Чумаков Александр Николаевич, доктор философских наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова more
Ivan A. Gobozov as a true north of modern philosophy
Alexander N. Chumakov
Для творческого человека, а для ученого в особенности, не говоря уже о философе, критический взгляд на результаты его творчества является не менее, а то и более значимым, чем похвала, согласие или одобрение. Проблема, однако, в том, что тех, кто способен занимать именно такую позицию, которую наилучшим образом передают слова великого греческого философа Аристотеля – «Платон мне друг, но истина дороже», никогда не бывает много. Более того, такие люди встречаются крайне редко, поскольку они, как правило, ни под кого не подстраиваются, не стремятся кому-то угодить или понравиться, что непременно только увеличивает число их оппонентов, а то и недоброжелателей. Особенно заметными и значимыми такие люди становятся в периоды социальных напряжений, социально-политических потрясений и идеологической турбулентности. Именно такие перемены в новейшей российской истории произошли в постсоветский период, когда кардинально изменилась идеологическая и философская парадигма общественного развития. Все это повлекло за собой и мировоззренческую ломку для многих не только не подготовленных к таким переменам, но и для людей, казалось бы, вполне уверенных в правоте своих взглядов и жизненных позиций.
И вот теперь, по прошествии трех десятилетий после распада Советского Союза, особенно хорошо видно, кто и как прошел эти испытания, выпавшие на долю тех, кто в уже советский период вполне состоялся как философ и мыслитель. Оставляя для отдельного разговора конкретные примеры и судьбы, анализ и обобщения жизненных путей видных персонажей данной исторической эпохи, скажем прямо и вполне определенно – среди них, несомненно, выделяется Иван Аршакович Гобозов. Несмотря на все драматические перипетии, которые пережила марксистская философия после распада СССР, он оставался верен своим философским идеям и убеждениям, что даже при несовпадении, а то и неприятии таких взглядов не могло не вызывать уважения к такому человеку и его позиции. К тому же, как истинный философ, Иван Аршакович, аргументируя свои суждения, никогда не навязывал их кому бы то ни было, что делало общение с ним, как правило, интересным, содержательным и плодотворным.
Творческая жизнь И. А. Гобозова непосредственно связана с фи-лософским факультетом Московского университета, который он окончил в 1967 г. И уже то, что в 1972 г., в условиях «железного занавеса», он был направлен в научную командировку в парижский Коллеж де Франс для завершения докторской диссертации, говорит о многом. Там, работая под руководством известного философа Р. Арона, он познакомился со многими видными французскими интеллектуалами того времени, в частности, с Ж. Дюмезилем, Ф. Броделем, Л. Альтюссером, Л. Сэвом и другими. В этой связи понятно, почему такое важное место в творчестве Ивана Аршаковича занимали переводы. Так, многие важные работы Р. Арона, не потерявшие своей актуальности и по сей день, переведены на русский язык именно им. Среди них: «Мнимый марксизм», «Введение в философию истории», «Критическая философия истории» [Арон 1993; 2000].
Вернувшись в Московский государственный университет, И. А. Гобозов успешно защитил докторскую диссертацию и с тех пор постоянно работал на философском факультете, где читал лекции, вел активную научную и издательскую работу. Так, в трудное для отечественной философии время он вместе с Л. Е. Грининым, основавшим в 1996 г. журнал «Философия и общество», внес огромный вклад в основание и популяризацию этого издания. Являясь главным редактором данного журнала с момента его основания до 2015 г., Иван Аршакович много сделал для того, чтобы издание стало одним из центров поддержки и развития социальной философии в постсоветский период [см.: Гринин, Гобозов 1997]. Достаточно погрузиться в историю российской философии того времени, чтобы по достоинству оценить сказанное выше.
Не менее значимым является и творческое наследие И. А. Гобозова, труды которого получили широкую известность как в России, так и за ее пределами. Он автор более 200 статей и 33 книг, которые стали ценным вкладом в развитие отечественной философии. Всю свою жизнь он посвятил изучению философии истории, западных (особенно французских) философско-исторических течений и концепций, проблем цивилизации, смысла и направленности исторического процесса, исторического познания и исторического сознания, диалектики рационального и иррационального в обществе. Ряд его работ посвящен философскому осмыслению и критическому восприятию глобализации, что порождало достаточно активные, но всегда плодотворные и вполне доброжелательные вербальные баталии и обсуждения. Они проходили не только приватно и, как правило, с привнесением в разговор доли шуток и юмора, но и на официальном уровне, поскольку Иван Аршакович был постоянным участником семинаров и острых дискуссий по проблемам глобалистики, а также автором интересных и широко обсуждавшихся статей, в частности, в журнале «Век глобализации» [см.: Гобозов 2017; 2021; Чумаков 2014].
Несомненно, профессор И. А. Гобозов – яркая страница в истории философского факультета МГУ, да и в целом в современной российской философии. А коллегам и всем, кто знал его лично, он запомнился в полном смысле этого слова философом, к тому же оптимистичным, отзывчивым и исключительно принципиальным в нравственных и профессиональных вопросах.
Литература
Арон Р. Мнимый марксизм / предисл. И. А. Гобозова. М. : Прогресс, 1993.
Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М. : ПЕР СЭ; СПб. : Университетская книга, 2000.
Гобозов И. А. Неолиберализм и глобализация // Век глобализации. 2017. № 2(22). С. 66–76.
Гобозов И. А. Пути развития России // Век глобализации. 2021. № 3(39). С. 101–115.
Гринин Л. Е., Гобозов И. А. Обращение к читателю // Философия и общество. 1997. № 1. С. 3–5.
Чумаков А. Н. О глобализации с объективной точки зрения // Век глобализации. 2014. № 2(14). С. 39–51.