Яценко Михаил Петрович, д. ф. н., профессор кафедры философии Сибирского федерального университета, Центр глобалистики и геополитики Гуманитарного института СФУ. Е-mail: mikhailyatzenko@yandex.ru.
Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / Ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston: Brill-Rodopi, 2022. 447 pp.
Статья посвящена выходу в свет коллективной монографии российских ученых «Философские аспекты глобализации: междисциплинарные исследования», опубликованной на английском языке в издательстве BRILL. Автор рецензии анализирует содержание данного издания и обращает внимание на основные тенденции, которые характеризуют глобалистику как сферу научного знания о глобальных процессах современности. Он обсуждает принципиальные подходы к исследованию данной темы, беря за основу материалы ведущих ученых, представленных в коллективной монографии. С учетом противоречивости современной глобализации подчеркивается необходимость проведения междисциплинарных исследований в области глобалистики, а также особая роль философского обобщения полученных результатов. Принимая во внимание широкий спектр и большое количество представленных в данной работе материалов, автор в своем анализе сосредоточился прежде всего на философской и гуманитарной проблематике.
Ключевые слова: глобалистика, цивилизация, глобализационные процессы, интеграция, дифференциация, ноосфера.
Globalistics: formation, development, prospects( to the publication of the collective monograph)
Mikhail P. Yatsenko, Dr. Phil., Professor of the Department of Philosophy, Siberian Federal University; Center for Global Studies and Geopolitics, SFU Humanitarian Institute. Е-mail: mikhailyatzenko@yandex.ru.
The article is devoted to the publication of a collective monograph by Russian scientists ‘Philosophical aspects of globalization: Interdisciplinary research’, published in English by ‘BRILL’ publishing house. The author draws attention to the main trends that characterize globalism as a sphere of scientific knowledge about the global processes of modernity. He analyzes the principal approaches to the study of this topic, taking as a basis the materials of leading scientists presented in the collective monograph. Taking into account the inconsistency of modern globalization, the need for interdisciplinary research in the field of globalism is emphasized, as well as the special role of philosophical generalization of the results obtained. Taking into account the wide range of materials presented in this work, the author focused in his analysis primarily on philosophical and humanitarian issues.
Keywords: global studies, civilization, globalization processes, integration, differentiation, noosphere.
Своеобразным символом современной эпохи, который в последние десятилетия кардинально изменяет жизнь всего человечества, стала глобализация. На познании этого феномена сфокусированы усилия фундаментальных и прикладных наук, поскольку он постоянно находится в центре внимания мирового общественного мнения и различные политические силы пытаются использовать его в своих интересах. Актуальность, сложность и масштабность этого явления лишь частично объясняют противоречивость и неоднозначность выдвигаемых на его счет суждений и трактовок, поэтому в современном культурно-историческом пространстве возникает настоятельная необходимость во всестороннем анализе глобализационных процессов, что подразумевает обязательное философско-методологическое исследование феномена глобализации в целом. Несмотря на то что статьи, посвященные той или иной стороне глобализационных тенденций, встречаются довольно часто, фундаментальных научных исследований, которые включали бы в себя анализ всех проявлений глобализации, не так уж много.
В этой связи коллективная монография 34 ведущих современных российских философов и ученых «Философские аспекты глобализации: междисциплинарные исследования», вышедшая на английском языке в одном из наиболее авторитетных западных издательств (BRILL) и посвященная исследованию различных проявлений глобальных процессов, представляет особый интерес [Philosophical… 2022]. В ней на междисциплинарной основе акцентируется внимание на философских аспектах глобализации, анализируются ее разнообразные последствия. И это вполне естественно, поскольку различные глобальные тенденции проявляются во всех сферах общественной жизни и оказывают непосредственное влияние на социально-экономическое и культурное развитие всех стран и народов, становясь отличительной характеристикой современного мира.
Особую значимость данному изданию придает и тот факт, что в условиях современной жесткой международной конфронтации западный читатель получил возможность ознакомиться с широким спектром различных взглядов российских ученых на глобальные процессы и их последствия. Это тем более важно с учетом того, что в современном мире продолжаются дискуссии об истоках глобальных процессов и закономерности их проявлений. Не окончен спор и о том, нужно ли рассматривать глобализацию в качестве объективно-исторического процесса или же позиционировать ее как своеобразный проект, реализуемый с определенным умыслом. Именно поэтому глобализация стала предметом особого внимания как гуманитариев, так и представителей естественных наук. Активная исследовательская деятельность стимулировала переводы соответствующих западных публикаций, которые подогревали научный интерес к таким проблемам, как, например, несколько забытая идея ноосферы, которую развивал В. И. Вернадский почти столетие назад [Вернадский 1988]. Возникает необходимость нового прочтения работ академика Н. Н. Моисеева, под руководством которого проводились исследования в области математического моделирования глобальных процессов. В частности, возглавляемый им коллектив создал математическую модель вероятных последствий ядерной войны для биосферы Земли, которая оказала заметное влияние на мировую политику.
Одним из важных результатов подобных исследований глобальных процессов стало появление глобалистики как новой интегративной области научного знания. Ее активное развитие привело к тому, что за последние десятилетия накопился большой объем научной информации, поэтому возникла объективная потребность в ее систематизации. Создание в 2005 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова факультета глобальных процессов стало важным итогом развития глобалистики в современной России, потому что на базе этого факультета проводится подготовка специалистов в области глобалистики и он является координирующим центром в проведении междисциплинарных глобальных исследований.
Издание на английском языке коллективной монографии российских ученых «Философские аспекты глобализации: междисциплинарные исследования» является закономерным результатом многолетней работы, подтверждающей тот факт, что за два десятилетия XXI века российская глобалистика обогатилась новыми исследованиями, а также идеями, представляющими несомненный интерес как для мирового научного сообщества, так и для широкой аудитории.
В первом разделе этой книги «Глобализация в фокусе междисциплинарных исследований» сконцентрированы статьи, в которых отражен междисциплинарный характер глобальных исследований. В них алгоритм развития глобальных процессов освещается преимущественно в философско-методологическом аспекте с философской, исторической, экономической и политологической точек зрения такими авторами, как А. Н. Чумаков, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина, А. Д. Урсул, И. В. Ильин, Т. А. Урсул, Т. Л. Шестова, Т. А. Алексеева, Л. Д. Лошкарев. Так, уже в первой статье этого раздела «Глобализация с философской точки зрения» А. Н. Чумаков вполне резонно позиционирует глобальную проблематику в качестве новой темы философии, когда наша планета воспринимается в качестве единой целостной системы. Естественно, что и в предыдущие века в науке выдвигались подобные гипотезы, что особенно характерно для отечественной философской традиции, однако именно глобальные проблемы поставили обсуждение на принципиально новый уровень. Как свидетельствует практика, избежать указанных проблем не в состоянии даже социальные системы с высоким уровнем технического и социального прогресса, что и вынудило ученых отнести эти проблемы к категории глобальных, то есть требующих для своего решения консолидированных усилий всех стран и народов. Проблема состоит в том, что основные глобальные проблемы обостряются прямо пропорционально интеграционным попыткам создать единую общепланетарную общность, включающую также космическую экспансию человека. А. Н. Чумаков исходит из того, что глобализация представляет собою «объективно-исторический процесс формирования планетарных структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни» [Chumakov 2022: 5]. Современные глобальные тенденции значительно усилили осознание целостности мира, однако не менее ярко проявилось и «то, что предопределено естественной природой: борьба за выживание, агрессивность, стремление к доминированию и решению проблем с позиции силы и т. п. Все это в полной мере проявляется также как в поведении отдельных сообществ, так и в политике национальных государств» [Ibid.: 7].
Как в первой, так и в последующих статьях много обращений к работам мыслителей, которых можно отнести к первым исследователям глобальных процессов. Среди них А. Тойнби, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский, К. Ясперс, рассматривавшие человечество в качестве единого целого и неотъемлемой составной части естественной природы. Они указывали на переход мирового сообщества от раздробленности и фрагментарности к единству и целостности, о чем, в частности писал А. Тойнби, для которого общественное развитие представляло собой последовательную смену различных цивилизаций, потому что «было предназначено… совершить что-то не просто для себя, но для всего человечества – возвести строительные леса, внутри которых все ранее разбросанные общества построили бы одно общее» [Тойнби 1995: 66] здание человеческой цивилизации.
Высказывания великих мыслителей подтверждают тот факт, что уже в первой половине ХХ в. не только философы и ученые осознавали особенности новых тенденций, но также постепенно зрело понимание того, что только общими усилиями можно конструктивно противостоять природной и социальной стихии, характерной для современности. Важно подчеркнуть, что именно в этот период осмысление глобализации и ее последствий позволило философам обратиться к вопросам мировоззренческого и этического плана, о чем, в частности, свидетельствовал поворот к проблеме космополитизма, обсуждение которой являлось настолько разносторонним и обстоятельным, что впервые были сформулированы новые представления о взаимоотношениях людей на глобальном уровне.
А. Н. Чумаков выводит особенности глобалистики, рассматривая их через призму основных функций самой философии, присущих этой форме познания. Он особо подчеркивает, что философия формирует мировоззрение людей, их представления о мире и месте в нем человека, поэтому в разрезе исследования современных глобальных процессов философия способствует разработке основных категорий глобалистики: «природа», «общество», «глобализация», «глобальные проблемы», «целостный мир», «мировое сообщество» и т. п., которые отражают актуальные проблемы человечества и играют большую роль в осмыслении и правильном понимании объективных тенденций мирового развития [Chumakov 2022: 16].
Теоретическое осмысление процессов глобализации и преодоление глобальных проблем непосредственно связано с судьбой и перспективами развития как отдельных стран и народов, так и всего человечества. А. Н. Чумаков совершенно справедливо подчеркивает, что «преодоление глобальных вызовов необходимо увязывать с изменением мировоззрения людей, формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, развитием культуры и ее гуманизацией, поскольку, по его мнению, жизненная позиция человека, его образ мыслей во многом предопределяют и образ его действий. В этой связи возникает необходимость определения новых приоритетов общественного развития, а поиск иных мировоззренческих ориентаций становится приоритетным с точки зрения духовного обновления общества. Отсюда вопросы гуманизма выходят в философии на первый план, поскольку речь идет о настоятельной необходимости коренного изменения человеческой деятельности, которая ставит научно-технический прогресс в зависимость от нравственных свойств человека» [Ibid.: 17]. В этом контексте в данной статье подчеркивается, что «мировое сообщество, как и любая самоорганизующаяся система, борется за свое существование и стремится к лучшему будущему. При этом современные процессы глобализации и всевозможные проблемы, связанные с нею, не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, сохраняя при этом самобытность культур, вековых традиций и особенности отдельных наций и народов. А такое единение может происходить только на основе признания и соблюдения на всех уровнях общечеловеческих ценностей, среди которых центральное место занимают неотъемлемые права человека и общие принципы отношений в глобальном мире, разрабатывать и отстаивать которые в первую очередь призвана философия» [Ibid.].
Б. И. Пружинин и Т. Г. Щедрина в своей статье «Глобализация как интегративный процесс: философско-методологические ракурсы», исследуя феномен глобализации, выделяют различные по своей природе процессы и особое внимание уделяют их параметрам, а также конкретным социальным последствиям [Pruzhinin, Shchedrina 2022]. Они исходят из того, что глобализация представляет собою целостный феномен, поэтому важно учитывать данное обстоятельство, высказывая какие-либо суждения о специфике глобализационных процессов. Современные исследователи, использующие целостный подход, обращают внимание на специфические проявления глобализации, что позволяет акцентировать внимание на тех аспектах глобализационных процессов, которые оказывают определяющее влияние на конкретный социум. Авторы подчеркивают, что необходимым условием реализации целостного взгляда на глобализационные процессы является обращение к философии, которая обеспечивает методологический базис исследования и формирует мировоззренческую основу для осмысления глобализации. Такой подход к глобализации значительно расширяет традиционные способы употребления данного термина. Это во многом обусловлено тем фактом, что сегодня довольно сложно отделить социально-экономические аспекты глобализации от культурно-исторических, которые тесно переплетаются в реальной жизни отдельных регионов, государств и наций.
В данной статье также подчеркивается, что глобализационные процессы значительно обострили проблему сохранения идентичности этносов, хотя глобализация в какой-то мере адаптируется к реальной жизнедеятельности людей, охватывая при этом все новые области человеческого существования, поэтому люди в состоянии не только нейтрализовать негативные последствия глобализационных процессов, но также использовать положительные их стороны. Например, цифровые преимущества глобализации позволяют людям на уровне интернет-сообществ отыскивать свои генетические корни и возрождать исторические отношения отдельных родов, несмотря на мобильность людей, которая является важной характеристикой глобализации. Роль философии в осмыслении глобализации как целостного феномена во многом обусловлена необходимостью оптимизации региональной и глобальной составляющих, тем более что философы всегда стремились выработать язык, с помощью которого можно было бы осознавать окружающий мир и человека в нем без внешних различий и обстоятельств.
В
статье выдвигается и другой важный тезис, согласно которому соотношение
регионального философского видения и философии как таковой не всегда происходит
по гегелевской схеме. Это во многом обусловлено тем, что философское
самосознание нации является элементом национального самосознания,
которое сложилось в реальной истории данного этноса и включает в себя
интеллектуальные и культурные традиции. Все это можно рассматривать в качестве
своеобразного воплощения исторического опыта нации, который вливается в
общеисторическую традицию, где обобщается общечеловеческий опыт в наиболее
перспективных направлениях его развития. Взаимовлияние различных традиций
способствует гармоничному перетеканию национальной философии в общефилософскую
традицию, формируя таким образом общезначимое ядро. Национальная философия,
направленная на сохранение исторической и культурной преемственности, вносит
свою специфику в представления об общечеловеческой целостности, которая должна
быть совместима с философией, понимаемой как процесс становления общего
метафизического языка.
Б. И. Пружинин и Т. Г. Щедрина особое внимание уделяют соотношению глобального и регионального компонентов, поскольку глобализация воспринимается многими людьми как проблема утери идентичности, и люди небезосновательно оценивают глобальные процессы «как угасание национальной энергии» [Pruzhinin, Shchedrina 2022: 26]. В условиях меняющегося мира этнос, осмысливая сложную и во многом противоречивую ситуацию, стоит перед необходимостью самосохранения. Авторы заключают, что целостность многогранных глобализационных процессов выступает сегодня как важнейшая характеристика, определяющая не только реальный ход этих процессов, но также специфику их последствий. Философия же является концептуальным инструментом, позволяющим осознать это обстоятельство и трансформировать его в методологическую предпосылку анализа глобализации, а также в условие ее эффективной практической реализации.
В статье А. Д. Урсула, И. В. Ильина и Т. А. Урсул «Алгоритм развития глобализации и глобальных процессов» подчеркивается, что в исследованиях глобализации превалирует описание уже происходящих глобализационных процессов, однако недостаточно внимания уделяется освещению глубинных причин появления этого глобального феномена. Авторы показывают, что глобализация проявляется в социальной и социоприродной сферах как унификация и универсализация ряда форм и результатов деятельности, то есть она увеличивает свой «территориальный объем» [Ursul et al. 2022: 62]. Они высказывают свое несогласие с экономической обусловленностью глобализационных процессов, доминирующих в современной науке, что определяет хронологические рамки глобализации как ведущей тенденции ХХ в.
В статье утверждается также, что развертывание глобальных процессов и особенно глобализации не ограничивается техническим прогрессом, поскольку развертывание всего разнообразия направлений глобализации не удается объяснить исключительно экономическими причинами. Интерпретация появления и развертывания глобализационных процессов, по мнению авторов, во многом зависит от методологических подходов к видению эволюционных процессов на планете. В частности, глобализация может рассматриваться как совершенно уникальное явление, начало которому положили Великие географические открытия. При таком подходе исследование глобализации проводится, как правило, без сравнения ее с другими масштабными социальными катаклизмами, характеристики которых могут рассматриваться как аналогичные этому глобальному процессу. Однако такой подход к исследованию глобализации может применяться только на начальном этапе научного поиска, поскольку многие социальные проблемы не могут быть решены без сопоставления глобализации с другими глобальными феноменами.
Авторы статьи подходят к исследованию глобализации как к изучению одного из глобальных феноменов, которые в какой-то форме уже встречались в человеческой истории, поэтому так важно выявить совокупность характеристик, являющихся общими для глобализации и других подобных процессов. Только в этом случае, по их мнению, можно в полной мере осознать тот факт, что современную глобализацию необходимо рассматривать как часть универсально-эволюционного процесса, который совершается на основе общего алгоритма социальной или социоприродной эволюции: «…глобальные процессы сопровождали человечество на протяжении всей эволюционной траектории» [Pruzhinin, Shchedrina 2022: 35]. Такой подход к исследованию феномена глобализации ставит современные глобальные процессы в эволюционный ряд других процессов, и этот способ исследования неизбежно включает в себя не только экстраполяцию, но также сравнение.
Важно подчеркнуть, что авторы данной статьи различают в общепланетарном ракурсе цивилизационный и культурологический подходы в понимании эволюции человечества, причем понятие культуры соотносят с понятием цивилизации, отождествляя или противопоставляя их. В современной трактовке понятия глобализации, по их мнению, преобладает акцент на универсально-транснациональных и интеграционных процессах в развитии цивилизации и обретении ею свойства целостности в самых различных аспектах, что дополняет соответствующие идеи, высказанные ранее А. Н. Чумаковым в его фундаментальном труде «Глобализация. Контуры целостного мира» [Чумаков 2016]. В контексте такого понимания глобализации особо актуализируется проблема геополитической субъектности государств, того, что некоторые государства не станут субъектами глобальных международных отношений, а это с особой остротой ставит вопросы, связанные с особенностями глобализации международных отношений в современном мире.
Свойства глобальной эволюции, которые опираются на культурно-информационную природу, предполагают расширение сферы преобразовательной деятельности не только на планете Земля, но также, как убедительно показано в данной статье, и за ее пределами, причем все они сопровождаются конкретными составляющими глобального «алгоритма развития» [Ursul et al. 2022: 54]. В этом контексте достаточно убедительно обосновывается концепция устойчивого развития, в рамках которой не только вырабатывается оптимальный алгоритм решения глобальных проблем, но также создается система уменьшения опасностей всего глобального развития цивилизации. Процесс устойчивого развития также необходим для продолжения главной траектории непрерывной самоорганизации, которая проявляется в ее социоприродной форме. В своем подходе авторы определяют устойчивое развитие как управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, при котором не происходит разрушения окружающей природной среды, обеспечивающей выживание и безопасное существование цивилизации на длительном историческом отрезке. Такое нерегрессивное и безопасное развитие в состоянии обеспечить сохранение и коэволюцию цивилизации и окружающей его природы. А начинается оно с перехода к устойчивому развитию и плавно перетекает в форму коэволюции глобальной системы «общество – природа» на пути становления ноосферы.
В статье «Историческая логика глобализации» Т. Л. Шестова утверждает, что глобализацию можно представить как длительный объективно-исторический процесс превращения человечества в глобальное сообщество, который стартовал с самого начала расселившейся по планете биологической популяции [Shestova 2022: 67]. С этой точки зрения, истоки глобализации прослеживаются не только в эпоху Великих географических открытий, когда осуществлялось становление начальных глобальных взаимодействий, но также с появления культуры и имманентно присущей ей тенденции к расширению своего ареала.
Автор относится к тому ряду отечественных философов, которые в своих исследованиях теории глобализации постоянно обращаются к идеям В. И. Вернадского, поскольку уверены в том, что учение о ноосфере представляет собой важнейший источник интеллектуального движения, благодаря которому мировая общественная мысль в последней трети ХХ в. обосновала концепцию устойчивого развития в качестве общечеловеческой стратегии управления глобализационными процессами. Еще один важный аспект, который затрагивает в своей статье Т. Л. Шестова, связан с проблемой возникновения культуры, которую она рассматривает как «вторую природу», представляющую собой важнейший момент в истории человечества. Вне этого понятия, как справедливо утверждает автор, не удастся не только раскрыть историческую логику развития человечества, но также проследить логику глобализационных процессов.
Не менее интересен второй раздел монографии, который носит название «Философские и социокультурные аспекты глобализации». В нем сделан акцент на кризисных явлениях глобального мира и его трансформациях, и особое внимание уделяется политическим глобальным вызовам и протестным движениям на примере различных форм антиглобализма. Авторами статей данного раздела являются А. А. Громыко, В. Б. Кувалдин, К. С. Леонова, И. В. Ильин, А. В. Бузгалин, О. Г. Леонова.
Отмечая авторитетный состав авторов и высокий уровень их материалов, выделим здесь, тем не менее (в силу ограниченности объема рецензии), только статью А. В. Бузгалина «Закат неолиберальной глобализации: альтернативы тупикам протоимперии», которая раскрывает глубокие противоречия глобализации и ее пределы, а также анализирует причины неудавшейся универсализации социального пространства, проводимой по вестернистским лекалам. Автор доказывает, что Запад движется от неолиберальной глобализации к новой империи, критикуя распространенное мнение о глобализации как однозначно объективном и прогрессивном процессе, поскольку в последние годы довольно влиятельным становится консервативный тренд, представители которого рассматривают регионализацию как антитезу глобализму. Автор статьи предлагает рассматривать альтер глобализм в качестве позитивной альтернативы не только идеологии глобализма, но также практикам неолиберальной глобализации. Альтерглобализм предполагает снятие противоречий «формирования эко-социокультурных приоритетов развития, а не тотального рынка, дополняемого геополитэкономической гегемонией зарождающихся протоимперий» [Buzgalin 2022: 149], – считает А. В. Бузгалин и предлагает новую модель равноправной кооперации и интеграции экономик.
Российские исследователи всегда уделяли повышенное внимание проблеме взаимодействия природы и общества, что отражено в статьях В. И. Данилова-Данильяна, В. В. Снакина, Н. М. Мамедова, А. Д. Иоселиани и Э. В. Деменченка, входящих в третий раздел монографии – «Природа, общество и человек в условиях глобального мира». Естественно, что указанная проблематика включает в себя широкий круг проблем, поэтому в данном разделе представлены авторы, которые рассуждают о гармонизации биосферы и техносферы в глобальном масштабе и обеспечении экологической безопасности, а также предлагают различные варианты реализации концепции устойчивого развития. Так, например, статья выдающегося российского ученого-эколога В. И. Данилова-Данильяна посвящена теме «Устойчивое развитие цивилизации и глобальная экологическая проблема». Известный биолог В. В. Снакин обсуждает «Естественно-исторические аспекты процессов глобализации». А профессор философии Н. М. Мамедов сосредоточил свое внимание на «Гармонизации биосферы и техносферы как глобальной проблеме современности».
Место и роль России в глобальном мире обсуждаются в четвертом разделе «Россия в глобальном мире: философия, история, геополитика». Здесь представлены работы Ю. Д. Гранина, И. К. Лисеева, Л. Е. Гринина, А. В. Митрофановой, А. М. Старостина, которые с позиций философии, истории, геополитики анализируют актуальные проблемы современного российского общества. Россия рассматривается в неразрывной связи с проектами грядущего мирового порядка в рамках проблемы цивилизационного выбора, значительное внимание уделено такой специфической черте отечественной философии, как русский космизм. Естественно, что социальные проблемы России исследуются на фоне ведущих мировых тенденций.
В частности, Ю. Д. Гранин интерпретирует глобализацию как мегатенденцию к объединению разделенного человечества в глобальную общность, связанную системой общечеловеческих ценностей. В своей статье «Россия в проектах грядущего мирового порядка» он следующим образом интерпретирует современную ситуацию в мире: «Преодолев эпоху биполярного состояния, человечество вступило в период трансформации прежнего международного порядка в направлении формирования новых центров мировой динамики, постепенно смещающихся в Азию» [Granin 2022: 257]. Вполне понятно, что подобное изменение геополитической и геоэкономической конфигурации мира создает условия для поворота нашей страны на Восток, что, по мнению автора, ставит множество новых вопросов. Однако опасения Ю. Д. Гранина, с нашей точки зрения, лишены серьезных оснований, что и демонстрирует практика последних лет, которая проявляется, в частности, во взаимном уважительном отношении к традициям, например, отношений России с Китаем. Можно сказать, что мнимые угрозы со стороны Азии и КНР в частности носят надуманный характер, что хорошо понимают жители Сибири, ведь подобные тезисы спровоцированы сугубо вестернистским пониманием современного мироустройства, а оно уже доказало свою несостоятельность.
Кризис международного порядка, который базировался на доминирующем влиянии евроатлантической цивилизации, предполагает выработку новых международных отношений, что во многом будет зависеть от создания геополитического треугольника «Россия – Индия – Китай». Предполагается, что постепенно сформируется зона партнерства полиэтнических и поликонфессиональных цивилизаций, государственные интересы которых не зависят от евроатлантической версии глобализации. На этом фоне возникает необходимость большой культурно-идеологической работы по «обновлению ценностно-смыслового каркаса России, его наполнению новыми смыслами» [Granin 2022: 258].
В статье И. К. Лисеева «Пути становления современного цивилизационного выбора России в условиях глобализации» отмечается важный тезис: методологический регулятив эволюционизма являлся одним из ведущих императивов XX в., а потом плавно перешел в нынешнее столетие. Автор призывает обратить более пристальное внимание к отечественному наследию, где можно отыскать множество ценных идей, которые могут быть востребованными в условиях хаотизации современного социального пространства. В частности, И. К. Лисеев исследует идеи А. А. Богданова, высказанные им в «Тектологии», с позиции сегодняшнего дня, доказывая их современность и востребованность, ведь многие идеи этого отечественного мыслителя нашли свое применение и дальнейшее развитие в кибернетике, теории систем, синергетике, педагогике, теории социального развития, хотя получили другие имена. Особо актуальным, как вполне резонно отмечает автор, остается тезис о соотношении в современном мироустройстве глобального и регионального компонентов, что было высказано в первом томе «Тектологии». В статье подчеркивается, что создание всеобщей организационной науки, которая развивала бы идеи А. А. Богданова с учетом современных реалий, является далекой перспективой, однако уже сегодня они могут стимулировать развитие, например, экологии. Кроме того, наследие этого отечественного ученого, в котором дано авторское видение организации научного знания, мира могут способствовать конкретизации современной научной картины, а также поиску Россией своего современного цивилизационного пути.
Значительное внимание И. К. Лисеев уделяет также наследию выдающегося ученого Н. Н. Моисеева, который много сделал для понимания современной цивилизационной проблематики и особое внимание обратил на общность духовных миров, а также признание определенной структуры фундаментальных ценностей. В итоге автор приходит к выводу, что одной из главных задач современного цивилизационного развития глобализирующегося мира является «обеспечение такого соразвития человека, общества и природы, при котором все составляющие части этой единой системы не противостоят друг другу, не мешают собственному развитию, а органично предполагают друг друга в их совместном, сопряженном, гармоничном развитии» [Liseyev 2022: 275].
Еще к одной важной теме (особо значимой в контексте глобальных перемен и истории нашей страны) обращается Л. Е. Гринин, который посвятил свой анализ теме «Глобализация, Великая русская революция 1917 г. и трансформация мировой системы: историческая и философская перспектива». Он, в частности, отмечает, что Октябрьская революция, хотя и не стала началом перехода мира к новому социально-экономическому (коммунистическому) строю, но тем не менее явилась событием, в результате которого исторический процесс и Мир-Система сильно изменились [Grinin 2022: 291].
А. М. Старостин в статье, посвященной философскому потенциалу русского космизма, останавливается на вопросе об особенностях русского философского мышления и приходит к выводу, что его нельзя считать решенным. Особое место в формировании отечественного национального самосознания занимают мировоззренческие аспекты, базирующиеся на анализе духовной и социальной эволюции России на пространстве между Западом и Востоком. Однако, по мнению автора, в современных условиях особо востребованным является системный и межпредметный анализ феномена русской идеи, который включал бы также социально-экологические и историко-географические исследования, в частности концепцию этногенеза Л. Н. Гумилева. А. М. Старостин предлагает описание феномена русской идеи с системных позиций: а) анализ социально-экономического развития России и отражение этих процессов в духовных исканиях; б) воздействие западной и восточной культур на духовную эволюцию России, а также искания русской мысли; в) этногенетические реалии, выступающие в качестве импульса к духовным поискам новых ценностных ориентаций [Starostin 2022: 328]. Нам такой подход представляется вполне конструктивным, поскольку он дает возможность системно подойти к русской идее и Русскому миру на базе диалектики.
В пятом, заключительном разделе книги «Гуманитарные аспекты глобальной цивилизации» авторы (И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, И. Ф. Кефели, В. И. Столяров, С. Г. Сейранов, И. Р. Мамедзаде, Т. М. Махаматов, А. Г. Косиченко, М. Ю. Сергеев) акцентируют внимание на комплексе проблем, главными среди которых на сегодняшний день выступают цивилизационные ценности, вопросы глобальной безопасности, а также религиозные и этические проблемы, освещаемые в контексте глобализации.
Открывается этот раздел статьей И. А. Алешковского и А. Т. Гаспаришвили «Цивилизационные ценности в эпоху глобальных социальных преобразований», где главным объектом интереса становится ценностный мир цивилизаций, их различие и некое неизбежное единство, недостаточно осознаваемое ввиду постоянно наблюдаемого различия их интересов, видимых и частых столкновений и соперничества. В статье исследуется переход к диалогу цивилизаций и связь в постановке данной задачи с развитием процессов глобализации. Справедливо отмечается, что глобализация приводит к трансформации цивилизационных и формированию новых универсальных ценностей, в определенном смысле общих для всех современных цивилизаций [Aleshkovski, Gasparashvili 2022].
Особо значимой в этом разделе представляется статья И. Ф. Кефели «На пути к теории глобальной безопасности», в которой предлагается обобщенное понимание глобальной безопасности, именуемой асфатроникой. По ходу исследований широкого спектра проблем глобальной безопасности автор особо останавливается на вопросе о необходимости разработки теоретических основ глобальной безопасности, которая должна вестись в рамках глобальных исследований [Kefeli 2022]. Постепенно формируется необъятное цифровое пространство для медийных конструкций, однако при этом наблюдается деструкция духовных ценностей социума, потому что обладатели соответствующих ресурсов претендуют на цифровизацию всех сфер человеческой деятельности, создавая тем самым условия для управления этими сферами. И. Ф. Кефели задается закономерным вопросом, который стал особо актуальным для большинства населения планеты: останется ли место духовным ценностям в хаосе больших данных? Решение этого вопроса предполагает соответствующий уровень анализа диалектики аналого-цифрового дуализма в процессах и структурах биосферы, социума и человеко-машинных интеллектуальных систем. Автор особо подчеркивает, что проблема состоит не столько в количественном росте больших данных, хотя этот стремительный рост заключает в себе огромный потенциал возможностей для создания новых знаний, сколько в том, что они привносят в нашу жизнь радикальные качественные изменения. Трансформируются все устоявшиеся представления об обществе и о духовном мире человека, который включает такие традиционные понятия, как справедливость, героизм, правда, вера, а также многие другие духовные ценности, поскольку они затрагивают все сферы человеческого существования: науку, образование, здравоохранение, государственное управление, бизнес. Возникает насущная необходимость переосмысления самого феномена глобальной безопасности, включая информационно-психологическую и когнитивную ее составляющие.
Статья «Диалектика цивилизации: от религиозно-этнической к глобальной цивилизации» И. Р. Мамедзаде и Т. М. Махаматова примечательна верой в глобальную общечеловеческую цивилизацию, формирования которой стоит ожидать в ближайшем будущем, причем она не будет основываться на европоцентристском базисе. Авторы выдвигают концепцию глобальной цивилизации, теоретический базис которой опирается на концепции Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и других мыслителей о высшем этапе исторического развития человечества. Они вполне справедливо указывают, что «онтологические факторы зарождения универсальных цивилизационных ценностей первоначально образуются в рамках национальных культур и имеют разный уровень развитости, понятийной формы и практической распространенности» [Mamedzade, Makhamatov 2022: 336]. Далее в статье высказывается важный тезис, который должен быть учтен в современных теоретических разработках новой концепции мироустройства: «…основные ценности и принципы цивилизации, имеющие общечеловеческую сущность, первоначально создаются в рамках национальных государств, региональных культурно-этнических макромирах и на их материальных и духовных культурных достижениях и потому имеют национальную форму проявления» [Ibid.]. Можно согласиться с авторами данной статьи в том плане, что будущий мир видится как глобально-региональный синтез, где универсалистские тенденции станут проявляться по-разному, то есть будут зависеть от степени сплоченности общества как системы и способности его к выживанию в условиях новой социокультурной парадигмы.
В заключение следует подчеркнуть, что, хотя объем рецензии не позволил рассмотреть все статьи, представленные в коллективной монографии, в совокупности они дают хорошее представление о широком спектре исследований в современной российской глобалистике, включающей различные сферы научного и философского знания, что позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, кардинальные изменения архитектоники мировых связей и отношений, которые происходят в современном мире, не только отразились на фундаментальных основах общественного устройства, но также в полной мере проявились в ведущих тенденциях мировых социальных процессов. Исследование глобальных процессов актуализировало вопросы, связанные с понятием «цивилизация», поскольку проблема формирования единого человеческого сообщества требует понимания особенностей сближения или столкновения цивилизаций на современном этапе. Затрудняет объективный анализ проблемы со времен ее появления в научной литературе тот факт, что многие авторы начали использовать это понятие как синоним понятия культуры, хотя между ними существуют значительные различия, о чем свидетельствует не только историческая практика, но также труды таких мыслителей, как Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.
Во-вторых, формирование целостной планетарной системы сопровождается пропорциональным ростом глобальных проблем, поэтому с полным основанием можно утверждать, что мировое сообщество за всю историю своего существования еще никогда не подвергалось таким опасностям, с какими оно столкнулось в XX в. Приходится с сожалением констатировать, что мировое сообщество демонстрирует свою неспособность адекватно реагировать на новые изменения и вызовы. В современном мире возникают потенциальные угрозы всему человечеству, которые проявляются в двух разнонаправленных тенденциях: интеграции и дифференциации мирового сообщества. Конфликт интересов в мировом сообществе усиливается, поскольку проявляется серьезный дисбаланс в общественном развитии, и глобальный мир, оказавшийся перед лицом принципиально новых вызовов, все больше втягивается в ситуацию нарастания противоречий и неопределенности.
В-третьих, современное мировое сообщество стало полностью глобальным, о чем свидетельствуют, в частности, коммуникации и информационные потоки, которые все чаще проявляют себя как трансграничные. Все это сделало человечество по существу единым организмом, единой системой как минимум по главным параметрам общественной жизни, поэтому становится очевидным, что требуются новые ориентиры и новые ценности, определить и сформировать которые помогает философия. Все более актуальной становится потребность в выработке стратегии и тактики совместных действий мирового сообщества для преодоления глобальных вызовов, и без философии эти вопросы решить практически невозможно. Философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, является необходимым условием решения всего комплекса современных проблем, потому что без широкого, выходящего за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее предмет и стоящие перед человечеством проблемы невозможны не только фундаментальные открытия, но даже развитие самой науки вообще. Именно поэтому глобалистику не стоит рассматривать в качестве частной науки, поскольку в ней отражаются все последние достижения из различных областей знания, которые, как правило, возникают в результате дифференциации научного знания или на стыке смежных дисциплин. Как новая сфера научного знания глобалистика имеет перспективу и не теряет своей актуальности. В сочетании с философским взглядом на трансформирующийся мир именно ее представители в полной мере осознают тот факт, что «ситуация в мире изменилась настолько радикально, что требуется нечто другое, более серьезное, чтобы повернуть вспять антиэнтропийные процессы» [Зиновьев 2011: 756]. Хотелось бы надеяться, что выход в свет рецензируемой коллективной монографии будет способствовать решению этой предельно актуальной задачи.
Литература
Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М. : Наука, 1988.
Зиновьев А. Советская государственность была вершиной эволюции русской идеи // К справедливому обществу. Идеи, проекты, теории на Западе и в России / сост. В. В. Мархинин. М. : Алгоритм, 2011. С. 756.
Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.
Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Проспект, 2016.
Aleshkovski I. A., Gasparishvili A. T. Civilizational Values in the Age of Global Social Transformation // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 335–345.
Buzgalin A. V. The Twilight of Neoliberal Globalization: Alternatives to the Dead-Ends of the Proto-Empire // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 140–162.
Chumakov A. N. Globalization from the Philosophical Point of View // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. De-Blasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 3–22.
Granin Yu. D. Russia in the Projects of the Coming World Order // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 255–270.
Grinin L. E. Globalization, the Great Russian Revolution of 1917, and the Transformation of the World System: A Historical and Philosophical Perspective // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 291–306.
Kefeli I. F. Towards a Theory of Global Security // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 346–357.
Liseyev I. K. Ways for Evolving the
Current Civilizational Choice of Russia in the Context of Globalization //
Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary
Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill
Rodopi, 2022. Pp. 271–290.
Mamedzade I. R., Makhamatov T. M. The Dialectic of Civilization: From Ethnic-Religious to Global Civilization // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 372–386.
Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chu-makov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022.
Pruzhinin B. I., Shchedrina T. G. Globalization as a Holistic Process: Philosophical and Methodological Aspects // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 23–36.
Shestova T. L. The Historical Logic of Globalization // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 65–75.
Starostin A. M. The Worldview Potential of Russian Cosmism in the Context of Contemporary Interdisciplinary Global Studies // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 323–334.
Ursul A. D., Ilyin I. V., Ursul T.
A. Globalization and Global Processes: The Algorithm of Development //
Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry /
ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi,
2022. Pp. 51–64.
References
Vernadsky V. I. Filosofskiye mysli naturalista [Philosophical Thoughts of a Naturalist]. Moscow : Nauka, 1988.
Zinovyev A. Sovetskaya gosudarstvennost’ byla vershinoy evolyutsii russkoy idei [Soviet Statehood was the Pinnacle of the Evolution of the Russian Idea] // K spravedlivomu obshchestvu. Idei, proyekty, teorii na Zapade i v Rossii [Toward a Just Society. Ideas, Projects, Theories in the West and in Russia]. Moscow : Algoritm, 2011.
Toynbee A. J. Tsivilizatsiya pered sudom istorii [Civilization on Trail]. Moscow, 1995.
Chumakov A. N. Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira [Globalization. Outlines of the Whole World]. 2nd ed. Moscow : Prospekt, 2016.
Aleshkovski I. A., Gasparishvili A. T. Civilizational Values in the Age of Global Social Transformation // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 335–345.
Buzgalin A. V. The Twilight of Neoliberal Globalization: Alternatives to the Dead-ends of the Proto-Empire // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 140–162.
Chumakov A. N. Globalization from the Philosophical Point of View // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 3–22.
Granin Yu. D. Russia in the Projects of the Coming World Order // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 255–270.
Grinin L. E. Globalization, the Great Russian Revolution of 1917, and the Transfor-mation of the World System: A Historical and Philosophical Perspective // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 291–306.
Kefeli I. F. Towards a Theory of Global Security // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 346–357.
Liseyev I. K. Ways for Evolving the Current Civilizational Choice of Russia in the Context of Globalization // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 271–290.
Mamedzade I. R., Makhamatov T. M. The Dialectic of Civilization: From Ethnic-Religious to Global Civilization // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 372–386.
Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chu-makov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022.
Pruzhinin B. I., Shchedrina T. G. Globalization as a Holistic Process: Philosophical and Methodological Aspects // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 23–36.
Shestova T. L. The Historical Logic of Globalization // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 65–75.
Starostin A. M. The Worldview Potential of Russian Cosmism in the Context of Contemporary Interdisciplinary Global Studies // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 323–334.
Ursul A. D., Ilyin I. V., Ursul T. A. Globalization and Global Processes: The Algo-rithm of Development // Philosophical Aspects of Globalization: A Multidisciplinary Inquiry / ed. by A. N. Chumakov, A. DeBlasio, I. V. Ilyin. Leiden; Boston : Brill Rodopi, 2022. Pp. 51–64.