Вызовы сфере образования в глобальном мире: из опыта борьбы с пандемией 2020 г.


скачать Автор: Понявина М. Б. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №2(38)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2021.02.08

Понявина Мария Борисовна, к. э. н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации more

Статья посвящена анализу сложившегося состояния сферы образования, а также попытке разработки новых подходов к эффективному функционированию данной отрасли в предстоящих постэпидемиологических условиях с высоким риском повторения локдауна 2019–2020 гг. Молниеносная глобальная кризисная трансформация образования на фоне пандемии 2020 г. требует оперативного анализа в целях адаптации данной сферы к новым вызовам, в частности временным переходам к нетрадиционным, ультрасовременным формам образования.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, образовательная политика, сфера образования, эффективное функционирование образования, образование в постэпидемиологических условиях.

  Educational Challenges in a Globalized World: Lessons from the 2020 Pandemic

Mariya B. Ponyavina. Ph. D. (Economy), Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the current state of the education sector as well as an attempt to develop new approaches to the efficient functioning of this sphere in the upcoming post-epidemiological conditions with a high risk of recurrence of the 2019–2020 lockdown. The lightning-fast global crisis transformation of education against the backdrop of the COVID-19 pandemic requires a prompt analysis in order to adapt this sphere to new challenges, and in particular to temporary transitions to non-traditional and ultra-modern forms of education.

Keywords: COVID-19 pandemic, educational policy, education sector, effective functioning of education, education in post-epidemiological conditions.


Сегодня весь мир претерпевает процесс серьезнейшей трансформации, «вспыхивают» неизвестные ранее глобальные вызовы, которые требуют ответа большинства стран и их политического руководства. Данные стремительно появляющиеся вызовы диктуют новые подходы как к внутренней, так и к внешней политике. Предметом исследования данной статьи является анализ сложившегося состояния сферы образования во всем мире, а также попытка разработки новых подходов к эффективному функционированию этой сферы в предстоящих постэпидемиологических условиях с высоким риском повторения локдауна 2019–2020 гг. в последующие годы.

Пандемия COVID-19 оказала мощнейшее воздействие на привычный уклад жизни во всех странах мира, приведя его к серьезнейшему глобальному кризису последнего столетия. Существенному ограничению обычного жизненного порядка были подвержены все сферы народного хозяйства. Глобальная кризисная трансформация сферы образования на фоне пандемии 2020 г. произошла молниеносно – в считанные дни повсеместно полностью прекратилось традиционное очное образование, однако учебные заведения большинства стран продолжили образовательный процесс в удаленном режиме. В Российской Федерации дистанционное образование всех уровней началось с 16 марта 2020 г. [Брифинг... 2020]. Такое решение было вызвано необходимостью профилактики нового заболевания, основным видом которой является социальное дистанцирование. По состоянию на конец марта 2020 г. данные изменения затронули порядка 70 % учащихся во всем мире [Образование... 2020].

Первый глобальный опыт дистанционного образования был воспринят мировым сообществом крайне негативно, в частности, подавляющее количество российских родителей (более 85 %) отрицательно восприняло новый формат образования [Дистанционное... 2020]. Негативное отношение к данному формату проявили и родители в США [Harden 2020].

Основа неодобрения данной формы образования в первую очередь связана с техническими сбоями во время дистанционной работы. Наиболее частыми жалобами, в частности в России, можно считать техническую неготовность интернет-ресурсов, рекомендованных образовательными учреждениями, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой, низкую пропускную способность интернет-соединения по стране. В некоторых регионах РФ и ряде других стран обучение школьников осуществлялось посредством общедоступного телевидения, видеоуроки по основным предметам включались в сетку телевещания [Урок... 2020].

Помимо технических неудобств данного явления, появились и объективные разгромные данные. Так, многие страны – жертвы пандемии констатируют сокращение уровня доступности образования. Изучение состояния онлайн-образования 59 стран, входящих в ОЭСР, наглядно продемонстрировало невозможность охвата дистанционным образованием всех обучающихся, лишь порядка 50 % учащихся этих стран смогли получить доступ к своей учебной программе в дистанционном формате [OECD...]. Например, в Испании 15 % школьников не имели никакой технической возможности заниматься онлайн, а в Индии доступа к дистанционной форме уроков не имели свыше 50 % школьников [Learning… 2020]. На основании изложенного выше премьер-министр Великобритании Борис Джонсон обращал внимание на тот факт, что дистанционное обучение обострило социальное неравенство.

Необходимо отметить, что сегодняшний опыт течения пандемии COVID-19 аналогичен ряду исторических событий. Так, во времена пандемии полиомиелита 1916 г., Второй мировой войны во многих странах мира школы и высшие учебные заведения уже оказывались в изоляции. С учетом того, что последствия нового вируса могут быть далекоидущими, данная статья рассматривает возможные вызовы современным системам образования в долгосрочной перспективе.

В течение последних лет педагоги всего мира высказывались о необходимости переосмыслить подходы к образованию современного подрастающего поколения. Сегодня, в том числе с учетом влияния пандемии, настал момент окончательно определиться с тем, каким должно стать обучение новых поколений.

В первую очередь необходимо учесть особенности так называемого «цифрового поколения», поколения Z – людей, родившихся с 1995 по 2010/2012 гг. [Рубченко 2020], – первого поколения, полностью сформировавшегося под воздействием глобализированного мира, сети Интернет и цифровых технологий. Это поколение сегодня является наиболее многочисленным и, соответственно, первостепенным потребителем сферы образования.

Поколение Z отчетливо характеризуют космополитичность и толерантность, они не знают границ и не обращают внимания на расу, национальность, религию или пол человека. По мнению психологов, их характеризуют новые типы страхов – синдром упущенной выгоды и страх перед лучшими вариантами [Там же]. Также это поколение, которое видит возможность совместной работы для решения самых больших проблем в мире.

Alpha – последующее поколение, в котором технологии являются просто расширением их собственного сознания и идентичности, а социальные медиа – их образ жизни. Сегодня эти дошкольники также являются поколением с наиболее нетрадиционными семейными структурами, часто с «родителями-бульдозерами», которые преодолевают препятствия, чтобы создать четкий путь для своих детей. Исходя из указанных психологических и технологических особенностей представителей новых поколений, они будут воспринимать информацию и управлять ею совершенно иначе, чем предыдущие поколения.

Возможно, эти дети еще не замечают влияния глобальной пандемии на свое образование, однако оно, несомненно, будет ощущаться даже самыми младшими учениками в течение многих лет. Последствия сегодняшней пандемии в образовательной сфере можно предположить, базируясь на аналогии многочисленных примеров приостановки образовательного процесса, вызванных, в частности, при-родными катастрофами. Так, ураган «Катрина» 2005 г. в США, унесший порядка 2 тыс. жизней, привел к разрушению более 100 школ. Согласно исследованию, проведенному через 5 лет, образовательные результаты детей эвакуированных школ оказались существенно хуже их сверстников из не пострадавших районов. Пожары в Австралии 2009 г., приведшие к необходимости смены образовательных учреждений для порядка 200 обучающихся, также, согласно исследованиям, впоследствии привели к снижению их образовательных результатов [Gibbs 2019]. Массовые забастовки учителей в Аргентине 1980-х и 1990-х гг., вызвавшие отсутствие обучения у многих школьников по нескольку месяцев, согласно международным исследованиям [Jaume 2019], оказали многолетние негативные последствия.

Согласно мнению экспертов ОЭСР, пробел длиной в один учебный год соответствует потере до 10 % ежегодного дохода в течение жизни. Одновременно тревогу представляют молодые люди с уровнем образования ниже среднего, для которых существенно повышается вероятность попасть в группу нетрудоустроенной молодежи, что, безусловно, негативным образом скажется на их дальнейшей перспективе как трудоустройства, так и уровня их заработка [OECD...].

В настоящее время, в период не окончившейся пандемии, с одной стороны, и сложности определения задач, форм и направлений систем образования всех стран – с другой, вопрос будущего образования является крайне острым. Особенно принимая во внимание общий тренд на неизвестность – подавляющее количество рабочих мест в 2030 г., в которые войдут поколения Z и Alpha, еще не изобретено [Realizing 2030… 2018], а согласно отчету Всемирного экономического форума, 65 % представителей указанных поколений будут работать на этих, сегодня несуществующих, видах работ [The Future… 2016].

Кризис COVID-19 может радикально изменить мир и глобальные перспективы, включающие в первую очередь сферу образования. Автор предлагает сконцентрироваться на четырех стратегиях, вносящих коррективы в образовательную политику мирового сообщества.

1. Обучение граждан во взаимосвязанном мире

Пандемия COVID-19 иллюстрирует, насколько мир глобально взаимосвязан. Успешные люди в ближайшие десятилетия должны научиться понимать эту взаимосвязь и преодолевать границы, чтобы использовать свое преимущество, работая в условиях глобального сотрудничества.

Крайне важной представляется одновременная пропаганда глобальной солидарности в целях нивелирования существующих уровней неравенства. Пандемия COVID-19 очень ярко продемонстрировала степень дисбаланса сил в обществе и эксплуатацию неравенства. Образование в постпандемичное время должно способствовать активизации глобальной солидарности, в основе которой лежат сочувствие и понимание общей человечности.

2. Переосмысление роли педагога

Представление педагога как носителя знаний, который традиционно передает их своим ученикам, больше не подходит для целей образования XXI в. Благодаря тому, что учащиеся уже могут получать доступ к знаниям и даже обрести отдельные технические навыки с помощью цифровых ресурсов, заранее разработанных и растиражированных дистанционных курсов, важно радикально и крайне оперативно пересмотреть роль преподавателя.

Задача педагога сегодня видится более витиеватой и сложной, чем простая передача знаний, навыков и опыта. Преподаватель любыми средствами должен суметь донести суть и смысл образования. В новых условиях педагог обязан использовать преадаптивные модели образования, должен учитывать, что образовательное учреждение любого уровня не имеет монополии на образование подрастающего поколения – сегодня существует широкий спектр учреждений, способствующих и социализации, и получению новых знаний.

Современный преподаватель должен мотивировать учеников к самостоятельному получению образования в течение всей своей жизни. В рамках этого подхода становится важным подготовить детей и молодежь адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни. Педагогов сегодня важно перестроить на новый тип образовательной тактики – на обучение тому, как учиться. Сегодня каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия: не существует четкого понимания видов деятельности, которые помогут развиваться человеку и человечеству, что приводит к ощущению глубокого кризиса смысла всей системы образования, включая именитые школы и вузы мира.

Образовательные учреждения всех уровней должны готовиться к этой новой парадигме при активном участии предприятий всех сфер народного хозяйства; именно последние должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе – тщательно координировать и управлять данными радикальными изменениями в сфере образования. Предполагается, что все больше компаний будет напрямую участвовать в образовательном процессе посредством тесных взаимосвязей между учебными заведениями и бизнесом, ведь именно здесь формируется будущая рабочая сила.

Передовым в этом плане оказывается опыт Эстонии, где у школьников и студентов в 2020–2021 учебном году был введен новый предмет «Обучение в дистанционном формате» [Алексеева 2020].

Одновременно становится очевидным новый тренд на получение образования вне стен традиционных образовательных учреждений. Так, компания Google открывает новую программу «Сертификат карьеры Google», которая представляет собой набор курсов, призванных помочь участникам получить квалификацию в высокооплачиваемых быстрорастущих областях работы без посещения университета. Курсы должны занять около шести месяцев, а их стоимость будет существенно ниже традиционного обучения [Bariso 2020]. В России аналогичные предложения существуют, в частности, у компании «Яндекс».

Одновременно во всем мире актуальна проблема десинхронизации образовательного результата и необходимых трудовых навыков. Так, в России, согласно официальным сообщениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, более 70 % выпускников российских вузов нуждаются в дополнительном обучении на рабочем месте [В Минтруде… 2017], 60 % американских выпускников не могут найти работу по специальности по окончании вузов и колледжей [Crotty 2012].

Такое положение вещей приводит к двум негативным выводам:

·   Работодатели ищут кандидатов с основными деловыми навыками, в то время как большинство старшекурсников сосредотачиваются на обучении в конкретной области. Последнее также приводит к неготовности выпускников работать по окончании вуза – лишь 5 % выпускников США готовы начать работать по окончании высшего учебного заведения [Busteed 2019].

·   Вузы в принципе обучают таким профессиям, которые к моменту окончания обучения являются неактуальными либо попросту исчезают [Zao-Sanders 2019]

Учитывая описываемый кризис, вызванный COVID-19, можно предположить, что эти тренды еще более ухудшат положение выпускников и порядка 30 % из них вообще не смогут найти работу по специальности в 2020 г.

Зачастую проявление данных проблем обусловливается непрофессиональным, неактуальным поведением педагогов: до сих пор можно встретить педагогов, которые не готовятся к занятиям, а используют свои наработки, сделанные несколько лет назад. Сегодня им однозначно нужно ориентироваться на новые технологии, новые идеи, новые возможности.

3. Обучение жизненным навыкам, необходимым для будущего

Обучение жизненным навыкам в учебных заведениях должно стать краеугольной стратегией образовательной политики любого государства. Под жизненными навыками понимается набор навыков, которые позволяют людям жить счастливой и осмысленной жизнью и раскрыть свой потенциал. Те, кто имеет достаточные жизненные навыки, процветают. В этом контексте осмысленная жизнь достигается посредством умственного благополучия, самосознания, умения ценить человечество в других, а также стремиться к благополучию в обществе. Воспитание жизненных навыков, то есть навыков благополучия, способствует укреплению психического здоровья детей и молодежи сейчас и в будущем. Основными жизненными навыками можно назвать навыки счастья, силы, твердости, взаимодействия, взаимоотношений, самоуправления, сочувствия, эмоциональные навыки, навыки понимания текущего момента. Обучение этим навыкам приводит к воспитанию целостной, умственно сильной и жизнерадостной молодежи.

В постоянно меняющейся глобальной среде молодым людям требуются такие психологические характеристики, как устойчивость и адаптивность – навыки, которые оказываются необходимыми для эффективного преодоления в том числе и этой пандемии. Соответственно, наиболее важными навыками, которые будут искать работодатели, станут креативность, общение и сотрудничество, а также сочувствие и эмоциональный интеллект, способность работать невзирая на любые демографические различия, чтобы использовать силу коллектива посредством эффективной командной работы.

Согласно статистике, работодатели стремятся нанимать таких кандидатов, которые умеют критически мыслить, четко общаться и решать сложные проблемы, а также тех, кто способен адаптивно учиться, принимать правильные решения и слаженно работать в команде [Kosslyn 2019]. Эти востребованные способности, очевидно, прекрасно сочетаются с тем, что люди могут делать хорошо, но автоматизировать такие навыки будет крайне сложно.

Все это свидетельствует о том, что наши образовательные системы должны концентрироваться не только на том, как люди взаимодействуют с технологиями (например, обучая студентов программированию), но и на том, как они могут делать то, что технологии не будут делать в ближайшее время. Это новый подход к характеристике основополагающей природы «мягких навыков»: это навыки, которые сложнее всего понять и систематизировать, а также навыки, которые дают и будут продолжать давать людям преимущество над роботами.

4. Образовательные технологии

Пандемия COVID-19 привела к тому, что учебные заведения по всему миру вынуждены использовать набор доступных технологических инструментов по созданию контента дистанционного обучения для учащихся любых направлений. Педагоги по всему миру опробуют новые технологии, что в конечном итоге приводит к потенциальным преимуществам доступности образования для студентов по всему миру. Это новые способы обучения, которые ранее были в значительной степени не освоены.

В период пандемии практически единственной доступной формой образования по всему миру стало онлайн-обучение. Эту форму можно считать эффективной, когда доступны разработанные, апробированные ранее национальные образовательные порталы. Например, в Китае создан и эффективно применяется образовательный портал, на котором одновременно могут обучаться до 50 млн студентов.

Онлайн-курсы предлагаются для многих студентов во многих учебных заведениях, но не во всех. Одна из проблем таких курсов – низкая вовлеченность студентов. Так, согласно международным исследованиям, уровень завершения онлайн-курсов не превышает 10–15 % [МООС…]. Таким образом, очевидно, что на сегодняшний день подобный невысокий уровень вовлеченности обучающихся и окончивших онлайн-курсы свидетельствует о неприятии этой формы обучения обществом.

Поскольку чрезвычайная ситуация стихает, но нормальная ситуация не возвращается, высшие учебные заведения должны делать больше. В постэпидемиологических условиях все образовательные учреждения должны подготовить свои гибридные образовательные программы, предполагающие экстренный временный переход на дистанционные технологии. Существует высокая вероятность того, что дистанционное обучение – в некотором объеме – станет частью образования в обозримом будущем.

Однако многие преподаватели никогда не разрабатывали и не вели онлайн-курсы. Университеты должны проводить отдельную работу с преподавателями по обучению их работе в новом амплуа, а также по переосмыслению учебного процесса, по выработке единого мнения, какие предметы своего учебного заведения можно без потери смысла вести онлайн, а какие требуют исключительно личного контакта с преподавателем.

Одновременно учебным заведениям необходимо модернизировать свою существующую дистанционную инфраструктуру, что, безусловно, будет способствовать модернизации и цифровой трансформации всего образования. Не менее важной проблемой на пути полноценной реализации онлайн-образования является отсутствие должной технической обеспеченности у большинства участников образовательного процесса в таком формате. Так, например, в странах ОЭСР до 10 % учащихся дома не имеют ни удобного места для учебы, ни соответствующих технологий [Learning… 2020].

Одновременно разработчикам государственной политики в сфере образования необходимо учитывать, что отсутствие доступа к технологиям, включая хорошее интернет-соединение, может ограничить или отрезать доступ к обучению для тех, кто живет в неблагополучных районах или семьях. Такая ситуация будет усиливать имеющееся в любом обществе неравенство. Реагирование на пандемию COVID-19, а также, возможно, новые глобальные инфекции требует международного сотрудничества между правительствами, международными организациями и деловыми кругами.

В целом необходимо констатировать, что степень эффективной учебы в новых постэпидемиологических условиях зависит от того, как учебные заведения в целом смогут управлять процессом образования. Люди привыкли к традиционным формам образования, которые сегодня были подвергнуты критике как старый способ индустриального общества. Действительно, вспышка коронавируса вызвала скачок в альтернативных подходах к обучению с интеграцией технологий и искусственного интеллекта. Это требует новых методов и стратегий оценки обучения.

В заключение необходимо отметить, что эффективность работы всей системы образования будет напрямую зависеть от стабильного финансирования данной сферы. В этой связи правительствам крайне важно не допустить радикального снижения расходов на образование. Предлагаемые автором стратегии открывают возможности как для преодоления структурных диспропорций системы образования, так и для ускорения реализации необходимых реформ, обеспечивающих актуальность и востребованность современного образования.

Литература

Алексеева Л. Уроки второй волны: как школьники мира учатся в пандемию [Электронный ресурс] : Аргументы и Факты. 2020. URL: https://aif.ru/society/education/uroki_vtoroy_volny_kak_shkolniki_mira_uchatsya_v_pandemiyu (дата обращения: 15.09.2020).

Брифинг Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова [Электронный ресурс] : Сайт Правительства РФ. 2020. URL: http://government.ru/news/39267/ (дата обращения: 02.06.2020).

В Минтруде оценили уровень квалификации выпускников российских вузов [Электронный ресурс] : Сетевое издание РИА Новости. 2017. URL: https://ria.ru/20170523/1494868698.html (дата обращения: 10.06.2020).

Дистанционное обучение школьников. 2020 [Электронный ресурс] : Интернет-газета Фонда «Общественное мнение». URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14385 (дата обращения: 30.05.2020).

Образование: от закрытия учебных заведений до возобновления их работы [Электронный ресурс] : Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 30.05.2020).

Рубченко М. «Они разрушат этот мир: пугающее поколение Z» [Электронный ресурс] : Сетевое издание РИА Новости. 2020. URL: https://ria.ru/20200107/1562255259.html (дата обращения: 01.05.2020).

Урок вместо мультика. Регионы решили учить школьников по телевизору [Электронный ресурс] : Российская газета. 2020. № 83(8137). URL: https://rg.ru/2020/04/15/reg-szfo/regiony-reshili-uchit-shkolnikov-po-televizoru.html (дата обращения: 10.05.2020).

Bariso J. Google's Plan to Disrupt the College Degree Is Absolute Genius [Электронный ресурс] : INCmagazine. 2020. URL: https://www.inc.com/justin-bariso/google-career-certificates-plan-disrupt-college-degree-university-.... (дата обращения: 02.09.2020).

Busteed B. Why Aren't Graduates Ready For Work? [Электронный ресурс] : PARS International. 2019. URL: https://www.forbes.com/sites/brandonbusteed/2019/03/29/why-arent-graduates-ready-for-work-theyre-the... (дата обращения: 10.06.2020).

Crotty J. M. 60 % Of College Grads Can't Find Work in Their Field [Электронный ресурс] : PARS International. 2012. URL: ttps://www.forbes.com/sites/jamesmarshallcrotty/2012/03/01/most-college-grads-cant-find-work-in-their-field... (дата обращения: 10.06.2020).

Gibbs L. Delayed Disaster Impacts on Academic Performance of Primary School Children [Электронный ресурс] : Child Development. 2019. Vol. 90. No. 4. July/August. Pр. 1402–1412. URL: https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cdev.13200 (дата обращения: 01.06.2020).

Harden N. COVID-19’s Surprise Effect: More Parents Are Interested in Home Schooling [Электронный ресурс] : RealClearEducation. 2020. URL: https://www.realcleareducation.com/articles/2020/05/29/covid-19s_surprise_effect_more_parents_are_in... (дата обращения: 01.05.2020).

Jaume D. The Long-Run Effects of Teacher Strikes: Evidence from Argentina [Электронный ресурс] : Chicago Journals. 2019. Vol. 37. No. 4. URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/full/10.1086/703134 (дата обращения: 01.06.2020).

Kosslyn S. Are You Developing Skills That Won’t Be Automated? [Электронный ресурс] : Harvard Business Review Press. 2019. September 25. URL: https://hbr.org/2019/09/are-you-developing-skills-that-wont-be-automated?referral=03758&cm_v... (дата обращения: 10.06.2020).

Learning Remotely When Schools Close: How Well Are Students and Schools Prepared? Insights From PISA [Электронный ресурс] : OECD Publishing. 2020. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-... (дата обращения: 06.06.2020).

MOOC Completion Rates: The Data [Электронный ресурс]: Search Engine Massive Open Online Courses. URL: http://www.katyjordan.com/MOOCproject.html (дата обращения: 10.06.2020).

OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19) [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/en/policy-responses (дата обращения: 12.05.2020).

Realizing 2030: The New Era of Human-Machine Partnerships [Электронный ресурс] : A Public Policy Roadmap for Governments. 2018. URL: https://www.delltechnologies.com/uploads/2018/07/2030_Dell-Policy-Roadmap-Whitepaper.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

The Future of Jobs: Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Executive Summary [Электронный ресурс] : Global Challenge Insight Report. 2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

Zao-Sanders M. Why Even New Grads Need to Reskill for the Future [Электронный ресурс] : Harvard Business Review Press. 2019. September 26. URL: https://hbr.org/2019/09/why-even-new-grads-need-to-reskill-for-the-future (дата обращения: 10.06.2020).

References

Alekseyeva L. Uroki vtoroy volny: kak shkol'niki mira uchatsya v pandemiyu [Lessons from the Second Wave: How World's Schoolchildren Learn during the Pandemic] : Argumenty i fakty. 2020. URL: https://aif.ru/society/education/uroki_vtoroy_volny_kak_shkolniki_mira_uchatsya_v_pandemiyu (accessed: 15.09. 2020).

Brifing Ministra nauki i vysshego obrazovanija Valerija Fal'kova. 2020 [Briefing of the Minister of Science and Higher Education Valery Falkov] : Russian Government Website. URL: http://government.ru/news/39267/ (accessed: 02.06.2020).

V Mintrude otsenili uroven' kvalifikatsii vypusknikov rossijskih vuzov [The Ministry of Labor Assessed the Qualification Level of Russian Universities Graduates] : RIA Novosti Online Media. 2017. URL: https://ria.ru/20170523/1494868698.html (accessed: 10.06.2020).

Distantsionnoe obuchenie shkol'nikov. 2020 [Distance Learning of Schoolchildren] : Internet Newspaper of the Fund «Obshhestvennoe mnenie». URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14385 (accessed: 30.05.2020).

Obrazovanie: ot zakrytija uchebnyh zavedenij do vozobnovlenija ih raboty [Education: from the Closure of Educational Institutions to the Resumption of their Work]: Official UNESKO Website. URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (accessed: 30.05.2020).

Rubchenko M. Oni razrushat etot mir: pugayushhee pokolenie Z [They will Destroy This World: Frightening Generation Z] : RIA Novosti Online Media. 2020. URL: https://ria.ru/20200107/1562255259.html (accessed: 01.05.2020).

Urok vmesto mul'tika. Regiony reshili uchit' shkol'nikov po televizoru [Lesson Instead of Cartoon. Regions Decided to Teach Schoolchildren on TV] : Rossiyskaya gazeta. 2020. No. 83(8137). URL: https://rg.ru/2020/04/15/reg-szfo/regiony-reshili-uchit-shkolnikov-po-televizoru.html (accessed: 10.05.2020).

Bariso J. Google's Plan to Disrupt the College Degree Is Absolute Genius : INCmagazine. 2020. URL: https://www.inc.com/justin-bariso/google-career-certificates-plan-disrupt-college-degree-university-.... (accessed: 02.09.2020).

Busteed B. Why Aren't Graduates Ready For Work? 2019 : PARS International. URL: https://www.forbes.com/sites/brandonbusteed/2019/03/29/why-arent-graduates-ready-for-work-theyre-the... (accessed: 10.06.2020).

Crotty J. M. 60 % Of College Grads Can't Find Work In Their Field. 2019 : PARS International. URL: https://www.forbes.com/sites/jamesmarshallcrotty/2012/03/01/most-college-grads-cant-find-work-in-the... (accessed: 10.06.2020).

Gibbs L. Delayed Disaster Impacts on Academic Performance of Primary School Children : Child Development. 2019. Vol. 90, No. 4. July/August. Pр. 1402–1412. URL: https:// srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cdev.13200 (accessed: 01.06.2020).

Harden N. COVID-19’s Surprise Effect: More Parents Are Interested in Home Schooling : RealClearEducation. 2020. URL: https://www.realcleareducation.com/articles/2020/05/29/covid-19s_surprise_effect_more_parents_are_in... (accessed: 01.05.2020).

Jaume D. The Long-Run Effects of Teacher Strikes: Evidence from Argentina : Chicago Journals. 2019. Vol. 37. No. 4. URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/full/10.1086/703134 (accessed: 01.06.2020).

Kosslyn S. Are You Developing Skills That Won’t Be Automated? : Harvard Business Review Press. 2019. September 25. URL: https://hbr.org/2019/09/are-you-developing-skills-that- wont-be-automated?referral=03758&cm_vc=rr_item_page.top_right (accessed: 10.06.2020).

Learning Remotely when Schools Close: How Well are Students and Schools Prepared? Insights from PISA. 2020 : OECD Publishing. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref= 127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close (accessed: 06.06.2020).

MOOC Completion Rates: The Data : Search Engine Massive Open Online Courses. URL: http://www.katyjordan.com/MOOCproject.html (accessed: 10.06.2020).

OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). URL: https://www.oecd.org/coronavirus/en/policy-responses (accessed: 12.05.2020).

Realizing 2030: The New Era of Human-Machine Partnerships. 2018 : A Public Policy Roadmap for Governments. URL: https://www.delltechnologies.com/uploads/2018/07/2030_Dell-Policy-Roadmap-Whitepaper.pdf (accessed: 12.05.2020).

The Future of Jobs: Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Executive Summary : Global Challenge Insight Report. 2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (accessed: 12.05.2020).

Zao-Sanders M. Why Even New Grads Need to Reskill for the Future : Harvard Business Review Press. 2019. September 26. URL: https://hbr.org/2019/09/why-even-new-grads-need-to-reskill-for-the-future (дата обращения: 10.06.2020).