DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2022.03.04
Ельчанинов Михаил Семенович, доктор философских наук, кандидат социологических наук, доцент. E-mail: 79608493056@yandex.ru, politsociol@isras.ru.
С учетом новых эмпирических данных в статье дается новая интерпретация концепции социокультурной динамики П. А. Сорокина, проводится ее теоретический анализ в контексте современного социологического знания. Автор показывает, что критика П. А. Сорокиным чувственной культуры западного общества вносит в дискуссию о кризисе европейской культуры требование более широкого взгляда на причины возникновения и развития системного кризиса современности. На основании проведенного анализа делается вывод о несостоятельности гипотезы П. А. Сорокина о переходе от чувственной культуры к идеациональной или идеалистической культурной суперсистеме применительно к западному сообществу эпохи стремительного развития цифровых технологий и виртуальной реальности.
Ключевые слова: П. А. Сорокин, ценности, идеациональная культура, чувственная культура, идеалистическая культура, социокультурная динамика, кризис чувственной культуры, культурная суперсистема.
P. A. Sorokin’s Concept of Socio-Cultural Dynamics: Hypothesis and Facts
Elchaninov M. S.
Taking into account new empirical data, the article provides a new interpretation of P. A. Sorokin's concept of socio-cultural dynamics, its theoretical analysis in the context of contemporary sociological knowledge. The author shows that Sorokin’s critique of the sensual culture of Western society contributes to the discussion about the crisis of European culture, requiring a broader view of the causes and development of the systemic crisis of our time. On the basis of the analysis, it is concluded that Sorokin’s hypothesis about the transition from a sensual culture to an ideational or idealistic cultural super-system in relation to the Western community of the era of rapid development of digital technology and virtual reality is insolvent.
Keywords: P. A. Sorokin, values, ideational culture, sensual culture, idealistic culture, socio-cultural dynamics, crisis of sensual culture, cultural super-system.
В современном мире спорадически возникают хаотические социальные флуктуации, которые в какой-то критический момент могут запустить процесс спонтанной глобальной катастрофы. Типичным жизненным фоном становятся наводнения, пожары, землетрясения, эпидемии, взрывы, эксцессы терроризма, казни заложников, техногенные катастрофы, локальные войны и т. п. Однако человечество и ранее уже неоднократно сталкивалось с масштабными кризисами и конфликтами. Как и прежде, имеются весомые основания утверждать, что и на этот раз ошибутся те, кто настаивает на невозможности благополучного исторического финала. Опыт истории подсказывает нам, что события будут развиваться, как и прежде, по локальному сценарию, и, если случится какая-нибудь катастрофа, она все равно не станет препятствием на пути глобального развития, будучи привычной в силу своего локального масштаба. Это типичный взгляд на историю, и мы до сих пор продолжаем рассматривать возможные будущие события, как правило, по аналогии с прошлым опытом. Однако совсем недавно, вопреки нашим традиционным ожиданиям, мировое сообщество внезапно оказалось в состоянии не локальной, а глобальной пандемической и социальной турбулентности, и на этом трагическом фоне проблема кризиса культуры и общества неожиданно приобрела чрезвычайно актуальное значение.
Тема социокультурного кризиса, его причины, поиск путей его преодоления всегда волновали российских и европейских философов: Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, Ф. Ницше, О. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Гуссерля, К. Ясперса, К. Поппера и др. Исследования показывают, что эта проблематика вызывает большой интерес и у социальных теоретиков: Г. Зиммеля, М. Вебера, П. А. Сорокина, А. Вебера, К. Манхейма, Н. Лумана, З. Баумана, Ю. Хабермаса и др. Сегодня, в преддверие глобальной бифуркации, когда будущее человечества предстает перед нами в виде мрачной апокалиптической картины, критическая и прогностическая функции социологии приобретают особое эпистемологическое значение.
Острый интерес к проблематике социокультурного кризиса проявлял российско-американский социолог П. А. Сорокин. Теория циклической смены суперсистем культуры, сформулированная им в контексте социологической науки, оказалась одной из наиболее ярких и оригинальных в истории культурологической мысли XX в. Эта теория была разработана и обоснована в грандиозном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937–1941) (Сорокин 2000). В рамках своей фундаментальной теории П. Сорокин выдвинул гипотезу о смене кризисной чувственной культуры Запада идеациональной или идеалистической. «Сорокин обладал даром провидца; он предвидел грядущий пожар. Однако, проникнутый духом той философии истории, которая зиждилась на его идее цикличности флуктуаций человеческой истории, он, очевидно, никогда не сомневался, что за крушением западной чувственной культуры последует в свою очередь ее возрождение уже под другими светилами» (Козер 2006: 390). Однако сегодня важно иметь в виду, что новые многочисленные факты социокультурных изменений в современном мире ставят под сомнение эту гипотезу П. Сорокина. Главное возражение против нее заключается в том, что она не подкрепляется новыми фактическими данными. Следовательно, для ее подтверждения необходимы новые эмпирические факты, новые исследования.
Согласно Сорокину, в контексте мировой истории существует всего лишь три основных типа социокультурных суперсистем: 1) идеациональный, 2) чувственный и 3) идеалистический (Сорокин 2000; см. также: Он же 1992: 436–437). Паттерном социальной и культурной динамики является циклическая смена трех основных культурных типов (суперсистем) в результате флуктуаций базисных ценностей. Главным детерминантом социокультурных изменений выступает постепенный упадок основополагающей ценности соответствующей культурной суперсистемы, стимулирующий крайне противоречивый процесс разложения и преобразования доминатной культуры. В результате происходит циклическая смена суперсистем культуры в определенной последовательности: идеациональная → идеалистическая → чувственная → идеациональная. Это характерно для всей истории человечества, хотя могут встречаться вариации, связанные с тем, что идеациональная суперсистема сразу может смениться чувственной, но в большинстве случаев эта последовательность остается неизменной.
В XX в. современники наблюдали поток ужасных событий, начиная от безумного количества разнообразных преступлений и заканчивая нескончаемой чередой войн, революций, бунтов и других социальных потрясений. По мнению Сорокина, кризис действительно существовал, и здесь он был согласен с другими экспертами, но расходился с ними во мнениях по поводу причин, последствий и диагноза этого кризиса. Причем эксперты – министры, политики, профессора, журналисты – обычно ограничивались случайными мнениями и представлениями, которые лишь внешне соответствовали мрачной действительности. Согласно Сорокину, можно выделить две противоположные точки зрения на эту проблематику. Так, одни эксперты считали, что это – обыкновенный кризис или просто обострение очередного экономического или политического кризиса. Причину кризиса некоторые эксперты видели в неумелых политиках (А. Гитлер, Б. Муссолини, И. В. Сталин), которые совершают чудовищные ошибки, вызывающие трагические последствия для всего мира. Соответственно, политический рецепт был довольно прост: плохих политиков нужно заменить на хороших, и кризис будет благополучно разрешен (Он же 2018: 18–19).
Более пессимистическую версию кризиса продвигали приверженцы О. Шпенглера (1998). Они считали, что западноевропейская культура уже пережила точку своего наивысшего расцвета и сейчас вступила в период трагического распада, так как ее творческие возможности полностью исчерпаны. Настоящий кризис по сути своей есть неотвратимое движение западного общества к конечному пункту своей исторической гибели.
Однако Сорокин был категорически не согласен с этими мрачными, безнадежными выводами, слишком абстрактными и совершенно не способными выйти за рамки логики безысходного пессимизма. Подавляющее большинство экспертов, по его мнению, упорно фокусировало внимание на внешне ярких политических эффектах, что, естественно, мешало адекватному пониманию природы и последствий кризиса. По мнению же Сорокина, существуют кардинальные, глубинные причины роста всеобщего хаоса в мировом социуме, прежде всего глубокий кризис чувственной формы евро-американской культуры. Ядро этой культурной формы меняется в разных аспектах и тем самым порождает нарастающий хаос во всех сферах человеческого общества. Именно кризис западной чувственной культуры является главным детерминантом мировых потрясений, и он (кризис) связан в первую очередь с тем, что люди, индоктринированные потребительской идеологией и лишенные возвышенных ценностей, склонны к чувственным забавам, веселью, праздности, удовольствию и комфорту. Между тем глубинная, долговременная причина всего этого заключается в том, что развитие материалистической идеологии и позитивистской науки причиняет в конечном итоге огромный вред духовной культуре. Так, на рубеже XIX‒XX вв. доминирующая система чувственной культуры Запада вошла в полосу глобального упадка. «Мы живем и действуем в один из поворотных моментов человеческой истории, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется…» (Сорокин 1992: 431).
Несмотря на беспрецедентные социальные потрясения в мире, Сорокин, тем не менее, не разделял мрачную шпенглеровскую мысль о роковой неотвратимости коллапса европейской цивилизации. Действительно, кризис оценивался им как исключительно масштабный и глубокий, неминуемо затрагивающий все стороны общества, культуры и человека. При этом Сорокин считал, что в ближайшем будущем, измеряемом годами или, может быть, несколькими десятилетиями, проявятся разрушительные тенденции. Доминирующими среди них станут: упадок чувственных ценностей, разложение чувственной ментальности, атомизация общества и человека, грубая сила, насилие и войны в межличностных и межгрупповых отношениях, революции, мятежи и бунты в кризисных обществах, превращение свободы в миф, распад семьи, необузданная распущенность господствующего меньшинства, превращение людей в беспорядочную массу элементов, увядание творческого потенциала культуры, рост умственной, моральной и социальной анархии. Тем не менее, полагал он, этот ужасный кризис, несмотря на жестокие исторические перипетии, не будет означать полной и окончательной катастрофы западного общества. Любое общество, по мысли Сорокина, обладает большой прочностью, и кризис чувственной суперсистемы на Западе так или иначе поспособствует «появлению и постепенному росту первых компонентов нового – идеационального или идеалистического – социально-культурного строя» (Сорокин 2018: 13).
На взгляд Сорокина, гуманистический выход из нынешнего кризиса вполне возможен, хотя западная чувственная культура переживает процесс драматически нарастающего упадка. Опираясь на свою теорию социокультурных суперсистем, Сорокин выдвигает гипотезу о грядущем переходе западного общества к идеациональной или идеалистической культуре. Демонстрируя сдержанный оптимизм, он утверждает, что кризис будет развиваться по жизнеспособной схеме: кризис – катарсис – харизма – воскресение. Он не сомневается, что после ужасов кризиса чувственной суперсистемы люди переживут состояние катарсиса (очищения). Согласно Аристотелю, который и ввел этот термин в своем учении, «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью, услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей» (Аристотель 1983: 651). Трагедия чувственной культуры неразрывно связана с социальным и этическим существованием людей в условиях невиданного краха основ цивилизованной жизни. Небывалая трагедия, по мнению Сорокина, выявит страшную правду жизни людей на руинах чувственной культурной суперсистемы. Люди, испытав после всех немыслимых страданий и мук катарсис, очищающий и возвышающий их души, наконец-то откроют глаза и увидят великую значимость духовных ценностей и идеациональной культуры. Всем будет абсолютно понятна важнейшая, непреходящая роль высших ценностей в нравственной гармонизации человеческой жизни. Внутренние потрясения, характерные для состояния катарсиса, помогут раскрыть более глубокий духовный опыт, чем психофизиологические процессы в человеке, связанные с удовлетворением постоянно растущих биологических потребностей. В катарсисе, вызванном глобальным крахом чувственной ментальности и чувственной культуры, будет выражена самая суть трагического опыта приобщения человека к духовному универсуму. Исторический катарсис как невероятно трудное и мучительное освобождение от навязчивой власти плоти и телесности чувственной культуры откроет новый путь человека к духовному бытию, конгениальному подлинной человеческой сущности. «Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего» (Сорокин 2000: 11).
В первой четверти XXI в. уже можно с помощью эмпирических данных достаточно точно протестировать гипотезу Сорокина о формировании в западном обществе идеациональной или идеалистической культурной суперсистемы. Как известно, в ходе социологического исследования гипотезу требуется подтвердить или опровергнуть. Следовательно, новые эмпирические факты либо подтвердят гипотезу Сорокина о переходе от чувственной культуры к идеациональной или идеалистической, либо опровергнут ее, и в последнем случае придется вносить коррективы уже в саму теорию динамики социокультурных суперсистем.
1. Если мы обратимся к эмпирическим фактам, в том числе к данным о численности верующих, которые, по логике Сорокина, должны сыграть решающую роль в возрождении идеациональной культуры, то многое проясняется. Например, динамика численности христиан в мире такова: в 1900 г. – 558 132 000 (34,5 %), в 1970 г. – 1 234 969 000 (33,4 %), в 2000 г. – 1 999 564 000 (33,0 %) (Численность последователей… б. г.). В середине 2015 г. на Земле проживало 2 419 000 000 христиан. Иначе говоря, ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли (Численность христиан б. г.). Эти данные убедительно показывают, что в условиях чувственной суперсистемы доля исповедующих одну из основных религий на планете остается практически постоянной. Число приверженцев идеациональной культуры не увеличивается, и в этом автор статьи видит явное противоречие логике гипотезы П. Сорокина, по крайней мере – повод для того, чтобы поставить под сомнение ее валидность. Так, доля европейцев и американцев, которые являются христианами, снизилась с 1910 по 2010 г. с 95 % до 76 % в Европе и с 96 % до 86 % в Америке (Global… 2011).
В целом весь XX в., когда чувственная суперсистема, согласно гипотезе П. Сорокина, переживала глубокий кризис, доля христиан в мире оставалась почти неизменной, а в западном сообществе даже немного уменьшилась. При этом совокупная доля христиан Европы и Америки в мире в целом уменьшилась с 93 % (1910 г.) до 63 % (2011 г.) (Там же), что говорит об определенном росте числа христиан на других континентах. Вместе с тем с эмпирической точки зрения пока нет серьезных причин утверждать о продвижении идеациональной суперсистемы в христианском мире; факты свидетельствуют, что перспективы идеациональной культуры на Западе далеко не радужные.
2. Согласно данным ВЦИОМ (Читательская… 2021), в 2020 г. число читающих россиян выросло. Если пять лет назад этот показатель составлял 45 %, то сейчас он достиг 53 %. Чаще всего читают книги женщины – 59 %, молодежь 18–24 лет – 83 %, люди 25– 34 лет – 61 %, а также респонденты с высшим образованием – 68 %.
Весьма интересная социологическая картина складывается в аспекте специфических литературных интересов читателей. Так, в частности, из читающих россиян 30 % предпочитают книги по истории, исторические романы и биографии. За ними следуют детские книги – 28 %, а также учебники и научная литература – 28 %. Замыкают список «ужастики» – 3 %, книги по психологии – 3 % и религиозная литература – 2 % (Там же). Отсюда следует, что религиозная литература вызывает у читающих россиян минимальный интерес, и это явно не корреспондирует с тем, чего следовало бы ожидать, исходя из гипотезы П. Сорокина.
3. Согласно репрезентативным данным ФОМ и Левада-центра, в 2014 г. в России было только около 2 % тех православных, которых относили к причащающимся раз в месяц и более (Емельянов 2019). Эти эмпирические данные не подтверждают гипотезу Сорокина о грядущем торжестве идеациональной или идеалистической культуры. По сути, в нашей стране примерно 80 % православных верующих, то есть тех, кто в различных социологических опросах называет себя православными, но только около 2–3 % из них являются действительно воцерковленными людьми (Емельянов 2019). Эта противоречивая ситуация вызывает много вопросов, особенно в контексте гипотетического формирования идеациональной или идеалистической суперсистемы.
Таким образом, установленные факты дают основания утверждать, что интерес россиян к религиозной теме в ее каноническом формате православного вероисповедания незначителен, хотя Русская православная церковь получает существенную поддержку со стороны государства. По мнению автора, это определенно свидетельствует о том, что интересы основной массы населения в современной России больше соответствуют чувственной культуре, чем идеациональной или идеалистической.
4. Динамичное развитие цифровых технологий вызывает значительные социокультурные изменения. Например, по состоянию на 23 июня 2022 г. Интернетом в мире пользовались примерно 5,347 млрд человек (Population 2022). Мобильным телефоном пользуются более 5,22 млрд человек (Там же). В мире также насчитывается примерно 4,2 млрд пользователей социальных сетей, которые ежедневно проводят в них в среднем по 2,5 часа (Там же). Причем наиболее распространенными причинами пользования услугами социальных сетей являются следующие (Там же): быть в курсе событий; находить развлекательный контент; проводить свободное время; оставаться на связи с близкими; делиться фото и видео; находить продукты и услуги и планировать их покупку и т. д. Как ни удивительно, но религиозные интересы здесь отсутствуют (видимо, их удовлетворение для подавляющего большинства религиозных людей предполагает использование иных форматов общения), и это говорит о том, что секуляризация общественной и частной жизни в условиях прогрессирующей дигитализации российского общества является типичным фактом чувственной культуры.
По оценке М. Дери, «своим головокружительным ускорением послевоенная культура почти целиком обязана компьютеру – информационному двигателю, который вырвал нас из эры фабричного капитализма и забросил в постиндустриальную эру, эру транснационального корпоративного капитализма» (Дери 2008: 7). Действительно, цифровая революция открывает поистине безграничные возможности в области чувственного искусства и чувственного наслаждения, и это дает новый мощный импульс развитию чувственной культуры. Например, по данным на конец марта 2020 г., в мире было продано 1 560 000 000 игровых консолей за все время их существования (Ходаковский 2020). Следовательно, чувственные забавы по-прежнему остаются необычайно популярными, и с точки зрения новизны речь может идти лишь о новой, электронной форме игры, доставляющей человеку, как и прежде, психофизиологическое удовольствие.
Итак, установленные факты позволяют констатировать, что цифровые технологии больше способствуют развитию чувственной культуры, нежели идеациональной или идеалистической.
5. Еще более сильное впечатление производят статистические данные о порнографии как неотъемлемом компоненте чувственной культуры. Так, например, 30 % всего сетевого трафика генерируется любителями порнографии (Исследования… 2021). Сайты, содержащие порнографический контент, регулярно посещают 40 млн американцев, каждый третий посетитель такого сайта – женщина. Всего же, по статистике, в месяц порносайты посещают 70 % мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (Там же). Можно сделать вывод о том, что все эти эмпирические факты также демонстрируют бесспорное торжество чувственной культуры и постоянное стремление людей к чувственному наслаждению. Более того, по данным анонимных опросов, до 30 % христиан смотрят порнографию, причем среди христианской молодежи это число возрастает до 63 % (Христианство… 2014). Понятно, что в этой ситуации очень трудно говорить о катарсисе, харизме и воскресении идеациональной ментальности и идеациональной культуры.
6. Производство виртуальной реальности открывает бесконечные возможности для вариаций и комбинаторики в области чувственного искусства. Цифровые технологии развиваются фантастическими темпами, какие просто невозможно было вообразить еще в середине прошлого века. На базе цифровых технологий создаются разные виды цифрового искусства (Digital Art): алгоритмическое искусство (Mathematical Art), визуализация больших данных (Data Art), редактирование изображения на уровне пикселя (Pixel Art), цифровая фотография (Digital Photography), иммерсивное искусство (Immersive Art), цифровая иллюстрация (Digital Illustration), цифровая живопись (Digital Painting) и др.
Статистические данные свидетельствуют о том, что рост рынка современного искусства делает его теперь наиболее динамичным и прибыльным сегментом всего арт-рынка. Его аукционный оборот составил: в 2000 г. – 92 млн долларов, в 2020 г. – 1,115 млрд долларов, в 2020 г. – 1,993 млрд долларов (Гурова 2020). Непреложная аксиома искусства в цифровую эпоху состоит в том, что его главной целью является не эстетическое качество, но виртуализация как производства, так и потребления любых артефактов, включая примитивный китч. Процесс виртуализации искусства подчиняется логике капитала, и в этой ситуации шансы духовного, религиозного искусства минимальны. Напротив, перспективы современного чувственного искусства и, следовательно, чувственной культуры просто беспредельны.
Разумеется, можно и дальше приводить статистические данные, свидетельствующие о стремительном росте чувственной культуры, но и указанных более чем достаточно для того, чтобы по-новому интерпретировать весьма ограниченные возможности идеациональной культуры в наше время. Эмпирические факты, полученные в ходе различных социологических и статистических исследований, весьма убедительно показывают, что с ошеломляющей скоростью развивается не идеациональная, а чувственная культура. Следовательно, сорокинское предположение о переходной эпохе не согласуется с многообразным эмпирическим материалом о современных культурных тенденциях и артефактах.
Таким образом, гипотеза П. Сорокина о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины XX в. осуществится переход от кризисной чувственной культуры, доминирующей на Западе, к идеациональной или идеалистической суперсистеме, оказалась в конечном итоге несостоятельной и, по меньшей мере, слишком оптимистической, возможно, опережающей время в части прогнозирования исторических сроков такой культурной трансформации.
Литература
Аристотель. 1983. Поэтика. В: Аристотель, Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль. С. 645–680.
Гурова, О. 2020. Рынок современного искусства 2000–2020: обзор Artprice в разгар пандемии. Артгид. URL: https://artguide.com/posts/2147 (дата обращения: 20.02.2022).
Дери, М. 2008. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Ультра, Культура, АСТ. 480 с.
Емельянов, Н. 2019. Сколько в России воцерковленных христиан и почему. Православие.Ru 8 мая. URL: https://pravoslavie.ru/121035.html (дата обращения: 23.02.2022).
Исследования порно: перспективы в социологии и не только. 2021. Пикабу. URL: https://pikabu.ru/story/issledovaniya_porno_perspektivyi_v_sotsiologii_i_ne_tolko_7964529 (дата обращения: 09.08.2022).
Козер, Л. А. 2006. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма. 528 с.
Сорокин, П. А.
1992. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 543 с.
2000. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та. 1056 с.
2018. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты. Сыктывкар: Анбур. 640 с.
Ходаковский, К. 2020. За всю историю было продано 1,56 млрд игровых консолей, и PS2 остается абсолютным лидером. 3D News Daily Digital Digest 26 мая. URL: https://3dnews.ru/1011873/ (дата обращения: 22.02.2022).
Христианство и порнография. 2014. BIBLE FACTS. URL: https://bible-facts.org/638-hristianstvo-i-pornografiya.html (дата обращения: 09.08.2022).
Численность последователей основных религий. Б.г. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 04.08.2022).
Численность христиан. Б.г. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 04.08.2022).
Читательская активность россиян: 2000 vs 2020. Полит.ру. 2021. 3 января. URL: https://polit.ru/article/2021/01/03/reading/ (дата обращения: 23.08.2022).
Шпенглер, О. 1998. Закат Европы: в 2 т. М.: Мысль. Т. 1. 663 с.; Т. 2. 606 с.
Global Christianity – A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population. 2011. Pew Research Center. URL: https://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-exec/ (дата обращения: 04.08.2022).
Population. 2022. Worldometer. URL: https://www.worldometers.info/world-population/ (дата обращения: 09.08.2022).