Цель: формирование интереса у учащихся к русскому языку и математике посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку и математике;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Оборудование: карточки с заданиями, чистые листочки, ручки, цветные карандаши, грамоты, сладкие призы.
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня с вами мы будем выполнять интересные задания по математике и русскому языку. Но, сначала проведем разминку:
Два брюшка, четыре ушка. Что это? (ответ: подушка)
Что за семь братьев: годами равные, именами разные? (ответ: дни недели)
Возле елок и иголок летним днем построен дом, за травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (ответ: муравейник)
Сосна выше осины, осина выше ели. Что ниже: сосна или ель? (ответ: ель)
А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Каких фигур больше: треугольников или четырехугольников?
А теперь решим задачи:
Каждый взрослый ведет за руку двоих детей. Сколько детей идут на прогулку, если взрослых 3 человека? (ответ: 6)
Белый мишка на рыбалку не спеша идет, вразвалку. Чует старый рыболов, что богатый ждет улов. И поймал он на сей раз: две трески и два минтая. Сколько рыбок: сосчитай-ка?
Юра после прогулки рассказал: «У озера я видел жука, 3 гусей, 2 уток, жаворонка и 4 стрекоз». Сколько птиц видел Юра? (ответ: 6)
Давайте проведем веселую физкультминутку:
Будем с вами мы считать:
В первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,
Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,
В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,
А в последний раз быстрее хлопай, и ногами дружно топай.
4. Приготовили карандаши и бумагу. Внимание на доску. Сейчас я покажу вам рисунок, вы будете должны запомнить его и нарисовать такой же по памяти.
5. А теперь внимательно рассмотрим рисунок/
Скажите «да», если утверждение верное, «нет» - если оно ложное:
Все домики без окон (нет)
Некоторые домики без окон (да)
Есть домик, у которого нет ни одного окна (да)
У каждого домика одно или два окна (да).
Давайте поиграем в «Путаницу». (Дети встали).
Надо закрыть правой рукой левый глаз, показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую ногу, дотянуться левой рукой до носка правой ноги, а правой рукой до левой пятки.
6. Следующее задание. Найди «лишнее» слово в каждом столбике:
Понедельник условие
Среда ответ
Февраль треугольник
Пятница вопрос
Решение
7. Нарисуйте следующую фигуру:
8. Решим задачу:
На дереве сидели 4 голубя и 6 воробьев. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? (ответ: да)
9. Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Сколько их? (ответ: 5 треугольников, 2 квадрата, 1 прямоугольник)
10. Дети выполняют задание на карточках. Проведите линию так, чтобы получилось:
а) два треугольника
б) два прямоугольника
в) четыре квадрата
Ответ
Я предлагаю вам поиграть в игру «Бывает – не бывает»:
А) Девочка причесана куклой
Б) Лиса обманута зайцем
В) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая. Знаешь, почему я лаю? Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
А сейчас мы с вами будем «Фантазерами»:
А) Девочку позвали домой, потому, что….
Б) Мама посмотрела в окно, когда ….
В) Из-за того, что было жарко, мальчик …
Давайте изобразим «Несчастное дерево»:
Ø Дерево во время засухи
Ø Дерево под снегопадом
Ø Дерево среди автомобильных выхлопов
Ø Дерево под проливным дождем
Ø Дерево на штормовом ветру.
А следующие игры словесные. Я буду читать стихи, в которых недостает последних слов, вы должны подсказать нужное слово:
В зоопарке у …… (ответ: зверей)
Мне в стакан горячий …. (ответ: чай)
Утащил его … (ответ: щенок)
И забил в ворота …. (ответ: гол)
Поливал цветы из …. (ответ: из лейки)
Помогите мне исправить мои ошибки. Проводится игра «Звук заблудился»:
На этом наша развлекательная программа заканчивается. Вам, друзья, хочу пожелать, чтобы русский язык и математика были вашими лучшими друзьями. Вы сегодня очень старались, поэтому вас можно назвать эрудитами.
Любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к знакомой речи, решайте задачи и вы сделаете для себя множество открытий.
Детям вручаются поощрительные призы.
Список литературы
Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2003
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. - М., 1994
Журнал «Начальная школа», 2008 (№ 2, 3)
Журнал «Начальная школа», 2009 (№ 10)