В системе образования в последнее время стремительно осуществляются преобразования, направленные на гуманизацию всего педагогического процесса, превращение обучения в динамичный, живой поиск нового, компетентностного понимания окружающего мира. Такие абсолютные изменения возможны прежде всего при переосмыслении роли учителя на уроке: из авторитарного лидера он предстает фасилитатором, ведущим за собой к новому знанию. Чтобы успешно решать первостепенные задачи в процессе обучения, учителю-дебютанту необходим высокий уровень предметной компетентности и непрерывная работа в области самообразования по углублению собственных знаний в методике, педагогике и психологии. Таким образом постоянное самосовершенствование и непрерывное повышение квалификации становятся не личным делом педагога, а объективной необходимостью, без которой невозможна результативная деятельность в профессии. Однако, определив высокую планку требований к профессии учителя, административному центру школы стоит обозначить впервые приступившему к педагогической работе возможности для развития и успешного преодоления всех вызовов. В самих изменениях заложен механизм, стимулирующий учителя к рефлексивному самоменеджменту, без которого невозможно ни грамотное распределение ресурсов, ни своевременное решение педагогических задач, ни работа над собственным потенциалом и самообразование. По сути, исходя из содержания реформы образования, начинающий учитель не может состояться без осмысленного подхода к собственной карьере, то есть без менеджмента педагога.
В исследуемом вопросе понятие «пенетрация»[1] подразумевает проникновение молодым педагогом в образовательное пространство, ведь любой участник модернизированного образования – директор школы и каждый педагог – это организатор деятельности: управленческой, педагогической, воспитательной… и от того, насколько эффективным организатором он является, напрямую зависит его профессиональный успех, его карьера, зарплата и даже удовольствие, получаемое им в процессе преподавания или руководства. Первый желает иметь в своем педагогическом коллективе инициативного, творческого, энергичного учителя, а второй стремится грамотно выстроить свою педагогическую карьеру. Прежде всего руководителю следует обратить внимание молодого учителя на тайм-менеджмент урока. Несмотря на то, что понятие менеджмента педагога достаточно объемно, специфика профессии определяет и приоритетные направления: тайм-менеджмент, стресс-менеджмент, развитие карьеры. Технология тайм-менеджмента, мало знакомая старшим поколениям учителей, активно исследуется в современной психологии, приемы и методы ее широко обсуждаются и активно применяются на практике молодыми учителями. Хотелось бы заострить внимание молодого педагога на том, что современному учителю необходим стресс-менеджмент и не только в контексте практики работы в школе, но и применительно к личности педагога. Умение реализовывать эмоциональное лидерство в жизни, справляться с негативными эмоциями и стрессом, овладевать методами трансформации негативных эмоций в позитивные крайне важны в современном обществе, особенно если профессия носит ярко выраженный социальный характер и коммуникация – одна из ее составляющих. Наконец, третья составляющая успешного менеджмента учителя – развитие карьеры. В чем ее содержание? Ведь движение по карьерной лестнице учителя, на первый взгляд, не очевидно для стороннего наблюдателя, и речь не идет об изменениях должностей и смене кабинетов. Развитие карьеры педагога – это, скорее, поступательное совершенствование собственных умений, знаний и навыков, о котором можно судить по успехам учеников и победам в профессиональных конкурсах. Напомните начинающему педагогу о перспективе повышения заработной платы и социальном успехе, сопровождающих любой карьерный рост. Каковы же основные критерии и составляющие этого процесса? Очевидно, что профессиональная квалификация учителя состоит из предметной компетенции, непрерывного повышения методического потенциала, развития индивидуального образовательного маршрута и коммуникативной компетенции. [2] Реформа образования дает очевидный импульс к движению по всем этим направлениям. Это тренинги для учителей, повышающие их профессиональную грамотность, курсы по обновлению содержания образования, программа развития лидерства в сфере образования, стимулирование публикационной активности, а также новая система оценки профессиональной квалификации – ощутимая доплата за категорию новой формации. В современной школе у учителя всегда есть возможность заявить о себе и попробовать свои силы в многочисленных педагогических конкурсах всех уровней.
Уникальность профессиональной карьеры учителя еще и в том, что он может и должен выстраивать ее не только на собственных победах, но и в качестве фасилитатора для своих учеников. Ведь только учитель-лидер может воспитать лидера-ученика! Закономерно возникает вопрос, как совместить собственную самореализацию и работу с учащимися так, чтобы процесс оказался успешным для всех его участников?! Одним из вариантов решения этой проблемы может быть оптимизация, структурирование и целенаправленность всей учебной и внеучебной деятельности. То есть, например, определившись с темой по самообразованию исходя из собственных интересов и возможностей его учеников, молодой учитель может разрабатывать ее на протяжении ряда лет, выстраивая вокруг данной темы и исследование в действии, и свою публикационную деятельность, и участие в учительских конкурсах и семинарах и т.д. Подскажите, что не следует пытаться охватить сразу все существующие педагогические технологии, их десятки и не каждая в конкретном аутентичном классе может быть успешной, напротив, исследуя глубоко и вдумчиво проблему, можно добиться впечатляющих результатов как в практической педагогике, так и в собственной карьере. Еще одной отличительной особенностью пенетрации молодого учителя является непрерывность процесса самостановления и самоорганизации в течение всей педагогической карьеры: чтобы успеть за своими учениками, сохранить их интерес к себе как к личности и к тому, что он может предложить, педагогу необходимо постоянно учиться. Наиболее значимой характеристикой процесса внедрения педагога в образование является открытость инновационным процессам, изменчивость и активное восприятие международного опыта: отвечая вызовам общества, он не может руководствоваться лишь традиционной педагогической практикой, необходимы современные технологии и методики, востребованные в 21 веке.
Для созидательного сопровождения администрацией процесса пенетрации начинающего педагога и его диверсификации в учителя-исследователя и учителя-фасилитатора Школе молодого педагога следует сосредоточить внимание учителя-дебютанта на технологии организации времени, сублимации негативной энергии при деструктивной ситуации и стратегии профессионального саморазвития. [3]
Литература
Дементьева И.В. Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся в практике образовательного пространства современной школы / И.В. Дементьева // Мат-лы междунар. конф. «Высокое качество и лидерство в образовании – 2013», 13–15 ноября 2013 г., г. Астана, 2013. – 568 с. – С. 126–129.
Понятие пенетрации. [Электронный ресурс] https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Образование XXI века. – 2018. - №2. – С.160.