Язык и сознание


скачать Автор: Разумов В. И. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(108)/2023 - подписаться на статьи журнала

Разумов Владимир Ильич – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. E-mail: RazumovVI@omsu.ru.

Объект рецензии – книга Н. С. Розова о происхождении языка и сознания, что разворачивалось вместе с формированием социальных порядков и коммуникативных отношений. Предмет – содержащаяся в монографии методология междисциплинарных исследований по гуманитарно-социальной проблематике и философии. Актуальность книги – в научной смелости автора, который выявляет процессы, порождающие возникновение речи и сознания, но труднодоступные для применения к ним верификации и фальсификации. Чем более ранним является некоторый феномен истории, тем менее он наблюдаем. В книге применяются методы, культивируемые в исторической макросоциологии. Описание методов продолжается в их применении к решению задач исследования. Новизна книги заключается в том, что демонстрируются методы, позволяющие находить адекватные связи следствий с породившими их причинами и условиями. Блок-схемы и рисунки обладают высоким организационным и эвристическим потенциалом. Н. С. Розов продемонстрировал возможность объединения ветвей антропогенеза, знания по которым рассредоточены между научной, социальной, философской антропологией.

Ключевые слова: антропогенез, глоттогенез, когнитивная эволюция, коммуникативные отношения, методология, ноогенез, сапиентация, социальные порядки.

Language and Consciousness

Razumov V. I.

The subject of the review is Nikolay S. Rozov’s book on the origin of language and consciousness, which took place along with the formation of social orders and communicative relations. The subject is the methodology of interdisciplinary research on humanitarian and social issues and philosophy contained in the monograph. The relevance of the author’s scientific courage lies in identifying the processes that lead to the emergence of language and consciousness, but are difficult to apply to verification and falsification. The more distant a particular historical phenomenon is from us, the less we observe it. The book applies methods cultivated in historical macrosociology. The description of the methods continues in their application to solving research problems. Novelty: Methods are presented that make it possible to find adequate connections between the consequences and the causes and conditions that gave rise to them. Flowcharts and drawings have a high organizational and heuristic potential. Nikolay S. Rozov demonstrated the possibility of combining the branches of anthropogenesis – scientific, social, and philosophical anthropology.

Keywords: anthropogenesis, glottogenesis, cognitive evolution, communication relations, methodology, noogenesis, sapientation, social orders.

Выход книги профессора Н. С. Розова является значительным событием в отечественной и мировой интеллектуальной культуре. Проблемы, постановке и решению которых посвящена монография, фундаментальны – это причины и механизмы антропогенеза, включающего в себя глоттогенез, когнитивную эволюцию, ноогенез, сапиентацию. Обсуждение проблематики ведется на богатом материале археологии, истории, когнитологии, лингвистики, психологии, физиологии и других наук, образующих доказательную базу исследования. Важное место в книге уделяется методологии, причем развитой до операционального уровня. За счет обращения к философии автору удается выстроить для исследования внутренне разнообразную, эвристичную картину мира. Философия также сделала возможным гармоничное объединение конкретно-научного материала с интермедией про сознание и эпилог – философско-политический и этический по своему характеру. Н. С. Розов выступает носителем методов теоретической истории и макросоциологии [Розов 2009], и он не ограничивается использованием уже разработанных когнитивных инструментов. Обращаясь к известной специалистам когнитивной конструкции К. Гемпеля «с дедуктивным выводом суждений о явлениях-следствиях из суждений о начальных условиях-причинах и из универсальных гипотез», автор монографии предлагает «расширение номологической модели объяснения по К. Гемпелю» [Его же 2022: 44]. Данная разработка [Там же: 44–47] применяется в анализе материалов и конструировании гипотез, в частности в главе 3.

Рецензируемая монография уже обсуждается [Панов 2022; Павлов-Пинус 2022]. Позитивно то, что в дискуссию включились представители как естественно-научного, так и гуманитарно-социального сообщества.

Соглашаясь с высказываниями Е. Н. Панова и К. А. Павлова-Пинуса относительно недоступности проверки многих гипотез о ранних стадиях антропогенеза, и тем более таких его важнейших компонентов, как становление речи и сознания, считаем важным вопрос о целесообразности познания областей, где невозможна достоверная проверка полученных результатов. На наш взгляд, книга Н. С. Розова в неявном виде заключает идею о том, что представления о соразмерности природных объектов человеку может быть дополнена аналогичными вопросами, но уже в отношении: современный человек и его далекий предок. В таком случае монография может выступить для представителей наук о природе в качестве изложения опытов социального ученого и философа по описанию и работе с ненаблюдаемыми, человеконесоразмерными объектами.

Серьезным достоинством книги является добротно подготовленный сопроводительный материал. Имеются: предметный указатель [Розов 2022: 307–336], именной указатель [Там же: 337–340]. Книга сложна. Для части читателей покажется непривычным такое употребление эмпирического и теоретического материалов, когда факты и теоретические понятия упаковываются в объединяющие их концептуальные блок-схемы и рисунки, подтверждающие или опровергающие разбираемые в работе гипотезы. Сложность освоения монографии существенно снижается, если пользоваться «Аналитическим содержанием», где названия глав и параграфов даны как краткое изложение книги [Там же: 352–355]. При этом у работы сохранено обычное оглавление [Там же: 3]. Особо отметим заключение, выступающее продуктом качественной рефлексии автора над всей выполненной им работой. В заключение входят следующие разделы: научные итоги, научные перспективы, философский эпилог [Там же: 298–306].

Теперь перейдем к оценке содержания монографии, изложенного в 11 главах, а также полученных Н. С. Розовым новых результатов. Исследователи или сосредоточивают внимание на древнейших этапах и механизмах возникновения речи, сознания, сапиентации, или, напротив, изучают современные взгляды на языки, психику и сознание. Сюжетом рецензируемой книги выстраивается интеллектуальный мост, движение по которому однонаправленно, и оно выражает метафору медленного, многокомпонентного и многофакторного процесса перехода гоминид к психофизической конституции современного человека. Автор аргументирует, что промежуточные стадии эволюции человека никуда не исчезают, а вносят изменения в генетические и эпигеномные механизмы, а также
в культурный слой – обычаи, ритуалы, традиции. На богатом материале приводятся доказательства того, как повседневность и ее медленное развитие порождали отношения конкуренции и кооперации гоминид, где преимущества оставались за индивидами и теми их группами, у которых более богато проявлялись навыки речи, коммуникации, адаптивного поведения, сознания.

Книга Н. С. Розова выгодно отличается от большинства научных изданий, где авторы стремятся уменьшить сложность исследуемого объекта. Подавляющее большинство ученых сталкиваются
с ситуацией перехода от многомерного мысленного образа объекта к его переводу в речи, письме в одномерный или двухмерный линеаризованный текст [Субботин 1993]. Автор рецензируемой книги, вопреки традиции, не стремится упростить работу, а, напротив, усложняет ее. В ней решаются одновременно задачи глоттогенеза, ноогенеза и происхождения сознания, в целом сапиентации. Однако разнообразие материала организуется автором в междисциплинарном подходе, эффективное применение которого основывается на наличии разнообразных научных и философских компетенций у Н. С. Розова. К примеру, значимое изменение рассматривается в связи с действием коэволюции в системе генетических, эпигеномных, культурологических механизмов. Еще одним способом работы со сложным содержанием выступает в монографии широкое использование блок-схем и рисунков как гипертекстовых конструкций, приближающихся по своей композиции к познавательному образу познаваемого объекта в мышлении.

Серьезные размышления в ходе подготовки рецензии вызвали следующие моменты. Вероятно, самой ранней интеллектуальной интуицией в истории культуры было предположение о том, что, совершенствуя исследовательский инструментарий, мы автоматически приближаемся к истине [Разумов, Сизиков 2015]. С этим предположением стоит согласиться, но с важным примечанием – действует это в пределах исследовательской практики, где доступна проверка наблюдением (верификация, фальсификация). Если наблюдение недоступно, а так и бывает в большом числе случаев, в любой области познания использование метода позволяет получить результат, соответствующий не устройству изучаемого объекта, а особенности применяемого метода. Использование метода может привести к подмене изучаемого объекта А произведенным с помощью применения метода объектом В. Так математический аппарат Клавдия Птолемея привел к подмене гелиоцентрического устройства Солнечной системы геоцентрическим. Н. С. Розов использует в монографии изощренные исследовательские методы, в частности «функциональную модель А. Стинчкомба» [Розов 2022: 33]. Методологии теоретической истории и макросоциологии посвящены работы [Его же 2002; 2009]. Как быть в случае, если развитая методология подавляет изучаемый материал? В рамках привычной парадигмы система познания определенного объекта первобытной культуры значительно превосходит уровнем организации изучаемый объект. Имеет ли смысл пересматривать эту ситуацию? Есть ли смысл в некоторых познавательных ситуациях искусственно сдерживать развитие методологии или следует принять установку: в оценке получаемых результатов важнее стремиться к сохранению связности в картине изучаемой реальности, чем ориентироваться на прямое соответствие результата объекту?

Выше уже затрагивался вопрос о хорошо написанных в монографии заключении и «Аналитическом содержании». Задумаемся над тем, что основную ценность работы образуют полученные в ходе научного исследования и отчетливо сформулированные результаты. Это блоки знания, своеобразный строительный материал для получения новых знаний. Здесь мы хотели бы затронуть тему отличия гуманитарного текста от текста математического. Укажем на формулировку теоремы – результат и на ее доказательство – инструмент познания. Если продолжить сравнение математической последовательности: доказательство, теорема, то в гуманитарном тексте этому соответствуют рассуждение и вывод. Есть еще одно отличие. Формулировки теорем используются как самостоятельные результаты, и в ряде случаев они могут быть недоказанными. В гуманитарных текстах оценивают вывод вместе с рассуждением, из которого он получен. Нам представляется, что для качественного усовершенствования гуманитарных исследований по каждой выполненной и оригинальной работе должна быть дана формулировка полученного исследовательского продукта. Но это правило будет работать при условии реформы системы цитирования, что в ближайшее время маловероятно. При этом в современной практике гуманитарно-социальных исследований имеет место дистанцирование методологии как абстрактной теории и индивидуализированных исследовательских практик. Книга Н. С. Розова привлекает внимание как своеобразное методологическое пособие для специалистов гуманитарно-социальных наук. Автору удалось на протяжении всей монографии действовать так: описывать метод, а затем показывать, как он работает в постановке и решении конкретной задачи.

Возвращаясь к рецензируемой монографии, позволим себе поставить неудобный вопрос: чтение данной книги потребует значительного времени и сил, насколько оправданы будут такие затраты? Условимся: мы будем оценивать прирост интеллектуального потенциала читателя в зависимости от повышения эффективности изучения собственных материалов. Специализируясь на методологии научных исследований [Боуш, Разумов 2020], обсуждаемая здесь монография обладает высокой методологической ценностью, поскольку она апробируется в ходе выполнения собственного исследования.

Хочется указать и на то, что книга Н. С. Розова состоялась в том числе как доступная клонированию и масштабированию когнитивная система. Первое (клонирование) означает, что книга может использоваться другими социальными учеными и философами для решения иных задач, но с учетом уже имеющегося и обработанного в монографии опыта. Второе (масштабирование) предполагает, что, отталкиваясь от структуры монографии как образца, можно изучать c ее помощью целое, его часть, часть части (уровни исследования: n + 1, n, n – 1…) и т. д.

К обсуждаемой книге имеет смысл обращаться для решения широкого спектра задач в областях гуманитарных и социальных исследований с выходом на общенаучный уровень познания. Сказанное аргументируем так. Во-первых, автор рассматривает антропогенез, когнитивную эволюцию в русле системно-кибернетического подхода как «черный ящик» [Розов 2022: 25–30]. Правда, следует заметить, что по мере развертывания исследования трансформируется также и метод. В результате эксплицированные в развитии книги когнитивные инструменты превращают познавательную систему в «серый или частично прозрачный ящик», что подразумевает знание некоторых механизмов антропогенеза. Во-вторых, рецензируемая книга, вне сомнения, обладает хорошим эвристическим потенциалом. Как пример приведем определение смысла истории Н. С. Розовым из заключения. Итак, «с позиции гуманизма смысл истории предстает как перманентное испытание человеческого рода на способность создания таких социальных порядков, которые обеспечивают полноценную, то есть защищенную, свободную, достойную, осмысленную жизнь каждого человека в каждом поколении при учете неизбывных дефицита ресурсов и конфликтности интересов» [Розов 2022: 305].

По завершении рецензии на книгу требуется высказать рекомендации по ее предназначению. Во-первых, монография может оказаться полезной специалистам в области гуманитарно-социальных исследований, прежде всего как корпус перспективных методов, сопровождаемых методическими инструкциями и примерами применения. Во-вторых, монография Н. С. Розова являет собой удачный пример междисциплинарного исследования, в котором вполне уместным оказывается участие философии. В-третьих, книга обладает общенаучной ценностью, поскольку выводит на вопросы о пределах человеческого познания, дополняя работы по этой теме представителей фундаментальных наук [см., например: Пенроуз 2011]. Наконец, в книге сделана серьезная заявка на решение задачи раскрытия причин, механизмов, целей антропогенеза, и Н. С. Розову удалось связать ведущие ветви антропологии: научную, социальную, философскую.

Книга явно дискуссионна, и мы предлагаем Николаю Сергеевичу Розову, а также любому заинтересованному лицу, обладающему необходимыми ресурсами, организовать ее онлайн-обсуждение.

Литература

Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. М. : ИНФРА-М, 2020.

Павлов-Пинус К. А. Рецензия на книгу: Н. С. Розов. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности // Вопросы философии. 2022. № 9. С. 220–222.

Панов Е. Н. Очередная попытка понять, как возник язык (рецензия на книгу: Н. С. Розов. Происхождение языка и сознания. Как социальные по-рядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности) // Природа. 2022. № 1. С. 72–77.

Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. 4-е изд. М. : УРСС, ЛКИ, 2011.

Разумов В. И., Сизиков В. П. Новая эпоха и философия: от проблематизаций к интуициям и синтезу // Идеи и идеалы. 2015. № 4(26). Т. 1. С. 57–68.

Розов Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М. : Логос, 2002.

Розов Н. С. Историческая макросоциология: методология и методы. Новосибирск : НГУ, 2009.

Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности. Новосибирск : Манускрипт, 2022.

Субботин М. М. Теория и практика нелинейного письма // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 36–45.




* Для цитирования: Разумов В. И. Язык и сознание // Философия и общество. 2023. № 3. С. 143–149.

For citation: Razumov V. I. Language and Сonsciousness // Filosofiya i obshchestvo = Philosophy and Society. 2023. No. 3. Pp. 143–149 (in Russian).