Изобразительное творчество позволяет человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой [2, с. 15].
С целью диагностики особенностей личности в ранний подростковый период была использована проективная рисуночная методика «Несуществующее животное» (автор М.З. Друкаревич). Испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда личностных творческих потенций [7].
В исследовании приняли участие 17 детей в возрасте от 9 до 12 лет, из которых: пять мальчиков и двенадцать девочек. Таким образом, преобладающее большинство выборки – девочки (70%), а меньшее количество участников – мальчики (30 %). Исследуемый возрастной период относится к предподростковому, так как дети ещё не подростки, но уже перешли период взросления от начальной школы к обучению в средней школе [4, с. 187].
При проведении исследования были определены параметры для оценивания выполненных рисунков с разделением по гендерному признаку. Во-первых, особое внимание при комплексном исследовании изобразительной деятельности детей было уделено цветовой гамме в рисунках несуществующего животного. Следующий параметр, имеющий не менее значимую роль для последующего анализа изображения - это размер и расположение на листе бумаги.
Во-вторых, из-за того, что существуют различные интерпретации проективных методик, и в частности по тесту «Несуществующее животное», то были отобраны рисунки на предмет наличия в них дополнительных элементов, указывающих на агрессивность и тревожность у детей.
Из основных цветов дети в большей степени применяли зеленый цвет (40%), также предпочитали рисовать красным и желтым, а вот синий - фактически отсутствовал в рисунках испытуемых. При этом такой цветовой выбор подтверждается ранее проведенным исследованием с использованием проективных рисуночных методик в группе детей аналогичного возрастного периода. Младшие школьники отдавали предпочтение коричневому, зеленому и красному цветам [5, с. 30].
Девочки при выполнении рисунка несуществующего животного выбирали красный и желтый цвета, а мальчики предпочитали рисовать зеленым цветом, что отражено в таблице 1.
Распределение основных цветов в рисунках детей (в %)
Таблица 1
Цвет |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
Синий |
Девочки |
66 |
75 |
57 |
0 |
Мальчики |
34 |
25 |
43 |
0 |
При обобщении количества участников, применявших в рисунках хотя бы один из основных цветов показатели распределились в пользу значимости для детей таких цветов: 65% от общего числа выборки.
У оставшейся части выборки (35%) в изображениях несуществующего животного отсутствуют основные цвета (красный, желтый, зеленый и синий).
Примечательно, что при проведении данного исследования коричневый цвет с единичным выбором, а вот наличие черного цвета от общего числа выборки составляет около 40%, то есть в целом большая часть выборки предпочитала яркие и светлые тона при выполнении рисунка несуществующего животного.
В связи с тем, что выборка детей неравномерная, то есть количество девочек больше в два раза, то дополнительный анализ не проводился, но при этом видно предпочтение для мальчиков темных оттенков в рисунках. Полученные результаты отражены ниже в таблице 2.
Распределение темных цветов в рисунках (в %).
Таблица 2
Цвет |
Коричневый |
Черный |
Девочки |
6 |
57 |
Мальчики |
0 |
43 |
Таким образом, выявлены рисунки с наличием темных тонов, а именно: коричневый и черный цвета. При осуществлении анализа изобразительной деятельности были определены участники выборки, которые в большей степени предпочитали темные тона: 5 девочек и 3 мальчики, то есть в целом 47% респондентов от общего числа.
При составлении заключения об индивидуально-типологических особенностях испытуемых по результатам выполнения проективной рисуночной методики были учтены ранее полученные данные о том, что изображение объектов или явлений действительности непредметным цветом длинноволнового спектра в детском возрасте не является признаком патологии [1, с. 161].
Кроме анализа наличия в рисунках детей основных и темных цветов были сопоставлены данные по использованию в изображениях ярких цветов.
Распределение ярких цветов в рисунках (в %).
Таблица 3
Цвет |
Розовый |
Оранжевый |
Голубой |
|||
Девочки |
30 |
40 |
2 |
|||
Мальчики |
0 |
60 |
0 |
Как видно из таблицы 3 девочки в своих рисунках использовали все яркие оттенки. У мальчиков выбор одного яркого цвета – оранжевого и по сравнению с рисунками девочек, данный цвет преобладает.
Подводя предварительные итоги по цветовой гамме изображений несуществующего животного в рисунках детей младшего подросткового периода можно сделать следующие выводы о преобладающих цветах в рисунках, отображенных в таблице 4.
Преобладание выбора цвета и оттенков в рисунках
Таблица 4
Цвет |
Основные |
Темные |
Яркие |
|||
Девочки |
желтый |
- |
розовый |
|||
Мальчики |
зеленый |
черный |
оранжевый |
В рисунках девочек также имеются темные оттенки, но по сравнению с мальчиками использование таких цветов в рисунках незначительно, то есть выполнены контуры фигуры животного или мелкие детали.
Отражение эмоциональных состояний при выборе цвета активно изучается и исследователи выдвигали предположения о том, что имеется взаимосвязь между восприятием цвета и возникновением эмоции. Исследования швейцарского психолога Макса Люшера, выделили психологию цвета в отдельную науку [9, с.128].
Согласно определению цветов по тесту М. Люшера желтый цвет означает – потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах и общении, что характерно для девочек данной выборки [6, с.42].
По тесту М. Люшера зеленый цвет - потребность в отстаивании собственных установок, ригидность, агрессивность, которая носит защитный характер и проявляется у мальчиков, участвовавших в данном исследовании [6, с.38].
Оранжевый цвет оптимистичен и олицетворяет дружеские отношения [2, с.147]. В большей степени оранжевый цвет использовался мальчиками при выполнении рисунка.
Все рисунки детей были обобщены по расположению несуществующего животного: - в левой и центральной части листа респонденты распределились в равных частях и соответственно по 35 %;
- изображение в правой части листа у 30% участников данного исследования.
Примечательно, что изображения несуществующего животного в левой части выявлены у девочек данной выборки. Для испытуемых, нарисовавших изображение в левой части листа характерно проявление интровертированности, выраженное чувство вины, застенчивость и такие обследуемые практически всегда уходят от конфликтных ситуаций, а уровень внешне-направленной агрессивности снижается [8].
В правой части листа изображение несуществующего животного выявлено у трех мальчиков и двух девочек, то есть такое расположение рисунка в большей степени характерно для мальчиков данной выборки. Для испытуемых, нарисовавших изображение в правой части листа свойственно проявление экстравертированности, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией и высокая активность [8].
При выполнении рисунка в центре листа, то есть на уровне средней линии стандартного листа является нормой при изображении несуществующего животного [8].
Все рисунки детей проанализированы по размеру изображения несуществующего животного: - для большинства ребят (94%) характерным является исполнение рисунка животного крупных размеров, но только у одного мальчика было нарисовано маленькое животное.
Мелкий рисунок говорит о том, что испытуемый не уверен в себе, подавлен. Крупные рисунки свидетельствуют об обратной тенденции. [7, с.55].
В исследовании с использованием проективной методики «Несуществующее животное» внимание уделялось линиям рисунка, аккуратности рисунка, количеству острых углов, наличию рогов, копыт, когтей, клыков, зубов; позе животного, а при индивидуальной беседе – образу жизни. Были использованы следующие критерии агрессии:
высокий уровень агрессии: на рисунке присутствуют несколько выраженных агрессивных деталей: рога, когти, клыки; большое количество острых углов, направленных вверх; образ жизни, поза носит агрессивный характер;
низкий уровень агрессии: отсутствие агрессивных деталей в изображении животного или наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного; образ жизни и поза не носит агрессивного характера [3].
В данной выборке на рисунках детей были выявлены элементы, свидетельствующие о наличии агрессивных тенденций личности.
У 76% участников исследования несуществующее животное изображено с рогами, клыками или когтями, но при этом наличие только одной агрессивной детали выявлено у 53%, а для оставшейся части (23%) характерно проявление агрессивности, так как в их рисунках несколько различных деталей, указывающих на агрессию.
Вместе с тем, при осуществлении анализа рисунков детей выявлена группа (24%), в которой нет агрессивных тенденций на изображении несуществующего животного.
Таким образом, в выборке определены участники, склонные к проявлению агрессивных реакций и тревожности.
По итогам проведенного исследования с применением проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» были определены общие критерии исполнения рисунка (большинство представителей выборки):
выбор основного цвета;
предрасположенность к ярким цветам;
большой размер животного;
наличие одной агрессивной детали.
При сопоставлении полученных данных в рисунках девочек и мальчиков выявлены особенности по критериям:
изображение расположено в левой части листа у девочек;
изображение находится в правой части листа у мальчиков;
темные оттенки применялись мальчиками;
отсутствие агрессивных деталей в группе девочек.
При проведении исследования были выделены определенные параметры выполнения рисунка несуществующего животного:
выбор цвета;
размер и расположение изображения;
наличие или отсутствие агрессивных деталей.
Прежде всего, в исследовании уделялось внимание особенностям эмоциональной сферы детей:
проявление агрессивности и тревожности;
интровертированность и экстравертированность.
У мальчиков агрессивность носит защитный характер, а при установлении дружеских отношений они проявляют высокую активность.
У девочек выражена эмоциональная вовлеченность в общении со сверстниками, поэтому они стараются уходить от конфликтных ситуаций.
Вместе с тем, были выявлены дети с тенденцией к проявлению агрессивности (более одной агрессивной детали): - у двух девочек изображение расположено в левой части листа с применением различных оттенков; - у одного мальчика нарисовано маленькое животное ярким цветом в центре листа.
При обсуждении рисунков детей с тенденцией к агрессивности был выявлен защитный характер агрессии при общении со сверстниками.
В целом в данной выборке не обнаружена предрасположенность детей к проявлению высокого уровня агрессивности, даже при наличии более одной агрессивной детали была выявлена компенсация негативизма, выраженная в выборе ярких цветов и специфике расположения изображения несуществующего животного на листе бумаги.
Для проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» многими исследователями были разработаны и внедрены в практическую деятельность различные интерпретации, в которых внимание акцентировалось на разных деталях в изображении несуществующего животного; особенностях прорисовки различных частей; придумывании названия нарисованного животного и многих других.
При проведении данного исследования были выделены некоторые особенности изображения несуществующего животного, направленные на изучение эмоциональной сферы, но также интересными являются данные, свидетельствующие о развитии творческого развития и воображения детей.
К примеру, по придуманным названиям несуществующего животного и количеству оригинальных деталей в изображении можно выявить творческие возможности ребенка [8].
Список использованной литературы:
1. Адмакина Т.А. Возрастные закономерности использования цвета в проективной методике «Несуществующее животное»// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 153–164.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева.- Спб.: Речь, 2016. -160 с.: ил.
3. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков/ Ю.Б. Можгинский.-М.: Когито-Центр, 2006. – 179с.
4. Палагина А.О. Особенности поведения детей предподросткового возраста в ситуации фрустрации// Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. Вып. № 2. 2018. С. 187-189.
5. Палагина А.О. Сравнительный анализ применения проективных рисуночных методик// Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Международной научно-практической конференции (28 декабря 2020г.), -Кемерово: ЗапСибНЦ, 2020. С. 29-31.
6. Практическая психодиагностика. Тесты и методики/ авт.-сост. Надеждина В. – Минск: Харвест, 2011.- 640с.
7. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/ авт.-сост. О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 495с. – (Психологический практикум).
8. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Изд-во «Ильин В.П.», 1996.- 192с.
9. Ческидова И.Б. Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы (Инновационные технологии в эстетическом воспитании) //Педагогическое образование. -2009.-№1. С. 124-129.