Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим миром и краеведения во 2 классе на тему «Путешествие к царице Природе»


Автор: Медникова Н. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2022


Цели урока:

 

  1. закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел

  2. знакомство с растениями и животными лесов умеренного пояса (Пермского края)

Задачи урока:

 

образовательные:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания двузначных чисел и умения решать составные задачи;

  • познакомить детей с растениями и животными лесов умеренного климатического пояса (Пермского края);

  • показать взаимосвязь царств живой природы;

развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,

  • развивать умение работать в группе,

  • развивать произвольное внимание, память;

воспитательные:

  • на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе,

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, выставка книг и журналов, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, карточки для рефлексии и домашнего задания.

Ход урока:

Цели, методы и приёмы

Этапы урока

Цель – создание положительного эмоционального фона, включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

 

I. Самоопределение к деятельности.
- Доброе утро, ребята! Какое у вас настроение? Я очень рада, что наш урок мы начинаем с хорошего настроения! Тихо садитесь. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

Эта часть предполагает интегративную разминку (цифровой анализ и минутку синоптика), на которой детям предлагается ряд вопросов, ориентированных не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость и быстроту реакции. 3-4 минуты дети готовятся к выполнению более сложных заданий.

II. Интегративная минутка синоптика

-Какое сегодня число? (24)

-Сколько цифр используется для записи? (2)

-Какие? (2 и 4)

-Какова будет сумма цифр, используемых в числе? (2+4=6)

-Сколько нужно прибавить к 10, чтобы получилось 24? (14)

- Дополните 24 до круглого числа. (30)

- Разложите 24 на сумму разрядных слагаемых. (20+4)

- Откройте тетради и запишите число.

- Какой сегодня день недели?

- Какой месяц? (декабрь)

- Какой он по счёту в году?(12)

- Какое это время года? (зима)

Практическая направленность изучаемого материала даёт главное на уроке – мотивацию - хочу узнать, к тому же она стимулируется нетрадиционной формой урока.

1).Обращение к толковому словарю Ожегова, толкование слова, подбор однокоренных слов – интеграция с русским языком.

2).Создание и разрешение проблемной ситуации в ходе подводящего диалога и беседы.

3).Виртуальная прогулка по лесу - для эмоционального восприятия используются слайды презентации, звуки леса, интерактивная доска.

4).Использование занимательных, игровых приёмов пробудило непосредственный интерес детей, они самостоятельно определяют тему и цели урока.

 

III. Мотивация. Постановка учебной задачи.

-На улице зима, а я предлагаю вам отправиться в путешествие. Что это такое?

- Подберите однокоренные слова. - Итак, мы … путешественники.

- А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

          Нам этот дом всегда открыт,

          Там летом пёстрый стол накрыт.

          И ждут нас там ручьёв прохлада,

          Грибов и ягод сколько надо,

          А можно встретить и лису

          В большом и солнечном (лесу). (Слайд 2)

-Мы отправляемся в наш уральский лес- царство Природы и, путешествуя, познакомимся с растениями и животными нашего края и правильным поведением в её царстве. В этом царстве не всё благополучно. Царица Природы, обходя свои владения, на лугу среди цветов заметила, сорванную кем- то, плачущую, ромашку. Она просит вас о помощи, чтобы вы познакомились с правилами друзей Природы и старались их выполнять. Урок у нас необычный - интегрированный: мы будем говорить не только о природе, но и займёмся математикой, поэтому в путешествие к царице Природе отправимся вместе с числами. А тему вы мне подскажете сами. (Слайд 3 – слайд-шоу, нужно включить музыкальный файл ).

-Расположите числа в порядке возрастания:

16 28 33 35 51 69 77 87 89 95       

       П О В Т О Р Е Н И Е

-Прочитайте. Как вы думаете, что мы повторим сегодня? Действительно, путешествуя по царству Природы, мы будем решать задачи, примеры, встретимся с геометрическими фигурами, повторим состав чисел.

Используются приёмы на развитие внимания и памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать закономерности, а также фронтальная беседа и сообщения детей.

1.  Интеллектуальная разминка (задание на внимание) - подготовка к путешествию.

-Дорога предстоит длинная. Нужно быть очень внимательными, многое узнать и запомнить, поэтому сейчас потренируем память и внимание. (Слайд 4) Внимательно посмотрите на экран. Запомните (занавес закрывается по щелчку мыши).

          4   8   12    16 20

-Сколько всего чисел?(4)

-Какое первое?(4)

-Последнее?(20)

-Каким по счёту стоит число 8?(2)

-Что в центре? (ель)

-Сколько в ней треугольников?(3)

-Какая ещё фигура использована в построении ёлочки? (прямоугольник) (занавес открывается и проверяется правильность)

-Ребята, а что вы знаете об этом дереве? (сообщения детей) –.          

Ель - самое распространённое в наших местах дерево с колкой зелёной хвоей. В её ветвях ютятся птицы, строят домики-гнёзда проворные белки. Из её древесины изготовляют музыкальные инструменты.

-Какое число спряталось за ёлочкой?(12) (открывается число под изображением ёлочки.)

-Внимательно посмотрите, по какому принципу расположены числа? Какое число будет следующим?(24)

-Молодцы! Вы очень внимательны!

Решение математических цепочек (с выбором действий по специальному коду, обратная цепочка), решение задачи на краеведческой основе с изменением вопроса и выбором правильной математической схемы интегрируют-ся со знаниями об окружающем мире, а именно о деревьях, произрастающих в лесах умеренного пояса, а значит и в лесах Пермского края. Дети ищут ответы на проблемные вопросы, составляют рассказы и воспринимают информацию. Используется иллюстрационный ряд, триггеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Актуализация знаний (знакомство с деревьями) – решение математических цепочек.

-А хотите узнать, какие ещё деревья растут в царстве Природы. Послушайте, о каком дереве идёт речь?

1). Древесину этого дерева издавна используют для строительства кораблей? Решите математическую цепочку, пользуясь специальным кодом, и убедитесь в этом. (Слайд 5)

23-5+12+7+26=63

- Вы видите разные стрелочки, каждая из них обозначает определённое действие.

-Получилось 63. Какое дерево соответствует числу 63 на доске?

Это сосна. Лес, в котором растёт много сосен, называется сосновый бор. Как легко дышится в нём, ведь хвоя этих деревьев выделяет в воздух большое количество веществ, убивающих бактерии.

2).В наших лесах есть единственное дерево, которое цветёт летом. Что это за дерево мы узнаем, решив математическую цепочку. (Слайд 6)

КОД:            - уменьшить на 20

                      - увеличить на 30

-Так какое же дерево цветёт летом - посмотрите на экран.

- Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветёт в середине лета, когда остальные деревья уже отцвели. Насекомые 70 видов посещают липу. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже до 700 лет. Липовый чай вам заваривают мамы, когда вы простужены, а липовый мёд – душистый и вкусный – очень полезен.

3). Выполнив это задание (Слайд 7), вы узнаете самое могучее дерево уральских лесов. Это обратная цепочка, т. е. все действия нужно выполнять наоборот.

-Так какое же самое могучее дерево наших лесов? Посмотрите.

Дуб – нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба, недаром его сравнивают с богатырём. Это дерево – долгожитель (живёт до 2000 лет), растут дубы очень медленно. Дуб издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом.

4)Решение задачи (Слайд 8)

- В парке 57 дубов и 30 берёз. На сколько дубов больше, чем берёз?

- Выберите нужную схему. Решите задачу.

- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась сложением.

Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. От этой белоствольной красавицы словно исходит радость жизни. Но берёза не только радует нас, берёзовую кору – бересту используют в разных ремёслах.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из бересты. Она не пропускала внутрь влагу и воины реже болели в дождливую погоду.

-Ребята, в царстве Природы встречаются и другие деревья и кустарники. Какие?

Цель - развитие навыка правильного письма цифр, мелкой моторики пальцев рук.

Организация побуждающего к выдвижению гипотез диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы, сопоставление фактов, явлений, понятий, поиск связей между пройденным, изученным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном. Использование триггеров для показа написания цифр и схемы «Значение леса» на интерактивной доске.  

6. Минутка чистописания.

- Царица Природы зная, что мы путешествуем с числами, изобразила своё царство таким образом. (Слайд 9)

-Что это за лес? (математический, состоит из цифр)

-Каких? (1 и 3 )

-Царица Природы просит вас написать эти цифры – красиво и правильно в своих лесных тетрадях. Посмотрите (триггеры на звёздочках) и запишите их через одну клеточку.

-Молодцы, вы все очень постарались и с пользой провели время. А какую пользу приносит лес? (ответы детей) (Слайд 10)

-Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду, даёт древесину для строительства. Люди очень любят бывать в лесу – они там отдыхают, набираются сил, любуются его красотой, собирают дары природы. Какие? (ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы) Можно в лесу и поиграть, но так, чтобы не навредить ему и его обитателям.   

              Сосны, ели, берёзы и клёны –

              Это лес – он друг наш зелёный,

              Добрый друг, он шумит и поёт,

              И в прохладную чащу зовёт.

-Как же мы можем позаботиться о нашем друге? (не ломать, не мусорить, не обрывать листья, не делать надписи на деревьях) Не ломайте ветки, не калечьте деревья, ни травинку, ни лист зря не рвите. Найдите и покажите знак друзей Царицы Природы, соответствующий этому правилу.

-А ещё, каждый человек должен в своей жизни посадить хотя бы одно дерево! Играя, мы сейчас попробуем это сделать.     

Минутка релаксации и отдыха преследует ещё и воспитывающую задачу.

Игра «Семечко».

-Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку.

-Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес!

Цель – развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между пройденным, изученным и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. Рассказы детей. Просмотр видеофрагмента.

 

 

 

 

 

IV. Задание на внимание «Лесные жители» (Слайд 11)                                                        

-Ребята, в этом лесу спрятались животные. Попробуйте их найти.     

-Итак, кто же спрятался в этом лесу? (рассказы детей, дополнения учителя) (Слайд 12)

  • Медведь – любимое лакомство мёд, поэтому и прозвали его медведем. Всю зиму спит в берлоге, живя за счёт накопленного летом жира. Самый крупный, опасный и непредсказуемый хищник.
  • Лось – великан наших лесов, его ещё называют сохатым. Зимой лоси уходят в глухие уголки леса и питаются ветками деревьев.

·         Белка – пушистая, ловкая и удивительно подвижная. К зиме она делает съестные припасы: бывает, что сотни и даже тысячи грибов насушит белка за лето.

·         Лиса – хитрая героиня многих сказок, красивое и грациозное животное. У неё шелковистый, рыжевато – оранжевый мех, белая грудка, чёрные «сапожки» и длинный пушистый хвост. Зимой бродит в поисках добычи – мелких грызунов, а чтобы поймать мышку она исполняет свой фирменный танец.

  • Заяц – в наших лесах есть два вида зайцев: заяц – русак, который живёт на полях и просеках, и заяц – беляк, живущий в лесу. Днём они чутко спят, закопавшись в снежной ямке.

Минутка, интегрирующая в себе: повторение состава чисел, демонстрацию «актёрского мастерства» ребят, эмоциональный и физический отдых. Используется поиск ответа на проблемный вопрос – работа в парах со знаками друзей Природы.

Физкультминутка «Фантазёры» (Слайд 13)

-Давайте попробуем изобразить этих животных и немного отдохнём. Не забывайте, лес – это их дом, в нём они себя чувствуют очень хорошо и поэтому – весёлые. Постарайтесь и вы быть такими же. Встаньте. Я буду показывать вам выражение, если оно решено верно – вы изображаете это животное, а если нет – то просто делаете хлопок в ладоши.

                   5+5=10(лиса)

                   7+2=9(заяц)

                   8-3=4(мышь)

                   6-5=1(волк)

                   9-2=6(белка)

-Молодцы, вы настоящие актёры! Садитесь. В царстве Природы обитают и другие звери и мы должны постараться сделать так, чтобы они были радостными, какими вы их изобразили. А такими они могут быть только у себя дома – в лесу.

-Покажите знак, который показывает, что животных нельзя ловить и уносить из леса. (в парах)

Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой и оценкой работы соседа по парте. Мотивация к правильному выполнению задания через введение сказочного героя. Рассказ о муравьях учителя, сопровождающийся видеорядом. Работа в парах.

Б). Самостоятельная работа по учебнику (Слайд 14)

-У каждого в лесу есть свой домик, а Муравьишка потерялся – помогите ему добраться до муравейника. Откройте учебник на странице 24, найдите № 4. 1вариант – решает первую строчку, 2 – 2 строчку.

- Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

-Вот мы и помогли Муравьишке добраться до муравейника. (Слайд 15-16)

Муравьи – очень интересные насекомые. Они трудятся, не покладая лапок – по хвоинке, по соломинке, создавая свои муравьиные постройки, которые могут стоять на одном и том же месте более ста лет. Помните – какого труда им это стоит! Не разрушайте муравейники!

-Покажите знак, говорящий об этом (в парах).

Использование подводящей беседы – интеграция с геометрией и краеведением. Работа в парах с последующей самооценкой формируют такие личностные качества, как самостоятельность и умение общаться, сотрудничать, адекватную самооценку, самоанализ. Работая в малых группах, дети учатся слушать друг друга, объяснять товарищу непонятное, а умение научить другого – это высокий показатель усвоения материала.

   В). Экспресс-работа в парах.

-Ребята, мы должны не только охранять созданное царицей Природой, но и помогать обитателям её царства.

- Все вы любите пить чай с ароматным мёдом. А как он попадает к нам на стол? (Приносят пчёлы)

- Они приносят мёд в улей и складывают в соты. - Какая это геометрическая фигура? (шестиугольник)

- Помогите пчёлке найти периметр соты, работая в парах, но сначала вспомните, что такое периметр фигуры? Говорите вполголоса, не мешайте друг другу. Запишите.

- Самопроверка, самооценка. (Слайд 17)

-Молодцы, вы умеете дружно работать!

- Кстати, наш район напрямую связан с мёдом и пчёлами. Как?

Обмен информацией в форме беседы даёт возможность осуществить межпредметную связь, повысить познавательную активность и интерес к применению знаний из других областей, отчётливее формировать понятия. Решение задачи, включающей в себя данные краеведческого характера, сопровождается отбором новых фактов и сравнением их с уже известными детям, разнообразной подачей, содержащейся в задаче информации, сменой деятельности (дети читают, слушают, рассуждают, считают, записывают).

Г). Работа над задачей.

-Ребята, у вас на партах остался ещё один знак. Как вы думаете, что он обозначает? (Слайд 18) Нельзя сбивать несъедобные грибы. Помните: эти грибы тоже очень ценятся в царстве Природы. Животные едят их и лечатся ими. Посмотрите на полянку. Какие вы видите грибы? (съедобные и несъедобные)

-Какие съедобные грибы? (белый гриб – боровик, подосиновик, подберёзовик)

-Какие несъедобные грибы? (мухомор)

- Герои нашего учебника Петя, Катюша, Вова и 2 их друга тоже отправились в лес за грибами. Задача №5(а). Прочитайте.

- Сколько было ребят? Сколько грибов нашёл каждый?

- Сколько всего грибов нашли ребята

- Запишите ответ.

-Какие ещё съедобные грибы вы знаете? Когда пойдёте в лес за грибами, постарайтесь собирать их правильно – срезайте ножом или выкручивайте, стараясь не повредить грибницу. Грибницы похожи на тонкие нити и тянутся в почве как сказочные зашифрованные тропинки.

Фронтальная работа с интерактивной доской.

Д).       Решение выражений – «Зашифрованная тропинка». (Слайд 19-20)

-По одной из таких тропинок мы сможем выйти к самой царице Природе (появляется мигающая стрелка). Выполняем первое действие.(24) Ориентируемся на код. Сосчитали верно (щелчок мыши – стрелка передвинулась).

-Идём дальше. Развилка. Выбираем маршрут. В ответе должно получиться 40. Считаем. В какую сторону пойдём? (щелчок мыши - стрелка передвинулась)

-Чтобы убедиться, что мы идём в правильном направлении – сосчитайте последнее выражение.(35) (щелчок мыши)

-Нас встречает сама царица Природа.

Цель – осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей, соседа по парте и всего класса, создание ситуации успеха деятельности, развитие умения обобщать, делать выводы.

   

Имя

 

Я

 

Сосед

 

Мы

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание

- Ребята, царство Природы огромно, мы познакомились лишь с небольшой его частью. На следующих уроках вы снова и снова будете встречаться с обитателями этого царства. А пока наше путешествие подошло к концу. Вспомните и расскажите царице Природе, что вы узнали интересного, какие задания выполняли, с чем работали, путешествуя по её царству. Закончите фразы: (Слайд 21)

- Я понял ……

- Я узнал……..

- Я задумался……

- Я удивился…..

- Оцените свою работу на уроке и работу соседа по парте на карточке. Я посмотрю их и поставлю оценки в журнал.

- Мы много узнали, повторили, но чтобы стать друзьями царицы Природы, нужно знать её правила. Давайте их вспомним (знаки на доске).

- Итак в царстве Природы нельзя: (хором)

·                                            ломать деревья,

·                                            ловить животных,

·                                            разрушать муравейники,

·                                            срывать грибы.

- А вот ещё один знак. Что он обозначает?

·                                          не рви цветы.

- Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем!

- Посмотрите, сорванная каким–то безжалостным человеком, ромашка ожила, раскрыла свои белоснежные лепестки и улыбнулась нам своим жёлтым глазком. На её лепестки прилетели её подруги-бабочки. Рефлексия (Слайд 22 – триггеры на бабочках).

- Я вижу, вам понравилось наше путешествие, а чтобы узнать ещё больше интересного, удивительного, познакомиться с жизнью животных и растений можно прочитать книги и журналы (выставка книг).

- Каждому в подарок царица Природа дарит фотографии её царства, но они получились чёрно-белыми. Если вы дома выполните задание «Сосчитай и раскрась», то ваша фотография станет цветной.

- Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали.

-Большое спасибо за урок! До новых увлекательных встреч!

Литература:

  1. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, № 9, с. 8.

  2. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.

  3. Лакоценина Т.П.»Необычные уроки в начальной школе» / Ростов-на-Дону: «Учитель», 2008.

  4. Ситникова Т.Н. «Интегрированные уроки» / М.: ВАКО, 2008.

  5. Обухова Л.А. «Интегрированные уроки математики» / М.: ВАКО, 2008.