Урок истории России в 10 классе «Можно ли назвать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири?»


Автор: Черноиванова Н. Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2022

Тип урока: применение знаний и умений.

Вид урока: урок-семинар с решением проблемной задачи.

Педагогическая цель: создать условия для выяснения проблемной ситуации, чем являлось освоение Западной Сибири – колониальным захватом ее территории и насильственным порабощением проживающего на ней коренного населения или мирным освоением новых территорий и защитой государства от набегов хана Кучума.

Формы и метод обучения: индивидуальная, фронтальная; проблемно-поисковый.

Подготовка к уроку-семинару: учащиеся делятся на группы и каждая группа получает опережающее задание по подбору информации к вопросам семинара, готовит публичное выступление по своему вопросу:

1. Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века.

2. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича.

3. Народы Западной Сибири в XVI веке.

4. Хронология сибирского похода Ермака.

5. Гибель Ермака (исторические факты, легенды).

6. Развитие Западной Сибири в конце XVI века.

Образовательные ресурсы: карта «Государство Российское во второй половине XVI века».

Книжная выставка:

  • Гнутов, В. П. Подвиг Ермака / В. П. Гнутов. – Ростов-н/Д., 1989.

  • Карамзин, Н. М. Предание веков / Н. М. Карамзин. – М. : Просвещение, 1987.

  • Алмазов, Б. А. Казаки / Б. А. Алмазов. – СПб. : Золотой век, 1999.

  • Венков, А. В. История донского казачества / А. В. Венков. – М. : Молодая гвардия, 1987.

  • Коняев, Н. М. Легенда о Ермаке / Н. М. Коняев. – М. : Молодая гвардия, 1987.

  • Ключевский, О. В. О русской истории : курс лекций /
    О. В. Ключевский. – М. : Просвещение, 1993.

  • Ишимова, А. О. История России для детей / А. О. Ишимова. – М. : Олма-пресс, 2003.

  • Презентация «Личность атамана Ермака».

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Научатся: определять основные задачи, стоящие перед казаками атамана Ермака во время сибирского похода; давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века; характеризовать личность казачьего атамана Ермака.

Получат возможность научиться: сопоставлять различные мнения, анализировать исторические события, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

Познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные
для партнера высказывания.

Регулятивные – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; принимают и сохраняют учебную задачу; определяют уровень усвоения изучаемого материала.

Эпиграф урока: «Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело…» (Н. М. Карамзин).

Организационная структура урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний.

Звучит музыка: мелодия казачьей песни, и зачитывается эпиграф урока.

Вступительное слово учителя:

– По первым минутам урока вы, ученики, можете уже назвать тему нашего урока. (Заслушиваются все варианты, которые могут назвать ученики.)

– В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока.

III. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

Проблемная задача (раздается в распечатанном виде каждому ученику).

– Многие современные историки считают, что покорение Сибири Ермаком во главе своего казачьего отряда ничем
не отличалось от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары
не умели пользоваться изобретением пороха в конце XVI века, «они действовали единственно оружием времен Чингисхана».

Давайте попытаемся в процессе нашего семинара разобраться в этой исторической проблеме. (в первой части урока идет работа над вопросами семинара, которые ученики готовили заранее дома.)

IV. Процесс решения проблемы.

Каждая группа выступает по подготовленному вопросу:

1. Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века.

2. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича.

3. Народы Западной Сибири в XVI веке.

4. Хронология сибирского похода Ермака.

5. Гибель Ермака (исторические факты, легенды).

6. Развитие Западной Сибири в конце XVI века.

V. Доказательства правильности решения.

– Обсуждая вопросы семинара, мы получили сведения о жизни казаков и сибирских народов во второй половине XVI века, подробнее познакомились с биографией Ермака, хронологически проследили, как казаки продвигались во время своего похода по Сибири, а теперь на основе этого материала попытаемся решить историческую проблему: «Кто же Ермак со товарища-
ми – завоеватель или освободитель?».

Во второй части урока ведется обсуждение проблемного задания. Ученики высказывают различные точки зрения, доказывая их примерами из материалов семинара. Приводятся примерные доказательства, которые записываются на доске.

Завоеватель:

1. Казаки использовали огнестрельное оружие, а значит,
на их стороне было явное преимущество.

2. Ермаку за покорение Сибири был дарован царем титул «князь Сибирский», а значит, он лично имел выгоду из этого похода.

3. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань – ясак.

Освободитель:

1. Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападений хана Кучума.

2. Сибирские народы находились в вассальной зависимости, платили сибирскому хану ясак, им насаждалось мусульманство.

3. В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак
и казаки воспеваются как герои.

4. Благодаря походу Ермака Западная Сибирь получила свое развитие. Были построены города.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

1. Заключительное слово учителя:

– Перед нами стояла задача: выяснить, можно ли считать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири, а его самого завоевателем? (Ученики делают обобщенный вывод по уроку. Возможно принять любую точку зрения.)

– Мы смогли решить нашу историческую проблему, более подробно познакомились с яркой исторической личностью – атаманом Ермаком.

Хочется закончить наш урок замечательной казачьей песней, автор которой неизвестен.

ЕРМАК

За Уральским хребтом, за рекой Иртышом,

На далёких отрогах Алтая,

Холм стоит и на нём, под кедровым шатром,

Есть могила, совсем забытая.

 

Говорят, что под ним великан-исполин,

И в броню, и в кольчугу одетый,

Беспокойно лежит, потому что зарыт –

По обряду отцов не отпетый.

 

Есть в народе молва, что порою слова

Можно слышать: «К могиле склонитесь.

Я донской был казак, по прозванью Ермак;

О покое моём помолитесь».

2. Выставление оценок за урок.

3. Рефлексия: ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами, рисунками, символами и т. д.).