ГЛАВА II. Экспериментальная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности.
2.2. Осуществление процесса воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников через организацию краеведческой деятельности (программа преобразующего эксперимента).
Проведённое теоретическое исследование позволило нам раскрыть сущность гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Мы определили характерные особенности младших школьников, критерии и показатели сформированности у них гражданственности и патриотизма, выявили степень использования краеведения в общеобразовательном процессе школы, определили роль педагога дополнительного образования и учителя в формировании гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника и интеграции общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению. Были выявлены противоречия в необходимости гражданско-патриотического воспитания младших школьников на краеведческом материале и отсутствием краеведения как урока в школах и отведению краеведческому компоненту ничтожно мало времени. Это привело нас к необходимости эмпирического подтверждения правомерности выдвинутых нами теоретических положений.
Нами были взяты две экспериментальные группы, состоящие из воспитанников Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра. В первую экспериментальную группу (1 ЭГ) вошли учащиеся школы № 1 – 30 человек (2 классы), во вторую экспериментальную группу вошли ученики школы № 34 – 30 человек (2 классы). В обеих группах реализация выделенных условий исследования велась по модифицированной образовательной программе дополнительного образования детей эколого-биологического центра «Моя Малая Родина» (для решения проблемы гражданского и патриотического воспитания младших школьников). Списки учащихся экспериментальных групп представлены в приложении 9.
Оговоримся, что в силу уникальности, невозможности подбора абсолютно идентичных контрольных групп нами были взяты только экспериментальные группы, и проведен так называемый линейный эксперимент, где достижения младших школьников и изменения прослеживаются у одних и тех же учеников в сравнении с самими собой.
В рамках ведущего метода опытно-экспериментальной работы, в качестве которого нами был выбран педагогический эксперимент, мы сосредоточились на поиске педагогических условиях гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Преобразующий эксперимент задумывался нами и был осуществлен как проверка этих условий.
Теоретическое исследование проблемы и результаты, полученные нами в ходе констатирующего эксперимента, помогли определить педагогические условия, которые в комплексе будут способствовать реализации гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Такими условиями являются:
1. Использование ближайшего окружения и опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания.
2. Применение интерактивных методов обучения, с целью придания процессу гражданского и патриотического воспитания практико-деятельностного характера.
3. Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента как средства систематического изучения младшими школьниками родного края.
Необходимость обоснования этих условий детерминировала соответствующую организацию опытно-экспериментальной работы. В связи с тем, что педагог дополнительного образования проводит меньше времени с учениками, чем учитель начальных классов, то реализация педагогических условий проходила одновременно, тем более, что они взаимосвязаны. В связи с этим, мы наметили тесное сотрудничество с учителями, которые являются классными руководителями учащихся экспериментальных групп (школа №1 – Коваленко Е.В., Николаенко Ж.В.; школа №34 – Рощина Н.Л., Терешина Е.С.), так как, работая в школе, они лучше знают свои программы и специфику их реализации. Для осуществления третьего педагогического условия, представленного в § 3.3 мы брали за основу образовательную программу «Школа 2100», так как учащиеся экспериментальных групп занимаются по данной программе.
Эксперимент осуществлялся в рамках реализации программы экспериментальной «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю» (для решения проблемы гражданского и патриотического воспитания младших школьников). В силу ограниченности объёма диссертационного исследования мы приведём в качестве примера реализацию педагогических условий, заявленных в § 3 на примере следующих тем «Географическое положение Хабаровского края», «Геральдика Хабаровского края», «Рельеф и полезные ископаемые Хабаровского края», «Реки и озера Хабаровского края», «Животные и растения Хабаровского края», «История Хабаровского края».
Для организации гражданского и патриотического воспитания младших школьников мы разработали оригинальную схему планирования и проведения занятий, выстроенных в системе, позволяющую нам реализовывать на практике заявленные условия. В основу данной схемы положена разработанная нами модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом (рис. 3), и схема планирования занятий, предложенная Н.Е. Седовой [64, Ч. 2. С. 21 - 32], несколько модифицированная нами. Данную схему мы использовали при планировании и проведении каждого занятия, и вся наша работа по апробированию и проверке выделенных нами условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности была основана на её использовании.
Ниже мы представили нашу схему в таблице 12.
Таблица 12.
Схема построения занятий по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности.
№ |
Тема занятия, цель |
Методическое обеспечение занятия: литература, видео, и т.п. |
Методы обучения
|
Содержание занятия |
|
1 |
2 |
4 |
5 |
Работа педагога по педагогическим условиям |
Реакция воспитанников на вводимые условия |
||||
Жизненное окружение и опыт младшего школьника |
Интерактивные методы обучения и воспитания |
Интеграция общего и дополнительного образования |
Жизненное окружение и опыт младшего школьника |
Интерактивные методы обучения и воспитания |
Интеграция общего и дополнительного образования |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Работа педагога по приобщению младших школьников к краеведению |
Деятельность воспитанников по воспитанию у себя гражданских и патриотических качеств личности |
Средства и технологии педагогики, позволяющие приобщать младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания |
6 |
7 |
8 |
Деятельность педагога по компонентам модели младшего школьника |
|||||
когнитивный |
процессуальный |
мотивационный |
деятельностный |
личностный |
саморазвитие |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
При проведении занятий согласно представленной схеме, мы уделяли особое внимание применению интерактивных методов обучения, инициирующих гражданское и патриотическое воспитание младших школьников. Это связано с тем, что, во-первых: учащиеся, активно взаимодействуя друг с другом на уровне деловых отношений (в отличие от взаимодействия на переменах или вне школы), находятся в режиме постоянного соблюдения гражданско-правовых условий этого взаимодействия. Во-вторых: использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику гражданско-патриотического воспитания: мотивация - получение нового опыта – его осмысление через применение - формирование определенных качеств личности – рефлексия. В-третьих: интерактивные методы основаны на игровых формах обучения, что немаловажно для младшего школьного возраста. При этом проявляется гражданско-патриотическая активность учащихся, осуществляется передача определенного социального опыта, создаются условия для самореализации и саморазвития личности учащихся. В данном исследовании мы продемонстрируем следующие интерактивные методы – работа в парах, групповая работа, метод проектов, дидактические игры. Кратко остановимся на характеристике этих методов.
Работа в парах - является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, цель которого - формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Важно то, что работа в парах обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на занятии и соответственно значительно повышается уровень речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Каждый учащийся получает возможность, на каждом занятии говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их.
Групповая работа. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не теряются, а тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска, при этом дети научаются более точно оценивать свои возможности, лучше себя контролируют. Они сами создают свою формулу успеха.
Для успешной организации групповой работы необходимо определить роль каждого учащегося в группе – А.А. Гиниятуллина [48, 18]: организатор – отвечает за работу группы в целом; спикер – выступает перед классом с готовым решением вопроса; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Важно, чтобы каждый учащийся побывал в разных ролях.
Метод проектов – ориентирован на активизацию интереса и увлеченности учащихся процессом познания, когда основные виды краеведческих работ концентрируются на живом и жизненном материале. Важно отметить, что в младшем школьном возрасте закладываются основы знаний и умений, необходимых для реализации проектной деятельности. Это достигается путем внедрения простых, доступных и жизненноориентированных проектов, выполнение которых является стимулом, вдохновляющим учащихся на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
В данном исследовании метод проектов мы понимаем как совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическую игру от других видов активного обучения отличает наличие правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. В нашем исследовании мы использовали такие виды дидактических игр, которые способствовали развитию компонентов модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом.
Помимо интерактивных методов обучения для более эффективного воспитания основ гражданственности и патриотизма у младших школьников мы тесно сотрудничали с классными руководителями учащихся ЭГ. Нашей задачей являлось рассмотрение интеграции краеведения с предметом «Окружающий мир». В этом направлении мы:
- провели анализ образовательной программы «Школа 2100» и выявили по предмету «Окружающий мир» процент изучаемого материала по краеведению;
- проанализировали календарно-тематические планы классных руководителей учащихся ЭГ и выявили процент включаемого ими краеведческого материала в изучаемые темы;
- совместно с учителями разрабатывали интеграционные уроки по окружающему миру и краеведению для более систематического привлечения младших школьников к краеведческой деятельности как средству их гражданского и патриотического воспитания.
В связи с вышеизложенным, мы пришли к следующему выводу – реализация гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности будет более эффективна, если выполняются три взаимосвязанных педагогических условия. Первым условием выступает - использование ближайшего окружения и опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания. Данное условие тесно взаимосвязано с третьим условием - интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента как средства систематического изучения младшими школьниками родного края, а именно тем, что в качестве опыта младших школьников мы берем знания, умения и навыки, полученные ими на общеобразовательных предметах, жизненный опыт, полученный ими ранее в детском саду, семье. Второе педагогическое условие является связующим звеном между первым и третьим условиями - применение интерактивных методов обучения, с целью придания учебно-воспитательному процессу практико-деятельностного характера, направленного на развитие тех качеств личности младшего школьника, которые присущи гражданину и патриоту.
Выводы по второй главе.
Анализ проблемы гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности показал, что в настоящее время данной проблеме уделяется достаточно внимания. Однако, младшему школьному возрасту как периоду для гражданского и патриотического воспитания отводится авторами не достаточно внимания.
Учителя и педагоги дополнительного образования решающую роль в гражданском и патриотическом воспитании видят в преподавании краеведения. В общем образовании краеведение изучается через введение в Государственный стандарт национально-регионального компонента. Однако на практике реализация национально-регионального компонента, как средства систематической подачи краеведческих знаний всем российским школьникам, характеризуется эпизодическим характером, основанным на «нехватке времени», «загруженности учеников», отсутствием методик для младшего школьного возраста. Кроме того, в школе краеведение носит отголоски знаниевой парадигмы, в то время как в системе дополнительного образования существует больше предпосылок для практико-деятельностного подхода к преподаванию краеведения. Поэтому необходимо осуществлять гражданское и патриотическое воспитание младших школьников через организацию краеведческой деятельности. В связи с эти наметилась предпосылка, позволяющая осуществлять гражданское и патриотическое воспитание по модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом.
На основе проведенных нами диагностик было выяснено, что младшие школьники весьма смутно представляют себе особенности гражданина и патриота, но в то же время четко формулируют свои личные особенности как граждан и патриотов, исходя из собственного опыта. Кроме того, все ответы касались ближайшего окружения младших школьников – семьи, отношений с товарищами по классу или двору. Младшие школьники имеют, в общем, завышенную самооценку, требуют повышенного к себе внимания. Поэтому, можно отметить, что выделенное нами первое условие - использование жизненного окружения и опыта младших школьников как способа признания в учащемся субъекта обучения и воспитания – имеет хорошие предпосылки для реализации нашей модели.
Анализ мотивационной направленности личности младших школьников выявил положительные результаты в сформированности личностных качеств испытуемых, в то время как направленность на выполнение полезных и хороших дел на благо общества (одноклассников) остается на низком уровне. У учащихся не сформирована привычка «смотреть по сторонам, с целью наблюдения», что приводит к равнодушному отношению ко всему, что не входит в сферу «ближайшего окружения». Поэтому помимо выделенного нами первого условия наметились предпосылки для второго условия – применение интерактивных методов обучения и воспитания – для развития у воспитанников конструктивного отношения к окружающим, способности думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы, тем более, что младший школьный возраст наиболее подходит для применения игровых форм обучения, основанных на диалоге, а также на совместные действия с целью создания общего продукта (проекта).
Проверку эффективности выделенных нами условий и разработанной схемы занятий мы осуществили в ходе преобразующего эксперимента, содержание которого отражено в следующей главе.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с. - ISBN 5-244-00380-1.
2. Аверьянов, А.Н. О природе взаимодействия / А.Н.Аверьянов. – М., 1984. – 64 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М, 2006. - 365 с. - ISBN 5-7567-0274-1.
5. Аношина, Н.И. С любовью к родному городу / Н.И. Аношина // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 32-38
6. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1993. - Т. 14. - №2. – с. 3-16.
7. Аристотель. Метафизика: Сочинения: В 4 томах. М., 1975 г. Т.1. С.65.
8. Арсеньев, А. О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк / А. Арсеньев // Развитие личности. – 2005. - № 1. – С. 43-75.
9. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М.: Из-во МГУ, 1979. - 246 с.
10. Багаутдинова, Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной
школе. - М., 2002. - 98 с.
11. Бармашова, Г. Морально-этические категории совести и стыда в контексте диалектики сознательного и бессознательного / Г. Бармашова // Философия образования. – 2006. - №2 (16). – 251-256.
12. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-85 / М.М. Бахтин. – М., 1986. – С. 82-160.
13. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1972. – 470 с.
14. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – ISBN 5-8112-1693-9.
15. Белинский, В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф. Смирнов. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с. - (Б-ка учителя).
16. Белкин, А.С. Опора на витагенный опыт в процессе интеграции психолого-педагогических знаний [Текст]: [Пед. вуз] / А.С. Белкин, Л.П. Качалова // Образование и наука. - 2000. - № 4 (6). - С. 26-39.
17. Белкин, А.С. " Витагенное " образование как научно-педагогическая категория [Текст] / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Образование и наука. - 2001. - № 3 (9). - С. 18-28
18. Белова, Т. Десять лет гражданскому образованию в России /Т. Белова // Граждановедение. – 2002. – №19. – с. 34-41.
19. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 312 с. – ISBN 5 – 89502 – 013 – 5 (Московский психолого-социальный институт), ISBN 5 – 89349 – 042 – 8 (Флинта).
20. Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М.: «Книга», 1991. – 433 с. – ISBN 5-212-00417-9.
21. Бердяев, Н. А. Этическая проблема в свете философского идеализма / Н.А. Бердяев // http://www.vehi.net/berdyaev/etich.html
22. Бильгильдеева, Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации, автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.06 – теория и методика воспитания / Татьяна Юрьевна Бильгильдеева. - Кострома, 1999.
23. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – 304 с. - (Б-ка учителя).
24. Божович, Л.И. Проблема формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. – ISBN 5-89395-049-6.
25. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 392 с. – ISBN 5-87224-107-0.
26. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. – 464 с. – (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-02327-4.
27. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинников. — СПб: KAPO, 2004. - 224 с.
28. Бучилова, И.А. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов. – М.: Изд-во: Парадигма, Академический проект, 2005. – 288 с. – ISBN 5-8291-0563-2/5-902833-08-6.
29. Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А.К. Быков // Воспитание школьников. – 2006. - №5. – С. 4-7.
30. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / А. Быков // Воспитание школьников. – 2005. - № 10. – с. 2-6.
31. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. - №2. - С.37-42.
32. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников / А.К. Быков, Г.Н. Мусс, М.В. Слабоспицкая // Воспитание школьников. – 2009. - № 7. – С. 12-17.
33. Быховский, Б.Э. Кьеркегор / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1972. – 238 с. - (Мыслители прошлого).
34. Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с. – Серия «Академия». – ISBN 5-232-01087-5.
35. Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ [Текст] / Е.Н. Волкова. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – 128 с.
36. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. — М. Педагогика, 1991. – 480 с. – ISBN 5-7155-0358-2.
37. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
38. Вырщиков, А. Патриотизм на службе России / А. Вырщиков, М. Кусмарцев // Воспитание школьников. - 2006. - №3. – С. 7-13.
39. Вырщиков А.Н. Концептуальные основы патриотически ориентированного образования: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусманцев. — Волгоград: Авторское перо, 2004.—160 с.
40. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев. - Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1955. – 296 с.
41. Гаврилычева, Г.Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2006. - №12. - С. 10-16.
42. Гаврилычева, Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.14-19.
43. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. – 59 с.
44. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников 2005. - №10. - С. 6-8.
45. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические произведения. Т.1 / Вводная статья Н.К. Баумана и проф. Г.П. Вейсберга / И.Ф. Гербарт. – М.: Гос. уч.-пед. изд. Наркомпроса РСФСР, 1940. – 289 с.
46. Герцен, А.И. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев / А.И. Герцен, Н.П. Огарев. – М.: Педагогика, 1990. – 368 с. - (Педагогическая б-ка). – ISBN 5-7155-0297-7.
47. Гин, А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / Анатолий Гин. – Луганск: СПД Резников В.С. – 2006. – 100 с. – ISBN 966 – 8195 – 20 – 5.
48. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. /А.А. Гиниятуллина // Начальная школа. – 2004. - №1. – С. 15-17.
49. Горелова, Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания. / Е.В. Горелова, Н.Е. Седова // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета». - №7. - 2008 г. – С. 161-168. - ISSN 1997-9886.
50. Горелова, Е.В. Организация летнего профильного лагеря «Агентство добрых дел» как средство гражданского и патриотического воспитания младших школьников / Е.В. Горелова // Внешкольник. Информационно-методический журнал. – 2010. - №2. – С. 50-54.
51. Горелова, Е.В. «Моя Малая Родина. Сборник творческих заданий по краеведению для младших школьников». В 2-х частях. Ч.1 / Е.В. Горелова. – Комсомольск-на-Амуре. – Изд. дом «Эколог», 2009. – 63 с.
52. Горский, В. А. Компетентностный подход в дополнительном образовании детей // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №2. - С. 5-9.
53. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
54. Гревцева, Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г.Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 14-16.
55. Григорьева, Е.В. Реализация регионального компонента начального естественнонаучного образования в Челябинской области / Е.В. Григорьева // Начальная школа. – 2005. - №9. - С.20-22.
56. Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие /Д. В. Григорьев // Право и образование. -2007. - № 1. - С. 90 – 99.
57. Гурлитт, Л. О воспитании / Людвиг Гурлитт // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 241-252.
58. Гусейнов, А.А. Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М.М. Бахтин) / А.А. Гусейнов // Этическая мысль. – Вып. 2. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 3-26.
59. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности. – 3-е изд., доп. и прераб. /А.А. Гусейнов. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 271 с. – ил. – (Ун-т молодого марксиста). – ISBN 5-235-00244-х.
60. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка /Владимир Даль. – М.: Русский язык. – 1978. – Т.3. П. – 1980. - 555 с.
61. Джеймс, У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. – 368 с. – (Классики мировой психологии). – ISBN 5-7155-0402-3.
62. Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Начальная школа. – 2004. - №5. – С. 19-22.
63. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1. – С. 55-58.
64. Евлампиев, И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) / И.И. Евлампиев // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия… Вып. 3. 2000.
65. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина // Педагогика. - 2004. - № 7. С. 14-16.
66. Закон РФ «Об образовании» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 77 с. – (Образование в документах и комментариях) ISBN 5-17-011270-Х (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-02682-5 (ООО «Издательство Астрель»).
67. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. – ил.
68. Землицкая, Е. Родина – это часть тебя, а ты – часть ее / Е. Землицкая // Воспитание школьников. – 2005. - №5. - С. 61.
69. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 30-34.
70. Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1994. – 624 с. – ISBN 5-268-01394.
71. Ильин, И.А. О совести / И.А. Ильин // http://bogoslov.com/files/disk3/web.knigi./o.sovesti.2/prof.Ivan.Iljin.o.sovesti.htm
72. Каменщикова, Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.06.06: утв. 15.12.06 / Каменщикова Евгения Николаевна. – Екатеринбург, 2006. – 168 с. – Библиогр.: с. 126-142. – 49К/51.
73. Кант, И. Метафизика нравов: В 2 частях / Пер. с нем., примеч. С.Я. Шейман-Топштейн и Ц. Г. Арзаканьяна; Вступ. ст. М.М. Филиппова; Примеч. А.А. Тахо-Годи / И. Кант. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400 с. - («Великие мыслители»). – ISBN 978-5-486-01153-5.
74. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / П.Ф. Каптерев. — М., 1982. — С. 606—607.
75. Каргина, З. Значение дополнительного образования пока не оценивается должным образом. – 2000. - №5. – С. 27-28.
76. Карлейль, Карлайл Томас (Carlyle, Thomas) (1795 - 1881) Афоризмы, цитаты // http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_carlyle3.html
77. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.: ил. – ISBN 57155-0381-7.
78. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 1976. – 303 с.
79. Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе: уроки изобразительного искусства /И.В., Кошкина, Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С. 82-85.
80. Козлов, Н.И. Формула личности / Н.И. Козлов. – СПб. Издательство Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-8046-0023-0.
81. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Я.А. Коменский. – М.: Педагогик, 1982. – 656 с.
82. Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. – (Б-ка учителя). – ISBN 5-7155-0164-4.
83. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (принята коллегией РФ 6 октября 2004 г.) // Воспитание школьников. – 2005. - №6. - С. 2-8.
84. Кузнецова, Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова // Педагогика. – 2006. - № 10. - С.95-102.
85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе / Авт.-сост. И.А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 287 [1]с. – (Образование в документах и комментариях) – С. 6 - 36. ISBN 5-17-020511-2 (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-07262-2 (ООО «Издательство Астрель»).
86.
Купряшина, Н.Д. Новые
подходы к пониманию патриотизма,
патриотического воспитания и гражданственности / Н.Д. Купряшина // http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=2605
87. Левченко, В.В. Интеграционные процессы в педагогической науке /В.В. Левченко. - Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/1 (55). – С. 157-165.
88. Лебедева, О. В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? / О.В.Лебедева // Педагогика. – 2003. - № 9. - С.77-82.
89. Левинас, Э. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. - М.: 'Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 752 с. (Серия «Книга света»).
90. Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2001. - №2 – С. 56-66.
91. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
92. Леонтьев, А.Н. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100». / А.Н. Леонтьев // Развитие личности. – 1999. - №1. – С. 40-52.
93. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
94. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность /Д.С. Лихачев // Русская культура. - М.: Искусство. - 2000. - С.159-173.
95. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М.: «Прогресс – Традиция», «Традиция», 1998. – 416 с. – ISBN 5-89493-011-1.
96. Локк, Д. Педагогические сочинения. / Д. Локк. – М., 1939. – С. 67-302.
97. Лузина, Л. Воспитание как со-бытие / Л. Лузина // Воспитание школьников. – 2004. - №8. – с.2 -8.
98. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. - №5. - С.52-59.
99. Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования / И.О. Мазняк // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38308.
100. Макаренко, А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1988. — 256 с. - ISBN 5-250-00137-8.
101. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. – М.: Просвещение. - С. 88 – 304 .
102. Малькова, З.А. Педагогическая наука на новом этапе / З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский, В.С. Шубинский // Педагогика. -1989. -№.1. - С. 40-46.
103. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: М.: «Академия», 2004. — 256 с. - 15ВК 5-7695-0877-9.
104. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Начальная школа. – 2007. - №4. - С.11-12.
105. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. - (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00616-7.
106. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. №30-51/433/16) // Воспитание школьников. – 2002. - №8. - С.2-13
107. Мехонцева, Д. Объективная цель воспитания – формирование самоуправляемой и управляемой личности / Диана Мехонцева // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 16-22.
108. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия /В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. - №5. – С. 2-8.
109. Монтессори, М. Дом ребенка: метод науч. педагогики / Монтессори М; пер. с ит. С. Г. Займовского. - М : АСТ ; Астрель , 2006. - 272 с. – ISBN 5 - 17 - 031934 - 7; ISBN 5 - 271 - 11751 – 0.
110. Мудрик, А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение / А.В.Мудрик. – М., 1986. – 160 с.
111. Национальная доктрина развития российского образования (проект) // Народное образование. – 1996. - № 7. – С. 10 - 13.
112. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория / Л.И.Новикова // Педагогика. - 2000. -№6. - С. 28-35.
113. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1959. – 255 с.
114. Овечкина, Н.Н. Краеведение в начальной школе / Н.Н. Овечкина // Начальная школа. – 2004. - №11. - С. 109-112.
115. Одоевский, В.Ф. Избранные педагогические сочинения / В.Ф. Одоевский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 368 с.
116. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. - 1985. – 797 с.
117. Олпорт, Г. Становление: основные положения психологии личности / Гордон Олпорт // http://psylib.org.ua/books/olpor01/index.htm.
118. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: Пособие по реализации Государственной программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001 - 2005 годы» / Под ред. М.Е. Амбросимовой. - М.: АРКТИ, 2004. - 208 с.
119. Острогорский, А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с. – (Педагогическая б-ка).
120. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с: ил. - ISBN 5—7107—7304—2.
121. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. – 336 с. - (Пед. б-ка).
122. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону. – Издательство «Феникс», 1996. – Том 2. – 416 с. – ISBN 5-85880-159-5.
123. Питинова, Т.Г. Изучение родного края / Т.Г. Питинова // Начальная школа. – 2006. - №11.
124. Платон. Протагор. // Платон. Соч.: В 3 тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1968.
125. Попова, А.И. Воспитание патриота России / А.И. Попова // Начальная школа 2007. - №2. - 39 с.
126. Прутченков, А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков // Воспитание школьников. – 2006. - №10. – С.2-5.
127. Психологические исследования общения / Под ред. Ломова, Б.Ф., Беляева, А.В., Носуленко, В.Н. – М.: Издательство «Наука», 1985. – 344 с.
128. Раицкая, Г.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае / Г.В. Раицкая // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С. 52-55.
129. Райл, Э. Психоанализ, когнитивно-аналитическая терапия, психика и самость / Э. Райл, П. Фонаги // Журнал практической психологии психоанализа. – 2002. - №2.
130. Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы /Е.Ю. Ривкин // http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37958.php?ELEMENTID=37958&PAGEN_2=2.
131. Роджерс, К. О становлении личности / Карл Роджерс // http://psylib.org.ua/books/roger01/txt06.htm.
132. Розин, В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2009. - № 7. – с. 91-106.
133. Роков, Г. О выработке идеала в нравственном отношении / Г. Роков // Вестник воспитания. - 1896. - № 3. - С. 26—27.
134. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. - (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00720-1.
135. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – Серия «Мастера психологии). – ISBN 5-314-00016-4.
136. Рубинштейн, С. Л. Педагогика и психология (Печатается в порядке обсуждения) / С.Л. Рубинштейн // Педагогическое образование. - 1935. - № 6. - С. 16—25.
137. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 /Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский /Ж.-Ж. Руссо. – М.:Педагогика, 1983. – 336 с.
138. Савотина, Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. - №5. - С.2-7.
139. Сартр, Жан Поль. Экзистенциализм - это гуманизм /Жан Поль Сартр // http://scepsis.ru/library/id_545.html.
140. Саяпина, Н.Г. Ознакомление младших школьников с родным краем / Н.Г. Саяпина // Начальная школа. – 2001. - №2. - С. 76-78
141. Свинина, Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н.Г. Свинина // Педагогика. – 2001. - № 7. – С. 27 – 31.
142. Седова, Н.Е. Новые подходы к подготовке учителей. В 2-х частях / Н.Е. Седова / Под ред. автора.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ун-та, 2003. Ч. 1 – 254 с., Ч. 2 – 275 с.– ISBN 5-85094-126-6.
143. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики /Н.Е. Седова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – ISBN 978-5-9949-0043-7.
144. Седова, Н.Е. Инновационная деятельность педагогов в условиях Дальнего Востока / Н.Е. Седова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. университета, 1999. – 178 с. – ISBN 5-85094-127-4.
145. Седова, Н.Е. Как стать образованным человеком: Кн. для старшеклассников / Н.Е. Седова. – Петропавловск-Камчатский: ДВК, 1991. – 219 с. – ISBN 5-7440-0332-0.
146. Седова, Н.Е. Педагогика вокруг нас. – Петропавловск-Камчатский: А/О «Камчаткнига». – М.: ТОО «Вешки-М», 1995. – 379 с. – ISBN - ???
147. Сидоркин, А.М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы / А.М.Сидоркин // Педагогика. -1996. -№ 2. - С. 48-56.
148. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии / В.И. Слободчиков // Развитие личности. – 2005. - №2. – С. 49-58.
149. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. /А.А. Смирнов А.А. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с. – ил.
150. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 1600 с. – ил.
151. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. – ISBN 985-443-239-4.
152. Соловьев, В.С. Избранные произведения / В.С. Соловьёв. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.
153. Соколова, Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей. // Дополнительное образование. - 2003. - №1. – С. 54-63.
154. Стрелова, О.Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2002. - 367 c. - РГБ ОД, 71:03-13/84-1.
155. Стрелова, О.Ю. Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования: Вопросы разработки и внедрения. - Хабаровск, 2003. - 148 с.
156. Субач, Г.В. Патриотизм как деятельность / Г.В. Субач // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Сборник статей региональной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2005.
157. Суворова, А. Н. Философия Мартина Хайдеггера и экзистенциональная философия / А.Н. Суворова // http://heideger.narod.ru/von/s.html
158. Сухомлинский, В.А. О воспитании \ Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270с.
159. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с. - (Б-ка учителя). – ISBN 5-7155-0145-8.
160. Теплов, Б.Н. Избранные труды. В 2-х т. Т.1 /Б.Н. Теплов. – Педагогика, 1985. – 360 с. – ил.
161. Теплов, В. П. Теоретические аспекты интеграции /В.П. Теплов // Начальная школа. – 2004. - № 3 (11). - С.20-26.
162. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: “Наука”. – 1966. – 452 с.
163. Утков, П.О. Регионализация образования младших школьников /П.О. Утков // Начальная школа. – 2004. - №7. - С.83-86.
164. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с. – ISBN 5-318-00067-3.
165. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – М.: «Просвещение», 1968. – 559 с.
166. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. – 2010. - №2. – С. 45-73.
167. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с. - ISBN 5-7834-0118-8.
168. Фейербах, Л. Основы философии будущего. Издание II / Л. Фейербах. – Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 150 с.
169. Философская энциклопедия. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., «Советская Энциклопедия», 1967. – 592 с. – с илл.
170. Франк, С. Сочинения / С. Франк. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 800с. ISBN 985-433-894-0.
171. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368.
172. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с. – (Классики зарубежной психологии). – ISBN 5-15-000777-3.
173. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с. – (Б-ка этической мысли). - ISBN 5-250-02353-3.
174. Хабаровский краевой компонент Государственного образовательного стандарта. Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Общественные и естественные науки», 1996.
175. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т.1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского / Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с. – ил.
176. Холл, К.С. Теории личности / С. Келвин Холл, Линдсей Гарднер // http://psylib.org.ua/books/holli01/index.htm.
177. Целовальникова, А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско - краеведческой деятельности (на примере городского центра детского и юношеского туризма и краеведения г. Читы) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 – общая педагогика / Анна Сергеевна Целовальникова. – Чита, 2006.
178. Черепанова, В.В. На уроках природоведения – о родном крае / В.В. Черепанова // Начальная школа. - 2000г. - №10. - С. 15-17.
179. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. - (Пед. б-ка).
180. Шварцман, К.А. Воспитание: Новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания / К.А. Шварцман, Л.В. Коновалов, О.Н. Крутова. – М.: Луч, 1983. – 302 с.
181. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. – М.: «Народное образование», «Школьные технологии», 2002. – 304 с. ISBN 5-87953-160-0.
182. Штрассер, М.А. Ценностные ориентиры в становлении духовности и патриотизма в молодежной среде / М.А. Штрассер // Патриотизм. Духовность. Нравственность: Материалы науч.-практ. конф. руководителей и специалистов, работающих с молодежью (Иркутск, 8-10 октября 2001 г.) / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина. – Иркутск, 2001. – С. 34-50.
183. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – 306 с.
184. Эмирбекова, Т.Э. Развитие культуры диалога младших школьников. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 – общая педагогика / Телли Эмирбековна Эмирбекова. – Ростов-на-Дону, 2007.
185. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. / Сост. Г.Б. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 384 с. – ил..
186. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
187. Ярошевский, М.Г. История психологии. 3-е изд. дораб. / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 585 с.
188. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с. - (Мыслители XX века). – ISBN 5-250-01357-0.
189. Яусс, Х.Р. К проблеме диалогического понимания / Х.Р. Яусс // Вопросы философии. – 1994. - № 12. – С. 97 – 106.
190. Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование» / Н.Ю. Яшина // Начальная школа. - 2004. - №2. - С.39-42.