Культура взаимоотношений и взаимодействия школы и семьи. Программно-методические рекомендации


Автор: Плахова Т. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2022

Развитие культуры взаимоотношений и взаимодействия школы и семьи – предмет особого внимания и специально направленного педагогического руководства. Это руководство будет успешным, если его строить с учетом необходимости систематического анализа взаимоотношений и взаимодействия партнеров, разработки и реализации законодательной базы, концептуальных основ и программы сотрудничества. Все это и составит систему продуктивного партнерского взаимодействия школы и семьи.

Опыт показывает, что мы можем обозначить два направления партнерских отношений семьи и общеобразовательной организации (ОО):

1. Образовательная организация – семье;

2. Семья – образовательной организации.

Оба эти направления могут составить программу сотрудничества двух главных социальных институтов воспитания. Обозначим примерное содержание взаимодействия ОО и семьи в данных направлениях.

Помощь образовательной организации семье:

1. Работа с классными руководителями предполагает их просвещение в вопросах взаимодействия с семьей, в формировании убеждения в необходимости этого взаимодействия. Сюда относятся семинары, практикумы, обмен опытом работы, обеспечение программно-методическими материалами, помощь психологов и других специалистов в области воспитания и обучения школьников.

2. Работа с родителями строится, исходя из следующих убеждений:

а) ОО должна предоставить родителям право на формирование социального заказа на образование, определение своих прав и своих обязанностей по отношению к ОО, участие в разработке и реализации программы развития школы, планирование и анализ деятельности школы во всех сферах ее жизнедеятельности;

б) ОО должно позаботиться о том, чтобы была разработана и реализовывалась программа просвещения родителей в вопросах педагогики и психологии, а также других вопросах, интересующих родителей;

в) изучение семей воспитанников для более продуктивного взаимодействия в интересах трех сторон: семьи, ОО и ребенка;

г) разработка и реализация совместными усилиями ОО и родителей программы воспитания семьянина.

Родители – образовательной организации.

Родители могут брать на себя следующие заботы по отношению к ОО: помощь в обучении детей; ведение различных курсов, факультативов, кружков, творческих объединений; участие в делах класса и в целом ОО; работа в родительском комитете, попечительском совете, клубе отцов и матерей; помощь в ремонте и оформлении классов, ОО; совместная с учителем подготовка к родительским собраниям, конференциям, консультациям по общим проблемам и др.

Забота школы о повышении психолого-педагогической грамотности родителей

Бесспорно, зерно заблуждений в вопросах построения счастливой семьи лежит в мировоззренческом аспекте. «Сегодня выживают семьи, в основу которых положены любовь, уважение, взаимопонимание, знания и стремление к раскрытию себя. Преградой на пути к истинно счастливой семье являются: создание семьи без любви ради чего-то (обеспечить себя материально, иметь ребенка, жить «как все», уйти из под гнета родителей), стремление к материальному при отсутствии духовных шагов» (А. А. Некрасов – психолог).

Может ли школа взять на себя заботу об изменении мировоззрения субъектов воспитания (самих педагогов, воспитанников и их родителей), их взглядов на семью как на непреходящую жизненную ценность, на ее значение для человека и ее главное предназначение? Вопрос непростой, но при вполне решаемый. Попробуем с помощью ряда советов и подсказок помочь школе и семье сделать шаг навстречу друг другу во имя возможности сделать нашу жизнь в семье хоть на чуточку счастливей и радостней, чем она есть на самом деле.

Если мы говорим о том, что необходимо в первую очередь изменить наше мировоззрение на семью, то встает вопрос о возрождении такого нап-равления в деятельности школы (сегодня во многом забытом или весьма обедненном по содержанию), как повышение качества психологической и педагогической грамотности родителей. Причем речь здесь идет о разработке целой системы взаимодействия школы и семьи, включающей в себя мощный блок общения (просвещения) и обогащение содержания совместной деятельности в деле укрепления семьи, воспитании ответственного семьянина, воспитании достойных женщин и настоящих мужчин.

Одним из очень действенных и эффективных проектов в решении обозначенной проблемы может стать системный целевой образовательный проект «Академия семейных наук», обращенный не только к родителям, но и воспитанникам школы. Примерный вариант проекта предлагаем для творческого осмысления и реализации своим коллегам. Знакомьтесь, берите за основу, корректируйте и реализовывайте, приобретая бесценный опыт выстраивания партнерских отношений между семьей и школой, так необходимый и тому и другому институту воспитания.

Образовательный проект "Академия семейных наук"

К. Д. Ушинский говорил: «Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания». Эти специальные знания родители получат в рамках реализации целевого системного образовательного проекта «Академия семейных наук». Программы проекта построены так, что они помогут направить их основное внимание на свой духовный рост, на воспитание самих себя. Ведь, по словам Н. Е. Пестова, «кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу»? Наряду с программами образования родителей, проект содержит и программы образования детей, которые помогут им осознать свои роли, свое положение и свою позицию в семье, научат быть настоящими семьянинами.

Цели Академии семейных наук: оказание информационной, психологической, духовной и организационной помощи в укреплении и развитии семей воспитанников и педагогов школы; формирование новых семейных и родовых отношений.

Задачи: пробудить и укрепить родственные чувства и отношения в семье, помочь осознать свои семейные роли, свое предназначение; оказать помощь семьям в возрождении прогрессивных семейных традиций предков и старших поколений (возрождение традиции изучения истории семьи, ее родословной; традиций совместного семейного досуга, выполнения семейных обязанностей и др.); сформировать желание и готовность у родителей – сохранять и укреплять семью, у детей – создать семью, продолжить свой род.

Реализация целей осуществляется посредством программ общения (просвещения) для взрослых и детей, целевых системных программ и проектов, работы целедеятельностных самоуправляемых структур Академии.

Возможные целедеятельностные самоуправляемые подразделения Академии семейных наук:

– Школа семьянина для ребят и взрослых – это школа, где изучается «Азбука семейной жизни» с помощью уроков, которые могут проводиться отдельно для родителей и отдельно для детей. Но чаще всего на этих уроках ребята и взрослые собираются вместе, чтобы обсудить важные проблемы семейной жизни. Это такие уроки как: уроки раздумий и размышлений о ценности семьи, ее значении в жизни человека; уроки истории семьи, рода; уроки семейной мудрости; уроки семейного этикета; уроки Любви, Памяти и Верности; уроки лада в семье; уроки для пап и мам («Авторитет родителей в семье», «Материнство», «Отцовство», «Культура семьи и ее членов», «Материнская любовь», «Отцовская любовь», «Воспитываем сына – юношу – настоящего мужчину», «Воспитываем девочку – девушку – достойную женщину» и др.); уроки для дочерей и сыновей «Как стать любящим сыном, любящей дочерью?»; уроки для дедушек и бабушек («Безымянные воспитатели»: их роль в укреплении семьи, в воспитании детей); уроки для братьев и сестер; уроки долженствования, долга; уроки Красоты и Здоровья для души и тела; уроки семейного досуга; уроки домашней экономики; Задачки, но не по алгебре, а по нелегким вопросам семейной жизни; уроки над ошибками и др.

Уроки в Школе семьянина для ребят и взрослых проходят в разных формах, как правило – нетрадиционных. Это могут быть Вечера Вместе и Вечера Актуальных проблем. Здесь можно собраться: «У очага наших предков» и «У семейного очага», «У фамильного древа», «За круглым столом» и «Круглым столом с острыми углами», «За чашкой чая», «У камина», «У огня Духовного Родства», «У самовара», «У походного костра», «У источника Семейной Мудрости», в «Круге неделимом отцов и детей». Здесь можно высказать свое мнение на Большом и Малом Семейный Совете и на Перекрестке Мнений, поспорить о чем-то важном в Спор-Зале и т. д. и т. п., а также совершить «Путешествие в прошлое и настоящее своего рода» и «Путешествие в детство (юность) наших родителей» (а также других родных и близких).

– НИЛ (Научно-исследовательская лаборатория) – это очень важная  структура Академии семейных наук: здесь проводятся самые разные исследования по проблемам семьи, родительства и детства.

Примерная программа исследований в «НИЛ»: «Наша семья: какая она?»; «Чем «болеет» семья?»; «Наши дети: какие они?»; «Какие мы родители?»; «Какие мы отцы?»; «Какие мы матери?»; «Какие мы дети?»; «Какие мы сыновья?»; «Какие мы дочери?»; «Какие мы внуки?»; «Какие мы братья?»; «Какие мы сестры?»; «Какие мы бабушки, дедушки?»; «Какими нас хотят видеть дети?»; «Какими мы хотим видеть наших детей?»; «Наши семейные достижения и наши ошибки»; «Отцы и дети: круг наш неделим!» и др.

– Школа для бабушек и дедушек – это школа для золотого фонда семьи и в целом нации, потому что именно старшее поколение сохранило верность тем идеалам и ценностям, в контексте которых должен жить человек, чтобы им оставаться. Здесь бабушки и дедушки осваивают науку быть успешными бабушками и дедушками, приобретая новое качество жизни, осмысливая свою роль и свой вклад в построение семей своих детей и воспитание внуков.

– Семейная педагогическая гостиная (или Клуб общения) – это гостиная, где родители общаются и встречаются со специалистами в области построения счастливой семьи, в области обучения и воспитания детей. Здесь обсуждаются волнующие проблемы, происходит обмен опытом воспитания детей, Здесь всегда можно посмотреть фильмы, обсудить книги и публикации, посвященные родительству, детям, семейным проблемам.

– Неделимый Круг «Отцы и дети» – это проблемный круг, где обсуждаются (по кругу: дети – родители – педагоги – авторитетные гости) кричащие проблемы поколений отцов и детей, стараются услышать и увидеть друг друга, стараются задуматься, понять и простить, прийти к компромиссу, к одному знаменателю в решении той или иной проблемы.

– Лабиринты семейных жизненных ситуаций. Прохождение этих лабиринтов помогает найти правильное решение тех или иных проблем, возникающих практически в каждой семье. Чтобы ситуации не были оторваны от жизни реальных семей воспитанников, необходимо заранее получить информацию от детей и родителей, познакомиться с ними, чтобы быть готовыми к разговору, пригласить тех людей, которые помогут своими мудрыми советами и подсказками.

– Консультация по вечным семейным проблемам проводят специалисты из числа педагогов и психологов, сотрудников центров «Семья», врачи, работники правоохранительных органов, юристы и др. по заказу родителей, воспитанников и педагогов.

– САМИЗДАТ – это семейное самостоятельное издательство, сотрудниками которого являются родители, педагоги, дети, специалисты в вопросах семейной жизни и все желающие. Здесь выходят в свет разные издания: книги из серии ЖЗЛ: «ЖЗРодителей»; «ЖЗБабушек»; «ЖЗДедушек»; «ЖЗСестренок»; «ЖЗБратишек»; ЖЗРодственников», «Семейные династии», «История семьи в истории страны»; журнал «Семь-Я» с приложениями «У домашнего Очага», «Отцы и дети»; «Школа домашних волшебников»; «Семейный затейник»; детский журнал «В гостях у Домовенка Кузи»; игровой проект «Дом, который построю Я» для подростков; практикум для старшеклассников «Азы построения семейной жизни»; газеты «Мальчишник», «Подружка».

Возможные формы и темы общения (просвещения) в АСН:

Конференции: «Непреходящая жизненная ценность»; «Из истории семьи»; «Семья по воззрениям народов России»; «Семья сегодня: кризис, проблемы и прогнозы».

У очага наших предков: «Ценности семейной жизни наших предков»; «Одной мы связаны судьбою, одной семьей, одною кровью», «Как наши предки распределяли семейные обязанности?», «Как наши предки воспитывали детей?», «Как наши предки хранили родовую память?», «Как наши предки укрепляли и сохраняли свое здоровье?» и др.

Перекрестки мнений: «Зачем человеку семья?»; «Семья – это пережиток прошлого или у нее есть будущее?», «Семья в «Зеркале мнений» взрослых и детей»; «Как победить семейный кризис в нашем обществе?», «Отчего зависит долголетие семьи?», «Из чего складывается авторитет родителей в семье?», «Как воспитать хорошего человека?», «Так ли плох был Домострой?». 

Вечера Актуальных проблем: «История семьи, жизнь и деяния предков, родных и близких – важное средство воспитания», «Культура и духовно-нравственные ценности современной семьи»; «Передача духовно-нравствен-ных традиций семьи новым поколениям»; «Мужчина – муж – отец и женщина – жена – мать в семье» (построение понимающего мира в семье, дифференциации мужских и женских семейных ролей, распределение семейных обязанностей); «Дети и взрослые в семье: проблемы взаимоотношений и взаимодействия»; «Проблемы детей вырастают из родительских проблем», «Дети – наши маленькие учителя», «Воспитание уважения к старшему поколению в семье», «Дом, который построили мы», «Юность стремится навстречу Любви», «Подготовка мальчиков и девочек к равноправному партнерству в зрелом возрасте».