Экспериментальная проверка на результативность процесса формирования бесконфликтного поведения у обучающихся военных ВУЗов


скачать Автор: Пучкова В.А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2023 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

Цель экспериментальной работы: проверка на результативность технологии формирования бесконфликтного поведения у обучающихся военных ВУЗов в составе интернациональной учебной группы, изучающих русский язык в курсе «Русский язык как иностранный».

Гипотеза экспериментальной работы: технология формирования бесконфликтного поведения является результативной.

Экспериментальная база исследования: обучающиеся двух военных ВУЗов на этапе программы «Русский язык как иностранный» 120 человек и 80 человек соответственно.

В эксперименте, независимой переменной, являлась разработанная технология.. Зависимыми переменными являлись критерии и показатели уровней сформированности рассматриваемого вида компетенции:

  • теоретический критерий – показатель «способность понимания и осмысления бесконфликтного поведения» (параметр П1),

  • ценностный критерий – показатели «способность интерпретации ценностей бесконфликтного поведения» (П2), «способность объяснения принципов бесконфликтного поведения» (П3) ;

  • практический критерий – показатель «способность реализации речевых тактик» (П4).

Экспериментальная работа состояла из 4-х этапов: подготовительного, констатирующего, формирующего этапов и этапа оценки.

Апробация методики была реализована нами на двух группах.

Нами была оценена внешняя валидность методики посредством экспертной оценки. Экспертам (3 преподавателя вуза и один психолог) были заданы три вопроса: «На изучение какого явления направлена данная методика?», «Все ли вопросы соответствуют содержанию (аспектам) исследуемого явления?», «Насколько полно данная методика описывает исследуемое явление?».

Несмотря на то, что не все эксперты использовали понятие «компетенция» (только двое) для ответа на вопросы, все они единогласно определили процесс воспитания качеств бесконфликтного поведения в качестве объекта исследования.

Нами принимались во внимание исследования ученых философов, лингвистов, культурологов, педагогов и психологов о достоверных данных наличия национальных особенностей поведения и разрешения конфликтов (И.С. Алексейцев, Р.Н. Галиахметов об особенностях национальной ментальности в разрешении конфликтов [4], В.С. Третьякова о гармонизации общения в речевом конфликте [163], М.Г. Леонтьев об особенности культуры как фактора разрешения межличностного конфликта [86].

В разработанном тесте обучающимся предлагались три варианта ответа на 20 признаков компетенции бесконфликтного поведения, в которых, в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки (2013 г.) по проектированию оценочных средств, в том числе тестов, оценивающих компетенции [ ], сформулированы объекты оценивания личностных образовательных результатов:

  • в познавательной сфере «знаю» - «способность понимать и осмысливать ситуацию»,

  • в регулятивной-ценностной сфере «стремлюсь, могу» - «способность интерпретировать ценности обучения »,

  • в деятельностной (предметно-практической) сфере «умею, владею» - «способность применять речевые тактики в разрешении конфликтов».

При разработке теста учитывалась современная практика применения тестов проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции (ТРКИ): «русский тест» (Т.М. Балыхина, РУДН) как метод оценивания знаний иностранных военнослужащих в области русского языка и контроля коммуникативной компетенции и ее составных частей, лингвистическая, речеведческая, социокультурная компетенции (Н.Г. Галоян, М.В. Китаева [31]).

В результате тестирования обучающиеся должны были дать ответы на 20 позиций: определение понятия, объяснение ценности, разъяснение принципа, назвать приемы речевых тактик.

Оценка результатов теста производится в баллах: 0 б. – не выявлен ни один атрибутивный признак понятия, ценности, принципа, тактики; 1 б. – выявлены общенаучные признаки понятия; 2 б. – выявлены общенаучные и прикладные признаки, в воспитании бесконфликтного поведения

                         Пример обработки данных теста

4. Способность реализации речевых тактик процедуры медиации

4.1.

Тактика формирования доверия

 

 

 

 

нет ответа

0

 

 

 

по имени (личное обращение); не перебивать (выслушивать); выслушать мнение (выразить внимание и эмпатию); ответить на просьбу (оказать помощь).

 

1

 

 

по имени (личное обращение); не перебивать (выслушивать); выслушать мнение (выразить внимание и эмпатию); ответить на просьбу (оказать помощь); создание общего дела (создавать общность), поиск общих интересов (поддерживать равенство и солидарность).

 

 

2


Как видно из таблицы , обучающиеся, которые назвали все общенаучные и прикладные признаки , получают при обработке 2 балла, поскольку называют все усвоенные приемы формирования доверия: «имя собственное», «эмоциональное поглаживание», «снятие страха», «золотые слова», «авансирование» (опережающая оценка), «персональная исключительность», «мотивация предлагаемых действий», «скрытая инструкция» (А.А. Бодалев [20]).

Таким образом обрабатывались данные тестирования по 20 позициям и определялся уровень сформированности рассматриваемой компетенции.

Обучающиеся, получившие 80 баллов, относились в высокому уровню сформированности.

         Уровни сформированности компетенции бесконфликтного поведения.

Показатели оценки уровня сформированности

Уровни сформированности

недостаточный

достаточный

функциональный

способность понимания и осмысления БП

до 50%

усвоенных

понятий

до 70%

усвоенных

понятий

от 70 до 100%

усвоенных понятий

способность интерпретации ценностей БП

до 50%

усвоенных ценностей БП

до 70%

усвоенных ценностей

от 70 до 100%

усвоенных ценностей

способность объяснения принципов БП

до 50%

усвоенных принципов БП

до 70%

усвоенных принципов БП

от 70 до 100%

усвоенных принципов БП

способность реализации речевых тактик процедуры медиации

до 50 % решенных учебно-профессиональных задач по БП

до 79 % решенных учебно-профессиональных задач по БП

от 70 до 100%

решенных учебно-проф. задач по БП

Уровни и показатели компетенции в межкультурной медиации

№ п/п

Название

уровня

Показатели

по разработанной шкальной технике

По шкалам (П1 – П4)

Общий (ПО)

1

Высокий.

Функциональный

От 7 до 10

От 26 до 40

2

Средний.

Достаточный

От 4 до 6

От 11 до 25

3

Низкий.

Недостаточный

От 0 до 3

От 0 до 10

 

Цель констатирующего этапа эксперимента:

1) выявить актуальное состояние проблемы степени конфликтности учебного взаимодействия у иностранных военнослужащих интернациональных учебных групп;

2) сформировать экспериментальную и контрольную группу;

3) выявить исходное состояние формируемого качества – компетенции бесконфликтного поведения в экспериментальной и контрольной группах.

Цель формирующего этапа эксперимента – реализация образовательного модуля «Бесконфлитное поведение» на занятиях факультативного курса по Русскому языку как иностранному в экспериментальной группе в режиме 4 часа в неделю в течении трех месяцев.

Целью этапа оценки результативности экспериментальной работы по формированию бесконфликтного поведения, стала оценка динамики ее сформированности и подтверждение достоверности произошедших изменений.

Меры центральной тенденции показателей П1-П4 и ПО в экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента.


Группа

П1

П2

П3

П4

ПО

До

ПЭ

Ср

2,000

1,833

1,417

1,417

6,667

Мо

3

3

2

0

7

Ме

2

2

2

1

7

После ПЭ

Ср

8,167

8,000

8,333

8,917

33,417

Мо

7

8

9

9

34

Ме

8,5

8

8,5

9

33,5


Таким образом, мы видим, что у всех респондентов экспериментальной группы уровень компетенции повысился до высокого. Высокий уровень обусловлен практически индивидуальным подходом в группе.

Подводя итоги описания экспериментальной работы, можно сказать, что разработанная технология результативна. Это подтверждается положительной динамикой всех исследуемых показателей в экспериментальной группе и отсутствие таковой в контрольной группе. Гипотеза о том, что формирование бесконфликтного поведения будет результативным, если технология учитывает объективность, содержание и направленность конфликтности интернациональной учебной группы; компетенция бесконфликтного поведения рассмотрена как педагогическая цель обучения РКИ, этапы соответствуют интегрированной структуре учебно-профессиональной деятельности и процедуре обучения; педагогические средства направлены на формирование опыта понимания конфликта межкультурного взаимодействия, опыта ценностного отношения к миру, компромиссу и консенсусу, опыта реализации речевых техник; в качестве образовательных результатов рассматриваются способности понимания и осмысления бесконфликтного поведения, интерпретации, объяснения ценностей, и принципов бесконфликтного поведения, реализации медиативных речевых тактик – доказана.

Проблема исследования решена, цель – достигнута. Следует считать, что исследование завершено.

Литература:  

  1. Алексейцев И.С., Галиахметов Р.Н. «Разрешение конфликтов и особенности национальной ментальности» / Социосфера, 2010. № 2. – С. 9 – 12. 
  2. Третьякова В.С. «Речевой конфликт и гармонизация общения». дис. …дра филол. наук : 10.02.01. – Екатеринбург, 2003. 0 301. 
  3. Леонтьев М.Г. «Особенности культуры как фактор разрешения межличностного конфликта». автореф. дис. …к-та психол. н.: Москва, 2009. – 25 с. 
  4. Бодалев А.А. «Личность и общение». – М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с. 
  5. Галоян Н.Г., Китаева М.В. Тест как инструмент проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции / Вестник Оренбургского государственного университета, 2018, № 4 (216) С. 31 - 36. 
  6. Самсонова Н.В. «Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования» монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308с.