели корень.
К..сил – ____________ С..лил – _____________
Д..ржал – ___________ Др..знил – _____________
Т..щил – ____________ В..рил – _____________
В..зил – _____________ Пл..тил – _____________
Х..дил – _____________ П..лил – _____________
Н..сил – ____________ Д..рил – _____________
Диктант по схемам
Подбери и запиши однокоренные слова по схеме, выдели в них корень.
Погода – _______________________________________
Мороз – ________________________________________
Выборочно-распределительный диктант
Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов – на второй.
Николай Сарычев, пудель Чарли, Сталинградская битва, старая дорога, озеро Байкал, площадь Чекистов, Уральские горы, озорной мальчик, город Петербург.
Терминологический + графический диктант
Определи термин по его значению, запиши слово и графическое обозначение.
Часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов – ____________________.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, – ___________________.
Общая часть однокоренных слов – ___________.
Часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов – _____________________.
Творческий диктант
Закончи предложения, записывая географические названия или имена. Вставь буквы и подчеркни все известные орфограммы.
У леса ст..ит д..ревня … . Рядом реч..ка … . Р..бята … и … пошли на рыбалку. Они взяли удоч..ки
и в..дёрко. За ними вес..ло б..жит с..бака … . На улице … друзья встретили приятеля … с псом …
и позвали с собой. Х..роший уло.. был у мальчиков. Дома кот … полакомился ры..кой. Уг..стили
и с..седску.. кошку … .
Картинный словарный диктант
Напиши слова по названиям картинок.
Слова для справок: морковь, капуста, помидор, кабачок, огурец, горох, картофель, баклажан, чеснок, перец, фасоль.
Контрольное списывание с заданием
Спиши, вставь пропущенные буквы. В третьем предложении поставь знак ударения над словами. Выпиши слова
с пропущенной буквой, напиши к ним проверочные. Выпиши слово, в котором звуков больше, чем букв.
М..двежонок в..село б..гал по льдинам. Вот он добрался до п..лыньи и зал..г у её края. М..лыш даже перестал дышать. Пусть ры..ка думает, что он сн..жный сугро.. . Но рыба не подплывала.
Орфографический диктант
Спиши, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
Подчеркни в словах двойные согласные. Раздели их
для переноса.
Суб..ота, суб..отник, ал..ея, кол..еция, кол..ектив,
комис..ия, пас..ажир, с..ора, кас..а, груп..а, груп..ка, колон..а, пас..ажир, рас..тояние, шос..е, телеграм..а.
Выборочный диктант
Запиши только слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
У зв..рей з..мой есть д..ма. Гн..здо белочки в дупле
старой с..сны. Зайка устроил свой дом под з..лёной ..ловой в..ткой. У .жа гн..здо под дер..вом из старых листьев. Зм..я зан..ла н..ру.
Письмо по памяти
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз
Разных бус на разный вкус.
В. Фетисов
Задания.
Отгадай загадку. Напиши отгадку и проверочное слово.
Напиши, сколько в этой загадке предложений.
Найди в тексте загадки слова с парной звонкой или глухой согласной на конце. Выпиши, а рядом напиши проверочные слова. Подчеркни согласные, которые требовали проверки.
Подчеркни слова с одним слогом.
Орфографический диктант
Спиши, вставляя пропущенные буквы, допиши проверочные слова, состоящие из одного корня. Подчеркни в словах известные орфограммы.
Вр..дить, вр..дители – ______________________
Л..сной, л..систая, л..сничий – _______________
Скр..пит, скр..пучий – ______________________
М..лчаливый, м..лчать – ____________________
Письмо по памяти
Выпиши однокоренные слова. Подчеркни слово, которое отвечает на вопрос что делал? и слово с парной согласной в середине слова, напиши к нему проверочное. К слову золотую подбери однокоренные слова. Подчеркни слово, которое будет проверочным к слову золотую.
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово. (А. С. Пушкин)
Орфографический диктант
Спиши, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Выпиши слова с парными согласными на конце. Напиши к ним проверочные слова.
Осен..ий дождь, весен..ий день, весен..яя от..епель, лимон..ый сок, карман..ый фонарик, окон..ый переплет, туман..ый берег, ран..ий перелет, утрен..ий заморозок.
Распределительный диктант
Запиши слова в два столбика. В первый столбик слова
с Ь – показателем мягкости согласных на письме, во второй – с разделительным Ь.
Ручьи, перья, вьюга, письма, стальной, сильный,
счастье, жилье, пальцы, учительница, муравьи,
листья, друзья, Илья, Кузьма, стулья, воробьи,
зверьки, львы, только, верность.
Выборочно-распределительный диктант
Запиши сначала слова со звонкими и глухими согласными
в конце и середине слова с проверочными словами, а слова потом с безударной гласной в корне с проверочными словами.
Кро.. прок..пал длинный хо.. . На нак..вальне л..жал моло.. . Б..льному дали мё.. . Сча..ливый случ..й помо.. мне. Найдите нужную кни..ку. Тра..ка заз..л..нела вокру.. . На б..рё..ке набухли по..ки.
Словарный диктант
Спиши, вставляя буквы и разделяя слова для переноса.
Поставь в словах ударение. Подчеркни безударные гласные.
..ккуратно, б..лото, в..кзал, г..тов, ж..вотное, м..талл, направ.., ..ктябрь, б..тинки, в..скресенье, вч..ра, завтр.., здесь, м..г..зин, налев.., ..тец, пш..ница, р..стение, с..нтябрь, ..ллея, в..сток, д..кабрь, ..сина, с..ловей, т..перь, уж..н, ш..фёр.
Орфографический диктант
Спиши, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Выпиши слова с парными согласными на конце. Напиши к ним проверочные слова.
Осен..ий дождь, весен..ий день, весен..яя от..епель, лимон..ый сок, карман..ый фонарик, окон..ый переплет, туман..ый берег, ран..ий перелет, утрен..ий заморозок.
Выборочный диктант
Выпиши однокоренные слова. Выдели в них окончание, корень и суффикс. К словам старуха, мо́ря подбери однокоренные.
Жил старик со своею старухой у самого синего
моря. (А. Пушкин.) Ветер, ветерок, ветрище, ты чего
по свету рыщешь? (Я. Аким.) Вот совушка, сова – большая голова, на дереве сидит, головушкой вертит. (Народная песенка.)
Работа над предложением и текстом
Из слов каждой строки составь предложения и напиши.
метель, вечером, поднялась
в, засвистал, соснах, ветер
закружился, по, снег, земле, сухой, змейками,
белыми
с, белые, неба, повалили, хлопья. (По А. Кононову.)
Работа над предложением и текстом
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Ели они как-то раз горох и уронили одну горошину на пол. Долго ли, коротко ли лежала там горошина, только стала она расти. Жили-были старик со старухой. Покатилась горошина по полу и скатилась в подполье.
Письмо по памяти
Подчеркни слова, обозначающие признаки предметов, и известные орфограммы в словах текста. Выпиши: слово, в котором звуков больше, чем букв; слово с непроизносимой согласной и напиши к нему проверочное; 3 слова с парными согласными и напиши проверочные слова.
Распустились почки, лес зашевелился,
яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
выглянул на солнце ландыш серебристый.
И открылись кротко от весенней ласки
милой незабудки голубые глазки. (С. Дрожжин)
Выборочно-распределительный диктант
Напиши однокоренные слова в три столбика: в первый – слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Во второй – какой? какая? какое? В третий – что делать? Выдели корень. Подчеркни слова, которые будут проверочными к словам с безударной гласной.
Морозный, мороз, морозить.
Чистота, чистый, чистить.
Победить, победа, победный.
Сторож, сторожить, сторожевой.
Ночь, ночевать, ночной.
Шум, шумный, шуметь.
Контрольное списывание и работа
с деформированным текстом
Спиши, исправляя ошибки, которые допустил автор. Выпиши слова с разделительным мягким знаком и слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Напиши к ним проверочные слова. Выдели корень.
НЕНАСТЕ
Наступила позняя осен. Севирный ветир сорвал
с деревев паследние листя. Весь ден идет дожть.
На тапалях громко кречят вароны. Их каркане слышно
далеко вакрук. Скоро наступит пара марозов и вюг.
Контрольное списывание и работа
с деформированным текстом
Спиши, исправляя ошибки, которые допустил автор. Подчеркни в словах известные орфограммы и слова, отвечающие на вопрос что? Выпиши слова с парными согласными. Напиши к ним проверочные.
После даждей развилось нимало паганок.
Особено ядавитая бледная. Седеный кусочек
блетной паганки – силнее укуса змии. Шлябка
зиленая, с белыми пластинками. Ношка у неё
будто вылизает из горлышка шырокого гаршочка.
Проверочные диктанты
Запиши текст под диктовку и выполни задания [1].
I четверть
ПРОГУЛКА
Аня Чашкина и Катя Фролова пошли гулять. Они встретили Юлю Смелову. Девочки пошли на детскую площадку. Они весело провели время.
Задания:
1. Выпиши из текста имена собственные и раздели их для переноса.
2. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
3. Выпиши из текста 3 слова, которые обозначают предмет.
4. Из первого предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
5. Слова последнего предложения раздели на слоги. Обозначь ударение.
СОВЁНОК
В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели.
Совёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его
на дерево.
Задания:
1. В последнем предложении подчеркни главные члены.
2. Выпиши слова, которые помогли в тексте заменить слово совёнок. К каждому слову задай вопрос.
В ПАРКЕ
Наступила осень. Дети идут гулять в парк. Рядом с ними бежит Жучка. Трава на лужайке еще зелёная. Под кустом шуршит ёжик. Белка грызёт шишки. Стучат пестрые дятлы. Интересно детям наблюдать за животными.
Хорошо в парке!
Задания:
1. Выпиши из текста слова, отвечающие на вопрос кто?
2. Подчеркни гласные, правописание которых нужно проверить.
СКОРО ЗИМА
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые снежинки. Тёплым одеялом укроет снег землю. Снежные метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить снеговиков, строить крепости.
Задания:
1. Выпиши однокоренные слова с корнем снег, обозначь корень.
2. Раздели для переноса слова: замелькают, заметут.
ЗИМА
Зима. Глубокий снег покрыл землю. Снежные хлопья висят на деревьях. Тонкий лёд лежит на реках. Дети надели пальто, шубки, шапки, варежки и побежали на улицу. Они играют в снежки. И мороз им не страшен.
Задания:
1. Волнистой линией подчеркни слова, обозначающие признак предметов.
2. Спиши словарные слова, вставь пропущенные буквы: л..пата, м..шина, к..ньки, с..поги, пл..ток, п..льто.
ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ
Наступает осень. Часто идут дожди. Тихо в лесу. Не слышны веселые птичьи голоса. Шуршат листья под ногами. В сучьях деревьев жилье белки. Под елью в траве уснул ёж.
Задания:
1. Подчеркни в тексте слова с разделительным мягким знаком.
2. Раздели для переноса слова: листья, сучья, деревья.
II четверть
НАСТАЛА ЗИМА
Утром выпал густой снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. На снегу остались следы зверей и птиц. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.
Задания:
1. Подчеркни слова с парными согласными в корне.
2. Разбери слова снежинки, притихла по составу.
В ЛЕС ПРИШЛА ЗИМА
Старый барсук последний раз прошлёпал по холодной тропинке. Он забрался на зимовку в нору. Ночью повалил снег. Он падал на землю большими пушистыми хлопьями. Утром на мягком снегу птицы и звери оставляли следы. Спокойно стоят тёмные ели. Снежная белая шуба покрывает их ветки.
Задания:
1. Подчеркни главные члены в первом предложении.
2. Выпиши 3 слова с безударными гласными в корне, подбери проверочные слова.
III четверть
БАРСУКИ
Вытащила барсучиха из норы своих малышей. Маленькие
барсучки рады солнцу и зелёной травке. Малыши играют. Мать сидит рядом. Она сторожит детей. Вот хрустнула ветка. Барсучиха
осмотрела местность. Мать заметила опасность. Барсуки спрятались в нору. (По Г. Скребицкому и В. Баркову.)
Задания:
1. К двум словам с непроизносимыми согласными в корне
подбери проверочные слова.
2. Второе предложение разбери по членам предложения.
3. Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.
БАЛАЛАЙКА
Весь мир знает русскую балалайку. Недавно появился на Руси этот музыкальный инструмент. Русский народ сразу полюбил балалайку. Она звучала и весенним утром, и осенним вечером. Под балалайку народ пел свои любимые песни.
Задания:
1. Над словами второго предложения поставь знак ударения.
2. Подчеркни главные члены предложения в первых трех предложениях.
3. Раздели для переноса слова с удвоенными согласными.
БОРОВИК
Люблю бродить по лесу летней порой. В высокой траве спрятался боровик. Маленький грибок стоит на толстой ножке. Сдвинул коричневую шапку набекрень, ждёт не дождётся человека с корзинкой. Чудесный гриб. Так и съел бы!
Задания:
1. Подчеркни предлоги.
2. Второе предложение разбери по частям речи.
IV четверть
ВЕСНА В ЛЕСУ
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит солнце. Тает последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. Слышна чудесная трель соловья. Смолой запахли душистые почки. Выглянул голубенький подснежник. Уже оттаял муравейник под старой сосной. У ели резвились счастливые бельчата. Веселый и радостный лес весной.
Задания:
1. Подчеркни слова с непроизносимыми согласными.
2. Раздели для переноса слова: ранняя, весенняя, голубенький.
В АПРЕЛЕ
Апрельское солнце светит ярко. Легкие облака украшают голубое небо. Появилась молодая травка.
Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач. Маленький зайчик прячется под елью. Греется на солнышке тощий медведь.
Всё в природе дышит и начинает расти.
Задания:
1. Второе предложение разбери по членам предложения.
2. Выпиши из текста словосочетания прилагательных с существительными.
[1] Текст диктует взрослый, ученик записывает в отдельной тетради.