Шестакова Марианна Николаевна, кандидат географических наук, МГИМО МИД России more
Данная публикация представляет собой рецензию на «Линию УМК Сорвина. Обществознание (6–9)». Новая линия учебников по обществознанию является совместным проектом НИУ «Высшая школа экономики» и корпорации «Российский учебник». Курс обществознания создан авторским коллективом под руководством К. В. Сорвина и включает учебники, методические пособия, рабочую программу и пр. Он был одобрен и рекомендован к использованию в учебном процессе экспертным научно-методическим советом НИУ ВШЭ под председательством ректора Я. И. Кузьминова и подготовлен издательством «Просвещение/Дрофа» (корпорация «Российский учебник»). Учебно-методический комплекс демонстрирует системно-деятельностный, комплексный подход к освоению предмета в средней школе, подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-м классе, а также решению задач олимпиадного уровня. Показаны особенности каждого из учебников, входящих в УМК с 6-го по 9-й классы. Отмечается единая логика построения УМК, подача материала от простого к сложному с ориентацией на мотивированных заинтересованных учащихся. Иными словами, на тех, которые хотели бы усвоить дисциплину на высоком уровне и получить глубокие знания и компетенции, такие как критическое мышление, гражданская грамотность, творческий подход к обучению, мотивация к дальнейшему обучению и саморазвитию и т. д.
Ключевые слова: обществознание, новая линия учебников, учебно-методический комплекс, системный подход, мотивированные учащиеся, личность, группа, общество.
On Personality, Group, and Society
Marianna N. Shestakova.
This publication is a review of the “Sorvin’s Line of EMC. Social Science (6˗9)”. A new line of textbooks is a collaborative project of National Research University Higher School of Economics and corporation “Rosuchebnik”. The course of social studies is created by a group of authors under the leadership of K. V. Sorvin and includes textbooks, handbooks, a work program, etc. The course has been approved and recommended for using in educational process by the Expert Scientific and Methodological Council of the National Research University Higher School of Economics, chaired by Chancellor Y. I. Kuzminov and prepared by “Prosveshchenie / Drofa” (corporation “Rosuchebnik”). Educational-methodical complex demonstrates a systematic, activity-based, integrated approach to studying the subject in high school, preparation for the state final certification in the 9th grade, as well as solving problems of the Olympiad level. Features of every textbook of EMC for 6–9 grades are shown. It is noted that there is a common logic of the textbooks’ structure, the presentation of the material from simple to complex, with a focus on motivated and interested students. In other words, we mean those who would like to learn the subject at a high level and gain profound knowledge and competencies, such as critical thinking, civic literacy, creative approach to learn, motivation for further learning, self-development, etc.
Keywords: social studies, new line of textbooks, educational-methodical complex, systematic approach, motivated students, personality, group, society.
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Обществознание» (Сорвин и др. 2020а; 2020б; Сорвин, Давыдова, Кулакова, Фёдоров 2021; Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021), подготовленный коллективом авторов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представляет собой важный вклад в раскрытие этого дисциплинарного направления и обогащает линейку изданных учебников по данной теме, дополнив уже апробированные издания Л. Н. Боголюбова, А. И. Кравченко, О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой и др. (Боголюбов и др. 2014; Кравченко и др. 2022; Котова, Лискова 2021).
Авторский коллектив УМК включает высококвалифицированных экспертов и ученых, занимающихся преподаванием в одном из ведущих вузов страны. При этом авторы являются постоянно практикующими педагогами, ведущими занятия с учениками школ, в частности в лицее НИУ ВШЭ.
Данный УМК, на наш взгляд, отличается прежде всего системным подходом, все разрабатываемые в его рамках темы структурированы, логически вытекают одна из другой, по мере изложения поступательно возрастает степень усложнения материала.
Комплекс предназначен в первую очередь для мотивированных учеников (вероятно, он был первоначально задуман авторами «Вышки» именно для работы со «своими» лицеистами). Однако при этом весьма важно отметить, что расчет авторов строился и на том, что мотивация может возникнуть и в процессе освоения данного комплекса. Это особенно актуально для многих детей, которые не сразу осознают свои интересы и выбирают возможные треки дальнейшего профессионального развития.
По утверждению самих авторов, между обычным учебником обществознания и материалами для подготовки к олимпиадам простирается пропасть, и именно предлагаемая ими линейка учебников призвана заполнить эту лакуну. Необходим был такой учебник, который стал бы не просто «проходным», удобным для подготовки к экзаменационному испытанию по одной из школьных дисциплин, а пробуждал бы в школьниках интерес к изучению предмета, то есть предназначался не только для тех, кто решает олимпиадные задачи, но и для более широкого круга увлеченных учеников.
Обществознание является синтетическим предметом, в рамках которого освещаются важные сюжеты и проблемы основных обществоведческих наук, таких как социология, политология, право и философия. Основная задача авторов учебника – логичное изложение всех соответствующих дисциплинарных аспектов учебного курса, с чем авторский коллектив справился весьма успешно.
Все входящие в линейку учебники для средней школы с 6-го по 9-й класс разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации для образовательного процесса.
УМК в целом отличает актуальный в настоящее время так называемый системно-деятельностный подход, являющийся основным компонентом ФГОС. Он выражается в активном, в значительной степени самостоятельном освоении материала учебника, раскрывающем возможности и формирующем умения творческого переосмысления этого материала с помощью методов, применяемых в процессе обучения. Это достигается в первую очередь благодаря приобретаемому в процессе обучения навыку выполнения практических заданий, работе с ключевыми понятиями, установлению межпредметных связей, а также реализации исследовательской и проектной деятельности. Учебники данной серии по своему замыслу, наполнению и структуре отвечают обозначенному выше подходу в полной мере.
Структура всех учебников УМК выстроена в единой логике: это классическое разделение их текстов на главы и параграфы, перед каждой главой и каждым параграфом сформулированы основной вопрос и ключевые слова, помогающие найти и обозначить главную мысль. Этому также способствуют выделения шрифтом и курсивом в тексте. Параграфы завершаются сквозными для всей линейки рубриками: «Отвечаем на вопросы», «Работаем с понятиями», «Устанавливаем межпредметные связи», «Хочу знать больше» (для самых любознательных), «Для будущих исследований» и т. д. В конце каждой главы приводятся темы проектной деятельности, которая в настоящее время является одним из главных компонентов обучения в современной школе.
Линейку открывает учебник для шестого класса (Сорвин и др. 2020а), с которого школьники начинают изучать предмет «Обществознание». Учебник состоит из пяти глав, которые разбиты на 19 параграфов. Материал выстроен по принципу «от простого к сложному». Коллектив авторов полидисциплинарный: историк, юрист и философ, все они доценты НИУ ВШЭ, преподающие в лицее Высшей школы экономики, есть среди них практикующий учитель гимназии. Алгоритм подачи материала представляет собой изучение общества посредством бинарной «оптики» как с позиции индивидуума (отдельного человека; см. главу 1 «Загадка человека»), так и тех или иных социальных групп, проникая в их природу (см. главу 2 «Человек в социальной группе»). Это, на наш взгляд, эффективный и социологически выверенный подход, основывающийся прежде всего на рассмотрении первичной группы: учащимся, активно осваивающим первичные социальные практики, такое изложение обществознания, уверены, будет доступно и понятно. Нельзя не согласиться с авторами, считающими, что по одной капле можно судить о целом океане, а через изучение первичной ячейки можно получить представление об обществе в целом. Руководитель коллектива кандидат философских наук К. В. Сорвин более четверти века профессионально занимается социологией, поэтому учебник, очевидно, имеет ярко выраженную социологическую на-правленность. Основные темы, традиционно изучаемые в 6-м классе (человек и общество), рассматриваются в первую очередь сквозь призму социальных групп, в которые как индивид встроен человек (включая и его личностное измерение) и из которых в конечном счете образуется большое общество.
По мнению авторов, группа – это не только люди, но и «система ролей, норм, ценностей» (Сорвин и др. 2020а: 56). Акцент делается на изучении семьи как основной группы, понятной и очевидной для ребенка. Рассматриваются межличностные отношения (позитивные: дружба, товарищество) и конфликты в социальных группах, семейные ценности и традиции, раскрываются основные понятия социального статуса. В качестве примеров взаимодействия в группах, ролей в этих группах приводятся знакомые школьникам сказки («Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова), мультфильмы («Каникулы в Простоквашино»), литературные произведения («Крестьянские дети» Н. А. Некрасова).
В главе 3 «Строение общества» рассматривается вопрос сложения общества из отдельных групп, и в первую очередь анализируются малые группы. Используя системный подход, общество изучают в его важнейших ракурсах: экономическом, политическом, духовном, социальном (Там же: 103).
В главе 4 «Функционирование общества» исследуется роль экономики и государства в жизни общества; при этом на базовом уровне, понятном шестикласснику, даются представления о функциях государства, его устройстве. Развитие общества (глава 5) представлено через исторические периоды, происходит первоначальное знакомство с глобализацией и связанными с ней проблемами.
В рубриках «Устанавливаем межпредметные связи» и «Хочу знать больше» даны отсылки к работам и творчеству Платона, Аристотеля, социологов Э. Дюркгейма, У. Уайта, Ч. Кули (о первичных группах), К. Маркса и др. Упоминаются международные структуры и организации (ООН, Совет Европы, Римский клуб и др.), нормативно-правовые документы (например, Конституция РФ, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.), приводятся примеры современных учений и концепций (например, теория общественного договора, концепция пределов роста).
Во всех учебниках УМК, в том числе и для 6-го класса, содержится список литературных источников, который включает как популярные художественные произведения для учеников средней школы («Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Айвенго» В. Скотта, «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, рассказы А. П. Чехова), так и вполне взрослые издания, например, «Хрестоматию по этике» В. А. Сухомлинского.
В учебнике для 7-го класса авторы (Сорвин и др. 2020б) продолжают обращаться к известным социологам: Э. Дюркгейму, Р. К. Мертону, М. Веберу, философам: Сократу, Г. В. Ф. Гегелю, И. Канту, П. А. Флоренскому. Учебник состоит из трех глав и 18 параграфов и посвящен изучению общества в контексте взаимодействия людей в социальных группах.
Особое внимание уделяется социализации подростков, формированию ответственного гражданина (глава 1 «Социальные ценности и нормы как регуляторы поведения человека»); подробно прописаны темы нравов, традиций и обычаев как социальных регуляторов. В качестве эпиграфа авторы избрали содержательную цитату Ж. Жореса «Традиции – это не сохранение пепла, а раздувание огня» (Там же: 15), хотя, на наш взгляд, точнее было бы использовать сходное высказывание Г. Малера: «Традиция – это не поклонение пеплу, а передача огня».
Обращает на себя внимание § 3 «Мораль и высшие ценности общества и человека». Доступным для семиклассника языком преподнесены темы морали, свободы, вины, совести с убедительными историческими примерами. Обычно данная тема изучается в 8-м классе (Боголюбов и др. 2014), однако авторы сочли, и небезосновательно, что семиклассники уже могут воспринять такие вопросы – тем более что они изложены вполне понятно. Интересно представлены тема социальных санкций, а также концепция стигматизации («наклеивания ярлыков») (Сорвин и др. 2020б: 39) в § 4 («Свобода и ответственность человека»). Как правило, к последнему вопросу нечасто обращаются авторы школьных учебников по обществознанию.
В главе 2 («Роль права в регулировании общественных отношений») рассматриваются основные юридические права и обязанности граждан. Вводятся такие понятия, как «право», «нормы права», «отрасли права», «правовой нигилизм», «юридическая ответственность», «закон», «нормативно-правовой акт», «система защиты прав», «правовой статус личности» и т. д. В наглядной форме когнитивных схем рассматриваются взаимосвязи политических и социально-экономических прав и свобод. Обращает на себя внимание § 10, где подробно раскрывается система защиты прав человека на российском и международном уровнях (в том числе, что особенно понятно и интересно школьнику, в Декларации и Конвенции о правах ребенка) (Сорвин и др. 2020б: 103).
Почти половину всего объема учебника занимает глава 3 «Отрасли российского права». Вообще юриспруденция – достаточно трудная для понимания ученика средней школы тема, изобилующая сложными юридическими терминами. Однако авторы смогли раскрыть ее достаточно полно, с наглядными примерами и даже юридическими документами (это трудовая книжка, трудовой договор, расписка и т. д.). Они постарались заинтересовать ученика, в том числе апеллируя к его возрасту (§ 17 «Как несовершеннолетние участвуют в трудовых отношениях?»; § 18 «Какие права в семье есть у несовершеннолетних детей?» [Там же: 174, 183]). В конце учебника приводится список литературы, который включает работы П. Бергера «Приглашение в социологию», В. Шайхера «Антология мудрости», К. Сорвина «Очерки из истории классической философии», А. Тиле «Занимательная юриспруденция».
В 8-м классе школьники в рамках предмета «Обществознание» традиционно знакомятся с вопросами экономики, экономической сферы (Боголюбов и др. 2014; Кравченко и др. 2022; Котова, Лискова 2021). Не отошел от этого и коллектив авторов рассматриваемого УМК под руководством К. В. Сорвина (Сорвин, Давыдова, Кулакова, Фёдоров 2021). Разумеется, среди авторов появились профильные специалисты – экономисты (к. э. н., доцент НИУ ВШЭ Е. А. Давыдова, д. э. н., профессор НИУ ВШЭ Т. В. Кулакова). Материал учебника объединен в четыре главы и 23 параграфа. Под обложкой одного учебника авторы постарались объединить противоположные – материальную и духовную – сферы через интегрирующую, по их мнению, составляющую, культуру (Там же: 3). Они предлагают ученикам подумать и ответить на вопрос о первопричинах всех общественных явлений и процессов, о первичности материальных либо же духовных процессов. Именно этой дилемме и подчинена логика структуры данного учебного издания, хотя три четверти его объема посвящены именно экономике, и лишь одна четверть – вопросам духовной культуры. Сквозь призму экономической культуры осуществляется обучение основам экономики, экономических процессов.
Разумеется, сложность предназначаемого для восьмиклассников текста возрастает, равно как усложняется и предмет изучения – экономика. В главе 1 дан ответ на вопрос: «Зачем люди ведут экономическую деятельность?», описывается разнообразие потребностей человека «как основное понятие экономики» (Там же: 9). Приводятся классические классификации потребностей А. Маслоу и Дж. Гилфорда (Там же: 10–11).
Раскрываются базовые понятия: «экономический агент», его основные виды, «факторы производства», «альтернативные издержки» и т. д. По мнению авторов, для общества в целом проблема выбора определяется ограниченностью ресурсов (Там же: 27). Ключевые понятия о бюджете поясняются на примере семейного бюджета, взаимодействие людей в экономике – на примере торговли и обмена (Там же: 35), характеристика понятий «финансовый план», «депозит», «инвестиции», «виды ценных бумаг», «кредит», «страхование» и др. дается на примерах управления личными финансами.
В главе 2 авторы предприняли весьма успешную попытку объяснить школьникам, как устроена рыночная экономика и как функционирует свободный рынок. Раскрыты законы спроса и предложения, конкуренция и ее виды, предприятие и его организационно-правовые формы, классификация таких форм. Достаточно сложная глава 3 «Влияние экономических процессов на доходы и уровень жизни» содержит сюжеты о рынке труда, денег, об инфляции, о налогах и государственном бюджете. Авторам удалось дать весьма полное представление об этих темах.
В тексте много отсылок к работам таких экономистов-классиков, как А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов») и А. Пигу («Экономическая теория благосостояния»). Приводятся также актуальные и уместные цитаты и пояснения из работ лауреатов Нобелевской премии по экономике Дж. Бьюкенена (теория политического рынка), Э. Остром (исследования в области экономической организации), М. Спенса (теория рыночных сигналов) и др. Освещены такие проблемы, как «трагедия общин», внешние эффекты, общественные блага и пр.
Учебник изобилует сложными, но интересными задачами, здесь много графиков, схем, диаграмм, что оправдано при изучении экономики. Используется богатый иллюстративный материал, что выгодно отличает учебник от аналогичных изданий. Литературные источники нетривиальны: это «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Расточитель» Н. С. Лескова, «Приваловские миллионы» Д. Н. Мамина-Сибиряка. Приведены также веб-ссылки на сайты Росстата, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда РФ. В качестве примеров используются материалы из основных экономических газет «Ведомости», «Коммерсант», что, безусловно, придает актуальность данному изданию.
Завершающим для линейки УМК является в настоящее время учебник для 9-го класса (Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021), включающий четыре главы и 26 параграфов. Руководитель авторского коллектива К. В. Сорвин – в первую очередь социолог; закономерно, что первая глава в этом учебнике, как и в других учебниках линейки, посвящена социальным группам, социальной сфере и ее роли в жизни индивидуума. В главе 1 «Социальная сфера общества» на более высоком и сложном предметном уровне воспроизводится материал, излагавшийся ранее в учебнике для 6-го класса (о социальных группах и общностях). Понятно желание социологов еще раз обозначить основной объект исследования и привлечь внимание к важным темам социологии, к понятию общества как большой социальной группы, дать учащимся представление о социальных статусах, стратификации и пр.
В то же время основной объем учебника посвящен вопросам политической науки. В изложении этих вопросов в учебнике следует отметить решающую роль преподавателя НИУ ВШЭ, доцента, кандидата социологических наук М. И. Богачёва. Главы 2 и 3 «Политическая организация общества» и «Политическое устройство российского государства» являются классическими темами для изучения в 9-м классе. Однако столь подробно и полно изложенный материал, пожалуй, встречается редко. Глубоко проанализированы роль политики в жизни общества, ее функции (Там же: 56–57); раскрываются понятие и признаки государства, внутренние и внешние функции государства (Там же: 63–65). Рассмотрены система разделения властей, формы государства, правления, территориального устройства, виды федеративных государств и политических режимов, политические партии и гражданское общество, местное самоуправление.
В главе 3 «Политическое устройство российского государства» подробно анализируется Конституция РФ как основной государственный документ, в исторической ретроспективе представлены основы конституционного процесса в России на протяжении ХХ–ХХI вв., приводятся системообразующие принципы РФ и их характеристики с опорой на соответствующие статьи в Конституции (Там же: 140). Особое внимание уделяется федеративному устройству Российской Федерации (§ 15), информация излагается на академическом уровне, характерном скорее для профессиональных политологов, нежели школьников 9-го класса, но в то же время доступным для понимания языком. Достаточно подробно раскрываются все ветви власти в РФ: президент, Федеральное собрание, правительство, правоохранительные органы, судебная власть и прокуратура. Каждому вопросу посвящен отдельный параграф, в котором рассматриваются формирование и функции каждой из ветвей.
В заключительной главе 4 «Общество на рубеже тысячелетий» еще раз на более сложном уровне выявляется понятие социального конфликта, его функции и виды, стадии конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Крайне важными для любого школьника нашего многонационального государства представляются разделы об этносах и нациях в современном мире, национализме и этноцентризме. Большое внимание уделяется общемировому тренду глобализации, ее формам, анализируются ее позитивные и негативные последствия (Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021: 267).
Интересным и необычным по подаче является заключительный параграф, посвященный миру современных профессий. На наш взгляд, именно в 9-м классе крайне актуален разговор о потенциальных образовательном и профессиональном треках учащегося. И здесь как нельзя кстати (многие школьники после сдачи ОГЭ определяются с профилем обучения или вообще могут уйти из школы) авторы учебника поднимают вопросы о непрерывности образования, выборе той или иной профессии, востребованности той или иной профессиональной специализации. Заслуживает внимания § 4 «Обществознание и вузовское образование» (Там же: 281), где с практической точки зрения рассматриваются учебные заведения, для поступления в которые необходимо сдать экзамен по обществознанию (ЕГЭ), и дальнейшие возможности трудоустройства после окончания вузов. Такой практико-ориентированный подход как нельзя лучше подходит современной молодежи. Возможно, благодаря именно такой подаче информации школьник сможет выбрать для себя перспективное направление дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, а кто-то захочет продолжить изучение обществознания в выпускных классах.
Учебник изобилует информацией, которая для удобства восприятия сведена в таблицы, что позволяет группировать знания. В их числе: наглядная диаграмма форм территориального устройства; таблицы отличительных признаков Конституции, принципов российского федерализма; структура двух статей Конституции по разграничению полномочий Центра и субъектов РФ; таблица причин межэтнических конфликтов и т. п. (см.: Сорвин, Богачев, Фёдоров 2021: 84, 133, 151, 157, 237 соответственно). В тексте учебника появились задания из Всероссийской олимпиады для школьников, что свидетельствует о высоком уровне издания. Задания построены таким образом, чтобы научить школьника систематизировать и обобщать полученную информацию, например, задание по изучению сравнительных характеристик типов республик (Там же: 78) или же по составлению типологии обществ по уровню прогресса (Там же: 261) и пр.
В учебнике приводится множество цитат известных историков и философов – Н. А. Бердяева, В. О. Ключевского, упоминаются работы признанных политологов А. де Токвиля, И. Валлерстайна, Д. Истона, социологов М. Вебера, П. Бергера, Т. Парсонса, Э. Гидденса, Р. Мертона, Л. Г. Ионина и многих других, которые внесли значимый вклад в науку.
В перечень литературы для девятого класса входят рекомендованные авторами источники, рассчитанные на более взрослую аудиторию: «Политическая регионалистика» Р. Ф. Туровского, «Гражданство и гражданское общество» Б. Г. Капустина, «Демократия в многосоставных обществах» А. Лейпхарта, «Теория партий и партийных систем» Б. А. Исаева, «Российская нация: становление и этнокультурное многообразие» под редакцией В. А. Тишкова.
Данная линейка представляет собой сбалансированный контент с точки зрения общей структуры, а также пропорции текстовой и визуальной информации. Это и богатый иллюстративный материал в виде жанровых картин преимущественно русских художников, плакатов, фотографий. Графики, диаграммы, таблицы и схемы применяются в качестве наглядного материала в тексте и в качестве заданий в конце параграфов и глав. Причем они увязаны с текстом и способствуют усвоению и запоминанию изучаемого материала, довольно сложного, но при этом понятно изложенного, отвечающего возрасту обучающихся. В конце учебника для каждого класса приводятся словари терминов и ссылки на интернет-ресурсы (в принципе, это характерно практически для всех учебников по обществознанию).
Отметим, что, на наш взгляд, учебники для 8-го и 9-го классов рассчитаны скорее не для преподавания в среднестатистической школе, а на более сильных, мотивированных учащихся, которые задачей своего обучения ставят не только подготовку к ГИА, но нацелены принимать участие в различных олимпиадах и имеют устойчивую тягу к знаниям.
Пожалуй, в качестве одного из немногих минусов УМК можно отметить не совсем привычное, а потому и недостаточно удобное расположение оглавлений в самом конце учебников. Иногда у авторов в списках рекомендованной литературы встречаются достаточно сложные источники, рассчитанные скорее на студенческую аудиторию, нежели на учащихся средней школы (см., например, перечень источников для 9-го класса). Однако это совсем не умаляет достоинств данной линейки. Надеемся, что в скором времени из-под пера коллектива авторов выйдут учебники для профильных 10-го и 11-го классов по социально-гуманитарным наукам.
Литература
Боголюбов, Л. Н., Городецкая, Н. И., Иванова, Л. Ф. и др. 2014. Обществознание: 8-й класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение. 255 с.
Котова, О. А., Лискова, Т. Е. 2021. Обществознание. 8-й класс: учебник. М.: Просвещение. 80 с.
Кравченко, А. И., Хасбулатов, Р. И., Агафонов, С. В. 2022. Обществознание. 8-й класс: учебник. М.: Просвещение, Дрофа. 224 с.
Сорвин, К. В., Богачев, М. И., Фёдоров, О. Д. 2021. Обществознание. 9-й класс: учебник. М.: Дрофа. 303 с.
Сорвин, К. В., Давыдова, Е. А., Кулакова, Т. В., Фёдоров, О. Д. 2021. Обществознание. 8-й класс: учебник. М.: Дрофа. 256 с.
Сорвин, К. В., Ростовцева, Н. В., Фёдоров, О. Д.
2020а. Обществознание. 6-й класс: учебник. М.: Дрофа. 192 с.
2020б. Обществознание. 7-й класс: учебник. М.: Дрофа. 208 с.