В условиях введения ФГОС современному дошкольному образованию требуются методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Одной из самых актуальных проблем в современной педагогике остается проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности. Исследования психологов показывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования такого качества личности, как стремление к самостоятельности. Эту потребность ребёнка необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.
Проект, в переводе с греческого, это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продуктов проекта.
Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему открытой для активного участия родителей. В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагога — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только готовит ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Технология проекта:
Преимущества проектного метода:
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в УДО условия для эффективного образовательного процесса.
Виды проектной деятельности:
o индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;
o монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
o краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год);
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Типы проектов (по Л.В. Киселёвой):
В образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Литература: