«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности» – именно эти слова выдающегося педагога, дефектолога Всеволода Петровича Кащенко отражают целостность и специфику воспитательной деятельности в рамках рабочей программы воспитания в коррекционной образовательной организации.
Главная педагогическая идея в коррекционной школе заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система на основе компетентной воспитательной миссии и в соответствии с целями и задачами рабочей программы воспитания, спецификой деятельностью учреждения в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание обучающихся осуществляется как строго подчиненный режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива.
Специфика педагогической работы школы будет эффективной, если учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если абсолютно все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и в воспитательной работе.
Коррекционное образовательное учреждение на протяжении всех лет деятельности обязано достойно реализовывать Федеральный закон «Об образовании в РФ» в той его части, где воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Одним из позитивных итогов происходящих в стране перемен в отношении к детям-инвалидам, к детям с ОВЗ является создание на площадках школ нашей страны инновационного образовательного пространства – ДОБРОШКОЛА, в котором педагоги творчески и профессионально используют накопленный достаточно большой инновационный опыт воспитания, обучения и реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными и тяжелыми нарушениями, с расстройством аутистического спектра не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Важно отметить, что созданная данная воспитательная система не просто облегчает ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала, как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть.
Важно понимать и выполнять специфику воспитательной работы в коррекционной школе, где приоритетным направлением выделяем формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.
Помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед школой ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому первостепенно существование педагогов-альтруистов, воспитателей, неравнодушных к судьбам любого ребенка, профессионально и личностно обладающих всеми ценными и авторитетными компетенциями педагога специфичной общеобразовательной организации.
Жизнь в школе-интернате специального типа строится в условиях охранительно-педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему.
Дети легко привыкают к воспитывающим взрослым, педагогам и их требованиям, доверяют им, благоприятно с ними взаимодействуют. Любое изменение привычных для наших детей условий: нарушение режима; смена учителя или воспитателя; повышенный, резкий тон неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять. Поэтому обычное и правильное решение – назначать воспитателя с 1-го по 9-ый класс (или 12-й класс), чтобы комфортное взаимоотношение сохранялось на весь период школьного пребывания.
Оставшееся после уроков время также четко спланировано, предусматривает все необходимое: питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам в кружках и объединениях дополнительного образования, для игр, спортивных, развлекательных, досуговых, познавательно-занимательных, оздоровительных, профилактических, творческих мероприятий.
Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношением к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.
Специфика работы воспитателя определяется имеющимися у каждого обучающегося в группе (классе) психическими, речевыми, физиологическими, недостатками, характерологическими особенностями, несформированностью психических процессов, моторики, ориентировки в пространстве и др.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети в коррекционных учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных организаций, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в школе-интернате, но и в последующие годы.
Педагог-воспитатель в этой ситуации находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.
Воспитатель в коррекционной школе:
– прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
– контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
– осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
– поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно-полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.
Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.
Воспитатель должен проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию; изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей – психиатра и педиатра.
В своё рабочее время воспитатель несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.
Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания.
Одной из главных задач воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы – помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Воспитатель непосредственно участвует в психолого-педагогическом просвещении родителей.
Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе. И именно этот воспитывающий принцип всегда актуален и приоритетен в собственной педагогической практике каждого воспитывающего взрослого в рамках рабочей программы воспитания.
Пожелаем себе, уважаемые коллеги, успехов в этой ответственной работе, новых креативных идей, средств и способов их воплощения. Здоровья вам и вашим близким! Вперед в новый учебный год с перспективными, самыми смелыми планами. Пусть сопутствует вам во всех ваших начинаниях ситуация радостного результата как ориентира воспитательной силы, пусть все достигнутое станет стимулом для очередных профессиональных свершений.
Педагогам, влившимся в наш профи-коллектив, даем совет-наказ: полюбите свою работу так же, как мы, полюбите детей и примите такими, какие они есть, и у вас все получится. Тем, кто с нами, мы всегда поможем стать настоящими воспитателями!