DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2021.02.04
Сабден Оразалы Сабденович, д. э. н., профессор, заведующий отделом глобализации и экономической политики Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (г. Алматы) more
Модернизацию общественного развития предлагается осуществить на основе триады, то есть равнобедренного треугольника: духовности, технологии и безопасности. Будущее цивилизации может быть построено на шести базовых элементах: научно-технический прогресс, экология, космос, безопасность, экономика и духовность. Рекомендуется авторский проект управления государством на основе пятерной спирали: государство, бизнес, наука, потребности общества и их информационное взаимодействие.
Ключевые слова: модернизация общества, духовность, технология, безопасность, пятерная спираль.
Modernization of Societal Development and a New Paradigm of State Governance
Orazaly S. Sabden. Doctor of Sci. (Economy), Professor, Head of the Department of Globalization and economic politics of the Institute of Economy of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan
It is proposed to implement the modernization of societal development on the basis of a triad, i.e. isosceles triangle: spirituality, technology and security. The future of civilization can be built on six basic elements: scientific and technological progress, ecology, space, security, economy and spirituality. The author’s project of managing the state on the basis of the quintuple helix (the state, business, science, needs of the society and their information interaction) is recommended.
Keywords: modernization of society, spirituality, technology, security, quintuple helix.
Модернизация общественного развития
С начала ХХІ в., в 2008 и 2020 гг., нам довелось пережить уже два мировых кризиса, последствия которых не один год нужно будет «разгребать». Мир находится в турбулентном движении, разобраться будет сложно. При таком хаосе самые развитые страны G7, G20, международные институты во главе ООН пока бессильны предложить что-либо разумное для устойчивого развития мира. Задаешься вопросом: разрушается ли человечество? Нам кажется, здесь главное заключается не в богатстве или в военной мощи, вооружении. Тогда почему США, имеющие почти 50 % всех вооружений мира, тоже находятся в кризисе? Или Китай – вторая экономика в мире – в таком же состоянии? В чем феномен такого положения в мире, есть ли выход из тупикового состояния?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в нашу историю, рассмотреть духовно-культурные ценности, которые человечество в своем многолетнем развитии приобретало по крупицам. Очевидно, что в последние периоды в погоне за капиталом, прибылью, богатством особенно капиталистические страны забыли об истоках развития, культурно-духовных ценностях, законах развития природы и др. Отсюда и деградация общественного развития.
Кроме того, сейчас общество оказалось не готовым полноценно воспринять последние научно-технологические новшества. В политической сфере даже самые развитые государства бессильны против гегомонистических, монопольных взглядов США в плане вооруженного давления или изменения мировой торговой политики и т. д. Колыбель мировой культуры, экономической политики, демократии – Европа, Евросоюз с 30 государствами, откуда родом мировые гении Сократ, А. Эйнштейн, У. Шекспир, А. Смит, К. Маркс и многие другие, не могут предложить концепцию выхода из мирового кризиса и показать дальнейшие пути человеческого развития.
Напрашивается вопрос: куда мы идем, куда нас ведут? Есть ли выход из этого тупикового положения? Здесь, конечно, должна в первую очередь прийти на помощь наука. К сожалению, общественные науки во главе с философией, политэкономия, социология, история, экономика и др., находятся в застойном состоянии и тоже не могут дать достойный ответ на мощные «бури», которые сотрясают мир с начала ХХІ в.
Очевидно, это указывает на изменение парадигмы закономерностей общественного развития. Значит, проблемы общественного развития необходимо решать эволюционным путем, не доводя до локальных или иных войн с разрушительными последствиями. Здесь нельзя не согласиться с мнением К. Маркса о социальных корнях проблем общественного развития. Капитализм не придал должного значения этим тезисам.
Ключ к этому дали в свое время гарвардский социолог, выходец из России Питирим Сорокин, а также ученый-теоретик из США Джон Гэлбрейт. Они утверждали, что если не будет мировой войны, то новый общественный строй станет «интегральным обществом», необходим «конвергентный путь» развития [Гэлбрейт 1969]. Мнение П. Сорокина о том, что в культурно-социальном интегральном строе наука, гуманитарная этика, высокая культура – все они, интегрируясь, влияют на развитие гуманитарной цивилизации, мы считаем оправданным [Там же: 452–455]. Видимо, эти идеи ученых, которые в свое время не были реализованы, необходимо сейчас с некоторыми дополнениями взять за основу новой парадигмы общественного развития. Необходимо отметить, что сейчас высший уровень власти оказался в плену своих политических амбиций, богатств, вместо того чтобы слушать голос гражданского общества, ученых.
Интегральное общество можно назвать седьмым формационным обществом, седьмым укладом. На наш взгляд, новое интегральное общество должно вобрать в себя все положительные качества всех существовавших до сих пор формаций, особенно капитализма и социализма, а также использовать возможности высокой технологии, искусственного интеллекта, роботизации, генома человека и других научно-технических достижений для развития новой цивилизации. Конечно, новое интегральное общество не даст молниеносных решений, мы еще долго будем пожинать отрицательные плоды капитализма и социализма. Здесь нам помогут многовековые достижения человечества в области культурно-духовных, исторических ценностей, генетические корни, сформировавшие иммунитет общества. Отсюда вывод – приоритет нужно отдать развитию социальной сферы, вкладывать больше инвестиций.
Следует признать, что не только капиталисты, но и все мы не придавали этому должного значения. Только в последнее время начали поднимать проблему духовного обновления, и то это делается сверху, под партийным флагом, не глубоко, не системно, как бы в рамках очередной кампании.
В новом общественном развитии нам помогут учения аль-Фараби, А. Навои, Абая и других мыслителей [Аль-Фараби 1985; Абай 1995; Навой 1986], в целом философия Востока. Конфуций видел основу человеческого счастья не только в личном усовершенствовании, а прежде всего в высшем нравственном развитии государства и семье. Со своей стороны, сами государственники должны руководствоваться гуманностью и справедливостью. В наследии знаний Будды, Лао-цзы, Конфуция содержатся основополагающие постулаты гражданского общества, которые мы ищем сегодня. Они провозглашают единение, нравственные устои, справедливость, равенство, призывают ценить порядок, труд, образование, жизнь и т. д. Они создавали положения о моральных принципах, философию морали, жизненных устоев того времени [Томас 2003; Лао-цзы 2019; Конфуций 2010].
Если смотреть на сегодняшнюю жизнь более системно, «историческим взгядом», то можно заметить, чего нам не хватает. То, чего сейчас не хватает миру, особенно развитым государствам, – это духовно-человеческие ценности общественного развития. Конечно, они придут не сами по себе, а с изменением мировой психологии, связанным с теми новшествами, которые происходят в сфере технологий, политики, мегадипломатии, миграции, с потеплением климата и т. д.
В условиях глобализации проблемы должны решаться не только с точки зрения философии Востока и Запада, но и рассматриваться в мировом масштабе. Если на проблему смотреть с позиции другой плоскости, как говорил А. Эйнштейн, например из космоса, то сейчас мировому сообществу нужны интеграция, согласие, единение, мировая торговля, экономические отношения, соблюдение законов природы и, в целом, вообще устойчивое развитие мировой цивилизации. В еще более отдаленном будущем – совместное освоение космоса, ноосферы, межпланетарные исследования и поиск жизни на другой планете, то есть осуществление идей В. И. Вернадского, С. Хокинга и других гениев [Вернадский 1991; Хокинг 2019].
На наш взгляд, необходимы два концептуальных направления. Во-первых, заняться возрождением духовно-человеческих ценностей, во-вторых, взять самое ценное из положительного развития мира в ХХ и ХХІ вв. Исходя из этого, для нового мира нужен единый идеологический постулат, то есть новая «гуманистическая идеология», учитывающая общественные и производственные отношения, человеческое равноправие, справедливость, мегадипломатию, философию Востока и Запада, а также все ценности общественного развития. ХХІ век должен быть веком гуманистическо-ноосферной цивилизации.
Гуманитарную идею прежде всего должны глубоко использовать сами развитые страны, тогда будет достигнут прогресс. За устойчивое развитие мира прежде всего несут ответственность мировые институты, такие как G7, G20, ООН, ЕС, НАТО, БРИКС, ШОС и др. Поэтому именно они под эгидой ООН должны прийти к единому соглашению. На наш взгляд, это может быть предстоящая новая цивилизация – седьмая новая формация, основанная на интегральном обществе и конвергентном пути, фундаментом которой является гуманитарная идеология, мирный путь. Гуманного общества такого уровня пока еще не достигла ни одна страна. Правда, это долгий путь в новой эре разума, возможно, за этот период сменится не одно поколение жителей Земли.
Конечно, различные государства развиваются на разных скоростях, поэтому у них должны быть свои политика, экономика и развитие. Но когда речь идет о мировом развитии, они должны быть едины в плане взаимоотношений, жить в мире и процветать. Мы еще не знаем, есть ли жизнь на других планетах, есть ли другая цивилизация, кроме нас. Над этим должны работать лучшие умы человечества.
С учетом мировых трендов в условиях глобализации предлагается триадная идея устойчивого развития человечества, влючающая духовность, технологию и безопасность (см. рис. 1). Эта триада должна быть под эгидой ООН. По-средством «равнобедренного треугольника» можно соблюсти равновесие развития мира и проследить логику истории его развития. Стороны служат базовыми элементами развития новой цивилизации.
Кратко остановимся на триадной идее. Во-первых, духовность включает в себя человеколюбие, порядочность, сохранение национальных обычаев, воспитательные меры и т. д. Необходимо понимать, что проходит «удобная» жизнь, а в новой цивилизации нужны терпимость и плюрализм. Базовые элементы духовного обновления и гуманизации общества следующие: история прошлого, настоящего и будущего; трансформация мировой психологии, мышления человека; возрождение духовных и моральных ценностей, мировых религий, в том числе ислама, христианства, буддизма, конфуцианства и др.; гармоничное развитие общества; креативное развитие человеческого капитала в условиях резкого уменьшения численности народов мира.
Чтобы ответить на вопрос, как должны решаться глобальные проблемы, требуется проведение совместных действий всех стран, настало время под эгидой ООН принять Концепцию новой духовно-идеологической доктрины общечеловеческого развития мира. Это обеспечит подъем духовных сил наций и народностей мира, их социально-экономический прогресс. В конечном счете про-изойдет переход к постиндустриальной парадигме духовного развития.
Во-вторых, в настоящее время человечество делает первые шаги в направлении новой, постиндустриальной социальной цивилизации, двигателем которой является научно-технологический прогресс (НТП). Большинство развитых стран, согласно теории длинных волн, завершают создание технологического базиса пятого поколения и формируют шестой технологический уклад, ключевыми факторами которого являются: био- и нанотехнологии, генная инженерия, информационно-коммуникационные сети, системы искусственного интеллекта и космические технологии. Единственный правильный путь выхода из мирового кризиса – инновационный путь развития, то есть выработка стратегии инновационного прорыва, выполнение широкомасштабных международных кластерных программ развития, особенно в сфере высоких технологий.
В условиях перехода к экономике, основанной на новых знаниях, целесообразно осуществить модернизацию науки, образования и здравоохранения, что придаст импульс новым технологическим укладам. Следовательно, по этим ключевым направлениям прогресса необходимо принять комплексные кластерные программы для материализации знаний и новых технологий.
В перспективе после полного освоения шестого технологического уклада (возможно, к 2050 г.) мировая экономика будет входить в очередной длинноволновой технологический уклад, соответствующий новому уровню постиндустриальной цивилизации.
В-третьих, обеспечение системы безопасности – гарант спокойствия и процветания в мире. К сожалению, в мире неспокойно, США идут по имперскому пути военной эскалации. Только прямые военные расходы этой страны в % от ВВП за последние 10 лет выросли на 60 %, а совокупные военные расходы США составляют 50 % военных расходов всех стран мира, вместе взятых [Military...]. Гонка вооружений, милитаризация США, России, КНР и других стран может привести к третьей мировой войне, что потенциально может уничтожить все на планете. Если этот курс не будет вовремя изменен, в ближайшем будущем нас ожидает новый виток войны.
Следует выработать механизм взаимного доверия, прозрачности реализации таких действий, начиная с запрета на применение всех видов оружия массового поражения до всеобщего разоружения, для установления мира без войн.
Необходимо утвердить предельно допустимые критические значения и пороговые показатели по многим видам безопасности, таким как экономическая, социальная, экологическая, инновационная, продовольственная, демографическая, научно-технологическая, информационная, энергетическая, космическая, биотехнологическая (микробы, нанороботы, роботы) и др.
Например, показатели, характеризующие производственную сферу, имеют следующие предельно критические значения: доля в промышленном производстве в обрабатывающей промышленности 70 %, в машиностроении 25 %, объем инвестиций в основной капитал 25 %, износ основных фондов 40 %, доля в экспорте обрабатывающей промышленности 40 % и т. д. Подобным образом ООН могла бы рекомендовать показатели для соблюдения порядка в мире.
В целом для устойчивого развития мира ООН могла бы использовать эти базовые элементы триады, которые приумножили бы прежде всего духовные возможности для развития гуманистическо-ноосферной цивилизации в ХХІ в.
Будущее цивилизации
В эпоху глобализации самый трудный вопрос – это выбор правильного жизненного пути. Это касается каждого человека и общества в целом. Если бы мы жили во времена Абая, мы бы делили скот между собой и родственниками. В настоящее время социальная структура отличается, рыночные отношения приспособили человечество к торговле и конкуренции, а жизнь легитимизировалась. По мере изменения человеческих ценностей меняется и духовность, которая уступает только материальным вещам. По этой причине к данному вопросу следует подходить широко.
Человечество до сих пор боролось за свое существование и, твердо взяв на себя руководство цивилизацией, начало изучать окружающую среду и себя, в связи с чем оно исследовало, осваивало определенные законы и разрабатывало их, пытаясь с помощью этих возможностей применять их в соответствии со своими потребностями. За семь тысяч лет человечество накопило огромный опыт и знания, чтобы чувствовать себя ответственным за будущее.
Сохранение человеческой цивилизации, вероятность ее последующего успешного развития невозможны без изучения общих закономерностей и пропорций в системе «производство – потребление», выработки основ воспроизводственного цикла и управления глобальными процессами.
Необходимость разработки интегральной концепции перехода к постиндустриальной цивилизации обусловлена предпосылками и условиями формирования логики мирового исторического развития, которую пытаются объяснить все ученые мира и мировая общественность, рассматривая проблему с различных точек зрения [Сабден 2012; Субетто 2013; Вернадский 1991; Кейнс 2011; Stiglitz 2009; Яковец 2011; Фридман 2010; Мичио Каку 2012].
Можно утверждать, что объективная логика мирового исторического процесса может служить эталоном (стандартом), единственно точным оценочным критерием в осмыслении прошлого, настоящего, будущего развития человечества. Человечество прошло две стадии индустриальной цивилизации, и теперь мир переходит на постиндустриальную стадию развития, то есть наступил информационный период. Сегодня нам надо подумать о том, как изменится мир в 2050 г. и, возможно, в 2100 г. При этом остается задачей достичь самых высоких уровней организации человеческого общества.
Для решения этих проблем автор разработал мегапроект, озаглавленный «Концепция стратегии развития человечества в XXI в.» (рис. 2). В нем системно рассмотрены все шесть базовых элементов перехода, то есть духовность, новая научно-технологическая революция, экологизация общества и материального мира, освоение космоса, мировая безопасность и экономика в целом, что в совокупности может дать крупный прорыв.
Рис. 2. Концепция стратегии выживания в ХХІ в.
Научная новизна мегапроекта заключается в комплексном рассмотрении всех составляющих (то есть базовых компонентов) как единого мировоззренческого процесса развития глобального мира и на основе этого – в разработке сетевой модели глобальной системы управления и регулирования мировых процессов и возможности сохранения устойчивого развития мира при переходе к постиндустриальной цивилизации (рис. 3).
Рис. 3. Сетевая модель глобальной системы управления и регулирования мировыми процессами
Настало время поставить перед мировым сообществом вопрос о глобальной системе управления цивилизацией и регулирования мировых процессов, которые в конце ХХ и в начале ХХI в. заявили о себе. Это значит, что речь идет о глобальной мировой системе принятия политических и экономических решений.
На первом этапе глобального управления миром для решения упомянутых адресных проблем пора вести обоснованные разговоры о создании мирового законодательного органа (Мирового парламента), исполнительного органа (Мирового правительства), судебного органа (Мирового суда), Совета безопасности, Мирового религиозного союза, только с определенными полномочиями. При этом необходимо использовать весь мировой исторический опыт развития человечества, включая ООН, ЕС, G8, G20, а также опыт других международных организаций, институтов и т. п.
Будущее всего мира с историей в 13,8 млрд лет зависит от развития цивилизации, взаимоотношений и взаимопонимания духовных и интеллектуальных лидеров. Решить накопившиеся проблемы можно либо объединившись, либо самостоятельно. В XXI в. США должны считаться с быстро растущим Китаем и Европейским союзом.
О мировом финансовом кризисе написано много. Не вдаваясь в подробности, отметим, что среди ученых, экспертов есть мнение о том, что нужно найти единый регулятор мировой валюты, чтобы в дальнейшем можно было бы спланировать соотношение между мировым производством, потреблением и денежным покрытием товаров и услуг.
Нами предпринята попытка обосновать подходы к определению единого универсального измерения валюты для всего мира в виде «мощности», то есть отношения киловатта к валюте – кВт/валюта. Это позволит избавиться от спекулятивного капитала, не обеспеченного реальной мощностью [Sabden, Ashirov 2016].
Современный подсчет ВВП в долларах является некорректным с точки зрения коэффициентов пересчета различных валют. Единица мощности (например, киловатт) в различных странах мира может «стоить» по-разному в различных валютах, но киловатт и в Африке, и в Америке, и в Европе, и в Азии остается киловаттом, и поэтому именно мощность может и должна использоваться для установления обменного курса валют. Для этого мы показываем валовой внутренний продукт разных стран в их собственных валютах, а также значение 0,1 ватта в валюте этой страны. Например, мы можем рассмотреть США, Китай, Россию, Казахстан, Белоруссию.
Если Соединенные Штаты не найдут новый способ ценообразования, а будут ориентированы только на «мировые цены», то экономика, вероятно, упадет.
В связи с этим мы предложили создать «Единый валютный союз в мире». Исходя из целей валютного союза, валюта не должна быть привязана к какому-либо товару и не должна рассчитываться в валюте какого-либо государства, поскольку это позволяет одной стране присвоить себе всю власть. Это не исключает риска кризиса или войны по желанию. Формирование мировых валют в соотношении к доллару или евро приводит к краху всей денежной системы.
Новая валюта не должна быть связана с обменным курсом валюты какой-либо страны, так как любая валютная эмиссия приведет к другой валютной эмиссии. Теперь это подтверждается тем, что допэмиссия доллара США привела к эмиссии валюты других стран, в том числе ЕС и Японии.
Коэффициент оборота между странами должен быть связан с киловаттами. Если «власть» возникает из эквивалента, необходимо учитывать активы в иностранной валюте. В мировой практике свободная торговля возможна, но характер торговца позволяет перейти от свободной торговли к равной торговле. Денежная масса (M2) должна контролироваться на основе межгосударственных соглашений и быть ограничена.
В условиях кризиса необходимо создать межвалютный резервный фонд. Другими словами, необходимо предотвращать формирование активов в валюте и контролировать ценность мировой валюты ООН в новом качестве (сила заполнения). Необходимо создать комиссию экспертов по валютным операциям при Организации Объединенных Наций с целью проведения анализа валютных отношений во всем мире и ее «энергоснабжения».
На наш взгляд, начинается новая эра, основанная на рыночной экономике, интеллектуальной экономике, постиндустриальной цивилизации, то есть новых знаниях, науке, высоких технологиях и процессе обновления духовных ценностей. Проще говоря, интеллектуальная экономика – это не товар, а развитие через новую, продвинутую идею.
Мы полагаем, что необходимо перейти от современной материалистической модели мирового развития к модели духовной модернизации и создания интеллектуального общества.
Управление государством на основе пятерной спирали
По опыту развитых стран видно, что инновационную экономику должны создавать вместе государство, бизнес и исследовательские университеты (тройная спираль). В XXI в. мировая цивилизация, на наш взгляд, уже нуждается в пятерной спирали, то есть взаимодействии государства, науки, бизнеса, общества и их информационного обеспечения. В мире весьма актуальны системы проектирования процессов, особенно на стыке наук. Нами предлагаются базовые элементы концепции «пятерной спирали», которые представляются в виде ступенчатого передаточного механизма, состоящего из пяти блоков (шестеренок): государство, малый, средний и крупный бизнес, НИИ и университеты, потребности человека и общества, а также их информационное взаимодействие (рис. 4).
Здесь приведены основные функции блоков. Например, на уровне государства в первом блоке будут приняты изменения в Конституции, конституционных законах и др., законодательные акты, обеспечивающие демократию и баланс всех ветвей власти. Путем формирования новой структуры трех ветвей власти значительно расширяются полномочия Парламента с одновременным сужением президентских полномочий, предполагается обеспечение экономической свободы и демократии со стороны законодательной, исполнительной, судебно-правовой системы. Необходимо усилить компетентность правительства в разработке и успешной реализации стратегических и тактических задач развития экономики страны.
Рис. 4. Концепция «пятерной спирали» ускоренного развития экономики
Во втором блоке будут разработаны базовые модели развития малого и крупного бизнеса, кооперации малого, среднего и крупного бизнеса, размещение заказов, создание новых структур и т. д. Когда экономика подвергается глубокой трансформации, стержнем роста экономики может быть ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Значит, всю страну следует переводить на эти рельсы, потому что ныне доля малого бизнеса от ВВП, по разным оценкам, составляет всего лишь 18–26 %. В развитых странах этот показатель достигает 50–70 %, а занятость обеспечивается до 80 %. Если говорить о занятости, то в Казахстане огромное количество людей (до 3 млн) являются самозанятыми. Данный пример показывает, что у нас огромные резервы в развитии МСБ.
Главная цель в ближайшие время – формировать в стране средний класс, а малый бизнес сделать всенародным достоянием. Нужна консолидация различных сил общества (бизнес-элита, гражданское общество, НПО и др.) в интересах народа и экономического развития страны. Необходимо признать, что наши богачи различными путями успели изрядно разбогатеть и, подражая Западу, демонстрируют свое состояние, раздражая основную массу населения. Чтобы избавиться от этих негативных процессов, им следует вкладывать свои доходы в развитие экономики государства и повернуться лицом к духовности и улучшению жизни народа.
В этой связи автором разработана Концепция стратегии форсированного развития малого и среднего предпринимательства, включающая в себя приоритеты, принципы, задачи и девять проектов, которые ориентированы на качественно иную инновационную политику и более высокий уровень развития национальной экономики. Это осуществляется путем активного вовлечения населения в малое пред-принимательство, улучшения качества предпринимательской среды, усиления «предпринимательского сегмента» в обществе и ускорения роста сектора МСП за счет увеличения числа стартующих малых и средних предприятий. С данным проектом можно подробно ознакомиться в работе [Сабден 2017].
В третьем блоке будет осуществляться координация НИИ и вузов, будут создаваться технопарки, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, проводиться фундаментальные исследования науки и новых знаний, НИОКР и коммерциализация их результатов в технопарках и производствах. Мы считаем, что парламенты стран должны принять специальный рамочный Закон «О малом инновационном предприятии», где будут представлены всевозможные кредитно-налоговые механизмы государственной поддержки МСП в НИИ и вузах. Тогда у наших ученых появится возможность зарабатывать, а также привлекать к исследованиям студентов, как это делается в Гарвардском, Массачусетском, Стэнфордском университетах США. Профессора и студенты будут частью процесса формирования новых фирм. В результате связи между вузами, бизнесом и властью будут основой новой модели пятерной спирали управления, то есть коммерциализации исследований. Здесь весьма важно поднять уровень финансирования науки, сначала до 1,5 % от ВВП (нижный пороговый барьер), а потом до 3–4 %, как в развитых странах.
В четвертом блоке будут формироваться различные социальные запросы на товары и услуги, а также другие потребности общества, вплоть до индивидуальных заказов каждого человека и юридических лиц. Особенно нужно возродить духовные запросы общества, которые за годы суверенитета, рыночных реформ остались на задворках общественного развития. Будет осуществляться общественный контроль за исполнением законов, государственных и отраслевых программ и проектов, различных государственных компаний и холдингов – через вновь созданную «Общественную палату РК» [Сабден 2017].
В условиях кризиса нужно серьезно относиться к вопросам распределения благ для повышения уровня жизни. В этой связи роль третьего сектора, то есть гражданского общества, резко повысится, так как со временем именно оно путем созидательной деятельности займет большую долю в социальном доверии в управлении государством. Генерирование социального капитала выходит на первое место, и он инвестируется в рынки и органы власти. Здесь необходимо повысить роль НПО. Если у нас на 18 млн человек приходится 18 тыс. НПО, то на 5 млн человек населения Финляндии приходится более 120 тыс. НПО. Вот к чему надо стремиться, и тогда социальная сфера будет развиваться более быстрыми темпами [Тайпале 2016].
На пятый блок возлагается весьма важная задача по взаимодействию всех составляющих управления государством на основе пятерной спирали. Здесь путем формирования сетевой коммуникации, базы данных, сенсорных потоков информации будет обеспечено эффективное функционирование всех блоков управленческих звеньев. Образно говоря, при осуществлении данного проекта управления государством оно представится в виде замкнутого технологического цикла, обеспечивающего качественный конечный продукт. Известно, что до сих пор эффективно действовали государственно-частное партнерство (ГЧП) и тройная спираль, то есть взаимодействие государства, бизнеса и науки.
Новый подход к методам управления государством на основе пятерной спирали впервые выносится на суд ученых и международной общественности. В структурированном виде сетевое управление государством на основе пятерной спирали, с учетом решения важных задач в каждом блоке, приведено на рис. 5.
Рис. 5. Сетевое управление государством на основе пятерной спирали
В результате вопросы всех блоков проекта будут разрабатываться комплексно и, подобно работе часового механизма, будут четко реализовываться на основе концепции «пятерной спирали». И, на наш взгляд, этот проектный подход к государственному управлению экономикой сегодня может быть эффективным методом и механизмом реализации претворения в жизнь приоритетов ускоренного развития экономики страны.
Для быстрого и устойчивого роста экономики требуется кардинально повысить роль науки и научно-технологического развития. Для этого рекомендуем высказанное нами много лет назад предложение о создании Государственного комитета по научно-технической политике при Президенте РК. Только такой протекционистский подход к системе государственного управления наукой может решить архиважную для Казахстана проблему.
В результате эффективное взаимодействие и функционирование всех пяти базовых составляющих управления государством обеспечит устойчивый экономический рост. В противном случае, если хотя бы один из них будет «хромать», то результат может быть отрицательным. Если до сих пор работали разрозненно, например, бизнес-сфера и пр., не в должном взаимодействии всех структур экономики, то теперь обеспечение эффективного развития страны будет осуществляться на основе интеграционного взаимодействия всех сфер и общественного контроля со стороны народа и парламента. Самое важное то, что все составляющие управления государством будут сплетены в одну, то есть будут представлены в виде информационного взаимодействия, сетевой коммуникации, сенсорных потоков информации, чего раньше не было.
Казахстан спасет создание социального общества, вобравшего в себя наилучшие духовно-культурные, исторические ценности прошлого и передовой опыт западной и восточной цивилизации.
Литература
Абай. Т. 1, 2. Алматы : Жазушы, 1995.
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата : Наука, 1985.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991.
Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1969.
Кейнс Р. С. Возвращение Мастера. М. : Юнайтед Пресс, 2011.
Конфуций. Суждения и беседы. М. : Рипол Классик, 2010.
Лао-цзы. Книга о пути жизни. М. : АСТ, 2019.
Мичио Каку. Физика будущего. М., 2012.
Навой А. Хамса. Ташкент : Изд-во литературы и искусства, 1986.
Питирим Сорокин – русская социология [Электронный ресурс]. URL: https://www.km.ru/referats/333281-pitirim-sorokin-russkaya-sotsiologiya (дата обращения: 21.04.2020).
Сабден О. Экономика: избр. труды: в 22 т. Алматы, 2012.
Сабден О. Экономика: избр. труды: в 25 т. Алматы, 2017.
Субетто А. И. Ноосферно-научные и духовно-нравственные основания выживания человечества в ХXI веке. СПб. : Астерион, 2013.
Тайпале И. Финляндияның 100 әлеуметтік инновациясы. Алматы : БПКА, 2016.
Томас Э. Будда. История и легенды. М. : Центрполиграф, 2003.
Фридман Д. Следующие 100 лет: прогноз событий ХХI века. М. : Эксмо, 2010.
Хокинг С. Краткие ответы на большие вопросы. М. : Эксмо, 2019.
Яковец Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века. М. : Экономика, 2011.
Military Budget of the United States [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Military_budget_of_the_United_States#:~:text=The%20military%20budget%2...
is%20the,of%20uniformed%20and%20civilian%20personnel.
Sabden O., Ashirov A. The Conseptual Strategy for Human Kinds Survival in the XXI Century and Food Security. London : Cambridge International Press, 2016.
Stiglitz J. Freefall: America, FreeMarkets and the Sinking Economy Norton. New York : W. W. Norton & Company, 2009.
References
Abaj. T. 1, 2. Almaty : Zhazushy, 1995.
Al-Farabi. Istoriko-filosofskie traktaty [Historical-Philosophical Treatises]. Alma-Ata : Nauka, 1985.
Vernadskij V. I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie [Scientific Thought as a Planetary Phenomenon]. Moscow : Nauka, 1991.
Galbraith J. K. Novoe industrial'noe obshhestvo [The New Industrial State]. Moscow, 1969.
Keynes R. S. Vozvrashhenie Mastera [The Return of the Master]. Moscow : “United Press” LLC, 2011.
Confucius. Suzhdenija i besedy [Judgments and Conversations]. Moscow : Ripol klassik, 2010. 368 pp.
Lao-Tzy. Kniga o puti zhizni [The Classic Book of Integrity and the Way]. Moscow : AST, 2019. 256 pp.
Kaku M. Fizika budushhego [Physics of the Future]. Moscow, 2012.
Navoj A. Hamsa. Tashkent : Izd-vo literatury i iskusstva, 1986.
Pitirim Sorokin – russkaja sociologija [Pitirim Sorokin – Russian Sociology]. URL: https://www.km.ru/referats/333281-pitirim-sorokin-russkaya-sotsiologiya (accessed: 21.04. 2020).
Sabden O. Ekonomika: izbrannye trudy [Economics: Selected Works]: in 22 vols. Almaty, 2012.
Sabden O. Ekonomika: izbrannye trudy [Economics: Selected Works] in 25 vols. Almaty, 2017.
Subetto A. I. Noosferno-nauchnye i duhovno-nravstvennye osnovanija vyzhivanija chelovechestva v XXI veke [Noosphere-Scientific and Spiritual-Moral Foundations of Human Survival in the XXI Century]. St-Petersburg : Asterion, 2013.
Tajpale I. Finljandijanyң 100 әleumettіk innovacijasy. Almaty : BPKA, 2016.
Thomas E. Budda. Istorija i legendy [Buddha. History and Legends]. Moscow : CJSC “Centrpoligraf”, 2003.
Friedman G. Sledujushhie 100 let: prognoz sobytij HHI veka [The Next 100 Years:
A Forecast for the 21th Century]. Moscow : Eksmo, 2010.
Hawking S. Kratkie otvety na bol'shie voprosy [Brief Answers to the Big Questions]. Moscow : Eksmo, 2019.
Jakovets Ju. V. Global'nye jekonomicheskie transformacii XXI veka [Global Economic Transformations of the XXI Century]. Moscow : Ekonomika, 2011.
Military Budget of the United States. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Military_budget_of_the_United_States#:~:text=The%20military%20budget%2...
ormed%20and%20civilian%20personnel.
Sabden O., Ashirov A. The Conseptual Strategy for Human Kinds Survival in the XXI Century and Food Security. London : Cambridge International Press, 2016.
Stiglitz J. Freefall: America, FreeMarkets and the Sinking Economy Norton. New York : W. W. Norton & Company, 2009.