Тип урока: применение знаний и умений.
Вид урока: урок-семинар с решением проблемной задачи.
Педагогическая цель: создать условия для выяснения проблемной ситуации, чем являлось освоение Западной Сибири – колониальным захватом ее территории и насильственным порабощением проживающего на ней коренного населения или мирным освоением новых территорий и защитой государства от набегов хана Кучума.
Формы и метод обучения: индивидуальная, фронтальная; проблемно-поисковый.
Подготовка к уроку-семинару: учащиеся делятся на группы и каждая группа получает опережающее задание по подбору информации к вопросам семинара, готовит публичное выступление по своему вопросу:
1. Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века.
2. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
3. Народы Западной Сибири в XVI веке.
4. Хронология сибирского похода Ермака.
5. Гибель Ермака (исторические факты, легенды).
6. Развитие Западной Сибири в конце XVI века.
Образовательные ресурсы: карта «Государство Российское во второй половине XVI века».
Книжная выставка:
Гнутов, В. П. Подвиг Ермака / В. П. Гнутов. – Ростов-н/Д., 1989.
Карамзин, Н. М. Предание веков / Н. М. Карамзин. – М. : Просвещение, 1987.
Алмазов, Б. А. Казаки / Б. А. Алмазов. – СПб. : Золотой век, 1999.
Венков, А. В. История донского казачества / А. В. Венков. – М. : Молодая гвардия, 1987.
Коняев, Н. М. Легенда о Ермаке / Н. М. Коняев. – М. : Молодая гвардия, 1987.
Ключевский, О. В. О русской истории : курс лекций /
О. В. Ключевский. – М. : Просвещение, 1993.
Ишимова, А. О. История России для детей / А. О. Ишимова. – М. : Олма-пресс, 2003.
Презентация «Личность атамана Ермака».
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Научатся: определять основные задачи, стоящие перед казаками атамана Ермака во время сибирского похода; давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века; характеризовать личность казачьего атамана Ермака.
Получат возможность научиться: сопоставлять различные мнения, анализировать исторические события, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
Познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные
для партнера высказывания.
Регулятивные – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; принимают и сохраняют учебную задачу; определяют уровень усвоения изучаемого материала.
Эпиграф урока: «Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело…» (Н. М. Карамзин).
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний.
Звучит музыка: мелодия казачьей песни, и зачитывается эпиграф урока.
Вступительное слово учителя:
– По первым минутам урока вы, ученики, можете уже назвать тему нашего урока. (Заслушиваются все варианты, которые могут назвать ученики.)
– В результате выбранной темы мы можем определить проблемную задачу урока.
III. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.
Проблемная задача (раздается в распечатанном виде каждому ученику).
– Многие современные историки считают, что покорение Сибири Ермаком во главе своего казачьего отряда ничем
не отличалось от завоевания Мексики и Перу европейцами: также горсть людей, стреляя огнем, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары
не умели пользоваться изобретением пороха в конце XVI века, «они действовали единственно оружием времен Чингисхана».
Давайте попытаемся в процессе нашего семинара разобраться в этой исторической проблеме. (в первой части урока идет работа над вопросами семинара, которые ученики готовили заранее дома.)
IV. Процесс решения проблемы.
Каждая группа выступает по подготовленному вопросу:
1. Общественно-историческое развитие казаков на Дону во второй половине XVI века.
2. Биографическая справка казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
3. Народы Западной Сибири в XVI веке.
4. Хронология сибирского похода Ермака.
5. Гибель Ермака (исторические факты, легенды).
6. Развитие Западной Сибири в конце XVI века.
V. Доказательства правильности решения.
– Обсуждая вопросы семинара, мы получили сведения о жизни казаков и сибирских народов во второй половине XVI века, подробнее познакомились с биографией Ермака, хронологически проследили, как казаки продвигались во время своего похода по Сибири, а теперь на основе этого материала попытаемся решить историческую проблему: «Кто же Ермак со товарища-
ми – завоеватель или освободитель?».
Во второй части урока ведется обсуждение проблемного задания. Ученики высказывают различные точки зрения, доказывая их примерами из материалов семинара. Приводятся примерные доказательства, которые записываются на доске.
Завоеватель:
1. Казаки использовали огнестрельное оружие, а значит,
на их стороне было явное преимущество.
2. Ермаку за покорение Сибири был дарован царем титул «князь Сибирский», а значит, он лично имел выгоду из этого похода.
3. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань – ясак.
Освободитель:
1. Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападений хана Кучума.
2. Сибирские народы находились в вассальной зависимости, платили сибирскому хану ясак, им насаждалось мусульманство.
3. В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак
и казаки воспеваются как герои.
4. Благодаря походу Ермака Западная Сибирь получила свое развитие. Были построены города.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
1. Заключительное слово учителя:
– Перед нами стояла задача: выяснить, можно ли считать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири, а его самого завоевателем? (Ученики делают обобщенный вывод по уроку. Возможно принять любую точку зрения.)
– Мы смогли решить нашу историческую проблему, более подробно познакомились с яркой исторической личностью – атаманом Ермаком.
Хочется закончить наш урок замечательной казачьей песней, автор которой неизвестен.
ЕРМАК
За Уральским хребтом, за рекой Иртышом,
На далёких отрогах Алтая,
Холм стоит и на нём, под кедровым шатром,
Есть могила, совсем забытая.
Говорят, что под ним великан-исполин,
И в броню, и в кольчугу одетый,
Беспокойно лежит, потому что зарыт –
По обряду отцов не отпетый.
Есть в народе молва, что порою слова
Можно слышать: «К могиле склонитесь.
Я донской был казак, по прозванью Ермак;
О покое моём помолитесь».
2. Выставление оценок за урок.
3. Рефлексия: ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока (словами, рисунками, символами и т. д.).