Нужна ли в современной школе мнемотехника?


Автор: Румянцева Е.П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2022

I. Появление мнемотехники

Значительную часть своей истории человечество просуществовало без письменности. В первобытных сообществах информация передавалась в устной форме. То, что не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось, поэтому воспоминания не только сохранялись, но и обновлялись. Следовательно, искусство запоминания было особенно важным в дописьменные времена. Жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Особые люди, старейшины, были хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых была запечатлена история их общества.

После возникновения письменности, искусство запоминания не утратило своей актуальности. Система приемов, улучшающих память, разрабатывалась во многих культурах.

В трактате "Об ораторе" римского государственного деятеля Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Пальму первенства в этом вопросе он отдает поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Симонид предлагал держать в памяти картину каких-либо мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов, таким образом порядок мест сохранял порядок предметов. Наиболее известными считаются древнегреческие труды с использованием мнемотехники.

Описанию мнемотехники был посвящен труд Аристотеля «Мнемоникон», который, к сожалению, не сохранился. Подобными мнемотехническими методами широко пользовались древние ораторы и философы.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. Было достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв.

Книги по мнемонике также писал гениальный Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказал о своей книге под названием "О тенях идей", которая содержала перечень мнемотехнических приёмов.

Взлет популярности мнемотехники пришелся на средние века. В это время список литературы по мнемотехнике значительно расширился. Ее почтили своим вниманием многие великие люди того времени. Несколько статей о мнемонике под общим названием «Тайна» написал Лейбниц. Изложению некоторых приемов запоминания посвящены труды Фрэнсиса Бэкона «Совершенствование обучения», Раймунда Луллия «Великое искусство». Известен интерес к мнемотехнике Шекспира, Канта и многих других. Так, в широко известном театре Шекспира «Глобус» многие актеры в своих выступлениях пользовались мнемотехническими системами.

Среди наиболее известных профессиональных мнемотехников Европы того времени, мы видим Ламберта Шенкеля, Мартина Зоммера, Петра Равенского, Лаврентия Фриза. Особой популярностью пользовалось сочинение последнего «Краткое наставление о том, как можно удивительным образом усилить память».

В XVII и XVIII веках мнемоника стала широко распространяться в Великобритании. Обучение с использованием мнемотехнических приемов вводилось в школах. Сохранилось достаточно большое количество книг, написанных Рихардом Греем, Карлом Духетом, аббатом Грегором фон Фейнэглем.

В России мнемотехникой увлеклись в XIX веке. На рубеже XIX и XX веков существовали многочисленные школы, заочные курсы по мнемонике, которые обещали своим ученикам фантастические результаты. Перед I мировой войной в Петербурге был открыт, так называемый, Мнемотехнический институт. Издавались книги, в которых, по существу, излагались первые опыты древности в этой области. И главное их отличие — громоздкие мнемотехнические конструкции. Простые, но эффективные методы, к сожалению, игнорировались. Между тем, простейшие искусственные приемы запоминания мы можем с пользой применять и сегодня.

На сегодняшний день существует не меньшее количество различных учебников и пособий по развитию памяти. Самыми значимыми я бы назвала следующих авторов и их книги: Тони Бьюзен «Суперпамять», Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по луне», Доминик О`Брайен «Как развить суперпамять», Станислав Матвеев «Феноменальная память», Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», Г. Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»,
 Г. Челпанов «О памяти и мнемонике», Кевин Хорсли «Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго», В. А. Козаренко, Марат Зиганов «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», Васильев В. Ю., Васильева Е. Е. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить?», М. А. Зяблицева «Мнемотехника. Секреты суперпамяти», Борис Конрад «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике».

II. Мнемотехника в современном образовании

В науке существует противоречие, связанное с тем, что ряд авторов, в частности Л. C. Выготский, С. Я. Рубинштейн считали, что мнемотехника не способствует развитию ребенка, а значит нет смысла применять ее в образовании. Однако, современные исследователи — М. А. Зиганов, В. А. Козаренко, А. К. Колеченко, и другие, утверждают обратное. Педагогическая мнемотехника позволяет помогать детям в усвоении программного материала.

В настоящее время мнемотехника как педагогическая технология разрабатывается М. А. Зигановым, А. К. Колеченко, И. Матюгиным, Т. Б. Полянской, И. Рыбниковой, Е. Д. Сафроновой и др.

Использование мнемотехники в образовательном процессе способствует тренировке внимания и повышает способность к концентрации, улучшает воображение, образное мышление, мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Современными учёными и практиками доказано: применение мнемотехники положительно влияет на развитие психических функций таких как восприятие, внимание, мышление, речь.

III. Использование мнемотаблиц на уроках литературного чтения в начальной школе

Заучивание стихотворений наизусть не всем дается легко. И вот тут на помощь приходит мнемотехника. Я выстраиваю подобные уроки следующим образом:

Каждой строке в стихотворении соответствует картинка в таблице. Все рисунки черно-белые, так как в процессе работы дети раскрашивают их сами. Это способствует более детальному прорабатыванию текста и лучшему запоминанию. После предварительной работы (разбор текста, раскрашивание, проговаривание каждой строки) текст закрывается и начинается заучивание наизусть с опорой на таблицу с картинками. Эта работа проделывается на уроке. При выполнении домашнего задания дети повторяют стихотворение, предварительно уже наполовину заученное в классе. При такой подготовке стихотворение заучивают наизусть даже те ученики, у которых память ниже среднего уровня. К концу второго года обучения я предлагаю детям пробовать самостоятельно частично заполнять мнемотаблицы, т.е. какие-то иллюстрации прорисовываю сама, а какие-то добавляют учащиеся. В 3 классе эта работа продолжается и постепенно количество рисунков выполняемых детьми увеличивается. К концу третьего года обучения дети самостоятельно способны составлять мнемотаблицы.

Литература

  1. Википедия [Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 21.11.2022). 

  2. Несколько слов об истории мнемоники: ganseg — ЖЖ (livejournal.com) (дата обращения 21.11.2022). 

  3. Возникновение и развитие мнемоники — Студопедия (studopedia.ru) (дата обращения 21.11.2022). 

  4. 18 лучших книг по мнемотехнике и для развития памяти в 2021 - Читай Быстро (bukva.info) (дата обращения 21.11.2022). 

  5. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых | Статья в сборнике международной научной конференции (moluch.ru) (дата обращения 21.11.2022). 

  6. «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, 2 часть