Развитие взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки в начале ХХ в.: по материалам периодической печати


скачать Автор: Ткачев В. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №3(41)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2021.03.04

В статье представлена история развития взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки в начале XX в. Рассматриваются источники периодической печати, которые раскрывали с разных сторон творческие мероприятия мастеров. Газеты и журналы, с одной стороны, отражают участие художников в создании иллюстративных материалов, а с другой – подробно описывают результаты проведения художественных выставок, реакцию посетителей на живописные полотна. События начала XX в. способствовали развитию общественного мнения об искусстве, творчестве известных мастеров. Постепенно расширялся кругозор знаний о культуре России, а для художников появилась возможность реализовать свои творческие способности, используя разные методы и приемы. Общество проявляло интерес к актуальным социальным проблемам. Жителей Иркутской губернии волновали социальные, политические, экономические, культурные перемены, которые происходили в начале XX в. Проведен анализ исторической литературы и исследована степень изученности темы.

Ключевые слова: история Сибири, Восточная Сибирь, городская культура, художественная жизнь, периодическая печать, общественное мнение.

 Development of the Views of the Irkutsk Province's Residents on the Art Exhibitions in the Early 20th Century: Based on the Periodicals 

Vitaliy V. Tkachev.

The article provides the history of the development of the Irkutsk province residents' views on art exhibitions at the beginning of the 20th century. The sources of periodicals which revealed different sides of creative activity of the masters are considered. Newspapers and magazines, on the one hand, show the participation of artists in the creation of illustrative materials, and on the other hand, they describe in detail the results of art exhibitions, the visitors' reaction to the paintings. The events of the early 20th century contributed to the development of public opinion about art, the work of famous masters. Gradually, the horizons of knowledge about the culture of Russia were expanding, and there appeared the opportunity for artists to realize their creative abilities, using various methods and techniques. The society showed interest in topical social problems. The inhabitants of the Irkutsk province were concerned about the social, political, economic, and cultural changes that took place at the beginning of the 20th century. The analysis of historical literature is carried out and the available information on the subject under study is investigated.

Keywords: history of Siberia, Eastern Siberia, urban culture, artistic life, periodicals, public opinion.


Введение

В начале XX в. в Иркутской губернии творческие организации активно занимались просветительской деятельностью, охватывающей разные сферы культуры: искусство, театр, кино. Важное место в опубликовании результатов проделанной работы занимала местная периодическая печать. Выпускались газеты «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористический еженедельник «Сибирский альманах» и другие. Они не только анонсировали и рецензировали художественные мероприятия, которые проходили в Иркутской губернии, но и пропагандировали работы мастеров посредством тематических иллюстраций, передающих визуальные образы событий, свидетелями которых были авторы. На основе источников периодической печати возможно представить процесс изменения взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки, изобразительное искусство (Шахеров 2013: 27–31). Общество активно подключалось к обсуждению разных социальных, культурных, политических и экономических проблем (Дамешек 2019: 82).

Исследование охватывает период начала XX в. Были изучены организация творческого пространства, проведение художественных выставок, история формирования художественных представлений жителей городов. Целью исследования было представить историю развития взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки в начале XX в. на основе анализа материалов местной периодической печати. В качестве задач исследования было намечено: а) определить значение деятельности художников в создании журналов, газет; б) проследить историю того, как в периодической печати находили отражение организация и проведение художественных выставок; в) представить историографию формирования творческого пространства в Иркутской губернии.

В работе используются документы Государственного архива Иркутской области – личный фонд В. В. Фалинского (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1–4). Рукописи известного искусствоведа раскрывают особенности организации художественных выставок в Иркутской губернии. В фонде находятся также сведения о работе творческих организаций. Сохранилось достаточно большое количество газет, которые подтверждают, что выставки оказали значительное влияние на изменение взглядов жителей Иркутской губернии на искусство.

Наряду с этим в исследовании используются материалы Государственного архива новейшей истории Иркутской области – личное дело Б. И. Лебединского (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65). В данном деле сохранились вырезки из газет, которые раскрывают работу художественных выставок с разных сторон (Там же: Оп. 1. Д. 173. Л. 23).

Историю развития взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки в начале XX в., на художественное пространство региона изучали исследователи разных научных направлений. Многие историки сосредоточивали свое внимание на изучении фондов. Художественные коллекции музеев изучали А. Д. Фатьянов, В. В. Фалинский, Л. Н. Снытко, Т. А. Крючкова и др. (Чирков 2014: 10–14). Историю развития художественной жизни городов Восточной Сибири представили в своих работах П. Д. Муратов, Л. Н. Малкина, Ю. П. Лыхин, Т. Г. Ларева и др. (Шахеров 2002: 32–62). О художественных выставках в начале XX в. писали в своих статьях редакторы газет «Восточное обозрение», «Сибирь», «Власть труда» и др. Деятельность сибирского агитпоезда в 1921 г. освещалась в периодической печати, в официальной газете «Власть труда» в № 533(409) от 26 августа 1921 г. В статье «К концерту областного агитпоезда» подробно представлены программа данного мероприятия, его основные участники.

В своей летописи событие зафиксировал и Н. С. Романов. Историк так описывал прибытие поезда в Иркутск: «22, 24, 26 августа 1-й концерт областного агитпоезда. В состав поезда входят: капелла 70 человек, великорусский оркестр 50 человек, санитарная выставка с лектором и военным фотографом, выставка плакатов, отдел снабжения литературой по ликвидации безграмотности, инструкторский отдел из института Упагитов Сибири, Сиббюро, Центрана и Сибкультрана. 1-й концерт в вагонном цехе среди верстаков и немытых вагонов. Присутствовало около 3000 человек рабочих и краcноармейцев». Н. С. Романов был не только свидетелем исторического события, но и изучил все источники, которые фиксировали просветительские мероприятия. Он провел анализ статьи из газеты «Власть труда» за 26 августа 1921 г., определил программу выставок и дал краткую оценку реакции посетителей и участников данного события. Многие жители населенных пунктов в таких мероприятиях участвовали впервые, и на эффективный результат рассчитывать не приходилось.

С развитием разнообразных исследовательских направлений появляется интерес к изучению агитационного искусства как одного из переломных моментов в истории Сибири. Особое внимание теме уделяют искусствоведы, историки, культурологи, музеологи. Они изучают музейные коллекции, выпускают альбомы и каталоги. Первое исследование жизни и деятельности художников этого региона проводил искусствовед, заслуженный работник РФ, почетный гражданин г. Иркутска, член Союза художников РФ А. Д. Фатьянов. Алексей Дементьевич подробно описывал историю картин из собрания Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, опубликовал биографии сибирских художников. В 1958 г. он написал историю Иркутского художественного музея, затем подготовил издания: «Судьба сокровищ», «Загадка старой картины», «Иркутские сокровища» (Фатьянов 1967: 21–23). В 1995 г. была издана его книга «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» (Он же 1995: 12–15). История образования и деятельности Иркутского областного союза художников изложена в небольшом методическом пособии, подготовленном К. И. Померанцевым: «Иркутские художники за 50 лет Советской власти» (Иркутские… 1967: 26–33). В нем автор описывает наиболее значимые для областного союза события, например, историю его создания, выставочную и общественную работу его членов. В этом же издании рассмотрен и кадровый состав союза.

Историческую литературу по развитию культуры и искусства в Иркутской губернии изучал В. В. Фалинский. Он собрал источники из центральных и местных архивов, дал оценку многим живописным полотнам художников. Исследователь в своих работах описывал события, связанные с развитием разных направлений в живописи, в том числе и агитмассового искусства. Особое внимание В. В. Фалинский уделял отзывам зрителей, участников выставок, концертов. На основе анализа собранных им сведений можно сформулировать предположения о причинах того или иного явления, оценить предсказуемость события и его результативность (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 8. Л. 10).

Историю развития изобразительного искусства, роль агитационных плакатов и агитпоездов в Иркутской губернии изучал также Ю. П. Лыхин (Лыхин, Крючкова 2000: 122–126). В 2002 г. выходит его исследовательская работа «Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.)» (Лыхин 2002: 19). Автор не только раскрывает историческое событие, но и подчеркивает важность участия художников в просветительских выставках, оформлении площадок и самого поезда.

Тем не менее, несмотря на обширные исследования по истории живописи в Сибири и в Иркутске, изучению особенностей того, как формировались взгляды жителей Иркутской губернии на художественные выставки в начале XX в., не уделяется необходимого внимания историков. В полной степени не изучены источники периодической печати – газеты, журналы.

Значение художественных выставок Иркутской губернии в начале XX в. и их влияние на формирование общественного мнения об искусстве

Художники активно участвовали в работе разнообразных газет и журналов. Выходили номера юмористического еженедельника «Сибирский альманах» с тематическими рисунками, в которых четко отражались яркие события истории региона: политические, экономические, культурные изменения (Драница 1967: 12–16). Известно, что В. П. Линкевич создавал литографии для «Сибирской га-зеты для всех», юмористического еженедельника «Сибирский альма-нах» (Муратов 1974: 46–48). В одном из номеров еженедельника читатель может увидеть рисунки художника, выполненные в манере шаржа: «Иркутск, Большая ул. В 5 час. вечера» (1908), «Концерт – спектакль в Общественном Собрании 25 марта» (1908), «К возобновлению экзаменов» (1908) и др. Использование этого жанра в юмористических журналах было распространенным явлением в начале XX в. Через карикатуры мастера более выпукло и доступно демонстрировались реальная жизнь и те проблемы, с которыми сталкивалось общество. Они отражали взгляды народа на происходящие события и в общественной, художественной жизни Иркутской губернии. Многие другие художники также участвовали в оформлении газет и журналов, что способствовало привлечению внимания читателей к актуальным проблемам действительности.

Периодическая печать раскрывала значение художественных мероприятий, выставок для развития общества и общественных взглядов на искусство. Газета «Восточное обозрение» активно отражала культурную жизнь региона. В ее номерах обсуждались новые постановки спектаклей в городском театре, общественные мероприятия и праздники, размещались объявления об очередных предстоящих собраниях творческих объединений. Например, в одном из номеров газеты «Восточное обозрение» за 6 января 1900 г. приводилось следующее характерное обращение: «Правление иркутского общества любителей музыки и литературы покорнейше просит гг. членов общества пожаловать на общее собрание, назначенное в помещении общественного собрания в субботу 8 января, в 7 часов вечера, для выслушивания доклада председателя правления об изменившихся отношениях общества к музыкальной теме А. А. Гинита-Иилсудскаго и для дополнительных выборов кандидатов по членам правления. Если к назначенному часу достаточного по уставу числа членов общества не соберется, в субботу 15 января, в 7 час. вечера, назначается вторично общее собрание, на котором вопросы будут решены наличным числом членов общества. Председатель правления Н. Oглоблин» (ГАИО. Оп. 1. Д. 7. Л. 3).

Вслед за созданием творческих организаций художников в газетах появляются материалы, раскрывающие просветительскую в отношении общества роль художественных выставок. Так, в газете «Сибирь» от 20 марта 1915 г. говорится об открытии в Иркутске первой выставки Иркутского общества художников. Автор статьи таким образом описывает событие: «В Иркутске устраивается выставка картин недавно образовавшимся здесь “Обществом художников”. Это первые шаги молодого общества и по многим причинам нельзя не пожелать этой новой общественной организации большого успеха» (ГАИО. Оп. 1. Д. 9. Л. 12). Автор подчеркивает, что задачи искусства всеобъемлющи, и невозможно полно проследить воздействие всех видов искусства на человека, на формы его жизни и деятельности. Формы человеческой жизни сами отражаются на росте и характере искусства, равно как и последнее служит творческим, действующим фактором, влияет на изменение формы быта (Там же. Оп. 1. Д. 20. Л. 22).

Искусство и живопись в своем воздействии обслуживают не только лишь духовные, но через них и материальные нужды народа. Развитие вкуса, культуры графических искусств находится под непосредственным влиянием живописи, это развитие в народе вкуса есть необходимое основание промышленного успеха. Главная задача Иркутского общества художников состояла в том, чтобы создать художественную галерею, которая способствовала бы развитию эстетического вкуса жителей Иркутской губернии. Для выставки, организованной 20 марта 1915 г., В. Е. Маковский предоставил одну из любимых своих картин, являющуюся повторением картины, приобретенной Третьяковской галереей: «Варят варенье» (Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 12). Также в выставке приняли активное участие такие мастера, как Е. Е. Волков, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, Н. Н. Дубовской, В. И. Зарубин, К. Е. Маковский (Там же. Оп. 3. Д. 181. Л. 12). Старшина Петроградского общества художников И. А. Вельц, объединив художников своего общества, принял на себя ответственность по отправке картин в Сибирь. Далее автор отмечает: «Такое начало дает возможность рисовать широкие перспективы устройства в близком будущем в Сибири сезонных и, в особенности, передвижных выставок “Товарищества Передвижных Художественных выставок”, свято хранящего высокие заветы искусства» (Там же. Оп. 4. Д. 57. Л. 21).

Деятельность первого агитпоезда в Иркутской губернии на страницах газеты «Власть труда» (1921 г.)

Большое значение для формирования взглядов жителей Иркутской губернии на художественные выставки имела деятельность сибирских агитпоездов (Ткачев 2020: 102). 22 августа 1921 г. вышел из Иркутска первый агитпоезд, сформированный губполитпросветом (Ларёва 2015: 21–32; Ткачев 2020: 102).

В тот же день, 22 августа, состоялось первое выступление прибывшего в Иркутск областного агитпоезда. В состав поезда входят: 1) капелла Сибполитпросвета численностью 70 человек; 2) великорусский оркестр Сибполитпросвета численностью 50 человек; 3) санитарная выставка с лектором и волшебным фонарем; 4) выставка плакатов; 5) отдел снабжения литературой по ликвидации безграмотности; 6) инструкторский отдел, состоящий из инструкторов упагитов Сибири, Сиббюро Центрана и Сибкультрана (ГАНИИО. Ф. Р-2801. Оп. 1. Д. 2. Л. 12). Выступление, грандиозное как по содержанию и художественному исполнению, так и по количеству присутствующих рабочих и красноармейцев, состоялось в необычной, но действительно пролетарской обстановке – в вагонном цеху (Там же. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 1. Л. 44); о нем мы уже упоминали ранее со ссылкой на работы историка Н. С. Романова.

Первое отделение этого выступления было посвящено революционным песням и гимнам, расположенным в порядке истории революционного движения вплоть до 1921 г.; после первого отделения состоялась беседа о «сифилисе и борьбе с ним» в сопровождении волшебного фонаря. Беседа, по оценке очевидцев, оставила хорошее впечатление. Второе отделение было посвящено музыкальным («искусственным», то есть написанным профессиональными композиторами) произведениям на различные темы. Третье отделение состояло из народного бытового (естественного) материала. «Все музыкальные номера были исполнены хором и оркестром в лучшей художественной отделке и передаче. На слушателей концерт произвел огромное впечатление. Рабочие и красноармейцы восторженно и бурно благодарили исполнителей, и по окончании вся аудитория единодушно и воодушевленно вместе с хором исполнила пролетарский марш “Смело, товарищи, в ногу”» (Там же. Оп. 1. Д. 7. Л. 62).

Второй концерт был в среду, 24 августа, в 1-м Народном доме. На этом концерте присутствовало мало народу, поскольку о нем почти никто не был проинформирован: отсутствовало предварительное извещение через лозунги, аншлаги, плакаты и другие способы вовлечения широких масс. Это, естественно, существенно обесценило деятельность организаторов концерта, стремившихся сделать его общедоступным, привлекательным своей художественно-революционной программой, тщательностью исполнения. Впрочем, в пятницу 26 августа и субботу 27 августа в Народном театре для Красной Армии и пролетариата состоялись еще два концерта-митинга агитпоезда (Левина 2007: 8).

Популярность и доступность исполняемого для широких рабочих и крестьянских масс – первое важное достоинство подобных концертов. Магическая сила музыкально-революционных номеров при тщательной обработке и исполнении окрашивают пролетарскую революцию в цвета действительно близкого, кровного дела самих рабочих и крестьян. Переход от «Баррикад» и «Вечной памяти погибшим» к бодрому и общему исполнению «Смело, товарищи, в ногу» пробуждает единство чувств и мыслей аудитории, формирует бодрое и смелое шествие – к новым победам.

Анализ использованных организаторами концерта форм обнаруживает интересные композиционные приемы: от революционных – к народным песням Н. А. Некрасова и А. В. Кольцова, которые переносят слушателя в мир ушедшей в прошлое крепостнической Руси, откуда слышны отголоски безысходного горя и нужды. Еще один яркий композиционный поворот концерта – балалаечный оркестр, являющийся также плодом народного творчества. Его выступление производит не меньшее впечатление, чем хор. При всей сложности таких концертов-поездок их результаты с лихвой искупают проводимую Сибполитпросветом программу. Заметим при этом: популяризатор и руководитель хора были проинструктированы в рекомендательном порядке учитывать социальный состав аудитории и в соответствии с характером предстоящего номера варьировать особенности его исполнения, а также менять, тонировать дикцию своих разъяснений предлагаемой аудитории программы. Иными словами, всячески избегать возможного диссонанса речей и предлагаемых музыкальных произведений. Опыт, приобретенный в 1921 г., художники и организаторы мероприятий использовали в других местах и других мероприятиях губполитпросвета Иркутской губернии.

Заключение

Таким образом, в начале XX в. творческие организации Иркутской губернии активно занимались просветительской деятельностью. Важное значение в описании художественных выставок, отражении взглядов жителей региона отведено источникам периодической печати, таким как газеты «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», «Сибирский альманах» и другие. В этой прессе не только информационно освещались и рецензировались художественные мероприятия, которые проходили в Иркутской губернии, но и популяризировались работы мастеров через тематические иллюстрации, передавалась атмосфера тех событий, свидетелями которым были авторы статей. Изучение источников периодической печати позволяет судить о том, как в иркутском обществе формировались те или иные взгляды на просветительские мероприятия, художественные выставки и на восприятие произведений искусства.

Литература

Дамешек, Л. М. (науч. ред.) 2019. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX – начала XX веков: коллективная монография. Иркутск: Оттиск. 611 с.

Драница, Т. Г. 1967. Иркутские художники 20–30-х годов: к вопросу о типологии художественного образа. В: Ломанова, Т. М. (отв. ред.), Развитие изобразительного искусства Советской Сибири: V зональная конференция, посвященная 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции: тезисы докладов. Красноярск. С. 12–16.

Иркутские художники за 50 лет Советской власти: каталог; методическое пособие / под ред. А. Д. Фатьянова. 1967. Иркутск. 40 с.

Ларёва, Т. Г. 2015. История изобразительного искусства Прибайкалья XX – начала XXI века. Иркутск: Принт Лайн. 616 с.

Левина, Ж. Е. 2007. Художественная интеллигенция Западной Сибири (конец 20-х – 30-е годы XX века): дис. … д-ра ист. наук. СПб. 525 с.

Лыхин, Ю. П. 2002. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: АЭМ «Тальцы». 336 с.

Лыхин, Ю. П., Крючкова, Т. А. 2000. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск: АЭМ «Тальцы». 408 с.

Муратов, П. Д. 1974. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР. 144 с.

Ткачев, В. В. 2020. Деятельность творческих организаций художников Восточной Сибири в период политических потрясений и гражданской войны (1917–1920 гг.). История и современность 2(36): 96–107. URL: https://www.doi.org/10.30884/iis/2020.02.06.

Фатьянов, А. Д.

1967. Судьба сокровищ. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во. 112 с.

1995. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во. 192 с.

Чирков, В. Ф. 2014. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Словарь-указатель: в 2 т. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». 815 с.

Шахеров, В. П.

2002. Экономическое развитие Иркутска во второй половине XIX – начале XX в. В: Шахеров В. П. (отв. ред.), Сибирский город XVIII – начала ХХ веков: сб. ст. Иркутск: Оттиск. С. 32–62.

2013. К вопросу о формировании информационного пространства городских поселений Сибири в XVIII – начале XIX в. Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В. И. Дулова (26–27 апреля 2013 г.). Иркутск. С. 27–31.

Архивы:

ГАИО – Государственный архив Иркутской области (личный фонд
В. В. Фалинского).

ГАНИИО – Государственный архив новейшей истории Иркутской области.