Роль идеала в формировании нравственных ценностей в молодежных субкультурах современной России


скачать Автор: Никольская Ю. Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(100)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2021.03.06

В статье рассматривается вопрос о влиянии идеала на формирование нравственных ценностей молодежи. Это влияние исследуется через призму молодежных субкультур. На сегодняшний день понятие идеала включает в себя множество качеств. И порой они не всегда совпадают с нашими представлениями о совершенном. Рассмотреть, к каким идеалам стремится подрастающее поколение, что их мотивирует и что формирует их мировоззрение, является задачей данной статьи. В статье отражены результаты различных социологических исследований.

Ключевые слова: философия, этика, духовно-нравственные ценности, идеал, молодежь, субкультура.

The article examines the question of the influence of the ideal on the formation of moral values of youth. This influence is explored through the prism of youth subcultures. Today, the concept of the ideal includes many qualities. And sometimes they do not always coincide with our ideas about the perfection. To consider what ideals the younger generation strives for, what motivates them and what shapes their worldview is the task of this article. The article reflects the results of various sociological studies.

Keywords: philosophy, ethics, spiritual and moral values, ideal, youth, subculture.

Никольская Юлия Николаевна, ассистент кафедры философии Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя more

Слышал легенду, будто когда-то эту страну населяли Гиганты.

Будто бы жили странной судьбою: были готовы к работе и к бою,

От недостатка хлеба и мяса бредили Марксом, Победой и Марсом,

Снежной тайгою, Арктикой хмурой, яркими звездами над Байконуром…

Шли от колхозной луковой грядки к Олимпиаде, Афгану, разрядке.

Шли сквозь шаблоны и трафареты, шли, за собой увлекая планету…

Алексей Гуськов

Значение идеала неоспоримо велико как для общества в целом, так и для отдельного человека. Всегда должен быть высший образец, к которому необходимо стремиться, выстраивая свои жизненные принципы. В любую эпоху идеалы формировались, опираясь на существовавшие мировоззренческие приоритеты, значимые для социума. Само общество, стремясь реализовать сверхзадачи, искусственно моделировало те или иные образцы идеального человека.

Понятие «идеал» многомерно и многогранно, изучается этикой, эстетикой, социальной философией и отражается в обыденном сознании. В интеллектуальной традиции оно существует со времен Платона, которому человечество обязано понятием «идея»; идеал понимался им как предельный образ, к которому должны стремиться и общество, и человек. В данной работе мы будем использовать понятие «идеал» (лат. idealis от греч. ἰδέα – образ, идея) как высшую ценность, образ совершенства, наделенный наилучшими качествами. Для некоторых людей идеалами являются публичные персоны, для других – вымышленные персонажи или собирательные образы. Их внешний вид, поступки, жизненный путь или нравственные ценности являются образцом для подражания. И в истории России немало примеров, когда идеалы выполняли важнейшую роль в духовно-нравственном становлении общества.

В недалеком прошлом в нашей стране, тогда еще Советском Союзе, собирательный образ идеала был достаточно четко сформулирован и понятен. Для советского периода истории нашего государства характерно мощное идеологическое воздействие на население. В то время вся страна жила единой идеологией. «Планомерное, целеустремленное и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма» [Большая… 1973: 575] являлось основной задачей воспитательного процесса и залогом стабильного будущего Советского государства. Через структурированную систему октябрятских, пионерских и комсомольских организаций осуществлялось формирование четкой системы ценностных ориентаций молодежи. Идеологическая пропаганда носила всеобъемлющий характер. Под девизом «Мы наш, мы новый мир построим» общество определило для себя идеального гражданина – верного своей Родине патриота, мужественного, трудолюбивого, ставящего идеи коммунистической партии и страны выше своих собственных интересов. Именно об этих людях написано стихотворение, фрагмент которого взят в эпиграф. Слова из этого произведения наглядно показывают, каков был идеал советского человека. Сильный, отважный, с «гигантской» душой и «гигантскими» целями. Такой идеал служил примером для миллионов людей, являясь олицетворением гражданина будущей страны. Павка Корчагин, Алексей Стаханов, Николай Гастелло, Юрий Гагарин – они на долгие годы стали воплощением настоящего советского человека. Ими восхищались и на них равнялись, мечтами и поступками стараясь быть похожими на своих героев. И в первую очередь идеалы того времени стали нравственным ориентиром для подрастающего поколения, имея огромнейшее значение в воспитании молодежи.

Но параллельно с общепринятой идеологией того времени в 50-е гг. активно набирает популярность совершенно новое для советской молодежи движение – стиляги. Можно сказать, что своим образом жизни, музыкальными интересами, внешним видом они бросали вызов существовавшим тогда традиционным взглядам, опиравшимся на официальную идеологию. Противопоставляя себя советской «штампованной» однотипности, представители этой субкультуры стремились вырваться за пределы навязываемых идеалов. Они бунтовали каждым своим действием, от кончиков ботинок до последней ноты «рока на костях» демонстрируя, что есть другое мировоззрение. Стиляги выстраивали свои эстетические взгляды, опираясь на рассказы о заграничной жизни. Их идеалами были яркие представители музыкальной среды и молодежи тогда еще закрытой для большинства Европы и Америки. Именно благодаря Бенни Гудмену, Элвису Пресли, Биллу Хейли, Бадди Холли и другим американским исполнителям джаза и рок-н-ролла у стиляг формировалось весьма четкое представление об идеале – том совершенном образе молодого и свободного человека, который не боится быть «другим». Герои культовых фильмов: «Серенада Солнечной долины», «Джордж из Динки-джаза», «Девушка моей мечты» и других вызывали жажду новой, яркой жизни, полной красивой одежды, веселья и свободы. Нравственные ценности представителей стиляжной молодежи отражали их внутренний мир. Для них перестали быть актуальными стахановское движение и жертвенная борьба за социалистическое светлое будущее. На первое место вышли качества, способные выделить человека из общей социальной среды. Свобода слова, свобода выбора – вот что стало наиболее значимым для молодых и дерзких представителей первой в России субкультуры под названием «стиляги». Именно это молодежное движение положило начало появлению бесчисленных субкультур, формирований, объединений и солидарностей, существующих в России сегодня. Изменились названия, одежда, любимая музыка и мировоззрения. Неизменным остается лишь то, что в каждой субкультуре присутствует свой собственный идеал, который формирует нравственные ценности современной молодежи.

Вряд ли возможно в одной статье рассмотреть все существующие на сегодняшний день в России молодежные течения. Их количество давно перевалило за сотни. Сегодня молодежные сообщества и объединения претерпевают значительную трансформацию. Меняются не только сами субкультуры, приобретая все новые многообразные формы и виды, но и изменяется идеология внутри субкультур. Колебания и внутренняя дифференциация моральных устоев общества неизменно влекут за собой формирование новых идеалов внутри молодежных движений. Молодежная среда как наиболее подверженная влиянию общественных изменений воспринимает новые ценностные ориентиры через призму собственных приоритетов.

С точки зрения этических ценностей, присущих той или иной молодежной организации или субкультуре, на наш взгляд, следует определить три основных группы:

1. Объединения, руководствующиеся в первую очередь принципами удовлетворения индивидуально-личностных приоритетов. К ним относятся субкультуры, основанные на литературно-музыкальных предпочтениях, хобби и досугово-развлекательных интересах.

2. Движения и организации, осуществляющие свою деятельность в процессе реализации гражданской позиции и общественно значимых ценностей. В их число можно включить различные субкультуры спортивных направлений, ЗОЖ, добровольные молодежные дружины, волонтерские объединения и другие.

3. Контркультуры, члены которых стремятся полностью противопоставить себя существующим нормам общества, тем самым бросая вызов и умышленно нарушая имеющиеся духовно-нравственные, политические и социальные ценности. К таким организациям относятся криминальные структуры (АУЕ), оффники, скинхеды, сатанисты и т. д.

Конечно, подобная классификация весьма условна. Но она достаточно четко определяет приоритетную морально-ценностную составляющую существующих субкультур. У каждого из молодежных движений, входящих в указанные группы, имеются свои представления об этических нормах и критериях нравственности поступков. Именно идеалы являются тем определяющим ориентиром, который позволяет увидеть «своего среди чужих» и сделать правильный выбор на пути к достижению совершенства. Идеал мотивирует на определенные действия, формируя представление о понятиях «хорошо» и «плохо».

Сторонники первой (творческой) группы субкультур зачастую выстраивают поведенческие и нравственные принципы, опираясь на образчики своих музыкальных, литературных и иных кумиров. Многие субкультуры раннего периода организовывались на базе фан-клубов музыкальных исполнителей или целых музыкальных направлений. Металлисты и панки, фолкеры и кельты, хип-хоперы и рокеры – их объединяет стремление быть внутри своего музыкального стиля, подражая любимому кумиру. Многие музыкальные направления уже давно не ограничиваются концертными залами. Зачастую сегодня это целые идеологические течения, пропагандирующие если не миропонимание, то масштабное погружение в атмосферу, культуру и образ жизни. Музыкальные идеалы формируют собственные мировоззрения. И участники субкультур перенимают от своих кумиров не только внешний вид и манеру поведения, но и их образ мыслей и нравственные ценности. Фолкеры и кельты (фольклорные направления) выстраивают свой образ жизни в контексте традиций этноса, черпая силы у матушки-природы и вдохновляясь балладами о былинных героях. Рейверы, стараясь уйти от реальности бытия, погружаются в электронную музыку под кайфом экстази. Для растаманов смыслом жизни становятся дурманящие звуки регги в дыму марихуаны и вера в Джа. Металлисты скандируют о своих внутренних противоречиях под раскатистые звуки бас-гитар. В любом случае приверженцы музыкальных субкультур стремятся найти свое жизненное кредо сквозь призму своих кумиров, культивируя их творческие порывы в собственное мировоззрение.

Особое место в этой группе занимают эскапичные субкультуры. Их идеалы являются вымыслом, результатом творческой мысли писателя. Испытывая потребность укрыться от внешнего мира, участники таких молодежных организаций стремятся воплотить мечты об иллюзорном пространстве, в котором есть место для сказочных персонажей Джона Рональда Руэла Толкина («Властелин колец» и др.), Джоан Роулинг («Гарри Потер»), Хаяо Миядзаки (аниме-мультфильмы «Ходячий замок», «Ведьмина служба доставки») и многих других. Дух романтики инобытия захватывает участников субкультур толкинистов, любителей аниме, представителей ролевых движений. Для них идеалами являются герои произведений фэнтези и фантастики. Литературные персонажи вдохновляют своих поклонников на реконструкцию героических подвигов. Наделенные гипертрофированными достоинствами и моральными качествами, они показывают своим сказочным примером настоящие чудеса отваги и романтизма, давая возможность хоть на время окунуться в бесконечные просторы иллюзорного мира.

Для сторонников субкультур второй группы идеалами являются не столько единичные личности, сколько сами идеи, выдвигаемые ими и связанные в первую очередь с социально значимой общественной деятельностью. Подобное стремление особенно ярко прослеживается в субкультурах, опирающихся на идеи общественной справедливости и патриотизма (молодежные патрули, политические, волонтерские и культурные движения), а также связанных с защитой окружающей среды и популярным сегодня направлением zero waste (осознанное потребление). Идеалом выступает сама идея патриотизма, ценности жизни, здоровья, подвиг во имя или во благо, находящий горячий отклик в сердцах и душах молодых ребят. Мальчишка, смело прыгнувший в воду, чтобы спасти щенка; парень, заступившийся за девушку; читающие во время пандемии в YouTube сказки дети; волонтеры, развозящие старикам продукты. Все они стремятся реализовать свои возвышенные нравственные порывы через помощь ближнему, иногда даже подвергая себя риску. Особенно ярко эти качества проявились во время пандемии, когда на первый план сознательно выходят интересы общества. При этом важно отметить, что такие люди не считают себя героями. Они самые обычные люди. Но своим примером показывают, что даже в привычной обыденной жизни есть место пусть маленькому, но достойному героя поступку.

Не менее важным направлением субкультур являются молодежные спортивные движения. Их идеалы мотивируют к ведению здорового образа жизни, правильному питанию, формированию понимания физической культуры в целом. Собирательный образ идеала представляет собой квинтэссенцию подтянутого, спортивного, пышущего здоровьем человека, стремящегося показать всему миру свой позитивный взгляд на жизнь и колоссальную целеустремленность. Для него нет ничего невозможного. Он, как из пластичной массы, вылепливает рельефы своего тела, шаг за шагом тренируя не только мускулатуру, но и силу воли, разум, характер. Собственным примером показывает, что не существует невозможного, достижима любая цель. Сегодня спортивный и здоровый образ жизни все больше находит отклик в современном обществе. Модно быть «в спорте» если не профессионально, то хотя бы в качестве активного любителя. Культура спорта и здорового образа жизни активно поддерживается и пропагандируется средствами массовой информации, интернет-ресурсами и государством. «Выходите в парки! Тренируйтесь дома! Занимайтесь спортом на дворовых площадках!» – гласят лозунги на рекламных щитах и глянцевых буклетах. А надписи «Низкокалорийный. Без глютена. С пониженным содержанием сахара (соли, холестерина, кофеина и т. д.)» на упаковках и этикетках в продуктовых магазинах значительно повышают уровень покупаемости товара. Опираясь на лозунг «В здоровом теле здоровый дух», идеальный зожник будет так же трепетно заботиться и о духовной стороне жизни, выбирая, как одежду в шкафу, правильные и позитивные мысли, медитируя и наполняясь положительной энергией бытия.

Особое место в формировании идеалов молодежных объединений занимает третья группа субкультур, отражающих движения, противоположные традиционным, так называемые контркультуры. Впервые термин «контркультура» ввел в научный обиход философ и социолог Теодор Роззак, выпустив в 1969 г. монографию «Создание контркультуры», в которой обозначил последнюю как тип протестующего мироощущения [Роззак 2014]. Но в контексте рассмотрения идеалов указанных молодежных движений за основу я хочу взять понятие контркультуры, данное философом Мирой Султановой, которое она сформулировала в своей монографии «Философия контркультуры Теодора Роззака». Контркультура, по мнению М. Султановой, – это «совокупность взглядов, идей, установок и ценностей, направленных против господствующей культуры, против техногенной цивилизации, и соответствующих этим взглядам социальных выступлений» [Султанова 2009: 24]. Исходя из этого определения, вырисовывается образ идеала – отрицательного персонажа, который своим негативизмом формирует искаженное представление о «нравственно правильном» выборе моральных ценностей. Криминальные авторитеты, идолы запрещенных религиозных течений, активисты различных националистических движений – имен-но они являются сегодня нравственными и поведенческими ориентирами для скинхедов, сатанистов, АУЕ и многих других. Конечно, между собой они отличаются образом жизни, музыкальными предпочтениями, стилем одежды и поведением. Но неизменной остается объединяющая их идея активного противодействия всему общепринятому. Начиная от музыкальных и литературных предпочтений и заканчивая определением основных нравственных ценностей – зачастую все носит диаметрально противоположный характер восприятия окружающего нас мира. Патриотизм превращается в национализм. Мнимое мужество приобретается лишь в стадном желании причинить физическую или психологическую боль. Достойными являются поступки, связанные с хитростью, подлостью или обманом. Идеалы таких субкультур наполнены агрессией к окружающему социуму. Весь негатив нацелен на противодействие общепринятым моральным устоям и нормам поведения. К сожалению, подобные нигилистические взгляды весьма успешно приживаются на почве мечущегося в пубертате, еще не сформировавшегося мировоззрения подростков.

Как мы видим, идеалы имеют огромную роль в формировании нравственных ценностей молодежи. Можно согласиться с мнением Е. А. Даниловой, что «молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации норм, традиций, именно она быстрее других воспринимает новые ценностные ориентации. Различие в восприятии, усвоении норм и ценностей общества по сравнению с дру-гими социальновозрастными группами способствует формированию соответствующих форм поведения молодежи» [Данилова 2007: 17–23]. На сегодняшний день в нашем государстве отсутствует официально закрепленная идеология. Под флагом мультикультурности и мультирелигиозности активно процветают множество объединений и организаций, формирующих свои собственные идеалы, не всегда отражающие интересы традиционной российской морали. И то, под влияние каких нравственных ценностей попадет подрастающее поколение, зависит от множества факторов. Еще раз подчеркнем: человек не может жить без цели, без стремлений, без идеала. Как пишет профессор Е. А. Когай, «общество, не имеющее высшей цели, погрязнет в раздорах или же впадет в монотонное потребительство, утрачивая ценность творчества. Известно, что голый материализм способен привести общество к гибели, если ему не будет противопоставлена духовная мудрость» [Когай, Муравьев 2010: 19–24]. В современном российском обществе противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь возникающими нормами все более усиливается из-за глобальных экономических, политических и социальных перемен. И сохранение духовности человечества является одной из приоритетных задач современности. Поэтому прав профессор А. В. Разин, подчеркивающий, что философская этика должна привлекать весь возможный арсенал средств для убеждения человека в необходимости нравственного поведения.

Литература

Большая советская энциклопедия. М., 1973.

Данилова Е. А. Ценностные ориентиры и идеалы молодежи современной российской провинции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 4. С. 17–23.

Когай Е. А., Муравьев С. А. Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педаго-
гической антропологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. № 2. С. 19–24.

Роззак Т. Истоки контркультуры. М., 2014.

Султанова М. А. Философия контркультуры Теодора Роззака. М., 2009.